Сочинение на тему сравнение лирики пушкина и лермонтова

9 вариантов

  1. Он говорит о великом общественном значении поэзии – «глаголом жечь сердца людей». Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в стихотворении «Туча» роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.
    Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело.
    У Пушкина чувствуется вера в свободу, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совсем иное настроение: здесь нет надежды. Век Лермонтова – эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов, предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, о ее обреченности на непонимание и презрение людьми, равнодушными к вольной проповеди свободы и правды.
    Подводя итог, можно сказать, что и А.Пушкин и М.Лермонтов с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта – пророка и не только раскрыли каждый по – своему тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказали, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтали великие поэты, к чему призывали в своих стихах, сбылось. А самое главное – их поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств. Величие из этих людей в том, что их творения не умирали вместе с ними, а продолжали жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Они были совестью нации, властителями дум, выразителями чаяний народных.
    В пушкинской «Туче» лирический герой оптимистичен, любит жизнь. Его жизнелюбие не может поколебать туча, поэтому она одна. Поэт повторяет слово «одна» трижды. После грозы – ликующий день, ясная лазурь, успокоенные небеса, свежая земля. Это стихотворение – гимн жизни. Композиция стихотворения основана на градации (постепенном усилении, нарастании чувства). Стихотворение жизнерадостно, динамично с самого начала. В первой строфе описывается «последняя туча рассеянной бури», ее одиночество, унылая тень. Во второй строфе вспоминается недавняя буря:
    Ты небо недавно кругом облегала,
    И молния грозно тебя обвивала;
    И ты издавала таинственный гром
    И алчную землю поила дождем.
    В третьей строфе – лирическая кульминация стихотворения – призыв к туче: «сокройся!» и картина освеженной и успокоенной природы. Как всегда, у Пушкина тропов немного и их употребление метко, удачно и выразительно. Например, эпитетов: «унылую тень» – «ликующий день» (антитеза), «таинственный гром», «алчную землю», «успокоенных небес». Их использование усиливает настроение тревоги (2-ая строфа) и радости (1-ая и 3-я строфы). Использование звукописи (аллитерации) в 3-ей строфе:
    И ветер, лаская листочки древес,
    Тебя с успокоенных гонит небес
    передает спокойствие, умиротворенность природы.
    Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, трехсложным размером стиха, что придает лирическому произведению опять-таки успокоенность. Использована смежная (парная) рифма.
    «Тучка» Лермонтова. Произведение написано в апреле 1840 года, перед отъездом Лермонтова во вторую кавказскую ссылку. Возможно, предчувствие скорой гибели делает это стихотворение пронзительно грустным и печальным. Лирический герой Лермонтова одинок, гоним всеми. Хочет найти родственную душу. Но тучки холодны и свободны, они не понимают его. Композиция стихотворения основана на антитезе: противопоставляются холодные и свободные тучки мятущейся, страстной, страдающей душе лирического героя, изгнанника, гонимого с родины. В 1-ой и 2-ой строфах лирический герой пытается найти родственную душу, сравнивает странников-тучек с собой, но его ждет разочарование, и он обращается к тучам:
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    Необходимо обратить внимание на поэтический синтаксис стихотворения, что тоже весьма характерно для стиля Лермонтова. Это ряды однородных членов, как средство выразительности, способствующие нагнетанию, усилению чувства:
    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
    Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
    Или на вас тяготит преступление?
    Или друзей клевета ядовитая?
    Это частое использование инверсии:
    Тучки небесные,
    Степью лазурною, степью жемчужною…
    Это повторы:
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    В «Тучах» символический план настолько прозрачен,
    что Лермонтов откровенно приписывает тучкам в высшей степени человеческие свойства и отношения:
    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
    Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
    Или на вас тяготит преступление?
    Или друзей клевета ядовитая? (Гинзбург)
    Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложным размером стиха, что придает ему некоторую заунывность, грусть. Использована перекрестная рифма.
    Лирический герой Пушкина жизнелюбив, оптимистичен, открыт миру во всех его проявлениях. Неудачи, огорчения, неразделенная любовь не могут поколебать его воли, любви к жизни.
    Лирический герой Лермонтова одинок, отвержен, несчастен, гоним, разочарован. У него нет гармонии с окружающим миром. Подтверждением этого тезиса может служить и анализ художественно-изобразительных средств стихотворений, приведенный выше.

  2. Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» — стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.
    Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»
    Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.

    Выводы TheDifference.ru

    Лирической поэзии А.С. Пушкина свойственно разнообразие тем и мотивов, в которых отражается жизнеутверждающая позиция автора. В лирике Лермонтова главной темой является неразрешимый конфликт между собственной судьбой и эпохой.
    Назначение поэта в творчестве Пушкина определяется как служение высшим идеалам. Поэт в стихах Лермонтова – сверхличность с трагическим мироощущением, осознающая свою исключительность и одиночество в окружающем мире.
    Лирика Пушкина отличается совершенством формы, чистотой языка, естественностью художественных образов. В романтической поэзии Лермонтова форма подчинена содержанию, в котором важная роль отводится аллегорическим образам и символике, заимствованной из мифологии.

  3. Вывод: поэт Пушкина обладает душевным
    покоем и твёрдой уверенностью в благородстве
    дела, которому посвятил жизнь. Поэтому он
    сознательно выбирает одиночество.
    Пророк Лермонтова не обладает душевной
    гармонией. Поэтому ему необходимо признание
    своего учения людьми, выполнение миссии,
    возложенной на него Богом.(Толпа – у Пушкина,
    люди, ближние – у Лермонтова).
    Обратим внимание на таблицу. Вы можете уже дать
    предварительный ответ на наш проблемный вопрос?
    Учитель читает из Мережковского: «В
    жизни Пушкин весь на людях, но в творчестве один.
    Лермонтов обратно: в жизни – один, в творчестве
    идёт к людям; пусть не доходит, но идёт, пусть
    ненавидит, но не бесстрастен».
    IV.
    1. В элегиях «Безумных лет угасшее
    веселье…» и «И скучно и грустно…
    » поэты
    размышляют о жизни и своём месте в ней.
    2. Выберите и подготовьтесь выразительно
    прочитать то стихотворение, которое наиболее
    близко вам. Попытайтесь объяснить, почему вами
    выбрано именно это стихотворение.(Чтение
    стихотворений)

    3. Сравните первые строки: что
    чувствуют ЛГ? (Печаль, грусть) Но в чём разница? ( У
    лирического героя Пушкина было, хотя и
    прошлом, веселье, безумное, легкомысленное, им
    была полна жизнь, но память о нём тяжела; вокруг
    лирического героя Лермонтова бездонная пустота,
    в прошлом не было ничего)
    4. А будущее? У Пушкина
    представлены две его контрастных возможности:
    «труд и горе» / «гармонией упьюсь», «блеснёт
    любовь» (жизнь понимается и принимается как чаша
    страданий и наслаждений. И труд уже видится
    вдохновенным творчеством, и не одинокая старость
    ждёт впереди, а жизнь, согретая любовью. От
    чего это зависит?
    От мироощущения человека.
    И в этом весь Пушкин: ощущая дихотомию жизни,
    энергичным «но» утверждает оптимистическое её
    течение).
    5. В стихотворении Лермонтова у ЛГ
    будущего нет вовсе. Почему? Потому что пуста и
    ничтожна настоящая жизнь: некому подать руку,
    разделить печаль(у Пушкина: «о други»), вокруг нет
    тех, кто достоин любви, желанья и мечтанья не
    сбываются, собственная душа ничтожна,
    опустошена; не страсти, а холодный рассудок
    руководит ЛГ, он будто останавливает свои порывы
    словом рассудка. Создаётся страшное
    впечатление, что ЛГ Лермонтова близок к тому,
    чтобы оборвать свою жизнь.
    Вывод: Лирический герой Пушкина
    понимает жизнь как бескрайнее, волнуемое море; он
    видит её разные возможности, но утверждает
    оптимистическое отношение к ней. Лирический
    герой Лермонтова видит её пустой и глупой
    шуткой, его пессимизм вызван бессмысленным
    устройством мира, а ЛГ погружён в безысходное
    разочарование.
    V.
    1. Итак, мы обсудили философские стихотворения
    великих поэтов. Так верна мысль Мережковского
    или нет? Действительно ли перед нами дневное и
    ночное светила русской поэзии?
    2. Философ прав: гармония поэта Пушкина
    противостоит дисгармонии и безысходному
    разочарованию в жизни поэта Лермонтова.
    «Дневное» и «ночное» – понятия философские,
    мировоззренческие, можно сказать, они определяют
    индивидуальность каждого поэта.
    3. Сумеете ли вы услышать Пушкина и
    Лермонтова?
    Прошли восторги, и печали,
    И легковерные мечты…
    Но вот опять затрепетали
    Пред мощной властью красоты.
    Как страшно жизни сей оковы
    Нам в одиночестве влачить.
    Делить веселье – все готовы –
    Никто не хочет грусть делить.
    VI.
    Домашнее задание будет связано с
    прозвучавшим сегодня высказыванием
    Мережковского: «Вся русская поэзия между ними
    колеблется». Прочитайте стихотворение Тютчева
    «Два голоса». Какой из «голосов» условно можно
    назвать пушкинским, а какой лермонтовским?
    13.11.2010

  4. 4
    Текст добавил: Максим Березников

    Сходство и различие в лирике Пушкина и Лермонтова Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почётным, самым великим из человеческих званий. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть её для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта. Но при всем сходстве высоких идей и жизненных целей каждый из них по-своему неповторим в своем творчестве, отличается особым поэтическим даром и мироощущением. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к теплу, уюту, дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике Пушкина. «Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.» Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву», где Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне «души прекрасные порывы» Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие, неуют и бездомье. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми. Но, как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Лермонтов — глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания. Как в творчестве А. Пушкина, так и М. Лермонтова мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии. Образ поэта – пророка Пушкин впервые использовал в стихах, в которых пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Именно о таком поэте он говорил в своём стихотворении «Пророк», в котором показал трудный процесс превращения простого смертного человека в глашатая истины. « Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.» Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём. Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Я думаю, что стихотворение «Пророк» Прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.» У Пушкина чувствуется вера в свободу, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совсем иное настроение: здесь нет надежды. Век Лермонтова — эпоха, которой была чужда поэзия. Подводя итог, можно сказать, что и А. Пушкин и М. Лермонтов с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта – пророка и не только раскрыли каждый по – своему тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказали, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтали великие поэты, к чему призывали в своих стихах, сбылось. А самое главное – их поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

  5. Звание Поэта всегда было самым почётным, самым великим из человеческих званий. Судьба и творчество русских поэтов были неразрывно связаны с жизнью общества, с его нравственными и духовными интересами. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть её для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта. Но при всем сходстве высоких идей и жизненных целей каждый из них по-своему неповторим в своем творчестве, отличается особым поэтическим даром и мироощущением.
    Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к теплу, уюту, дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Перечитывая пушкинские строки, мы почти физически ощущаем бодрящий холод зимы, знойную жару лета, любуемся «в багрец и золото одетыми» лесами. Тема дружбы – одна из ведущих в лирике Пушкина. Одно из первых стихотворений, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву», где Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне «души прекрасные порывы».
    Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие, неуют и бездомье. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми. Но, как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Полагаю, стихотворение « Выхожу один я на дорогу» принадлежит к лучшим его творениям. Вместе с автором мы видим величие ночи, очарование торжественной тишины и покоя. Это гимн красоте гармонии природы, которая не знает противоречий. От ночного пейзажа мысль переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги. В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен на душевных переживаниях человека. Лермонтов – глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания.
    Творчество Пушкина начиналось во времена декабристов и надежд на изменение существующего в России порядка; Лермонтов пришел в литературу, когда эти надежды были разрушены. Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Поэт призывает их «хранить гордое терпение», говорит о том, что их «скорбный труд» не пропадёт, что их дело будет продолжено единомышленниками и что «придёт желанная пора» – свобода. Поколение Лермонтова, вступившее в жизнь после поражения восстания декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет в стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов: Печально и гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Как в творчестве А. Пушкина, так и М.Лермонтова мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дают великие русские поэты на некоторые из этих нелёгких вопросов:Кто такой поэт? Каково его место в жизни? В чем сущность самого процесса творчества?
    Образ поэта – пророка Пушкин впервые использовал в стихах, в которых пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Его идеал – человек, одарённый «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордое чело», ничего не страшащийся. Именно о таком поэте он говорил в своём стихотворении «Пророк», в котором показал трудный процесс превращения простого смертного человека в глашатая истины.
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Такой видит свою миссию Пушкин. Он говорит о великом общественном значении поэзии – «глаголом жечь сердца людей». Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.
    Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я думаю, что это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
    С тех пор, как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    У Пушкина чувствуется вера в свободу, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совсем иное настроение: здесь нет надежды. Век Лермонтова – эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов, предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, о ее обреченности на непонимание и презрение людьми,равнодушными к вольной проповеди свободы и правды.
    Я думаю, что Лермонтов так определил судьбу поэта не только в России, но и в любом государстве, где подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и насилие.И все же Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его идей. В слове поэта он тоже видел оружие битвы. В стихотворении «Поэт» появляется образ карающего кинжала. Поэзия – кинжал, излюбленная лермонтовская параллель. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала.
    Подводя итог, можно сказать, что и А.Пушкин и М.Лермонтов с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта – пророка и не только раскрыли каждый по – своему тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказали, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтали великие поэты, к чему призывали в своих стихах, сбылось. А самое главное – их поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств. Величие этих людей в том, что их творения не умирали вместе с ними, а продолжали жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Они были совестью нации, властителями дум, выразителями чаяний народных. Это о них сказал Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем поэт».

  6. Тема любви – одна из вечных тем, одна из самых прекрасных тем, поэтому А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов никак не могли обойти ее, поэтому они обращался к ней и в юношеский, и в более зрелый период.
    Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
    Стихотворения А.С. Пушкина были посвящены многим женщинам. Но можно выделить несколько общих мотивов в любовной лирике поэта:
    – любовь как беспечное наслаждение, легкое, приятное чувство (лицейский период);
    – любовь – глубокая, драматическая страсть (южная ссылка);
    – идеальное, вечное чувство;
    – любовь – источник внутренней свободы;
    Исследователи творчества Пушкина посчитали, что он посвящал стихи ста тридцати семи женщинам. Эти увлечения, постоянное чувство влюбленности помогали ему в создании прекрасных произведений.
    Любовь, по Лермонтову, очень сильное чувство, чувство первичное, рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое. Но любовь никогда не бывает одна. Ее всегда сопровождают такие чувства, как ненависть и одиночество. Любовь даже не может попросить помощи у бога, так как бог враждебен любви, не принимает ее, отрицает. Поэтому любовная лирика – это лирика страданий, изломов, сетований и проклятий.
    Любовной лирике М.Ю.Лермонтова характерны биографизм и циклизация. В стихотворениях можно проследить этапы любви: ее зарождение, развитие, подъем, спад, прекращение. Особенно это прослеживается в цикле, посвященной Н.Ивановой.
    Любовные стихи Лермонтова были посвящены: Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой и Варваре Лопухиной. В связи с этим можно выделить несколько циклов, и, соответственно, несколько мотив любовной лирики Михаила Юрьевича:
    1. Мотив любви к светской женщине.
    – Любовь к женщине, полностью посвятившей себя «свету», живущей по его законам, обладающей качествами, присущими женщине – светской львице, привыкшей иметь множество поклонников и отрицать чувство любви, заменяя его влюбленностью, флиртом. Например, стихи, посвященные Н.Ивановой.
    – Любовь к женщине, которая хоть и вращается в светском обществе, живет по законам света, но не утратила своей человечности, душевности, доброты. Этой женщиной была Е.Сушкова.
    2. Любовь и уважение к женщине – другу, товарищу, который никогда не подведет, на которого в любую минуту можно положиться, довериться, который всегда поможет, посоветует, подскажет верное решение. М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину – В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь.
    3. Проникновенная и горячая любовь к женщине-человеку.

  7. Научная работа: «Сравнительная характеристика Пушкина и Лермонтова » ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Вступление
    Сравнительная характеристика:
    портрет
    происхождение
    образование
    поэзия
    любовь
    дуэль
    эпилог
    III.ЛИТЕРАТУРА:
    Научная работа: «Сравнительная характеристика Пушкина и Лермонтова »
    …Пушкин и Лермонтов
    Они молоды. Натальи
    в них влюблены. И никто
    из них не будет убит.
    Сверчок и Маёшка.
    У Пушкина не погаснет
    венчальная свеча, не упадет
    обручальное кольцо.
    А у Лермонтова счастливо
    упадет монета, которую
    он имел привычку
    подкидывать, проверять
    свое счастье.
    …Пулю, от которой он погиб,
    сохранили. Кто?
    Неизвестно. Оправили
    в золото, чтобы она была
    вечным кровавым мигом.
    В 1899 году в « Петербургских
    ведомостях » было
    опубликовано: « На вид это
    маленький, кругленький,
    темный шарик, изящно
    отделанный в золото в виде
    брелока, но без содрогания
    на него смотреть
    невозможно!»
    Где пуля теперь?
    Тоже неизвестно.
    И не надо известий о ней!
    1.Вступление
    2009 год ? год 210-летия со дня рождения Пушкина и 195-летия со дня рождения Лермонтова, старшего поэта и младшего.
    Пути одного и другого шли рядом. Поэтические судьбы одинаковы ?обоих уже в детстве посетила богиня песнопений. Старшего ? «на слабом утре», младшего, когда он «шести лет заглядывался на закат». Им было все дано ? талант и «гремящая слава».
    Младший являлся продолжателем начинаний старшего.
    Младший сказал о старшем:
    ? Наш лучший поэт.
    Старший сказал о младшем:
    ? Далеко мальчик пойдет. ? И, прочитав некоторые стихотворения, признал их «блестящими признаками высокого таланта».
    И мальчик Лермонтов, когда погиб старший, написал шестнадцать беспощадных строк. Своему родственнику Николаю Столыпину, имевшему неосторожность отозваться о погибшем поэте с улыбкой, выкрикнул:
    ? Я ни за что не отвечаю, ежели вы сию секунду не выйдете отсюда.
    Николай Столыпин смущенно пробормотал:
    ? Но ведь он просто бешеный. ? И вышел.
    Белинский восклицает:
    ? Что за огненная душа…( Белинский В.Г. Полн.собр.соч., т. IV. М.,1954,с. 537.)
    Но есть и различия между двумя поэтами. Один вырос в полной семье, был всегда в обществе друзей, женщин. У другого же была одна бабушка из родных, друзей можно было посчитать по пальцам, а среди многочисленных романов была всего одна настоящая безответная любовь…
    Вот почему я хочу попробовать разобраться в схожести и различии судеб двух гениев. Несмотря на все различия Лермонтова и Пушкина, находятся интереснейшие совпадения в их судьбах. Они? два человека, которые так и не встретились.
    * цели и задачи:
    ? сравнить обстоятельства жизни двух великих поэтов;
    ? найти удивительные совпадения и различия их жизненного пути;
    ? подвести итоги.
    * источники:
    ? мемуары современников;
    ? письма Пушкина и Лермонтова;
    ? работы литературоведов;
    Сравнительная характеристика
    1.портрет
    Александр Пушкин. Волосы русые, густые, крупновьющиеся, глаза большие, зелёные, в густых загнутых ресницах, брови высокие, нос прямой, лоб высокий, губы чёткие, яркие, лицо овальное, шея развитая, плечи широкие, грудь могучая, талия тонкая, ноги прямые, руки аристократические. Владел навыками рукопашного боя, был блестящим фехтовальщиком, отменным стрелком, замечательным наездником. А одевался! К тому же ум – выдающийся, одарённость – гениальная. Он был мечтой женского сердца.
    Михаил Лермонтов. Женщины влюблялись в него без памяти. Ни один художник не смог передать его облика – одни приукрашивали, другим он казался безнадёжно заурядным. Вот описание Веры Анненковой, родственницы поэта: «У него был злой и угрюмый вид, его небольшие черные глаза сверкали мрачным огнём, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка. Он был малым ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и даже неблагородно». Он прекрасно рисовал, любил фехтование, верховую езду, танцы. Это был коренастый юноша, обещавший сильного и крепкого мужа в зрелых летах. И также одарённость – гениальная.
    2.происхождение
    Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Радше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.
    По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
    По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.
    3. детство
    У первого из них ? старшего? было веселое, легкое имя. Прозвищами (собрикетами) были Сверчок, Егоза, Француз? вследствие особого знания французского языка и увлеченности французскими просветителями, и ещё потому, что любил бегать, прыгать через стулья, играть в кегли. Мог вскочить на стол, улечься на нем, схватить перо и бумагу и со смехом начать писать стихи. Мог писать стихи, сидя на кровати с поджатыми ногами, или «едучи в коляске», или в момент шумных бесед, едва присев где-нибудь, или просто впотьмах. Его еще называли Бесом.
    ?Здравствуй, Бес!
    Он нарисует себя и рядом ? беса.
    В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое чаще невпопад.
    У второго из них ? младшего ? собрикетами были Любезный маленький гусарик и Маёшка. Это в юнкерской школе. « Monsieur Mayeux » ? популярный персонаж французских карикатур, который отличался задором, остроумием и резкостью суждений.
    Лермонтов любил играть в горелки, серсо, «изображать всех в карикатурах», сочинять забавные стихи-шутки, которые неожиданно теряли рифму, хромали; рисовал, ползая по сукну, натянутому на полу в детской; мог писать стихи, стоя на коленях перед стулом. Если под рукой не оказывалось бумаги, писал на страницах «Потового дорожника» или на дне пустого выдвинутого ящика стола. И тоже была в нем излишняя смелость с застенчивостью.
    Оба родились в Москве, совсем недалеко друг от друга. На немецкой улице началось детство старшего, в доме на Красноворотной площади (Красные ворота) началось детство младшего.
    Оба побывали у знаменитой ворожеи Александры Филипповны Киркгофт, немки. Она предсказала смерть Пушкину « от рук белого человека». У неё побывал и Лермонтов весной 1841 года. Она ему нагадала, что его ожидает отставка, « после коей уж и в Петербурге ему больше не бывать и ни о чём просить не станешь».
    Когда родился младший, бабушка в его честь в семи верстах от имения поселила деревню и назвала её ? Михайловская. Родным и любимым местом старшего было его родовое имение Михайловское. Так что ? Михайловская… и Михайловское…
    4.образование
    Младший учился в Московском университетском Благородном пансионе, в учебном заведении, похожем на Царскосельский лицей. Пансион имел такие же привилегии. Учились шесть лет. В учебном курсе были такие предметы, как математика, физика, география, история, юридические дисциплины, рисование, музыка, танцы. Изучали латинский и греческий; курс военных наук. Но над всем господствовало « литературное направление».
    «Лучшие профессора того времени преподавали у нас в пансионе», ? вспоминает один из воспитанников.
    В зимние каникулы устраивались театральные представления. Если в Царскосельском лицее ученики играли в парламент, то здесь, в Москве, проводились заседания, на которых ученики произносили речи «о разных, большею частью нравственных предметах». Или разбирали критически «собственные свои сочинения и переводы, которые должны быть обработаны с возможным тщанием».
    В пансионе Лермонтов получил свои первые «вывески премудрости». За сочинения и успехи в истории ? ему присужден первый приз. Любимый наставник Лермонтова, преподаватель Алексей Зиновьевич Зиновьев, о своем питомце вспоминал:
    ?…Среди блестящего собрания он прекрасно произнес стихи Жуковского « К морю » и заслужил громкие рукоплескания. Это было время, когда юный Мишель мог писать стихи, стоя на коленях перед стулом.
    В 1811 году старший поступил в только что открытый Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.
    5. поэзия
    Старший сказал:
    ? Есть у нас свой язык, смелее!
    И вывел русский язык « на широкий простор русской земли для любованья всему народу русскому»
    Младший потом добавит:
    ?…как дикарь, свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык.
    И старший, и младший ударяли о наковальню русского языка, и получаются стихи.
    Первые произведения младший подписывал буквой « L », старший четырьмя буквами Н.к.ш.п. (буквы следовало читать наоборот, добавив гласные). Оба потом впишут все буквы в свои фамилии, и оба потом будут преданы самой широкой гласности.
    Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике.
    О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:
    Свободен, вновь ищу союза
    Волшебных звуков, чувств и дум.
    Я обратила внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с таким маститым поэтом, как Державин. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Лирике Пушкина присуща гармоничность. Там всё в норме: ритм, форма, содержание.
    Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
    Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться её чистоте, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
    Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своём предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, потому что их творческий путь приходится на разные исторические эпохи. Пушкин связан с эпохой декабризма, а его поэзия считается поэтическим выражением декабристских идей. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря. Кстати, и Лермонтов, и Пушкин были дружны с декабристами, и для обоих «правда была святыней». Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.
    В стихах восемнадцатилетнего юноши мы найдём немало политических деклараций, открытых призывов к борьбе с самодержавием. В таких стихотворениях как «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818) и некоторых других господствует просветительский, романтический пафос: автор бичует пороки российского деспотического режима. В стремлении поэта «Отчизне посвятить души прекрасные порывы», в том, что Муза его – «свободы гордая певица», заметна близость Пушкина к идеям декабристов. Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, был между «унылой», «весёлой» и «торжественной» музой. «Весёлая» вдохновляла на песни во славу Вакха и Венеры, «унылая» – на элегии любовных исповедей, «торжественная» – на оды прославления, обличения и призывы. После разгрома декабрьского восстания Пушкин верен тем же идеалам. Пушкин верит, что силой поэтического слова можно заставить рабов стать свободными людьми, а самодержцев подчинить закону. Но очень скоро приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. Меняется и пушкинское понимание поэзии.
    Поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который “духовной жаждою томим”, является посланник Бога — “шестикрылый серафим”.
    Поэзия, по мнению Пушкина, не может быть подчинена практическим задачам, даже если эта задача кажется благородной. Об этом с удивительной прямотой заявит Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Толпа требует от поэта пользы, обвиняя его песнь в бесплодности. Однако пушкинский поэт с негодованием отметает эти требования, утверждая, что искусство бесполезно, ибо значение красоты определяется близостью к Богу, а не насущным нуждам. Толпа не отступает и требует от поэта нравственного наставления, «смелых уроков». Но герой не приемлет и такого назначения поэзии, т.к. искусство не способно превратить глупца в мудреца, а негодяя в образец добродетели. Целью художества, по мнению поэта, является идеал, а не нравоучение. Но ведь идеал достижим только для того, кто к нему стремится. И если Пушкин скажет, что он «чувства добрые лирой пробуждал», то пробудиться они могли только у того, у кого эти чувства были.
    Не менее ярким и удивительным явлением в литературе был и Лермонтов. Он погиб, не дожив до 27 лет, но создал такие шедевры, которые сделали его великим писателем. Царь сквозь зубы:
    « Этот, чего доброго, заменит Пушкина…»
    Поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Лермонтову была чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдал события и явления жизни, но и оценивал их со своей «строгостью судьи и гражданина». Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремился познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимали такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – всё это слилось в единый бурный лирический поток.
    В чём суть завещания будущему поколению поэтов как Пушкин и Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это главное назначение поэзии. Разве Пушкин завещал не то же самое поэтам в своём знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека».
    Настоящий большой поэт не может создавать произведения ради процесса стихосложения. Он задумывается о том, в чём смысл и назначение его творчества, о чём он хочет поведать людям, какова роль поэзии в жизни общества.
    Эти вопросы глубоко волновали и Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину.
    С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Но его стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Лермонтов говорил о Пушкине как бы от лица всего поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. Стихотворение «Смерть поэта» мгновенно распространилось в рукописных списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Заключительные строки стихотворения были направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина, они были восприняты в высшем обществе как вызов:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, – следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда – все молчи!..
    Великий русский поэт С.Есенин говорил, что только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его наследником.
    Лермонтову довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда был понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определённый момент вопрос: «Какая польза нам от неё?».
    Пушкин создал литературный журнал, младший мечтал создать литературный журнал. Пушкин задумал написать и не успел ? большой исторический роман. И младший задумал исторический роман ? и не успел написать. И оба мечтали печатать свои произведения « в первозданной красоте».
    Подводя итог изложенному, можно с уверенностью сказать, что Пушкин и Лермонтов являлись поэтами, которые изменили в корне русскую литературу. Пушкин начал это новаторство и пронёс через всю свою жизнь «неугасимый огонь», который воплощал собой стремление к свободе. Лермонтов подхватил это знамя;
    Бесспорно, Пушкин и Лермонтов были гениями. В этом их величие, поэзия их будет вечной.
    6. любовь.
    Старший поэт во времена « красных детских лет », а было ему десять, полюбил девочку Сонечку Сушкову, дочь Николая Михайловича Сушкова, сенатора и литератора, проживавшего на Большой Молчановке. По четвергам Пушкина и Соню возили на детские балы. Соня ? « белый мотылек, озорной и веселый», ? в танцах он едва за ней поспевал, тем более, в детстве не отличался проворностью, подвижностью. Но ? уже любил.
    В отрочестве Пушкин вспомнит Сонечку Сушкову и отметит её в стихотворном послании лицейскому товарищу Юдину. Стихи о Сонечке будут звучать так :
    Подруга возраста златого,
    Подруга красных детских лет,
    Тебя ли вижу, взоров свет,
    Друг сердца, милая Сушкова?
    Когда Лермонтову исполнилось шестнадцать, то и он полюбил Сушкову ? Екатерину Сушкову, дочь офицера, игрока и дуэлянта. И тоже написал стихи о своей Сушковой, что вблизи её до этих пор не слыхал в груди огня и что его лишь грудь поражена, а что она ? Сушкова ? страдать не рождена. И это ей, Екатерине Сушковой, младший поэт перешлет потом стихи, как по небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел. И это она первая была удостоена того, чтобы прочесть так всем теперь хорошо известные строки: «У врат обители святой стоял просящий подаянья…»
    Екатерина Сушкова, или, как называл её шан-Гирей, мисс Блэк-айз, вспоминала:
    ? Он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи.
    Это было ? «У врат обители святой…»
    Две Сушковы, подруги детских красных лет. Оба поэта «полюбили любовь» раньше, чем в душе у них зародилось подлинное чувство. Два поэта и две Сушковы. Одной было девять лет, когда её «полюбил» юный поэт, а второй Сушковой было восемнадцать, когда её « полюбил », по её первому впечатлению, ? неуклюжий, косолапый мальчик лет шестнадцати-семнадцати и который, не уставая, декламировал ей Пушкина и был неразлучен с огромным томом Байрона. А Екатерина Сушкова ? Блэк-айз? ему отвечала, что еще не по его летам « прикидываться непонятым и неоцененным снимком с первейших поэтов».
    А между тем ? пришел в Россию еще один первейший поэт…
    Две Натальи. Одна становится женой любимого ею поэта, другая покидает любимого ею прежде поэта. Происходит в одну зиму и лето 1831 года.
    Один поэт радостно:
    ? О, как мучительно тобой счастлив я.
    Другой горестно:
    ? Как я забыт, как одинок… Будь счастлива несчастием моим
    Один:
    ? Ты предаешься мне нежна.
    Другой:
    ? Ты изменила? Бог с тобою!
    Одна Наталья родилась в 30 верстах от Тамбова в поместье, расположенном при впадении реки Кариан в реку Цну.
    Другая Наталья выросла в Подмосковье, на берегу реки Клязьмы.
    Наталья, рожденная у реки Кариан, мужа будет называть:
    ? Мой господин и повелитель.
    А господин и повелитель будет писать, что полюбил он окончательно, и голова у него закружилась:
    ? Прощай, бел свет! Умру!
    Наталья с берегов Клязьмы на слова своего поэта, что он полюбил её всем напряжением душевных сил, сказала, что любит другого. Он ей ответил:
    ? Я не достоин, может быть, твоей любви: не мне судить…
    Пушкин и его Наталья в ту же зиму, в тот же 1831 год, обвенчались.
    Лермонтов же учился побеждать страдание потому, что «сердца лучшая струна оборвалась». Взяв новый чистый лист, он написал: «… ты со мною не умрешь: моя любовь тебя отдаст бессмертной жизни вновь; с моим названьем станут повторять твое…»
    Так и случилось: его даже такая короткая любовь сделала Наталью Федоровну Иванову, её имя бессмертным, хотя Дева чудная стала впоследствии м-м Обресковой.
    7.дуэль
    Дантес был русским офицером, но француз с немецким акцентом. Он, имея живого отца в Эльзасе, был усыновлен в Голландии. Служил и Франции, и Пруссии, и России. У него два имени, три отчества. Он всегда был горд собой, снабженный десятками рекомендательных писем. Когда его рассматривали дамы, они просили дополнительные свечи, чтобы лучше его разглядеть. И он был всегда уверен, что стоил этих свечей.
    Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая 1 барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 на Черной речке. Пушкину было тридцать семь. Он спокойно взирал на приготовления. Противники обменялись выстрелами всего на десяти шагах, то есть на самой смертоносной для дуэльного оружия дистанции, и стреляли из крупнокалиберного пистолета.
    Пушкин стремительно подошёл к барьеру и стал наводить пистолет, но Дантес опередил его: он выстрелил, не доходя до барьера. Пушкин упал лицом в снег.
    Поэт был смертельно ранен. Пуля, пройдя ниже почки, ударившись о крыло правой подвздошной кости и раздробив крестец, прочно засела в нем. Через два дня поэт скончался. “Солнце русской поэзии закатилось”, – написал В.Жуковский.
    Дантес отделался царапиной и легкой контузией. Он был лишён чинов и российского дворянства, разжалован в рядовые. «…рядового Геккерена, как нерусского подданного выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты», – приговор Николая.
    Два дуэлянта, четыре секунданта. Лермонтову было двадцать шесть. Мартынов тоже стрелял из крупнокалиберного пистолета.
    «Пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны». Пуля прошла навылет, убив Лермонтова наповал. А царь Николай I, узнав о дуэли, сказал: « ….собаке собачья смерть». А современники «Плачьте, милостивый государь, надевайте глубокий траур, опепелите Вашу главу, берите из Вашей библиотеки «героя нашего времени» и велите переплеси его в чёрный бархат… И этот возрождающийся гений должен погибнуть от руки подлеца: Мартынов – чистейший сколок с Дантеса…».
    Военный суд длился четыре дня и свелся к пустым формальностям. 3 января 1842 года дело доложили августейшему монарху и тот повелеть соизволил: “…Майора Мартынова посадить в крепость на гоубтвахту (т.е. гауптвахту – прим. авт.) на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны”.
    Евдокия Петровна Ростопчина потом заметит:? Странная вещь! Дантес и Мартынов оба служили в Калергадском полку. Через месяц после дуэли она написала « Нашим будущим поэтам»:
    Не просто, не в тиши,
    не мирною кончиной,-
    Но преждевременно,
    противника рукой-
    Поэты русские свершают жребий свой,
    Не кончив песни лебединой!…
    Лермонтова убил сын винного откупщика. Недалекий Мартынов и не понял “в сей миг кровавый, на что он руку поднимал”. « Гнев общественный всею силой своей обрушился на Мартынова, – писал его современник И.Забелло, – и перенёс ненависть к Дантесу на него; никакие оправдания, ни время не смогли её смягчить… В глазах большинства Мартынов был каким – то прокажённым».
    Дуэль одного произошла к вечеру, и дуэль другого – к вечеру.Один похоронен в родных местах, и другой. Старшего похоронили недалеко от реки Великой, младшего – на берегу Большого Пруда. Так что, Великий … и Большой.
    ЭПИЛОГ
    Сбылись пророческие слова критика Белинского о младшем (Лермонтове): «…Имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками её о житейских заботах».
    На народные пожертвования был сооружён памятник и старшему и младшему одним скульптором – Александром Опекушиным. И к и старшему и младшему «…не зарастет народная тропа».

  8. Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почётным, самым великим из человеческих званий.
    Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными.
    Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть её для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта.
    Но при всем сходстве высоких идей и жизненных целей каждый из них по-своему неповторим в своем творчестве, отличается особым поэтическим даром и мироощущением. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к теплу, уюту, дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике Пушкина. «Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.» Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву», где Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне «души прекрасные порывы» Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие, неуют и бездомье.
    В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми.
    Но, как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Лермонтов — глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания.

  9. ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

    Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
    Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.
    Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:
    За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
    Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
    С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. «Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных».
    Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
    Молчи, бессмысленный народ,
    Поденщик, раб нужды, забот!
    Несносен мне твой ропот дерзкий,
    Ты червь земли, не сын небес…
    Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созре­лым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».
    В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».
    Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».
    Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
    И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
    Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
    А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памят­ник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы пала­чей»:
    А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!..
    Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
    Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
    Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *