Сочинение на тему сравнение онегина и печорина

9 вариантов

  1. Оба героя по-своему отторгали общество, в котором жили. Онегин это делал пассивно, своим циничным и равнодушным отношение ко всему. Печорин же более активная личность. Возможно, причина в том, что Онегин – лентяй, баловень судьбы. Он нигде не служил, а просто жил в свое удовольствие. Печорин – офицер, который через провинность поехал служить на Кавказ.
    Онегин и Печорин – романтичные герои, разочарованные в своем времени. Но, несмотря на это, они – порождение своего времени. Как бы не отстранялся Онегин от общепринятых правил, он зависел от общественного мнения. Именно поэтому он идет на дуэль с другом, чтобы «не упасть» в глазах других людей. Печорин тоже стреляется на дуэли, думая, что так отомстит ненавистному обществу. Однако таким действием лишь становится его частью.
    Герои не верят в настоящую дружбу. Онегин дружит с Ленским от скуки. Печорин не подпускает к себе близко дружественно настроенного к нему Максима Максимовича. При встрече со старшим товарищем Печорин держится демонстративно холодно. Хотя Максим Максимович все равно симпатизирует герою, возможно чувствуя его настоящую душу.
    Онегин и Печорин – смелые, решительные молодые люди. Но все же Онегин более осторожен. Он привык к своей жизни, хоть она ему и во многом надоела. Печорин – фаталист, играющий с жизнью. Чего только стоит его участие в игре «Русская рулетка». Печорин с легкостью рискует собственной жизнью, и так же легко относится к жизни других людей.
    Оба героя тоскуют в ожидании какого-то Великого дела. Их внутренняя сила, жажда приключений могла бы пригодиться, родись они в более «героическое» время. И если Онегин еще мог бы себя реализовать в рядах декабристов, то Печорин застал время жестоких реакций властей на восстание декабристов. Поэтому Печорин – более трагический образ.
    Евгений Онегин Александра Пушкина и Григорий Печорин Михаила Лермонтова имеют много общего, и вместе с тем они самобытные литературные образы.

  2. Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    М.Ю.Лермонтов
    В романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины XIX века. Главные герои этих произведений, Евгений Онегин и Григорий Печорин, относятся к типу «лишних людей» России, которые, не находя применения своим способностям, разочаровались в жизни и в окружающем их обществе. Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет всего десять лет, но они принадлежат к разным эпохам в истории России. Между ними стоит знаменитая дата — четырнадцатое декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года, восстание декабристов.
    Онегин живет в двадцатые годы XIX века, в период расцвета общественного движения и свободолюбивых идей. Печорин же — человек другой эпохи. Действие романа «Герой нашего времени» разворачивается в тридцатые годы XIX века. Этот период отмечен жестокой политической реакцией, наступившей после выступления декабристов на Сенатской площади. Онегин еще мог бы уйти к декабристам, таким образом обретя цель в жизни и придав смысл своему существованию. Печорин же уже лишен такой возможности. Его положение гораздо трагичнее, чем положение пушкинского героя.
    В чем же сходство между Онегиным и Печориным?
    Оба они представители столичной аристократии, получили хорошее воспитание и образование, их интеллектуальный уровень выше среднего уровня окружающего их общества.
    Оба героя критически относятся к жизни и к людям. Они недовольны собой, понимают, что их жизнь однообразна и пуста, что в свете царят клевета, зависть, злоба. Поэтому Онегин и Печорин начинают страдать от скуки и меланхолии.
    Чтобы удовлетворить свои духовные запросы, развеять скуку, Онегин пытается писать, но «труд упорный ему был тошен», чтение книг также недолго занимает его.
    И Печорина быстро утомляет любое начатое им дело, оно становится скучным для него. Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он привыкает очень быстро. Любовные приключения также наскучили лермонтовскому герою. Это проявилось в его отношении к Бэле и Мери. Добившись их любви, он теряет интерес к ним.
    Характерной чертой Онегина и Печорина является их эгоизм. Герои не считаются с мнением и чувствами других людей.
    Онегин отвергает любовь Татьяны, не захотев терять свою свободу. Мелочное желание досадить Ленскому приводит к убийству друга.
    Печорин же приносит несчастье почти всем, с кем он встречается: убивает Грушницкого, разрушает жизнь Бэлы, Мери, Веры, до глубины души огорчает Максима Максимыча. Он добивается любви женщин исключительно из желания развлечь себя, развеять скуку, а затем охладевает к ним. Печорин жесток даже к тяжело больной Мери, говоря, что никогда не любил ее, а лишь смеялся над бедной девушкой.
    И Онегин, и Печорин самокритично относятся к себе. Онегин, терзаемый угрызениями совести, не может оставаться там, где совершено преступление. Он вынужден оставить спокойную деревенскую жизнь и скитаться по свету. Печорин признается, что за свою жизнь причинил людям немало горя, что он играет «роль топора в руках судьбы». При этом Печорин не собирается менять своего поведения. Его самокритичность не приносит облегчения ни ему, ни кому-либо другому. Такое поведение делает Печорина, как он сам себя охарактеризовал, «нравственным калекой».
    Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях. Они тонкие психологи. Онегин при первой же встрече выделил Татьяну среди других женщин, а из всего поместного дворянства сошелся только с Владимиром Ленским. Печорин также верно судит о людях, встречающихся на его пути. Характеристики, даваемые им, точны и метки. Он прекрасно знает психологию женщин, легко может предсказать их поступки и пользуется этим, чтобы завоевать их любовь.
    Но оба героя способны на глубокие чувства. Онегин, осознав, что влюблен в Татьяну, готов на все, чтобы хотя бы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, незамедлительно бросается вслед за ней, но, не догнав, падает посреди дороги и плачет, как ребенок.
    Светское общество отрицательно относится к героям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Их поведение непонятно окружающим, их точка зрения на жизнь не совпадает с общепринятой, они одиноки в окружающем их обществе, которое чувствует превосходство этих «лишних людей».
    При всем сходстве характеров и положения в обществе у героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова много различий.
    Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью. Печорин же предстает перед нами человеком безнравственным, для которого люди являются лишь игрушками. Прекрасно осознавая последствия своих поступков, Печорин даже не пытается изменить свое поведение, жестоко разрушая судьбы других людей.
    По-разному относятся герои и к дуэли.
    Накануне Онегин крепко спит, не воспринимая предстоящую дуэль серьезно. А после убийства Ленского его охватывает ужас, начинают терзать угрызения совести.
    Печорин же подходит к вопросу дуэли серьезно, тщательно выбирая место поединка. Перед дуэлью герой Лермонтова не спит и размышляет о вопросах, над которыми рано или поздно задумывается любой человек: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Совсем скоро Печорин хладнокровно убьет Грушницкого и, вежливо раскланявшись, уйдет с дуэльной площадки.
    Онегин и Печорин глубоко разочарованы в жизни, устали от пустоты светского общества, отвергают его идеалы и ценности. При этом Онегин, страдая от своей ненужности, не способен сопротивляться тому обществу, которое он осуждает. Печорин же, в отличие от него, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, свое призвание и предназначение. Он задумывается о цели в жизни, чувствуя в душе своей «силы необъятные». К сожалению, вся его энергия приносит лишь несчастье людям, с которыми он сталкивается. В этом заключается трагедия жизни Печорина.
    Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против общества, которое лишает людей цели в жизни, вынуждает их даром растрачивать свои силы, не позволяет найти применение их уму и способностям. Это общество порождает «лишних людей», не способных обрести ни любви, ни дружбы, ни счастья. В разоблачении этого общества заключается историческое значение романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».

  3. Сходства между.Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой — «лишние люди» своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая эти два образа, заметил: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин — это Онегин нашего времени».
    Несмотря на разность эпох, в которые создавались образы, — Онегин в эпоху декабризма, вольнодумия, в эпоху мечтаний и надежд на скорое преобразование общественного строя, Печорин — во время жестокого николаевского режима, последовавшего вслед за разгромом восстания декабристов, — и тот и другой недовольны жизнью, не находят применения своим недюжинным силам и от этого вынуждены тратить время впустую. И тому и другому не по душе общественный уклад, но оба они пассивны, не предпринимают никаких действий для того, чтобы изменить его. И пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.
    И Онегин и Печорин принадлежат к одной и той же социальной среде. Оба они образованны. Оба сначала принимали жизнь такой, какой она была, наслаждались ею, используя привилегии высшего общества, к которому они принадлежали, но и тот.и другой постепенно пришли к отрицанию света и глубокой неудовлетворенности жизнью общества и своей тоже. Оба стали понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. «Но рано чувства в нем остыли», — говорит Пушкин о своем герое. Примерно то же самое читаем мы и у Лермонтова, где автор сообщает, что у его героя очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
    То, что оба героя — умные, образованные люди, несомненно, еще более обостряет их конфликт с обществом, потому что эти качества позволяют увидеть все негативные стороны, все пороки. Это понимание как бы возвышает Онегина и Печорина над молодыми людьми своего поколения, они не вписываются в их круг.
    Роднит героев и то, что они оба преуспели в «науке страсти нежной», и то, что ни тот ни другой не способны были отдаться любви всем сердцем, всей душой. Большая, всепоглощающая страсть, из-за которой многие готовы были отдать свои жизни, наших героев не могла коснуться: в их отношениях с женщинами, как и со светом, присутствовал холод и цинизм. Онегин считал любовь «пресыщенной гордыней», которая недостойна его. Печоринская любовь заключалась в достижении власти над возлюбленной. Он мог только брать, но не способен был отдавать. Он никогда не позволял себе влюбиться без ответного чувства. Добиваться чьей-то любви для него — верх низости: «…Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу…». Не умея любить, Онегин и Печорин не дорожили любовью других — отсюда и холодность Онегина к Татьяне, и безответная любовь Бэлы и княжны Мери к Печорину.
    Кто не может по-настоящему любить, тот не способен на настоящую дружбу, и наоборот. Так, Онегин убивает своего друга Владимира Ленского, хотя, как старший по возрасту и умудренный опытом, он мог отговорить ослепленного ревностью пылко влюбленного поэта. Но не сделал этого — разочарованный жизнью, презирая собственное существование, он не способен был достаточно ценить жизнь других. Не находят общего языка, встретившись через много лет, и Печорин с Максимом Максимычем. Добрый, мягкий и простодушный, Максим Максимыч не мог объяснить жестокости Печорина, не мог понять, что руководит поступками его бывшего сослуживца. Да иначе и быть не могло: старый солдат был как все, он был частью общества, которое лермонтовский герой презирал, с которым ему, личности незаурядной, было просто скучно. Не зря он всегда стремился к людям, которые могли бы с ним поспорить.
    Личная свобода, независимость для обоих героев — лучшее, что может быть в жизни, чему они готовы предпочесть все остальное. Не зря Онегин, вспоминая о прошлом, пишет в письме к Татьяне:
    Свою постылую свободу Я потерять не захотел.
    Печорин же по этому поводу заявляет: «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам». Осознавая, что жизнь проходит впустую, лермонтовский герой совсем не дорожит ею. Свобода у него на первом месте, честь — на втором, и только на последнем — жизнь.
    Смысл поведения Печорина, его поступков мы находим в дневнике героя в повести «Княжна Мери». Читая ее, осознаешь, что Печорин — жертва своего времени. Он потерял веру в людей, в идеи, и это — результат эпохи, наступившей после поражения восстания декабристов, эпохи нравственной скудости, пошлости и трусости. Все это можно отнести и к Онегину.
    Очень хорошо сказал, сравнивая двух героев, В. Г. Белинский: «В дорогах разница, а результат один». Несмотря на внешнюю непохожесть, несмотря на разницу в характерах, и тот и другой — «лишние люди», опередившие время и потому не нашедшие общего языка с современниками, не сумевшие проявить и реализовать себя.

  4. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин – это Онегин нашего времени”.
    В. Г. Белинский.
    Онегин и Печорин — представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них — герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.
    Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров – всё это общее для наших героев.
    Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин – столичный аристократ с богатым наследством. Это человек с очень сложным и противоречивым характером. Он талантлив, умён и образован. Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека.
    Печорин – представитель дворянской молодёжи, сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Обладая значительными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни.
    В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в “науке страсти нежной”, в знании “русских барышень”. Печорин говорит, что, знакомясь с женщиной, он всегда безошибочно отгадывал, будет ли она его любить. Женщинам он приносит только несчастье. И Онегин оставил не слишком хороший след в жизни Татьяны, не разделив сразу её чувства.
    Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Характерное обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским, потому что делать нечего. А Печорин говорит, что к дружбе не способен, и демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу.
    Становится понятно, что есть и различия между героями романов Пушкина и Лермонтова.Онегин- эгоист, что в принципе и не его вина. Отец почти не обращал на него внимания, отдавая сына гувернёрам, которые лишь хвалили парня. Вот он и вырос в человека, который заботился лишь о себе, о своих желаниях, не обращая внимание на чувства и страдания других людей. Онегина не удовлетворяет карьера чиновника и помещика. Он вообще никогда не служил, что выделяет его из современников. Онегин ведёт жизнь свободную от служебных обязанностей.
    Печорин же страдающий эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любви и дружбы лишают его жизнь ценностей. Он не знает, зачем родился и зачем живёт. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, силой воли, но и степенью своего отношения к миру. В отличие от Онегина он не просто умён, он философ и мыслитель.
    И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, идут на дуэль. Однако у каждого своя причина. Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.
    Судьба посылает лермонтовскому герою испытание за испытанием, он сам ищет приключений, что важно. Это привлекает его, он просто живёт приключениями. Онегин же принимает жизнь такой, как она есть, плывёт по течению. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. Непослушание Печорина – его гибель. И Онегин, и Печорин – эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Так как, причиняя боль другим людям, они страдают не меньше.
    Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин – это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой.
    Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.
    Добавил: Selina29

  5. И Онегин, и Печорин являются выходцами из дворянских семей и представляют так называемую «золотую молодежь». Ни один из них никогда в жизни не работал для того, чтобы прокормиться, а молодость обоих прошла в разгулах, кутежах и радостях светской жизни. Также оба героя имели успех в свете, особенно среди женщин.
    Однако, как Евгению, так и Григорию суета, шум и мишура такой жизни довольно быстро надоели. Они пресытились подобными радостями и захотели чего-то иного. Во многом это обусловлено их интеллектуальностью. Эти молодые люди обладали неплохим умом, умением мыслить и склонностью к анализу окружающей действительности и самих себя. Отсюда и тяга к уединению и путешествиям.
    Оба героя старались отстраниться от своего привычного окружения, уехать подальше, разобраться в себе. Ни у того, ни у другого это так и не получилось. Их странствия и скитания не принесли никаких существенных плодов. Стоит отметить также общую черту их характеров – эгоизм, из-за которого терпели немало горя те, кто пытался с ними сблизиться. Вообще, ни Евгений, ни Григорий не смогли сделать счастливым никого, даже себя.
    Этих героев можно охарактеризовать как «лишних людей». Они не сумели вписаться в тогдашнее российское общество и, имея неплохие задатки, остались не востребованы им. У них, конечно, есть и определенные различия. Печорин, например, любил подчинять окружающих своей воле, Онегин же не стремился к самоутверждению, особенно за счет других. Григорий был значительно тщеславнее, а также склонен к активным действиям, в отличие от Евгения, который, в основном, плыл по течению.
    Эти герои являются собирательными образами аристократической молодежи 20х годов 19 века. Они демонстрируют пороки и достоинства многих молодых людей того времени. Несомненно, оба героя очень интересны и по праву занимают свое место в русской классической литературе.

  6. “Евгений Онегин” Пушкина и “Герой нашего времени” Лермонтова являются основными произведениями в творчестве каждого из этих великих русских писателей. Оба автора ставили перед собой задачу передать портрет героя как образ современного человека с его характерными чертами. Пушкин и Лермонтов изобразили героев примерно одного времени, периода, исторически чрезвычайно важного для России.
    Интересно, что в начале этих романов герои являются совершенно разными, но как схожи их образы становятся в конце произведений! Онегин – петербуржский повеса, получивший традиционное воспитание и поверхностное образование:
    Он по-французски совершенно
    Мог изьясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно
    Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умен и очень мил, –
    Печорин же говорит о себе в своем дневнике, поверяя ему самые сокровенные тайны: “С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились”. В этом монологе чувствуется некоторая картинность, однако Печорин совершенно искренен. Эта исповедь является попыткой объяснить окружающим свой характер, сделать шаг навстречу людям.
    Онегин же совсем иной. Привычный к жизни в свете, знающий его законы, он понимает, что чувства здесь неуместны. Это театр, в котором каждый играет свою роль, и Онегин знает законы этого маскарада. Его “науки страсти нежной” вполне хватает для того, чтобы блистать, быть желанным гостем в светском обществе, однако эта суета, “постылой жизни мишура” убивает душу героя. Онегин пытается найти себе занятие:
    Онегин дома заперся,
    Зевая за перо взялся,
    Хотел писать – но труд упорный
    Ему был тошен; ничего
    Не вышло из пера его… –
    а затем:
    Уселся он – с похвальной целью
    Себе присвоить ум чужой;
    Отрядом книгу ставил полку,
    Читал, читал, а все без толку… –
    Но тщетно.
    Печорин же страстно стремится вырваться из того жизненного круга, в котором он принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на Кавказе, на “краю земли”. Здесь он ещё не устал от жизни, стремится найти свое счастье, всем интересуется, влюбляется, общается с людьми. Он во все вмешивается, даже называет сам себя “камнем, брошенным в гладкий источник”, тревожащим спокойствие в какой бы круг он ни влился.
    А вот Онегина довольно трудно представить в подобной ситуации: изначальное безразличие, равнодушие к окружающим является причиной полного отсутствия любопытства. В деревне он всячески старается отгородить себя от соседей. Пушкин, прекрасно понимая тип своего героя, оценивает его так:
    Мы почитаем всех нулями,
    А единицами – себя…
    Сноснее многих был Евгений;
    Хоть он людей, конечно, знал
    И вообще их презирал…
    Случайно сблизившись на почве общих интересов с Ленским, Онегин не пытается завести других знакомых. Он слишком умен, интеллигентен, чтобы слушать их разговоры “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне.”
    Почти такое же отношение к дружбе мы видим и у Печорина: “Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…”. Общаясь с Вернером, Печорин скорее говорит сам с собой, чем с доктором; они сблизились на основе общего для обоих скептицизма и неприятия окружающего их общества. Сам Печорин говорит: “Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями”.
    Но вернемся к Онегину. Этот герой, хотя и всей душой презирает людей, вынужден однако считаться с их мнением. По этому глупому противоречию он убивает единственного приятеля, единственного человека, с которым делил деревенский досуг. Быть может, из-за этого Онегин потерял навсегда возможность быть счастливым.
    А Печорин, боящийся взять на себя какие-либо обязательства, хочет получать, при этом ничего не давая взамен, в жизни же так не бывает. Он мучает Веру, мучает себя самого и плачет как ребенок, когда, потеряв ее, осознает, что по-настоящему любил лишь ее одну.
    Похожее происходит и с Онегиным. Когда любовь Татьяны “была так возможна” он отказывается от нее, не придавая её влюбленности никакого значения. Но, увидев Татьяну на балу, блистающую в светском обществе, замужем за князем, Онегин вдруг вспыхивает любовной страстью к Татьяне, стремится возродить из пепла ее былую любовь к нему, но… Жизнь не дает ему второго шанса, убеждая героя в недосягаемости счастья.
    Онегин и Печорин близки друг другу тем, что оба, разочаровавшись в жизни, безрадостно ожидают ее конца. Вся трагичность, горестность их положения в фразе Печорина: “Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое… Но я не угадал этого назначения… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия”.
    Под этими строками мог бы вполне подписаться и Онегин. Совершенно разные герои, пришли в конце концов к одному итогу: им суждено было дополнить своими судьбами галерею “лишних людей” в истории русской литературы XIX века.

  7. Два самых загадочных героя отечественной литературы, созданные с разницей в десять лет («Евгений Онегин» в 1831 году, «Герой нашего времени» в 1841) всегда были интересны всем поколениям читателей на протяжении почти двух веков. Это молодые люди словно из числа современных мажоров. Всё-то у них есть, всё-то они знают, всё могут. Только нашим современникам так далеко до их внутренней душевной борьбы… Попробуем сравнить этих героев.
    На первый взгляд кажется, что в этих героях гораздо больше общих черт, чем различий. С Онегиным мы знакомимся, когда ему исполнилось 23 года, когда он – «молодой повеса» – едет в пыли на почтовых ухаживать за умирающим дядюшкой, единственным наследником которого он является. Расстаёмся в финале с человеком, который «…Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…», находится в состоянии отверженного всеми, одинокого, наказанного за всё своё высокомерие, поверхностное отношение к окружающим изгоя. Печорин, по словам Максима Максимыча, был лет двадцати пяти. По прошествии пары лет, после встречи с штабс-капитаном Печорин погибает где-то за границей при неясных обстоятельствах, будучи ещё очень молодым и полным сил. Оба героя пресытились светом, оба выросли в роскоши: Онегин «… Забав и роскоши дитя…» «… Среди вседневных наслаждений…»; Печорин «…я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги…». Оба наделены прекрасной внешностью, оба умеют обольщать женщин Онегин: «…Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…»; Печорин: «…ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами…». Оба устали от красавиц «…Красавицы не долго были предмет его привычных дум…»; «…влюблялся в светских красавиц и был любим – но сердце осталось пусто…». Оба героя наделены недюжинным умом, способностью критически относится к происходящему. Оба панически боятся жениться.
    На этом, пожалуй, вся их похожесть и закончилась. А вот различия намного значительнее, чем общие черты. Печорин служит на Кавказе после дуэли (намёк на это можно услышать из его разговора с Верой), подвергая свою жизнь опасности, но уже этот факт свидетельствует о небесполезности его существования. Онегин после дуэли бежит от самого себя и своего преступления, не находя места нигде. Бесполезно проходит его жизнь, никому не приносит он ни счастья, ни любви, ни радости. В отношении к окружающим Евгений Онегин буквально источает презрение: его бегство от незваных гостей, его карикатуры на именинах у Татьяны – всё свидетельствует о том, что он ставит себя выше окружающих. Печорин выделяет несколько людей из круга «черни», но даже остальные удостаиваются его внимания, если это ему необходимо. Например, он может привлечь на свою сторону поклонников Мэри, Максим Максимыч вспоминает, что его рассказы подчас вызывали смех у всех слушателей, что он знал бездну весёлых историй. Но самое парадоксальное различие в отношении к природе! Онегину наскучил деревенский пейзаж на третий день пребывания в деревне. Печорин умеет восторгаться пейзажем, где бы он ни находился: в Тамани, в Пятигорске или в крепости (даже покривившаяся от времени мазанка выписана как на полотне импрессиониста). Причём, его восторг вызывает восхищение читателя, он так наивен и чист, когда говорит о природе. И корень противопоставления этих замечательных героев – их деятельность. Правильнее сказать – бездеятельность, ленивое время препровождение одного и активное отношение к жизни другого. Печорин словно рвётся в бой: он всё время в поиске, его жажда подвига, романтических приключений, его вечный вызов судьбе, опасности, конечно, делает его более интересным и уважаемым героем. Онегин же сибарит, лентяй, его занятие – скука, он, слава богу, читает книжки, но в этих книгах, пишет автор, отразился век с его безнравственной душой, а вот Печорин читает Вальтера Скотта и даже увлекается чтением перед дуэлью с Грушницким. А ещё, кажется, способность читать в сердцах людей лучше развита у Печорина. И он использует несколько попыток обрести счастье…. Другое дело, ни тому, ни другому это не удаётся.
    Время не властно над этими героями, и каждое прочтение даёт нам возможность снова и снова открывать особенности их характеров, судеб. Не стоит их осуждать, ведь они всё-таки герои своего времени….

  8. Какой малый срок разделяет пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина! Первая четверть и сороковые годы XIX века. И все же это — две разные эпохи, разде­ленные незабываемым для русской истории событием — восстанием декабристов. Пушкин и Лермонтов сумели со­здать произведения, отражающие дух этих эпох, произве­дения, в которых затрагивались проблемы судьбы молодой дворянской интеллигенции, не умеющей найти примене­ния своим силам.
    Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина», так что же общего в этих людях и чем они отличаются?
    Онегин, прежде чем стать «молодым повесой», получил традиционное воспитание и обширное, но достаточно по­верхностное образование. Из-за того, что в итоге он мог «совершенно» изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку и «кланяться непринужденно», «свет решил, что он умен и очень мил». Однако, быстро пресытившись бес­плодной суетой светской жизни, Онегин начинает ею тяго­титься, но ничего не находит взамен. Понимая всю ник­чемность существования светских людей, Онегин начинает презирать их, уходит в себя, предается «русской хандре». Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков. К моменту знакомства с ним Пуш­кин отмечал в Онегине «неподражательную странность», «резкий охлажденный ум», «мечтам невольную преданность», внутренний разрыв и непонимание между ним и окружа­ющими людьми. Невзирая на глубокое презрение к «све­ту», Онегин остается зависимым от общественного мнения, и результате убивает своего друга Ленского. Эгоизм при­водит «повесу пылкого» к тяжелой душевной драме и раз­ладу с самим собой.
    О прошлом Печорина нам известно не так много, в основном — со страниц его собственного дневника, из его разговоров с другими людьми. Мы узнаем, что у Печорина «душа испорчена светом»: «С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились». Теперь же окружа­ющие часто не понимают ни мыслей Печорина, ни его по­ступков, а он же (и часто весьма оправданно) считает себя на голову выше окружающих. В отличие от Онегина, Пе­чорин не сторонится людей, не избегает контактов с ними, а напротив, становится чрезвычайно тонким психологом, способным разобраться не только в чужих поступках и мыслях, но и чувствах. К сожалению, общение с ним чаще всего приносит людям и даже ему самому лишь страдания и неудовлетворенность. В отличие от Онегина, Печорин еще не устал от жизни, он во все вмешивается, многим интересуется, но он не способен по-настоящему любить и дружить. И если от любви к Онегину (а после — от люб­ви Онегина) у Пушкина страдает только Татьяна, то Печо­рин приносит несчастье всем женщинам, с которыми он сталкивается: Бэле, Вере, княжне Мери, даже подруге кон­трабандистов.
    Проблема Онегина — в неспособности сделать свою жизнь интересной, яркой, наполнить ее значительными со­бытиями. Печорина же волнует вопрос о цели собственной жизни, ее смысле. Сознание потерянных возможностей постоянно преследует его, поскольку его вера в свое «на­значение высокое» не находит реального, подтверждения. И один, и второй дорожат своей свободой, вольностью, но оказывается, что они слишком часто приносят ей в жерт­ву то, что им по-настоящему дорого.
    Различия в судьбах и характерах героев объясняются различиями эпох: жизнь России накануне декабрьского восстания (Онегин) и тяжелая политическая реакция пос­ле поражения декабристов (Печорин). И Онегин, и Печо­рин принадлежат к типу «лишних людей», т. е. таких лю­дей, для которых в окружавшем их обществе не находи­лось ни места, ни дела. И все же, даже презирая окружение, Онегин и Печорин были детьми этого общества, то есть героями своего времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *