Сочинение на тему сравнительная характеристика обломова и штольца 10 класс

7 вариантов

  1. Введение
    Портретные характеристики героев
    Различия в воспитании героев
    Образование и карьера героев
    Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

    Введение

    Роман «Обломов» является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.
    По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

    Портретные характеристики героев

    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам.
    Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.
    Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов». Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Образы Обломова и Штольца словно являются зеркальным отражением друг друга: деятельный, экстравертный, успешный в обществе и на карьерном поприще Штольц противопоставляется ленивому, апатичному, не желающему ни с кем общаться, а уж тем более снова выходить на службу, Обломовым.

    Различия в воспитании героев

    При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца. Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.
    Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе». Юноше не хватало любви, душевного тепла и мягкости, так как его преимущественно растил отец, не считающий, что мужчине нужно прививать чувствительность. Однако русские корни Штольца до конца жизни искали это душевное тепло, находя его в Обломове, а затем и в отрицаемой им идее Обломовки.

    Образование и карьера героев

    Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.
    Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

    Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

    В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.
    Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.
    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова – сочинение | источник

  2. Илья Ильич Обломов рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.
    Андрей Иванович Штольц был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».

    Внешность

    Илья имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.
    Андрей худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

    Стремления и достаток

    Илья Обломов в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.
    Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.
    Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию — отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею — выбирают Штольца».

  3. Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и  показывает  деловитость нарождающегося класса предпринимателей. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает внимание читателей. Одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравнивается образ русского барина Ильи Ильича  и образ русского немца Андрея Штольца. “…Апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремления выйти из бездействия; это – обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров…” – так отзывался о романе И.А. Гончарова критик Д.И. Писарев.
    Илье Обломову в начале романа около 32-33 лет. Он  живет в Петербурге на Гороховой улице около 12 лет.. “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока”. На его  лице  видны выражения усталости и скуки.  Обломова зовут Ильей Ильичом, потому что он во многом похож на своего отца. Обломов наследует от отца (от обоих родителей) лень и апатию, любовь к вкусной еде и сну, доброту и мягкость и т.д. Герой получает имя своего отца как символ того, что он – настоящий наследник обломовских пороков. Трудиться и учиться Обломов не любил, его так воспитали родители. Они не приучили его к труду и не стали сильно нагружать науками. Но тогда еще он был молод,  и если нельзя сказать, чтоб он  был жив, то по крайней мере живее,  чем теперь; еще  он  был полон  разных стремлений,  все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли – прежде  всего,  разумеется, в службе, что и было целью его приезда в  Петербург.  Потом  он  думал  и  о  роли  в обществе;  наконец, в отдаленной перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье. Но  дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок  обратился в жесткую бороду, лучи  глаз  сменились  двумя  тусклыми точками,  талия  округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет,  а  он ни на шаг  не подвинулся ни на каком поприще и все еще стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он все собирался  и готовился начать жизнь,  все рисовал в уме  узор своей  будущности; но с каждым мелькавшим над  головой его годом должен  был
    что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две  половины: одна состояла из труда и скуки – это у  него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого  главное  поприще  –  служба  на  первых  порах  озадачила  его  самым неприятным образом . Обломов служил в канцелярии всего два года. Затем он ушел в отставку, потому что устал от службы. От родителей ему досталось 350 крепостных душ (крестьян). Однако со временем число крепостных уменьшилось до 300 из-за того, что Обломов не занимался имением. Бездействие – привычное состояние Обломова. Ему нужен лишь покой, мягкий диван и удобный халат. Также он любил мечтать и философствовать. Критик А. П. Милюков  в статье «„Обломов” утверждал, что  “…лень и апатия Обломова происходят не столько от воспитания, как от негодности самой его натуры, от мелкости умственных и душевных сил…”  Поэтому Обломову нужна была  любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына) . В связи с этим Обломов угасал не только потому, что он как помещик может ничего не делать, но  и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому достоинству . Ясно, что «Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий,  а от других, — развила в нем  апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории», – так писал Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» И я не могу не согласиться с этим мнением. Рассмотрим теперь образ Штольца.
    Штольц является антиподом, противоположностью Обломова почти во всем. Однако эти различия не мешают героям дружить уже много лет. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из « костей, мускулов и нервов, как кровная английская  лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.  Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если  же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. ” Напоминает робота. Он из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка. Штольц был обучен его отцом всем практическим наукам. Он любил учиться. Закончил с успехом университет. Штольц находился в постоянной деятельности. Он всё время был чем-то занят. Выполнял всё безукоризненно. Штольцу необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен  своей неординарностью и полной противоположностью  главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!»  Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

  4. Они тянулись к противоположности, чувствуя нехватку тех или иных свойств натуры, но не смогли перенять друг у друга хороших качеств. Ни один из них так и не смог сделать Ольгу Ильинскую счастливой: и с одним, и с другим она ощущала неудовлетворённость. К сожалению, это и есть правда жизни: люди редко меняются во имя любви. Обломов пытался, но все равно сохранил верность своим принципам. Штольца тоже хватило только на ухаживания, а после началась рутина совместного быта. Таким образом, в любви проявилось сходство Обломова и Штольца: они оба не сумели построить счастье.
    В этих двух образах Гончаров отразил противоречивые тенденции в обществе того времени. Дворянство – опора государства, но отдельные его представители не могут принимать деятельное участие в его судьбе хотя бы потому, что это пошло и мелко для них. Их постепенно вытесняют люди, которые прошли суровую жизненную школу, более умелые и алчные Штольцы. Они не имеют той духовной составляющей, что нужна для какой-либо полезной работы в России. Но и апатичные помещики не спасут положения. Видимо, автор считал, что слияние этих крайностей, некая золотая середина – единственный путь к достижению благосостояния России. Если рассматривать роман по таким углом, получается, что дружба Обломова и Штольца – символ объединения разных общественных сил ради общей цели.

  5. Обломов
    Штольц
    Внешность (когда они предстали перед читателем)
    « …лет тридцати двух-
    трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами,
    но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный
    свет беспечности»
    ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти
    вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя
    немного зеленоватые, но выразительные»
    происхождение
    из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные
    выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.— мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка
    воспитание
    Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды- крепкий сон
    отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни–это деньги, строгость и аккуратность
    Обломова даже не
    выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».
    « оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи
    гнезда с мальчишками»,
    образование
    обучались в небольшом
    пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве.
    Оба закончили в Москве университет
    С восьми лет он сидел с отцом за
    географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские
    стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с
    матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам
    же Телемака»
    заложенная программа
    Мечта.Прозябание и сон-пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение)..
    Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве.энергия и бурная деятельность-активное начало
    «Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у
    больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у
    того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным
    состоянием».
    « Он
    беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию
    агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить
    новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает:
    когда он успевает – бог весть».
    Взгляды на жизнь
    «Жизнь: хороша жизнь!», – говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»
    Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…
    характеристика
    добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не ин тересуется.любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний.поразительная детская чистота его души и самосозерцательность,достойная философа воплощение мягкости и кротости.
    сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий “железный” характер. но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист
    Испытание любовью
    «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!». Испугался, что недостоин любви.
    ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына)
    ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.
    Два «лица» Обломова
    Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце».
    Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень».

  6. Совершенной его противоположностью был немец Штольц, который, в отличие от Обломова, воспитывался очень строгим отцом, требовавшим от сына активности, и прививал ему любовь к труду с самого детства. Несмотря на то, что Обломов и Штольц являются друзьями, Андрей Иванович презирает такое отношение к жизни и пытается вразумить своего друга, но все тщетно.
    Штольц происходил из небогатой семьи, поэтому быстро научился много работать и добиваться поставленных целей самостоятельно. Он мыслил очень трезво и не позволял себе витать в облаках. Благодаря такому взгляду на жизнь, Штольц наработал хорошего благосостояния, в отличие от Обломова, который за всю свою жизнь не добился ничего путного.
    Отсутствие общих интересов и несопоставимость жизненных укладов рано или поздно должна была привести к разрыву отношений между этими людьми. Это был лишь вопрос времени. Как Штольц не пытался спасти друга, у него ничего не получалось: Обломов не поддавался никакому перевоспитанию, он по своей натуре человек мягкий и ветреный, такова его природа. У них была замечательная дружба, объединяемая общими воспоминаниями из детства, однако стремительность и энтузиазм Штольца никак не сочетались с безразличием Обломова, именно это и привело к разрыву дружбы.

  7. Тема урока: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца («мечтатель» и «практик»).
    Цель: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца);
    Тип урока:
    Урок общеметодологической направленности
    Форма урока: урок-исследование
    Ф.И.
    Самооценка
    От 2-5 баллов
    Работа в паре
    Работа в группе
    Участие в диалоге с учителем
    Общее количество баллов
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    Самоопределение к деятельности
    2 мин
    Здравствуйте…………………………
    Сегодня мы продолжаем разговор о русской литературе 19 века, золотого века русской культуры. В рамках изучения художественного слова этого периода мы читали и анализировали произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. И вот уже несколько уроков знакомимся с творчеством ещё одного великого русского писателя И.А.Гончарова . Мы изучаем роман «Обломов», который заставляет нас задуматься над вечными вопросами человеческого бытия. Сегодняшний урок-это исследование.
    Актуализация знаний
    2 мин
    Для раскрытия характера главного героя романа Обломова автор использует разнообразные приёмы, одним из которых является знакомство читателя с окружением героя. Назовите систему персонажей этого романа. Как вы думаете, какой герой помогает наиболее полно раскрыть образ Обломова? Почему вы так думаете?
    Постановка учебной задачи
    5 мин
    Внутренний мир Обломова нельзя понять без сравнения его с Андреем Штольцем. Сформулируйте тему урока.
    А какую цель мы перед собой поставим?
    Для чего нам это сопоставление? (образ Обломова) Только поняв характер героя, мы можем понять отношение автора к нему, таким образом, скорректируем цель урока. Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь цели?
    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца («мечтатель» и «практик»). (Запись в тетради).
    Цель-выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца);
    Решение учебной задачи
    Что нам нужно знать о героях, чтобы наше исследование было полным и объективным?
    Это и есть критерии, по которым мы будем сравнивать героев?
    Происхождение, внешность, воспитание, образование, мечты и жизненные цели, жизненная активность, мировоззрение, авторская характеристика, идеал женщины.
    Первичное закрепление
    Что автор выделяет во внешности своих героев?
    Зачитывают из текста
    Работа над пройденным материалом.
    Какие выводы в результате сопоставления героев мы можем сделать? Дома вы работали с литературоведческим словарём. Над лексическим значением каких слов вы работали? Кого мы называем антиподом? двойником?
    Так антиподы наши герои  или двойники?
    Самостоятельная работа
    Заполнение таблицы.
    Рефлексия: продолжить высказывание. Оценка
    Мне в жизни пригодились бы такие качества Обломова:………………… А также такие качества Штольца:………
    Я задумался о том, что в жизни важно ……….
    Я буду думать, как совместить в себе ………….
    Домашнее задание
    Перечитать внимательно последние главы романа. Написать сочинение-миниатюру «Андрей Ильич Обломов. 20 лет спустя».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *