Сочинение на тему сравнительная характеристика обломова и штольца

11 вариантов

  1. Гончаров, создавая роман под названием «Обломов», показал читателям два определенных типа людей. Такие разные люди. И оба по своей сути несчастные… Рисуя образы Обломова и Штольца, автор запечатлел в них отличные друг от друга качества. Нельзя утверждать, что качества любого из представленных героев являются отрицательными. Нет, это своего рода недостатки, на которые порой не обращаешь внимание. И зачастую от привычек слишком трудно избавиться…
    Илья Обломов… Настоящий мечтатель, истинный романтик. Еще с детства он рос беззаботно. Ребенок не знал, что такое обязательство и любопытство. Он всю жизнь был вдали от славы и роскоши. Герой вырос домашним, совсем неподготовленным к жизненным обстоятельствам.
    Мать в раннем возрасте сына слишком опекала его, из-за чего Обломов вышел из семьи неряшливым и неопытным человеком. Персонаж настолько любит пребывать в мире фантазии, что забывает о реальности. Оттого часто его времяпрепровождение во снах, редко герой блудит по улицам. Обломов не трудоспособен, для рабочей деятельности он слишком нежен и слаб. Однако персонаж примечателен тем, что в любой ситуации чувства у него превыше всего. Не материальное в приоритете, а именно духовное составляющее!
    Что сказать о Штольце? Этот персонаж является полным антиподом Обломова. Он блестяще одевается, хорошо образован, работящий человек. С детства проявлял любопытство ко всем странностям в этом мире. Его мать с ранних лет сумела внести в жизнь Штольца искусство, приобщить мальчика к музыке и книгам. Отец же не ущемлял свободу собственного дитя. Он знал, что если человеку интересно, значит, ни в коем случае сие любопытство не следует исключать. Иначе ребёнок потеряет всякое пристрастие к миру. Посему герой часто уходил на ночь из дома, дабы исследовать новые местности и окраины. Он сам был ответственен за собственную жизнь. Сам принимал на себя наказание за непослушание. Уже в ранний период детства дитя познало важные качества взрослых людей. Ответственность, добропорядочность, стремление к совершенству. Оттого Штольц прослыл успешным человеком. У него имеется прекрасная работа, приносящая огромный доход. Гардероб его шикарен. Однако героя не заботят семейные отношения. Он повязан в цифрах и расчётах. Его призвание – работать как машина. Но за этим ничего у Штольца нет… Чувства не выходят наружу…

  2. Илья Ильич Обломов рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.
    Андрей Иванович Штольц был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».

    Внешность

    Илья имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.
    Андрей худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

    Стремления и достаток

    Илья Обломов в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.
    Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.
    Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию — отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею — выбирают Штольца».

  3. Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и  показывает  деловитость нарождающегося класса предпринимателей. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает внимание читателей. Одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравнивается образ русского барина Ильи Ильича  и образ русского немца Андрея Штольца. “…Апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремления выйти из бездействия; это – обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров…” – так отзывался о романе И.А. Гончарова критик Д.И. Писарев.
    Илье Обломову в начале романа около 32-33 лет. Он  живет в Петербурге на Гороховой улице около 12 лет.. “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока”. На его  лице  видны выражения усталости и скуки.  Обломова зовут Ильей Ильичом, потому что он во многом похож на своего отца. Обломов наследует от отца (от обоих родителей) лень и апатию, любовь к вкусной еде и сну, доброту и мягкость и т.д. Герой получает имя своего отца как символ того, что он – настоящий наследник обломовских пороков. Трудиться и учиться Обломов не любил, его так воспитали родители. Они не приучили его к труду и не стали сильно нагружать науками. Но тогда еще он был молод,  и если нельзя сказать, чтоб он  был жив, то по крайней мере живее,  чем теперь; еще  он  был полон  разных стремлений,  все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли – прежде  всего,  разумеется, в службе, что и было целью его приезда в  Петербург.  Потом  он  думал  и  о  роли  в обществе;  наконец, в отдаленной перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье. Но  дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок  обратился в жесткую бороду, лучи  глаз  сменились  двумя  тусклыми точками,  талия  округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет,  а  он ни на шаг  не подвинулся ни на каком поприще и все еще стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он все собирался  и готовился начать жизнь,  все рисовал в уме  узор своей  будущности; но с каждым мелькавшим над  головой его годом должен  был
    что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две  половины: одна состояла из труда и скуки – это у  него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого  главное  поприще  –  служба  на  первых  порах  озадачила  его  самым неприятным образом . Обломов служил в канцелярии всего два года. Затем он ушел в отставку, потому что устал от службы. От родителей ему досталось 350 крепостных душ (крестьян). Однако со временем число крепостных уменьшилось до 300 из-за того, что Обломов не занимался имением. Бездействие – привычное состояние Обломова. Ему нужен лишь покой, мягкий диван и удобный халат. Также он любил мечтать и философствовать. Критик А. П. Милюков  в статье «„Обломов” утверждал, что  “…лень и апатия Обломова происходят не столько от воспитания, как от негодности самой его натуры, от мелкости умственных и душевных сил…”  Поэтому Обломову нужна была  любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына) . В связи с этим Обломов угасал не только потому, что он как помещик может ничего не делать, но  и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому достоинству . Ясно, что «Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий,  а от других, — развила в нем  апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории», – так писал Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» И я не могу не согласиться с этим мнением. Рассмотрим теперь образ Штольца.
    Штольц является антиподом, противоположностью Обломова почти во всем. Однако эти различия не мешают героям дружить уже много лет. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из « костей, мускулов и нервов, как кровная английская  лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.  Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если  же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. ” Напоминает робота. Он из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка. Штольц был обучен его отцом всем практическим наукам. Он любил учиться. Закончил с успехом университет. Штольц находился в постоянной деятельности. Он всё время был чем-то занят. Выполнял всё безукоризненно. Штольцу необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен  своей неординарностью и полной противоположностью  главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!»  Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

  4. Произведение Обломов заняло свое место среди других шедевров русской литературы. Это работа, где Гончаров затронул философские и социальные темы, которые раскрываются через жизнь героев произведения. Так, в произведении Гончарова мы знакомимся с такими типичными мужскими персонажами, как Обломов и Штольц. Это два друга, что знакомы с детства. Два человека, которых свела судьба, несмотря на то, что это совершенно разные люди, с разными взглядами на жизнь и чтобы понять это, давайте сделаем сравнение героев Обломова и Штольца.

    Обломов и Штольц сравнение двух героев

    Наше знакомство хотелось бы начать с главного героя, в честь которого и названо произведение. Это Илья Обломов. Помещик и дворянин, проживающий в Петербурге. Это хоть и был любознательный в детстве мальчик, но всю его любознательность, весь его интерес к новому, убила атмосфера, в которой он жил. Его всегда оберегали, за него все делали, ему оставалось только отдыхать и вкусно есть. В отрочестве Илья получил образование, но учился нехотя, без интереса. Единственная неудача на службе становится для Обломова концом карьеры. В основном он ведет ленивую жизнь и отдает предпочтение лежанию на диване, нежели активным действиям. Хотя он мечтатель, для своего круга вполне образованный, у него есть умные мысли, идеи, но вот не хватает стимула к движению. Обломова полностью засосала трясина обломовщины.

  5. Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и приветствует деловитость нарождающегося класса предпринимателей. В характере Обломова для Гончарова наиболее существенна его барская избалованность и следующая из нее бездеятельность, бессилие ума и воли. Под рукой именитого мастера изображение Обломова вылилось в широкую картину предреформенной жизни русского поместного дворянства. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает к себе внимание читателей.
    “Обломов” —произведение классическое, написанное прекрасным русским языком. Я с удовольствием его прочитала, а теперь хочу разобраться, кто мне ближе по духу: Илья Ильич или Штольц. Обломов появляется в романе человеком не первой молодости, в прошлом пытавшимся служить, но уже отошедшим от всякой деятельности и не способным к ней вернуться. Он не желает не только заниматься чем-нибудь, но даже вставать с дивана, одеваться, выходить на прогулку, бывать в обществе.
    Антиподом Обломова в романе является Штольц. Он изображен Гончаровым как своего рода “новый человек”. Это делец, чуждый и дворянской лени, и служебного карьеризма, отличающийся такой активностью и таким уровнем культуры, которые не были свойственны тогда русскому купечеству. Не зная, видимо, где найти такого человека среди русских деловых людей, Гончаров сделал Штольца отпрыском полунемецкой семьи, получившим, однако, воспитание у своей русской матери-дворянки и в столичном университете. По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “об-ломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Характер Обломова не исчерпывается одной апатией. Илья Ильич пытается “философствовать”. Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного чиновничье-дворянского общества. Он осуждает его за отсутствие серьезных интересов, за стремление к карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое показной любезностью. В этом отношении я согласна с Обломовым, впрочем, как и автор романа.
    Обломов — романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. Штольц же — враг “всякой мечты”, всего “загадочного и таинственного”. Но под “мечтою” он разумеет не только розовую романтику, но и всякий идеализм. “То, что не подвергается анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или иное отражение лучей и красок на сетке органа зрения, или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта”,— так разъясняет автор убеждения Штольца.
    Гончаров вводит своих главных героев в любовный конфликт, чтобы самой жизнью испытать, чего стоит каждый из них. Поэтому героиня “Обломова” должна была явиться незаурядной личностью. В Ольге Ильинской нет ни барских причуд, ни светского кокетства, ничего манерного, сделанного с умыслом для успеха в жизни. Она отличается “красотой и естественной свободой взгляда, слова, поступка”. В любовных отношениях с такой женщиной оба главных героя Гончарова, Обломов и Штольц, каждый по-своему, терпят поражение. И это обнаруживает несостоятельность авторских иллюзий в оценке каждого из них. “Золотое”, “честное и верное” сердце Обломова оказывается под сомнением, как и его порядочность, впрочем, этот человек с “глубоким, как колодезь, сердцем” позорно лукавит перед девушкой, ссылаясь на то, что он ее “предупреждал” о своем характере. Ольга понимает, что Обломов “уже давно умер”.
    Штольц вновь появляется в романе, чтобы встать на место Ильи Ильича. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя, потому что интересоваться всем — значит ничем не интересоваться всерьез, углубленно, систематически, значит все брать из чужих рук, узнавать с чужих слов. Штольца едва-едва хватало поспевать за томительной торопливостью мысли и воли Ольги. Повествование о жизни с Ольгой Ильинской, которое должно было стать хвалой Штольцу, оказалось, вопреки воле автора, средством разоблачения этого “положительного” героя. В конце романа Штольц представляется мне самоуверенным резонером, и только. Я не верю этому герою, не сумевшему дать счастья любимой женщине, спасти друга. Лишь тенденциозность Гончарова спасает Штольца от полного краха.
    Помимо своего желания, автор сумел показать, что вырождается не только старое русское барство, но и добропорядочные предприниматели исторически не могут стать преемниками старого барства, так как они ограниченны, слабы и не способны взять на себя разрешение коренных вопросов национальной жизни.
    Вот и получается, что ни Обломов, ни Штольц не могут вызвать симпатию, каждый по-своему. А вот Ольга Ильинская — это прообраз русской просвещенной женщины, который еще встретится в произведениях многих писателей XIX века.

  6. Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали.
    Помехи служат для них оправданием
    собственного бездействия или неудач.
    Не будем искать новых слов:
    в основном это лентяи.
    А. Крон
    Иван Александрович Гончаров — замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. В своем романе “Обломов” автор осуждает дворянскую бездеятельность и приветствует деловитость нарождающегося класса предпринимателей. В характере Обломова для Гончарова наиболее существенна его барская избалованность и следующая из нее бездеятельность, бессилие ума и воли. Под рукой именитого мастера изображение Обломова вылилось в широкую картину предреформенной жизни русского поместного дворянства. Роман написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает к себе внимание читателей.
    “Обломов” —произведение классическое, написанное прекрасным русским языком. Я с удовольствием его прочитала, а теперь хочу разобраться, кто мне ближе по духу: Илья Ильич или Штольц. Обломов появляется в романе человеком не первой молодости, в прошлом пытавшимся служить, но уже отошедшим от всякой деятельности и не способным к ней вернуться. Он не желает не только заниматься чем-нибудь, но даже вставать с дивана, одеваться, выходить на прогулку, бывать в обществе.
    Антиподом Обломова в романе является Штольц. Он изображен Гончаровым как своего рода “новый человек”. Это делец, чуждый и дворянской лени, и служебного карьеризма, отличающийся такой активностью и таким уровнем культуры, которые не были свойственны тогда русскому купечеству. Не зная, видимо, где найти такого человека среди русских деловых людей, Гончаров сделал Штольца отпрыском полунемецкой семьи, получившим, однако, воспитание у своей русской матери-дворянки и в столичном университете. По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “об-ломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Характер Обломова не исчерпывается одной апатией. Илья Ильич пытается “философствовать”. Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного чиновничье-дворянского общества. Он осуждает его за отсутствие серьезных интересов, за стремление к карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое показной любезностью. В этом отношении я согласна с Обломовым, впрочем, как и автор романа.
    Обломов — романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. Штольц же — враг “всякой мечты”, всего “загадочного и таинственного”. Но под “мечтою” он разумеет не только розовую романтику, но и всякий идеализм. “То, что не подвергается анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или иное отражение лучей и красок на сетке органа зрения, или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта”,— так разъясняет автор убеждения Штольца.
    Гончаров вводит своих главных героев в любовный конфликт, чтобы самой жизнью испытать, чего стоит каждый из них. Поэтому героиня “Обломова” должна была явиться незаурядной личностью. В Ольге Ильинской нет ни барских причуд, ни светского кокетства, ничего манерного, сделанного с умыслом для успеха в жизни. Она отличается “красотой и естественной свободой взгляда, слова, поступка”. В любовных отношениях с такой женщиной оба главных героя Гончарова, Обломов и Штольц, каждый по-своему, терпят поражение. И это обнаруживает несостоятельность авторских иллюзий в оценке каждого из них. “Золотое”, “честное и верное” сердце Обломова оказывается под сомнением, как и его порядочность, впрочем, этот человек с “глубоким, как колодезь, сердцем” позорно лукавит перед девушкой, ссылаясь на то, что он ее “предупреждал” о своем характере. Ольга понимает, что Обломов “уже давно умер”.
    Штольц вновь появляется в романе, чтобы встать на место Ильи Ильича. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя, потому что интересоваться всем — значит ничем не интересоваться всерьез, углубленно, систематически, значит все брать из чужих рук, узнавать с чужих слов. Штольца едва-едва хватало поспевать за томительной торопливостью мысли и воли Ольги. Повествование о жизни с Ольгой Ильинской, которое должно было стать хвалой Штольцу, оказалось, вопреки воле автора, средством разоблачения этого “положительного” героя. В конце романа Штольц представляется мне самоуверенным резонером, и только. Я не верю этому герою, не сумевшему дать счастья любимой женщине, спасти друга. Лишь тенденциозность Гончарова спасает Штольца от полного краха.
    Помимо своего желания, автор сумел показать, что вырождается не только старое русское барство, но и добропорядочные предприниматели исторически не могут стать преемниками старого барства, так как они ограниченны, слабы и не способны взять на себя разрешение коренных вопросов национальной жизни.
    Вот и получается, что ни Обломов, ни Штольц не могут вызвать симпатию, каждый по-своему. А вот Ольга Ильинская — это прообраз русской просвещенной женщины, который еще встретится в произведениях многих писателей XIX века.

  7. Итоговое сочинение: «Сравнение Обломова и Штольца», написанное школьником, является довольно интересной работой. Ученик старательно делает анализ «Обломовщины», выражая свое собственное мнение и делясь своими мыслями.
    В произведении И. А. Гончарова «Обломов» сравниваются два совершенно противоположных друг другу персонажа, Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц. Единственное, что их объединяет это сословие и общее детство, однако воспитание у них было абсолютно разным.
    Обломов, как человек родом из богатой семьи, презирает какую-либо физическую деятельность, так как привык, что всю крупную работу за него выполняют крепостные крестьяне, а мелкие домашние дела – няни. Мать очень опекала и беспокоилась за него, поэтому дисциплины в его воспитании не было, что и привело к ленивому и легкомысленному образу жизни.
    Главными ценностями для Ильи Ильича являются комфорт и покой, день он проводит лежа на диване, переваливаясь с бока на бок. Обломов с детства не имел никакого интереса к учебе, и, не понимая для чего нужны все эти тетрадки и учебники, быстро охладевал к образованию.
    Совершенной его противоположностью был немец Штольц, который, в отличие от Обломова, воспитывался очень строгим отцом, требовавшим от сына активности, и прививал ему любовь к труду с самого детства. Несмотря на то, что Обломов и Штольц являются друзьями, Андрей Иванович презирает такое отношение к жизни и пытается вразумить своего друга, но все тщетно.
    Штольц происходил из небогатой семьи, поэтому быстро научился много работать и добиваться поставленных целей самостоятельно. Он мыслил очень трезво и не позволял себе витать в облаках. Благодаря такому взгляду на жизнь, Штольц наработал хорошего благосостояния, в отличие от Обломова, который за всю свою жизнь не добился ничего путного.
    Отсутствие общих интересов и несопоставимость жизненных укладов рано или поздно должна была привести к разрыву отношений между этими людьми. Это был лишь вопрос времени. Как Штольц не пытался спасти друга, у него ничего не получалось: Обломов не поддавался никакому перевоспитанию, он по своей натуре человек мягкий и ветреный, такова его природа. У них была замечательная дружба, объединяемая общими воспоминаниями из детства, однако стремительность и энтузиазм Штольца никак не сочетались с безразличием Обломова, именно это и привело к разрыву дружбы.

  8. И. А. Гончаров в своем романе затрагивает очень актуальную тему противостояние труда и лени, которая на протяжении веков остается самой обсуждаемой и дискутабельной. В наше время эта тема является очень проблемной, так как в нашем современном обществе идет прогресс техники и люди перестают трудиться, лень перерастает в смысл жизни.
    Герои романа Обломов и Штольц, являются друзьями с раннего детства. Их знакомство происходит при обучении в доме отца Штольца, который преподавал азы главнейших наук.
    Илья Обломов выходец и дворянской семьи, с самого раннего детства маленького Илью холят и лелеют. Родители и няньки запрещают ему проявлять какую – либо самостоятельную активность. Илюша, видя такое к себе, отношение сразу понял, что можно ничего не делать, так как за него все это сделают другие люди. Его обучение происходило в доме Штольца, учиться он особо не желал и родители потакали ему в этом. Так прошла вся юность Обломова. Взрослая жизнь ни чем не отличалась от детства и юности, Обломов продолжает вести спокойный и ленивый образ жизни. Его пассивность и праздность сказываются в повседневной жизни. Он просыпался к обеду, неспешна слазил с кровати, лениво принимал пищу и не интересовался никакими делами. Лень, заложенная с детства, не давала Обломову ни малейшего шанса на стремление к наукам, к познанию окружающего мира. Не смотря на все это, воображение у него было очень хорошо развито, так как из – за безделья воображаемый мир Обломова был очень богат. Так же Обломов был очень доверчивым человеком, и главным кому доверял Илья, был Андрей Штольц. Щтольц является полным антиподом Обломова. С самого раннего детства Андрей был приучен к порядку, к труду. Родители воспитывали его строго, но справедливо. Отец, по национальности был немцем, прививал Андрею точность, трудолюбивость и пунктуальность. С юных лет Андрей выполнял различные поручения отца, закаляя свой характер. Обучался он вместе с Ильей, у своего отца, в отличие от Обломова, Андрею хорошо давались науки, и он с любопытством изучал их. Переход из детства во взрослую жизнь у Штольца случился очень рано, поэтому Андрей был очень активным человеком. Он стремился к постоянному пополнению знаний, ведь «ученье – свет, а неученье – тьма. У него был, трезвый и практичный взгляд на происходящие события, он никогда ничего не делал поспешно без обдумывания данного вопроса, которого ему нужно было решить. Заложенные с детства расчетливость и пунктуальность нашли себе место и во взрослой жизни Штольца. Подвижность и энергичность способствовали ему в каких – либо начинаниях. Рассматривая жизненные позиции Обломова и Штольца по отношению к Ольге Ильинской можно сделать следующие выводы: Обломов, живя в своем мире – «Обломовщине», был романтиком, который долго решался на конкретные шаги в реальной жизни. Их знакомство с Ольгой Ильинской происходит благодаря Штольцу. Их взаимоотношения с самого начала были не прочные. Ольга, зная многое про Обломова по рассказам Штольца, пытается возвратить к жизни Обломова по средствам своей любви, но ей этого не удается сделать и «Обломовщина» побеждает. Взаимоотношения Ольги и Андрея складываются сами собой в течение жизни, «она смеется над его шутками, а он с удовольствием слушает ее пение». У них было много общего, но самым главным было то, что они стремились к жизни, это и поспособствовало к их сближению и образованию семьи.
    Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.
    Прочитав роман И. А. Гончарова «Обломов», я склоняюсь к мысли о том, что события описанные в данном произведение могут быть применимы и к нашему времени, так как в современном обществе есть много таких людей как Штольц и Обломов. И их противостояние будет вечным. .

  9. Введение
    Портретные характеристики героев
    Различия в воспитании героев
    Образование и карьера героев
    Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

    Введение

    Роман «Обломов» является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.
    По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

    Портретные характеристики героев

    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам.
    Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.
    Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов». Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Образы Обломова и Штольца словно являются зеркальным отражением друг друга: деятельный, экстравертный, успешный в обществе и на карьерном поприще Штольц противопоставляется ленивому, апатичному, не желающему ни с кем общаться, а уж тем более снова выходить на службу, Обломовым.

    Различия в воспитании героев

    При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца. Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.
    Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе». Юноше не хватало любви, душевного тепла и мягкости, так как его преимущественно растил отец, не считающий, что мужчине нужно прививать чувствительность. Однако русские корни Штольца до конца жизни искали это душевное тепло, находя его в Обломове, а затем и в отрицаемой им идее Обломовки.

    Образование и карьера героев

    Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.
    Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

    Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

    В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.
    Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.
    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова – сочинение | источник

  10. 10
    Текст добавил: оТкРоЙ гЛаЗкИ я Не В тВоЕй СкАзКе

    И.А. Гончаров в своем романе затрагивает очень актуальную тему противостояние труда и лени, которая на протяжении веков остается самой обсуждаемой и дискутабельной. В наше время эта тема является очень проблемной, так как в нашем современном обществе идет прогресс техники и люди перестают трудиться, лень перерастает в смысл жизни.
    Герои романа Обломов и Штольц, являются друзьями с раннего детства. Их знакомство происходит при обучении в доме отца Штольца, который преподавал азы главнейших наук.
    Илья Обломов выходец и дворянской семьи, с самого раннего детства маленького Илью холят и лелеют. Родители и няньки запрещают ему проявлять какую – либо самостоятельную активность. Илюша, видя такое к себе, отношение сразу понял, что можно ничего не делать, так как за него все это сделают другие люди. Его обучение происходило в доме Штольца, учиться он особо не желал и родители потакали ему в этом. Так прошла вся юность Обломова. Взрослая жизнь ни чем не отличалась от детства и юности, Обломов продолжает вести спокойный и ленивый образ жизни. Его пассивность и праздность сказываются в повседневной жизни. Он просыпался к обеду, неспешна слазил с кровати, лениво принимал пищу и не интересовался никакими делами. Лень, заложенная с детства, не давала Обломову ни малейшего шанса на стремление к наукам, к познанию окружающего мира. Не смотря на все это, воображение у него было очень хорошо развито, так как из – за безделья воображаемый мир Обломова был очень богат. Так же Обломов был очень доверчивым человеком, и главным кому доверял Илья, был Андрей Штольц. Щтольц является полным антиподом Обломова. С самого раннего детства Андрей был приучен к порядку, к труду. Родители воспитывали его строго, но справедливо. Отец, по национальности был немцем, прививал Андрею точность, трудолюбивость и пунктуальность. С юных лет Андрей выполнял различные поручения отца, закаляя свой характер. Обучался он вместе с Ильей, у своего отца, в отличие от Обломова, Андрею хорошо давались науки, и он с любопытством изучал их. Переход из детства во взрослую жизнь у Штольца случился очень рано, поэтому Андрей был очень активным человеком. Он стремился к постоянному пополнению знаний, ведь «ученье – свет, а неученье – тьма. У него был, трезвый и практичный взгляд на происходящие события, он никогда ничего не делал поспешно без обдумывания данного вопроса, которого ему нужно было решить. Заложенные с детства расчетливость и пунктуальность нашли себе место и во взрослой жизни Штольца. Подвижность и энергичность способствовали ему в каких – либо начинаниях. Рассматривая жизненные позиции Обломова и Штольца по отношению к Ольге Ильинской можно сделать следующие выводы: Обломов, живя в своем мире – «Обломовщине», был романтиком, который долго решался на конкретные шаги в реальной жизни. Их знакомство с Ольгой Ильинской происходит благодаря Штольцу. Их взаимоотношения с самого начала были не прочные. Ольга, зная многое про Обломова по рассказам Штольца, пытается возвратить к жизни Обломова по средствам своей любви, но ей этого не удается сделать и «Обломовщина» побеждает. Взаимоотношения Ольги и Андрея складываются сами собой в течение жизни, «она смеется над его шутками, а он с удовольствием слушает ее пение». У них было много общего, но самым главным было то, что они стремились к жизни, это и поспособствовало к их сближению и образованию семьи.
    Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.
    Прочитав роман И.А. Гончарова «Обломов», я склоняюсь к мысли о том, что события описанные в данном произведение могут быть применимы и к нашему времени, так как в современном обществе есть много таких людей как Штольц и Обломов. И их противостояние будет вечным.

  11. Обломов Илья Ильич — главный герой романа «Обломов». Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и «разлагается» лёжа на диване. Яркий представитель обломовщины.
    Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова.
    Сравним героев по следующим критериям:
    Воспоминания о детстве (в том числе и воспоминания о родителях).
    И. И. Обломов. С самого раннего детства за него все делали: «Няня ждёт его пробуждения. Она натягивает ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами; няня ловит его». «. Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери. Так же с детства купался в родительской ласки и заботе: „Мать осыпала его страстными поцелуями …“ Няня всюду, сутками напролёт, как тень следовала за ним, постоянная опека не кончалась ни на секунду: » … все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготнёй: то попыткой, то живой радостью за ребёнка, то страхом, что он упадёт и расшибёт нос …”.
    Штольц. Детство его проходит в полезной, но утомительной учебе: «С Восьми лет он сидел с отцом за географической картой … а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова …» Мать постоянно беспокоилась о сыне: ” … она бы держала его возле себя”. Но отец его был полностью равнодушен и холоднокровен к сыну, нередко и «прикладывал руку»: ” … и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног”.
    Отношение к учёбе и труду.
    Обломов. В школу ходил без особого интереса и желания, с трудом отсиживал на уроках, одолеть какую-либо книгу для Обломова было большим успехом и радостью. «Зачем же все эти тетрадки … бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? … Когда же жить?» Мгновенно холодел к тому или иному роду деятельности, будь это учёба, книги, увлечения. Такое же отношение было и к работе: ” … учишься, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собираешься с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни”.
    Штольц. Учился и работал уже с детства — главная забота и задача отца его. Учение и книги увлекали Штольца, на протяжении все жизни. Труд — смыл существования человека. «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и на самом деле нажил дом и деньги».
    Отношение к мыслительной деятельности.
    Обломов. Несмотря на отсутствие любви к учёбе и труду, Обломов был далеко не глупым человеком. У него в голое постоянно крутились какие-то мысли, картинки, он постоянно стоил планы, но по совершенно непонятным причинам всё это откладывалось в долговой ящик. «Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрёт голову рукой и обдумает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится .»
    Штольц. Реалист до мозга костей. Скептик по жизни и в размышлениях. «Он боялся всякой мечты или, если входил в её область, то входил, как входят в грот с надписью …, зная час или минуту, когда выйдешь оттуда».
    Выбор жизненных целей и способы их достижения. (В том числе и образ жизни.)
    Обломов. Жизнь однообразна, лишена красок, каждый день похож на предыдущий. Его проблемы и заботы умопомрачительно смешны и нелепы, ещё смешнее он их решает, переворачиваясь с бока на бок. Автор всеми силами оправдывает Обломова, мол в голове у него много идей и целей, но ни одна из них не материализуется.
    Штольц. Скептицизм и реализм проявляется во всём. «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». «А сам всё шёл упрямо по избранной дороге».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *