Сочинение на тему средства выразительности

8 вариантов

  1. Лексика занимает центральное место в системе образных средств языка. Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом. Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях. Это их свойство называется многозначностью, или полисемией. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи.
    Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Выделяются такие тропы: метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве.
    Еще одна разновидность тропов – метонимия. Это слово, употребленное в переносном значении, основанном на смежности.
    Эпитет – это художественное определение: Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен… (А. Фет)
    Сравнение – это сопоставление двух явлений, с целью определения одного посредством другого.
    Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы:
    С многозначностью не следует смешивать омонимы, т. е. совпадающие в звучании и написании, но совершенно различные по значению слова: ключ – «родник» и ключ – «отмычка». Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омофоры) также являются источником вырази
    Омонимичные рифмы – яркое средство звуковой игры. Им блестяще владел И. Бродский:
    Мерцала на склоне банка Возле кустов кирпича. Над розовым шпилем банка Ворона вилась, крича.
    (Холмы,1962)
    Выразительность речи усиливает употребление синонимов – слов, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. О красоте и выразительности речи носителя языка можно судить по тому, как он использует синонимы. Не владея синонимическим богатством родного языка, нельзя сделать свою речь яркой, выразительной.
    Особое место в системе выразительных лексических средств занимают антонимы. Антонимы – это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения: друг – враг, тяжелый – легкий, грустно – весело, любить – ненавидеть. Антонимы бывают не у всех слов.
    Антонимы постоянно используются в антитезе – стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.
    Мощным эмоциональным воздействием на читателя обладает лексический повтор, когда путем повторения слова выделяется ключевое понятие в тексте. В поэтических произведениях как средство выразительности используются такие виды лексического повтора, как анафора и эпифора. Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
    Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце строк.
    Слова русского языка различаются сферой распространения. Одни используются свободно, неограниченно и составляют основу русского литературного языка. Такие слова относят к общеупотребительной лексике. Это, например, названия явлений, понятий общественно-политической жизни (государство, общество, развитие и др.); экономические понятия (финансы, кредит, банк и др.); явления культурной жизни (театр, спектакль, актер, премьера, выставка и др.); бытовые наименования (дом, квартира, семья, дети, школа и др.).
    Другая часть лексики употребляется ограниченно. Здесь выделяют следующие группы.
    Диалектизмы – слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Русские писатели поэты умело (и умеренно) использовали диалектные слова как одно из выразительных средств.
    К лексике ограниченного употребления относится также и так называемая специальная лексика, т. е слова, употребляемые и понимаемые преимущественно представителями определенной науки, профессии. К такой лексике принадлежат, прежде всего, термины – слова, используемые для логически точного названия специальных понятий, установления их отличительных признаков, например медицинские термины: сканирование, шунтирование, неоперабельный; лингвистические термины: полисемия, семантика, морфема.
    Кроме терминов, в специальной лексике выделяют профессионализмы, т. е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.
    К ограниченно употребляемой лексики относятся также слова, называемые жаргонизмами, которые составляют основу особой социальной разновидности речи – жаргона. Эти слова употребляют люди, объединенные общностью интересов, привычек, занятий, социального положения и т. п. В языке художественной литературы элементы жаргонной лексики используются для речевой характеристики некоторых персонажей.
    К лексике ограниченной, малоупотребительной относят и так называемое арго, характеризующееся особой искусственностью, условностью, строгой засекреченностью.
    Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи (на примере одной части речи по указанию учителя)
    Слова в русском языке распределяются по классам, которые называются частями речи. Современная научная классификация частей речи основывается на учете следующих признаков:
    1) общее грамматическое значение (предмета, действия, признака
    Предмета, признака действия, количества);
    2) общая система изменения (существительные склоняются,
    Прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.);
    3) общая синтаксическая функция.
    По этим признакам выделяют следующие части речи.
    1. Имя существительное обозначает предмет в широком смысле; имеет род, изменяется по числам и падежам; в предложении обычно бывает подлежащим или дополнением.
    2. Имя прилагательное обозначает признак предмета; изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным; в предложении выполняет функцию определения или именной части составного сказуемого.
    3. Имя числительное обозначает количество; изменяется по
    Падежам; может быть подлежащим, сказуемым, дополнением,
    Определением.
    4. Местоимение как часть речи выделяется в школьной традиции
    На основе присущей ему указательной функции. Местоимения – это
    Слова, которые ничего не называют, но указывать могут и на предметы
    (ты, никто, некто, он), и на признаки (какой-то, некоторый, тот), и на
    Количество (сколько, несколько).
    5. Глагол обозначает действие или состояние; спрягается
    (изменяется по лицам и числам); чаще всего в предложении является
    Сказуемым.
    6. Наречие обозначает признак действия или признака, т. е. прилагательного; не изменяется; является обстоятельством, реже – определением.
    Это самостоятельные, или знаменательные, части речи. В предложении они являются его членами. Выделяют также служебные части речи, которые не способны самостоятельно быть членами предложения:
    1. Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и
    Предложениях (в, из-за, через, в течение, вследствие).
    2. Союз служит для связи однородных членов предложения и предложений (а, но, ибо, как будто и др.).
    3. Частица вносит дополнительное значение в предложение -отрицание, сомнение, вопрос, усиление и т. д.: (не знал об этом; Неужели ты не знал об этом?; Даже он не знал об этом; Знал ли он об этом?).
    Выделяется также группа звукоподражательных слов и междометий, которые не являются членами предложения, ничего не называют, но выражают чувства и побуждения. В речи они выступают как нечленимые предложения: Ах! Да! Ну! Ура! Мяу-мяу, кис-кис.
    Рассмотрим каждую группу более подробно. Итак, имя существительное – это самостоятельная часть речи, самая многочисленная в русском языке. Она называет явления действительности:
    Названия предметов и вещей;
    Названия живых существ;
    Названия событий и явлений общественной жизни;
    Названия явлений природы;
    Названия веществ;
    Названия отвлеченных свойств и признаков.
    Таким образом, одним из главных грамматических признаков существительного является его предметность. По составу различают несколько групп существительных:
    Нарицательные и собственные;
    отвлеченные и конкретные;
    Одушевленные и неодушевленные;
    Собирательные и вещественные.
    К нарицательным относят такие существительные, которые обозначают обобщенные наименования явлений и предметов. Они называют группы однородных предметов. К таким существительным относятся, например созвездие, река, студент и т. д.
    Собственные существительные называют конкретный предмет или явление, например Россия, Германия, Енисей и т. д. В свою очередь собственные существительные подразделяются на отдельные группы: имена, прозвища, фамилии людей (Николай, Чижик, Базаров); географические и территориальные названия (Темза, Петровка, Смоленщина и т. д.); наименования праздников, исторических событий и т. д.
    Неодушевленные существительные называют неживые предметы, например машина, дом, станок и т. д. а одушевленные, наоборот – живые, например барсук, комар, лиса, человек, лошадь, медведь и т. д.
    Конкретные существительные называют конкретный предмет, события, факты, животное и т. д.
    Отвлеченные существительные характеризуют отвлеченные понятия, качества, свойства, действия.
    Вещественные существительные характеризуют то или иное вещество, кислород, водород, соль и т. д.
    Собирательные существительные объединяют множество однородных предметов в одно целое, например молодежь, крестьянство, купечество и т. д.Что касается имени прилагательного, то по лексико-грамматическим особенностям различают качественные и относительные.
    Качественные прилагательные характеризуются тем, что обозначают признак, принадлежащий предмету непосредственно. Качественные прилагательные по роду признаков подразделяют на несколько тематических групп: признаки эмоционального состояния
    человека (печальный, веселый), признаки цвета, признаки пространства и места (узкий, просторный), признаки качества (плохой, хороший), нравственно-интеллектуальные признаки (трусливый, бессердечный).
    Относительные прилагательные обозначают признак, указывающий отношения этого предмета к другим предметам. В свою очередь относительные прилагательные подразделяются на группы: собственно-относительные (стеклянная посуда, каменный пол, железные перила); притяжательные прилагательные (мамина заколка, бабушкины лепешки, медвежья лапа); порядковые прилагательные (седьмой день, первый игрок, третий брак). Собственно-относительные в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Обусловлены они различными отношениями: отношением к действию (сверлильный станок, обеденный стол, стиральная машина); отношением ко времени или к месту (привокзальная площадь, дневное задание); отношением к другому предмету (журнальный столик, грозовая туча, хрустальная ваза). Иногда в переносном употреблении относительные прилагательные переходят в разряд качественных (каменное лицо, мирный разговор, сердечная беседа, стальные мускулы, золотые руки).
    Различают несколько словообразовательных типов притяжательных прилагательных: прилагательные с суффиксами – он-, – ов – (отцова шапка, белкина норка); прилагательные с суффиксами – ск-(лермонтовские стихи, тургеневские девушки); прилагательные с суффиксом -]- (овечья шерсть, волчья лапа); прилагательные с суффиксом – ин – (крысиный хвост, куриное яйцо).
    У числительного тоже есть ряд отличительных лексико-
    Грамматических особенностей. Существуют количественные
    Числительные (восемь больше шести), числительные целых единиц и дробные (одна пятая посевов). Существует также такая разновидность, как собирательные числитетельные (четверо, семеро).
    Выделяются несколько типов местоимений:
    Местоимения-существительные (что-то, кто-то, ты, я, он, некто, они, себя);
    Местоимения-числительные (столько же, сколько);
    местоимения-прилагательные (мой, твой, который, какой, чей).
    В рамках местоимений выделяется несколько лексико-грамматических разрядов: личные и лично-указательные местоимения (вы, мы, он, ты, я); возрастные местоимение (себя); определительные местоимения (весь, всякий, каждый, иной); указательные местоимения (этот, тот, этакий, оба); притяжательные местоимения (наш, ваш, мой, твой); отрицательные местоимения (никакой, ничей, ничего); вопросительно-относительные местоимения (кто, что, какой, чей, который); неопределенные местоимения (чей-то, кто-либо, что-либо, нечто, некто, кое-кто, что-то).
    Среди наречий выделяют две разновидности:
    Производные (образуются от знаменательных частей речи);
    Непроизводные(около, тут, где, тогда, очень, чуть).
    Предлоги различают первообразные, возникшие еще очень давно. К таковым можно отнести (за, на, от, над, под, через, для, перед). Бывают они производные, наречные, отглагольные, отыменные, составные, простые.
    Частицы вносят в предложения различные смысловые и модальные оттенки. Различают несколько видов частиц: уточняющие (точно, именно, как раз, ровно), указательные (вон те, вот, это, то), выделительно-ограничительные (единственно, только, лишь, почти), усилительные (уж, даже, уже, и), уступительные (все же, все ж таки), вопросительные (неужели, разве), побудительные (пусть, давай, а ну), утвердительные и отрицательные (отнюдь не, точно), формообразующие и словообразовательные. Междометия различают эмоциональные, побудительные).
    Иногда одни грамматические формы могут употребляться в значении других. Таким образом, речь стилистически окрашивается. Здесь речь идет о глагольных формах. Например, глагол настоящего времени может быть взят для обозначения прошедшего. Таким образом, происходит наглядное представление действий. Порой глагол в настоящем времени используется для обозначения событий, которые
    Должны произойти в ближайшем будущем: «Прощай, любимый город, уходим завтра в море».

  2. Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.
    В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?
    Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи/
    Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие — уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля), в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов.

  3. В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения – делают речь яркой и выразительной.
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.
    Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть ,какую роль они там играют)
    Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной.
    Роль риторических вопросов в тексте.
    Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?
    Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.
    Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.
    Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство
    Роль цитат в речи.
    Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
    Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.
    Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.
    Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
    Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.
    Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)
    Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.
    Разряды и функции частиц в русском языке.
    Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

  4. Лексика занимает центральное место в системе образных средств языка. Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом. Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях. Это их свойство называется многозначностью, или полисемией. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи.
    Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Выделяются такие тропы: метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве.
    Еще одна разновидность тропов – метонимия. Это слово, употребленное в переносном значении, основанном на смежности.
    Эпитет – это художественное определение: Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен. . . (А. Фет)
    Сравнение – это сопоставление двух явлений, с целью определения одного посредством другого.
    Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы:
    С многозначностью не следует смешивать омонимы, т. е. совпадающие в звучании и написании, но совершенно различные по значению слова: ключ – «родник» и ключ – «отмычка». Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омофоры) также являются источником вырази
    Омонимичные рифмы – яркое средство звуковой игры. Им блестяще владел И. Бродский:
    Мерцала на склоне банка Возле кустов кирпича. Над розовым шпилем банка Ворона вилась, крича.
    (Холмы,1962)
    Выразительность речи усиливает употребление синонимов – слов, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. О красоте и выразительности речи носителя языка можно судить по тому, как он использует синонимы. Не владея синонимическим богатством родного языка, нельзя сделать свою речь яркой, выразительной.
    Особое место в системе выразительных лексических средств занимают антонимы. Антонимы – это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения: друг – враг, тяжелый – легкий, грустно – весело, любить – ненавидеть. Антонимы бывают не у всех слов.
    Антонимы постоянно используются в антитезе – стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.
    Мощным эмоциональным воздействием на читателя обладает лексический повтор, когда путем повторения слова выделяется ключевое понятие в тексте. В поэтических произведениях как средство выразительности используются такие виды лексического повтора, как анафора и эпифора. Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
    Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце строк.
    Слова русского языка различаются сферой распространения. Одни используются свободно, неограниченно и составляют основу русского литературного языка. Такие слова относят к общеупотребительной лексике. Это, например, названия явлений, понятий общественно-политической жизни (государство, общество, развитие и др. ); экономические понятия (финансы, кредит, банк и др. ); явления культурной жизни (театр, спектакль, актер, премьера, выставка и др. ); бытовые наименования (дом, квартира, семья, дети, школа и др. ).
    Другая часть лексики употребляется ограниченно. Здесь выделяют следующие группы.
    Диалектизмы – слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Русские писатели поэты умело (и умеренно) использовали диалектные слова как одно из выразительных средств.
    К лексике ограниченного употребления относится также и так называемая специальная лексика, т. е слова, употребляемые и понимаемые преимущественно представителями определенной науки, профессии. К такой лексике принадлежат, прежде всего, термины – слова, используемые для логически точного названия специальных понятий, установления их отличительных признаков, например медицинские термины: сканирование, шунтирование, неоперабельный; лингвистические термины: полисемия, семантика, морфема.
    Кроме терминов, в специальной лексике выделяют профессионализмы, т.
    «
    1
    2
    3
    »

  5. Страница: [ 1 ] 2
    Лексика занимает центральное место в системе образных средств языка. Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом. Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях. Это их свойство называется многозначностью, или полисемией. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи.
    Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Выделяются такие тропы: метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве.
    Еще одна разновидность тропов – метонимия. Это слово, употребленное в переносном значении, основанном на смежности.
    Эпитет – это художественное определение: Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен… (А. Фет)
    Сравнение – это сопоставление двух явлений, с целью определения одного посредством другого.
    Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы:
    С многозначностью не следует смешивать омонимы, т. е. совпадающие в звучании и написании, но совершенно различные по значению слова: ключ – «родник» и ключ – «отмычка». Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омофоры) также являются источником вырази
    Омонимичные рифмы – яркое средство звуковой игры. Им блестяще владел И. Бродский:
    Мерцала на склоне банка Возле кустов кирпича. Над розовым шпилем банка Ворона вилась, крича.
    (Холмы,1962)
    Выразительность речи усиливает употребление синонимов – слов, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. О красоте и выразительности речи носителя языка можно судить по тому, как он использует синонимы. Не владея синонимическим богатством родного языка, нельзя сделать свою речь яркой, выразительной.
    Особое место в системе выразительных лексических средств занимают антонимы. Антонимы – это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения: друг – враг, тяжелый – легкий, грустно – весело, любить – ненавидеть. Антонимы бывают не у всех слов.
    Антонимы постоянно используются в антитезе – стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.
    Мощным эмоциональным воздействием на читателя обладает лексический повтор, когда путем повторения слова выделяется ключевое понятие в тексте. В поэтических произведениях как средство выразительности используются такие виды лексического повтора, как анафора и эпифора. Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
    Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце строк.
    Слова русского языка различаются сферой распространения. Одни используются свободно, неограниченно и составляют основу русского литературного языка. Такие слова относят к общеупотребительной лексике. Это, например, названия явлений, понятий общественно-политической жизни (государство, общество, развитие и др.); экономические понятия (финансы, кредит, банк и др.); явления культурной жизни (театр, спектакль, актер, премьера, выставка и др.); бытовые наименования (дом, квартира, семья, дети, школа и др.).
    Другая часть лексики употребляется ограниченно. Здесь выделяют следующие группы.
    Диалектизмы – слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Русские писатели поэты умело (и умеренно) использовали диалектные слова как одно из выразительных средств.
    К лексике ограниченного употребления относится также и так называемая специальная лексика, т. е слова, употребляемые и понимаемые преимущественно представителями определенной науки, профессии. К такой лексике принадлежат, прежде всего, термины – слова, используемые для логически точного названия специальных понятий, установления их отличительных признаков, например медицинские термины: сканирование, шунтирование, неоперабельный; лингвистические термины: полисемия, семантика, морфема.
    Кроме терминов, в специальной лексике выделяют профессионализмы, т. е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.
    К ограниченно употребляемой лексики относятся также слова, называемые жаргонизмами, которые составляют основу особой социальной разновидности речи – жаргона. Эти слова употребляют люди, объединенные общностью интересов, привычек, занятий, социального положения и т. п. В языке художественной литературы элементы жаргонной лексики используются для речевой характеристики некоторых персонажей.
    К лексике ограниченной, малоупотребительной относят и так называемое арго, характеризующееся особой искусственностью, условностью, строгой засекреченностью.
    Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи (на примере одной части речи по указанию учителя)
    Слова в русском языке распределяются по классам, которые называются частями речи. Современная научная классификация частей речи основывается на учете следующих признаков:
    1) общее грамматическое значение (предмета, действия, признака
    Предмета, признака действия, количества);
    2) общая система изменения (существительные склоняются,
    Прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.);
    3) общая синтаксическая функция.
    По этим признакам выделяют следующие части речи.
    1. Имя существительное обозначает предмет в широком смысле; имеет род, изменяется по числам и падежам; в предложении обычно бывает подлежащим или дополнением.
    2. Имя прилагательное обозначает признак предмета; изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным; в предложении выполняет функцию определения или именной части составного сказуемого.
    3. Имя числительное обозначает количество; изменяется по
    Падежам; может быть подлежащим, сказуемым, дополнением,
    Определением.
    4. Местоимение как часть речи выделяется в школьной традиции
    На основе присущей ему указательной функции. Местоимения – это
    Слова, которые ничего не называют, но указывать могут и на предметы
    (ты, никто, некто, он), и на признаки (какой-то, некоторый, тот), и на
    Количество (сколько, несколько).
    5. Глагол обозначает действие или состояние; спрягается
    (изменяется по лицам и числам); чаще всего в предложении является
    Сказуемым.
    6. Наречие обозначает признак действия или признака, т. е. прилагательного; не изменяется; является обстоятельством, реже – определением.
    Это самостоятельные, или знаменательные, части речи. В предложении они являются его членами. Выделяют также служебные части речи, которые не способны самостоятельно быть членами предложения:
    1. Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и
    Предложениях (в, из-за, через, в течение, вследствие).
    2. Союз служит для связи однородных членов предложения и предложений (а, но, ибо, как будто и др.).
    3. Частица вносит дополнительное значение в предложение -отрицание, сомнение, вопрос, усиление и т. д.: (не знал об этом; Неужели ты не знал об этом?; Даже он не знал об этом; Знал ли он об этом?).
    Выделяется также группа звукоподражательных слов и междометий, которые не являются членами предложения, ничего не называют, но выражают чувства и побуждения. В речи они выступают как нечленимые предложения: Ах! Да! Ну! Ура! Мяу-мяу, кис-кис.
    Рассмотрим каждую группу более подробно. Итак, имя существительное – это самостоятельная часть речи, самая многочисленная в русском языке. Она называет явления действительности:
    Названия предметов и вещей;
    Названия живых существ;
    Названия событий и явлений общественной жизни;
    Названия явлений природы;
    Названия веществ;
    Названия отвлеченных свойств и признаков.
    Таким образом, одним из главных грамматических признаков существительного является его предметность.
    Страница: [ 1 ] 2

  6. (1)Я хорошо помню свою первую в жизни двойку.
    (2)Маленький город, где мы жили, уместился в объятьях синих сопок на окраине тайги. (3)Суровый климат приводил к нам удивительно снежные зимы. (4)Первые сильные снегопады приходили чинно, без суетной метелицы-лисы, медленно заводили над горизонтом серые, тяжелые полы своих кафтанов и укрывали нас тишиной степенно вальсирующих холодных пушинок.
    (5)Точно ребенок, наблюдающий за мерным качанием подвешенных над его люлькой игрушек, город постепенно прикрывал глаза, устававшие к ночи любоваться этим вальсом. (6)Убаюканный, он засыпал, а снег заботливо подтыкал под его бока свое мерцающее одеяло.
    (7)Мы с отцом поздним вечером стояли у окна, зачарованные первым снегопадом. (8)В домах напротив погасли почти все окна, и я думал: хоть перед одним из них стоят ли сейчас такие же двое? (9)Кто-то еще из отцов моих дворовых друзей отменил сегодня правило вовремя ложиться спать? (10)Хоть один из этих выросших мальчишек еще помнит, что нельзя пропускать ночь первого снега?
    (11)Я, третьеклашка, всматривался в окна и с замиранием сердца надеялся, что только мне одному из всех моих друзей была подарена эта вольность. (12)Первый снег – это старт мальчишеской охоты за зимними приключениями, время собирать бесценные трофеи рассказов и баек, которыми хвастаешься потом наперебой до самой весны. (13)Проспать его означало дать непростительно щедрую фору соперникам.
    (14)- Дождались!
    (15)Я с удивлением посмотрел на отца, прервавшего мои размышления. (16)Улыбаясь, словно в предвкушении чего-то очень хорошего, он обнял меня за плечи: (17)- Завтра с утра первым делом на лыжи – и в лес.
    (18)Внутри меня на секунду всё обмерло: не послышалось ли?
    (19)- На лыжи!? (20)В лес?! (21)Правда?!
    (22)И тут же сердце опустилось в самые пятки:
    (23)- Пап, но я ведь пропущу урок физкультуры…
    (24)- Пусть он идёт, твой урок, мы не будем ему мешать! (25)Первый снег, сына! (26)А сейчас побежали спать, а то утром мама нас не добудится….

  7. По мнению лингвиста А.И. Горшкова, «выразитель­ность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Несомненно, словесные образы создают особый мир, в который мы погружаемся, читая художественную литерату­ру, помогают понять и запомнить прочитанное.
    Например, желая точно изобразить форму раков-от­шельников, автор использует в предложении 7 метафору «крошечные кувшинчики», а вот цвет и движение плывущей медузы ему удалось передать с помощью сравнений: «Тон­кие закраины… купола дышали и волновались синей жела­тиновой каймой, как края парашюта».
    Вот так эти два средства выразительности речи позволи­ли и нам ярче представить обитателей моря, увиденных Петей.
    Вариант 2
    Лингвист А.И. Горшков считал, что «выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    В самом деле, у человека со словом связано представле­ние о предмете или явлении, поэтому языковые средства выразительности речи могут вызвать интерес к сказанному или написанному, ярче представить изображаемое.
    Так, внимание читателя невольно привлекает описание стайки морских коньков в предложении 36. С помощью эпитетов «точеные мордочки и грудки», «перепончатые плавники» и метафоры «крошечные подводные драконы» ав­тору удалось создать точный образ этих морских обитателей, а читателю — их увидеть.
    Поэтому можно с уверенностью сказать, что яркая, об­разная речь увлекает читающего, производит на него силь- ное действие.
    Вариант 3
    Средства художественной выразительности в тексте и в устной речи развивают образное мышление, фантазию чита­теля или слушателя, позволяют детально представить пред­меты или явления.
    Например, в предложении 19 автор сравнением «солнце зажглось… серебряной звездой» помог читателю увидеть цвет и форму отраженного солнца. Это сравнение необычно и не­вольно привлекает внимание.
    А в предложении 27 эпитет «паучьи ноги» и метафоры «дутая коробочка спины, покрытая известковыми бородав­ками моллюсков» рисуют образ старого краба, помогая чи­тателю зримо представить его.
    Поэтому нельзя не согласиться с известным лингвистом А.И. Горшковым, утверждавшим, что «выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Вариант 4
    «Выразительность, — утверждал лингвист А.И. Горш­ков, — это свойство сказанного или написанного своей смы­словой формой привлекать особое внимание читателя, про­изводить на него сильное впечатление».
    В самом деле, языковые средства выразительности по­могают нам с головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережить разнообразные чувства, эмоции, ощущения.
    Например, понять, как неприятен ожог от прикоснове­ния медузы, помогает сравнение «обжигающей, как крапи­ва», но зато мы можем позавидовать Пете, который увидел «дивный мир» подводного царства. Этот эпитет передает восхищение мальчика от красоты увиденного под водой, и мы вместе с ним невольно любуемся открывшейся кар­тиной.
    Следовательно, художественные средства выразительно­сти привлекают и удерживают внимание читателя, рождают в нем желание вновь и вновь перечитывать текст, испыты­вая при этом истинное наслаждение.
    Вариант 5
    Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувст­ва так, чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир и почувствовали красоту сказанного или написанно­го, он использует языковые средства выразительности.
    В предложении 4 меня поразила метафора «чешуя песча­ного дна». Если вы бывали на море, то ранним утром сквозь прозрачную воду наверняка видели намытые легкими дви­жениями волн округлые песчаные формы. Автор точно подметил их сходство с рыбьей чешуей, удивив меня ориги­нальной метафорой.

  8. Институт систем управления экономики международного права.
    Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и Культура речи.»
    Выполнила студентка
    Попова Кристина Анатольевна
    Группа АУЗ-10/1
    Мытищи, 2010г.
    Вариант 4
    1.Ответьте письменно на вопросы:
    а)Какие средства делают речь выразительной?
    Сделать речь яркой и выразительной оратору помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные сретства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
    Например:
    Тропы (греч. «поворот») — это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи. Они делают речь оратора зримой, осязаемой, конкретной. А это помогает лучше воспринимать речь — наш слух оказывается как бы зримым.
    Метафора (греч. «перенос») — это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д.
    Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать представить событие или явление. Вот, к примеру, какие метафоры использовал в напутственном слове превокурсникам выдающийся физиолог академик А.А.Ухтомский: «Ежегодно всё новые волны молодёжи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и лишениях, которые приходилось испытывать, пробивая преграды к этим заветным стенам. С силою инстинкта устремляется молодёжь сюда. Инстинкт этот — стремление знать, знать всё больше и глубже.»
    Качество ораторской речи может снизить однообразие метафор, использование шаблонных метафор, потерявших свою выразительность и эмоциональность, также чрезмерное изобилие метафор.
    Метонимия (греч. «переименование») в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать как тесно связанные друг с другом.
    б)Дайте определения понятиям: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «паронимы».Приведите примеры.
    Синонимы — это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие или тождественные по значению.
    Синонимы
    Лексические Стилистические Синтаксические I I I (различаются оттенками значения) (отличаются стилистической принадлежностью и
    экспрессивно-эмоциональной окрашенностью) (параллельные синтаксические конструкции,
    имеющие разное построение,
    но совпадающие по значению) Стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли. Использование синонимов даёт возможность избегать однообразия речи, повторения одинаковых слов, делает нашу речь более точной и выразительной.
    Антонимы — это слова с противоположным лексическим значением, используемые для противопоставления явлений, для создания контраста.
    Стилистическая функция антонимов — быть средством выражения антитезы, усиливать эмоциональность речи.
    Антитеза (от греч. antithesis — противоречие, противоположение) — противопоставление. На антитезе строятся пословицы, парадокс, оксюморон.
    Парадокс — суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению; может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности, может ставить суждение на грань нелепости («Чем хуже, тем лучше»).
    Оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — стилистический приём сопоставления контрастных, взаимоисключающих понятий («Живой труп»).
    Омонимы (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя) — слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению, например: «глава», «крыло», «лук», «язык» «ключ» и т.д. Слово «ключ» может обозначать: ключ от замка, гаечный ключ, родник (ключевая вода).
    Паронимы — (от греч. para — возле, ohyma — имя) однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (отборный — отборочный; постройка — построение — строение ).
    2.Найдите ошибку в предложении, охарактеризуйте её.Исправьте предложение.
    Жители посёлка, высказали ряд пожеланий в адрес улучшения их бытовых нужд.
    3.Подберите стилистические синонимы к слову красивый.
    Прекрасный, благовидный, благолепный, благообразный, великолепный, взрачный, видный, живописный, изящный, казистый, картинный, миловидный, нарядный, прелестный, привлекательный, пригожий, смазливый, хороший, хорошенький.
    4.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
    Лечиться в санатории, полуфинал, запомнить навек, приходите после завтра, письмо до востребования, никого не встретить, искусственный объект, уйти вовремя, сыграть в течении часа, бродить по аллее.
    5.Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила расстановки знаков препинания при определениях, выраженных причастными оборотами:
    Простор равнины, вливался в обвешанное резкими облаками небо.
    Песня звучит гордо, для всех замученных неволей.
    Ум направленный на одно отрицание, бледнеет.
    Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал.
    На солнце ярко сверкнули, занесённые снегом избушки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *