Сочинение на тему старая черепаха

5 вариантов

  1. Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
    Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает.
    Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
    В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
    Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ”
    Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
    Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

  2. 2
    Текст добавил: Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик

    В рассказе Юрия Нагибина “Старая черепаха”поднимается проблема взаимодействия людей и домашних питомцев, особенно детей и уже старых, надоевших питомцев. Мальчик Вася засматривается на новых черепашек, а свою старую Машку решает продать. Но потом его начинает мучить совесть, все-таки к Машке он привязался, хорошо ее знает и он решает вернуть старую черепаху себе.
    Главная проблема рассказа “Старая черепаха” в том, что мы в ответе за тех, кого приручили, даже если они уже ” в возрасте”. Домашние питомцы – не игрушка, с ними по принципу “надоело, выброшу” – нельзя обращаться. Это живые существа, они к нам привыкают, нуждаются в нашей опеке, защите, уходе.
    Главные герои произведения:
    Мальчик Вася – хозяин Машки, который захотел новых черепашек. Очень хороший мальчик, смелый и решительный в конце, он осознал свою ошибку и готов ее исправить.
    Мама Васи – она не купила двух черепашек, она напомнила Васе про Машу и что сын с ней (черепахой) нехорошо поступил. Она не стала вмешиваться и исправлять Васину ошибку, лишь немного его подстраховала. Очень мудрая женщина.
    Старая черепаха по кличке Машка, из-за которой это все и произошло. А еще двое маленьких черепашек, которых Вася купил взамен Машки.
    Грузчик, который купил черепаху.
    Краткое содержание рассказа “Старая черепаха” Юрия Нагибина читайте здесь.

  3. Цели:
    обучающая: осмысление текста, позиции
    автора в нем через анализ произведения,
    формирование навыков исследования как способа
    освоения действительности; обучение
    самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
    развивающая: развитие логического мышления;
    коммуникативной функции, исследовательских
    умений, творческих способностей;
    воспитательная: формирование чувства
    ответственности, сопереживания и взаимопомощи в
    работе по группам; воспитание нравственных
    ценностей, бережного отношения к слову в работе
    над текстом; привитие интереса к предмету,
    эстетического вкуса при подготовке проектов.
    Оборудование: работы учащихся
    (рисунки, коллажи, исследовательские работы,
    сочинения), оценочные листы.
    Форма организации учебной деятельности:
    групповая.
    Форма урока: защита проектов.
    В основе урока – метод проектов.
    Согласно требованиям, предусмотренным данной
    технологией, дети за неделю до проведения урока
    разделились на группы и выбрали себе задания:
    Тема
    “Нравственный выбор Васи”

    Подтемы в теме проекта
    Состав творческой группы
    Вопросы для раскрытия подтемы
    Форма выражения итогов проектной
    деятельности
    Вася – главный герой рассказа.
    Ванеев Д.,Бузулуков Д.,
    Журавлева М.,
    Скороход Р.,
    Холоднов М.,
    Ярцева М.,
    Федоров Н.
    Портрет литературного героя. Чего хочет
    Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста)
    Какие черты характера раскрываются в поступках
    Васи? Как меняется душевное состояние мальчика?
    (Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.)
    Отношение автора к Васе (Лексическая работа).
    Словесное рисование, рисунок-портрет.
    Инсценировка фрагментов рассказа.Устное
    выступление.
    Исследовательская работа.
    Проблемы, поставленные в рассказе.
    Бобылева Н.,Обухова И.,
    Ифутина К.,
    Рычкова Т.,
    Васильева В.
    Как автор изображает черепаху и почему?
    Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он
    приходит к этому решению? Почему в начале
    рассказа автор называет поступок мальчика
    свершением, а в конце – подвигом? Почему автор
    сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?“Старый
    друг лучше новых двух”?
    “Мир существует для тебя, но и ты для мира”?
    Объяснить значение слов “нрав”,
    “нравственность”, “нравиться”. Что в них
    общего?
    Коллаж “Милосердие”.Коллаж
    “Свершение – подвиг”.
    Сочинение.
    Сочинение.
    Письменный ответ на вопрос.
    Особенности композиции рассказа.
    Карпукова О.,Самигулин Э.,
    Орехова А.
    Традиционно ли построение рас-сказа?
    Определить его части. Вспомнить известные
    стилистичес-кие приемы. Подумать, какой
    стилистический прием лежит в основе рассказа.
    Привести аргу-менты. Объяснить роль данного
    стилистического приема.
    Исследовательская работа
    Данный урок является итоговым в работе
    учащихся, которая проводилась во внеурочное
    время. Здесь представлены материалы,
    подготовленные учащимися.
    Участники творческих групп поочередно
    защищают свои проекты, учитель же является
    связующим звеном в этой цепи и обеспечивает
    логическую стройность урока. Он же корректирует
    работы, задавая дополнительные вопросы ученикам,
    если есть необходимость.
    Ход урока.
    I. Объявление темы урока.
    Выступление первой творческой группы.
    К доске выходит ученик.

    – Я Вася. Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький
    мальчик. В книге нет описания моего портрета,
    поэтому читатели представляют меня по-разному:
    кто – светлым, кто – темным (показывает на
    рисунки с его портретами). Автору важно было
    показать не внешность, а характер. А характер мой
    изменился после одной истории. Вот как это
    начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики
    инсценируют эпизод рассказа
    )
    Сценка прерывается комментариями ученицы по
    теме “Какие черты характера раскрываются в
    поступках Васи?”
    Она отмечает, что главный
    герой в начале рассказа капризный, упрямый,
    равнодушный к своей черепахе.

    Продолжение сценки.
    Дальнейшее выступление ученицы:

    – Мальчик совестливый, переживает случившееся.
    Бессонной ночью осознает ответственность перед
    старой черепахой. Вместо равнодушия появляется
    сострадание и не только к Машке, но и ко всей
    природе.

    Учитель:
    поступки – это внешнее
    выражение состояния человека. А что происходит в
    душе Васи?

    Проект ученика “Душевное состояние Васи”.

    – Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев
    черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но
    тут же его душевное состояние омрачается: мама не
    разрешает купить черепашек. Расстроенному
    мальчику везде видятся черепашки (цитата). В
    своей рассеянности мальчик даже не ощутил
    обычной радости купанья, равнодушно вышел из
    воды и медленно побрел за матерью.
    Старая черепаха кажется мальчику самым
    “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и
    обижается на то, “что она так равнодушно с
    ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг
    испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он
    натворил, но в душе у него стало плохо,
    поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед
    уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него
    странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать,
    думы одолевали его “не о том, какой вот он
    молодец, сумел раздобыть этих двух веселых
    малышей… а все о той же некудышной Машке.
    Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.
    В конце концов все чувства мальчика сменились
    одним – недовольством собой. Он понимает, что
    поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.

    Учитель:
    мы познакомились с главным
    героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте
    подумаем над проблемами, которые ставит автор
    перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.

    Выступает II группа учащихся.

    Одна ученица называет проблемы, обозначенные в
    рассказе, а вторая ученица записывает их на
    доске:

    Проблемы
    – милосердия
    – совести
    – долга
    – подвига

    Далее поочередно выходят к доске учащиеся
    “защищать” свои коллажи по двум названным
    проблемам: “Милосердие” и “Свершение –
    подвиг”.

    Ученица:
    некоторые проблемы
    сформулированы самим автором. Так он заставляет
    нас задуматься над словами мамы “Старый друг
    лучше новых двух?”

    Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной
    проблеме.
    Ученица:
    следующая проблема,
    сформулированная автором, – это вывод, к которому
    приходит мальчик бессонной ночью: “Не
    только мир существует для тебя, но и ты
    существуешь для мира?”


    Чтение сочинения-рассуждения по данной
    проблеме.
    Учитель:
    а как перечисленные
    проблемы связаны с темой урока? Чтобы это понять,
    обратимся к словарику. (Разворачивается доска,
    где записаны определения слов “нрав”,
    “нравиться”, “нравственность”. Ученица
    объясняет значения слов – класс пишет в
    тетрадях). Делается вывод о том, что значения
    однокоренных слов связаны с правилами поведения
    человека в обществе.

    Учитель:
    то, о чем мы говорим:
    душевное состояние Васи, его поступки, проблемы
    произведения – все связано с нравственностью, а
    значит с темой урока.
    Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к
    милосердию, от безответственности к чувству
    долга, от свершения к подвигу.
    Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с
    “солдатом с ружьем за спиной”?

    Ответ:
    солдат – это защитник, а Вася
    защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

    Учитель:
    мы часто, помимо главного
    героя, называем автора. Какую роль играет автор в
    произведении?

    Ответ:
    автор объясняет поведение
    героя, помогает понять душевное состояние
    мальчика, отношение самого автора к нему.

    Проект “Отношение автора к Васе”.

    В начале рассказа автор описывает Машку
    глазами мальчика, который хочет избавиться от
    своего маленького друга. Поэтому перед нами
    предстает не черепаха, а как говорит автор,
    “что-то”, словно бы ненужная вещь (цитата). В
    описании черепахи нет любви, об этом говорят
    метафоры: “приплюснутая голова”, “мертвая
    птица”. Рисуя черепаху глазами Васи, автор тем
    самым заставляет задуматься о главном герое,
    какой он человек. Очевидно, сам автор им
    недоволен. Вася совершил проступок и стремиться
    исправить его. После бессонной ночи, когда
    открылась мальчику истина, мы видим иное
    отношение автора к герою. Если, отдав Машку, Вася
    проявил бессердечность, то в конце рассказа в
    тексте появляются фразы, говорящие о его
    милосердии: “Ответ был в его растревоженном
    сердце”, “Нет” – сказало Васе его новое, мягкое,
    горячее сердце”, “…защемило сердце мальчика”.

    Учитель:
    ребята, в своих проектах вы
    все отмечаете, что Вася в начале рассказа один, а
    в конце – другой. Давайте посмотрим, а связано ли
    содержание рассказа с его композицией?

    Проект “Особенности композиции рассказа
    Ю. Нагибина “Черепаха”

    – В основе рассказа прием антитезы.
    Противопоставлены черепахе: старая, ставшая
    ненужной Машка и молодые резвые маленькие
    черепашата. Противопоставлено отношение к ним
    как мальчика, так и его мамы. В начале рассказа
    Вася перед нами безответственный человек, а в
    конце в нем появляется “неотвратимое веление,
    название которого – долг”. Взаимоотношение
    главного героя с мамой также противоречивы. Вася
    никогда ни в чем не знал отказа, а теперь ему мать
    отказала. На приеме антитезы построены и
    взаимоотношения мальчика с природой (цитата).
    Противопоставлены и поступки Васи, поэтому в
    начале рассказа автор называет его поведение
    “едва ли не самым трудным испытанием”, а в конце
    – “первым добрым подвигом Васи”.
    II. Подведение итогов:
    заполнение учащимися индивидуальных карт, в
    которых они оценивают свою деятельность.
    совместное обсуждение работ учащихся.

    III. Домашнее задание: составить
    кроссворд к рассказу “Черепаха”.

  4. Главный герой Вася в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.
    Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… ” Вася переживает.
    Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.
    В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.
    Вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира? ”
    Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.
    Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”? Солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *