Сочинение на тему старые хозяева вишневого сада

15 вариантов

  1. «Вишнёвый сад» – это последняя пьеса Чехова. Он закончил её двенадцатого октября 1903 года. Поставлена пьеса была
    семнадцатого января 1904 года, в днь рождения Чехова. В этот день МХАТ отпраздновал двадцатипятилетие творческой
    деятельности писателя. А меньше чем через полгода после премьеры, второго июня 1904 года, Чехов умер.
    Можно попытаться найти в последней пьесе Чехова выражение его взглядов на современную ему жизнь. И действительно,
    через всю пьесу проходит мотив гибели прошлого вишнёвого сада. Сад в пьесе – это воспоминание об идеализированном старом
    времени, о старой попомещичьей жизни.
    Прошлое действительно присутствует в пьесе. Именно прошлое олицетворяют такие герои. Как Раневская и Гаев. Они
    выросли в нём, сформированы своим временем. Судя по Раневской и Гаеву, в том времени было больше плохого чем хорошего. В
    потверждение этому нужно понять. что представляют из себя Раневская и Гаев. Раневская – это человек, для которого вся
    жизнь сосредоточена в прошлом, она с умилением вспоминает свою юность, а о своей дальнейшей судьбе и судьбе близких ей
    людей она даже и не думает. И при этом она не так уж стара. Ане всего семнадцать лет, значит, и Раневской около сорока.
    По современным меркам это пора расцвета женщины. А раневская после окончания пьесы способна только доживать остаток
    своей жизни, тратя в Париже с любовником деньги, предназначенные для Ани. Вся её молодость и душа остались вместе с
    вишнёвым садом.
    Не лучше её и Гаев. В нём невозможно найти привлекательных черт ,которые есть у Раневской – мягкость и доброта. Гаев
    привык жить на чужой счёт, он не способен работать. Когда в чётвёртом действии мы узнаём,что он получил место в банке,
    то трудно представить,что он сможет там удержаться. Он не способен увлечься чем-нибудь, кроме игры на бильярде. Всё своё
    состояние он проел на леденцах. Ему около пятидесяти лет, но он всё ещё не способен одеться самостоятельно, без помощи
    Фирса. Все эти качества,конечно, должны вызывать отвращение. Но Гаев прежде всего жалок. Он жалок, когда произносит
    монолог, обращённый к книжному шкафу. Этот монолог ещё раз доказывает, что он ни к чему не привык относиться серьёзно.
    Даже говоря о вещах серьёзных он сводит весь разговор к шутке и пустой болтовне. Он тоже не способен устремиться в
    будущее.
    Раневская и Гаев – не владельцы сада. Это сад владеет ими. Даже забота о судьбе сада для них важнее заботы о своей
    судьбе. Это происходит потому, что имение для них неделимо, оно для них – жизнь и память.
    На первый взгляд,настоящее в пьесе олицетворяет купец Лопахин. Он – деловой человек. Он серьёзно относится к судьбе
    сада и его хозяев. Он единственный в пьесе,кто обращает внимание на время, постоянно смотрит на часы, торопится по
    делам. При этом Лопахин – не простой купец. Лопахин живёт по законам предпринимательства, но сохраняет совесть. Однако в
    нём тоже слишком много воспоминаний о прошлом, ведь он вырос в атмосфере вишнёвого сада, хотя и воспринимал его с точки
    зрения крепостного, а не помещика. Он до сих пор благовеет перед господами, и в то же время стремится возвысится над
    ними – отсюда следует двойственность его поступков,что является его трагедией. Именно от него зависит судьба сада.
    Лопахин – человек очень противоречивый. Например, петя Трофимов называет его «хищным зверем», но и говорит о его
    «тонкой, нжной душе». Лопахин с одной стороны добр, хочет помочь Раневской, но он же и выпроваживает из имения. Он
    прекрасно чувствует красоту вишнёвого, но именно ему пр!
    едстоит вырубить сад. На торгах Лопахин точно так же азартен,как и Гаев,за игрой в бильярд. Но, он способен опмниться
    от азарта и понять, что он сделал. Его мучает совесть.
    Лопахин,как мне кажется, слишком сильно связан с прошлым. Он ещё только переходит в настоящее.
    Кажется,что в будущее устремлены Петя и Аня. Они стоят вне центрального конфликта. Они почти не связаны с жизнью
    имения. Аня выступает в роли ученицы Пети. Все её слова о будущем – это повторение его речей. Но Петя очень оторван от
    жизни. В его поведении много непонятного. Аня и Петя проповедуют необходимость труда, и в то же время, живут за чужой
    счёт. Петя и Аня не готовы ещё быть людьми нового мира.
    В конце пьесы Чехов показывает никчёмность высоких устремлений героев. Ведь они все забыли Фирса. Они прожили с ним
    всю жизнь, но не воспринимали его как человека. Раневская и другие ценили его как памятную деталь прошлого, наподобие
    вишнёвого сада. Зачем все их благородные устремления, если он забыли и потеряли человека?

  2. 2
    Текст добавил: I love твою маму

    Бывшие хозяева вишневого сада в одноименной пьесе Чехова – это Гаев и Раневская.
    Имение было построено их дедом, в этом имении они родились и выросли.
    Для Раневской вишневый сад олицетворяет ее детство, в доме сохранилась ее детская. Она любит это имение и вишневый сад. Она покинула это место после смерти сына. Но возвращение в отчий дом пробуждает в ней воспоминания о детстве, о матери, об умершем сыне. Ей и радостно и тяжело находится в родительском имении. Она не желает продажи имения, она не соглашается на вырубку вишневого сада. Она утверждает, что если вырубят сад, она тут же умрет вместе с ним.
    Но при всей своей любви к имению и саду, Раневская не делает ничего для его спасения. Она не умеет зарабатывать и разумно тратить деньги. Она не понимает всю важность капитала. Рядом с ней нет человека, который разумно распоряжался ее имуществом.
    Гаев тоже не желает продажи имения и сада. В отличие от Раневской он никуда не уезжал из родного имения. Гаев даже предлагает разные варианты спасения имения и сада. Но все его размышления не претворяются в жизнь. Он способен только говорить, но не способен на поступки. Он тоже не сумел приумножить наследство предков, довел дело до того, что имение выставлено на торги.
    В конце пьесы Гаев устраивается на работу в банке, но что мешало ему сделать это раньше. Если бы он нашел работу на пару лет раньше, возможно, не встал бы вопрос о продаже имения.

  3. Основными темами пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Паевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.
    Раневской и Гаеву вишневый сад дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны.
    Раневская в прошлом — богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции, в Ментоне, обладательница имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа его с торгов.
    Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Однако проходят торги, и Лопахин сам покупает имение.
    И вот когда “беда” грянула, то оказалось, что никакой драмы для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателей драмой.
    Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний. Она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: “Нервы мои лучше, это правда”.
    А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры, но способен сказать простые, искренние слова, со стыдом поняв собственную пошлость и глупость. Однако недостатки Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах.
    На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они “ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни”.
    Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей типа Лопахина. Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня), именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады.
    Пьеса “Вишневый сад” — последнее произведение Чехова, в котором он показал трагическое положение людей, утративших смысл жизни, не сумевших воплотить свои идеалы.

  4. Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спасти усадьбу: разбить вишневый сад на участки и сдавать в аренду под дачи.
    Но с точки зрения их барских понятий это средство кажется им недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных традиций. Оно противоречит их дворянской эстетике. «Дача и дачники — это так пошло, простите», — барски высокомерно заявляет Раневская Лопахину. «Поэзия» вишневого сада и его «дворянское прошлое» заслоняет от них жизнь и лишает практического расчета. Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странны­ми людьми».
    Безволие, неприспособленность, романтическая восторжен­ность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют, прежде всего, Раневскую. Личная жизнь этой женщины сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тра­тит средства на человека, который ее обманул и обобрал.
    Жизнь так ничему и не научила ее. После продажи вишневого сада она снова уезжает в Париж, беспечно заявляя, что денег, при­сланных тетушкой, ей хватит ненадолго.
    В характере Раневской на первый взгляд много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу и музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и не­посредственная.
    В сущности Раневская эгоистична и равнодушна к людям. В то время, как ее домашней прислуге «есть нечего», Раневская сорит деньгами направо и налево и даже устраивает никому не нужный бал.
    Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.
    Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении ничего не делая. Он сам сознается, что проел свое со­стояние на леденцах. Единственное «занятие» его — бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «…желтого в середину… Дуплет в угол!», «Режу в среднюю», — невпопад вставляет он во время разговоров с окружающими.
    «Деловая» связь с городом выражается у него только в покупке анчоусов и керченских сельдей.
    В противоположность сестре, Гаев несколько грубоват. Барское высокомерие к окружающим чувствуется в его словах «кого?» и «хам», и в репликах: «А здесь пачулями пахнет» или «Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет», бросаемых по адресу то Лопахина, то Яши.
    Эти люди, привыкшие беспечно жить, не работая, не могут осмыслить даже трагизма своего положения. У Раневской и Гаева отсутствуют подлинные, глубокие чувства. А. М. Горький тонко отмечает, что «слезоточивая» Раневская и ее брат — это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».
    И Раневская, и Гаев в сущности не любят родину и живут только личными чувствами и настроениями. Раневская страстно воскли­цает: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно», — и в то же время неудержимо рвется в Париж. У них нет будущего. Это — последние представители вырождающегося дворянства. В пьесе «Вишневый сад» Чехов довел эту галерею образов до конца.[/sms]

  5. (313 слов) Чеховские герои — яркие личности. Это живые и полноценные люди с определенным воспитанием, чертами характера, с чувствами… Они кажутся настолько разными, что неудивительна и их разобщенность. Кому же из них предстоит уйти со сцены? И почему?
    Чеховские персонажи существуют будто сами по себе. Однако когда впервые раздается «звук лопнувшей струны», герои объединяются под влиянием одной мысли: безвозвратно уходит целая эпоха. Все равны перед лицом уходящего времени, потому что мир развивается, не стоит на месте. Пьеса только начинается, а струна уже лопнула. Поэтому текут слезы у Ани, а Любови Андреевне «неприятно почему-то». Этот звук очень символичен, поскольку он обозначает четкую границу времён: старого и нового. Навсегда уходит в небытие культура «дворянских гнёзд», и со звуком струны это становится понятно всем героям. Однако для каждого в отдельности он звучит по-разному: Гаев слышит цаплю, Трофимов — филина. Фирс и вовсе ассоциирует этот звук с отменой крепостного права, что считается для него трагедией, как трагедией является и потеря времени для людей, принадлежащих к прошлой эпохе. Любовь Андреевна Раневская — легкомысленная, чувствительная и избалованная аристократка — навсегда теряет свои привилегии, теперь ничего не держит ее на родине. На ее примере автор показал разорение и вырождение дворянства, не приспособленного к практической жизни. Ее жалкий и бесчестный брат Гаев, в отличие от сестры, не вызывает даже сострадания, его паразитический типаж уходит в небытие вполне заслуженно. Фирс с его собачьей преданностью может лишь разжалобить: в новом мире его трогательному рабству места нет.

  6. Одной из последних пьес, которые написал А. П. Чехов, является «Вишневый сад». Хоть это произведение по всем признакам и подходит под драму, но все же автор назвал его комедией. Все события в пьесе связаны с продажей имения Л. А. Раневской за долги. Ситуация постепенно накаляется, а в конце произведения новым хозяином вишневого сада становится предприимчивый купец Лопахин.
    Он является внуком крестьянина и сыном лавочника. Его родители были «рабами» Раневской, но ему самому не захотелось быть зависимым от кого-то. Так Лопахин поставил перед собой цель: во что бы то ни стало избежать участи своих предков, стать свободным и полноправным человеком. И, преодолев ряд трудностей, он обретает свободу и неплохое состояние, которое только увеличивается с течением времени. Пройти через эти преобразования в себе Лопахину помогают его положительные качества: предприимчивость, резкость, цепкая хватка, целеустремленность. Именно эти черты характера присущи современному предпринимателю. Значит, Лопахина можно назвать человеком будущего. Также Лопахин чувствителен к поэзии в широком смысле этого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, «тонкие, нежные пальцы, как у артиста… тонкая нежная душа». Лопахину не удается жениться на Варе, они не пара друг другу: тонкая поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-обыденная приемная дочь Раневской.
    Нужно сказать, что идеи, которые созревают в голове у Ермолая Алексеевича, вполне осуществимы и перспективны. К примеру, его предложение Раневской выхода из кризиса. Ведь план разбиения сада на дачные участки и дальнейшая сдача их в аренду весьма прибыльное дело. Лопахин смотрит на эту проблему с точки зрения настоящего и будущего, продумывая все на шаг вперед: «Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».
    Если сравнивать нового хозяина вишневого сада и старых его хозяев, то в них сложно найти много общего. Так Гаев и Раневская больше говорят, чем делают. Но даже их мысли можно назвать утопическими. Тогда как Лопахин является человеком дела. Он никогда не говорит того, что не имеет смысла. Все его действия направлены на достижение цели. К примеру, идею о дачных участках Лопахин навязывал Раневской два дня, без устали повторяя одно и то же. А, в конце концов, сам воплотил ее в жизнь.
    Также Лопахин не похож и на Петю с Аней, которые представляют то же поколение, что и он. Как и у старших персонажей, у юных героев нет прогрессивных мыслей. Всё можно объяснить их принадлежностью к дворянскому сословию, где уже с детства они получают соответствующее воспитание, сужающее их кругозор. Хоть Аня и Петя одержимы идеей труда, но они слабо представляют, в чем этот труд именно будет для них заключаться. Лопахин же представляется трудягой, идеал которого — сделать землю богатой и счастливой.
    Но есть и недостатки в личности Ермолая Алексеевича. Главный из них — это отсутствие духовного начала, он одержим жаждой нажиться, извлечь больше выгоды из мероприятия, не задумываясь о последствиях. Хоть он и не бездельник, но труд не отблагодарил его потому, что был направлен на удовлетворение его личных интересов. Вишневый сад он считает бесполезным и спешит расчистить участок для дач, чтобы получить прибыль. Такие люди существуют и в наше время. Сейчас их называют «новыми русскими». Они имеют все, в чем нуждаются, потакают любым своим прихотям. Но при этом большинство из них не задумывается о таких вещах, как судьба остальных сограждан, развитие государства, проблемы наносимого ими ущерба. Их волнует только одна проблема — проблема самообогащения. Такие люди, может быть, и способствуют развитию экономики, но привносят и немало вреда.
    Конечно, вишневый сад жалко, но если предположить, что Лопахин не стал новым хозяином сада, а ими остались Гаев и Раневская. Тогда имение так и так ожидала гибель. Ведь у Любви Андреевны уже не осталось денег на содержание сада, а ее бездеятельность ускорила бы процесс его запущения. А Лопахин дает второе рождение имению. Так что в этом смысле новый хозяин сыграл положительную роль в пьесе.
    Подытожив все выше сказанное, я могу сделать вывод, что новый хозяин вишневого сада в лице Лопахина — человек предприимчивый, энергичный, трудолюбивый, идущий в ногу со временем. Но наряду с этими достоинствами есть ряд недостатков. Главным из них является алчность. Происхождение тоже наложило свой отпечаток на его жизнь, характер.

  7. Моя жизнь, моя молодость,
    счастье мое, прощай!
    А. П. Чехов
    У Чехова, в отличие от многих его предшественников, нет центрального героя, вокруг которого строился бы сюжет. Все персонажи даны в сложном взаимодей­ствии, и ни одного из них, кроме Яши, нельзя охарактеризовать однозначно. Осо­бенно сложен образ Раневской.
    Одни воспринимают Раневскую как выразительницу настроений загнивающего дворянства, пустую, взбалмошную женщину, запутавшуюся в своей личной жиз­ни. Другие считают, что это образ трагический, потому что вызывает жалость к безысходной и горькой судьбе героини. Один из критиков назвал Раневскую «оча­ровательной паразиткой». К единому окончательному мнению о Раневской прийти невозможно.
    Чехов ни на минуту не дает забыть читателю о том трудном положении, в кото­рое попали Гаев и Раневская. Их родовое имение заложено. Все сроки прошли, а деньги, взятые под залог, Гаев так и не вернул. Имение стало собственностью бан­ка и будет продано с аукциона.
    Любовь Андреевну любят все действующие лица: и родные, и Лопахин, и слуги. И она, казалось бы, тоже любит всех. Ее ласковая улыбка, нежные слова адресова­ны всем без исключения, даже комнате: «Детская, милая моя, прекрасная комна­та…» Тонко, осторожно и ненавязчиво уже в начале пьесы Чехов вносит свои кор­рективы в наше восприятие этой милой и обаятельной женщины. Чем дальше, тем больше. В том же первом действии Любовь Андреевна растроганно восклицает: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала… Однако же, надо пить кофе». При всем самом добром отношении к Ра­невской чувствуешь, как столь резкий и неожиданный переход к кофе невольно снижает пафос ее возвышенных речей. А вслед за этим идет еще один многозначи­тельный эпизод. На слова Гаева о том, что умерла няня, Любовь Андреевна, попи­вая кофе, замечает: «Да, царство небесное. Мне писали». Сухость героини в этом эпизоде поразительна: для детской у нее нашлись более теплые слова.
    Настроение Раневской меняется чуть ли не мгновенно. Она то плачет, то смеется, то остро ощущает нависшую угрозу, то тешит себя беспочвенными надеждами на чудесное спасение. Очень важна в этом отношении сцена бала в третьем действии, устроенного по настоянию Раневской в день торгов. Мысли ее все время там, в горо­де, на аукционе, она не может забыть о судьбе вишневого сада ни на минуту, но вслух говорит о чем-то другом, необязательном, случайном. В этом вся Раневская.
    Ее легкомыслие сказывается и в личной жизни. Как могла она полюбить такого недостойного человека, оставив ради него двенадцатилетнюю дочь? Однако спра­ведливость требует признать, что в любви Раневская ведет себя благородно: когда ее избранник заболел, она «три года не знала отдыха ни днем ни ночью». И теперь «он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство?» Как видим, не о себе думает Любовь Андреевна. Она бросается на помощь, как бросаются, не раздумывая, к погибающему. Спасет ли она его? Скорее всего, нет, как не спасли они с Гаевым и вишневый сад.
    Лопахин все удивлялся: почему они так равнодушны к судьбе имения, почему ничего не предпринимают, почему не спешат вырубить вишневый сад и добыть при этом много денег? «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, та­ких неделовых, странных, я еще не встречал», — говорит он.
    Да, неделовые они люди. Хорошо это или плохо? Поведение Гаева и Раневской кажется Лопахину странным с позиции трезвого расчета. Действительно, почему они так и не приняли его предложения? Для Лопахина уничтожение вишневого сада разумно и целесообразно, потому что выгодно. Но он никак не может понять, что в данном случае выгода не имеет для Раневской и Гаева решающего значения.
    У бывших владельцев вишневого сада есть одно несомненное преимущество, которое возвышает их над всеми другими персонажами: они понимают, что такое вишневый сад, они чувствуют свою причастность к красоте, твердо сознавая, что красота не продается. И все-таки они не уберегли вишневого сада. И нам очень жаль Раневскую и ее брата, которые теряют все. В самом конце пьесы мы видим потря­сающую сцену. Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. «Они точно ждали это­го, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали». Гаев в отчаянии повторяет только два слова: «Сестра моя, сестра моя!» Вишневый сад олицетворял для них молодость, чистоту, счастье. Что ждет их впе­реди? Вряд ли Гаев сможет работать. А Раневская очень быстро истратит деньги, присланные бабушкой. Что будет потом? Страшно себе представить. Потому-то, зная, что они сами виноваты во всем, мы все-таки жалеем их и плачем вместе с ними.

  8. Пьеса «Вишнёвый сад» создавалась в годы революционного подъёма в России. Тема «Вишнёвого сада» воплощена в её
    заглавии. Образ вишнёвого сада присутствует в каждом действии, в каждой сцене. Сад находится в центре переживаний,
    споров, надежд, тревог. Образ сада движется, меняется на протяжении пьесы, он наполняется новыми значениями. В руках
    помещика вишнёвый сад — кабала для крестьян, в руках буржуазии — источник лёгкой наживы.
    Прошлое феодальной России представляют помещица Раневская и её брат Гаев. Главные их черты — паразитизм и полная
    нежизнеспособность. Когда мы впервые видим и слышим Раневскую, всё в ней кажется милым и привлекательным. Она
    представляется обаятельной, доброй, отзывчивой. Лопахин так говорит о ней: «Хороший она человек. Лёгкий, простой
    человек». В ней развито чувство красоты. Она любит природу, музыку; порой сентиментальна и восторженна. А.П.Чехов —
    мастер речевой характеристики. Вот монолог Любови Андреевны: «О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала,
    глядела отсюда на сад, счастье просыпалось со мною каждое утро, и тогда он был точно таким… Весь, весь белый! Если бы
    снять с груди и плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!» Раневская упрекает себя за то, что
    бессмысленно тратит деньги, в то время как Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один
    горох», и тут же продолжает сорить золотыми. Она решительно рвёт телеграмму из Парижа, но всё же уезжает, бросая на
    произвол судьбы Аню и Варю, забрав последние деньги. Она едет к человеку, который разорил её. Казалось бы, её
    оправдывает любовь, но эту любовь к человеку подлому, бесчестному вряд ли можно назвать высоким чувством. В этой любви
    есть что-то смешное, отталкивающее. Кажется, что Раевская действительно ниже любви, как она сама говорит. Прощаясь с
    вишнёвым садом, она неискренне переживает эту потерю. Доброта её внешняя и показная. Она не способна на истинно гуманные
    поступки. Любовь Андреевна вернулась в Россию только потому, что потратила все свои деньги и снова уезжает в Париж,
    получив подачку от ярославской тётушки.
    И всё же многое в Раневской вызывает симпатию. При всей её слабости в ней есть широта натуры, способность к доброте,
    истинному, горячему чувству.
    Гораздо мельче Раневской её брат Гаев. И он способен иногда сказать простые, искренние слова и со стыдом, хоть на
    мгновение понять собственную наивность. В Раневской чувствуется барыня, но она и проста, и терпима. Гаев в собственных
    глазах — аристократ самого высокого круга. Лопахина он не замечает и старается поставить «этого хама» на место. В
    конце первого действия Гаев, казалось бы, здраво рассуждает о положении вишнёвого сада: «Если против какой-нибудь
    болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима». Но, начав говорить и не имея сил
    остановиться, он произносит гадкие слова о своей сестре: «Вышла за недворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень
    добродетельно,… её очень люблю, но… надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в малейшем движении». На
    протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают крушения последних надежд, душевные потрясения, лишаются семьи, дома.
    Они вольно или невольно продают всё, что, казалось бы, им дорого: и сад, и родных, и Фирса.
    Потерявшему экономическую силу дворянству противопоставляется в лице Лопахина новый класс — буржуазия. Лопахин —
    примитивно образованный капиталист. Он носит, как и дворяне, белый жилет, жёлтые ботинки, способен рассуждать и
    чувствовать красоту. По существу Лопахин — грубая натура, его родители принадлежали владельцам вишнёвого сада. Сам он не
    бездельник, но труд не отблагодарил его потому, что был направлен только на удовлетворение его личных интересов.
    Бестактно поступил он по отношению к бывшим хозяевам сада, начав вырубку деревьев на их глазах. Цветущим маковым полем
    он восхищался не только как прекрасным зрелищем, но и тем, что эта красота приносит ему немалый доход. Вишнёвый сад он
    считает бесполезным и спешит расчистить участок для дач, чтобы получить прибыль. Но у Лопахина есть и привлекательные
    свойства: доброта, стремление помочь Раневской. Однако и он, как эксплуататор, не хозяин будущего.
    Представителями будущего являются Петя Трофимов и Аня. В свои двадцать шесть лет Петя много испытал. Он осуждает
    дворянство и буржуазию, призывает к труду на общее благо. Своей верой в лучшее будущее он увлекает на этот путь Аню,
    дочь Раневской. Молодые герои манят к себе читателей своими мечтами. Но, к сожалению, их мечты туманны, а пути к новой
    жизни неопределены. Аня стремится в будущее и мечтает о труде. Она не грустит о проданном имении и с радостью говорит:
    «Прощай, старая жизнь!» Её путь будет нелёгким, но она выдержаннее матери, поэтому найдёт своё место в жизни.
    Я считаю, что основная идея пьесы заключается в критике экономического и политического строя России. Эта пьеса о
    прошлом, настоящем и будущем Родины. И её главный герой — это лирический образ прекрасного, загадочного вишнёвого сада.
    Чехов мечтает о садах будущего, неизмеримо более прекрасных, чем все сады прошлого, он мечтает о прекрасных людях
    будущего. Он верит в Россию и в русский народ. Мне кажется, что А.П. Чехов хотел бы видеть Россию цветущим садом.

  9. Основными темами пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Паевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.
    Раневской и Гаеву вишневый сад дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны.
    Раневская в прошлом — богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции, в Ментоне, обладательница имения, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа его с торгов.
    Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предло жения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Однако проходят торги, и Лопахин сам покупает имение.
    И вот когда “беда” грянула, то оказалось, что никакой драмы для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателей драмой.
    Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний. Она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: “Нервы мои лучше, это правда”.
    А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры, но способен сказать простые, искренние слова, со стыдом поняв собственную пошлость и глупость. Однако недостатки Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах.
    На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они “ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни”.
    Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей типа Лопахина. Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня), именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады.
    Пьеса “Вишневый сад” — последнее произведение Чехова, в котором он показал трагическое положение людей, утративших смысл жизни, не сумевших воплотить свои идеалы.

  10. Одной из последних пьес, которые написал А.П.Чехов, является “Вишневый сад”. Хоть это произведение по всем признакам и подходит под драму, но все же автор назвал его комедией. Все события в пьесе связаны с продажей имения Л.А.Раневской за долги. Ситуация постепенно накаляется, а в конце произведения новым хозяином вишневого сада становится предприимчивый купец Лопахин.
    Он является внуком крестьянина и сыном лавочника. Его родители были “рабами” Раневской, но ему самому не захотелось быть зависимым от кого-то. Так Лопахин поставил перед собой цель: во что бы то ни стало избежать участи своих предков, стать свободным и полноправным человеком. И, преодолев ряд трудностей, он обретает свободу и неплохое состояние, которое только увеличивается с течением времени. Пройти через эти преобразования в себе Лопахину помогают его положительные качества: предприимчивость, резкость, цепкая хватка, целеустремленность. Именно эти черты характера присущи современному предпринимателю. Значит, Лопахина можно назвать человеком будущего. Также Лопахин чувствителен к поэзии в широком смысле этого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, “тонкие, нежные пальцы, как у артиста…тонкая нежная душа”. Лопахину не удается жениться на Варе, они не пара друг другу: тонкая поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-обыденная приемная дочь Раневской.
    Нужно сказать, что идеи, которые созревают в голове у Ермолая Алексеевича, вполне осуществимы и перспективны. К примеру, его предложение Раневской выхода из кризиса. Ведь план разбиения сада на дачные участки и дальнейшая сдача их в аренду весьма прибыльное дело. Лопахин смотрит на эту проблему с точки зрения настоящего и будущего, продумывая все на шаг вперед: “Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода”.
    Если сравнивать нового хозяина вишневого сада и старых его хозяев, то в них сложно найти много общего. Так Гаев и Раневская больше говорят, чем делают. Но даже их мысли можно назвать утопическими. Тогда как Лопахин является человеком дела. Он никогда не говорит того, что не имеет смысла. Все его действия направлены на достижение цели. К примеру, идею о дачных участках Лопахин навязывал Раневской два дня, без устали повторяя одно и то же. А, в конце концов, сам воплотил ее в жизнь.
    Также Лопахин не похож и на Петю с Аней, которые представляют то же поколение, что и он. Как и у старших персонажей, у юных героев нет прогрессивных мыслей. Всё можно объяснить их принадлежностью к дворянскому сословию, где уже с детства они получают соответствующее воспитание, сужающее их кругозор. Хоть Аня и Петя одержимы идеей труда, но они слабо представляют, в чем этот труд именно будет для них заключаться. Лопахин же представляется трудягой, идеал которого – сделать землю богатой и счастливой.
    Но есть и недостатки в личности Ермолая Алексеевича. Главный из них – это отсутствие духовного начала, он одержим жаждой нажиться, извлечь больше выгоды из мероприятия, не задумываясь о последствиях. Хоть он и не бездельник, но труд не отблагодарил его потому, что был направлен на удовлетворение его личных интересов. Вишневый сад он считает бесполезным и спешит расчистить участок для дач, чтобы получить прибыль. Такие люди существуют и в наше время. Сейчас их называют “новыми русскими”. Они имеют все, в чем нуждаются, потакают любым своим прихотям. Но при этом большинство из них не задумывается о таких вещах, как судьба остальных сограждан, развитие государства, проблемы наносимого ими ущерба. Их волнует только одна проблема – проблема самообогащения. Такие люди, может быть, и способствуют развитию экономики, но привносят и немало вреда.
    Конечно, вишневый сад жалко, но если предположить, что Лопахин не стал новым хозяином сада, а ими остались Гаев и Раневская. Тогда имение так и так ожидала гибель. Ведь у Любви Андреевны уже не осталось денег на содержание сада, а ее бездеятельность ускорила бы процесс его запущения. А Лопахин дает второе рождение имению. Так что в этом смысле новый хозяин сыграл положительную роль в пьесе.
    Подытожив все выше сказанное, я могу сделать вывод, что новый хозяин вишневого сада в лице Лопахина – человек предприимчивый, энергичный, трудолюбивый, идущий в ногу со временем. Но наряду с этими достоинствами есть ряд недостатков. Главным из них является алчность. Происхождение тоже наложило свой отпечаток на его жизнь, характер.

  11. Моя жизнь, моя молодость,
    счастье мое, прощай!
    А. П. Чехов
    У Чехова, в отличие от многих его предшественников, нет центрального героя, вокруг которого строился бы сюжет. Все персонажи даны в сложном взаимодей­ствии, и ни одного из них, кроме Яши, нельзя охарактеризовать однозначно. Осо­бенно сложен образ Раневской.
    Одни воспринимают Раневскую как выразительницу настроений загнивающего дворянства, пустую, взбалмошную женщину, запутавшуюся в своей личной жиз­ни. Другие считают, что это образ трагический, потому что вызывает жалость к безысходной и горькой судьбе героини. Один из критиков назвал Раневскую «оча­ровательной паразиткой». К единому окончательному мнению о Раневской прийти невозможно.
    Чехов ни на минуту не дает забыть читателю о том трудном положении, в кото­рое попали Гаев и Раневская. Их родовое имение заложено. Все сроки прошли, а деньги, взятые под залог, Гаев так и не вернул. Имение стало собственностью бан­ка и будет продано с аукциона.
    Любовь Андреевну любят все действующие лица: и родные, и Лопахин, и слуги. И она, казалось бы, тоже любит всех. Ее ласковая улыбка, нежные слова адресова­ны всем без исключения, даже комнате: «Детская, милая моя, прекрасная комна­та…» Тонко, осторожно и ненавязчиво уже в начале пьесы Чехов вносит свои кор­рективы в наше восприятие этой милой и обаятельной женщины. Чем дальше, тем больше. В том же первом действии Любовь Андреевна растроганно восклицает: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала… Однако же, надо пить кофе». При всем самом добром отношении к Ра­невской чувствуешь, как столь резкий и неожиданный переход к кофе невольно снижает пафос ее возвышенных речей. А вслед за этим идет еще один многозначи­тельный эпизод. На слова Гаева о том, что умерла няня, Любовь Андреевна, попи­вая кофе, замечает: «Да, царство небесное. Мне писали». Сухость героини в этом эпизоде поразительна: для детской у нее нашлись более теплые слова.

  12. Основными темами пьесы «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.
    Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключается содержание «Вишневого сада».
    Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена образами Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны.
    Раневская — в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции в Ментоне, обладательница имения, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов!
    Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение.
    И вот когда «беда» грянула, то оказалось, что никакой драмы для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателя драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний. Она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: «Нервы мои лучше, это правда».
    А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова, со стыдом поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах.
    На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни». Гаев представляет заключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобные герои « своего времени» , не сумевшие воплотить свои идеалы.
    Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей типа Лопахина. Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня), именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады.
    Пьеса «Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.

  13. Распалась связь времен…
    В. Шекспир
    В одной из книг, посвященных творчеству А. П. Чехова, я прочитала о том, что образ Гамлета помогал ему многое понять в облике его современников. Литературоведы много внимания уделили этому вопросу, я же отмечу то, что поразило меня в пьесе “Вишневый сад”, этой “лебединой песне” великого драматурга: подобно принцу датскому, герои Чехова ощущают свою затерянность в мире, горькое одиночество. На мой взгляд, это относится ко всем персонажам пьесы, но прежде всего — к Раневской и Гаеву, прежним хозяевам вишневого сада, оказавшимся “лишними” людьми и в собственном доме, и в жизни. В чем же причина этого? Мне кажется, что каждый герой пьесы “Вишневый сад” ищет жизненную опору. Для Гаева и Раневской ею является прошлое, которое опорой быть не может. Никогда Любовь Андреевна не поймет своей дочери, но ведь и Аня никогда не осознает по-настоящему драму матери. Лопахин, который горячо любит Любовь Андреевну, никогда не сможет понять ее пренебрежительного отношения к “практической стороне жизни”, но ведь и Раневская не желает пустить его в мир своих чувств: “Милый мой, простите, вы ничего не понимаете”. Все это несет в пьесе особый драматизм. “Старая женщина, ничего в настоящем, все в прошлом”, — так характеризовал Раневскую Чехов в своем письме Станиславскому.
    Что же в прошлом? Молодость, семейная жизнь, цветущий вишневый сад — все это кончилось. Умер муж, имение пришло в упадок, возникла новая мучительная страсть. А затем случилось непоправимое: погиб сын Гриша. Для Раневской чувство утраты соединилось с чувством вины. Она бежит из дома, от воспоминаний, то есть пытается отказаться от прошлого. Однако нового счастья не получилось. И Раневская делает новый шаг. Она возвращается домой, рвет телеграмму от своего любовника: с Парижем кончено! Однако это всего лишь еще одно возвращение к прошлому: к своей боли, к тоске, к своему вишневому саду. Но дома, где ее преданно ждали пять “парижских лет”, она чужая. Все ее за что-то осуждают: за легкомыслие, за любовь к негодяю, за монету, отданную нищему.
    В перечне действующих лиц Раневская обозначена одним словом: “помещица”. Но эта помещица никогда не умела управлять своим поместьем, не смогла спасти любимый вишневый сад от гибели. Роль помещицы “отыграна”.
    Но ведь Раневская еще является и матерью. Однако эта роль также в прошлом: Аня уходит в новую жизнь, где нет места Любови Андреевне, даже серенькая Варя сумела устроиться по-своему.
    Вернувшись, чтобы остаться навсегда, Раневская лишь завершает свою прошлую жизнь. Все ее надежды на то, что дома она будет счастлива (“Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не смогла смотреть из вагона, все плакала”), что будет снят “с плеч… тяжелый камень”, напрасны. Возвращения не состоялось: в России она лишняя. Ни поколение современных “деловых людей”, ни романтическая молодежь, вся устремленная в будущее, не могут понять ее. Возвращение в Париж — пусть мнимое, но все же спасение, хотя это возвращение в еще одно прошлое. А в любимом вишневом саду Раневской стучит топор!
    Гаев является еще одним персонажем, которого можно отнести к категории “лишних людей”. Леонид Андреевич, человек немолодой, большую часть жизни уже проживший, похож на состарившегося мальчика. Но ведь сохранить юную душу мечтают все люди! Почему же Гаев порой раздражает? Дело в том, что он попросту инфантилен. Не юность с ее романтикой и мятежностью сохранил он, а беспомощность, поверхностность.
    Звук бильярдных шаров, подобно любимой игрушке, может мгновенно излечить его душу (“Дуплетом… желтого в середину…”).
    Кто же является настоящим хозяином жизни в этом мире?
    В отличие от прежних обладателей вишневого сада, чьи чувства устремлены в прошлое, Лопахин — весь в настоящем. “Хам”, — однозначно характеризует его Гаев. По мнению Пети, у Лопахина “тонкая и нежная душа”, а “пальцы, как у артиста”. Интересно, что оба правы. И в этой правоте заключен парадокс образа Лопахина.
    “Мужик мужиком”, несмотря на все богатство, которое он заработал потом и кровью, Лопахин непрерывно работает, находится в постоянной деловой горячке. Прошлое (“Мой папаша был мужик.., меня не учил, а только бил спьяна…”) отзывается в нем дурацкими словечками, неуместными шутками, засыпанием над книгой.
    Но Лопахин искренен и добр. Он заботится о Гаевых, предлагая им проект спасения от разорения.
    Но именно здесь и завязывается драматический конфликт, который заключается не в классовом антагонизме, а в культуре чувств. Произнося слова “снести”, “вырубить”, “почистить”, Лопахин даже не представляет, в какой эмоциональный шок повергает он своих бывших благодетелей.
    Чем активнее Лопахин действует, тем глубже становится пропасть между ним и Раневской, для которой продажа сада означает смерть: “Если уж так нужно продавать, то продавайте и меня с садом”. А в Лопахине нарастает чувство какой-то обделенности, непонятости.
    Вспомним, как ярко проявляются прежние и новые хозяева жизни в третьем действии пьесы. В город, на торги, уехали Лопахин и Гаев. А в доме веселье! Играет маленький оркестр, но платить музыкантам нечем. Решается судьба героев, а Шарлотта показывает фокусы. Но вот появляется Лопахин, и под горький плач Раневской слышатся его слова: “Я купил!.. Пускай все, как я желаю!.. За все могу заплатить!…”. “Хозяин жизни” мгновенно превращается в хама, который кичится своим богатством.
    Лопахин делал все, чтобы спасти хозяев вишневого сада, но у него не хватило элементарного душевного такта поберечь их достоинство: ведь он так торопился очистить от “прошлого” площадку для “настоящего”.
    Но торжество Лопахина кратковременно, и вот уже в его монологе слышится иное: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”.
    Вот и закончилась жизнь вишневого сада под “звук лопнувшей струны, замирающий и печальный”, и началось бессмертие “грустной комедии” великого русского драматурга, волнующей сердца читателей и зрителей вот уже сто лет.


  14. Сочинения (см. по автору произведений)

    Пьеса “Вишнёвый сад” создавалась в годы революционного подъёма в России. Тема “Вишнёвого сада” воплощена в её
    заглавии. Образ вишнёвого сада присутствует в каждом действии, в каждой сцене. Сад находится в центре переживаний,
    споров, надежд, тревог. Образ сада движется, меняется на протяжении пьесы, он наполняется новыми значениями. В руках
    помещика вишнёвый сад – кабала для крестьян, в руках буржуазии – источник лёгкой наживы.
    Прошлое феодальной России представляют помещица Раневская и её брат Гаев. Главные их черты – паразитизм и полная
    нежизнеспособность. Когда мы впервые видим и слышим Раневскую, всё в ней кажется милым и привлекательным. Она
    представляется обаятельной, доброй, отзывчивой. Лопахин так говорит о ней: “Хороший она человек. Лёгкий, простой
    человек”. В ней развито чувство красоты. Она любит природу, музыку; порой сентиментальна и восторженна. А.П.Чехов –
    мастер речевой характеристики. Вот монолог Любови Андреевны: “О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала,
    глядела отсюда на сад, счастье просыпалось со мною каждое утро, и тогда он был точно таким… Весь, весь белый! Если бы
    снять с груди и плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!” Раневская упрекает себя за то, что
    бессмысленно тратит деньги, в то время как Варя “из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один
    горох”, и тут же продолжает сорить золотыми. Она решительно рвёт телеграмму из Парижа, но всё же уезжает, бросая на
    произвол судьбы Аню и Варю, забрав последние деньги. Она едет к человеку, который разорил её. Казалось бы, её
    оправдывает любовь, но эту любовь к человеку подлому, бесчестному вряд ли можно назвать высоким чувством. В этой любви
    есть что-то смешное, отталкивающее. Кажется, что Раевская действительно ниже любви, как она сама говорит. Прощаясь с
    вишнёвым садом, она неискренне переживает эту потерю. Доброта её внешняя и показная. Она не способна на истинно гуманные
    поступки. Любовь Андреевна вернулась в Россию только потому, что потратила все свои деньги и снова уезжает в Париж,
    получив подачку от ярославской тётушки.
    И всё же многое в Раневской вызывает симпатию. При всей её слабости в ней есть широта натуры, способность к доброте,
    истинному, горячему чувству.
    Гораздо мельче Раневской её брат Гаев. И он способен иногда сказать простые, искренние слова и со стыдом, хоть на
    мгновение понять собственную наивность. В Раневской чувствуется барыня, но она и проста, и терпима. Гаев в собственных
    глазах – аристократ самого высокого круга. Лопахина он не замечает и старается поставить “этого хама” на место. В
    конце первого действия Гаев, казалось бы, здраво рассуждает о положении вишнёвого сада: “Если против какой-нибудь
    болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима”. Но, начав говорить и не имея сил
    остановиться, он произносит гадкие слова о своей сестре: “Вышла за недворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень
    добродетельно, …её очень люблю, но… надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в малейшем движении”. На
    протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают крушения последних надежд, душевные потрясения, лишаются семьи, дома.
    Они вольно или невольно продают всё, что, казалось бы, им дорого: и сад, и родных, и Фирса.
    Потерявшему экономическую силу дворянству противопоставляется в лице Лопахина новый класс – буржуазия. Лопахин –
    примитивно образованный капиталист. Он носит, как и дворяне, белый жилет, жёлтые ботинки, способен рассуждать и
    чувствовать красоту. По существу Лопахин – грубая натура, его родители принадлежали владельцам вишнёвого сада. Сам он не
    бездельник, но труд не отблагодарил его потому, что был направлен только на удовлетворение его личных интересов.
    Бестактно поступил он по отношению к бывшим хозяевам сада, начав вырубку деревьев на их глазах. Цветущим маковым полем
    он восхищался не только как прекрасным зрелищем, но и тем, что эта красота приносит ему немалый доход. Вишнёвый сад он
    считает бесполезным и спешит расчистить участок для дач, чтобы получить прибыль. Но у Лопахина есть и привлекательные
    свойства: доброта, стремление помочь Раневской. Однако и он, как эксплуататор, не хозяин будущего.
    Представителями будущего являются Петя Трофимов и Аня. В свои двадцать шесть лет Петя много испытал. Он осуждает
    дворянство и буржуазию, призывает к труду на общее благо. Своей верой в лучшее будущее он увлекает на этот путь Аню,
    дочь Раневской. Молодые герои манят к себе читателей своими мечтами. Но, к сожалению, их мечты туманны, а пути к новой
    жизни неопределены. Аня стремится в будущее и мечтает о труде. Она не грустит о проданном имении и с радостью говорит:
    “Прощай, старая жизнь!” Её путь будет нелёгким, но она выдержаннее матери, поэтому найдёт своё место в жизни.
    Я считаю, что основная идея пьесы заключается в критике экономического и политического строя России. Эта пьеса о
    прошлом, настоящем и будущем Родины. И её главный герой – это лирический образ прекрасного, загадочного вишнёвого сада.
    Чехов мечтает о садах будущего, неизмеримо более прекрасных, чем все сады прошлого, он мечтает о прекрасных людях
    будущего. Он верит в Россию и в русский народ. Мне кажется, что А.П. Чехов хотел бы видеть Россию цветущим садом.

  15. Бывшие хозяева. Пьеса «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году. Ос­новная ее тема — гибель дворянского гнезда в результате распада экономики и психологии дворянства. Характеры и настроения ухо­дящего с исторической сцены класса воплощены в пьесе в образах Раневской и Гаева.
    Перед нами — типично «дворянское гнездо», усадьба, окружен­ная старым вишневым садом. «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» — восторженно говорит героиня пье­сы Раневская.
    Дворянское гнездо это доживает последние дни. Имение не толь­ко заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты про­центов, оно пойдет с молотка. Что вообще представляют собой эти последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
    В прошлом — это богатая дворянская семья, которая ездила в Париж на лошадях и на балах которой танцевали генералы, бароны, адмиралы. Раневская имела дачу даже на юге Франции, в Ментоне.
    Прошлое напоминает Раневской цветущий вишневый сад, ко­торый предстоит продать за долги.
    Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спасти усадьбу: разбить вишневый сад на участки и сдавать в аренду под дачи.
    Но с точки зрения их барских понятий это средство кажется им недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных традиций. Оно противоречит ихдворянской эстетике. «Дача и дачники — это так пошло, простите», — барски высокомерно заявляет Раневская Лопахину. «Поэзия» вишневого сада и его «дворянское прошлое» заслоняет от них жизнь и лишает практического расчета. Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странны­ми людьми».
    Безволие, неприспособленность, романтическая восторжен­ность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют, прежде всего, Раневскую. Личная жизнь этой женщины сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тра­тит средства на человека, который ее обманул и обобрал.
    Жизнь так ничему и не научила ее. После продажи вишневого сада она снова уезжает в Париж, беспечно заявляя, что денег, при­сланных тетушкой, ей хватит ненадолго.
    В характере Раневской на первый взгляд много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу и музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и не­посредственная.
    В сущности Раневская эгоистична и равнодушна к людям. В то время, как ее домашней прислуге «есть нечего», Раневская сорит деньгами направо и налево и даже устраивает никому не нужный бал.
    Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.
    Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении ничего не делая. Он сам сознается, что проел свое со­стояние на леденцах. Единственное «занятие» его — бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «…желтого в середину… Дуплет в угол!», «Режу в среднюю», — невпопад вставляет он во время разговоров с окружающими.
    «Деловая» связь с городом выражается у него только в покупке анчоусов и керченских сельдей.
    В противоположность сестре, Гаев несколько грубоват. Барское высокомерие к окружающим чувствуется в его словах «кого?» и «хам», и в репликах: «А здесь пачулями пахнет» или «Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет», бросаемых по адресу то Лопахина, то Яши.
    Эти люди, привыкшие беспечно жить, не работая, не могут осмыслить даже трагизма своего положения. У Раневской и Гаева отсутствуют подлинные, глубокие чувства. А. М. Горький тонко отмечает, что «слезоточивая» Раневская и ее брат — это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».
    И Раневская, и Гаев в сущности не любят родину и живут только личными чувствами и настроениями. Раневская страстно воскли­цает: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно», — и в то же время неудержимо рвется в Париж. У них нет будущего. Это — последние представители вырождающегося дворянства. В пьесе «Вишневый сад» Чехов довел эту галерею образов до конца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *