Сочинение на тему стихи

5 вариантов

  1. Стихотворение «Листок» представляет собой своеобразную сказку о дубовом листке, оторвавшемся от родимой ветки и умчавшемся к Чёрному морю. В центре повествования — разговор листка с высокой чинарой. В незамысловатом, на первый взгляд, стихотворении, поэт затрагивает важные жизненные темы и проблемы. Заслуга Лермонтова здесь, на мой взгляд, состоит в том, что поэт сумел доступно для любого читателя, взрослого или ребёнка, выразить трагические переживания одинокого, забытого всеми человека.
    Попытаемся внимательнее вчитаться в каждую строку произведения. Простое по форме изложения, ЭТО стихотворение несёт в себе глубокую смысловую нагрузку. Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова тема одиночества. В стихотворении «Листок» они расширяет свои границы и трансформируется в тему одинокого странничества и изгнания. Образ листка, гонимого бурей, является здесь символом изгнания. Надо отметить, что этот образ был широко распространён в поэзии XIX века. Лермонтов обращается к нему не случайно. Трагическая судьба одинокого, изгнанного из общества человека чем-то напоминает нам маленький листок, оторвавшийся от ветки. Тоска и бесприютность, холод и зной окружают странника в бесцельном пути. И нет души, способной понять и посочувствовать ему.
    Как мы уже говорили ранее, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» — это своего рода сказочное повествование, главными героями которого являются листок дуба и чинара. Два мира нарисованы перед нами: мир изгнанника, полный горестей и жизненных невзгод, и мир чинары, раскинувшей на просторе свои ветви. Холод и тепло, тьма и свет, страдания и райская жизнь — всё стихотворение основано на антитезе.
    Композиция стихотворения «Листок» чётко определена. Первая строфа является своеобразной завязкой действия. Здесь мы узнаем о трагическом прошлом листка:
    Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя;
    И вот наконец докатился до Чёрного моря.
    Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.
    Первая строфа предельно кратко повествует о мытарствах героя. Однако пространственные рамки изображаемого здесь крайне широки: «ветка родимая» — «степь» — «Чёрное море». Листок проделал огромный путь, прежде чем достичь цели. Временная протяжённость странствий листка не указывается поэтом. Но создаётся впечатление, что дорога к райской земле была долгой. Третья строка явно указывает на это.
    Вторая строфа стихотворения — это живописная картина земли, до которой «докатился» одинокий странник. Тональность этого четверостишия совершенно иная: ощущение тепла и света разлито в каждом слове. «Жестокая буря» первой строфы меняется на образ ветра, ласкающего листья чинары:
    У Чёрного моря чинара стоит молодая;
    С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…
    Третья и четвёртая строки создают атмосферу гармонии и сказки. Для создания такого эффекта поэт рисует сказочные образы райских птиц и морской царь-девицы. А эпитет «райские» говорит читателю о райской, блаженной земле, на которую попал листок:
    На ветвях зелёных качаются райские птицы;
    Ноют они песни про славу морской царь-девицы.
    Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:
    И странник прижался у корня чинары высокой;
    Приюта на время он молит с тоскою глубокой…
    Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:
    И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
    До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…»
    Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:
    Один и без цели по свету ношуся давно я,
    Засох я без тени, унял я без сна и покоя.
    Обращаясь к величественной чинаре, листок называет себя пришельцем, знающим немало «рассказов мудрёных и чудных». Ради временного спокойствия он согласен на всё.
    Действие в стихотворении достигает своей кульминации в пятой строфе, где в диалог вступает чинара. Её слова содержат резкий отказ в приюте. Чинаре не нужен пыльный и жёлтый лист, её не занимают «небылицы». В каждом слове слышится резкий, не терпящий противоречия тон властной «царицы»:
    «На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
    Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
    Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
    Мой слух утомили давно уж и райские птицы».
    Последняя строфа стихотворения является развязкой действия. Чинара выносит жестокий приговор листку: она изгоняет его из райской земли и тем самым делает его ночным странником. Надежды листка на солнце и покой рушатся: «Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!»
    А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:
    Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
    По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
    И корни мои умывает холодное море.
    И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.
    Основной художественный приём, который Лермонтов использует в стихотворении «Листок» — приём аллегорического изображения человеческой жизни. Тотальное одиночество одних людей сочетается в мире с эгоизмом других. Поэт ощущает трагическое несоответствие идеалов человека и его реальной жизни. Самым страшным Лермонтову видится не само одиночество личности в мире, а сознательное изгнание её остальными людьми, обречение её на вечные скитания на земле.
    Источник: http://sochinenie5ballov.ru

  2. Что такое поэзия? Вроде все просто – стихотворные строки, рифма, ритм… Но если задуматься, то понимаешь, что не только в этом заключается значение этого слова. Поэзия… Это строки, написанные самой душой автора. В них его душа, чувства, переживания и надежды. В них – жизнь и чувство. И поэтому нельзя пренебрегать стихами, ведь каждый из них неповторим, особенный.
    По моему мнению, стихи нужно читать всем. и малым, и взрослым. Вообще, нужно читать не только стихи, но и прозу, драматические произведения. Детям это поможет сати умнее, осведомленнее, развить их творческие навыки. Взрослым же поэзия поможет отвлечься от проблем, помечтать и пробудить чувства.
    И не только свой внутренний мир обогащает человек, когда читает стихи. Она еще и учится. Учится анализировать, сравнивать, понимать. В конце концов, начинает различать разные жанры стихотворений, различные направления поэзии. Человек, читающий стихи, интересуется еще и грамотно и красиво говорить, обогащает свой словарный запас. Нельзя не считаться с тем, что чтение помогает развить грамотность письма – благодаря памяти мы подсознательно запоминаем правописание слов, правила расстановки разделительных знаков, и это все понадобится нам в дальнейшей жизни. Нельзя не упомянуть, что люди, которые читают стихи вслух, имеют лучшую дикцию и развивают свои ораторские способности, они работают и над актерскими способностями…
    Но самое главное, что дает нам чтение поэзии, это, во-первых, развитая культура. Мы обогащаем ее, знакомясь с поэтическим достоянием человечества, изучая новые стихотворения новых поэтов, возвращаясь к классикам. Во-вторых, поэзия способствует обогащению нашей души. Ведь она направлена на аідчуття, на эмоции. Стихи должны пробуждать наше чувство, именно в этом их основная фунция. Даже если вам вдруг не понравился какой-то стих, вызвал возмущение – это неплохо, ведь главное – он не оставил вас равнодушным! Поэзия должна прикоснуться к душе – это ее главное предназначение!
    У каждого человека должен быть любимый поэт. Тот, стихи которого она знает, понимает. Стихи которого близки человеку настолько, что кажется, будто пишет он о ней самой. Если такового поэта нет, то, как на меня, человек не может развиваться и самосовершенствоваться в полной мер.

  3. Моим любимым поэтом является Александр Сергеевич Пушкин. Я очень люблю перечитывать многие его произведения, каждый раз воспринимая их по-разному. Одним из моих самых любимых произведений Пушкина является его стихотворение «Няне», написанное в 1826 году. Стихотворение родилось в то время, когда автор находился в разлуке с няней. Несмотря на то, что в стихотворении Пушкин не обращается к няне по имени, мы знаем, что речь идет о его няне Арине Родионовне.
    Няня всегда была для Пушкина самым близким и родным человеком. Она всегда была рядом с ним, в самые трудные моменты его жизни, разделив с ним даже изгнание. В самом начале стихотворения поэт обращается к няне с нежными, трогательными словами, называя ее подругой своих суровых дней, голубкой. Он представляет себе домик в глуши леса, где няня, находясь в разлуке со своим питомцем, ждет его и волнуется за него. Спицы в ее руках то и дело замирают, и взор постоянно устремляется к воротам в надежде увидеть своего Сашеньку. В словах, с которыми Александр Сергеевич обращается в своем произведении к любимой няне, чувствуется не только любовь, но и огромная благодарность за пережитые вместе годы.
    Пушкин очень привязан к Арине Родионовне. Она сыграла большую роль в его жизни, была духовно намного ближе ему, чем его мать. Именно она впервые познакомила его со многими преданиями и народными сказками, которые впоследствии дали толчок для написания многих его произведений.
    Когда читаешь стихотворение Пушкина «Няне», перед глазами встает образ старенькой женщины, по-прежнему переживающей за своего питомца, который для нее всегда остается ребенком.
    Мне очень нравится как Пушкин пишет о своей няне, как относится к ней. Читая стихотворение, понимаешь, что поэту, также как и няне, хочется, чтобы разлука побыстрее закончилась.
    Поэт оставил стихотворение недописанным, оно обрывается на полуслове. Что чудится няне в «глуши лесов» – стук колес, людские голоса? Мне кажется, что эта недосказанность оставляет надежду на то, что разлука все-таки закончится и старушка сможет прижать своего любимца к сердцу.

  4. 5
    Текст добавил: Эксклюзивчик

    Боюсь не смерти я. О нет!
    Боюсь исчезнуть совершенно.
    Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
    Когда-нибудь увидел свет
    Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти , о добре и зле , о смысле бытия, о любви и верности , о прошлом и будущем.
    Редеют бледные туманы
    Над бездной смерти роковой,
    И вновь стоят передо мной
    Веков протекших великаны
    В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своём воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – “любимый идеал поэта”, таков и лирический герой стихотворения “Парус”
    …. А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бури есть покой.
    То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.
    …Мелькают образы бездушных людей,
    Приличьем стянутые маски, –
    Пишет он в стихотворении “1–е января”. Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обречённости. Лермонтов был всегда предельно искренен, никогда не скрывал, не маскировал своих чувств:
    О, как мне хочется смутить весёлость их
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!…
    Поэт воспринимает современную ему Россию как “страну рабов, страну господ”, как царство произвола, мглы. Его самого остро ранило непонимание сверстников, злоба врагов, но всего более – “друзей клевета ядовитая”. Все это усиливало трагический характер его поэзии:
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?…
    А годы проходят – все лучшие годы!
    … И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
    Такая пустая и глупая шутка…..
    Причем Лермонтов не был мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к подвигу. “Так жизнь скучна, когда боренья нет!” – восклицал он. Смысл жизни Лермонтов ярко выразил в словах:
    … жажда бытия
    Во мне сильней страданий роковых
    Лермонтов написал много прекрасных стихотворений о любви к природе, к Родине. Он любил “её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям”, любил русский народ, понимал его страдания, писал о “печальных русских деревнях”. Лермонтов подчеркивал, что прежде всего в общении с родной природой и с Богом человек обретает счастье.
    Поэт спорит с тем, кто не верит в любовь, он признаёт её сильнейшим и благотворным чувством, возвышающем душу.
    Несмотря на все разочарования, какие Лермонтов пережил в жизни, он верил, что “мир для счастья сотворен”, он называл надежду “богом грядущих дней”
    Но чувство есть у нас святое,
    Надежда, Бог грядущих дней. –
    Она в душе, где всё земное
    Живёт наперекор страстей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *