Сочинение на тему стихотворение лермонтова

8 вариантов

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов – это поэт, произведения которого, прежде всего, лирика на патриотическую тему. Он пишет стихотворения о Родине, пропитанные любовью и жалостью к своей стране. Его волнует собственный успех в обществе на фоне страданий простого народа, поэтому, ощущая поэтический дар, Михаил Лермонтов говорит в стихотворении «Безумец»: «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?». И отчасти он раскаивается в своем отторжении от обыденной жизни. Но со всей свободой мысли и любовью к людям, поэт преследует одну цель, он не преклоняет «гордого чела», превращая стихи в мощное политическое оружие.
    Под влиянием патриотического долга он создает «Бородино» и «Песню о купце Калашникове», воспевает подвиги русских солдат, говорит о том, что у каждого человека вне зависимости от ранга, есть честь и достоинство – и это превыше всех благ.
    Часто Лермонтов пишет о том, что поэту предназначена великая судьба, и его высокое предназначение – нести людям правду, временами горькую, разоблачать людские пороки, а не только развлекать светскую знать на веселых пирах. Поэтому Лермонтов возвышает Пушкина – выдающегося поэта Серебряного века. В своем творении «Смерть поэта» он отражает гордость и честь этого великого человека, любовь к народу и способность передавать в рифме сочувствие к простым крестьянам и крепостным.
    В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет моральный упадок общества. «Свободы, Гения и Славы палачи» – пишет он, понимая, что виновником гибели поэта стала распущенность дворян, их низкая духовность и деградация. Свое стихотворение «Пророк» Лермонтов также посвящает Пушкину, рассказывая о том, что истинный поэт чувствует себя счастливым только в полной гармонии с миром природы и людьми, которые верят его слову.
    (Коренная Елена. Белеет парус, 2011г)

  2. Со временем я прочел немало произведений этого прекрасного поэта, но все-таки не встретил стихотворения, которое смогло бы превзойти в моей душе «Парус». Оно и сейчас продолжает восхищать меня мелодичностью, правдивым образом, точностью и лаконичностью, а еще неизмеримой грустью.
    Это стихотворение, в отличие от «Бородино», «Смерть поэта», «Дума» совсем невелико, но образ в нем предельно ярок и гармоничен. Читая этот стих, представляешь себе картину, нарисованную поэтом, и словно заглядываешь в душу автора, ведь в образе паруса предстает его ищущее сердце.
    Точнее всего суть произведения и настроение автора отображают эпитеты «мятежный» и «одинокий». Ведь даже если у него есть все необходимое для благополучия, он не может успокоиться и «просит бури». При этом никакие «лазурные струи» и «золотые лучи солнца» не смогут удержать жаждущую свободных бурь душу.
    Все стихотворение подчинено мысли о том, что в стремлении своем Лермонтов одинок, ведь мало найдется желающих покинуть свою привычную, уютную бухту. Вот она – душа выдающегося поэта – перед нами, в трех четверостишьях юношеского стиха. Сколько красоты в ней, грусти и мудрости. Он не думает о людях, не понимающих стремления паруса и остающихся на берегу навеки. Его удел – преодолевать на своем пути преграды и тут же искать новые, идти к победам, без которых для него не может быть настоящей жизни.
    Именно эта идея близка мне больше всего, за это я его и люблю. Мне кажется, это одно из лучших творений Михаила Юрьевича.

  3. Боюсь не смерти я. О нет!
    Боюсь исчезнуть совершенно.
    Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
    Когда-нибудь увидел свет
    Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти , о добре и зле , о смысле бытия, о любви и верности , о прошлом и будущем.
    Редеют бледные туманы
    Над бездной смерти роковой,
    И вновь стоят передо мной
    Веков протекших великаны
    В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своём воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – “любимый идеал поэта”, таков и лирический герой стихотворения “Парус”
    …. А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бури есть покой.
    То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.
    …Мелькают образы бездушных людей,
    Приличьем стянутые маски, –
    Пишет он в стихотворении “1–е января”. Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обречённости. Лермонтов был всегда предельно искренен, никогда не скрывал, не маскировал своих чувств:
    О, как мне хочется смутить весёлость их
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!…
    Поэт воспринимает современную ему Россию как “страну рабов, страну господ”, как царство произвола, мглы. Его самого остро ранило непонимание сверстников, злоба врагов, но всего более – “друзей клевета ядовитая”. Все это усиливало трагический характер его поэзии:
    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?…
    А годы проходят – все лучшие годы!
    … И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
    Такая пустая и глупая шутка…..
    Причем Лермонтов не был мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к подвигу. “Так жизнь скучна, когда боренья нет!” – восклицал он. Смысл жизни Лермонтов ярко выразил в словах:
    … жажда бытия
    Во мне сильней страданий роковых
    Лермонтов написал много прекрасных стихотворений о любви к природе, к Родине. Он любил “её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям”, любил русский народ, понимал его страдания, писал о “печальных русских деревнях”. Лермонтов подчеркивал, что прежде всего в общении с родной природой и с Богом человек обретает счастье.
    Поэт спорит с тем, кто не верит в любовь, он признаёт её сильнейшим и благотворным чувством, возвышающем душу.
    Несмотря на все разочарования, какие Лермонтов пережил в жизни, он верил, что “мир для счастья сотворен”, он называл надежду “богом грядущих дней”
    Но чувство есть у нас святое,
    Надежда, Бог грядущих дней. –
    Она в душе, где всё земное
    Живёт наперекор страстей.

  4. 4
    Текст добавил: ОрбИт_бЕЗ_сАхАрА

    М.Ю. Лермонтов – великий поэт с непростой судьбой, отраженной в его творчестве. Каждое его стихотворение по-своему прекрасно. Его лирический герой всегда олицетворяет самого поэта. «Утес» – мое любимое стихотворение.
    «Утес» относится к позднему творчеству автора. Он написан незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. Литературные критики это произведение относят к пейзажно-философской лирике. Лермонтов искренне восхищался природой Кавказа, любовался горами. Поэт тонко чувствовал окружающий мир и каждый камень для него был живым. В стихах изображена южная природа, но угадываются философские темы. Я думаю, что это стихотворение прежде всего о людях и их взаимоотношениях друг с другом.
    Мне очень жалко одинокий старый утес, которого покинула юная и ветреная тучка. Ведь тем, что она ненадолго скрасила его одиночество, она подарила ему надежду на счастье и радость. Древний камень многое повидал в своей жизни, но всегда был одинок. Он не может двинуться с места. А легкая тучка может полететь куда угодно, был бы ветерок. Ей не хочется сидеть на месте, когда в мире столько интересного. Она наивна и беспечна, вольна и свободна. Поэтому тучка и не задумывается о «влажном следе», который она оставила в душе утеса. Ей нужен был лишь ночлег и временная защита.
    Мне кажется душевная гармония древнего утеса была нарушена коротким присутствием тучки. Если бы ее не было вообще, он так бы остро не ощущал своего одиночества.
    Эти стихи о любви и дружбе. Как часто люди не задумываются как отзываются их поступки в душе других людей, какие у них рождаются чувства и эмоции. Многие себя ведут как эта маленькая тучка. Не желают зла, но и думают лишь о себе, своем комфорте. И вокруг столько одиноких людей, о которых окружающие вспоминают, когда им самим что-то нужно.
    Я думаю в этом стихотворении отражены тяжелые эмоциональные переживания самого автора. Несмотря на юный возраст, М.Ю. Лермонтова постоянно посещали тягостные мысли о настоящем и будущем. Душевно он был гораздо старше своего возраста. Главный мотив этого стихотворения, как и многих других, – это одиночество лирического героя.

  5. Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился, было стихотворение «Парус» . Оно произвело на меня боль?шое впечатление своей образностью, поэтической красотой, силой переживаний, чувств и мыслей, отраженных в нем. Сейчас я знаком со многими произведениями Лермонтова, но все-таки не встречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем «Парус» . Оно продолжает восхищать меня своей лаконичностью и точностью, яркими и впечатляющими образами, мелодичностью и скрытой грустью. В отличие от других стихов Лермонтова («Бородино» , «Смерть поэта» , «Дума» ) оно невелико – в нем всего три четверостишия. Но все названные произведения, хотя и значительные, слишком публицистичны, меня они трогают меньше. И ранние стихи многих поэтов больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям Лермонтова, а юношескому «Парусу» . В поэзии самое главное – образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная воображением поэта. Но это не просто зарисовка с натуры, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус – это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понятно: в сущности, стихи не о парусе – они о человеческой судьбе. Наиболее важные эпитеты – «одино?кий» и «мятежный» . Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури» , и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу. И в своем стремлении поэт одинок: не многие способны разделить подобную участь, ведь он «счастия не ищет» , ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в них красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не поднимающих парус души и навсегда остающихся на берегу. Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова.

  6. Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику. И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» — одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века.
    Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило трагическое мироощущение, нашедшее отражение в стихотворении «Родина». Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон, в восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти. Можно сказать, что любовь к родине у М.Ю.Лермонтов, не теряя своей непосредственности и своего жара, впервые в русской литературе становится основной темой, превращается в проблему, которую поэт по-своему ставит, рассматривает и решает. Но в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов высказывает еще более важную мысль: «Люблю отчизну я , но странною любовью». В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю.Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание и отразилось в стихотворении «Родина». Но помимо всего в стихотворении «Родина» проявляется совершенно новая в лирическом творчестве М.Ю.Лермонтова крестьянская тема. Фигура простого человека, разрастается в «Родине» в собирательный образ русского крестьянства. Н.А.Добролюбов писал: «Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе».1 Но, по мнению, Н.А.Добролюбова нельзя требовать от русского поэта «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь».
    «Родина» М.Ю.Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    — задают стихотворению интонацию эмоционального, глубоко личного лирического изъяснения и в тоже время как бы вопроса самому себе. В «Родине» появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Поэт с первых же строк говорит о «странной» любви к отчизне. М.Ю.Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: «Люблю Отчизну я, но странною любовью», «но я люблю — за что, не знаю сам», «с отрадой, многим незнакомой». Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения — не любовь к родине как таковая, но размышление о странности этой любви, становится «пружиной» движения поэтической мысли, придавая стихотворению полемический и программный смысл. «В качестве основного чувства родины, — пишет об этом стихотворении У.Р.Фохт, — выдвигается нечто настолько по тому времени необычное, что поэт счел необходимым в пределах небольшого стихотворения четыре раза оговорить эту необычность: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”, “Не победит ее рассудок мой”, “Но я люблю – за что, не знаю сам”, “С отрадой многим незнакомой”».2 Именно таким образом М.Ю.Лермонтов решает, в одних только образах, обнаружить сущность исключительной любви к России. Поэт утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом. Одним из первых М.Ю.Лермонтов признается, что любит Россию не за ее героическую историю, а за ее неповторимый облик, и в первую очередь – природу. Именно после него символом России стала «чета белеющих берез». Мотив «странной любви» развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно-высокий предмет патриотичного воодушевления («слава, купленная кровью»), противостоит столь же «непобедимая рассудком» привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Как в том, так и в другом случае поэт не упрощает спора чувства с «рассудком». Ни общий контекст творчества М.Ю.Лермонтова, ни стилистика первых строк («полный гордого доверия покой», « темной старины заветные преданья») не позволяют увидеть здесь какого-либо снижения ценностей патриотизма в его традиционном для долермонтовской поэзии государственно-историческом аспекте, хотя они и « не шевелят… отрадного мечтанья». С другой стороны, заявляя о своей любви к «проселочной», деревенской России, поэт рисует ее образ не только без подчеркивания особо привлекательных, «теплых» черт («ее степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень» — наряду с «полным гумном» и другими отрадными приметами сельского достатка). Такая диалектичность подхода к теме родины, ни в какой мере не вредит определенности душевного выбора поэта, цельности и силе его чувств.
    Сложная полнота и расчлененность отношения лирического героя «Родины» к своей стране обнаруживается и в композиции стихотворения. Родина представляется поэтом как некое единство, к которому герой обращает свои мысли и чувства. Чувство родины никогда не покидало М.Ю.Лермонтова, и об этом свидетельствуют прямые высказывания лирического героя о родине и народе в самом стихотворении. В лирическом «я» данного стихотворения трудно обозначить простого человека, хотя герой «Родины» ездит проселочными путями в простонародной телеге. Но зато в герое этого стихотворения как бы бледнеют и стираются те особенности, которые отделяют его от спутника – человека из народа. При этом образ героя вписан в образ родной земли, введен в ее сферу. Для лирического героя этого стихотворения важна его родина, в ней он ищет свои идеалы, и именно в ней он видит простую, искреннюю и естественную жизнь, и герой хочет слиться с этой жизнью, хочет стать частью огромного целого – своей Родины. Лирический герой М.Ю.Лермонтова едет по проселочным путям с мыслью о ночлеге, засматривается на желтые нивы, на крытые соломой избы ее деревень, долго и сочувственно вглядывается в картину народного веселья. Именно поэтому в стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекий от романтических образов ранних произведений. Для М.Ю.Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. М.Ю.Лермонтов не видит недостатков крестьянской жизни. Поэт описывает сельскую жизнь слегка идеализируя ее, он не описывает ни тяжелый и изнурительный крестьянский труд, ни тяжелое положение самих крестьян. В крестьянской жизни лирического героя данного стихотворения привлекает сплоченность и общность, то, что в этой жизни нет места одиночеству. Стихотворение «родина» явилось одним из лучших образцов патриотической лирики.
    Но в «Родине» деревня взята в ином аспекте – как поэтическое воплощение отчизны, ее символическое средоточие патриотического чувства автора. Вместе с тем у автора – героя данного стихотворения, нет той «мировой скорби», которая лишь по-своему происхождению связана с мрачной оценкой окружающей действительности, но по смыслу распространяется на всю действительность эпохи. В содержании «Родины» нет ни «мировой», ни какой-либо другой скорби. Оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается здесь с общим жизнеутверждающим и светлым фоном. Все это показывает, что лирический герой продолжает испытывать влияние народного сознания и народных воззрений, сохраняя свой «интеллектуальный масштаб»3. Это человек, страдающий под бременем общей для русского народа беды и живущий большими мыслями о России. Лирический герой наделен способностью страдать, и понимать свое страдание.
    У М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Родина» две контрастные темы, из которых первая (тема официальной России) дается в традиционных поэтических формах: «Слава купленная кровью», «Темной старины заветные преданья». Во второй части вместе с темой русской деревни в стих сплошным потоком вступают прозаизмы, но только они не несут на себе уже никаких следов происхождения из низкой действительности. Торжественная интонация возникает в первой строке стихотворения:
    Люблю отчизну я, но странною любовью! –
    и идет до самого конца, захватывая прозаизмы второй части:
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз,
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    Это вещи из быта, прямо названные, охарактеризованные то логическими определениями («спаленная жнива», «ночующий обоз»), то наиболее общими признаками (желтая нива), то резкой, единичной деталью. Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. В стихотворении создан живой образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него некой официальностью, следует общее изображение русской природы, большой мир России. Затем выступают частные, приближенные к герою-наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец, в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», на которую поэт-путешественник «смотреть до полночи готов». Развитие темы родины от широкого плана к более узкому, напоминает «опрокинутую пирамиду»4, и поддерживается лексикой стихотворения. Основанию этой пирамиды соответствуют наиболее общие суждения о родине. Следующий тематический пласт – обобщенное изображение русской природы – еще очень широк, но уже реализован в материальных образах, и в какой-то мере локален. Он представляет собой большой мир России. Смысловые объемы дальнейших пластов последовательно сокращаются, и стихотворение все заметнее и определеннее продвигается к своей вершине, к воплощению человеческих образов. В конце второй и в третьей строфе на смену предшествующим обобщениям появляются частные, приближенные к герою-наблюдателю аспекты пейзажа, непосредственно связанного с народным бытом («спаленная жнива», «проселочный путь», «в степи ночующий обоз», полное гумно» и так далее). Здесь начинается крупный план, малая область русского мира. И представление о герое, которого обступает этот малый мир, к середине стихотворения становится как бы вещественней, осязаемей. Наконец, в финале возникают образы мужиков – обитателей «печальных деревень». Все эти лики родины горячо утверждаются автором – скрывающимся под маской лирического героя стихотворения. В зависимости от них он является, по мере движения стиха, и философом, обобщающим свое отношение к России, и путешественником, созерцающим ее природу и с любовью наблюдающим жизнь ее народа.
    Следует отметить, что тематическое развитие «Родины» — от «широкого» к «узкому», от «большого» к «малому», от философии к картинам природы и человеческой жизни – определяется языком и метром стихотворения. Характерно в стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам. Стихотворение «Родина» состоит из трех строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. В связи с этим преобладают обобщающие или отвлеченные слова: отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина. Слова, относящиеся ко второй строфе, охватывают объекты более широкого масштаба: степи, леса, реки, проселочный путь, деревни. Содержание этих словесных символов, если брать порознь, еще слабо индивидуализировано, хотя каждый из них и насыщен ассоциациями (образы степей, лесов, рек вызывают мысли о просторе и могуществе). Но величие России подчеркивается еще и благодаря возникающему в стихотворении мотиву необъятного пространства:
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям…
    Объекты, представленные словарем третьей строфы, не только материальны, но и более локальны, ограничены, они – представляют собой лишь частности общей картины и недаром обозначены преимущественно словами единственного числа (по сравнению со второй строфой, в которой преобладало множественное число): обоз, нива, чета берез, изба, гумно. Метрическая мера к концу стихотворения также изменяется: вслед за торжественно плавными, задумчивыми, замедленными шестистопными и пятистопными ямбами первой и второй строфы появляется четырехстопный ямб, выделяющий здесь переход к простому и обыденному тону, которым как бы подготовляется образ пляшущих мужиков. Стихотворение написано разностопным ямбом. Возможно, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвященная размышлениям поэта о своей «странной любви» к отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии: «люблю отчизну я», « не победит ее рассудок мой». В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана трехстопным ямбом, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и легок. Лексика стихотворения, также разнообразна: в начале стихотворения – литературно-книжная («рассудок», «слава, купленная кровью») и в последней части она сменяется простой разговорной речью («скакать в телеге», «дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). М.Ю.Лермонтов в данном стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей. Стихотворение «Родина» композиционно делится на две части. Первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о своей любви к родине, такой странной и непонятной. Вторая часть стихотворения посвящена описанию той отчизны, той родной земли, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано все, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, « огни…деревень», «дымок спаленной жнивы», чета берез, изба, «полное гумно». Эти части стихотворения как бы противопоставляются друг другу.
    Также для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, М.Ю.Лермонтов использует аллитерацию. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтическое звучание придают анафора и эпифора:
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    или
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье…
    Изображая деревню, М.Ю.Лермонтов использует все ту же аллитерацию, эпитеты ( желтая нива, резные ставни, «вечером росистым», «пьяных мужичков» и так далее), а также олицетворения: « печальных деревень», «ночующий обоз». Благодаря олицетворению деревня сама, словно оживает, обретает душу. Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрестная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней строфе мы сталкиваемся только с перекрестной рифмой. Поэт и просто любит ее, и видит «полное гумно», чувствует «дымок спаленной жнивы», любит смотреть на «пляску с топаньем и свистом» (здесь аллитерация позволяет буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Также в стихотворении появляется мотив дороги: « проселочным путем люблю скакать в телеге…» Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая ее панораму: «Дрожащие огни печальных деревень».
    Поводом к созданию стихотворения послужило, по мнению многих критиков, стихотворение Хомякова А.С. «Отчизна». Первым известным откликом на произведение М.Ю.Лермонтова, еще до его опубликования, явилось письмо В.Г.Белинского В.П.Боткину от 13 марта 1841: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его «Родина», — то, аллах-керим, — что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских»5. Однако картина, написанная М.Ю.Лермонтовым, шире по масштабу и замыслу. Образ поэта в «Родине» — образ глубоко любящего свою отчизну русского передового человека того времени. Белинский назвал «Родину» пушкинским стихотворением, потому что А.С.Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а М.Ю.Лермонтов в «Родине» — поэт-реалист. «Родина» принадлежала к числу произведений наиболее ценимых Л.Н.Толстым. Стихотворение М.Ю.Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина» отличается самодостаточностью, завершенностью, индивидуальной полнотой и неизбыточностью, оно располагает к его созерцательному восприятию, что свидетельствует о том, что данное литературное произведение обладает идейно — художественной целостностью.

  7. В стихотворении “Дума” поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. “И ненавидим, и любим мы случайна”- Эти слова олицетворяют утрату идеалов и нравственных критериев. Он говорит, что потомки не простят им бездействия:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом…
    Одним из самых значительных произведений русской политической поэзии явилось стихотворение “Смерь поэта” (1837). Лермонтов клеймит тех, кто “жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Истинный художник болеет проблемами всей страны, и Лермонтов отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.
    В конце 30-х годов поэт обращается в своем творчестве к исторической теме. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”. В “Бородино” (1837) Лермонтов воплотил свое представление о сильных и смелых людях. Обращаясь к теме Отечественной войны 1812 года, он обращается к движению дворянских революционеров, начало которому положили события 1812 года и героизм русского народа.

  8. Сочинения на тему ” Мое любимое стихотворения Лермонтова”. Пожалуйста )

    Ответы:

    Одним из первых произведений велико­го русского поэта М. Ю. Лермонтова, с ко­торым я познакомился, было стихотворе­ние «Парус». Оно произвело на меня боль­шое впечатление своей образностью, поэтической красотой, силой пережива­ний, чувств и мыслей, отраженных в нем. Сейчас я знаком со многими произведе­ниями Лермонтова, но все-таки не встре­чал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем «Парус».
    Оно продолжает восхищать меня своей лаконичностью и точностью, яркими и впечатляющими образами, мелодичнос­тью и скрытой грустью. В отличие от других стихов Лермонтова («Бородино», «Смерть поэта», «Дума») оно невелико – в нем всего три четверостишия. Но все названные произведения, хотя и значи­тельные, слишком публицистичны, меня они трогают меньше. И ранние стихи многих поэтов больше созвучны не зре­лым стихотворным раздумьям Лермон­това, а юношескому «Парусу».
    В поэзии самое главное – образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная вооб­ражением поэта. Но это не просто зари­совка с натуры, это во многом автопорт­рет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус – это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понят­но: в сущности, стихи не о парусе – они о человеческой судьбе.
    Наиболее важные эпитеты – «одино­кий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нуж­но, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и ника­кие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу. И в своем стремлении поэт одинок: не многие способны разделить подобную участь, ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихо­творение подчинено этой мысли, пе­реданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в две­надцати строках юношеского стихотво­рения, и сколько в них красоты, мудрос­ти и грусти, грусти об этих глупых людях, не поднимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
    Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лер­монтова.
    Одним из первых произведений велико­го русского поэта М. Ю. Лермонтова, с ко­торым я познакомился, было стихотворе­ние «Парус». Оно произвело на меня боль­шое впечатление своей образностью, поэтической красотой, силой пережива­ний, чувств и мыслей, отраженных в нем. Сейчас я знаком со многими произведе­ниями Лермонтова, но все-таки не встре­чал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем «Парус».
    Оно продолжает восхищать меня своей лаконичностью и точностью, яркими и впечатляющими образами, мелодичнос­тью и скрытой грустью. В отличие от других стихов Лермонтова («Бородино», «Смерть поэта», «Дума») оно невелико – в нем всего три четверостишия. Но все названные произведения, хотя и значи­тельные, слишком публицистичны, меня они трогают меньше. И ранние стихи многих поэтов больше созвучны не зре­лым стихотворным раздумьям Лермон­това, а юношескому «Парусу».
    В поэзии самое главное – образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная вооб­ражением поэта. Но это не просто зари­совка с натуры, это во многом автопорт­рет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус – это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понят­но: в сущности, стихи не о парусе – они о человеческой судьбе.
    Наиболее важные эпитеты – «одино­кий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нуж­но, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и ника­кие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу. И в своем стремлении поэт одинок: не многие способны разделить подобную участь, ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихо­творение подчинено этой мысли, пе­реданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в две­надцати строках юношеского стихотво­рения, и сколько в них красоты, мудрос­ти и грусти, грусти об этих глупых людях, не поднимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
    Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лер­монтова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *