Сочинение на тему стихотворение памятник

7 вариантов

  1. Главная
    Сочинения по литературе
    Стихотворение Державина Памятник – сочинение
    Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».
    «Памятник» — это вольное переложение оды Горация. Державин не повторяет мыслей древнеримского поэта, а высказывает свою точку зрения на роль поэта и поэзию. Гораций полагал, что залог его бессмертия в мощи Рима : «Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом» (перевод М.В. Ломоносова). Державин видит долговечность своей славы в любви к отечеству:
    И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род Вселенна будет чтить.
    Свое творчество поэт уподобляет «чудесному, вечному» памятнику:
    …Металлов тверже он и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полет его не сокрушит.
    Свои заслуги Державин видит в том, что сделал «забавным» русский слог, то есть веселым, простым, острым, что он «дерзнул»…возгласить…» о добродетелях императрицы, а не о подвигах и величии, что он отнесся к ней как к простому человеку, поэтому и говорит о ее человеческих достоинствах. Свою заслугу как поэта Державин видит в том, что мог:
    В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить
    В «Памятнике» поэт размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о том, что поэт имеет право на уважение и любовь сограждан. Он уверен, что имя его будет жить в памяти «народов неисчетных», живущих от «Белых вод до Черных». Здесь мы понимает, как пушкинский «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» перекликается с «Памятником» Державина.
    Сила поэзии у Державина могущественней законов природы, его памятник замечателен этим превосходством, он «металлов тверже».
    Последняя строфа стихотворения говорит о том, что поэт не надеется на всеобщее одобрение современников, отчего Муза его воинственна и величественна:
    О Муза! Возгордись заслугой справедливой,
    И презрит кто тебя, сама тех презирай;
    Непринужденною рукой неторопливой
    Чело твое зарей бессмертия венчай.
    Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает его ритму неторопливость и торжественность. Ритм стиха как бы соответствует важности темы.

  2. А.С. Пушкин, дабы закрепить итоги своего творчества, создает знаменитое стихотворение «Памятник». В нем он описывает свое творчество, свои стихотворные подвиги, которые имели немаловажную роль в том обществе.
    Похожее стихотворение есть и у Державина – еще одного творца русской поэзии. Но, если сравнивать две работы, они достаточно сильно разнятся смыслом, заложенным в основе стихотворений.
    Каждая строка в «Памятнике» имеет важное значение. Только лишь прочитав первую строку, мы видим, как Александр Сергеевич делает свое творчество народным.
    Его работы – это нерукотворный памятник, который достойней всяких исторических монументов. Его творчество подарило ему бессмертие. Ведь такие прекрасные творения на протяжении многих лет разошлись по всем уголкам стран Советского Союза.
    Его стихотворения были переведены на многие иностранные языки и прочитаны всеми народами тогдашней России.
    Сколько минуло лет, а мы – его наследники, все с таким же пристрастием вчитываемся в такие прекрасные строки.
    В работе «Памятник», Пушкин высказывает основную суть своего творчества. Он наделил его идейным смыслом, тем самым пробуждая в читателях прекрасные, добрые чувства.
    В годы жестоких правлений он говорил о свободе, он побуждал людей к действиям. И своими стихотворениями, он призывал к пощаде, к милости.
    Любыми способами, А.С. Пушкин пытался донести свои мысли до людей, пытался высказать чувства, которые переполняли его душу.
    Жанр данного стихотворения подобен греко-римской оде. Это заметно по тем торжественным высказываниям и выражениям, которые использует автор. Некоторые слова словянизмы в работе «Памятник» побуждают в нас сильные впечатления и создают эмоциональное влияние: велению, главою, тленье, воздвиг.
    Стихотворение «Памятник» – это словно обращение поэта к народу, некая речь, которая утверждает творчество бессмертным.

  3. История создания

    Державина издавна любили
    сравнивать с древнеримским поэтом Горацием. Державин знал Го­рация по немецким
    переводам уже в семидесятые годы. Среди стихотворений Державина можно насчитать
    не менее пятнадцати переложений и переводов из Горация. С Горацием же связаны
    два значительных произведения Державина, в которых он выразил самооценку,
    уверенность в своем поэтическом призвании и основанной на нем надежде на
    бессмертие: «Лебедь» и «Памятник». Стихотворением «Лебедь» Державин заключил
    второй том собрания своих сочинений 1808 года, подобно тому как ода XX Горация
    заканчивала вторую книгу его од. В конец первого тома Дер­жавин поставил
    стихотворение «Памятник» (1796). Его оригинал у Горация также заканчивал третью
    книгу од.
    Первый перевод на
    русский язык этой замечательной оды, названной Горацием «К Мельпомене», был
    сделан Ломоносовым.

    Особенности
    стиля

    «Забавный
    русский слог» — новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую
    литературу. Два центральных таких произведения — «Фелица» и «Бог», в которых
    подчеркнуты поэтическая искренность, отсутствие позы и аффектации — «сердечная
    простота», а также граж­данская смелость и правдолюбие. Державин не забыл
    прибавить, что истину царям он говорил «с улыбкой», то есть смягчая резкость
    нравоучения шутливостью тона, однако не за счет, как мы знаем, глубины
    возражения и несогласий.
    Это
    «улыбка» не должна никак смешиваться с требованием «улыбательной сатиры», о
    которой пи­сал журнал «Всякая всячина» в 1769 году. Державин хорошо отличал
    слабости от пороков, и его сати­ра всегда носила общественный характер.
    Державин ценил в своей поэзии служение на пользу общую. Гораций говорит: «Я
    считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин замеча­ет
    это другим образом: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и
    народу и царям».
    Таким
    образом, отталкиваясь от мысли Горация, иногда пересказывая ее в стихах,
    Державин затем принимался писать о своем, наболевшем, о том, что наиболее
    тревожило его в данное время. Поэтому в 1770— 1790-е годы в его стихотворениях
    встречаются отдельные образы, сравнения, темы Горация, но нет ни переводов его,
    ни переложений в принятом смысле этого слова. Державин толь­ко «заряжается»
    Горацием для того, чтобы с большей силой, подкрепленной авторитетом класси­ческого
    поэта, обрушиться на недостатки современного общества и отдельных его
    представителей.
    В
    формировании литературно-эстетических взглядов Державина определенную, и притом
    нема­лую, роль играло произведение Горация «Послание к Писонам», или «Наука
    поэзии».
    Гораций советовал
    настойчиво трудиться над выразительностью языка. Уроки «Послания к Писонам»
    были полезны Державину, сумевшему найти свой слог и установить его «Так, чтоб
    каждому легким вначале он мог показаться, / Но чтоб над ним попотел подражатель
    иной…» Это вскоре хорошо поняли многочисленные подражатели Державина.

    Темы,
    мотивы

    Основой
    искусства, содержанием его Державин считает истину, в разъяснении которой
    состоит предназначение поэтов и художников. Поэт для Державина — существо
    особое, значительное. Вера в силу слова, в его всемогущество была
    распространена среди просветителей XVIII века. Пи­сатель, говорящий истину, —
    мужественный гражданин и верный сын отечества, он не умрет в памяти людей, в то
    время как троны могут пасть и разрушатся царства: «Героев и певцов вселена не
    забудет; / В могиле буду я, но буду говорить».
    «Памятник»
    Державина дышит уверенностью поэта в своем бессмертии, потому что бессмертно
    человеческое слово. Эта мысль проходит через ряд стихотворений Державина, нов
    «Памятнике» она является главной темой и выражена особенно ясно. Важно
    заметить, что Державин считает себя на­циональным поэтом: «И слава возрастет
    моя, неувядая, / Доколь Славянов род вселена будет чтить…»
    В
    стихотворении Державин говорит о народной памяти: «Всяк будет помнить то в
    народах не- исчетных…» Он видел память народа, из поколения в поколение
    передающего повести о великих людях, сложенные поэтами, чье слово — бессмертно.
    Свои
    заслуги Державин перечисляет лаконично и точно: «Что первый я дерзнул в
    забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной
    простоте беседовать о боге / И истину царям с улыбкой говорить».
    Уменье
    отказаться от напыщенной торжественности похвальной оды, внести в стихи колкую
    сатиру в грубоватых просторечных выражениях составило индивидуальную манеру
    Державина, благодаря которой он открыл новую страницу в истории русской
    литературы.

  4. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
    Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях.Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
    Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы.
    Главной особенностью поэзии Державина была искренность. В стихотворении «Памятник» он без всякого страха высказывает свое мнение о власти и поясняет, в чем состоят его заслуги перед отечественной литературой: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить ».
    Стихотворение Державина написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, то есть перекрестная рифма.
    Неторопливый, торжественный ритм стиха соответствует важности темы. Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова – чело , возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный.
    Державин в своем стихотворении представляет лирического героя как гордого, справедливого, сильного человека, и этот человек не боится отстаивать свое мнение, и всегда добивается своей цели.
    Это стихотворение произвело на меня положительное впечатление. Я поддерживаю лирического героя и согласен с тем, что творчество поэта останется с людьми на века.
    Добавил: KUS33

  5. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
    Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях.Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
    Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы.
    Главной особенностью поэзии Державина была искренность. В стихотворении «Памятник» он без всякого страха высказывает свое мнение о власти и поясняет, в чем состоят его заслуги перед отечественной литературой: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить ».
    Стихотворение Державина написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, то есть перекрестная рифма.
    Неторопливый, торжественный ритм стиха соответствует важности темы. Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова – чело , возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный.
    Державин в своем стихотворении представляет лирического героя как гордого, справедливого, сильного человека, и этот человек не боится отстаивать свое мнение, и всегда добивается своей цели.
    Это стихотворение произвело на меня положительное впечатление. Я поддерживаю лирического героя и согласен с тем, что творчество поэта останется с людьми на века.

  6. В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с «философской», «гражданской» и «любовной» лирикой, в нем выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.
    Одним из таких произведений является стихотворение «Памятник».
    Произведение является вольным переложением стихотворения древнеримского поэта Горация, строки из которого взяты в качестве эпиграфа.
    Обращаться к этому стихотворению и через него изъявлять свою поэтическую программу, свой взгляд на предназначение поэта и поэзии стало своего рода традицией в русской литературе. Первым к стихотворению Горация обратился еще Ломоносов, вслед за ним — Державин.
    Оба поэта — и Ломоносов, и Державин — были классицистами. Обращение Пушкина к тому же источнику вполне может быть объяснено тем, что он хотел наглядно показать, чем отличается его поэзия от поэзии предшествующей эпохи, сформулировать основные принципы своего собственного понимания предназначения поэта и поэзии.
    Основное, что отличает «программу» Пушкина, это высочайший гуманизм, который положен им в основу поэтического творчества. Быть нужным людям, являться выразителем их надежд и чаяний — основное предназначение поэта. Это Пушкин заявляет уже в первых строках стихотворения:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа…
    Пушкин считает, что поэт должен говорить понятным и доступным для всех языком, причем говорить о вещах, которые близки людям любого сословия, о том, что объединяет людей. Именно в этом смысле следует понимать следующую строфу:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгуз, и друг степей калмык.
    Далее поэт «расшифровывает», чем же именно он привлечет всех этих столь несхожих меж собой людей (сознательно подчеркнуто, что они не просто принадлежат к разным сословиям, но и к разным национальностям).
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    В этой строфе очень кратко и емко выражена сущность гуманистического мировоззрения Пушкина. Искусство должно возвышать человека, пробуждать в нем «чувства добрые». Однако «чувства добрые» и «милость к падшим» возможно только в среде свободных людей — в первую очередь, внутренне свободных. Именно поэтому всегда в поэзии Пушкина был ярко выражен пафос, направленный против внутреннего рабства, рабства души. Рабство же «внешнее» (крепостное право) рассматривалось им в первую очередь как причина, порождающая рабство духовное, лакейство, низость помыслов. В подобной интерпретации крепостное право выглядело еще более отвратительным явлением, фактом «богопротивным», поскольку каждый человек — это образ божий и достоин уважения и права на выбор. «Милость к падшим» — еще одна черта, характерная для гуманистического мировоззрения Пушкина, и в этом он гораздо ближе к христианству в его «чистом» виде, а не в церковном, конфессиональном толковании.
    Заканчивается стихотворение строфой о сущности взаимоотношений поэта и толпы (черни) — тема, также характерная и для остального творчества Пушкина.
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно,
    И не оспоривай глупца.
    Поэт должен ставить свое предназначение превыше всего. Он — глас божий, проводник воли Всевышнего на земле. Он наделен особыми способностями видеть, слышать и чувствовать острее и тоньше, чем остальные люди. Подобно тому, как в стихотворении «Пророк» поэт становится посланником Бога, который «глаголом жжет сердца людей», так и здесь — поэт всегда должен помнить о своем истинном призвании и «не размениваться по мелочам». Такое предназначение поэта является, по Пушкину, истинным, и другого предназначения у него не может быть. Именно поэтому Пушкина, по его словам, будут помнить, пока «в подлунном мире жив будет хоть один пиит».
    Итак, стихотворение «Памятник» вполне можно назвать поэтическим завещанием Пушкина, в котором он сформулировал основные принципы своего творчества, в котором дал истинно гуманистическое понимание предназначения поэта и поэзии.

  7. 7
    Текст добавил: Выгнали из ада

    Гавриил Романович Державин стал одним из первых авторов стихотворений, написанных в автобиографическом стиле. Это значит, что в своих работах он описывал и свою жизнь, свое творчество.
    В 1795 году ним было создано замечательное стихотворение «Памятник». Из названия, мы понимаем, что смысл будет раскрывать что-то вечное, то, что может пройти и сохраниться сквозь века, как памятник.
    И, действительно, в данном стихотворении речь идет о поэзии, которая из поколения в поколение передается людьми, которая оставляет отпечаток в людской памяти.
    В творческих работах автор видит бессмертие поэта. Его будут помнить, его будут цитировать, к его высказываниям будут обращаться, анализировать и брать их к примеру. А вы подумайте, ведь так действительно происходит. Именно этим мы и занимаемся.
    В своей работе автор совершенно спокойно делает обращение к власти, он может оставлять свои замечания, свои размышления. Он искренне высказывает ту правоту, которая творилась вокруг него. Свою смелость он считает своей заслугой. Обратим внимание на эти строки:
    « …первым я дерзнул в забавном русском слоге…»,
    « … в сердечной простоте беседовать о Боге …».
    Автор стихотворения, своими работами и высказываниями хотел внести долю правды, хотел открыть глаза окружающим, хотел выправить порочные нравы.
    Форма написания стихотворения «Памятник» ямбом обращает внимание и придает этой работе более выраженное значение, более яркое раскрытие темы. В строках используется торжественная речь – дерзнул, возгордись, чело. А «мягкие» эпитеты придают стихотворению различные оттенки: гром быстротечный, памятник чудесный, вечный, неторопливою рукой. Герой из стихотворения Гавриила Романовича – смелый и сильный, он не боится высказывать правдивое мнение и отвечать за него.
    Прочитав эту работу Державина, я понял, что он настоящий мастер стихотворений и настоящий, искренний человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *