Сочинение на тему стихотворение пушкина 19 октября

9 вариантов

  1. Тема дружбы — является главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года.
    Поэт не мог поехать на встречу друзей, так как находился в ссылке в селе Михайловское, и ему было запрещено покидать это место.
    Поэтому вместо себя он решил отправить это стихотворение, и таким образом поприсутствовать на встрече друзей.
    В стихотворении Пушкин с ностальгией вспоминает лицейские годы.
    Он посвящает строки лицеистам, которые также как и он не могут присутствовать на встрече. Один из таких — лицеист Матюшкин, который стал после учебы моряком дальнего плавания.
    Пушкин посвятил ему следующие строки:
    «…Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!..»
    Поэт уверен, что, несмотря на расстояние, в мыслях они остаются вместе.
    С огромной любовью Пушкин отзывается о близких друзьях, которые смогли посетить его в Михайловском заточении: Пущин, Горчаков, Дельвиг.
    «…Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил…»
    «…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе — фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Всё тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись…»
    «…И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил…»
    Не забыл он своего лицейского брата по перу — Вильгельма Кюхельбекера:
    «…Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты…
    Опомнимся — но поздно! и уныло
    Глядим назад, следов не видя там.
    Скажи, Вильгельм не то ль и с нами, было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?..»
    Несколько строк Пушкин посвятил теме смерти и тем лицеистам, которых к моменту написания стихотворения уже не было в живых. Один из таких — лицеист Корсаков, скончавшийся в Италии:
    «…Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом…»
    Все произведение посвящено теме братства, единства. Пушкин воспевает лицейскую дружбу и превозносит ее в строках:
    «…Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село…»
    В заключение можно сказать, что для Пушкина лицейская дружба имела большое значение. И он выразил свою преданность и любовь к друзьям в этом стихотворении-послании «19 октября».

  2. 19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.
    Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября», которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.
    Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.
    Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.
    Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз», разрушить который никто не в состоянии.
    Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.
    Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут», и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот».
    «19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен», – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои», «несчастный друг», «мой брат родной по музе, по судьбам», «мой запоздалый друг» и прочие.
    Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?», «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.
    «19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу», и даже царя за то, что тот основал Лицей.
    Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Служенье муз не терпит суеты», «Пируйте же, пока еще мы тут!»
    Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.
    Стихотворение «19 октября»
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук.
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать веселых много лет.
    Я пью один; вотще воображенье
    Вокруг меня товарищей зовет;
    Знакомое не слышно приближенье,
    И милого душа моя не ждет.
    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют…
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Еще кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлек холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришел? Кого меж вами нет?
    Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом.
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
    Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!
    Ты сохранил в блуждающей судьбе
    Прекрасных лет первоначальны нравы:
    Лицейский шум, лицейские забавы
    Средь бурных волн мечталися тебе;
    Ты простирал из-за моря нам руку,
    Ты нас одних в младой душе носил
    И повторял: «На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!»
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой…
    С мольбой моей печальной и мятежной,
    С доверчивой надеждой первых лет,
    Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет.
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил.
    Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе — фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Всё тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.
    Когда постиг меня судьбины гнев,
    Для всех чужой, как сирота бездомный,
    Под бурею главой поник я томной
    И ждал тебя, вещун пермесских дев,
    И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил.
    С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
    Но я любил уже рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.
    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты…
    Опомнимся — но поздно! и уныло
    Глядим назад, следов не видя там.
    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?
    Пора, пора! душевных наших мук
    Не стоит мир; оставим заблужденья!
    Сокроем жизнь под сень уединенья!
    Я жду тебя, мой запоздалый друг —
    Приди; огнем волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви.
    Пора и мне… пируйте, о друзья!
    Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я,
    Исполнится завет моих мечтаний;
    Промчится год, и я явлюся к вам!
    О, сколько слез и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!
    И первую полней, друзья, полней!
    И всю до дна в честь нашего союза!
    Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует Лицей!
    Наставникам, хранившим юность нашу,
    Всем честию, и мертвым и живым,
    К устам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим.
    Полней, полней! и, сердцем возгоря,
    Опять до дна, до капли выпивайте!
    Но за кого? о други, угадайте…
    Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
    Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал Лицей.
    Пируйте же, пока еще мы тут!
    Увы, наш круг час от часу редеет;
    Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
    Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
    Невидимо склоняясь и хладея,
    Мы близимся к началу своему…
    Кому ж из нас под старость день Лицея
    Торжествовать придется одному?
    Несчастный друг! средь новых поколений
    Докучный гость и лишний, и чужой,
    Он вспомнит нас и дни соединений,
    Закрыв глаза дрожащею рукой…
    Пускай же он с отрадой хоть печальной
    Тогда сей день за чашей проведет,
    Как ныне я, затворник ваш опальный,
    Его провел без горя и забот.

  3. История создания стихотворения

    Стихотворение «19 октября» было написано Пушкиным для встречи друзей лицеистов, на которую он не смог попасть в 1825 году по причине ссылки в село Михайловское.
    Пушкину было запрещено покидать село, и он не смог поехать в Петербург. Поэтому он решил отправить вместо себя стихотворение.
    Он назвал его «19 октября» в честь дня основания лицея и начала лицейской дружбы.
    Подробнее читайте здесь

    Тема

    Главной темой стихотворения является тема лицейской дружбы.
    В нем автор обращается к самым близким товарищам (Пущин, Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер). К тем, кто находится далеко от родных мест и друзей (моряк Матюшкин). И воздает память тем лицеистам, которых уже нет в живых (Корсаков).
    Пушкин возвышает лицейские годы и призывает всех лицеистов не забывать о них.
    Подробнее здесь

    Тематика

    Тематика произведения — это совокупность тем, которую автор рассматривает в том или ином своем произведении.
    Если «подняться» чуть выше над темой дружбы, которая является главной в произведении, мы увидим, что в этом стихотворении автор использует также темы жизни и смерти, быстротечности времени и конечности всего на земле.
    Таким образом, тематикой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года является необратимость хода времени.

    Жанр

    Лирическим жанром стихотворения является послание.
    Пушкин обращается в нем к своим друзьям, на встречу с которыми он не смог попасть.

    Композиция

    Композиция стихотворения состоит из следующих частей:
    описание своего состояния и настроения,
    обращение ко всем лицеистам,
    личное обращение к некоторым лицеистам,
    восхваление лицейского братства,
    размышление о будущем,
    обращение к последнему живому лицеисту.

    Лирический герой

    Лирическим героем стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», написанного в 1825 году, является сам автор.
    Настроения главного лирического героя на протяжении всего текста меняются от грустных к радостным.
    Подробнее здесь

    Настроения произведения

    Стихотворение также пронизано настроениями грусти и радости, которые поочередно сменяют друг друга.
    Поэт печалится о том, что не может встретиться со своими лицейскими друзьями. А после представляет скорую встречу с товарищами и радуется ей в своих мечтах.

    Лексика

    Лексику стихотворения можно характеризовать как разнообразную.
    Ключевыми словами, при помощи которых автор передает нужные настроения, являются: друг, дружба — стихотворение посвящено лицейской дружбе; один, разлука, глушь — чтобы передать ощущение одиночества и грусти.
    Нельзя сказать, что стихотворение написано простыми словами. В нем активно используются архаизмы (устаревшие слова): вотще — напрасно, в очах — в глазах, лоно — грудь, к устам — ко рту и прочие.

    Метафоры

    Кроме того, при выполнении разбора произведения «19 октября» можно легко заметить, что оно наполнено различными художественными средствами выразительности.
    В нем содержится большое количество метафор: убор леса — яркая листва, пустынная келья — комната поэта, с огнем в очах — радостно.
    Все метафоры здесь

    Олицетворения

    Текст богат олицетворениями, когда неживые предметы наделяются чертами живого существа: роняет лес — о падении листвы, проглянет день и скроется — о закате и рассвете, дни бегут — о быстротечности времени и т.д.
    Все олицетворения здесь

    Эпитеты

    А для создания более ярких образов автор прибегает к эпитетам: багряный убор, увянувшее поле, горьких мук, бурные дни.
    Все эпитеты здесь
    Все средства художественной выразительности здесь

    Звуковые приемы

    Автор применяет звукопись — использование звуков, которые передают настроение описываемой ситуации.
    Например, в этом отрывке используется аллитерация — повторение гласных звуков, в данном случае это звуки «з» и «с». Таким образом автор усиливает настроение суровости:
    «…Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой…»
    При прочтении можно почувствовать суровость ситуации, будто звук холодного зимнего ветра присутствует в этих строках.
    Все звукописи здесь

    Рифма

    В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется рифма с ударением на второй слог.
    То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.
    Пример на первых двух строках стихотворения:
    ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
    сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
    Ударные и безударные гласные чередуются.

    Стихотворный размер

    Стихотворение написано пятистопным ямбом.
    Пятистопный ямб — это когда в каждой строчке есть 5 гласных, которые выделяются ударением при произношении:
    ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
    сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
    Более подробное объяснение здесь

    Рифмовка

    В стихотворении используется 2 способа рифмовки, которые повторяются каждые 8 строк: кольцевая АВВА и перекрестная АВАВ:
    кольцевая (первая строка рифмуется с 4-й, а вторая строка рифмуется с третьей):
    «Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор…»
    перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая строка рифмуется с 4-й):
    «…Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук…»

    Место в творчестве поэта

    Это стихотворение стало одним из ярчайших произведений поэта, относящихся к периоду вольнолюбивой лирики.
    Произведение положило начало небольшому циклу из пяти стихов, посвященных годовщине основания лицея — 19 октября.
    Это послание стало ярчайшим стихотворением Пушкина, посвященное теме дружбы.

  4. В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», написанном в 1825 году, просматривается борьба грустных и радостных настроений.
    Большая часть произведения пронизана минорными (грустными) нотами.
    Прибегая к описанию осенней природы, Пушкин передает свое одиночество и душевный холод, который поразил его вдали от друзей. Он находится в ссылке в Михайловском селе, и не может приехать на встречу.
    Лирические настроения продолжаются воспоминаниями о тех лицеистах, которых уже нет в живых.
    После Пушкин грустит о тех, кто находится далеко от родных мест и не может присутствовать на встрече, как моряк Матюшкин.
    В послании поэт отмечает, что ничто не может сравниться с их лицейской дружбой. Ведь никто из его новых друзей не поддержал его в трудные времена. И только старые лицейские товарищи навестили его в Михайловском селе: Пущин, Горчаков и Дельвиг.
    Далее минорные настроения сменяются более позитивными строками.
    Поэт предлагает порадоваться встрече, поднять бокалы за лицей, наставников и царя Александра I, который основал лицей.
    Пушкин призывает забыть обо всех невзгодах. Он настроен оптимистично, и уверен, что в следующем году сможет приехать на встречу.
    Он завещает самому последнему лицеисту, который останется единственным в живых из всех выпускников, не печалиться в день лицея, а провести его весело «без горя и забот».

  5. Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года — это послание друзьям.
    Поэт не смог встретиться с ними, так как находился в ссылке в Михайловском селе, и ему было запрещено покидать это место.
    Поэтому он решил написать стихотворение, отправить его друзьям и тем самым дать понять, что он не забыл о дружбе.
    И хотя он не может быть рядом, он присутствует с ними мысленно.
    Лицейская дружба значила для Пушкина очень многое. Именно ей он посвятил это стихотворение.
    Когда он был отправлен в ссылку в село Михайловское, ему было тяжело и одиноко. И он был очень рад, когда его навестили лицейские друзья: сначала приехал на один день Пущин, потом была встреча с Горчаковым, а затем почти 2 недели у него гостил Дельвиг.
    Обо всем этом он вспоминает в своем послании и благодарит друзей за встречу — это очень поддержало поэта в трудные времена.
    В стихотворении Пушкин вспоминает друзей, которые не смогли присутствовать на встрече по тем или иным причинам. Как, например, моряк Матюшкин. Несмотря на расстояния, никто не забывает о них.
    С нескрываемой печалью говорит Пушкин о тех друзьях, которых уже нет в живых. А также пишет небольшое послание тому лицеисту, который останется последним из всех. Как ему будет одиноко в своих воспоминаниях.
    В заключение можно сказать, что стихотворение Пушкина «19 октября» — это стихотворение о дружбе. Возможно, это послание не только его друзьям, но и всем нам.
    Что мы должны беречь друзей, не забывать о них и обязательно находить время для встреч с ними. Ведь они являются свидетелями нашей беззаботной молодости.

  6. 6
    Текст добавил: меня окружили ну им неуйти от нас

    Историко-литературоведческие комментарии к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» в 1825 года, по строфам.
    Название
    Комментарий
    «19 октября»
    19 октября 1811 года был торжественно открыт Царскосельский лицей, и с этого дня в нем начали обучаться первые ученики, среди которых был Пушкин.
    За следующие шесть лет, которые лицеисты провели вместе под крышей учебного заведения, они стали очень близкими друзьями.
    После окончания лицея выпускники пообещали друг другу встречаться в день основания лицея — 19 октября.
    Но в 1825 году Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское, откуда ему было запрещено выезжать, так что он не мог попасть на встречу друзей в Петербург.
    В честь памяти о друзьях он решил написать им стихотворение-послание и отправить его им вместо себя. Он назвал его «19 октября» в честь дня основания лицея.
    Строфа 1
    Комментарии
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук.
    В первой строфе Пушкин описывает осень в том самом селе Михайловском, в котором он находится в ссылке. Как известно, он вел там достаточно уединенный образ жизни. Именно одиночество и грусть он передает в первых строках.
    Строфа 2
    Комментарии
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать веселых много лет.
    Я пью один; вотще воображенье
    Вокруг меня товарищей зовет;
    Знакомое не слышно приближенье,
    И милого душа моя не ждет.
    Поэт скучает по друзьям и печалится о том, что не может встретиться с ними. Он находится в ссыльном положении, и ему запрещено выезжать за пределы имения. А так как село находится далеко от Петербурга, он не надеется, что кто-то из друзей посетит его в этот день.
    Строфа 3
    Комментарии
    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют…
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Еще кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлек холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришел? Кого меж вами нет?
    Пушкин сожалеет, что не может приехать на встречу лицеистов (19 октября).
    Он предполагает, что на встрече многих друзей не будет.
    Строфа 4
    Комментарии
    Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом.
    «Кудрявый наш певец» — лицеист Корсаков, который во время учебы увлекался музыкой.
    Он умер в 1820 году в Италии. Перед смертью он написал строки, которые были начертаны на его могиле: «Прохожий, поспеши к стране родной своей!
    Ах, грустно умереть далеко от друзей!»
    Строфа 5
    Комментарии
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
    Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!
    В следующей строфе поэт говорит о лицеисте Матюшкине, который с самого лицея болел морем, а после стал моряком и на момент написания произведения находился в плавании, а потому не смог присутствовать на встрече.
    Строфа 6
    Комментарии
    Ты сохранил в блуждающей судьбе
    Прекрасных лет первоначальны нравы:
    Лицейский шум, лицейские забавы
    Средь бурных волн мечталися тебе;
    Ты простирал из-за моря нам руку,
    Ты нас одних в младой душе носил
    И повторял: «На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!»
    Здесь продолжается речь о Матюшкине, который, находясь далеко, не забывает поддерживать связь с друзьями. Строфа заканчивается измененными строками, которые принадлежали лицеисту Дельвигу: «Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас…»
    Строфа 7
    Комментарии
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Пушкин возвышает лицейскую дружбу. Последние 4 строки стали гимном лицеистов впоследствии.
    Строфа 8
    Комментарии
    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой…
    С мольбой моей печальной и мятежной,
    С доверчивой надеждой первых лет,
    Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет.
    В следующих строках автор говорит о дружбе с Ф.И. Толстым, который оказался плохим другом.
    Строфа 9
    Комментарии
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его лицея превратил.
    Пушкин вспоминает о том, как ему посчастливилось встретиться в Михайловском заточении с тремя друзьями. Первым был лучший лицейский друг — Иван Пущин (11 января 1825 года).
    Строфа 10
    Комментарии
    Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе — фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Все тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.
    Вторым другом-лицеистом, с которым довелось встретиться Пушкину в Михайловском, стал князь Горчаков (осень 1825 года).
    Поэт отмечает, что был очень рад видеть его.
    Строфа 11
    Комментарии
    Когда постиг меня судьбины гнев,
    Для всех чужой, как сирота бездомный,
    Под бурею главой поник я томной
    И ждал тебя, вещун пермесских дев,
    И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил.
    И третьим другом, который порадовал поэта, стал Антон Дельвиг. Он прожил в доме Пушкина почти 2 недели в апреле 1825 года.
    Строфа 12
    Комментарии
    С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
    Но я любил уже рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.
    Автор обращается к Дельвигу. С высоты прожитых лет Пушкин оценивает поэтический опыт, который они пережили в лицее вместе.
    Строфа 13
    Комментарии
    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты…
    Опомнимся — но поздно! и уныло
    Глядим назад, следов не видя там.
    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?
    В этой строфе Пушкин обращается к своему лицейскому другу — Вильгельму Кюхельбекеру.
    Строфа 14
    Комментарии
    Пора, пора! душевных наших мук
    Не стоит мир; оставим заблужденья!
    Сокроем жизнь под сень уединенья!
    Я жду тебя, мой запоздалый друг —
    Приди; огнем волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви.
    Эти строки Пушкин тоже посвящает Кюхельбекеру, он завет друга в гости.
    Строфа 15
    Комментарии
    Пора и мне… пируйте, о друзья!
    Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я,
    Исполнится завет моих мечтаний;
    Промчится год, и я явлюся к вам!
    О сколько слез и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!
    Пушкин дает предсказание. Он уверен, что скоро он будет освобожден от ссылки и сможет снова встретиться с друзьями.
    Удивительно, но в следующем году это предсказание сбылось.
    Строфа 16
    Комментарии
    И первую полней, друзья, полней!
    И всю до дна в честь нашего союза!
    Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует лицей!
    Наставникам, хранившим юность нашу,
    Всем честию, и мертвым и живым,
    К устам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим.
    Поэт призывает забыть обо всем плохом и порадоваться встрече.
    Строфа 17
    Комментарии
    Полней, полней! и, сердцем возгоря,
    Опять до дна, до капли выпивайте!
    Но за кого? о други, угадайте…
    Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
    Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал лицей.
    В следующей строфе автор предлагает выпить за царя (Александра I), основавшего Царскосельский лицей и победившего Наполеона. Пушкин прощает ему свою ссылку — именно Александр I отправил поэта в Михайловское.
    Строфа 18
    Комментарии
    Пируйте же, пока еще мы тут!
    Увы, наш круг час от часу редеет;
    Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
    Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
    Невидимо склоняясь и хладея,
    Мы близимся к началу своему…
    Кому из нас под старость день лицея
    Торжествовать придется одному?
    После поэт обращается к лицеисту, который останется последним из всех. В будущем им станет Горчаков, который проживет дольше всех — 84 года.
    Строфа 19
    Комментарии
    Несчастный друг! средь новых поколений
    Докучный гость и лишний, и чужой,
    Он вспомнит нас и дни соединений,
    Закрыв глаза дрожащею рукой…
    Пускай же он с отрадой хоть печальной
    Тогда сей день за чашей проведет,
    Как ныне я, затворник ваш опальный,
    Его провел без горя и забот.
    В заключении Пушкин снова обращается к последнему лицеисту, чтобы в день лицея он не грустил, а с радостью вспоминал обо всех лицейских товарищах.

  7. В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года представлены два образа, противоположных по смыслу:
    образ одиночества
    и образ лицейского братства.
    Образ одиночества представлен преимущественно в первой части произведения.
    Для этого Пушкин описывает грустный осенний пейзаж, а затем собственное состояние «я пью один», «в моей пустынной келье», «печален я: со мною друга нет».
    Продолжая тему одиночества, автор вспоминает о тех друзьях, которых уже нет в живых: «кого от вас увлек холодный свет», «он тихо спит» — о погибшем Корсакове.
    Затем поэт говорит о товарищах, которые находятся далеко от родных мест и тоскуют по друзьям: «…на долгую разлуку нас тайный рок, быть может, осудил…»
    Завершает образ одиночества рассказ поэта о новых друзьях, которые не пришли к нему на помощь в трудный момент. И только лицейские товарищи поддержали его: Пущин, Горчаков и Дельвиг. Пушкин благодарит их за это, и приглашает своего «брата по перу», Вильгельма Кюхельбекера, в гости.
    Второй образ — образ лицейского братства представлен преимущественно во второй части стихотворения.
    Пушкин восхваляет его: «друзья мои, прекрасен наш союз», «нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.»
    Он благодарит наставников и царя Александра I, за создание Царскосельского лицея, благодаря которому появилось их лицейское братство.
    В завершении Пушкин опять обращается к образу одиночества, вспоминая о лицеисте, которому будет суждено остаться последним в живых из всех. Но он тут же завещает ему не грустить, а провести этот день «без горя и забот».

  8. Мотивы стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года по строфам.
    Строфа 1
    Мотивы
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук.
    Поэт описывает осень, октябрь.
    Он находится в Михайловском и ощущает одиночество и грусть.
    Строфа 2
    Мотивы
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать веселых много лет.
    Я пью один; вотще воображенье
    Вокруг меня товарищей зовет;
    Знакомое не слышно приближенье,
    И милого душа моя не ждет.
    Поэт скучает по друзьям и печалится о том, что не может встретиться с ними. Он находится в Михайловском в ссылке, и ему запрещено выезжать за его пределы.
    Строфа 3
    Мотивы
    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют…
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Еще кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлек холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришел? Кого меж вами нет?
    Пушкин сожалеет, что не может приехать на встречу лицеистов (19 октября). И используя мотив смерти, вспоминает о тех, кого уже нет в живых.
    Строфа 4
    Мотивы
    Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом.
    Продолжая мотив смерти, Пушкин вспоминает о лицеисте Корсакове, который умер в 1820 году в Италии. Перед смертью он написал строки, которые были начертаны на его могиле: «Прохожий, поспеши к стране родной своей!
    Ах, грустно умереть далеко от друзей!
    Строфа 5
    Мотивы
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
    Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!
    В следующей строфе поэт говорит о лицеисте Матюшкине, который стал моряком и, на момент написания произведения, находился в плавании, а потому не смог присутствовать на встрече.
    Строфа 6
    Мотивы
    Ты сохранил в блуждающей судьбе
    Прекрасных лет первоначальны нравы:
    Лицейский шум, лицейские забавы
    Средь бурных волн мечталися тебе;
    Ты простирал из-за моря нам руку,
    Ты нас одних в младой душе носил
    И повторял: «На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!»
    Здесь продолжается речь о Матюшкине, который находясь далеко все равно не забывает поддерживать связь с друзьями. Строфа заканчивается лицейским гимном о неотвратимости разлуки, который сочинил Дельвиг.
    Строфа 7
    Мотивы
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Пушкин возвышает лицейскую дружбу. Последние 4 строки стали гимном лицеистов впоследствии.
    Строфа 8
    Мотивы
    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой…
    С мольбой моей печальной и мятежной,
    С доверчивой надеждой первых лет,
    Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет.
    В следующих строках автор выражает мысль о том, как сложно найти настоящую дружбу после лицея. И что старый друг лучше новых двух.
    Строфа 9
    Мотивы
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его лицея превратил.
    Пушкин вспоминает о том, как ему посчастливилось встретиться в Михайловском заточении с тремя друзьями. Первым был лучший лицейский друг — Иван Пущин.
    Строфа 10
    Мотивы
    Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе — фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Все тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.
    Вторым другом-лицеистом, с которым довелось встретиться Пушкину в Михайловском, стал князь Горчаков.
    Поэт отмечает, что был очень рад видеть его.
    Строфа 11
    Мотивы
    Когда постиг меня судьбины гнев,
    Для всех чужой, как сирота бездомный,
    Под бурею главой поник я томной
    И ждал тебя, вещун пермесских дев,
    И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил.
    И третьим другом, который порадовал поэта, стал Антон Дельвиг. Он прожил в доме Пушкина почти 2 недели.
    Строфа 12
    Мотивы
    С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
    Но я любил уже рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.
    С высоты прожитых лет Пушкин оценивает поэтический опыт, который они пережили в лицее вместе с друзьями. Он отмечает, что с самого начала полюбил славу, и не использовал свой талант на полную силу.
    Строфа 13
    Мотивы
    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты…
    Опомнимся — но поздно! и уныло
    Глядим назад, следов не видя там.
    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?
    Теперь Пушкин понимает, что бахвальство — это не самая лучшая черта поэта. Лучше быть более скромным человеком и при этом создавать шедевры.
    В конце строфы он обращается к своему близкому другу, который тоже увлекался поэзией — Вильгельму Кюхельбекеру.
    Строфа 14
    Мотивы
    Пора, пора! душевных наших мук
    Не стоит мир; оставим заблужденья!
    Сокроем жизнь под сень уединенья!
    Я жду тебя, мой запоздалый друг —
    Приди; огнем волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви.
    Эти строки Пушкин посвящает Кюхельбекеру, он завет друга в гости.
    Строфа 15
    Мотивы
    Пора и мне… пируйте, о друзья!
    Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я,
    Исполнится завет моих мечтаний;
    Промчится год, и я явлюся к вам!
    О сколько слез и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!
    Пушкин дает предсказание. Он уверен, что скоро он будет освобожден от ссылки и сможет снова встретиться с друзьями.
    Удивительно, но в следующем году оно осуществилось.
    Строфа 16
    Мотивы
    И первую полней, друзья, полней!
    И всю до дна в честь нашего союза!
    Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует лицей!
    Наставникам, хранившим юность нашу,
    Всем честию, и мертвым и живым,
    К устам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим.
    Поэт призывает забыть обо всем плохом и порадоваться встрече.
    Строфа 17
    Мотивы
    Полней, полней! и, сердцем возгоря,
    Опять до дна, до капли выпивайте!
    Но за кого? о други, угадайте…
    Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
    Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал лицей.
    В следующей строфе автор предлагает выпить за царя (Александра I), основавшего прекрасный лицей и победившего Наполеона. Пушкин прощает ему свою ссылку.
    Строфа 18
    Мотивы
    Пируйте же, пока еще мы тут!
    Увы, наш круг час от часу редеет;
    Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
    Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
    Невидимо склоняясь и хладея,
    Мы близимся к началу своему…
    Кому из нас под старость день лицея
    Торжествовать придется одному?
    После поэт снова обращается к теме смерти. Он напоминает, что жизнь коротка, вспоминает о тех лицеистах, которых нет в живых.
    И обращается к лицеисту, который останется последним из всех (в будущем им станет Горчаков).
    Строфа 19
    Мотивы
    Несчастный друг! средь новых поколений
    Докучный гость и лишний, и чужой,
    Он вспомнит нас и дни соединений,
    Закрыв глаза дрожащею рукой…
    Пускай же он с отрадой хоть печальной
    Тогда сей день за чашей проведет,
    Как ныне я, затворник ваш опальный,
    Его провел без горя и забот.
    В заключении Пушкин обращается к последнему лицеисту, чтобы в день лицея он вспомнил обо всех усопших друзьях.

  9. «19 октября 1825 года»
    Внимательный читатель этого стихотворения А. С. Пушкина обратит внимание на разницу между первой строфой и последней. Стихотворение начинается печально, день лицейской годовщины печальный, несчастливый:
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле.
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Стихотворение перекликается со стихотворением «Осень». В обоих стихотворениях есть «краткий день» и «пылающий камин». В «Осени» «роща отряхает последние листы, багрец и золото листвы». Основной мотив «Осени» – пробуждение творческого воображения, поэтического дара. В «19 октября» пейзаж печален и мрачен. Горе пушкинского героя рождено одиночеством, разлукой с друзьями – это одиночество поэт не в состоянии преодолеть даже силой воображения. Пушкин начинает рассказ о друзьях-лицеистах с упоминания о Николае Корсакове, умершем в Италии в сентябре 1820 года. Таким образом, поэт усиливает отчуждения от дружеского круга, сопоставляя свою судьбу с судьбой товарища, которому уже никогда не суждено отпраздновать лицейскую годовщину. Корсаков был композитором и писал романсы на стихи Пушкина; поэт не случайно называет его  «певцом»: это слово было традиционным наименованием стихотворца.
    В двух следующих строфах мотив разлуки как бы смягчается: разлука навеки сменяется «долгой разлукой», о которой говорит морской офицер, другой лицеист Федор Матюшкин. Но разлука Матюшкина с друзьями – все же временная, в отличие от смерти Корсакова. Матюшкин жив, значит, увидеться с друзьями. Поэт также жив, он должен встретиться с друзьями пол Лицею. Не случайно именно вслед за рассказом о Матюшкине следует знаменитый «гимн лицейской дружбе», составляющий самостоятельную строфу:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен –
    Неколебим, свободен и беспечен.
    Неизменность лицейской дружбы и освящение ее поэзией – это ключевые строки для всего стихотворения впервые появляются именно здесь. Именно с появлением этих лейтмотивов минорное настроение лирического героя постепенно сменяется радостью. Далее следует строфа с антитезой: новые (лицемерные и ложные) друзья – друзья истинные (лицеисты). Далее три встречи лирического героя – с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом. Каждой из этих встреч посвящена отдельная строфа. В этих строфах изображено преодоление разлуки и одиночества поэта:
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я…
    И первая встреча – приезд Пущина в Михайловское – это частица и замена ежегодного лицейского праздника. Вслед за упоминанием Дельвига идет мотив  лицейского союза как братства поэтов. Драгоценная встреча с другом рождает в лирическом герое чувство жизни:
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил.
    Имя Вильгельма Кюхельбекера. Они не были друзьями, но сейчас важнее мотив духовного родства поэтов – выпускников Лицея, а не реальные разногласия. Обращение к друзьям-поэтам пробуждает творческий дар и в душе лирического героя. Далее идет описание встречи на будущем праздничном пиру – встречи, которая происходит в ожившем воображении поэта:
    Пора и мне… пируйте, о друзья!
    В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической способности перед лицом разлуки и безжалостного рока: поэт даже мысленно не может представить себя в кругу пирующих друзей. Теперь, вопреки прежде сказанному, воображение торжествует над явью, и одинокий лирический герой видит себя рядом с друзьями – правда, на будущем, а не на нынешнем празднике. Вторая часть стихотворения открывается чередой заздравных тостов. В двух первых строфах говорилось о печальном пире, он одинокий и потому противоестественный. Вино способно было дать лишь «минутное забвенье». Теперь изображается подлинный пир – прекрасный и радостный. Своей волей поэт воскрешает мир прошлого, переносит друзей в лицейское прошлое и приводит на пир тех, кто в действительности далеко от празднующих. Он как бы отменяет саму смерть. В предпоследней строфе Пушкин противопоставляет себя, одинокого изгнанника, неведомому товарищу. Его участь, в отличие от судьбы поэта, подлинно несчастна, он одинок навсегда, и вино в чаше будет действительно горьким.
    «19 октября» – это стихотворение о победе воображения. Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг, и собственные чувства и мысли. Воображение торжествует над разлукой и одиночеством  приводит поэта в круг друзей. Но в стихотворении открыто выражена не эта мысль, а противоположная мысль – о неспособности воображения соединить поэта с лицейскими товарищами. Однако сама структура стихотворения, сам текст произведения есть победа воображения над действительностью. Стихотворение, открывающееся мотивом «невстречи», продолжается описанием прихода лирического героя на желанный пир. Поэт как бы переживает и проживает милый его сердцу день дважды: сначала наяву – в одиночестве, в окружении печальной и пасмурной осенней природы; затем – в радостном мире вымысла, соединяющего «затворника опального» с товарищами-лицеистами. И смеем ли мы утверждать, что горькая явь реальнее живых и зримых образов, рожденных фантазией?
    Стихотворение написано Пушкиным в Михайловском между 10 и 20 октября 1825 года. Таким образом, опыт «проживания» Пушкиным «дня Лицея» 19 октября и опыт написания поэтом посвященного этому дню стихотворения совпали во времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *