Сочинение на тему стихотворение пушкина узник

10 вариантов

  1. «У каждого возраста свой Пушкин»,- писал С. Я. Маршак. «И тогда музою Пушкина станет Свобода». От этой мысли – прямой переход к стихотворению «Узник», которое написано во время южной ссылки поэта в 1822 г. Личные переживания поэта оказались настолько близкими лучшим людям России и ее народу, что стихотворение воспринималось читателями как выражение их собственных чувств. Поэтому в дореволюционную пору на текст «Узника» появилась песня, причем далеко не все знали, что автором слов является А. С. Пушкин. В «Узнике» поэтическая идея высказана в образах ясных и ярких, учебник-хрестоматия предлагает сокращенный вариант анализа, давая лишь два вопроса к тексту. Оба они носят обобщающий характер. Чтение показывает, как стремительно нарастает к концу стихотворения торжественность звучания. С этим соглашаются почти все, хотя некоторым шестиклассникам кажется не столько очевидным заключенный в последней строфе призыв к свободе. Они не отрицают, что образы гор, моря, ветра – эти могучие, непокорные стихии, напоминают о воле, шири, бескрайности и потому рождают настроение подъема, «гордого утверждения».
    Но все же многие считают конец стихотворения «невеселым»: «Ведь это только природа свободна; узник же все равно сидит за решеткой, а орел тоже не может улететь. Они мечтают о свободе, но ведь ее нет!..» Такие сомнения, если они возникают, не нужно решительно отвергать; пусть ребята сами убедятся в их несостоятельности, попытавшись прочесть конец стихотворения с грустной интонацией. Это почти никогда не получается. Начиная со слов: «Зовет меня взглядом и криком своим», грустные ноты звучат все глуше и почти совсем пропадают к концу. И хотя действительно свобода остается пока мечтой, четверостишие «Мы вольные птицы…» невольно читается с мужественной интонацией именно потому, что поэт убежден: орел и человек созданы свободными; неволя – чуждое, противоестественное состояние, и с ней они никогда не смирятся. Стремление к простору, счастью, даже если они пока неосуществимы, возвышает душу и позволяет преодолеть тоску и грусть. Поэтому стихотворение и приобрело такую популярность, превратившись в песню: люди слышали в ней мужественный призыв к свободе, отрицание неволи.
    Так осмысление «чтецких трактовок» при сопоставлении анализа с мнениями углубляет понимание стихотворения. Как вам показалось, одинаковым настроением оно проникнуто от начала до конца или это настроение в чем-то меняется? Вспомните, как в моем чтении звучало первое четверостишие и последнее. Сначала стихотворение очень грустное, вы читали грустно, печально как-то. А потом настроение изменилось. Делалось на душе веселее, гордость какая-то охватывала, торжественность. Вот уже сразу говорится: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Человек томится в тюрьме, ему там плохо, он не может вырваться на свободу.
    Орел тоже почему-то в неволе («вскормленный в неволе»). Поэт говорит про него: «Мой грустный товарищ». Значит, ему самому, узнику, плохо, и орел «грустный». Тут еще грустно, потому что орел зовет узника улететь, но ведь у человека нет крыльев. Он не может изменить свою судьбу. Все это верно. Но если вдуматься и представить то, о чем пишет поэт, возникает чувство не только грусти, но и тоски, обиды, горечи. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на этог вопрос, посмотрите, пожалуйста, нет ли в стихотворении контрастных картин, представлений? (Если ответ не последует, просим сопоставить «сырую темницу» и картину природы в последней строфе.)
    «Сырая темница» – значит маленькая камера, тесная и темная. Решетки на окнах. Узник тоскует. Он, наверное, сидит у окошка, но не видит ничего, кроме тюремного двора. А в конце стихотворения говорится о природе. Темница мрачная, окно с решеткой, а природа просторная, светлая; море, снежные горы, небо да ветер. Видите, поэт рисует в одном стихотворении контрастные картины. И хотя он не описывает прямо переживаний узника, мы можем понять его тоску о вольной жизни. А это вызывает у читателя новые чувства – обиду, возмущение. Почему человек, рожденный для свободы, не имеет ее? Есть и еще контраст в стихотворении. Чтобы его увидеть, подумайте, почему именно орла Пушкин рисует рядом с узником.
    Орел – это самая «вольная» птица, гордая, сильная, свободная. Это царь птиц. Орел летает в поднебесье выше всех. А здесь он в неволе. В этом тоже контраст: орел и неволя – понятия трудно совместимые. Подумайте, пожалуйста, какая мысль усиливается от того, что рядом с узником, который «сидит за решеткой в темнице сырой», поэт рисует орла, «вскормленного в неволе». Настроение тоскливое усиливается. Усиливается скрытый протест против общего угнетения. И вот, когда мы говорим, что в этом стихотворении главное настроение – грусть, тоска . или обида за человека, это хоть и верно, но не все. Многие люди видели в «Узнике» прежде всего призыв к свободе. Прочитайте еще раз последнее четверостишие и попробуйте доказать справедливость такого мнения.
    В последнем четверостишии, когда вы его станете читать, вы невольно возвысите голос, найдете мужественную интонацию, потому что вам захочется повторить вслед за поэтом гордые слова о человеческой свободе, о ее необходимости. Поэт зовет к ней, он не мыслит возможности жить в рабстве, в заточении и с волнением, страстно говорит об этом. Потому и стало это стихотворение любимой народной песней в дореволюционной России. Народ услышал в ней не покорную печаль, а нашел порыв к свободе, утверждение ее необходимости. Она звала к мужеству.
    А появилось это стихотворение так. В 1820 г. царь Александр I, узнав о вольнолюбивых стихах Пушкина, выслал его из Петербурга в южные губернии России. Пушкин оказался в ссылке, он лишился свободы: ему нельзя было жить, где он хотел; он должен был подчиняться царским наместникам. Однажды, когда он был переведен на службу в Кишинев, ему пришлось посетить местную тюрьму (острог). В тюремном дворе он увидел двух ручных орлов, принадлежащих генералу Инзову, в распоряжение которого Пушкин был прислан. У орлов, чтобы они не могли улететь, были подрезаны крылья. Вид орлов, ютившихся в тесном дворе острога, поразил поэта. Уделом гордых птиц, которых так естественно можно представить в свободном, парящем полете, стала жалкая жизнь в неволе…
    Конкретное наблюдение вызвало у поэта размышления о судьбе человека, обострило его отношение к своей ссылке. И он создал стихотворение, в котором многие люди увидели отражение своих чувств и переживаний. Поэтому у «Узника» оказалась счастливая судьба: народ принял стихотворение как свое собственное создание и сделал из него песню».

  2. С 1820 по 1824 Александр Сергеевич Пушкин находился в южной ссылке. За свои колкие стихотворения свободолюбивый поэт был сослал в пыльный Кишинев. По правде говоря, Пушкину «светила» ссылка в Сибирь, но только благодаря прошению верных товарищей он смог избежать этого.
    В Кишиневе Александр Сергеевич был определен на государственную должность и служил секретарем в канцелярии. Таким положением вещей Пушкин был очень не доволен. Поэт ощущал свою полную бесправность. В 1822 году Александр Сергеевич пишет стихотворение «Узник». Данная работа стала протестом поэта против своего «заточения».
    В первой строфе стихотворения Пушкин сравнивает Кишинев с «темницей сырой». Это произошло по тому, что поэту было запрещено возвращаться в Санкт-Петербург или в Москву, а южный город был не по нраву поэту, ведь должность секретаря стала для Пушкина настоящей пыткой.
    Александр Сергеевич сравнивает себя с молодым орлом, который также томиться в неволе. Он, как и гордая птица, мечтает вырваться на свободу и отправиться туда, где «за тучей белеет гора», где «синеют морские края», где «гуляет лишь ветер». Пушкин вновь и вновь понимает, что больше всего в жизни любит свободу, что ни кто не вправе ее ограничивать. Подтверждением этого являются строки: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
    Нужно отметить, что стихотворение «Узник» было пророческим. Через некоторое время, Пушкин, подав прощение, был переведен на службу в Одессу. Это было маленькой победой поэта. И хотя, южная ссылка была еще не окончена, Александр Сергеевич доказал царскому режиму, что только он волен распоряжаться своей жизнью.
    Кроме того, южная ссылка помогла Пушкину окончательно сформировать свое мировоззрение о предназначении поэта. Александр Сергеевич сделал вывод о том, что только свобода является истинным вдохновение поэта, что только по-настоящему свободный поэт может творить литературные шедевры.

  3. 3
    Текст добавил: ЁжЫк_в_ТуМаНе

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно  понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации – «Сижу за решёткой в темнице сырой», именно в этот период поэт понял свой стиль и поддался своему истинному призванию.
    Пушкин всегда любил свободу. Он даже посвятил целое собрание стихотворений, посвящённых этой теме. Вольнолюбивая лирика Пушкина занимает очень важное место среди его произведений. Поэт смог воспеть стремление к свободе так, как никто до него не мог. С первых строк заметно сравнение поэта с такой вольной птицей, как орёл. «Томлённый неволей орёл молодой». Так как в ссылку он был отправлен по принуждению, поэт был крайне не доволен такою волею судьбы. Поэтому он сравнивает своё нынешнее положение с темницей.
    Возвращаясь к теме «орла», она прослеживается на протяжении всего произведения. Поэт разглядел в нём своего друга и единомышленника, так как он сам сейчас будто «вскормлен в неволе». Орёл – олицетворение свободы, но, к сожалению, его «личная птица» таковой не являлась.
    Но позже рассказчик видит совершенно другую идею в образе орла. Он видит, как птица просит его улететь с ним и быть таким же свободным. «Зовёт меня взглядом и криком своим, и вымолвить хочет: Давай улетим!». В таком образе орла поэт вновь видит себя только с более знакомой, родной стороны.
    Но позже поэт понимает, что он всё также находит в ссылке, в своей «темнице», и образ свободы не даёт ему покоя. Поэт решает возвратить былую страсть к свободе. Ведь главное для поэта было собственная независимость.
    В конце произведения отчётливо виднеется один из моментов жизни Пушкина, а именно его ссылка из Кишинёва в Одессу. Желание поэта уехать в Одессу всё росло и росло, и, в конце концов, он решается поддаться «свободолюбивой птице» и уехать. «Туда, где синеют морские края. Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

  4. В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
    Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
    “Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.

  5. Написать сочинение на тему:”Моё любимое стихотворение А.С.Пушкина”,”Узник”

    Ответы:

    В на?але мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. При?иной этому были крамольные стихотворения вроде оды Вольность и Деревня, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привле?ь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта по?итали, и ?арующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине с?астливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря оголенные, выжженные солнцем бесконе?ные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до но?и наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, ску?ная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от на?альства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, ?тобы прогнать ?увство смертельной тоски и одино?ества, ?увство покинутости, забытости, оторванности от всего того, ?то делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: ?итал, пере?итывал, обдумывал… И, несмотря на то, ?то кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от ?его-то и кого-то не давало поэту покоя. Он ?увствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным сочинение с стихотворение Узник. Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать стро?ек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, ?то его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня. Идея стихотворения Узник призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только про?итаем его. Призыв к свободе в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, ?то никакие другие радости не могут заменить его. Давай улетим! призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: Мы вольные птицы; пора, брат, пора! В этих словах мысли Пушкина о том, ?то по природе своей ?еловек, как и птица, должен быть свободным. Свобода естественное состояние каждого живого существа. Узник, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две ?асти, отли?ающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление ?увства. Оно на?инается с призыва орла: Давай улетим! Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он в словах: … лишь ветер… да я!. Интересно то, ?то в Узнике ни разу не встре?ается слово свобода, в то время как этим ?увством стихотворение пронизано насквозь. Свобода вот к ?ему стремились герои стихотворения, свободы вот ?его не хватало его автору.

  6. В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
    Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения “Узник” — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим!” — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
    “Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим!” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: “… лишь ветер… да я!”.
    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.

    Похожие сочинения

    Каким настроением пронизано стихотворение А. С. Пушкина “Узник”

  7. Текст сочинения:
    В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были крамольные стихотворения вроде оды Вольность и Деревня, меткие шу?ки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талан? молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэ? был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсу?ствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять э?у гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэ? занялся самообразованием: читал, перечи?ывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало талантливому лирику покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным сочинение с стихотворение Узник.
    С?ихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, лирикому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения Узник призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могу? заменить его. Давай улетим! призывает свободолюбивая п?ица узника. И дальше поясняет, подбадривает: Мы вольные п?ицы; пора, брат, пора! В э?их словах мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и п?ица, должен быть свободным. Свобода естественное состояние каждого живого существа.
    Узник, как и многие другие стихотворения Пушкина, дели?ся на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: Давай улетим! Здесь спокойный рассказ стремительно переходи? в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он в словах: … лишь ветер… да я!.
    Интересно то, что в Узнике ни разу не встречается слово свобода, в то время как э?им чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода вот к чему стремились герои стихотворения, свободы вот чего не хватало его автору.
    Права на сочинение “С?ихотворение А. С. Пушкина Узник” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  8. «У каждого возраста свой Пушкин»,- писал С. Я. Маршак. «И тогда музою Пушкина станет Свобода». От этой мысли – прямой переход к стихотворению «Узник», которое написано во время южной ссылки поэта в 1822 г. Личные переживания поэта оказались настолько близкими лучшим людям России и ее народу, что стихотворение воспринималось читателями как выражение их собственных чувств. Поэтому в дореволюционную пору на текст «Узника» появилась песня, причем далеко не все знали, что автором слов является А. С. Пушкин. В «Узнике» поэтическая идея высказана в образах ясных и ярких, учебник-хрестоматия предлагает сокращенный вариант анализа, давая лишь два вопроса к тексту. Оба они носят обобщающий характер. Чтение показывает, как стремительно нарастает к концу стихотворения торжественность звучания. С этим соглашаются почти все, хотя некоторым шестиклассникам кажется не столько очевидным заключенный в последней строфе призыв к свободе. Они не отрицают, что образы гор, моря, ветра – эти могучие, непокорные стихии, напоминают о воле, шири, бескрайности и потому рождают настроение подъема, «гордого утверждения».
    Но все же многие считают конец стихотворения «невеселым»: «Ведь это только природа свободна; узник же все равно сидит за решеткой, а орел тоже не может улететь. Они мечтают о свободе, но ведь ее нет!..» Такие сомнения, если они возникают, не нужно решительно отвергать; пусть ребята сами убедятся в их несостоятельности, попытавшись прочесть конец стихотворения с грустной интонацией. Это почти никогда не получается. Начиная со слов: «Зовет меня взглядом и криком своим», грустные ноты звучат все глуше и почти совсем пропадают к концу. И хотя действительно свобода остается пока мечтой, четверостишие «Мы вольные птицы…» невольно читается с мужественной интонацией именно потому, что поэт убежден: орел и человек созданы свободными; неволя – чуждое, противоестественное состояние, и с ней они никогда не смирятся. Стремление к простору, счастью, даже если они пока неосуществимы, возвышает душу и позволяет преодолеть тоску и грусть. Поэтому стихотворение и приобрело такую популярность, превратившись в песню: люди слышали в ней мужественный призыв к свободе, отрицание неволи.
    Так осмысление «чтецких трактовок» при сопоставлении анализа с мнениями углубляет понимание стихотворения. Как вам показалось, одинаковым настроением оно проникнуто от начала до конца или это настроение в чем-то меняется? Вспомните, как в моем чтении звучало первое четверостишие и последнее. Сначала стихотворение очень грустное, вы читали грустно, печально как-то. А потом настроение изменилось. Делалось на душе веселее, гордость какая-то охватывала, торжественность. Вот уже сразу говорится: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Человек томится в тюрьме, ему там плохо, он не может вырваться на свободу.
    Орел тоже почему-то в неволе («вскормленный в неволе»). Поэт говорит про него: «Мой грустный товарищ». Значит, ему самому, узнику, плохо, и орел «грустный». Тут еще грустно, потому что орел зовет узника улететь, но ведь у человека нет крыльев. Он не может изменить свою судьбу. Все это верно. Но если вдуматься и представить то, о чем пишет поэт, возникает чувство не только грусти, но и тоски, обиды, горечи. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на этог вопрос, посмотрите, пожалуйста, нет ли в стихотворении контрастных картин, представлений? (Если ответ не последует, просим сопоставить «сырую темницу» и картину природы в последней строфе.)
    «Сырая темница» – значит маленькая камера, тесная и темная. Решетки на окнах. Узник тоскует. Он, наверное, сидит у окошка, но не видит ничего, кроме тюремного двора. А в конце стихотворения говорится о природе. Темница мрачная, окно с решеткой, а природа просторная, светлая; море, снежные горы, небо да ветер. Видите, поэт рисует в одном стихотворении контрастные картины. И хотя он не описывает прямо переживаний узника, мы можем понять его тоску о вольной жизни. А это вызывает у читателя новые чувства – обиду, возмущение. Почему человек, рожденный для свободы, не имеет ее? Есть и еще контраст в стихотворении. Чтобы его увидеть, подумайте, почему именно орла Пушкин рисует рядом с узником.
    Орел – это самая «вольная» птица, гордая, сильная, свободная. Это царь птиц. Орел летает в поднебесье выше всех. А здесь он в неволе. В этом тоже контраст: орел и неволя – понятия трудно совместимые. Подумайте, пожалуйста, какая мысль усиливается от того, что рядом с узником, который «сидит за решеткой в темнице сырой», поэт рисует орла, «вскормленного в неволе». Настроение тоскливое усиливается. Усиливается скрытый протест против общего угнетения. И вот, когда мы говорим, что в этом стихотворении главное настроение – грусть, тоска . или обида за человека, это хоть и верно, но не все. Многие люди видели в «Узнике» прежде всего призыв к свободе. Прочитайте еще раз последнее четверостишие и попробуйте доказать справедливость такого мнения.
    В последнем четверостишии, когда вы его станете читать, вы невольно возвысите голос, найдете мужественную интонацию, потому что вам захочется повторить вслед за поэтом гордые слова о человеческой свободе, о ее необходимости. Поэт зовет к ней, он не мыслит возможности жить в рабстве, в заточении и с волнением, страстно говорит об этом. Потому и стало это стихотворение любимой народной песней в дореволюционной России. Народ услышал в ней не покорную печаль, а нашел порыв к свободе, утверждение ее необходимости. Она звала к мужеству.
    А появилось это стихотворение так. В 1820 г. царь Александр I, узнав о вольнолюбивых стихах Пушкина, выслал его из Петербурга в южные губернии России. Пушкин оказался в ссылке, он лишился свободы: ему нельзя было жить, где он хотел; он должен был подчиняться царским наместникам. Однажды, когда он был переведен на службу в Кишинев, ему пришлось посетить местную тюрьму (острог). В тюремном дворе он увидел двух ручных орлов, принадлежащих генералу Инзову, в распоряжение которого Пушкин был прислан. У орлов, чтобы они не могли улететь, были подрезаны крылья. Вид орлов, ютившихся в тесном дворе острога, поразил поэта. Уделом гордых птиц, которых так естественно можно представить в свободном, парящем полете, стала жалкая жизнь в неволе…
    Конкретное наблюдение вызвало у поэта размышления о судьбе человека, обострило его отношение к своей ссылке. И он создал стихотворение, в котором многие люди увидели отражение своих чувств и переживаний. Поэтому у «Узника» оказалась счастливая судьба: народ принял стихотворение как свое собственное создание и сделал из него песню».

    Похожие сочинения

    Каким настроением пронизано стихотворение А. С. Пушкина “Узник”?

  9. В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были «крамольные» стихотворения вроде оды «Вольность» и «Деревня», меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал… И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение «Узник».
    Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения «Узник» — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. «Давай улетим!» — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
    «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: «Давай улетим!» Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: «… лишь ветер… да я!».
    Интересно то, что в «Узнике» ни разу не встречается слово «свобода», в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.

  10. Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».
    С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.
    Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».
    И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.
    Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *