Сочинение на тему стихотворение пушкина зимняя дорога
6 вариантов
Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
Многих замечательных поэтов и прозаиков впечатления от зимней дороги вдохновляли на создание настоящих мировых шедевров. У каждого — свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога — тем более.
Как тосклив и однообразен путь в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»! Поэт называет дорогу «скучной», ведь вокруг лишь «глушь и снег». Зима надежно укутала природу покрывалом, и мир уснул. Замерло все вокруг, и в этой тишине поэт ощущает себя одиноким, лишним. Свое настроение Пушкин пытается передать через образ луны, которая «пробирается» сквозь облака на ночном небе и «льет печально свет» на безмолвные «печальные поляны». Природа, как спящая красавица, дремлет, и любые звуки кажутся чуждыми, неуместными. Поэтому-то и гремит «утомительно» колокольчик под дугой бегущей по снегу тройки. Ощущение одиночества и заброшенности пробуждают в сердце поэта тоску по людям, по теплому очагу, поэтому и поющий свои долгие песни ямщик представляется Пушкину родным человеком, почти другом. А вокруг — «ни огня, ни черной хаты», лишь «зимняя, скучная» и однообразная дорога.
Насколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну.
Что же это за «невидимка», заколдовавшая лес, погрузившая его в «сказку сна»? Конечно же, зима. Это она превратила «бесконечную дорогу» в звенящую под копытами белую ленту, это она повязала на обычную сосну «белую косынку», сделав ее похожей на старушку. Простор и свобода не угнетают поэта, не заставляют его погрузиться в себя, почувствовать себя одиноким. Напротив, глубокое ощущение сопричастности любому изменению в природе делают его чуткое сердце еще более восприимчивым, наполняют его чувством радости и счастья. Разнообразие звуков зимы делают дорогу поэта интересной и веселой. В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг «тихо», однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь: «серые вороны расшумелись», «долбит дятел», «слышны звоны копыт». Таким образом, зима постоянно преподносит путнику сюрпризы, приоткрывает свои тайны, загадывает загадки.
Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что-то свое. И здесь многое зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Здорово, что поэты так по-разному восприняли зимнюю дорогу и сумели очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями. И мне бы хотелось, укутавшись в пушистую теплую шубу, прокатиться на тройке со звенящими бубенцами вдоль лесов, полей, замерзших рек, послушать песни ямщика и звон копыт на укатанной санями дороге.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1825г.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимняя дорога” для школьников
Данное произведение отражает реалии того века, в котором жил и создавал свои гениальные произведения великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение написано в 1825 году (одна тысяча восемьсот двадцать пятом году). Тогда ещё не были изобретены электричество, асфальтовое покрытие дорог и автомобили. Автор в своём гениальном произведении пишет о том, что его окружает, описывает путешествие в санях по зимней дороге. Читателю открываются образы, которые быстро сменяют друг друга.
Особенностью данного произведения является его быстрый ритм. Кажется, что гремящие переваливающиеся с бока на бок сани заставляют поэта метаться из стороны в сторону. И его взгляду открывается луна, затаившаяся за туманами, спины лошадей, ямщик. Тут же, как в странном сне, возникает образ Нины, к которой так спешит Александр Сергеевич. Это всё перемешивается в сознании автора и передаёт не только эмоциональное состояние автора, но и зимний пейзаж, где ветер, луна, печальные поляны.
Автор использует средства художественной изобразительности:
эпитеты: “волнистые туманы”, “печальные поляны”, “скучная дорога”, “колокольчик однозвучный”, “разгулье удалое”, “вёрсты полосаты”, “отуманен лунный лик”,
олицетворения: “печальные поляны”, пробирается луна, лунный лик,
метафора: луна льёт печально свет,
повторения: “завтра, Нина, завтра, к милой возвратясь”..
В этом неспокойном путешествии автору неуютно, он хочет поскорее добраться до места и мечтает о встрече с Ниной, о спокойствии и тепле у камина. Он так выражает своё желание:
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
В этом четверостишии присутствует повторение – так автор обозначает утомление дорогой, которая изматывает и сбивает мысли, чувства. С желанием вырваться из этого неуютного путешествия, поэт погружается в воспоминания, но что-то опять заставляет его вернуться и услышать однозвучный колокольчик, увидеть как безмолвно дремлет ямщик.
Такой нелёгкой была зимняя дорога того времени, что сегодня является рассказом о каком-то неизвестном нам ином мире.
В произведениях Александра Сергеевича Пушкина предстают сюжеты из его жизни. Они яркие и доступные. Культура речи и мастерство поэта учат культуре общения и повествования.
Спасибо.
Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
Многих замечательных поэтов и прозаиков впечатления от зимней дороги вдохновляли на создание настоящих мировых шедевров. У каждого — свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога — тем более.
Как тосклив и однообразен путь в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»! Поэт называет дорогу «скучной», ведь вокруг лишь «глушь и снег». Зима надежно укутала природу покрывалом, и мир уснул. Замерло все вокруг, и в этой тишине поэт ощущает себя одиноким, лишним. Свое настроение Пушкин пытается передать через образ луны, которая «пробирается» сквозь облака на ночном небе и «льет печально свет» на безмолвные «печальные поляны». Природа, как спящая красавица, дремлет, и любые звуки кажутся чуждыми, неуместными. Поэтому-то и гремит «утомительно» колокольчик под дугой бегущей по снегу тройки. Ощущение одиночества и заброшенности пробуждают в сердце поэта тоску по людям, по теплому очагу, поэтому и поющий свои долгие песни ямщик представляется Пушкину родным человеком, почти другом. А вокруг — «ни огня, ни черной хаты», лишь «зимняя, скучная» и однообразная дорога.
Зимняя дорога анализ стихотворения Пушкина по плану 1. История создания. Стихотворение “Зимняя дорога” (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта – С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ. 2. Жанр произведения – пейзажно-философская лирика. 3. Главная тема стихотворения – подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. “домашней” ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.
Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.
В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются “разгулье удалое” и “сердечная тоска”. Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.
Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни (“глушь и снег”). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве. 4. Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.
5. Размер стихотворения – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой. 6. Выразительные средства. Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов (“печальные”, “скучной”, “однозвучный”) и наречий (“печально”, “скучно”, “грустно”). Произведение “оживает” благодаря олицетворениям: “пробирается луна”, “льет”, “полночь… не разлучит”. В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой. 7. Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение “Зимняя дорога” кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.
Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.
У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория. Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.
С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении. Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия. «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.
В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.
Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.
Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.
Поэт передает состояние лирического героя: грусть и скуку, которые сопровождают путника на зимней дороге.
Главная мысль (идея)
Картины «скучной» зимней дороги созвучны с печальным душевным состоянием лирического героя, мечтающего о покое и уюте. В стихотворении исподволь присутствует размышление над «дорогой жизни», скрыты тревожные, неспокойные мысли, которые навеваются печальным зимним пейзажем.
Поэтика
Жанр стихотворения — элегическая пейзажная зарисовка.
Стихотворный метр — четырехстопный хорей, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Этот «простонародный» ритм, с одной стороны, создает ощущение монотонной езды, сопровождаемой треньканьем колокольчика и песней ямщика. С другой — содержит в себе внутреннее напряжение, тревогу.
Уже в первой строфе повторенный дважды олицетворенный эпитет «печальный» создает ощущение бесконечной грусти и монотонности картины:
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.
Луна «очеловечена», используются олицетворение, метафора: пробирается, льет свет. Как однородные определения читаются эпитеты: «По дороге зимней, скучной». Это также одушевляет картину, так как «зимняя» — это не просто относящаяся к зиме, а холодная, застывшая, лишающая надежды.
Находящиеся рядом следующие эпитеты снова дополняют друг друга и усиливают чувство тоски и «однотонности» этой дороги: «Колокольчик однозвучный /
Утомительно гремит». Песни ямщика названы долгими, этот эпитет также «удлиняет» путь.
И то, что в его песнях слышатся то разгулье удалое, то сердечная тоска, обозначает, как и следующий образ «версты полосаты», границы жизни, диапазон чувств лирического героя, которому это «слышится» в зимней дороге — дороге его жизни.
Чувство пустоты (не только пространства вокруг, но и душевного мира), неуюта, безрадостности нарастает:
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег…
Скучно, грустно…
Но в следующей строфе звучит мечта о милой, камине, доме, ласке, любви:
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
В то же время в образе часов, у которых «…Звучно стрелка часовая / Мерный круг свой совершит», снова слышится тот же однообразный отсчет времени, верст, бесконечного печального пути.
Заканчивается стихотворение мерным позвякиванием колокольчика, утомляющим лирического героя своим однообразием. «Отуманенный лик луны» — метафора такого же туманного пути жизни лирического героя, его безутешных раздумий и призрачных надежд.
Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
Многих замечательных поэтов и прозаиков впечатления от зимней дороги вдохновляли на создание настоящих мировых шедевров. У каждого — свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога — тем более.
Как тосклив и однообразен путь в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»! Поэт называет дорогу «скучной», ведь вокруг лишь «глушь и снег». Зима надежно укутала природу покрывалом, и мир уснул. Замерло все вокруг, и в этой тишине поэт ощущает себя одиноким, лишним. Свое настроение Пушкин пытается передать через образ луны, которая «пробирается» сквозь облака на ночном небе и «льет печально свет» на безмолвные «печальные поляны». Природа, как спящая красавица, дремлет, и любые звуки кажутся чуждыми, неуместными. Поэтому-то и гремит «утомительно» колокольчик под дугой бегущей по снегу тройки. Ощущение одиночества и заброшенности пробуждают в сердце поэта тоску по людям, по теплому очагу, поэтому и поющий свои долгие песни ямщик представляется Пушкину родным человеком, почти другом. А вокруг — «ни огня, ни черной хаты», лишь «зимняя, скучная» и однообразная дорога.
Насколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну.
Что же это за «невидимка», заколдовавшая лес, погрузившая его в «сказку сна»? Конечно же, зима. Это она превратила «бесконечную дорогу» в звенящую под копытами белую ленту, это она повязала на обычную сосну «белую косынку», сделав ее похожей на старушку. Простор и свобода не угнетают поэта, не заставляют его погрузиться в себя, почувствовать себя одиноким. Напротив, глубокое ощущение сопричастности любому изменению в природе делают его чуткое сердце еще более восприимчивым, наполняют его чувством радости и счастья. Разнообразие звуков зимы делают дорогу поэта интересной и веселой. В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг «тихо», однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь: «серые вороны расшумелись», «долбит дятел», «слышны звоны копыт». Таким образом, зима постоянно преподносит путнику сюрпризы, приоткрывает свои тайны, загадывает загадки.
Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что-то свое. И здесь многое зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Здорово, что поэты так по-разному восприняли зимнюю дорогу и сумели очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями. И мне бы хотелось, укутавшись в пушистую теплую шубу, прокатиться на тройке со звенящими бубенцами вдоль лесов, полей, замерзших рек, послушать песни ямщика и звон копыт на укатанной санями дороге.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1825г.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимняя дорога” для школьников
Данное произведение отражает реалии того века, в котором жил и создавал свои гениальные произведения великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение написано в 1825 году (одна тысяча восемьсот двадцать пятом году). Тогда ещё не были изобретены электричество, асфальтовое покрытие дорог и автомобили. Автор в своём гениальном произведении пишет о том, что его окружает, описывает путешествие в санях по зимней дороге. Читателю открываются образы, которые быстро сменяют друг друга.
Особенностью данного произведения является его быстрый ритм. Кажется, что гремящие переваливающиеся с бока на бок сани заставляют поэта метаться из стороны в сторону. И его взгляду открывается луна, затаившаяся за туманами, спины лошадей, ямщик. Тут же, как в странном сне, возникает образ Нины, к которой так спешит Александр Сергеевич. Это всё перемешивается в сознании автора и передаёт не только эмоциональное состояние автора, но и зимний пейзаж, где ветер, луна, печальные поляны.
Автор использует средства художественной изобразительности:
эпитеты: “волнистые туманы”, “печальные поляны”, “скучная дорога”, “колокольчик однозвучный”, “разгулье удалое”, “вёрсты полосаты”, “отуманен лунный лик”,
олицетворения: “печальные поляны”, пробирается луна, лунный лик,
метафора: луна льёт печально свет,
повторения: “завтра, Нина, завтра, к милой возвратясь”..
В этом неспокойном путешествии автору неуютно, он хочет поскорее добраться до места и мечтает о встрече с Ниной, о спокойствии и тепле у камина. Он так выражает своё желание:
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
В этом четверостишии присутствует повторение – так автор обозначает утомление дорогой, которая изматывает и сбивает мысли, чувства. С желанием вырваться из этого неуютного путешествия, поэт погружается в воспоминания, но что-то опять заставляет его вернуться и услышать однозвучный колокольчик, увидеть как безмолвно дремлет ямщик.
Такой нелёгкой была зимняя дорога того времени, что сегодня является рассказом о каком-то неизвестном нам ином мире.
В произведениях Александра Сергеевича Пушкина предстают сюжеты из его жизни. Они яркие и доступные. Культура речи и мастерство поэта учат культуре общения и повествования.
Спасибо.
Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
Многих замечательных поэтов и прозаиков впечатления от зимней дороги вдохновляли на создание настоящих мировых шедевров. У каждого — свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога — тем более.
Как тосклив и однообразен путь в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога»! Поэт называет дорогу «скучной», ведь вокруг лишь «глушь и снег». Зима надежно укутала природу покрывалом, и мир уснул. Замерло все вокруг, и в этой тишине поэт ощущает себя одиноким, лишним. Свое настроение Пушкин пытается передать через образ луны, которая «пробирается» сквозь облака на ночном небе и «льет печально свет» на безмолвные «печальные поляны». Природа, как спящая красавица, дремлет, и любые звуки кажутся чуждыми, неуместными. Поэтому-то и гремит «утомительно» колокольчик под дугой бегущей по снегу тройки. Ощущение одиночества и заброшенности пробуждают в сердце поэта тоску по людям, по теплому очагу, поэтому и поющий свои долгие песни ямщик представляется Пушкину родным человеком, почти другом. А вокруг — «ни огня, ни черной хаты», лишь «зимняя, скучная» и однообразная дорога.
Зимняя дорога анализ стихотворения Пушкина по плану
1. История создания. Стихотворение “Зимняя дорога” (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта – С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ.
2. Жанр произведения – пейзажно-философская лирика.
3. Главная тема стихотворения – подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. “домашней” ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.
Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.
В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются “разгулье удалое” и “сердечная тоска”. Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.
Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни (“глушь и снег”). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве.
4. Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.
5. Размер стихотворения – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов (“печальные”, “скучной”, “однозвучный”) и наречий (“печально”, “скучно”, “грустно”). Произведение “оживает” благодаря олицетворениям: “пробирается луна”, “льет”, “полночь… не разлучит”. В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой.
7. Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение “Зимняя дорога” кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.
Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.
У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория. Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.
С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении. Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия. «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.
В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.
Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.
Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.
Поэт передает состояние лирического героя: грусть и скуку, которые сопровождают путника на зимней дороге.
Главная мысль (идея)
Картины «скучной» зимней дороги созвучны с печальным душевным состоянием лирического героя, мечтающего о покое и уюте. В стихотворении исподволь присутствует размышление над «дорогой жизни», скрыты тревожные, неспокойные мысли, которые навеваются печальным зимним пейзажем.
Поэтика
Жанр стихотворения — элегическая пейзажная зарисовка.
Стихотворный метр — четырехстопный хорей, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Этот «простонародный» ритм, с одной стороны, создает ощущение монотонной езды, сопровождаемой треньканьем колокольчика и песней ямщика. С другой — содержит в себе внутреннее напряжение, тревогу.
Уже в первой строфе повторенный дважды олицетворенный эпитет «печальный» создает ощущение бесконечной грусти и монотонности картины:
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.
Луна «очеловечена», используются олицетворение, метафора: пробирается, льет свет. Как однородные определения читаются эпитеты: «По дороге зимней, скучной». Это также одушевляет картину, так как «зимняя» — это не просто относящаяся к зиме, а холодная, застывшая, лишающая надежды.
Находящиеся рядом следующие эпитеты снова дополняют друг друга и усиливают чувство тоски и «однотонности» этой дороги: «Колокольчик однозвучный /
Утомительно гремит». Песни ямщика названы долгими, этот эпитет также «удлиняет» путь.
И то, что в его песнях слышатся то разгулье удалое, то сердечная тоска, обозначает, как и следующий образ «версты полосаты», границы жизни, диапазон чувств лирического героя, которому это «слышится» в зимней дороге — дороге его жизни.
Чувство пустоты (не только пространства вокруг, но и душевного мира), неуюта, безрадостности нарастает:
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег…
Скучно, грустно…
Но в следующей строфе звучит мечта о милой, камине, доме, ласке, любви:
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
В то же время в образе часов, у которых «…Звучно стрелка часовая / Мерный круг свой совершит», снова слышится тот же однообразный отсчет времени, верст, бесконечного печального пути.
Заканчивается стихотворение мерным позвякиванием колокольчика, утомляющим лирического героя своим однообразием. «Отуманенный лик луны» — метафора такого же туманного пути жизни лирического героя, его безутешных раздумий и призрачных надежд.