Сочинение на тему стили и типы речи

10 вариантов

  1. Стиль речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
    Характеристика стилей речи
    1. Стиль художественной литературы.
    Это стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес, стихотворений и т.д. В нем можно встретить особенности разных стилей. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чем-то. Через язык художественного произведения передается чувство прекрасного. Стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используются изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.).
    2. Разговорный стиль.
    Основная функция – общение, диалог. Этот стиль используется в неофициальной обстановке (дружеская беседа) в устной и письменной речи. Стиль отличается эмоциональностью. В основном используются общеупотребительные слова, могут быть просторечные выражения (столовка, стока, как в воду канул). Преобладают короткие, простые, неполные предложения: Подай книгу – на столе лежит. Имена часто сокращают: Соня, Маша, Саша, Даша.
    3. Научный стиль.
    Этот стиль применяется для общения в научной сфере в научных статьях, учебниках, энциклопедиях, докладах. Основная функция – точная передача и доказательное изложение научной информации. Для этого стиля характерны логичность и точность. Используются термины (атом, сопротивляемость материалов), глаголы типа предлагаем, отметим, заметьте и т.д., цепочки слов (изучение специфики единиц физически твердого тела). Для связи предложений служат вводные слова: во-первых, таким образом.
    4. Публицистический стиль.
    Назначение этого стиля – воздействовать на людей, сообщать информацию, формировать их общественное мнение. Используется журналистами в газетах, журналах, на телевидении. Особенности: отражает актуальные проблемы и вопросы, есть вопросительные и восклицательные предложения, слова – обращения (уважаемые слушатели), прямая речь, цитаты. Используются изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.), речевые штампы (важный шаг, достойный вклад).
    5. Официально – деловой стиль.
    Это стиль, используемый для написания служебных документов, деловых бумаг: заявлений, протоколов, законов, инструкций. Характерны использование штампов (довожу до вашего сведения, согласно приказу), сложных словесных конструкций, отсутствие эмоциональности. В этом стиле не должно быть диалектизмов и просторечий, изобразительных средств. Повторы слов являются нормой. Тексты имеют строгую структуру, поэтому важно знать форму написания заявлений, ходатайств.
    Стилистические нормы
    1. Слова, уместные в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой. Следует избегать неоправданного употребления слов иной стилевой окраски: просторечных выражений и диалектных слов (В своё сочинении мне охота написать о любимом герое), штампов (Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита).
    2. Смешение лексики разных исторических эпох приводит к стилистической ошибке: Печорин получил путёвку на Кавказ. Следует употреблять: Печорин получил назначение на Кавказ.
    3. Не всякий обратный порядок слов украшает письменную речь и может привести к ошибкам: Савельич просил прощения за Гринёва на коленях у Пугачёва. Пугачёв пожаловал Гринёву шубу и лошадь со своего плеча. Следует употреблять: Савельич на коленях просил у Пугачёва прощения за Гринёва. Пугачёв пожаловал Гринёву шубу со своего плеча и лошадь.
    4. Повторы слов в пределах одного предложения и абзаца: На Данко смотрело множество глаз, и Данко поднял над собой сердце. Данко пошёл впереди всех.

    Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.
    Пример:
    Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.
    Оксюморон – это соединение двух противоречащих друг другу понятий.
    Пример:
    пышное увяданье, убогая роскошь наряда, горькая радость, звонкая тишина.
    Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства.
    Примеры:
    запах очага и дыма, звуки прежних клавесинов. В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря.
    Олицетворение – это перенос свойств, качеств человека на явления природы (растений, животных, стихийные явления).
    Пример:
    Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над тихим лесом.
    Эпитет – это яркое, красочное определение, чаще всего выражено прилагательным, причастием.
    Пример:
    красивейшие места, темные тучи, нежный аромат.
    Парафра?з – это выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
    Пример:
    пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).
    Парафра?за – это замена наименования лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
    Пример:
    царь зверей (лев), Туманный Альбион (Англия).
    Сравнение – это уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
    Сравнение может быть выражено:
    – формой сравн. ст. прилагательного или наречия: более красивый, дальше;
    – сравнительным оборотом с союзами как, словно, будто, точно, как будто: Облака плыли по небу, как чудесные корабли; – при помощи слов подобный, похожий: Я не знаю города, подобного нашему по разнообразию архитектурных памятников;
    – фразеологизмом: как в воду канул, как с гуся вода; – СПП с придаточным сравнения (союзы как, как будто, будто, точно, словно): Летний воздух был настолько жарким и душным, как будто он прошел через гигантские трубы отопления.
    Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (одни предметы ассоциируются с другими, похожими на них). Метонимия делает мысль более яркой и выразительной. Примеры:
    Да что на серебре, на золоте едал!
    Ругал Гомера, Феокрита,
    Зато читал Адама Смита
    Янтарь на трубах Цареграда,
    Фарфор и бронза на столе,
    И, чувств изнеженных отрада,
    Духи в граненом хрустале.
    Ирония – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово приобретает противоположный смысл.
    Пример:
    Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
    Аллего?рия — это иносказание, художественное изображение какого-то предмета, черт характера человека через животных, растений, мифологических персонажей. Используется в притчах, баснях, сказках. Примеры:
    правосудие — Фемида, изображение хитрости в образе лисы, силы и власти – в образе льва.
    Инверсия – изменение обычного (прямого) порядка слов в предложении с целью придания особого смысла слову или предложению.
    Риторическое восклицание – это художественный приём, с помощью которого автор текста передаёт различные эмоции: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. При чтении его выделяют восклицательной интонацией.
    Пример: Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
    Риторический вопрос – это вопрос, который ставится автором не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
    Примеры:
    Знаете ли вы украинскую ночь? Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой?
    Риторическое обращение – это обращение автора текста не к конкретному адресату, а для усиления выразительности речи.
    Пример:
    Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!
    Гипербола (от греческого «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — сильное преувеличения с целью усиления выразительности сказанной мысли.
    Пример: я говорил это тысячу раз, нам еды на полгода хватит, тараканище.
    Литота — намеренное преуменьшение автором текста предмета или явления.
    Пример:
    мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
    Автор: Куприенко В.В.
    Книга “Пиши правильно”

  2. Касаемо стилей –
    Научный стиль – стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля – наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
    Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности) . Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля – право, автор – юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.
    Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. ресата.
    Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Обычная форма реализации разговорного стиля – диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
    Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
    Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства

  3. Художественный стиль:

    Публицистический стиль:
    Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке.
    Научный стиль речи — стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.
    Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.
    Почему нет остальных? К тексту, помимо задания А29, относятся такие, как В8 (определение изобразительно-выразительных средств) и С1 (написание сочинения-рассуждения).
    Подумай, как можно говорить о достоинствах разговорного стиля или написать сочинение по тексту научного или официально-делового стиля?!

    Типы речи

    описание
    повествование
    рассуждение
    это словесное изображение кого-либо или чего-либо
    это рассказ о событиях
    это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли
    Вспомни, как ты описываешь фотографию или картину.
    Вспомни, как ты пересказываешь фильм или сюжет книги
    Вспомни, как ты строишь речь, когда пытаешься кого-либо убедить в своей точке зрения.
    ОПИСАНИЕ= ПРИЗНАК1+ПРИЗНАК2+ПРИЗНАК3
    ПОВЕСТВОВАНИЕ= СОБЫТИЕ1+ СОБЫТИЕ2+ СОБЫТИЕ3
    РАССУЖДЕНИЕ= СУЖДЕНИЕ1+ СУЖДЕНИЕ2+ СУЖДЕНИЕ3
    Разбор задания.
    Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
    1) описание
    2) повествование и рассуждение
    3) повествование и описание
    4) повествование
    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
    Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание.
    Таким образом, правильным является вариант №3.
    Рекомендуем:
    Лексические нормы (употребление слова), паронимы
    Морфологический анализ слова, примеры
    Приставки в русском языке
    Способы словообразования слов в русском языке с примерами
    Типы подчинительной связи в словосочетаниях

  4. Стиль газеты. Ему свойственна особая взволнованность. Цель его – воздействие на читателя или слушателя. Используется экспрессивная лексика, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения и т.п.). В этом стиле создаются тексты публичных выступлений, статьи “на злобу дня” и т.п. Тот, кто использует публицистический стиль, стремится убедить нас в чем-то, сформировать общественное мнение. Это довольно агрессивный стиль, в нем уместны резкие высказывания, обобщения, игра слов, оценки и т.п.

    Разговорный стиль

    Стиль разговора. В нем используется много разговорных слов (но не ругательств и т.п., так как это стиль литературного языка, а сленг, нецензурная брань лежат за его пределами). Темы разговорного стиля самые обыденные, предложения короткие и выразительные, лексика непринужденная, емкая и красочная. Разговорный тиль мы встречаем в основном в устной речи, его излюбленная форма – диалог. К признакам разговорного стиля можно отнести и значительную роль неязыковых средств выразительности: мимики, интонации и тому подобного.

    Стиль художественной литературы

    Его цель – создание художественного образа. В этом стиле создаются литературные произведения. Он также воздействует на читателя, но не через разум, а через эстетическое переживание. Писатель стремится подобрать наиболее точные и выразительные слова, использует различные тропы, необычный синтаксис.

  5. Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности.
    Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.
    Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
    В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
    Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
    Например:
    Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)
    Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
    Описание — это мир в покое (одна фотография)
    Типичная композиция текстов-описаний включает:
    1) общее представление о предмете;
    2) отдельные признаки предмета;
    3) авторскую оценку, вывод, заключение
    Разновидности описания:
    1) описание предмета, человека (его характеристика)
    Какой он?
    2) описание места
    Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
    3) описание состояния окружающей среды
    Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)
    4) описание состояния лица (человека)
    Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)
    Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
    Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)
    Типичная композиция повествовательных текстов включает:
    1) завязку (начало событий);
    2) развитие действия;
    3) кульминацию;
    4) развязку (итог событий)
    Разновидности повествования:
    1) изобразительное;
    2) информативное
    В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
    Например:
    И вдруг… случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека… Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
    Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
    Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
    Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир
    Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
    1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
    2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
    3) вывод
    Разновидности рассуждения:
    1) рассуждение- доказательство
    Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
    2) рассуждение- объяснение
    Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
    3) рассуждение- размышление
    Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)
    В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)
    Например:
    Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
    Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)
    Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
    Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
    Стили речи
    Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.
    В русском языке существует пять основных стилей речи.
    1. Научный стиль.
    2. Публицистический стиль.
    3. Официально-деловой стиль.
    4. Литературно-художественный.
    5. Разговорный.
    Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.
    Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.
    Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.
    Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.
    Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

  6. Функционально-смысловые типы речи:
    1. Повествование.
    Повествование — последовательный рассказ о событиях.
    Признаки повествования:
    определяется время и место действия;
    определяется действующее лицо;
    видна хронология происходящего;
    характерно употребление глаголов совершенного вида в прошедшем времени.
    Например:
    Жил на берегу Байкала один сторож, рыбу ловил, белок стрелял. И вот раз будто бы видит в окошко этот сторож – бежит прямо к избе большой медведь, а за ним гонится стая волков. Вот-вот бы и конец медведю. Он, мишка этот, не будь плох, в сени, дверь за ним сама закрылась, а он еще на нее лапу и сам привалился.
    (М. Пришвин «Белый ожерелок»)
    2. Описание.
    Описание — словесное изображение чего-то или кого-то: пейзаж, портрет, интерьер и т. п.
    Признаки описания:
    присутствует описываемый объект или явление;
    представлена статическая картина;
    присутствует ряд характеризующих объект признаков.
    Например:
    Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки.
    (М. Пришвин «Выскочка»)
    3. Рассуждение.
    Рассуждение — последовательное изложение мыслей, умозаключений; приведение аргументов, оценка, выражение отношения.
    Признаки рассуждения:
    как правило, имеет структуру: тезис, доказательства, вывод;
    содержит мысли и умозаключения.
    Например:
    Взглянем, к примеру, на Евразию в начале первого века н. э. Западную оконечность великого евразийского континента занимала Римская империя.
    Что же помешало этой отлаженной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы не видим ни римлян, ни Великого шелкового пути? Да потому, что уже в конце I – начале II века н. э. пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных условиях.

    (по Л. Гумилеву).
    Часто в рамках одного текста содержатся разные типы речи.
    Например:
    У входной двери послышались шаги, и княгиня Бетси, зная, что это Каренина, взглянула на Вронского. Он смотрел на дверь, и лицо его имело странное новое выражение. Он радостно, пристально и вместе робко смотрел на входившую и медленно приподнимался. В гостиную входила Анна. Как всегда, держась чрезвычайно прямо, своим быстрым, твердым и легким шагом, отличавшим ее от походки других светских женщин, и не изменяя направления взгляда, она сделала те несколько шагов, которые отделяли ее от хозяйки, пожала ей руку, улыбнулась и с этою улыбкой оглянулась на Вронского. Вронский низко поклонился и подвинул ей стул.
    (Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»)

    В этом отрывке присутствует повествование с элементами описания.
    Стили речи
    Стили речи – система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.
    1. Научный стиль
    Научный стиль – система речевых средств, использующаяся для передачи научной информации.
    Признаки научного стиля:
    строгий отбор языковых средств;
    употребление специальных терминов;
    нейтральная лексика;
    характеризуется логичностью и четкостью изложения;
    характерен прямой порядок слов;
    отсутствует образность и эмоциональность.
    Например: Современное языкознание представляет собой продукт длительного и довольно противоречивого исторического развития лингвистического знания. И многие её проблемы могут быть лучше поняты в историческом аспекте, при обращении к далёкому или близкому прошлому науки о языке, к особенностям её развития в разных этнокультурных контекстах.
    2. Деловой стиль
    Деловой стиль – система речевых средств для передачи деловой информации.
    Признаки делового стиля:
    чаще используется в письменной речи;
    чаще всего представлен в форме официальных документов (писем, заявлений, договоров и т. п.);
    сжатость изложения;
    наличие речевых штампов, клише;
    наличие специальной терминологии, аббревиатур;
    характерны безличные конструкции;
    характерно употребление отглагольных существительных и глаголов повелительного наклонения.
    Например:
    Начальнику отдела кадров Т.М. Серегиной от Ивановой Ирины Владимировны. Заявление. Прошу принять меня на должность начальника отдела сбыта.
    3. Публицистический стиль
    Публицистический стиль – система речевых средств, которая используется для средств массовой информации (печатные издания, новостные тексты), рекламной и агитационной информации.
    Признаки публицистического стиля:
    кроме информации, может содержаться и отношение автора;
    строгая логичность изложения;
    наличие точных фактов;
    может иметь эмоциональную окраску;
    разнообразие лексики;
    частое употребление восклицательных и вопросительных предложений.
    Например:
    В понедельник в областном центре состоится мероприятие, посвященное пенсионерам — работникам сельского хозяйства. Начнется встреча с обращения главы администрации. Затем пенсионеров поздравят творческие коллективы области. Начало концерта в 18:00.
    4. Разговорный стиль
    Разговорный стиль – система речевых средств, использующаяся для общения в неофициальной обстановке.
    Признаки разговорного стиля:
    нет строгого отбора языковых средств;
    наличие речевой ситуации;
    эмоциональность, выразительность лексики;
    может встречаться нелитературная лексика;
    характерно употребление обращений, повторов слов, вводных и вставных конструкций, неполных предложений.
    Например:

    – Тридцать пятый у вас есть тапочки?
    – Рядом.
    – А вот эти сапоги только красные?
    – Нет, вот коричневые такие есть.
    – А на войлоке сорок третий есть?
    – Нет.

    5. Художественный стиль

    Художественный стиль
    – система речевых средств, характерная для художественной литературы.
    Признаки художественного стиля:
    отличается эмоциональностью, образностью, выразительностью;
    наличие средств художественной выразительности;
    высокая степень эмоциональности и выразительности;
    может сочетать элементы других стилей (чаще разговорного).
    Например: Видал ли кто-нибудь белую радугу? Это бывает на болотах в самые хорошие дни. Для этого нужно, чтобы в заутренний час поднялись туманы, и солнце, показываясь, лучами пронизывало их. Тогда все туманы собираются в одну очень плотную дугу, очень белую, иногда с розовым оттенком, иногда кремовую. Я люблю белую радугу.

  7. МОУ «Камско-устьинская СОШ
    Камско-устьинского муниципального района»
    РЕФЕРАТ
    Стили и типы речи
    Работу выполнила
    Ученица 9В класса
    Гимадиева Энже
    Камское устье 2010
    ПЛАН
    Введение
    1. Стили речи
    1.1 Разговорный стиль
    1.2 Научный стиль
    1.3 Официально–деловой стиль
    1.4 Публицистический стиль
    1.5 Художественный стиль
    2. Типы речи:
    2.1 Повествование
    2.2 Описание
    2.3 Рассуждение
    Заключение
    Список использованной литературы
    ВВЕДЕНИЕ
    Культура речи – это отдельная дисциплина в учебных заведениях. Суть культуры речи в том, чтобы сделать речь человека правильной, то есть грамотной, соответствующей нормам языка. Как наука, культура речи относится к языкознанию и изучает нормализацию литературного языка.
    Стили речи – это устойчивые совокупности и системы особенностей ее языкового состава и построения, соотнесенные со стилями языка, целями и задачами общения, жанрами литературы, ситуациями общения и личностями авторов.
    Понимание стилей языка и стилей речи позволяет уяснить многие связи между культурой человека и культурой речи общества. Коммуникативные качества речи не всегда зависят от правильно выбранных стилей языка или речи.
    Стилями языка называют типы его функционирования в различных ситуациях. Для различных ситуаций предъявляются различные требования. Наиболее жесткие требования предъявляются к официально-деловой речи, а также научной. Верное словоупотребление требует хорошего знания значения слов узкой сферы употребления (иноязычных, архаичных, профессиональных и др.).
    Функциональный стиль речи – это своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующий определенной сфере общественной деятельности и соотносительно с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организации, несущий определенную стилистическую окраску.
    Пользоваться стилистической системой русского языка нужно очень аккуратно. Необходимо тонко чувствовать умеренность в употреблении стилей. Сочетанием разнообразных стилей пользуются в художественной литературе для создания определенного эффекта (в том числе и комического).
    Владение функциональными стилями является необходимым элементом культуры речи каждого человека.
    Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется различие между ними.
    Стилеобразующий фактор выражается в том, что стиль выбирает говорящий или пишущий индивидуум, он ориентируется на свое чувство стиля и на ожидание аудитории, на ожидание непосредственного слушателя. Кроме понятных слов, необходимо выбирать понятный и ожидаемой аудиторией стиль речи.
    Стиль может представлять и отдельное слово, оно может быть нейтральным по стилю, может быть стилистически ярко окрашено. Это может быть сочетание слов, не имеющее ярко выраженной эмоциональной окраски, но сочетание слов и интонация выдают настроение человека.
    Одним из важных требований к говорящему выступает требование различать функциональные разновидности языка и свободно пользоваться любой из них. При этом нужно четко представлять, что любая из разновидностей языка должна выбираться в соответствии с задачами общения. Отличие такой нелитературной формы языка, как просторечие, от литературного языка состоит в том, что носители первого из них не различают или плохо различают разновидности языка. Попадая, например, в официально-деловую обстановку, носитель просторечия будет стремиться говорить не так, как он привык говорить дома, но и как говорить именно в данной ситуации, он точно не знает.
    Культура владения разными функциональными разновидностями языка – это прежде всего такой выбор и такая организация языковых средств, которые отличают данную разновидность от других, определяют ее лицо.
    1. СТИЛИ РЕЧИ
    1.1 Разговорный стиль
    Разговорный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимается отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекцию, выступление, ответ на экзамене и т. п.), неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например посторонние лица. Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т. д. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорный стиль ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать и другие темы: разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте и ином, разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях, например поликлиниках, школах и т. п.
    Основными чертами разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, т. е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение.
    Разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов.
    Разговорной речи свойственны эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: « Ничего себе цена! С ума сойти !», « Цветов в саду – море!» , « Пить хочу! Умру! » Характерно использование слов в переносном значении, например: «В голове у тебя каша!»
    Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.
    Итак, доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. Д
    Образец текста разговорного стиля
    – Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.
    – Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.
    – Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?
    – Догадываюсь.
    – и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?
    – Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!
    1.2 Научный стиль
    Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров. среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и пр.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также научно-популярная литература.
    Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов, форма реализации – диалог . В научной речи являются типичными смысловая точность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, строгость и т. д.
    Научный стиль имеет свою специфику, что позволяет употреблять его независимо от характера науки (естественно-научной или гуманитарной). Его специфика определяется целями сообщения: это может быть доклад, где важно показать факты, выяснить некоторые закономерности.
    Основные черты научного стиля определяются филологами:
    1) логической последовательностью;
    2) упорядоченной системой связей между частями высказывания;
    3) стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.
    Одним из важнейших жанров научного стиля является научная статья, которая может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации: именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научные статьи представлены несколькими разновидностями: статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ; собственно научная или научно-техническая статья, в которой достаточно подробно излагаются результаты работы; передовая статья; научно-публицистическая статья; рекламная статья. Каждая из разновидностей статьи отличается собственным содержанием и демонстрирует профиль издания, где она опубликована.

  8. Как писать сочинения различных типов речи
    Сочинение-рассказ
    Тип речи – повествование (что происходит и в какой последовательности?)
    Изложение последовательности определенных действий, поступков, явлений…
    Много глаголов, конкретных имен существительных, фактов…
    Если вы фотограф – получится несколько кадров
    Пример – сказка «Курочка Ряба»
    Общая структура:
    1. Экспозиция – знакомство с местом действия, временем и основными героями
    2. Завязка – обнаружение конфликта (противоречия)
    3. Развитие действия – что происходит
    4. Кульминация – момент наивысшего развития действия (самое главное событие)
    5. Развязка – разрешение конфликта
    6. Эпилог – дальнейшая судьба героев (может отсутствовать)
    План:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским…)
    Однажды…
    Несколько лет назад…
    Эту историю рассказал мне дедушка…
    Вы хотите узнать,  что произошло вчера с моей кошкой? Тогда слушайте…
    Этим летом наконец сбылась моя мечта…
    2. Основная часть (начало действия, развитие действия, кульминация – может быть несколько абзацев)
    3. Заключение (развязка, эпилог – указание на то, чем завершились изложенные события)
    И чем всё закончилось?..
    А завершилось всё очень просто:…
    С тех пор в этот странный дом никто не ходит, потому что…
    Сочинение-описание
    Тип речи – описание (что представляет собой некий предмет или некое явление, какой он?)
    Полная характеристика предмета или явления
    Много имен прилагательных, причастий, наречий, оценочных имен существительных, восклицательных предложений
    Если вы фотограф – получится один кадр
    Пример – любая картина
    Виды описаний:
    1. людей или животных – это портрет
    2. помещения – это интерьер
    3. природы – это пейзаж
    4. овощей и фруктов – это натюрморт
    5. действий – это инструкция
    План характеристики героя:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским; если сочинение по литературе, то можно кратко написать об истории создания произведения, его теме, основной идее)
    2. Основная часть:
    – первое знакомство с героем
    – внешность
    – характер
    – мировоззрение (увлечения, пристрастия, цель жизни…)
    – поступки
    – взаимоотношения с другими героями
    – отношение автора произведения к этому герою
    3. Заключение (итог: особенности героя, его сущность и ваше отношение к герою произведения)
    ! В сочинении по литературе обязательно должны быть цитаты из текста, которые или подтверждают ваши мысли, или ярче всего характеризуют героя!
    Сочинение-рассуждение
    Тип речи – рассуждение (почему это происходит, зачем, с какой целью?)
    Размышление по определенному вопросу, собственная точка зрения и её доказательство
    Цель – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления автора о них, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
    Много отвлеченных имен существительных, вводных слов, вопросительных и восклицательных предложений, используется вопросно-ответная форма изложения мыслей
    Если вы фотограф – кадры не получатся: мысли сфотографировать нельзя
    Пример – ответ на любой вопрос
    Общая структура:
    1. Тезис (некое утверждение, высказывание своей точки зрения)
    2. Доказательство (аргумент, подтверждающий тезис – факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии…)
    3. Второе доказательство (аргумент, подтверждающий тезис)
    4. Вывод
    План:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским… Главное – оно должно быть связано с ключевым понятием темы сочинения, это ключевое (самое значимое) понятие следует пояснить)
    Я считаю …
    Я думаю, что …
    Мне кажется, …
    По моему мнению, …
    2. Основная часть:
    – первый аргумент
    Во-первых, …
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из художественной  литературы. Вспомним произведение …
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из собственной жизни …
    – второй аргумент
    Во-вторых, …
    А …
    3. Заключение (вывод или следствие)
    Итак, …
    Таким образом, …
    Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть: …
    Хочется верить, что …
    Сочинение-рассказ «Мой день в школе»
    Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше, потому что мы с Мариной дежурные. Но она почему-то опаздывает.
    Проходит десять минут, и коридоры наполняются веселым ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам. В кабинет входит наш учитель истории. Он рассказывает нам о героических подвигах древних римлян и греков. Это захватывающе интересно!
    На первой перемене у нас зарядка, которую проводят старшеклассники . Впереди еще четыре урока. Среди них мой самый любимый – география. Сегодня я узнала, как нужно ориентироваться на местности. Теперь можно смело отправляться с друзьями в поход – не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то интересное, узнаем много нового и полезного.
    Окончились уроки. Куда пойти? Как много нужно успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой. Но сейчас я спешу на тренировку, где меня ждут теннисная ракетка и мяч. Тренер снова будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Возможно, скоро я поеду на показательные соревнования. А после тренировки я спешу домой, ведь сколько уроков нужно успеть выучить.
    Свободного времени почти не остается, но я рада, что день был плодотворным и я не потратила время зря.
    Сочинение «Описание характера человека»
    Мой дядя Женя – очень интересный человек. Несмотря на его молодой возраст, дядю уважают и ценят все члены нашей семьи и знакомые. Дело в том, что дядя Женя – спокойный, уравновешенный и в то же время веселый человек. Он умеет найти общий язык со всеми, никогда не повысит голос и не скажет резкого слова. А еще мой дядя обладает потрясающим чувством юмора и умеет так здорово рассказывать смешные истории, что невозможно удержаться от смеха.
    Дядя Женя окончил технический университет. Он хорошо разбирается в технике. К нему часто обращаются за советами в этой области. Обычно дядя Женя охотно консультирует всех подряд, потому что ему самому это очень интересно. О какой-то новой технологии он может рассуждать часами, если вы будете внимательно его слушать. Однако если он заметит, что вам не особо интересно, он никогда не будет перегружать вас информацией.
    Единственное время, когда дядю Женю лучше не беспокоить, это когда он занят делом. Он работает в сервисном центре мастером по ремонту мобильных телефонов, ноутбуков и цифровой техники, а иногда берет работу на дом. Дядя Женя очень ответственно относится к своим обязанностям, поэтому любит полностью сосредоточиться на том, что делает. Если его отвлекать в такой момент, он может немного рассердиться, но никогда не станет кричать.
    Дядя Женя обычно вежлив со всеми. У него много друзей, с некоторыми он сохранил отношения со школы. Со мной он всегда дружелюбен, уделяет мне много времени, все показывает и объясняет. Он говорит, что любит общаться с молодежью, потому что их умы полны свежих идей.
    Мне нравится характер моего дяди. Я рад, что он часто приходит к нам в гости, а мы бываем у него. Общаться с ним очень интересно и познавательно.
    Сочинение-рассуждение «За что я люблю математику?»
    Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.
    Математика – основа точных наук. Без них невозможно построить корабль и самолет, автомобили и метрополитены, даже строительство домов требует точности. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение.
    Я с большим старанием и желанием учу начальный курс математики, потому что ее знание приведет меня к алгебре, геометрии, физике, высшей математике. Это те ступени, которые я должен преодолеть, чтобы стать хорошим программистом.
    Работа на компьютере, создание новых интересных программ – вот моя мечта. И я осуществлю ее. Мое будущее связано с математикой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *