Сочинение на тему стили речи кратко

11 вариантов

  1. Разговорный стиль используется людьми для общения в быту с целью передачи своих мыслей, чувств, а также сообщения о чем-либо.
    Долгое время существовало заблуждение, что основные языковые средства разговорного языка — это разговорные слова. Это не так.
    На самом деле основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, т. е. слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед, вечер и др.
    Меньший процент составляют разговорные слова (брякнуть, приперся, общага), просторечия (нынче, давеча, ехай) и жаргонизмы (пацан, бабки (деньги) и т. д.)
    Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Это обусловлено тем, что при разговоре всегда есть возможность переспросить, показать на предмет обсуждения.
    Кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собой часть информации, которую можно было бы выразить словами. Очень редко используются сложные предложения, а если используются, то это в основном бессоюзные предложения (Прихожу домой, вижу — опять брат приводил своих друзей.).
    Для разговорного стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения. Часто в разговорной речи используются вводные слова, междометия, модальные частицы (Представь, завтра экзамен. Да я же не готов!).
    Также широко используются слова с суффиксами эмоциональной оценки (например, уменьшительно-ласкательные): мамочка, кисонька, а также усеченные формы имен существительных, особенно имен собственных: пап, мам, Миш, Вань и т. д.

    Художественный стиль

    Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель — воздействовать на читателей через созданные образы.
    Например:
    Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом.
    Что ищет он в краю далеком?
    Что кинул он в краю родном? (М. Ю. Лермонтов)
    В стихотворении М. Ю. Лермонтова создан образ одинокого паруса на голубой глади моря, через который автор и воздействует на мысли и чувства читателей.
    В художественном стиле распространены изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и др.). Кроме того, для создания образа в художественном стиле уместны любые языковые средства (нейтральная лексика, диалектные и жаргонные слова, эмоционально окрашенные слова и т. д.).
    Жанры художественного стиля зависят от рода: проза, лирика или драма. Это будут роман, повесть или рассказ, элегия, ода, трагедия, комедия или драма соответственно.

    Публицистический стиль

    Используется в агитационно-массовой деятельности и средствах массовой информации, его цель — воздействовать через призыв. Жанрами публицистического стиля являются: статья, очерк, выступление и др.
    Любой текст публицистического стиля имеет яркую эмоциональную окраску (нередко доходящую до пафоса), поэтому в публицистическом стиле широко используются изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской, многозначные слова в переносном значении, фразеологизмы, торжественные, высокие слова, гражданская лексика, сочетание книжных и разговорных слов и конструкций.
    В синтаксическом строении текстов публицистического стиля преобладают несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и восклицания, частицы, вводные слова, повторы, употребление однородных членов предложения (с градацией).

    Официально-деловой стиль

  2. В русском языке существует пять основных стилей речи.
    1. Научный стиль.
    2. Публицистический стиль.
    3. Официально-деловой стиль.
    4. Литературно-художественный.
    5. Разговорный.
    Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.
    Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.
    Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.
    Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.
    Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

  3. Касаемо стилей –
    Научный стиль – стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля – наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
    Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности) . Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля – право, автор – юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.
    Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. ресата.
    Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Обычная форма реализации разговорного стиля – диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
    Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
    Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства

  4. Отличительные особенности публицистического стиля:
    понятен для большого количества слушателей, читателей, а не только специалистам в узких областях знаний;
    может содержать образные выражения, эмоциональные оттенки;
    одни из основных целей — передача понятных сведений, формирование определенного отношения к рассматриваемому объекту или ситуации.
    Данный вид речи и написания текстов отлично подходит для средств массовой информации.
    Пример
    Удаленная работа на просторах глобальной сети набирает популярность в нашем городе. Список профессий весьма обширен. Многие смогут подобрать себе дело по душе. Самое интересное — определенным видам заработка денег можно научиться за несколько недель. Это просто потрясающая возможность для тех, кто ищет основную работу или варианты дополнительного заработка.

    Художественный стиль

    Это невероятно богатый стиль передачи голосовой и текстовой информации. Что уж точно ему не свойственно — это сухость.
    Тексты в художественном стиле преследуют следующие цели:
    пробуждение эмоций;
    пробуждение яркого воображения.
    Его обычно используют для написания интересных текстов для художественной литературы.
    Пример
    У меня родился сын! — вдруг прокричал мой внутренний голос с неописуемым восторгом. В тот же самый момент меня захватила волна эмоций. Радость, гордость, любовь, небольшая растерянность — все это смешалось в массу оттенков.

    Научный стиль

    Речь и написание текстов в этом стиле часто создаются в виде монологов. Авторы таких работ обычно специалисты, ученые в определенных областях знаний. Основная цель таких текстов — образовательная.
    Характерные особенности научного стиля:
    передача четкой информации по конкретной сфере знаний;
    наличие доказательств правдивости и правильности изложенных сведений;
    сухость изложения;
    логичность и однозначность;
    присутствие относительно большого количества терминов;
    в зависимости от области знаний может встречаться большое количество подробных расчетов и формул.
    Данный стиль написания текста многим знаком еще со школы и с других образовательных учреждений. Различные учебники, дипломные работы и другие результаты умственного труда составлены при помощи его.
    Пример
    Блог — совокупность данных, размещенных на хостинге и частично общедоступных для пользователей интернета по доменному имени. При грамотной настройке и правильном продвижении с его помощью можно зарабатывать от 50000 рублей в месяц спустя 1-3 года после полного запуска.

    Повышение грамотности в онлайн режиме

    В достаточно отдаленном прошлом я преодолел в общей сложности тысячи километров и потратил кучу времени на поездки к репетиторам по различным областям знаний. Сейчас у многих есть компьютеры и интернет, что существенно облегчает задачу. Занятия могут проводиться в режиме онлайн, например, посредством программы Skype.
    Недавно делал краткий обзор одного проекта полезного, как для взрослых, так и для учащихся образовательных учреждений. Речь шла о грамотности по русскому языку и занятиях с репетитором. На самом деле на описанном проекте можно найти педагогов и по другим предметам. Повторяться сейчас не буду, при желании посмотрите обзор проекта и информацию по повышению грамотности по русскому.
    На этом публикацию о стилях изложения устной речи и написания различных текстов буду завершать. Теперь, думаю, определить стиль существующих текстов не составит особого труда. Надеюсь, информация о занятиях с репетиторами также оказалась полезна.
    Кстати, прямо сейчас можете узнать о нормальных способах заработка в интернете, которые позволяют сформировать основной или дополнительных доход. Они описаны в прошлых публикациях на этом блоге. К примеру, знаете сколько каждый месяц получают копирайтеры, которые пишут тексты под заказ и продают их через интернет.
    Подписывайтесь на обновления блога и присоединяйтесь к социальным сообществам, созданным специально для блога Workip. До связи.

  5. Существует 5 функциональных стилей: Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности.
    Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных. Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи.
    Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость. Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.
    Этот стиль существует исключительно в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная. Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации).
    Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
    Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи.
    В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей.
    Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства

  6. Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловое отношение; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует. В каждом стиле используются языковые средства общенационального языка, но под влиянием целого ряда факторов (тема, содержание и др.) отбор и организация их в каждом стиле весьма специфичны и служат наиболее оптимальному обеспечению коммуникации.
    Функциональный стиль речи – это своеобразный характер речи той или иной ее социальной разновидности, соответствующей определенной сфере деятельности и соотносительной с ней форме сознания. Таким образом, стиль литературного языка называется функциональным, так как выполняет определенную функцию в речи.
    Разговорный стиль речи используется в обыденной речи, в беседах с друзьями в непринужденной обстановке. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями. В разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты. Форма реализации этого стиля – диалог.
    В книжной речи выделяются несколько стилей: научный, публицистический, деловой. К художественному стилю авторы обращаются в том случае, если нужно нарисовать словами картину, передать читателю свои чувства.
    Научный стиль – разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследований. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. Форма реализации этого стиля – диалог.
    В научном стиле используются языковые средства: термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции. Научный стиль реализуется в жанрах: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, тезис и др.
    Официально-деловой стиль употребляется в официально-деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом и т. п. Задача стиля – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания. Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, акт, протокол, инструкция, заявление, отчет. Обычная форма реализации – диалог.
    Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни, в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях. Цель стиля – сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на слушателей и читателей. Реализуется в форме публицистической статьи, очерка, фельетона.
    Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли слушателя и читателя.
    Широко используют читатели языковые средства различных стилей русского языка, в том числе и разговорного. В художественной речи наблюдается глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, используются богатые возможности синонимики, многозначности.
    Важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность, которая проявляется в письменной и в устной форме. Языковая норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств литературного языка.
    Характерные особенности нормы литературного языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю, возможностям языковой системы. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.
    Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.
    Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение).
    Например, в русском языке нельзя употреблять такие формы, как «мое фамилие», «они побегли»; надо говорить «моя фамилия», «они побежали». Нормы описываются в учебниках, специальных справочниках, а также в словарях (орфографических, толковых, фразеологических, синонимов). Норма утверждается и поддерживается речевой практикой культурных людей. Норма в разговорной речи представляет собой результат речевой традиции, определяемой уместностью употребления выражения в той или иной ситуации. В зависимости от того, насколько четко произносятся слова, различают три стиля произношения: полный, нейтральный, разговорный.
    Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15–70 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 1930-1940-е гг. употреблялись слова «дипломник» и «дипломант» для выражения одного и того же понятия: «студент, выполняющий дипломную работу». В литературной норме 1950-1 960-х гг. произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное «дипломник» теперь обозначает учащегося, студента в период защиты дипломной работы, получения диплома. Словом «дипломант» стали называтьпреимущественно победителей конкурсов, призеров смотров, отмеченных дипломом (дипломант Всесоюзного конкурса пианистов).

  7. Стили речи это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении.
    Научный стиль – особая разновидность литературных стилей, применяемый как в устной, так и в письменной речи. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Тщательное предварительное обдумывание высказывания и строгий отбор языковых средств отличает научный стиль от остальных. Для научной речи характерно употребление специальных терминов и нейтральная лексика. Для научного стиля характерны и свои грамматические особенности. В научных текстах часто используются деепричастия, причастия, отглагольные существительные. Могут применяться существительные в единственном числе для обозначения формы множественного числа. Научный стиль характеризуется логичностью, точностью, четкостью изложения. Редко используются эмоциональность и образность. Прямой порядок слов в предложении является свойственным для научной речи.
    Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Данный стиль речи используется в основном в письменной речи. Используется при написании разного рода официальных документов, деловых бумаг: докладных записок, заявлений, протоколов и т.д. Для делового стиля свойственны сжатость изложения, точность, использование фразеологических штампов, специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствуют слова ограниченного потребления и эмоциональная лексика. В деловых текстах используется сложные предложения, строгий порядок слов в предложении, безличные конструкции. Для делового стиля характерно употребление отглагольных существительных и глаголов повелительного наклонения.
    Сфера применения публицистического стиля – это издания периодической печати, новостные ленты, тексты выступлений перед общественностью в агитационных целях. Основная задача текстов написанных в этом стиле речи – воздействие, агитация и пропаганда. Для данного стиля характерно не только сообщение информации, но отношение автора, дополняющее текст. В публицистическом стиле, как и в научном особую важность имеет строгая логичность изложения и оперирование точными фактами, но в то же время текст может отличаться эмоциональной окраской, что больше свойственно художественному стилю. В публицистическом стиле используется разнообразная лексика: от сухой книжной до эмоциональной разговорной, от терминологической до оценочной. Часто в публицистических текстах могут быть использованы иноязычные термины, фразеологизмы различного рода изобразительно-выразительные средства речи. Для этого стиля свойственно использование как книжных, так и разговорных конструкций предложения. Часто встречаются вопросительные и восклицательные предложения.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/stili-rechi bugaga.net.ru
    Область применения разговорного стиля речи – общение в неофициальной обстановке. Применяется в письменной и устной формах. Разговорная речь не отличается строгим отбором языковых средств, большее значение имеет речевая ситуация. Разговорная речь часто подчеркивается и дополняется жестами и мимикой разговаривающих людей. Используются ударения, паузы, смена интонаций. Соответственно, менее строгие требования предъявляются при использовании разговорной речи, особый акцент ставится на эмоциональность, выразительность лексики. Часто можно встретить в толковых словарях русского языка пометку соответствующую лексике разговорного стиля – «разг.». При применении этого стиля речи могут встречаться нелитературные слова, неправильная речь (просторечие). Часто используются фразеологические единицы, придающие тексту большую выразительность и эмоциональность. Разговорный стиль речи отличается употреблением обращений, повторов слов, вводных и вставных конструкций, неполных предложений. Распространено использование разговорной речи в художественной литературе для речевой характеристики персонажей или образного отображения событий.
    Художественный стиль или стиль художественной литературы используется при написании произведений художественной литературы: повестей, рассказов, романов, эссе. Основная функция информировать читателя и воздействовать на него с помощью эмоций. Отличается эмоциональностью, образностью, выразительностью. Широко распространено использование художественных языковых средств и словесных оборотов: метафор, сравнений, эпитетов. Порой для придания тексту торжественной, возвышенной окраски, особого колорита применяются устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Художественный стиль речи выделяется высокой степенью информативности в сочетании с эмоциональностью и выразительностью средств языка. Художественному стилю так же присуще использование сочетаний особенностей других стилей речи. Наиболее часто применяются элементы разговорного стиля.
    < Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами Вводные слова и предложения >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  8. Содержание
    Введение
    Особенности
    различных
    стилей речи
    1.1.Научный
    стиль
    1.2.Официально-деловой
    стиль
    1.3.Публицистический
    стиль
    1.4.Художественный
    стиль
    1.5.Разговорный
    стиль
    Заключение
    Список
    литературы
    Введение
    Стилистическая
    организация
    речи это система
    языковых элементов
    внутри литературного
    языка, разграниченные
    условиями и
    задачами общения;
    форма наших
    высказываний
    зависит от
    того, где, с кем
    и зачем мы говорим.
    Выделяют
    пять стилей:
    четыре книжных:
    научный,
    официально-деловой,
    публицистический,
    художественный
    – и разговорный
    стиль. Для каждого
    стиля характерны
    определенные
    средства языка:
    слова, их формы,
    словосочетания,
    типы предложений,
    причем их
    принадлежность
    к разговорному
    или книжному
    стилю осознается
    при сопоставлении
    с нейтральными
    средствами.
    Стили
    речи реализуются
    в определенных
    формах, или
    типах текстов,
    называемых
    жанрами речи.
    Жанры речи –
    типизированная
    форма организации
    речи, определяющая
    типы текстов,
    отличающихся
    заданным характером
    речевой деятельности
    и формой использования
    языка. В основном
    каждый жанр
    речи принадлежит
    к определенному
    стилю речи, но
    есть и межстилевые
    жанры, например:
    статья, очерк,
    эссе.
    1. ОСОБЕННОСТИ
    РАЗЛИЧНЫХ
    СТИЛЕЙ РЕЧИ

    Научный стиль
    Научный
    стиль
    – один
    из книжных
    стилей, который
    используется
    в научных трудах,
    учебниках и
    учебных пособиях,
    устных выступлениях
    на научные
    темы.
    Задача
    научного стиля
    – сообщить
    научную информацию,
    объяснить ее,
    представив
    систему научной
    аргументации.
    Используется
    в официальной
    обстановке,
    характеризуется
    логичностью,
    объективностью,
    смысловой
    точностью.
    В
    научном стиле
    можно выделить
    следующие
    разновидности:
    1)
    собственно
    научный стиль
    (присущий научным
    трудам – монографиям,
    диссертациям,
    статьям в научных
    журналах, книгах,
    энциклопедиях,
    научным докладам),
    2)
    научно-популярный
    стиль (присущий
    текстам, предназначенным
    для популяризации
    научных знаний,
    т. е. научно-популярной
    литературе,
    статьям в
    неспециальных
    журналах, газетах,
    выступлениям
    на радио и
    телевидении,
    публичных
    лекциях перед
    массовой аудиторией),
    3)
    научно-учебный
    стиль (используется
    в учебниках,
    учебных пособиях,
    справочниках,
    предназначенных
    для учащихся).
    Для
    научного стиля
    характерно
    использование
    следующих
    языковых средств:
    на
    уровне лексики:
    насыщенность
    терминами
    данной науки;
    использование
    слов с абстрактным
    значением:
    закон, число,
    предел, свойство;
    отглагольных
    существительные
    со значением
    действия:
    переработка,
    приземление,
    использование;
    употребление
    слов в прямых
    значениях,
    отсутствие
    образности
    (метафор, метонимий,
    междометий,
    восклицательных
    частиц);
    частое
    использование
    лексических
    средств, указывающих
    на связь и
    последовательность
    мыслей: сначала,
    прежде всего,
    во-первых,
    следовательно,
    наоборот, потому
    что, поэтому;
    на
    уровне морфологии:
    редкое
    использование
    личных местоимений
    «я» и «ты» и
    глаголов в
    форме 1 и 2 лица
    единственного
    числа;
    специальные
    приемы авторизации:
    авторское
    «мы», неопределенно-личные
    (Считают, что…)
    и безличные
    конструкции
    (Известно,
    что…; Представляется
    необходимым…),
    использование
    причастий и
    деепричастий
    и оборотов с
    ними;
    на
    синтаксическом
    уровне:
    употребление
    сложных предложений
    с использованием
    союзов, указывающих
    на связь явлений;
    неупотребление
    восклицательных
    предложений,
    незначительное
    употребление
    вопросительных
    предложений;
    частые
    цитаты, ссылки;
    использование
    в качестве
    компонентов
    текста формул,
    графиков, схем.
    Основные
    типы речи –
    рассуждение,
    описание.
    Основные
    жанры – учебник,
    статья, доклад,
    диссертация,
    научная монография,
    энциклопедическая
    статья, патентная
    заявка, аннотация,
    резюме, рецензия.
    В
    качестве примера
    можно привести
    отрывок из
    речевого произведения
    научного стиля
    собственно
    научной его
    разновидности
    – монографии
    по лингвистике:
    «Правило
    3 (факультативная
    окраска презумпций).
    Если составляющая
    с потенциальной
    презумпцией
    Р является
    синтаксическим
    актантом
    миропорождающего
    предиката, то
    имеется две
    возможности:
    а) Р является
    презумпцией
    в соответствующем
    мире и может
    быть переведена
    в презумпцию
    реального мира
    (или, по крайней
    мере, в суждение,
    истинное в
    реальном мире)
    при соответствующем
    изменении
    содержания
    – модальной
    «окраске»
    (термин «окраска»
    – из Schiebe 1979); б) Р остается
    презумцией
    в реальном
    мире. Различие
    пониманий а)
    и б) не имеет
    регулярного
    семантического
    выражения
    [Падучева Е.
    В. Высказывание
    и его соотнесенность
    с действительностью.
    М., 2001. с. 77].»
    В
    этом отрывке
    нашли отражение
    следующие черты
    научного стиля:

    лингвистические
    термины презумпция,
    синтаксический,
    актант, предикат,
    модальный,
    семантический;

    символ Р (презумпция)
    в качестве
    компонента
    текста;

    слова с абстрактным
    значением
    составляющая,
    возможность,
    суждение, изменение,
    понимание,
    выражение;

    отсутствие
    слов в переносном
    значении: слово
    окраска употреблено
    как термин,
    заключено в
    кавычки и снабжено
    соответствующей
    ссылкой;

    слова, указывающие
    на объективные
    критерии оценки
    ситуации:
    потенциальный,
    соответствующий,
    истинный, регулярный;

    отсутствие
    обращений,
    междометий,
    модальных
    частиц, вопросительных
    и восклицательных
    предложений
    и других средств
    образности;

    сложное предложение
    с условным
    подчинительным
    союзом если
    … то, указывающее
    на причинно-следственные
    отношения;

    придание тексту
    большей четкости
    с помощью расчленения
    на пункты: а) и
    б);

    ссылка на другое
    произведение
    научной литературы,
    полное описание
    которой представлено
    в библиографии:
    Schiebe 1979.
    Официально-деловой
    стиль
    Официально-деловой
    стиль – один
    из книжных,
    используется
    в сфере деловых
    отношений,
    деловых бумагах,
    т. е. законах,
    документах,
    актах, договорах,
    постановлениях,
    уставах, служебной
    переписке и
    др.
    Задача
    этого стиля
    – сообщить
    информацию,
    дать инструкцию.
    Официально-деловой
    стиль характеризуется
    точностью,
    однозначностью,
    неличным характером,
    стандартизированностью
    построения
    текста,
    долженствующе-предписывающим
    характером
    текста.
    Для
    официально-делового
    стиля характерно
    использование
    следующих
    языковых средств:
    на
    уровне лексики:
    употребление
    полных наименований,
    точных дат;
    книжная
    лексика (вследствие,
    в течение, в
    силу того что,
    характеризоваться);
    использование
    слов в прямых
    значениях;
    отсутствие
    экспрессивной
    и оценочной
    лексики;
    частое
    употребление
    отглагольных
    существительных
    (апробация,
    использование,
    выполнение);
    наличие
    стандартизированных
    оборотов (по
    истечении
    срока, в установленном
    порядке, вступать
    в законную
    силу);
    ограниченные
    возможности
    синонимической
    замены, частые
    лексические
    повторы;
    на
    уровне морфологии
    отсутствие
    личных местоимений,
    особенно 1 и 2
    лица, вместо
    которых используются
    собственные
    имена, собственные
    наименования
    или специальные
    обозначения
    (Заказчик,
    Исполнитель),
    а также глаголов
    в форме 1 и 2 лица;
    на
    синтаксическом
    уровне:
    осложнение
    простого предложения
    обособленными
    оборотами,
    однородными
    членами;
    четкое
    членение текста
    на смысловые
    блоки, обычно
    с использованием
    подзаголовков
    и цифрового
    оформления
    пунктов.
    Для
    официально-делового
    стиля характерны
    как монологические
    способы организации
    речи, так и диалог
    (разговор двух
    лиц) или полилог
    (разговор нескольких
    лиц).
    Основные
    жанры: монологические
    – приказ, служебное
    распоряжение,
    инструкция,
    заявление,
    запрос, жалоба
    (рекламация),
    рекомендация,
    отчет, обзор;
    жанры-полилоги
    – собрание,
    совещание,
    переговоры,
    интервью.
    В
    качестве примера
    приведем отрывок
    из типового
    договора:
    ДОГОВОР
    № 7
    О
    передаче
    неисключительных
    имущественных
    прав
    г.
    Москва 23 марта
    2002 г.
    Гражданка
    Российской
    Федерации
    Ружева Анна
    Ильинична,
    именуемая в
    дальнейшем
    Автор, – с одной
    стороны и ООО
    «Аранта», именуемое
    в дальнейшем
    Фирма, в лице
    генерального
    директора
    Бозина Сергея
    Ивановича,
    действующего
    на основании
    Устава, – с другой
    стороны заключили
    настоящий
    Договор о
    нижеследующем:
    1.
    Определения,
    используемые
    в Договоре
    1.1.
    Произведение
    – «Русский язык
    для школьников
    и поступающих
    в вузы», подготовленный
    Автором. Описание
    Произведения
    – пособие содержит
    основные
    теоретические
    понятия школьного
    курса русского
    языка и разъясняет
    порядок разбора
    языкового
    материала,
    адресован
    учащимся и
    особенно выпускникам
    средней школы
    в связи с отсутствием
    единого комплекта
    учебников по
    русскому языку
    для средних
    общеобразовательных
    учебных заведений.
    В
    этом отрывке
    нашли отражение
    следующие черты
    официально-делового
    стиля:

    отсутствие
    личных местоимений;

    полное именование
    действующих
    лиц с указанием
    их социального
    статуса;

    замена их в
    дальнейшем
    на специальные
    обозначения
    Автор, Фирма;

    стандартизированные
    обороты: настоящий
    Договор о
    нижеследующем,
    именуемый в
    дальнейшем,
    действующий
    на основании;

    точное указание
    на место и время
    заключения
    договора;

    осложнение
    простого предложения
    различными
    обособленными
    членами;

    членение текста
    на блоки с
    использованием
    подзаголовков
    и цифрового
    обозначения.
    Публицистический
    стиль
    Публицистический
    стиль – один
    из книжных,
    используется
    в общественно-публицистической
    и литературно-критической
    литературе,
    средствах
    массовой информации,
    на собраниях
    и митингах.
    Задача
    этого стиля
    – воздействие
    на массовое
    сознание посредством
    общественно
    значимой информации.
    Характерные
    черты публицистического
    стиля – логичность,
    образность,
    эмоциональность,
    оценочность,
    призывность.
    Для
    публицистического
    стиля характерно
    использование
    следующих
    языковых средств:
    на
    уровне лексики:
    широкое
    употребление
    общественно-политической,
    экономической,
    общекультурной
    лексики;
    использование
    торжественной
    лексики (мерило,
    воззрение,
    источать,
    несравненно),
    часто в сочетании
    с разговорной;
    использование
    образных средств:
    эпитетов, сравнений,
    метафор, фразеологизмов
    и «крылатых
    выражений»;
    акцентирование
    авторского
    «я», личной
    оценки ситуации;
    частая
    языковая игра,
    каламбуры,
    пародирование
    (особенно в
    заголовках);
    на
    уровне морфологии
    и синтаксиса:
    активное
    использование
    личных местоимений
    1 и 2 лица и соответствующих
    форм глагола;
    неиспользование
    причастных
    и деепричастных
    оборотов, их
    замена придаточными
    предложениями;
    употребление
    побудительных
    и восклицательных
    предложений,
    риторических
    вопросов;
    использование
    обращений;
    частые
    лексические
    и синтаксические
    повторы
    Основные
    жанры: публичное
    выступление
    (речь, доклад),
    дискуссия,
    критическая
    заметка, репортаж,
    интервью, статья,
    рецензия, очерк,
    зарисовка.
    Художественный
    стиль
    Художественный
    стиль используется
    в произведениях
    художественной
    литературы,
    относится к
    книжной речи.
    Задача
    стиля – нарисовать
    словами картину,
    выразить отношение
    к изображаемому,
    воздействовать
    на чувства и
    воображение
    читателя. Особенность
    – единство
    коммуникативной
    и эстетической
    функции, высокая
    образность.
    Художественный
    стиль характеризуется
    следующими
    выразительными
    средствами:
    тропы
    – обороты, в
    которых слово
    или выражение
    употреблено
    в переносном
    значении: метафора,
    метонимия,
    олицетворение,
    сравнение,
    эпитет и др.;
    фигуры
    речи: анафора,
    антитеза, градация,
    инверсия,
    параллелизм,
    риторический
    вопрос;
    ритм,
    рифма, преимущественно
    в поэтическом
    произведении.
    Более
    широким понятием
    является язык
    художественной
    литературы:
    художественный
    стиль обычно
    используется
    в авторской
    речи, а в речи
    персонажей
    могут присутствовать
    и другие стили,
    например разговорный.
    В
    качестве примера
    приведем отрывок
    из поэтического
    текста – стихотворения
    А. Блока:
    Осень
    поздняя. Небо
    открытое,
    И
    леса сквозят
    тишиной.
    Прилегла
    на берег размытый
    Голова
    русалки больной.
    Здесь
    использованы
    следующие
    характерные
    для художественного
    стиля языковые
    средства:

    ритм, рифма;

    инверсия –
    прилагательное
    после существительного:
    осень поздняя,
    небо открытое,
    берег размытый,
    русалка больная;

    тропы: открытое
    небо, леса сквозят
    тишиной, голова
    русалки прилегла
    на берег;

    синтаксический
    параллелизм
    в первой строке;

    назывные предложения,
    создающие
    ощущение статичности,
    неподвижности.
    Разговорный
    стиль
    Разговорный
    стиль противопоставлен
    книжным и
    используется
    в непринужденных
    беседах, чаще
    в неофициальной
    обстановке.
    Основная форма
    существования
    – устная, но
    может быть
    осуществлен
    и в письменной
    форме (записки,
    частные письма,
    фиксация речи
    персонажей,
    а иногда и авторской
    речи в художественных
    произведениях).
    Задача
    речи – общение,
    обмена впечатлениями.
    Отличительными
    признаками
    разговорного
    стиля являются
    неофициальность,
    непринужденность,
    неподготовленность,
    эмоциональность,
    использование
    мимики и жеста.
    Для
    публицистического
    стиля характерно
    использование
    следующих
    языковых средств:
    на
    фонетическом
    уровне:
    бо?льшая
    степень редукции
    гласных, произносительная
    компрессия
    слов (сейчас
    [щ’ас], здравствуйте
    [(з)дра?с’т’и]);
    разнообразное
    интонирование
    при относительно
    свободном
    порядке слов;
    на
    уровне лексики
    и словообразования:
    использование
    разговорной
    и просторечной
    лексики, жаргона
    (работяга,
    электричка,
    дотошный,
    потихоньку,
    лебезить);
    преимущественное
    употребление
    конкретной
    лексики, незначительное
    использование
    абстрактных,
    терминологических
    слов;
    экспрессивность
    и оценочность
    в лексике и
    словообразовании
    (обалденно,
    бух, книжонка,
    здоровенный);
    частое
    использование
    фразеологизмов;
    на
    уровне морфологии:
    наиболее
    частое из всех
    стилей употребление
    личных местоимений;
    преобладание
    употребления
    глаголов над
    употреблением
    существительных;
    редкое
    использование
    причастий и
    кратких прилагательных,
    неиспользование
    деепричастий;
    несклоняемость
    сложных числительных,
    склоняемость
    аббревиатур;
    употребление
    частиц, междометий;
    частое
    переносное
    использование
    морфологических
    средств (например,
    использование
    времен и наклонений
    в несвойственных
    им в книжных
    стилях значении);
    на
    синтаксическом
    уровне:
    употребление
    односоставных
    и неполных
    предложений;
    отсутствие
    сложных синтаксических
    конструкций;
    бессоюзие
    сложного
    предложения;
    частое
    использование
    побудительных,
    вопросительных
    и восклицательных
    предложений;
    употребление
    обращений.
    В
    качестве примера
    приведем высказывание
    одного из персонажей
    рассказа А. П.
    Чехова «Месть»:

    Отворите же,
    черт возьми!
    Долго ли еще
    мне придется
    коченеть на
    этом сквозном
    ветру? Если б
    вы знали, что
    в вашем коридоре
    двадцать градусов
    мороза, вы не
    заставили бы
    меня ждать так
    долго! Или, быть
    может, у вас
    нет сердца?
    В
    этом небольшом
    отрывке нашли
    отражение
    следующие черты
    разговорного
    стиля:

    вопросительные
    и восклицательные
    предложения,

    междометие
    разговорного
    стиля, черт
    возьми,

    личные местоимения
    1 и 2 лица, глаголы
    в этой же форме.
    Еще
    один пример
    – отрывок из
    письма А. С. Пушкина
    к жене, Н. Н. Пушкиной,
    от 3 августа
    1834 года:
    «Стыдно,
    женка. Ты на
    меня сердишься,
    не разбирая,
    кто виноват,
    я или почта, и
    оставляешь
    меня две недели
    без известия
    о себе и о детях.
    Я так был смущен,
    что не знал,
    что и подумать.
    Письмо твое
    успокоило меня,
    но не утешило.
    Описание вашего
    путешествия
    в Калугу, как
    ни смешно, для
    меня вовсе не
    забавно. Что
    за охота таскаться
    в скверный
    уездный городишко,
    чтоб видеть
    скверных актеров,
    скверно играющих
    старую, скверную
    оперу? Просил
    я тебя по Калугам
    не разъезжать,
    да, видно, уж у
    тебя такая
    натура.»
    В
    этом отрывке
    проявились
    следующие
    языковые признаки
    разговорного
    стиля:

    использование
    разговорной
    и просторечной
    лексики: женка,
    таскаться,
    скверный, разъезжать,
    что за охота,
    союз да в значении
    ‘но’, частицы
    уж и вовсе
    не, вводное
    слово видно,

    слово с оценочным
    словообразовательным
    суффиксом
    городишко,

    инверсионный
    порядок слов
    в некоторых
    предложениях,

    лексический
    повтор слова
    скверный,

    обращение,

    наличие вопросительного
    предложения,

    употребление
    личных местоимений
    1 и 2 лица единственного
    числа,

    употребление
    глаголов в
    настоящем
    времени,

    употребление
    отсутствующей
    в языке формы
    множественного
    числа слова
    Калуга (по Калугам
    разъезжать)
    для обозначения
    всех маленьких
    провинциальных
    городов.
    Заключение
    Изучение
    стилистических
    особенностей
    речи, стилей
    учит сознательному
    отбору и использованию
    языковых средств
    в речи. Точность
    как качество
    речи всегда
    связывается
    с умением ясно
    мыслить, со
    знанием предмета
    речи и значения
    слов.
    Языковая
    норма складываются
    как результат
    отбора элементов
    (лексических,
    орфографических,
    орфоэпических
    и т.д.) из числа
    существующих
    в современном
    языке для
    обслуживания
    коммуникативных
    потребностей
    общества.
    Стилистическая
    норма это принятая
    обществом в
    данный исторический
    период совокупность
    правил, которые
    регламентируют
    использование
    слов в зависимости
    от сферы употребления.
    Стилистические
    нормы изменчивы
    и отражают те
    языковые варианты,
    которые наиболее
    распространены
    в практике
    использования.
    Стиль
    же речи это
    совокупность
    приемов, способов,
    манер использования
    этих средств,
    а также совокупность
    лексических,
    грамматических
    и синтаксических
    особенностей,
    которые придают
    речи определенную
    окраску и делают
    речь или научной,
    или официальной,
    или разговорной.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    Белошапкова
    В.А Современный
    русский язык.
    М., 1977.
    Головин
    Б.Н. Основы культуры
    речию М., 1988.
    Горбачевич
    И.Н. Нормы современного
    русского языка.
    М., 1981.
    Истрина
    Е.С. Нормы русского
    литературного
    языка и культура
    речи. М., 1948.
    Костомаров
    В.Г. Жизнь языка.
    М., 1995.
    Практическая
    стилистика
    русского языка:
    функциональные
    стили /под ред.
    В.А. Алексеева
    и К.А. Роговой.
    М., 1982.
    Розенталь
    Д.Э. Практическая
    стилистика
    русского языка.
    М., 1989.
    Сиротина
    Л.П. Современная
    разговорная
    речь и ее особенности.
    М., 1974.
    Хазанова
    А.С., Цвайг Л.В.
    Русский язык:
    практическое
    руководство.
    М., 1996.

  9. Цель данного занятия – научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля. В заданиях употребляются следующие термины: Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, определяемая условиями и целями общения в определенной сфере общественной деятельности и обладающая некими стилистически значимыми языковыми средствами.
    Выделяют следующие функциональные стили: научный, официалъ но-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный.
    Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.
    А. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно — в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время» и т. п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компе-тенция философии).
    Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее — ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).
    В. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, — с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля.
    Г. Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? В о т Джо М а р -тин, например, так не д у м а е т. Е м у 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса — и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит н а у к и в том месте, которое е м у обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
    D 7. 2. Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю.
    Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна (МЭ и МО. 2007. №12).
    7. 3. Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.
    В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.
    • 7. 4. Напишите заявление в профсоюзный комитет с просьбой предоставить вам путевку на базу отдыха. Используйте конструкции официально-деловой речи.
    • 7. 5. Составьте доверенность на получение стипендии.
    • 7. 6. Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина «Молодежь идейно ушла в себя», найдите в нем черты, свойственные газетно-публицистическому стилю.
    Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно… Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи – хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы… Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! …И еще.
    «
    1
    2
    »

  10. Художественный стиль:

    Публицистический стиль:
    Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке.
    Научный стиль речи — стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.
    Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.
    Почему нет остальных? К тексту, помимо задания А29, относятся такие, как В8 (определение изобразительно-выразительных средств) и С1 (написание сочинения-рассуждения).
    Подумай, как можно говорить о достоинствах разговорного стиля или написать сочинение по тексту научного или официально-делового стиля?!
    Поэтому 5-ege.ru остановился именно на вопросе о том, как различить текст художественного и публицистического стилей (картинки выше).
    https://5-ege.ru/stili-i-tipy-rechi/

    Типы речи

    описание
    повествование
    рассуждение
    это словесное изображение кого-либо или чего-либо
    это рассказ о событиях
    это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли
    Вспомни, как ты описываешь фотографию или картину.
    Вспомни, как ты пересказываешь фильм или сюжет книги
    Вспомни, как ты строишь речь, когда пытаешься кого-либо убедить в своей точке зрения.
    ОПИСАНИЕ= ПРИЗНАК1+ПРИЗНАК2+ПРИЗНАК3
    ПОВЕСТВОВАНИЕ= СОБЫТИЕ1+ СОБЫТИЕ2+ СОБЫТИЕ3
    РАССУЖДЕНИЕ= СУЖДЕНИЕ1+ СУЖДЕНИЕ2+ СУЖДЕНИЕ3
    Разбор задания.
    Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
    1) описание
    2) повествование и рассуждение
    3) повествование и описание
    4) повествование
    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
    Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание.
    Таким образом, правильным является вариант №3.
    Рекомендуем:
    Лексические нормы (употребление слова), паронимы
    Морфологический анализ слова, примеры
    Приставки в русском языке
    Способы словообразования слов в русском языке с примерами
    Типы подчинительной связи в словосочетаниях

  11. Если же говорить научно, стиль — это система различных языковых средств и способов, которыми они организуются, сложившаяся за весь исторический период развития языка. Использование каждой из сложившихся систем характерно для строго определенной сферы общения людей: например, научной сферы, официально-деловой, сферы деятельности средств массовой информации, художественной литературы или сферы общения в быту или Интернете.
    Кстати, обратите внимание: в некоторых источниках стили текста называют стилями речи. Оба словосочетания — это одно и то же.

    Виды стилей текста (речи)

    В русском языке исторически сложилось четыре функциональных стиля. Позже из  публицистического выделился стиль художественной литературы.
    Таким образом, в настоящее время выделяются пять стилей речи:
    научный,
    официально-деловой,
    публицистический,
    художественный,
    разговорный.
    Как отличить один стиль от другого? Например, мужской деловой костюм – это сочетание брюк, рубашки, галстука, пиджака и туфель. И стиль — тоже сочетание определенных «предметов» — элементов: слов, предложений (синтаксических конструкций) и структуры текста.

    Характеристики стилей речи

    Итак, как по «одежке» опознать научный стиль?
    Научным стилем написаны статьи, монографии, диссертации и прочее. Каковы его яркие черты? Обильная и часто незнакомая терминология. Громоздкие предложения и объемные абзацы на пол-страницы. Максимум существительных и минимум глаголов. Безличное «мы» вместо «я».
    Как опознать официально-деловой стиль?
    Этим стилем написаны все официальные документы — начиная с законов и заканчивая деловыми записками, которыми обмениваются сотрудники государственных и коммерческих учреждений. Это язык инструкций, отчетов, докладных и так далее. Для него характерны отглагольные существительные, длинные предложения, прямой порядок слов, жесткая логика и предельная точность в изложении информации (в ущерб легкости чтения и удобства восприятия), широкое использование штампов, языковых клише.
    Как опознать публицистический стиль?
    Публицистический стиль мы встречаем, в первую очередь, в СМИ — газетах, журналах, новостных сайтах, статьях в общественных блогах и т. п. Для него характерны жесткая нацеленность на результат — сообщить информацию, которая будет воздействовать на мировоззрение большого числа людей и влиять на их отношение к общественным делам и проблемам. Поэтому публицистический стиль любит отвлеченные слова и понятия, имеющие большое общественное, политическое или нравственное значение, например, «прогресс«, «развитие«, «свобода слова«, «патриотизм» и т. п.; активно использует логичность в подаче информации, образность, насыщенность эмоциями, оценки и призывы к действию.
    Как опознать художественный стиль?
    Богатая экспрессивно-эмоциональная лексика. Метафоры и сравнения на каждом шагу. «Оттеночные» слова – жаргонные, ругательные, устаревшие. Конструкции предложений, легкие для восприятия («Смеркалось»). Яркая авторская позиция.
    Как опознать разговорный стиль?
    В первую очередь, это стиль для повседневного живого общения между людьми. В письменной речи он используется тогда, когда автор хочет установить со своими читателями более тесный, личный контакт. В разговорном стиле часто написаны личные заметки в блоге, продающие тексты, заметки с социальный сетях и т. д. Для него характерны живая речь, ярко выраженная экспрессия, разговорные и просторечные слова и обороты, красочность, высокая субъективность и оценочность, повторы, неполные предложения. Иногда используется и обсценная лексика.
    Таким образом, в работе над текстом важно соблюдать правила — сочетания стилистических элементов. Иначе вы рискуете остаться без читателя, а рукопись – закрыть в столе. Почему? А вы пойдете устраиваться на работу в офис в драных джинсах и вытянутой футболке? Думается, что нет.
    Так и роман не стоит писать научным стилем. Однако в художественном стиле вы можете использовать элементы каждого — научного, разговорного, публицистического… Главное, понимать — зачем вы это делаете, с какой целью, какого эффекта хотите добиться.
    Поэтому, чтобы не выглядеть глупо, узнайте особенности разных стилей, их элементы и – научитесь с ними работать.
    И не забывайте — встречают по одежке. И не только людей, но и тексты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *