Сочинение на тему страх 4 класс литературное чтение

5 вариантов

  1. Самостоятельно придумай текст – рассуждение.

    Пример текста – рассуждения “Дружба” для 4 класса.

    К сожалению, мало кто знает, что такое дружба.
    Сегодня мы спешим назвать человека другом, даже не понимая истинного значения этого слова.
    Ведь, друг – это не просто человек, с которым ты сидишь за одной партой, играешь, общаешься.
    Друг – это человек, который и душой, и телом с тобой.
    Он никогда не оставит в беде, всегда готов подставить дружеское плечо.
    Для друга нет ограничений во времени.
    И сегодня, и через год, и через пять лет он готов примчаться на помощь.
    Друг – это тот, с которым не страшно поделиться даже самыми сокровенными тайнами.
    Он никогда никому не станет рассказывать.
    С ним можно поделиться радостями, переживаниями, проблемами.
    Для друга не существует ни зависти, ни злости, ни цели навредить.
    Друг – это человек, с которым ты на одной волне, которого понимаешь с полуслова.
    Это тот, кто не боится сказать в глаза правду, он укажет на твои какие-то ошибки, дабы ты больше их не сделал.
    Он всегда посоветует лучшее решение.
    Разделяет с тобой и горе, и радость.
    Друг – не тот, кто с тобой в минуты счастья и веселья.
    Друг – тот, кто с тобою всегда!

  2. Каждый человек имеет страхи, у всех они абсолютно разные. Даже тот кто говорит что ничего не боится, все ровно у него заложен страх, может мелочный, но все же он есть. Кто-то боится высоты, кто-то замкнутых пространств, кто-то насекомых или собак, кто-то просто публичных выступлений и можно перечислять невероятное количество страхов. Чтобы преодолеть свои страхи, с ними нужно столкнуться лицом к лицу, и не стоит избегать, а нужно побороть его. Страхи они иногда могут мешать жить, поэтому вестись на поводу у страха не стоит, это всего лишь обман, которого не существует, стоит лишь это осознать.
    Страхов у человека может быть много, и сила их выражения разная. У меня страхов много, еще остались некоторые с детства, некоторые приобрел как начал взрослеть. Я с детства очень боюсь стоматологов. Но понимая что поход к нему, это необходимость, потому, что я хочу иметь красивые, здоровые зубы. Поэтому, я стараюсь побороть свой страх, но все же видя все инструменты, особенно бормашину, страх переполняет мое тело, и невыносимое напряжение. Но спустя пару минут, когда я себя переубеждаю, что это не так настолько страшно, как это сглаживается в воображении, становится немного легче. Еще я очень боюсь потерять близких. Это происходит с большим чувством выражения тогда, когда я начинаю думать об этом, но понимаю, что постоянно думать об этом бессмысленно, я просто ценю, уважаю, люблю и радую своих близких мне людей, всем чем можно.
    Один из страхов большинства людей это темнота, кто-то боится сильно, что даже спит с включенным светом, а у кого-то страх слабо выражается. Я могу спать спокойно, но если вдруг послышится шорох, то страх переполняет тело. Телом просто невозможно контролировать, оно становится не податливым.
    Страх – это иллюзия, которая обманывает твое тело, и делает его не контролируемым, оно овладевает телом, и становится сильнее нас, но нужно с ним начинать борьбу, и избавляться. Поскольку страхи это просто мелочь, которая имеет иногда сильное, а иногда слабое чувство. Я стремлюсь быть сильнее, и делать то чего я боюсь, чтоб быть сильнее их.

  3. Баба Яга, эскалатор, машины, лекарства, вода,
    высота, возможная неудача и даже соседка по подъезду — это лишь малая часть
    вещей, которые вызывают страх у детей и подростков. То, что взрослым кажется
    обычным или даже не существующим, для детей порой становится настоящим
    кошмаром. В такой ситуации они нуждаются в помощи и поддержке родителей. И
    помогать нужно с умом, т.к. последствия необдуманных действий в этот момент
    могут быть крайне плачевными. Для начала необходимо разобраться, что
    представляет собой понятие «страх».
    Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы
    биологическому или социальному существованию индивида и направленная на
    источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли, которая
    появляется в результате реальных действий опасных для индивида, страх возникает
    при их предвосхищении [3].
    Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный
    характер. Это одна из первых эмоций, которую человек испытывает в своей жизни
    [2]. Ребенок знает об окружающем мире гораздо меньше, чем взрослые, и поэтому
    начинает бояться многих вещей, которые взрослым кажутся совсем нестрашными.
    Поэтому родителям зачастую детские страхи кажутся вымышленными, но для самих
    детей они вполне реальны. Ребенок имеет право бояться и выражать свои опасения,
    независимо от того, мальчик он или девочка, большой или маленький. Он имеет
    право быть самим собой, не подстраиваться под тот идеальный образ, который
    рисуют себе взрослые. Все дети чего-нибудь боятся и это нормально. Задача
    родителей — принять страх ребенка и помочь ему преодолеть его. В каждом
    возрасте есть свои ведущие страхи и способы их преодоления.
    «Нарисуй
    свой страх»

    Ребенок рисует свой страх, затем ему предлагается несколько
    вариантов избавления от него: уничтожить рисунок, украсить его; подружиться с
    ним, нарисовать себя рядом.
    Дошкольники
    Исследование Авдеевой Н.Н. и Кочетовой Ю.А. показало,
    что возникновению страхов у дошкольников способствуют следующие аспекты
    детско-родительских отношений:
    отсутствие эмоциональной близости родителя с
    ребенком;
    непринятие (отвержение) ребенка родителем;
    высокий уровень тревожности в детско-родительских
    отношениях [1].
    Наиболее часто встречающимися страхами в дошкольном возрасте
    являются страх смерти, страх сказочных персонажей, страх психологического
    одиночества, страхи нападения и страх войны.
    Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность,
    достигает максимума именно в младшем дошкольном возрасте: у мальчиков в 3 года
    — это страх темноты, замкнутого и открытого пространства, воды, врачей; в 4
    года — страх одиночества и транспорта; у девочек – страх одиночества, темноты и
    боли. Также может наблюдаться и страх высоты. Такие дети не съезжают с горки,
    быстро усваивают предосторожности, например, не подходить к открытому окну, не
    стоять на краю обрыва.
    У детей старшего дошкольного возраста преобладают страхи
    боли, повреждения. Ребенок осознает этот страх только тогда, когда начинает
    ощущать свою уникальность. Присутствуют страхи огня и пожара. Они являются
    одним из проявлений страха смерти, который в свою очередь выступает на первый
    план. Он характерен для старших дошкольников ввиду того, что в этом возрасте
    интенсивно развивается абстрактное мышление, способность к обобщениям,
    происходит осознание времени и пространства. Таким образом, ребенок осознает
    необратимость происходящих возрастных изменений.
    Как помочь?
    Родителям не нужно создавать из этих страхов проблемы.
    Необходимо вовремя успокоить детей, ласково поговорить с ними и не
    настаивать на незамедлительном выполнении своих требований. Для коррекции
    страха темноты необходимо всего лишь оставить включенным небольшой ночник или
    неплотно закрытую дверь в комнату. И не стоит спешить — выключайте на ночь
    свет, только когда ребенок сам захочет. Нельзя заниматься «закаливанием»,
    т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не закрывайте его в комнате
    «чтобы привыкал». В лучшем случае вы еще сильнее напугаете ребенка. Но
    последствия могут быть куда печальнее. Это неврозы, заикания, а также
    отклонения в развитии. Не нужно кричать на ребенка, ведь все что
    угодно, можно объяснить спокойно. Не относитесь к страхам детей как к капризам,
    тем более нельзя ругать и наказывать детей за трусость. Важно дать понять
    ребенку, что вы его хорошо понимаете, так как объяснить ребенку, что
    «монстров не существует», обычно невозможно.

    «Сочинение рассказа на тему
    страха»

    Задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того
    чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в
    рассказ элементов юмора.
    Младший школьный возраст
    Несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из
    ведущих в данном возрасте будет страх опоздания в школу. В более широком плане
    он означает страх не соответствовать требованиям родителей, страх
    наказания/порицания родителей, сделать что-либо не так, как следует, как
    принято. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, поскольку они
    раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм, в большей степени
    подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают
    отклонения своего поведения от общепринятых норм.
    Как показало исследование Авдеевой Н.Н.и Кочетовой Ю.А.,
    наиболее неблагоприятными типами детско-родительских отношений (в плане
    возникновения страхов) у младших школьников являются:
    сверхтребовательность родителей (ребенок будет
    находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности,
    нерешительности);
    гиперконтроль со стороны родителей (мнительное
    отношение к ребенку, чрезмерная концентрация на его социальном статусе среди
    друзей, заостренное ожидание от ребенка успехов в учебе, а в будущем в
    профессиональной деятельности рождают страх несоответствия требованиям
    родителей, страх совершить ошибку) [1].
    Как помочь?
    Прежде всего, необходимо сформировать более адекватное
    отношение к школьным успехам ребенка и осознать, что оценки – это не самое
    главное в его жизни и в жизни родителей. Для преодоления страха не справиться с
    заданием ребенку будет полезно периодически вспоминать свои победы, повышать
    уверенность в себе, учиться навыкам эффективного разрешения проблем.
    Нужно всячески поощрять, развивать и укреплять интересы ребенка. При
    необходимости стоит поговорить с учителем об особенностях ребенка, вместе
    искать способы снижения страха. Постепенно снижать страх ответа у доски,
    понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой
    ситуации.
    «Фантазирование»
    Не у всех
    детей страхи выражены конкретно. В таких случаях ребенка можно попросить
    закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не
    только представить как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков
    страх на ощупь. Ребенку предлагают побыть этим страхом и рассказать от его
    имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от
    имени страха расскажет самому себе кто он, как от него избавиться.
    Подростки
    Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою
    индивидуальность, быть собой, а с другой – быть вместе со всеми, принадлежать
    группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Страх изменения имеет и
    физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят
    волнующие сдвиги в деятельности организма. У подростков выражены также страхи
    нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек – стихии
    и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом
    характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем
    подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом
    самосохранения.
    Все страхи можно условно разделить на природные и
    социальные:
    Природные страхи основаны на инстинкте
    самосохранения и, помимо страхов смерти себя и близких, включают страхи
    чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты,
    глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли,
    врачей, неожиданных звуков и т.д.
    Социальные страхи – это страхи одиночества,
    каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с
    чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников. Следствием этого
    будет страх отсутствия признания, групповой поддержки, как и страх, быть изгоем
    и отвергнутым. Таким образом, в мотивации страха «быть не собой» присутствуют
    страхи «быть ничем», «не тем» и «никем» [4].
    Как помочь?
    Родителям стоит рассказать ребенку о сво?м опыте негативных
    отношений со сверстниками и о том, как им удалось справиться с этими
    ситуациями. Помочь ребенку найти безобидные способы выражения гнева на
    обидчиков, обучать ребенка общаться с другими людьми. Помочь ребенку выйти из
    позиции беспомощной жертвы, повышать самооценку и уверенность в себе. Создать
    психологически комфортные условия для ребенка, которые помогли бы ему
    чувствовать себя защищенным.
    «Страх
    темноты»
    (для детей 4-6 лет)
    В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые
    прячутся в освещенном помещении, а некоторые – в темном (днем – в комнате
    с плотно задвинутыми шторами, вечером – при включенном ночнике). За игрушку,
    найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу
    подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном
    месте.

    Детские страхи абсолютно нормальное и естественное явление.
    Они свойственны всем детям независимо от их возраста, пола, социального
    положения, типа воспитания. Для того, чтобы преодолеть страх, родителям
    необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без
    стеснения могут сказать родителям обо всем, что их пугает. Ребенок, который
    слышит похвалу в свой адрес, чувствует любовь, поддержку и, главное, понимание
    со стороны родителей быстро перестает бояться и забывает свои страхи.
    Литература по теме:
    Проблема метода психологического изучения школьных страхов
    учащихся начальных классов, Гузанова Т.В.
    Образы-символы страхов старших дошкольников, Ибахаджиева
    Л.А.
    Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в
    течение учебного года, Гузанова Т.В.
    Литература
    Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А.
    Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение
    страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2008. №4. – C. 35 –
    47
    Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей».
    – СПб.: Издательство «Союз», 2004.
    Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд.,
    перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с. – (Библиотека практической
    психологии).
    Шишкова Е.Ю.
    Работа с детскими страхами на Детском телефоне доверия //
    Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям,
    педагогам.
    РаспечататьПолучить ссылку для блога

  4. Каждый из нас чего-нибудь боится. Не думаю, что найдется такой человек, который вовсе лишен страхов. Если он не боится за себя, то точно переживает за близких. Кто-то боится пауков, кто-то высоты, некоторые боятся плавать или летать на самолете. В повседневной жизни нас преследует множество страхов, а СМИ и кинематограф поселяют их в нашей душе еще больше.
    Страх – очень неприятное чувство, но это и естественный механизм самосохранения, заложенный в нас природой. Если бы его не было, неизвестно, смогло бы человечество дожить до сегодняшних дней или нет. Страх не дает нам делать глупости, опасные для жизни, и это правильно. Но в то же время нельзя поддаваться страху полностью и позволять ему завладеть вашей волей. Потому что в таком случае человек превращается в труса.
    В одном из романов Леонова «Русский лес» героиня, прислушавшись к совету отца, смотрит в лицо своему страху при встрече с немцами. Когда автоматчик уже готов был нажать на курок, она не побежала, что и спасло ей жизнь.
    А в рассказе Шолохова «Судьба человека» герой, будучи в плену у немцев, отказывается пить с комендантом концлагеря за победу немецкой армии, хоть это и грозит ему расстрелом. Он соглашается выпить за свою погибель. После трех стаканов пораженный его стойкостью и мужеством комендант отпускает его обратно в камеру. Здесь победа над страхом означала сохранение человеческого достоинства для героя и демонстрацию силы русского духа.
    Каждый из нас ежедневно сражается со своими страхами. Не всем это дается легко, но нужно помнить, что страх делает нас слабыми и уязвимыми, и если мы избавимся от него, то обретем уверенность и силы для борьбы.

  5. 5
    Текст добавил: автор твоей улыбки

    1. Литература ужасов как жанр фантастики.
    2. Мир волшебных сказок.
    3. Особенности готического романа.
    4. Легенды и мифы.
    5. Мистические мотивы в русской классике.
    «Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого» — это слова основоположника отдельного жанра фантастики, который получил название «мифология ужаса» Г. Ф. Лавкрафта. Литература, в которой главенствует тема страха, давно стала очень популярной, прочно заняла свое место в культуре. Что представляет собой литература ужасов как жанр? (Часто используется английское horror literature или просто horror). Литература ужасов — это разновидность фантастической литературы. Главной особенностью является тематика. Произведения подобного рода обязательно предполагают упоминание о потусторонних явлениях, предметах, существах. Обязательно присутствие персонажей, которые известны из фольклора и мифологии — мертвецов, привидений, вампиров, колдунов, оборотней. У разных народов мира есть множество волшебных сказок, каждая из которых приоткрывает для нас дверцу в мир потустороннего. Литературные сказки разных народов также опираются на фольклорные мотивы. Вот, например, в сказке В. А. Жуковского о спящей царевне злая колдунья пожелала принцессе:
    На шестнадцатом году
    Повстречаешь ты беду;
    В этом возрасте своем
    Руку ты веретеном
    Оцарапаешь, мой свет,
    И умрешь во цвете лет!
    Некоторые сказки гораздо более оптимистичны. Главный герой успешно справляется с опасностями, преодолевает трудности. И побеждает злых врагов, тем самым, спасаясь от смерти. Например, в сказке А. С. Пушкина о спящей царевне добрая волшебница противопоставляет свое мастерство злым козням колдуньи.
    Будет то не смерть, а сон;
    Триста лет продлится он;
    Срок назначенный пройдет,
    И царевна оживет;
    Будет долго в свете жить;
    Будут внуки веселить
    Вместе с нею мать, отца
    До земного их конца.
    Но в других произведениях неотвратимость вмешательства потусторонних сил так очевидна, что приходится смириться с чем-то страшным и неведомым. «Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-Богу, обморочит!» (Н. В. Гоголь «Заколдованное место»). В произведениях, где главенствует тема страха, мир реальный тесно соприкасается с миром нереальным, сказочным, потусторонним. Эти миры очень тесно переплетаются. Где вымысел, где правда, бывает трудно разобрать. Мир, в котором есть нечто загадочное, непознанное, кажется очень интересным, даже если потусторонние силы выглядят опасными. Читатель прекрасно понимает, что все, о чем говорится в произведении, — это вымысел. Однако как бы рациональны и скептичны мы ни были, все равно у нас остается интерес к тому, что нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла.
    В большинстве сказок все-таки добро обязательно побеждает зло, каким бы страшным и пугающим это зло не было. И у читателя остается ощущение, что он сам избежал реальной опасности. Конечно, не всегда все так просто. Некоторые сказки зловещи по своей сути. Пусть в конце добро и побеждает. Но если прочитать внимательнее, то в этой победе все равно много зла. Например, положительный главный герой, победив своих врагов, жестоко им мстит. Тут варианты могут быть самыми разными. Врагов могут убить, причем довольно жестоко. Им могут отомстить и магическими методами, то есть превратить в животное, растение или даже предмет, например камень. Фольклорные традиции разных народов, упоминающие о сверхъестественном, напрямую связаны с чем-то темным и злым. Неведомое представлялось опасным, грозящим человеку злом.
    Мистическая литература как особый жанр ведет свое начало от готического рыцарского романа середины XIII века. Если говорить о готическом романе как о разновидности мистического произведения, то к характерным особенностям данного вида жанра можно отнести место действия — средневековый замок, где обязательно есть призраки. Люди попадают под воздействия демонических сил. Фаталистическая предопределенность победы зла делает человека слабым, уязвимым, абсолютно беззащитным. Мистические темы готического романа становятся очень популярными в период с XVI по XVIII век. Впрочем, если говорить о мрачном Средневековье, то придется признать, что традиции готического романа здесь имели свои особенности.
    В Средневековье было особое понимание смерти. Голод, массовые эпидемии, низкий уровень медицины и другие обстоятельства были причиной того, что продолжительность жизни оказывалась очень невелика. Смерть была для людей чем-то обыденным, что привело к особому ее восприятию. В культуре была очень популярна тема «Пляски Смерти». На картинках и гравюрах часто изображалось, как Смерть уводит за собой в танце людей разного сословия. Это мог быть крестьянин или король, священник или зажиточный господин. К «Пляске Смерти» обращались такие художники, как А. Дюрер, Г. Гольбейн Младший.
    В XIX веке жанр литературы ужасов можно считать уже полностью сформированным. В частности, именно в это время появилось культовое произведение Б. Стокера (1847—1912) «Дракула». Это произведение стало классикой литературы ужасов. Оно послужило началом появления целого ряда произведений о существах с особенным инфернальным магнетизмом — вампирах. Из фольклора разных народов мира мы знаем, что вампир — это оживший мертвец, питающийся кровью живых. Легенды, которые были распространены в Европе, говорили, что вампиры днем спят, а ночью отправляются на охоту. Вампиры могут днем пребывать в могиле. Но чаще излюбленным местом их дневного обитания являются уединенные подземелья (идеально подходят для них старые замки с многочисленными подземными помещениями). Согласно народным поверьям, вампирами могут стать самоубийцы, ведьмы, колдуны, некрещеные или незаконнорожденные дети, преступники. Также и обычный покойник, если на него вдруг прыгнула кошка. Если вампир кого-то укусит, то жертва, разумеется, сама обязательно превратится в вампира. Русская классика также не обошла своим вниманием тему вампиризма. Например, у А. К. Толстого есть интересные произведения на эту тему — «Упырь» и «Семья вурдалака».
    В повести «Семья вурдалака» дается такое объяснение: «…вурдалаки, как называются у славянских народов вампиры, не что иное в представлении местных жителей, как мертвецы, вышедшие из могил, чтобы сосать кровь живых людей. У них вообще те же повадки, что у всех прочих вампиров, но есть и особенность, делающая их еще более опасными. Вурдалаки… сосут предпочтительно кровь у самых близких своих родственников и лучших своих друзей, а те, когда умрут, тоже становятся вампирами, так что со слов очевидцев даже говорят, будто в Боснии и Герцеговине население целых деревень превращалось в вурдалаков». Мистическая литература всегда опирается на мрачные легенды и мифы. Н. В. Гоголь часто использовал в своих произведениях подобные мотивы. Например, в повести «Страшная месть» есть такая сцена: «Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из нее высохший мертвец. Борода до пояса; на пальцах когти длинные, еще длиннее самих пальцев. Тихо поднял он руки вверх. Лицо все задрожало у него и покривилось. Страшную муку, видно, терпел он. «Душно мне! душно!» — простонал он диким, нечеловечьим голосом».
    Встреча с какими-то потусторонними существами вообще-то ничего доброго за собой не влечет. Эта ситуация однозначно считается опасной. Однако существа могут очень маскироваться. Например, им ничего не стоит притвориться обычным барашком, как это написано в рассказе Тургенева «Бежин луг». Вот ехал однажды некий человек поздно ночью. И лежал его путь рядом с тем местом, где был давным-давно похоронен утопленник. Сразу ясно, что место это нехорошее. Но Ермиле (так звали героя) все равно деваться было некуда. Вот ехал он, ехал и вдруг рядом с могилой увидел хорошенького белого, кудрявого барашка. Ермил решил барашка взять. Слез с лошади, поймал животное и снова собирался залезть на лошадь. Но не тут-то было.
    «Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять: барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…». Как тут не вспомнить сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь мы видим полный «набор» того, что могло испугать не только человека XIX века, но и современного читателя. Сидят чудовища кругом:
    Один в рогах с собачьей мордой,
    Другой с петушьей головой,
    Здесь ведьма с козьей бородой,
    Тут остов чопорный и гордый,
    Там карла хвостиком, а вот
    Полужуравль и полукот.
    Еще страшней, еще чуднее:
    Вот рак верхом на пауке,
    Вот череп на гусиной шее
    Вертится в красном колпаке,
    Вот мельница вприсядку пляшет
    И крыльями трещит и машет;
    Лай, хохот, пенье, свист и хлоп.
    Людская молвь и конский топ!
    Сон Татьяны — это яркий пример предвидения будущего. Мысль о возможном предвидении будущего всегда вызывает страх. В поэме В. А. Жуковского «Светлана» в крещенский вечерок девушки решили погадать. Одна из подруг, Светлана, рассказала о своей печали. Ее милый друг далеко, девушка о нем ничего не знает. Это заставляет ее грустить и тосковать. Подруги подумали, что Светлане стоит погадать.
    Вот красавица одна;
    К зеркалу садится;
    С тайной робостью она
    В зеркало глядится…
    По-видимому, девушка заснула. И ей привиделось, как кто-то вошел в дверь и посмотрелся в зеркало. Светлана увидела своего любимого:
    Едем! Поп уж в церкви ждет
    С дьяконом, дьячками;
    Хор венчальну песнь поет;
    Храм блестит свечами.
    Светлана вместе с женихом поскакали в ночи. Возлюбленный девушки был молчалив. Вдруг в церкви Светлана увидела черный гроб и попа, совершающего обряд погребения:
    Вдруг метелица кругом;
    Снег валит клоками;
    Черный вран, свистя крылом,
    Вьется над санями;
    Ворон каркает: печаль!
    Все исчезло. Девушка осталась одна. По дороге она вдруг увидела избушку, в которой был белый гроб и свечка перед иконой. В гробу оказался жених девушки. Мертвец было встал, но белый голубь вспорхнул ему на грудь и тот упал обратно в гроб. Сон Светланы оказался жутковатым. Но она проснулась, и увидела, как ярко светит солнце. И к дому подъезжает ее жених, живой и здоровый. Конец произведения очень оптимистичный: Вот баллады толк моей:
    «Лучший друг нам в жизни сей
    Вера в провиденье.
    Благ зиждителя закон:
    Здесь несчастье — лживый сон;
    Счастье — пробужденье».
    Тема страха в литературе сложна и многогранна. Интерес к ней не угасает, и это вполне объяснимо. Бурное развитие науки и техники все-таки не может вытеснить интереса к потустороннему. И пусть для большинства современных читателей мистические мотивы кажутся чем-то несерьезным, они по сути своей являются очень важной и неотъемлемой частью мировой литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *