Сочинение на тему судьба обломова

14 вариантов

  1. Роман “Обломов” Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди – герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России.
    Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет. А получше узнав петербургских приятелей – Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара – это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое.
    Другой герой романа – друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен.
    Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с “голубиной нежностью”. Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная. Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело – Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться.
    Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: “сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это – “обломовщина”; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни”. А.В. Дружинин писал, что обломовщина “в слишком обширном развитии, вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее проявлению не за что относиться с враждой”. Но они едины в мнении, что Обломов – порождение среды и одновременно ее жертва.
    Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, “охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. “В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных писателей… У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его
    Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа “Обломов”. Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям.

  2. Роман “Обломов” Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди – герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России.
    Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет. А получше узнав петербургских приятелей – Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара – это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое.
    Другой герой романа – друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен.
    Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с “голубиной нежностью”. Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная. Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело – Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться.
    Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: “сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это – “обломовщина”; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни”. А.В. Дружинин писал, что обломовщина “в слишком обширном развитии, вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее проявлению не за что относиться с враждой”. Но они едины в мнении, что Обломов – порождение среды и одновременно ее жертва.
    Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, “охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его”. “В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных писателей… У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его
    Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа “Обломов”. Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям.
    Отмечая объективность повествования в произведениях Гончарова, было бы неверно делать вывод о равнодушии писателя к изображаемому, к его оценке. Весь ход повествования, черты и краски, которыми создается образ, обстановка действия, отбор деталей, речь персонажей и го лос повествователя — все это определяется писателем, и определяется таким образом, что читатель.не заблуждается в своих основных оценках, в своих симпатиях и антипатиях…
    Роман “Обломов” вызвал широкий поток откликов — критических статей, рецензий, отзывов известных литераторов и простых читателей. Но среди всех отзывов Гончаров особенно выделял статью Добролюбова, хотя революционным убеждениям критика писатель был чужд. Гончаров поражался в статье Добролюбова глубине проникновения в замысел произведения, меткости характеристик, неотразимой логике и убедительности критического анализа. “Взгляните, пожалуйста, — писал он П. В. Анненкову, — статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине — т. е. о том, что она такое — уже сказать после этого ничего нельзя…”
    Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили время Гончарова и Добролюбова. Произведение, повествующее о том, как от апатии, лени и безволия гибнет человек, не навевает, однако, чувства уныния и пессимизма. Добролюбов о впечатлении, возникающем при чтении “Обломова”, писал: “После прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомление; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас”.
    Этой бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова и нам, хотя общественный строй и быт, рождавшие Обломовых и обломовщину, давно и бесповоротно отошли в прошлое.

    Похожие сочинения

    Образ Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»

  3. И. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” — одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является образ главного героя. Кто он? “Барин”, — без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой? С первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный автором. Первое впечатление нельзя назвать отталкивающим, оно скорее удивляет, особенно слова о том, что “лежание у Ильи Ильича… было нормальным состоянием”, и это-то у человека “лет тридцати двух-трех от роду”, в самом расцвете сил! На фоне энергичных и деятельных Штольца, Тарантьева, Волкова он выглядит по меньшей мере странно. Но это только на первый, поверхностный взгляд. По мере того как мы подходим к концу романа, Обломов постепенно поднимается в наших глазах от своего дивана до высот Олимпа. Он предстает абсолютно другим человеком, гораздо более возвышенным, чем в самом начале. Так кто он на самом деле? Чем же он живет?
    Уже много лет Илья Ильич обитает в грязной квартире на Гороховой улице — он живет. Уже много лет ходит в удобном халате и широких туфлях — он живет. Уже много лет видит свет через грязное стекло — он живет! Значит, все это — просторная одежда, диван, пыль — и есть его идеал? Внешне да. Но, на мой взгляд, гораздо важнее человек как личность, человек “изнутри”. Да и сам он признается в этом: “Человека, человека давайте мне!” Он любит людей, но далеко не всех тех, кто вращается в высшем свете. Разве, с точки зрения лежащего философа, это люди? Разве это жизнь? “Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится”, — говорит он. Если ко всему этому добавить еще и мягкость, отличающую Илью Ильича, то перед нами предстает идеал нравственного мира человека. Людям с такими убеждениями надо управлять государствами, претворять в жизнь реформы, а не лежать на диванах. Но Обломов поступил прямо противоположным способом, по тому что в нем нет сил для осуществления того, о чем он думает, мечтает. Но самое ужасное, на мой взгляд, то, что Илья Ильич сам сознает свою трагедию. Нет ничего хуже и тяжелее сознания собственного бессилия. Учитывая все сказанное, Обломов для меня не просто какой-то образец лени. Он во сто крат лучше всех судьбинских и волковых вместе взятых. Но, по-моему, такую душу ни в коем случае нельзя скрывать под домашним арестом, тем самым гася ее. Такую душу надо распахнуть, вынести за свои собственные рамки, чтобы она светилась и сверкала, принося пользу и радость всем окружающим. Где-то и когда-то в своей жизни Обломов был оттерт от этого пути. Может быть, когда был чрезмерно опекаем в детстве, может быть, когда смалодушничал на службе. Но то положение, которое занимает главный герой в романе, в любом случае лучше положения представителей света. Наблюдая по рассказам за мнимо разнообразным существованием и деятельностью других людей, Обломов задает вопрос: “Когда же жить?” И он живет, но живет по-своему: размышляя, но ничего не делая. В этом и заключается, на мой взгляд, сущность того, что Штольц назвал обломовщиной: человек думает, размышляет, строит величайшие гуманистические планы, но как скоро дело доходит до претворения в жизнь, его одолевает элементарная лень, и он остается пассивен. Илья Ильич живет именно таким образом, и он по-своему счастлив. Безусловно, кажется странным, что человек, получивший блестящее образование, не может связать в письме двух предложений. Но причина кроется все в той же апатичности, заложенной в Обломове с детства. Еще бы! Для человека, считающего за подвиг самостоятельное надевание чулок, написание письма, — верх мужества! Если вспомнить, что для Ильи Ильича жизнь и науки всегда шли порознь, а труд и скука были синонимами, то становится ясно, как он оказался на своем диване, в своем халате. Но все же что-то есть в Обломове, что заставляет того же Штольца ездить к нему после шумных раутов. И это нельзя назвать только связью воспоминаниями детства. Андрея в Илье привлекает прежде всего, на мой взгляд, его душа — чистая, открытая, сверкающая. Душа, о которой знали помимо Штольца лишь Захар да гораздо больше Ольга. Обломов вообще отличается от всего высшего общества (к которому он, без сомнения, принадлежит) своим взглядом на него. Он взирает со стороны, тщательно анализируя все происшествия. Он способен делать такие глубокие выводы, что Штольц невольно восклицает: “Ты философ, Илья!” В таком контексте Обломов вовсе не выглядит пропавшим человеком. Чего же надо Илье Ильичу? Да, ему хочется, чтобы во всем мире царили покой, неторопливость, как уже давно произошло в нем самом. А все то, что происходит вокруг него, — “это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку”.
    Обломовщина явилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Как бы ни казалось, что главный герой изменился, любя Ольгу, он вернулся туда, откуда встал, — на свой диван. Почувствовав все напряжение столь необычной для него жизни, столкнувшись с лицемерием светских особ, Илья Ильич уже не мог надеяться ни на что, кроме возвращения “к истокам”. На его вкус, лучше весь свой век пролежать на боку, готовя новые и новые планы, чем бегать, суетиться, заниматься пустой болтовней. Итак, сквозь 06-омова-лежебоку видно и Обломова-философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Ведь в те времена человеку, по всем статьям относящемуся к высшему обществу, было очень трудно сохранить чистоту, не поддаться общему влиянию.
    Чтение романа И. А. Гончарова вызвало во мне самые разные чувства в отношении главного героя. Я с радостью вижу светлую, искрящуюся душу Обломова, его гуманизм, мягкость, веру в человека. Но я осуждаю и не могу принять его апатию и лень, не дающие широкого применения нравственно сильной натуре, каковой является натура Ильи Ильича. По всей видимости, вся судьба Обломова — думать, думать и ничего не делать. В заключение хотелось бы сказать, что характер и сущность Обломова можно рассматривать как глубоко национальные. Уже много веков мы все думаем, думаем, смотрим по сторонам: “Как там, у них?”, но мало что предпринимаем. Остается только надеяться, что мы избежим участи Обломова, этого русского философа-лежебоки, и, хоть и с чистой душой, не умрем где-нибудь на окраине, среди курятников и капусты.
    Беру!

  4. Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. В главе «Сон Обломова» Гончаров рисует Илюшу семилетним ребенком, рассказывает о его воспитании, об обстанов­ке, в которой рос мальчик, о среде, формировавшей его характер. В детстве Илюша был подвижным и любознательным, но ему и словом, и личным примером вну­шали, что самому делать ничего не надо, для этого есть Ваньки, Васьки, Захарки. К обучению сына его родители тоже относились своеобразно, полагая, что учиться следует слегка, «не до изнурения души и тела». Становясь старше, мальчик понял, что так и легче гораздо, научился сам покрикивать на слуг и увиливать от учебы. Такое воспитание подавляло в ребенке все хорошее и развивало все дурное. И ок­ружающая обстановка этому способствовала: никто ничего не делал, хозяйство разваливалось; обильная еда и сон, «подобие смерти», — вот круг интересов обломовцев. Любознательность Илюши удовлетворялась сказками няни, которые так на него действовали, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Он, уже взрослый человек, грустил, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
    Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илю­ша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой улице. Оттуда, из Обломовки, его апатия, лень, безволие. Влияние на Илюшу Обломовки было таким сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни после его уже нельзя было искоренить.
    Посеешь характер — пожнешь судьбу… Ильей все больше овладевали лень и апа­тия, у него не хватало сил бороться с ними (благо, обломовских денег хватало на барскую жизнь, а чего еще человеку надо?). Первые столкновения с жизнью, пер­вые трудности испугали Обломова. Однажды он отправил деловое письмо вместо Астрахани в Архангельск и, напуганный этим, подал в отставку. «Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность», — иронически замечает автор.
    Обломов отгородился от мира, распрощался с «толпой друзей», все реже стал выходить из дома, как будто прирос к своему дивану (диван, халат и туфли стано­вятся символом сибаритства барина). Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью, он даже (в мечтах, конечно!) составляет планы переустройства имения, решает бороться со злом, но только изменит позу и продолжает обдумывать, «не щадя сил», — вот и вся работа.
    Даже такое нехитрое дело, как переезд на новую квартиру, представляется ему неразрешимой проблемой и тяжким жизненным испытанием. «Трогает жизнь, везде достает», — жалуется Обломов. Друг детства, настойчивый, энергичный Штольц пытается пробудить его от летаргического сна — напрасно!
    Когда в жизнь Ильи Ильича вошла умная, деятельная, романтичная Ольга Ильин­ская, в нем вспыхнула надежда на возрождение. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время преобразился. Он рано встает, тщательно одевается («халата не ви­дать на нем»), вместе с Ольгой посещает театры, музеи, даже взбирается на холмы, начинает вести переговоры о строительстве нового дома в Обломовке. Материал с сайта //iEssay.ru

  5. Я старался показать в “Обломове”, как
    И отчего у нас люди превращаются прежде
    Времени в “кисель” – климат, среда…
    Дремотная жизнь и еще частные,
    Индивидуальные у каждого обстоятельства.
    И. А. Гончаров
    Началось с неумения надевать чулки,
    А кончилось неумением жить.
    И. А. Гончаров
    Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на диване Илья Ильич Обломов. Молодой человек испытывает чувство “мирной радости” при мысли о том, что не надо идти на службу, беспокоиться, хлопотать
    о чем-то, “что есть простор его чувствам, воображению”. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень.
    Правда, дальше мечтаний дело не идет: Обломов не только сам не трудится, но и презирает людей, занимающихся трудом. “Я барин и делать ничего не умею”, – гордо заявляет он. Службу Илья Ильич оставил, хозяйством заниматься не хочет и не умеет, живет на деньги, присылаемые из имения.
    В портрете Ильи Ильича автор подчеркивает мягкость, доброе выражение лица, приветливый взгляд, “вольно
    порхающую” по лицу мысль. Человек этот чем-то даже симпатичен. Он укоряет себя, задает себе вопрос: “Отчего я такой?” В самом деле, отчего? Родился таким? Кто дал возможность ему бездельничать?
    Ведь он еще молод, полон сил. Но суета большого города не для него. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана.
    Тихая, спокойная жизнь в имении, “полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений” – вот обломовский идеал.
    Путь к этому “идеалу” начался в Обломовке. В главе “Сон Обломова” Гончаров рисует Илюшу семилетним ребенком, рассказывает о его воспитании, об обстановке, в которой рос мальчик, о среде, формировавшей его характер. В детстве Илюша был подвижным и любознательным, но ему и словом, и личным примером внушали, что самому делать ничего не надо, для этого есть Ваньки, Васьки, Захарки. К обучению сына его родители тоже относились своеобразно, полагая, что учиться следует слегка, “не до изнурения души и тела”.
    Становясь старше, мальчик понял, что так и легче гораздо, научился сам покрикивать на слуг и увиливать от учебы. Такое воспитание подавляло в ребенке все хорошее и развивало все дурное. И окружающая обстановка этому способствовала: никто ничего не делал, хозяйство разваливалось; обильная еда и сон, “подобие смерти”, – вот круг интересов обломовцев. Любознательность Илюши удовлетворялась сказками няни, которые так на него действовали, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”.
    Он, уже взрослый человек, грустил, “зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.
    Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой улице. Оттуда, из Обломовки, его апатия, лень, безволие. Влияние на Илюшу Обломовки было таким сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни после его уже нельзя было искоренить.
    Посеешь характер – пожнешь судьбу… Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова.
    Однажды он отправил деловое письмо вместо Астрахани в Архангельск и, напуганный этим, подал в отставку. “Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность”, – иронически замечает автор.
    Обломов отгородился от мира, распрощался с “толпой друзей”, все реже стал выходить из дома, как будто прирос к своему дивану. Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью, он даже составляет планы переустройства имения, решает бороться со злом, но только изменит позу и продолжает обдумывать, “не щадя сил”, – вот и вся работа.
    Даже такое нехитрое дело, как переезд на новую квартиру, представляется ему неразрешимой проблемой и тяжким жизненным испытанием. “Трогает жизнь, везде достает”, – жалуется Обломов. Друг детства, настойчивый, энергичный Штольц пытается пробудить его от летаргического сна – напрасно!
    Когда в жизнь Ильи Ильича вошла умная, деятельная, романтичная Ольга Ильинская, в нем вспыхнула надежда на возрождение. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время преобразился. Он рано встает, тщательно одевается, вместе с Ольгой посещает театры, музеи, даже взбирается на холмы, начинает вести переговоры о строительстве нового дома в Обломовке.
    Но даже ради любимой девушки Илья Ильич не смог преодолеть рокового влияния обломовщины. Его по-прежнему тянет к дивану. Он хочет, чтобы любовь не нарушала привычного образа жизни. “Жалкое состояние нравственного рабства” побеждает, и Обломов отказывается от Ольги, от надежд, от любви, находит утешение и новую Обломовку, женившись на доброй, безответной, умеющей преданно любить, но совершенно неразвитой Агафье Матвеевне Пшеницыной.
    Барство и лень, привитые с детства, сформировали безвольный, нежизнеспособный характер, определили трагическую судьбу неплохого человека, рожденного, может быть, для иной участи.
    Писатель очень убедительно показывает драму Ильи Ильича, его постепенную гибель, причина которой – губительное влияние феодально-крепостнической системы, породившей обломовщину.
    Гончаровская критика, проникнутая сочувствием отдельному человеку, но беспощадная по отношению к крепостнической системе, оказывает очень сильное воздействие. Недаром впечатление от романа было “огромно и единодушно”, как с удовлетворением отмечал И. А. Гончаров.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше обнаруживал свою несостоятельность, и роман сразу привлек внимание читателей….
    Образ Обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич Обломов – барин, воспитанный в патриархальной среде родового имения.”Что такое обломовщина?”; основная мысль – Илья Ильич – естественный человек, а обломовщина – это мир искусственный, неправильный, изуродовавший жизнь…
    ПИСЬМО ОБЛОМОВА (по роману И. А Гончарова “Обломов”) Причиной написания письма Обломовым стали сказанные ему слова Ольги. После ее признания в любви он долго размышляет. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не права, что…
    Сочинение на тему: моя закладка в книге обломова СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ МОИ ЗАКЛАДКИ В КНИГЕ ГОНЧАРОВА И. А. “ОБЛОМОВ” Произведение И. А. ГончаровА “Обломов” было опубликовано в журнале “Отечественные записки” в 1895 году. Писатель не только правдиво воссоздал…
    В чем трагедия жизни Обломова? В своем романе “Обломов” Гончаров показал нам образ и судьбу одного из “лишних людей”, человека, не нашедшего себе места в жизни, применения своим силам. В своем сочинении я хотела бы…
    Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе “Обломов”, нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально…
    Анализ главы “Сон Обломова” Глава “Сон Обломова” из романа Ивана Александровича Гончарова “Обломов” начинается мастерским описанием дворянской усадьбы, одной из тысяч подобных в дореволюционной России. За великой русской рекой Волгой дремала патриархальная Обломовка, тихое,…
    И. А. Гончаров. Собирательный образ Обломова Если разобраться, то Обломов, герой романа Гончарова, это не просто герой-лентяй, который, кстати, довольно точно отображает и нашу современную молодежь. Это собирательный образ, который воплощает в себе многие черты характера,…
    Образ Обломова состоит как бы из 2 частей Образ Обломова состоит как бы из 2 частей. Есть Обломов “заплесневевший, почти гадкий”, “засаленный, нескладный кусок мяса”. Есть Обломов, влюбленный в Ольгу, Обломов, который “глубоко трогателен и симпатичен в своем…
    Андрей Штольц – антипод Обломова Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую…
    Сочинение на тему: “Почему идеалы Штольца не привлекают Обломова?” Обломов и Штольц – главные герои романа Ивана ГончаровА “Обломов”. В детстве они дружили, но позднее расстались – Обломов остался в родных местах, а неусидчивый Штольц уехал узнавать мир и…
    “Сон Обломова” Человека во многом формирует детство. Отсюда значение “Сна Обломова” в романе. Не случайно Гончаров назвал его “увертюрой всего романа”. Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн. Перед…
    Любовь, семья и прочие вечные ценности в восприятии Обломова и Штольца Удивительна дружба между такими непохожими друг на друга людьми, как Илья Обломов и Андрей Штольц. Они дружны с раннего детства, и вместе с тем у них так мало общего! Один…
    Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую…
    Образ Обломова – анализ героя романа “Обломов” Введение Произведение “Обломов” Гончарова – социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году. В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие,…
    В ЧЕМ ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛОМОВА? В ЧЕМ ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛОМОВА? “Обломов” появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Гончаров в романе критиковал…
    Внешность и портрет Обломова в романе “Обломов” Введение Роман Гончарова “Обломов” является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд “вечных” тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых…
    Сочинение на тему: “Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова” В русской литературе есть множество образов. Писатели старались заинтересовать своего читателя, преподнести ему что-то новое и необычное, что-то такое, что способно в действительности произвести весьма сильное впечатление. Стоит сказать, что…
    Сочинение на тему: “Жизнь Обломова” Илья Ильич Обломов – главный герой романа И. А. ГончаровА “Обломов”, представитель пассивной части населения, нежелающий жить, развиваться, мыслить. ОН редко бывает на людях, преимущественно проводя жизнь на диване: “Лежанье…
    Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной Огромное значение в романе “Обломов” имеет любовная линия, которая затрагивает всех основных героев и в последней 1У части подводит итог их развитию. Это не случайно, ведь, по мнению Гончарова, “любовь,…
    Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова (По роману “Обломов”) “Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света”. И. А. Гончаров. Роман “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда в стране…
    Анализ “Обломова” Гончарова История создания Роман Гончарова “Обломов” был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в “Отечественных записках”. Однако первая часть произведения – “Сон Обломова” увидела свет еще в 1849…
    “СОН ОБЛОМОВА” КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА “Обломов” – величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, “один из самых выдающихся романов классической литературы”. В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических…
    Сочинение на тему: “Русский характер. Как проявлялся характер нашего народа перед лицом суровых испытаний” Ошибочно будет полагать, что характеры представителей разных народов и наций являются полностью идентичными или максимально похожими. За всю историю человечества мы могли множество раз наблюдать за тем, как разные народы…
    Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой-то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно…
    Характеристика Обломова Ильи Ильича в романе “Обломов” Введение Роман Гончарова “Обломов” является знаковым произведением русской литературы 19 века, описывающим характерное для российского общества явление “обломовщины”. Ярким представителем в книге данной социальной тенденции является Илья Обломов – выходец…
    ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из…
    “Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья” (К. Д. Ушинский). Спутницы Обломова. (По роману И. А. Гончарова “Обломов”) Русская литература 2-й половины XIX века “Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья” (К. Д. Ушинский). Спутницы Обломова. (По роману И. А. Гончарова “Обломов”) После выхода в…
    Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд “лишних” людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так…
    Согласны ли вы с мнением Д. С. Мережковского о романе “Обломов”: “Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно – влияние среды на характер”? Согласны ли вы с мнением Д. С. Мережковского о романе “Обломов”: “Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно – влияние…
    Характер и судьба И. И. Обломова

  6. И. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” — одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является образ главного героя. Кто он? “Барин”, — без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой? С первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный автором. Первое впечатление нельзя назвать отталкивающим, оно скорее удивляет, особенно слова о том, что “лежание у Ильи Ильича… было нормальным состоянием”, и это-то у человека “лет тридцати двух-трех от роду”, в самом расцвете сил! На фоне энергичных и деятельных Штольца, Тарантьева, Волкова он выглядит по меньшей мере странно. Но это только на первый, поверхностный взгляд. По мере того как мы подходим к концу романа, Обломов постепенно поднимается в наших глазах от своего дивана до высот Олимпа. Он предстает абсолютно другим человеком, гораздо более возвышенным, чем в самом начале. Так кто он на самом деле? Чем же он живет?
    Уже много лет Илья Ильич обитает в грязной квартире на Гороховой улице — он живет. Уже много лет ходит в удобном халате и широких туфлях — он живет. Уже много лет видит свет через грязное стекло — он живет! Значит, все это — просторная одежда, диван, пыль — и есть его идеал? Внешне да. Но, на мой взгляд, гораздо важнее человек как личность, человек “изнутри”. Да и сам он признается в этом: “Человека, человека давайте мне!” Он любит людей, но далеко не всех тех, кто вращается в высшем свете. Разве, с точки зрения лежащего философа, это люди? Разве это жизнь? “Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится”, — говорит он. Если ко всему этому добавить еще и мягкость, отличающую Илью Ильича, то перед нами предстает идеал нравственного мира человека. Людям с такими убеждениями надо управлять государствами, претворять в жизнь реформы, а не лежать на диванах. Но Обломов поступил прямо противоположным способом, по тому что в нем нет сил для осуществления того, о чем он думает, мечтает. Но самое ужасное, на мой взгляд, то, что Илья Ильич сам сознает свою трагедию. Нет ничего хуже и тяжелее сознания собственного бессилия. Учитывая все сказанное, Обломов для меня не просто какой-то образец лени. Он во сто крат лучше всех судьбинских и Волковых вместе взятых. Но, по-моему, такую душу ни в коем случае нельзя скрывать под домашним арестом, тем самым гася ее. Такую душу надо распахнуть, вынести за свои собственные рамки, чтобы она светилась и сверкала, принося пользу и радость всем окружающим. Где-то и когда-то в своей жизни Обломов был оттерт от этого пути. Может быть, когда был чрезмерно опекаем в детстве, может быть, когда смалодушничал на службе. Но то положение, которое занимает главный герой в романе, в любом случае лучше положения представителей света. Наблюдая по рассказам за мнимо разнообразным существованием и деятельностью других людей, Обломов задает вопрос: “Когда же жить?” И он живет, но живет по-своему: размышляя, но ничего не делая. В этом и заключается, на мой взгляд, сущность того, что Штольц назвал обломовщиной: человек думает, размышляет, строит величайшие гуманистические планы, но как скоро дело доходит до претворения в жизнь, его одолевает элементарная лень, и он остается пассивен. Илья Ильич живет именно таким образом, и он по-своему счастлив. Безусловно, кажется странным, что человек, получивший блестящее образование, не может связать в письме двух предложений. Но причина кроется все в той же апатичности, заложенной в Обломове с детства. Еще бы! Для человека, считающего за подвиг самостоятельное надевание чулок, написание письма, — верх мужества! Если вспомнить, что для Ильи Ильича жизнь и науки всегда шли порознь, а труд и скука были синонимами, то становится ясно, как он оказался на своем диване, в своем халате. Но все же что-то есть в Обломове, что заставляет того же Штольца ездить к нему после шумных раутов. И это нельзя назвать только связью воспоминаниями детства. Андрея в Илье привлекает прежде всего, на мой взгляд, его душа — чистая, открытая, сверкающая. Душа, о которой знали помимо Штольца лишь Захар да гораздо больше Ольга. Обломов вообще отличается от всего высшего общества (к которому он, без сомнения, принадлежит) своим взглядом на него. Он взирает со стороны, тщательно анализируя все происшествия. Он способен делать такие глубокие выводы, что Штольц невольно восклицает: “Ты философ, Илья!” В таком контексте Обломов вовсе не выглядит пропавшим человеком. Чего же надо Илье Ильичу? Да, ему хочется, чтобы во всем мире царили покой, неторопливость, как уже давно произошло в нем самом. А все то, что происходит вокруг него, — “это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку”.
    Обломовщина явилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Как бы ни казалось, что главный герой изменился, любя Ольгу, он вернулся туда, откуда встал, — на свой диван. Почувствовав все напряжение столь необычной для него жизни, столкнувшись с лицемерием светских особ, Илья Ильич уже не мог надеяться ни на что, кроме возвращения “к истокам”. На его вкус, лучше весь свой век пролежать на боку, готовя новые и новые планы, чем бегать, суетиться, заниматься пустой болтовней. Итак, сквозь 06-ломова-лежебоку видно и Обломова-философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Ведь в те времена человеку, по всем статьям относящемуся к высшему обществу, было очень трудно сохранить чистоту, не поддаться общему влиянию.
    Чтение романа И. А. Гончарова вызвало во мне самые разные чувства в отношении главного героя. Я с радостью вижу светлую, искрящуюся душу Обломова, его гуманизм, мягкость, веру в человека. Но я осуждаю и не могу принять его апатию и лень, не дающие широкого применения нравственно сильной натуре, каковой является натура Ильи Ильича. По всей видимости, вся судьба Обломова — думать, думать и ничего не делать. В заключение хотелось бы сказать, что характер и сущность Обломова можно рассматривать как глубоко национальные. Уже много веков мы все думаем, думаем, смотрим по сторонам: “Как там, у них?”, но мало что предпринимаем. Остается только надеяться, что мы избежим участи Обломова, этого русского философа-лежебоки, и, хоть и с чистой душой, не умрем где-нибудь на окраине, среди курятников и капусты.

  7. Когда-то андрей дубровский и троекуров были товарищами по службе: “некогда были они товарищами по службе и троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.” уйдя в отставку, дубровский и троекуров поселяются в своих имениях, где они оказываются соседями. оба помещика рады этому соседству: ” был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами.” “, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместие, они свидились и обрадовались друг другу.” какое-то время дубровский и троекуров живут мирно и дружно: “все завидовали согласию, царствующему между надменным троекуровым и бедным его соседом и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у кирила петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина.” первый конфликт (в псарне) однажды слуга троекурова слишком дерзко отвечает андрею дубровскому на его замечания. оскорбленный дубровский требует от троекурова извинений. но тот отказывается извиняться: ” к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! – да что он в самом деле задумал; да знает ли он с кем связывается? вот я ж наплачется он у меня, узнает, каково идти на троекурова! ” после этого случая вражда между троекуровым и дубровским не унимается, а, наоборот, усиливается: “прошло несколько дней, и вражда между двумя не унималась. новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение.” второй конфликт (воровство леса) однажды в своем имении дубровский обнаруживает крестьян троекурова, которые воруют лес. дубровский ловит воров и наказывает их розгами: ” на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. увидя его, они бросились было бежать. дубровский со своим кучером поймал из них двоих и их связанных к себе на двор. три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту.”месть троекурова троекуров решает отомстить дубровскому за его гордыню и суровое обращение с чужими крепостными. троекуров решает отобрать у соседа его имение: “в том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение. да вот беда – у него все бумаги сгорели во время .” троекуров подкупает чиновников и незаконным путем выигрывает суд у дубровского. в результате, имение дубровский, кистеневка, переходит во владение троекурова: “шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкрив и впрям всевозможные указы.” проиграв суд, старик андрей дубровский заболевает и сходит с ума (“впадает в детство”): ” андрея гавриловича час от часу становилось хуже. владимир предвидел его скорое разрушение и не отходил от старика, впадшего в совершенное детство.” попытка помириться и смерть дубровского получив имение дубровских, кирила троекуров не торжествует, не радуется своей победе. его мучает совесть. наконец он решает поехать к дубровскому, чтобы помириться: “кистеневка принадлежала троекурову. от природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости – и победа не радовала его сердце. удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние.” троекуров приезжает к имение дубровских. старик андрей дубровский видит троекурова в окно и волнуется настолько, что с ним случается паралич. он тут же умирает: “в это время больной сидел в спальней у окна. он узнал кирила больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. он торопливо подбирал полы своего халата, собираясь встать с кресел, приподнялся – и вдруг упал.- сын бросился к нему, старик лежал без чувств и без дыхания – паралич его ударил.” после смерти старика дубровского чиновники отбирают имение у молодого дубровского и ее троекурову. оставшись сиротой без крыши над головой, владимир дубровский становится разбойником: ” дубровский, няня егоровна, дворовый человек григорий, кучер антон и кузнец архип пропали неизвестно куда.” “грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии – останавливали путешественников и почту, приезжали в селы, грабили помещичьи дома и предавали их огню
    .” истинная причина ссоры между дубровским и троекуровым истинной причиной ссоры является гордость героев, а также их пылкие и решительные характеры. оба героя действуют слишком необдуманно и сурово по отношению друг к другу, учитывая их многолетнюю дружбу. гордыня и горячность мешает им избежать катастрофы.

  8. И. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” — одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является образ главного героя. Кто он? “Барин”, — без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой? С первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный автором. Первое впечатление нельзя назвать отталкивающим, оно скорее удивляет, особенно слова о том, что “лежание у Ильи Ильича… было нормальным состоянием”, и это-то у человека “лет тридцати двух-трех от роду”, в самом расцвете сил! На фоне энергичных и деятельных Штольца, Тарантьева, Волкова он выглядит по меньшей мере странно. Но это только на первый, поверхностный взгляд. По мере того как мы подходим к концу романа, Обломов постепенно поднимается в наших глазах от своего дивана до высот Олимпа. Он предстает абсолютно другим человеком, гораздо более возвышенным, чем в самом начале. Так кто он на самом деле? Чем же он живет?
    Уже много лет Илья Ильич обитает в грязной квартире на Гороховой улице — он живет. Уже много лет ходит в удобном халате и широких туфлях — он живет. Уже много лет видит свет через грязное стекло — он живет! Значит, все это — просторная одежда, диван, пыль — и есть его идеал? Внешне да. Но, на мой взгляд, гораздо важнее человек как личность, человек “изнутри”. Да и сам он признается в этом: “Человека, человека давайте мне!” Он любит людей, но далеко не всех тех, кто вращается в высшем свете. Разве, с точки зрения лежащего философа, это люди? Разве это жизнь? “Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится”, — говорит он. Если ко всему этому добавить еще и мягкость, отличающую Илью Ильича, то перед нами предстает идеал нравственного мира человека. Людям с такими убеждениями надо управлять государствами, претворять в жизнь реформы, а не лежать на диванах. Но Обломов поступил прямо противоположным способом, по тому что в нем нет сил для осуществления того, о чем он думает, мечтает. Но самое ужасное, на мой взгляд, то, что Илья Ильич сам сознает свою трагедию. Нет ничего хуже и тяжелее сознания собственного бессилия. Учитывая все сказанное, Обломов для меня не просто какой-то образец лени. Он во сто крат лучше всех судьбинских и волковых вместе взятых. Но, по-моему, такую душу ни в коем случае нельзя скрывать под домашним арестом, тем самым гася ее. Такую душу надо распахнуть, вынести за свои собственные рамки, чтобы она светилась и сверкала, принося пользу и радость всем окружающим. Где-то и когда-то в своей жизни Обломов был оттерт от этого пути. Может быть, когда был чрезмерно опекаем в детстве, может быть, когда смалодушничал на службе. Но то положение, которое занимает главный герой в романе, в любом случае лучше положения представителей света. Наблюдая по рассказам за мнимо разнообразным существованием и деятельностью других людей, Обломов задает вопрос: “Когда же жить?” И он живет, но живет по-своему: размышляя, но ничего не делая. В этом и заключается, на мой взгляд, сущность того, что Штольц назвал обломовщиной: человек думает, размышляет, строит величайшие гуманистические планы, но как скоро дело доходит до претворения в жизнь, его одолевает элементарная лень, и он остается пассивен. Илья Ильич живет именно таким образом, и он по-своему счастлив. Безусловно, кажется странным, что человек, получивший блестящее образование, не может связать в письме двух предложений. Но причина кроется все в той же апатичности, заложенной в Обломове с детства. Еще бы! Для человека, считающего за подвиг самостоятельное надевание чулок, написание письма, — верх мужества! Если вспомнить, что для Ильи Ильича жизнь и науки всегда шли порознь, а труд и скука были синонимами, то становится ясно, как он оказался на своем диване, в своем халате. Но все же что-то есть в Обломове, что заставляет того же Штольца ездить к нему после шумных раутов. И это нельзя назвать только связью воспоминаниями детства. Андрея в Илье привлекает прежде всего, на мой взгляд, его душа — чистая, открытая, сверкающая. Душа, о которой знали помимо Штольца лишь Захар да гораздо больше Ольга. Обломов вообще отличается от всего высшего общества (к которому он, без сомнения, принадлежит) своим взглядом на него. Он взирает со стороны, тщательно анализируя все происшествия. Он способен делать такие глубокие выводы, что Штольц невольно восклицает: “Ты философ, Илья!” В таком контексте Обломов вовсе не выглядит пропавшим человеком. Чего же надо Илье Ильичу? Да, ему хочется, чтобы во всем мире царили покой, неторопливость, как уже давно произошло в нем самом. А все то, что происходит вокруг него, — “это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку”.
    Обломовщина явилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Как бы ни казалось, что главный герой изменился, любя Ольгу, он вернулся туда, откуда встал, — на свой диван. Почувствовав все напряжение столь необычной для него жизни, столкнувшись с лицемерием светских особ, Илья Ильич уже не мог надеяться ни на что, кроме возвращения “к истокам”. На его вкус, лучше весь свой век пролежать на боку, готовя новые и новые планы, чем бегать, суетиться, заниматься пустой болтовней. Итак, сквозь 06-омова-лежебоку видно и Обломова-философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Ведь в те времена человеку, по всем статьям относящемуся к высшему обществу, было очень трудно сохранить чистоту, не поддаться общему влиянию.
    Чтение романа И. А. Гончарова вызвало во мне самые разные чувства в отношении главного героя. Я с радостью вижу светлую, искрящуюся душу Обломова, его гуманизм, мягкость, веру в человека. Но я осуждаю и не могу принять его апатию и лень, не дающие широкого применения нравственно сильной натуре, каковой является натура Ильи Ильича. По всей видимости, вся судьба Обломова — думать, думать и ничего не делать. В заключение хотелось бы сказать, что характер и сущность Обломова можно рассматривать как глубоко национальные. Уже много веков мы все думаем, думаем, смотрим по сторонам: “Как там, у них?”, но мало что предпринимаем. Остается только надеяться, что мы избежим участи Обломова, этого русского философа-лежебоки, и, хоть и с чистой душой, не умрем где-нибудь на окраине, среди курятников и капусты.

  9. 9
    Текст добавил: †Когда Жизынь боль†

    И.А.Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” – одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы.
    Без сомнений, самым интересным образом романа является образ Обломова. Кто он? “Барин”, – без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой?
    С первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный самим автором. Первое впечатление нельзя назвать отталкивающим, оно скорее удивляет, особенно слова о том, что “…лежание у Ильи Ильича .. было нормальным состоянием”, и это-то у человека “лет тридцати двух-трех от роду”, в самом расцвете сил! На фоне Штольца, Тараньтьева, Волкова он выглядит по меньшей мере странно. Но это только на первый, поверхностный взгляд. Обломов постепенно поднимается в наших глазах от своего дивана до высот Олимпа по мере того, как мы подходим к концу романа. Он предстает абсолютно другим человеком, гораздо более возвышенным, чем в самом начале. Так кто он на самом деле? Чем же он живет?
    … Уже много лет Илья Ильич обитает в грязной квартире на Гороховой улице – он живет… Уже много лет ходит в халате и широких туфлях – он живет. Уже много лет видит свет через грязное стекло – он живет! Значит, все это – просторная одежда, диван, пыль – и есть его идеал? Внешне да. Но, на мой взгляд, гораздо важнее человек как личность, человек “изнутри”. Да и сам он признается в этом : “Человека, человека давайте мне!”
    Он любит людей, но далеко не всех тех, кто обращается в высшем свете. Разве, с точки зрения лежащего философа, это люди? Разве это жизнь? “Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится”, – говорит он.
    Если ко всему этому добавить еще и мягкость, отличающую Илью Ильича, то перед нами предстает идеал нравственного мира человека. Людям с такими убеждениями надо управлять государствами, претворять в жизнь реформы, а не лежать на диванах. Но Обломов поступил прямо противоположным способом, потому что в нем нет сил для того, чтобы осуществить то, о чем он думает, мечтает.
    Но самое ужасное, на мой взгляд, то, что Илья Ильич сам сознает свою трагедию, сам чувствует, что “… уж не выбраться ему, кажется, из глуши и дичи на прямую тропинку”. Нет ничего хуже и тяжелее сознания собственного бессилия.
    Учитывая все сказанное, Обломов для меня не просто какой-то образец лени. Он во сто крат лучше всех судьбинских и волковых вместе взятых. Но, по-моему, такую душу ни в коем случае нельзя скрывать под домашним арестом, тем самым гася ее. такую душу надо распахнуть, вынести за свои собственные рамки, чтобы она светилась и сверкала, принося пользу и радость всем окружающим.
    Где-то и когда-то в своей жизни Обломов был оттерт от этого пути. Может быть, когда был чрезмерно опекаем в детстве, может быть, когда смалодушничал на службе. Но то положение, которое занимает главный герой в романе, в любом случае лучше положения представителей высшего света.
    Наблюдая по рассказам за жизнью и деятельностью других людей, Обломов задает вопрос: “Когда же жить?”. И он живет, но живет по-своему, размышляя, но ничего не делая. В этом и заключается, на мой взгляд, сущность того, что Штольц назвал “обломовщиной”: человек думает, размышляет, строит величайшие гуманистические планы, но как скоро дело доходит до претворения в жизнь, его одолевает элементарная лень, и он остается пассивен. Илья Ильич живет именно таким образом, и он по – своему счастлив.
    Безусловно, кажется странным, что человек, получивший блестящее образование, не может связать в письме двух слов. Но причина кроется все в той же апатичности, заложенной в Обломове с детства. Еще бы! Для человека, считающего за подвиг самостоятельное надевание чулок, написание письма – верх мужества! Если вспомнить, что для Ильи Ильича жизнь и науки всегда шли порознь, а труд и скука были синонимами, то становится ясно, как он оказался на своем диване, в своем халате.
    Но все же что-то есть в Обломове, что заставляет того же Штольца ездить к нему после шумных раутов. И это нельзя назвать только связью воспоминаниями детства. Андрея в Илье привлекает, прежде всего, на мой взгляд, его душа, чистая , открытая, сверкающая. Душа, о которой знали помимо Штольца лишь Захар да гораздо больше Ольга.
    Обломов вообще отличается от всего высшего общества, к которому он, без сомнения, принадлежит, своим взглядом на него. Он взирает со стороны, тщательно анализируя все происшествия. Он способен делать такие глубокие выводы, что Штольц невольно восклицает: “Ты философ, Илья!” В таком контексте Обломов вовсе не выглядит пропавшим человеком.
    Что же надо Илье Ильичу? Да, ему хочется, чтобы во всем мире наступил покой, неторопливость, как уже давно произошло в нем самом. А все то, что происходит вокруг него – “это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…”
    Обломовщина явилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Как нам ни казалось, что главный герой изменился, любя Ольгу, он вернулся туда, откуда он встал – на свой диван. Почувствовав все напряжение столь необычной для него жизни, столкнувшись с лицемерием великосветских особ, Илья Ильич уже не мог надеяться ни на что, кроме возвращения “к истокам”. На его вкус, лучше весь свой век пролежать на боку, готовя новые и новые планы, чем бегать, суетиться, заниматься пустой болтовней.
    Итак, сквозь Обломова – лежебоку видно и Обломова – философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Ведь в те времена человеку, по всем статьям относящемуся к высшему обществу, было очень трудно сохранить чистоту, не поддаться общему влиянию.
    Чтение романа И.А.Гончарова вызвало во мне самые разные чувства в отношении главного героя.
    Я с радостью вижу светлую, искрящуюся душу Обломова, его гуманизм, мягкость, веру в человека. Но я осуждаю и не могу принять его апатию и лень, не дающие широкого применения нравственно сильной натуре, каковой является натура Ильи Ильича.
    По всей видимости, вся судьба Обломова – думать, думать и… ничего не делать.
    В заключение хотелось бы сказать, что характер и сущность Обломова можно рассматривать как глубоко национальные. Уже много веков мы все думаем, думаем, смотрим по сторонам: “Как там, у них?”, но мало что предпринимаем. Остается только надеяться, что мы избежим участи Обломова, этого русского философа-лежебоки, и, хоть и с чистой душой, не умрем где-нибудь на окраине, среди курятников и капусты.

    Похожие сочинения

    Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”

  10. Обломов – его сущность, характер и судьба. (За романом и. А. Гончарова «Обломов».) и. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и «Обломов» – одно из ярчайших. В романе затронутые почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многому вопросов. Без сомнений, наиболее интересным чином романа является образ Обломова. Кто он? «Господин», – без капли сомнения говорит Захар. Господин? Так. Но который? Из первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный самым автором. Первое впечатление нельзя назвать видштовхуючим, оно, быстрее удивляет, особенно слова о том, что «… лежание у Ильи Ильича.. было нормальным состоянием», и это-то у человека « лет тридцати три^-трех-три-троих-двух-трех от рождения», в самом расцвете сил! На фоне Штольца, Тараньтьева, Волкова он выглядит по меньшей мере удивительно.
    Но это только на первый, поверхностный взгляд. Обломов постепенно поднимается в наших глазах от своего дивана к высотам Олимпа по мере того, как мы подходим до конца романа. Он возникает абсолютно другим человеком, намного больше приподнятым, чем в самом начале. Так кто он на самом деле? Чем же он живет? … Уже много лет Илья Ильич живет в грязной квартире на Гороховий улицы – он живет … Уже много лет ходит в халате и широких туфлях – он живет. Уже много лет видит свет через грязное стекло – он живет! Значит, все это – просторная одежда, диван, пыль – и есть его идеал? Извне так. Но, на мой взгляд, намного важнее человек как личность, человек «изнутри». Да и сам он сознается в этом: «Человека, человека давайте мне!»
    Он любит людей, но далеко не всих тих, кто обращается в высшем мире. Разве, с точки зрения лежачего философа, это люди? Разве это жизни? «Или я не понял этому жизни, или она никуда не годится», – говорит он. Если ко всему этого добавить еще и мягкость, которая отличает Илью Ильича, то перед нами возникает идеал морального мира человека. Людям с такими убеждениями надо управлять государствами, воплощать у жизнь реформы, а не лежать на диванах. Но Обломов поступил прямо противоположным образом, потому что в нем нет сил для того, чтобы осуществить то, о чем он думает, виднеется. Но самое ужасное, на мой взгляд, то, что Илья Ильич сам осознает свою трагедию, сам ощущает, что «… уже не выбраться ему, кажется, из глуши и дичи на прямую тропу». Нет ничего худшего и труднее сознания собственного бессилия. Учитывая все сказанное, Обломов для меня не просто какой-либо образец лени. Он в сто крат лучше за всех судьбинских и Волкова вместе взятых. Но, по-моему, такую душу ни в коем случае нельзя скрывать под домашним арестом, тем самым гася ее. такую душу надо раскрыть, вынести за свои собственные рамки, чтобы она светилась и сияла, принося пользу и радость всем окружающим. Где-то и когда-то в своей жизни Обломов был оттерты от этого пути. Может быть, когда был чрезмерно охраняют в детстве, может быть, когда смалодушничал на службе. Но то положение, которое занимает главный герой в романе, в любом случае лучшее положение представителей высшего мира. Наблюдая за рассказами за жизнью и деятельностью других людей, Обломов задает вопрос: «Когда же жить?». и он живет, но живое по-своему, размышляя, но ничего не делая. В этом и состоит, на мой взгляд, сущность того, что Штольц назвал « обломовщины»: человек думает, размышляет, строит самые большие гуманистические планы, но как быстро дело доходит до воплощения у жизнь, его одолевает элементарная линь, и он остается пассивный. Илья Ильич живое самое таким образом, и он по – своему счастливый. Безусловно, кажется странным, что человек, который получил блестящее образование, не может связать в письме двух слов. Но причина кроется все в той же апатичности, заложенной в Обломова з детства
    Еще бы! Для человека, который считает за подвиг самостоятельное надевание чулок, написание письма – верх мужества! Если вспомнить, что для Ильи Ильича жизнь и науки всегда шли порознь, а работа и скука были синонимами, то становится ясно, как он оказался на своем диване, в своем халате. Но все же таки что-то есть в Обломова, что заставляет того же Штольца ездить к нему после громких раутов. И это нельзя назвать только связью воспоминаниями детства. Андрея у Ильи привлекает, прежде всего, на мой взгляд, его душа, чистая, открытая, блестящая. Душа, о которой знали кроме Штольца лишь Захар так намного больше Ольга. Обломов вообще отличается от всего высшего общества, к которому он, без сомнения, принадлежит, своим взглядом на него. Он смотрит со стороны, тщательно анализируя все события. Он способен строить такие глубокие заключения, которые Штольц невольно выкрикивает: «Ты философ, Илья!» В таком контексте Обломов совсем не выглядит исчезнувшим мужчиной. Что же надо Ильи Ильичу? Так, ему хочется, чтобы во всем мире настал покой, неторопливость, как уже давно состоялось в нем самому. А все то, что происходит вокруг него – «это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, которая рассказала природа целью человеку …» Обломовщина появилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Как нам не казалось, что главный герой изменился, любя Ольгу, он вернулся туда, откуда он встал – на свой диван. Ощутив все напряжение такой необыкновенной для него жизнь, столкнувшись с лицемерием великосветских лиц, Илья Ильич уже не мог надеяться нет на что, кроме возвращения «к истокам». На него вкус, лучше весь свой возраст пролежать на боку, готовя новые и новые планы, чем бегать, суетиться, заниматься пустой болтовней
    Итак, сквозь Обломова – лежебоки видно и Обломова – философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Ведь в те времена человеку, за всеми статьями принадлежит к высшему обществу, было очень тяжело сохранить чистоту, не подвергнуться общему влияния. Чтение романа и. А. Гончарова вызвало во мне самые разные чувства относительно главного героя. Я с радостью вижу светлую, искристишу душу Обломова, его гуманизм, мягкость, веру в человека. Но я осуждаю и не могу принять его апатию и линя, которые не дают широкого применения морально сильной натуре, которой есть натура Ильи Ильича. По всей видимости, вся судьба Обломова – думать, думать и … ничего не делать. На окончание хотелось бы сказать, что характер и сущность Обломова можно рассматривать как глубоко национальные. Уже много столетий мы все думаем, думаем, смотрим по сторонам: « Как там, в них?», Но мало что делаем. Остается только надеяться, что мы избежим судьбы Обломова, этого российского философа-лежебоки, и, хотя и с чистой душой, не умрем где-нибудь на окраине, среди курятников и капусты
    Произведение «Обломов – его сущность, характер и судьба»

  11. Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени и «кисель» — климат, среда… дремотная жизнь — и еще частные, и идивидуальные у каждого обстоятельства. Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить.
    И. А. Гончаров
    Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на диване Илья Ильич Обломов. Молодой (ему 32—33 года) человек испытывает чувство «мирной радости» при мысли о том, что не надо идти на службу, беспокоиться, хлопотать о чем-то, «что есть простор его чувствам, воображению». Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень. Правда, дальше мечтаний (даже таких!) дело не идет: Обломов не только сам не трудится, но и презирает людей, занимающихся трудом. «Я барин и делать ничего не умею», — гордо заявляет он. Службу Илья Ильич оставил, хозяйством заниматься не хочет и не умеет, живет на деньги, присылаемые из имения (сколько пришлют, он никогда не знает).
    В портрете Ильи Ильича автор подчеркивает мягкость, доброе выражение лица, приветливый взгляд, «вольно порхающую» по лицу мысль. Человек этот чем-то даже симпатичен. Он укоряет себя, задает себе вопрос: «Отчего я такой?» В самом деле, отчего? Родился таким? Кто дал возможность ему бездельничать? Ведь он еще молод, полон сил. Но суета большого города не для него. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана.
    Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его к квартире на Гороховой улице. Оттуда, из Обломовки, его апатия, лень, безволие. Влияние на Илюшу Обломовки было таким сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни после его уже нельзя было искоренить.
    Посеешь характер — пожнешь судьбу… Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними (благо, обломовских денег хватало на барскую жизнь, а чего еще человеку надо?). Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Однажды он отправил деловое письмо вместо Астрахани в Архангельск и, напуганный этим, подал в отставку. «Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность», — иронически замечает автор.
    Обломов отгородился от мира, распрощался с «толпой друзей», все реже стал выходить из дому, как будто прирос к своему дивану. Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью, он даже (в мечтах, конечно!) составляет планы переустройства имения, решает бороться со злом, но только изменит позу и продолжает обдумывать, «не щадя сил», — вот и вся работа.
    Даже такое нехитрое дело, как переезд на новую квартиру, представляется ему неразрешимой проблемой и тяжким жизненным испытанием. «Трогает жизнь, везде достает», — жалуется Обломов. Друг детства, настойчивый, энергичный Штольц пытается пробудить его от летаргического сна — напрасно!
    Когда в жизнь Ильи Ильича вошла умная, деятельная, романтичная Ольга Ильинская, в нем вспыхнула надежда на возрождение. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время преобразился. Он рано встает, тщательно одевается («халата не видать на нем»), вместе с Ольгой посещает театры, музеи, даже взбирается на холмы, начинает вести переговоры о строительстве нового дома в Обломовке.
    Но даже ради любимой девушки Илья Ильич не смог преодолеть рокового влияния обломовщины. Его по-прежнему тянет к дивану. Он хочет, чтобы любовь не нарушала привычного образа жизни. Обломов отказывается от Ольги, от надежд, от любви, находит утешение и новую Обломовку, женившись на доброй, безответной, умеющей преданно любить, но совершенно неразвитой Агафье Матвеевне Пшеницыной.
    Писатель очень убедительно показывает драму Ильи Ильича, его постепенную гибель, причина которой — губительное влияние феодально-крепостнической системы, породившей обломовщину.

    по теме:

    Обломов – жертва обломовщины (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла спасти Обломова? (из письма к подруге)
    категория: сочинения по русской литературе / сочинения по творчеству Гончаровa И. А. / Характер и судьба И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *