Сочинение на тему судьба поколения 30 х годов в лирике лермонтова

13 вариантов

  1. На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
    Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», – потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», – мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова ( «Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию ( «…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдём без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
    Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,
    мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», – таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
    Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
    (« В наш век изнеженный…»).
    Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.
    Добавил: Lena0894

  2. Эту тему можно осмыслить как в узко литературном контексте, так и в глубокой социальной и историко-культурной перспективе. У Лермонтова тема обреченного поколения вытекает из общего романтического конфликта мечты и реальности, из основополагающего для этого поэта мотива неудовлетворенности своей судьбой, местом и временем своего рождения. Но наряду с этим субъективным аспектом присутствует объективный: расцвет творчества Лермонтова приходится на эпоху “безвременья” (А. И. Герцен), временного спада социальной активности, и это ощущается поэтом как личная трагедия (чтобы понять это, достаточно сопоставить Лермонтова с молодым Пушкиным). “Поэт”. Стихотворение, в котором аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией. Характерно, что себя лирический герой Лермонтова не отождествляет с таким “поэтом”. Напротив, он обращается к этому “поэту” с гневной филиппикой, обличением-отповедью, призывая его “проснуться” и снова вернуть себе достоинство “пророка”.
    “Не верь себе”. Снова Лермонтов обращает к современному поэту слова горькой отповеди. Лирический герой становится на точку зрения “толпы”, показывая, что ее бытие достойно глубокого осмысления, призывает увидеть беду этого поколения.
    “Дума”. В этом стихотворении дана подробная характеристика поколения, во многом перекликающаяся с мотивами предисловия к роману “Герой нашего времени”. Внутренний конфликт поколения связан с утратой духовных ценностей, равнодушием, душевным “холодом” при “огне” в крови (ср. апокалиптический образ “теплохладности”, наводящий на мысль, что лермонтовский герой мучается, как в аду). Одновременно здесь присутствует и “внешний” конфликт: эпоха не дает возможности реализовать себя; об этом же говорит Печорин. В “Думе” лирический герой полностью отождествляет себя с отрицательным образом поколения, видя в этом свою глубокую трагедию.
    Образы и мотивы, характерные для темы поколения:
    1. Образ “сверстника” (главный акцент на том, что “годы проходят, все лучшие годы”, мотив рано состарившегося юноши, “морщины на челе” и др. “Ужасная судьба отца и сына // Жить розно и в разлуке умереть…” — биографический контекст).
    2. Образ “современника” (главный акцент на характеристике эпохи, здесь тема поколения получает эпическое направление, тенденция к сильному обобщению в стихотворении “Дума”). Отрицательное осмысление своего поколения через антитезу: “Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее племя: // Богатыри — не вы!” (“Бородино”).
    3. Отождествление себя с каким-нибудь другим поколением (например, с поколением Андре Шенье: “За дело правое, быть может, я паду…”), где поколение воспринимается уже как символ.
    4. Характерные образы-символы: “до времени созрелый” плод (“Мое грядущее в тумане”, “Дума”), заржавевшее оружие (“Поэт”), мотив “юноши-старика” (в целом ряде стихотворений). Тема поколения сопряжена и с темой светского общества (“Как часто, пестрою толпою окружен…”, “Я не хочу, чтоб свет узнал…”, “И скучно и грустно…”), более подробный анализ которой также помогает понять лирического героя и поэтический мир Лермонтова. Человек и природа в поэзии М. Ю. Лермонтова В романтической поэзии очень актуальна натурфилософская проблематика, которая включает вопрос о человеке и природе, их взаимоотношениях, о месте человека в мире-космосе, о соотношении природного и культурного начала в жизни человека. Она представлена в таких жанрах, как элегия, пейзажная миниатюра, философский “отрывок” и других.
    Для лирики Лермонтова очень характерен жанр пейзажной миниатюры. Пейзаж переходит в философскую медитацию о смысле жизни и смерти (“Горные вершины…”), одиночестве (“Выхожу один я на дорогу…”, “На севере диком стоит одиноко…”, “Утес”), о родине (“Родина”), о Боге (“Когда волнуется желтеющая нива…”). Образы природы аллегоричны и символичны, в них воплощаются мысли и чувства поэта, раскрывается мир лирического героя, передаются его настроение и состояние (“Парус”, “Тучи”). Лермонтов предпочитает южный экзотический пейзаж (“Кавказ”), но в поздней лирике появляется пейзаж русской деревни, в котором заметна пушкинская традиция (“Родина”).
    “Когда волнуется желтеющая нива…” (1837). Это обобщенный мифологический пейзаж, развернутый как бы вне времени .(поскольку в нем запечатлены сразу несколько времен года). Такой пейзаж воплощает природу как идею. От созерцания природы Лермонтов переходит, как завещал романтикам Жуковский, к созерцанию “Невыразимого”, Божественных начал (“И в небесах я вижу Бога!..”). Но здесь присутствует и человеческая “тревога” (это слово дано в рифме со словом “Бога”), которая не покидает лермонтовского героя в других стихотворениях, где она является преобладающим настроением. О тревоге говорится как о постоянном чувстве (трагизм усиливается мотивом “морщин на челе”, — обратим внимание, что речь идет о юноше).
    “На севере диком стоит одиноко…” (1841). Это перевод стихотворения Гейне, к которому обращались и другие русские поэты. Однако в подлиннике дерево мужского рода (в переводах других поэтов — дуб или кедр) тоскует о пальме, т. е. перед нами любовная лирика — “он” тоскует о “ней”. Устраняя из стихотворения мужской род (вводя слово “сосна”), Лермонтов превращает символ любви в символ тоски и одиночества.
    “Ветка Палестины” (1837). Лирическая медитация на тему объекта, взятого из мира природы, — типичная тема для романтических поэтов (ср. “Цвет Завета” В. А. Жуковского, “Цветок” А. С. Пушкина). Через размышления о прошлом “ветки Палестины” поэт переходит к созерцанию других времен и народов. Несколько эпох христианской истории (в которую ретроспективно включается и история Ветхого Завета) сливаются в воображении поэта друг с другом и с настоящим моментом. Стихотворение заканчивается мотивом благодатного покоя, праздничной тишины (речь, по-видимому, идет о Вербном Воскресении).
    “Выхожу один я на дорогу…” (1841). В этом стихотворении выражается трагический разлад человека и природы. Пейзаж достигает космического масштаба (от земли до неба). Важным аспектом этого пейзажа является мысль автора о “природе, хвалящей Бога” или “внемлющей Богу”. В развернутом виде мы можем найти такой “райский” пейзаж в поэме “Мцыри”:
    Кругом меня цвел Божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев
    Прозрачной зеленью листов;
    И грозды полные на них,
    Серег подобье дорогих,
    Висели пышно, и порой
    К ним птиц летал пугливый рой.
    И снова я к земле припал,
    И снова вслушиваться стал
    К волшебным, странным голосам;
    Они шептались по кустам,
    Как будто речь свою вели
    О тайнах неба и земли;
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    Итак, покой и благодать, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя. Ю. М. Лотман пишет, что ответом на вопрос: “Что же мне так больно и так трудно?” — служат слова: “Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Жизнь трагически разделена на прошлое, настоящее и будущее, смерть неизбежна. Герой тоскует, что живет во времени, а не в вечности, как природа. У Пушкина эта тема встречается в элегиях “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” или “Вновь я посетил…”. Широко представлена она у Тютчева (“Певучесть есть в морских волнах…” и др.). Таким образом, истоки конфликта человека и природы — трагическое осмысление человеком бренности и конечности своего бытия во времени: бремя времени, бремя разума и бремя смерти. Еще один важный аспект этой проблематики в романтизме — вопрос о соотношении природы и культуры в человеке. Эта тема получает глубокое осмысление, например, в поэме “Мцыри”. Мцыри, побывав “в природе”, узнал в себе зверя (что воплощается в схватке с барсом или в таких словах, как: “…О, я как брат // Обняться с-бурей был бы рад!”). Но все же его побег устремлен не только “в природу”, но и “к родине”, а родина — понятие, сочетающее в себе и “природный”, и “культурный” аспекты. В конце своего пути Мцыри возвращается в монастырь, воплощающий Культуру (в противопоставление Природе), но “оттуда виден и Кавказ”, и милый сердцу героя горный пейзаж. Таким образом, человек живет и в природе, и в культуре. Лермонтовский герой мучительно пытается обрести в себе гармонию этих двух начал. Наконец, важно сказать, что тема природы часто ассоциируется в поэзии с темой родины. Это особенно характерно для поэзии Лермонтова.
    Натурфилософская проблематика сохраняет значимость в русской поэзии и после Лермонтова. Многие лермонтовские мотивы глубоко разработаны у Тютчева (например, трагический “разлад” человека и природы, связанный с мыслью о смерти). Размышления о соотношении природного и культурного в человеке, об “естественном человеке” и жестокой цивилизации актуальны для Л. Н. Толстого. Связь темы природы с темой родины важна и для Н. А. Некрасова, и для А. А. Блока.

  3. 3
    Текст добавил: илюминатор тв

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
    Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», – потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», – мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова ( «Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию ( «…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдём без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
    Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,
    мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», – таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
    Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
    (« В наш век изнеженный…»).
    Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

  4. В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: “Грядущее тревожит грудь мою” (“1831-го июня 11 дня”) . Вопрос “Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?” не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830 х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то “Дума”, “Бородино”, “Как часто, пестрою толпою окружен”, “И скучно, и грустно”, “Не верь себе”.
    Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение
    Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.
    “Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно”.
    Так говорит поэт в стихотворении “Дума”, так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет “толпой угрюмой”, “без шума и следа”, а саму эту память “потомок оскорбит презрительным стихом”. Насмешка сына “над промотавшимся отцом” – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.
    Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830 х формировалось в “эпоху безвременья и застоя”. Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться. Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

  5. Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
    Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», — потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», — мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова ( «Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию ( «…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдём без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
    Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,
    мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», — таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
    Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
    (« В наш век изнеженный…»).
    Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

  6. На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
    Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «… его грядущее – иль пусто, иль темно…», – потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», – мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова ( «Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию ( «…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдём без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
    Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,
    мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», – таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
    Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» (« И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
    (« В наш век изнеженный…»).
    Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

  7. Печально я гляжу на наше поколенье!
    М. Лермонтов, «Дума»
    Стихотворения 30-х годов XIX века — это дальнейшее развитие Лермонтовым гражданской лирики.
    Поэт приходит к убеждению, что сао общество ответственно перед будущими поколениями за бесцельность жизни, которой оно живет. В стихотворениях этих лет отражаются очень важные для Лермонтова в последние годы его жизни и творчества проблемы борьбы за духовные ценности, проблемы поведения человека, его убеждений. Поэт хоет найти выход из противоречий окружающей его жизни. Он перестает находить удовлетворение в исповеди, в изображении субъективных чувств; свои сокровенные переживания он передает как обобщение явлений и мыслей не одного человека, а многих.
    Еще в юношеском стихотворении «Монолог» (1829) Лермонтов точно определил сущность трагедии лучших людей своего времени — невозможность в современных условиях найти применение лучшим человеческим стремлениям:
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы их употребить не можем?

    Подавленное душевное состояние Лермонтова объясняется общественной атмосферой:
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…

    В двух тесно связанных между собой стихотворениях «Бородино» (1837) и «Дума» (1838) Лермонтов обратился к проблеме активного служения обществу и поставил вопрос о деятеле, достойном этой высокой цели.
    В первом из этих стихотворений поэт воплотил свое представление о сильных и смелых людях, которые были в эпоху 1812 года и которых не найти теперь.
    — Да, были люди о наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы! —

    говорит участник Бородинского боя. Связь стихотворения «Бородино» с идейными исканиями Лермонтова правильно понял Белинский, почувствовавший здесь жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Но Лермонтов обратился к теме Отечественной войны 1812 года не просто в порядке романтического отталкивания от не удовлетворявшей его действительности. Отечественная война 1812 года показала всему миру героизм русского народа и положила начало тому движению дворянских революционеров, спад которого в реакционную эпоху так остро и болезненно ощущал поэт.
    Естественно, что он противопоставляет своим неспособным на общественную борьбу современникам именно деятелей, порожденных эпохой 1812 года. Лермонтов глубоко прав, когда он связывает мужество и стойкость героев Отечественной войны с их пламенным патриотизмом, с их беззаветной преданностью Родине:
    Ребята! не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали!

    В «Думе» Лермонтов дает резкую критику своего поколения, снова вспоминая о сильных и смелых людях предшествующей эпохи. Характерно и само название стихотворения: «Дума» — это глубокое философское раздумье о судьбе страны и вместе с тем обвинительный акт современной поэту действительности. Стихотворение появилось, когда русское общество находилось в тяжелой духовной апатии. Лермонтова возмущало равнодушие людей, отказавшихся от борьбы.
    Поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, рассматривает общественно-политическую борьбу декабристов как ошибку:
    Богаты мы, едва из колыбели,
    Ошибками отцов…

    Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой». Его не тревожат вопросы дора и зла, оно проявляет позорное малодушие перед опасностью. Лермонтов с горечью говорит о безотрадной участи своего поколения:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой
    Ни гением начатого труда.

    Лермонтов еще юношей заявлял:
    Как жизнь скучна, когда боренья нет.
    «Жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь» признавал особенностью поэзии Лермонтова А. М. Горький.
    Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Сурово порицая за это равнодушие, Лермонтов зовет к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.
    В стихотворении «Дума» речь идет о трех поколениях: о поколении отцов, людей 20-х годов XIX века, о сверстниках поэта и о потомках, которые будут вершить свой суд над ними. К каому же поколению принадлежит сам поэт? Хронологически к тому, которое осуждает. Но мысленно он присоединяется к последующему поколению, его глазами смотрит на сверстников и судит их «со строгостью судьи и гражданина».
    Лермонтов убежден в том, что свобода не приходит сама: за нее борются, страдают, идут на каторгу и гордо умирают. Поэт призывает к активной деятельности, к пробуждению гражданской совести у поколения, страдающего в бездействии.

  8. 7
    В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов: В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов: Печально и гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. В бездействии состарится оно.
    8
    Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ». Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ».
    9
    С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений: С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений:
    10
    Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Ни гением начатого труда.
    11
    Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков. Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
    12
    Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять. Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.
    13
    « Дума » звучит как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению гражданской совести у своего поколения. Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. « Дума » звучит как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению гражданской совести у своего поколения. Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны.
    14
    Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений. Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений.
    15
    Вопросы для беседы Какая жизнь такое поколенье ? Какая жизнь такое поколенье ? Относит ли себя лирический герой к этому поколению ? Относит ли себя лирический герой к этому поколению ?
    16
    Вывод Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.
    17
    В « Бородине » впервые в русской истории, историческое событие было увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и основным ее участником – русским солдатом, от имени которого говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского солдата: В « Бородине » впервые в русской истории, историческое событие было увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и основным ее участником – русским солдатом, от имени которого говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского солдата:
    18
    Забил заряд я в пушку туго И думал : угощу я друга ! И думал : угощу я друга ! Постой-ка, брат, мусью ! Постой-ка, брат, мусью ! Что тут хитрить, пожалуй к бою ; Что тут хитрить, пожалуй к бою ; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою Уж постоим мы головою За родину свою. За родину свою.
    19
    « Бородино » – глубоко русское произведение. В нем автор воскресил великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном значении « Бородино » – глубоко русское произведение. В нем автор воскресил великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном значении
    20
    Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей, Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей, мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», – таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», – таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей.
    21
    Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине».
    22
    В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей. В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: « …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
    23
    Рекомендации по подготовке к классному сочинению – рассуждению Тема для сочинения : Тема для сочинения : Поколение 30- х годов влирике М. Ю. Лермонтова ( сопоставительный анализ стихотворений « Дума », « Бородино » и « Как часто пестрою толпою окружен …» » Поколение 30- х годов влирике М. Ю. Лермонтова ( сопоставительный анализ стихотворений « Дума », « Бородино » и « Как часто пестрою толпою окружен …» »
    24
    План для обсуждения I. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения – сквозная тема в лирике М. Ю. Лермонтова. II. В стихотворении « Дума », « Бородино »,
    25
    Завершающие вопросы Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения ? Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения ? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения ? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения ?
    26
    Домашнее задание Составить черновой вариант работы. Составить черновой вариант работы.
    27
    Использованные ресурсы Литература, 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 и 2/ под редакцией В. Коровиной Литература, 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 и 2/ под редакцией В. Коровиной Сборники сочинений М. Ю. Лермонтова. Сборники сочинений М. Ю. Лермонтова. И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, Поурочные разработки по литературе, 9 класс, М., Просвещение », И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, Поурочные разработки по литературе, 9 класс, М., Просвещение », 2008.

  9. На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М. Ю. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
    Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «…его грядущее — иль пусто, иль темно…», — потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», — мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно («…в бездействии состарится оно», «…и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», «…ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию — презренные рабы», «К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдём без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
    Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шёпоте затверженных речей,
    мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», — таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: ” …о, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!” Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
    Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» («И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
    («В наш век изнеженный…»).
    Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

  10. В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о про­шлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не нау­чилось на ошибках предков, их настоящее — это «ровный путь без цели», а будущее — «иль пусто, иль темно». Такое отношение к действительности порождает нравственное рав­нодушие, и соответственно, человек с одинаковым безразли­чием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказы­ваются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворе­ния, определяющей суть поколения, являются слова: «И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа. В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Бели и останется какая-то память, то она будет негатив­ной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения.
    Но более резкая характеристика дана обществу в стихо­творении «Как часто, пестрою толпою окружен…». Лермон­тов описывает конфликт между лирическим героем и обще­ством, между мечтой и действительностью.
    В стихотворении возникает портрет общества: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Образ мас­карада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоцииру­ется общество: «бестрепетные руки», «холодные руки» —та­кова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта — это Родина, при­рода, детство, гармония: «Люблю мечты моей созданье…» Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя:
    Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
    И шум толпы людской спугнет мечту мою,
    На праздник нёзванную гостью,
    О, как мне хочется смутить веселость их,
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!..
    Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово—«железный стих».
    Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен.
    Обратимся к стихотворению «Пророк», которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, сти­хотворение связано с одноименным стихотворением А.С. Пуш­кина; и в самом деле, «Пророк» Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С дру­гой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт — это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушки­на стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лер­монтова толпа становится агрессивной: она не просто не при­нимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию:
    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Там он находит связь между собой и природой. Лермон­тов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как «старцы» учат детей не быть похожими на поэта. Они счита­ют поэта отрицательным примером. И следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же от­ношением к поэту:
    Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами.
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что бог гласит его устами!
    Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.
    Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.
    Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с пробле­мами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворе­ниях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла «эпоха без­временья», которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и по- эта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лири­ка Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгля­ды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения на­полнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.[/sms]

  11. На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М. Ю. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
    Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всем творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать «Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употребленные Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: «…его грядущее — иль пусто, иль темно…», — потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», — мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно («…в бездействии состарится оно», «…и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», «…ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию — презренные рабы», «К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
    Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…».Там Лермонтов необыкновенными фразами точно попадает в цель. «…при диком шепоте затверженных речей,
    мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски…», — таким образом, и в первом, и во втором стихотворении поэт подчеркивает бесчувственность и черствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке. Единственным отвлечением может оказаться «старинная мечта», в которой он сможет «забыться…памятью к недавней старине». В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, говорит: » …о, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!» Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о его небезразличии и о желании изменить людей.
    Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» («И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»
    («В наш век изнеженный…»).
    Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал свое поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *