Сочинение на тему судьба русской женщины в творчестве островского

11 вариантов

  1. Доля ты! — русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать.
    Н. Некрасов
    На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам — «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.
    В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была ; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.
    Катерина — тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность — это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
    Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили — все равно».
    Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.
    Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня — Лариса Огудалова — принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
    Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, — вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее — жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    «Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» — цинизм буржуазной безнравственности.
    Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».

  2. Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня — Лариса Огудалова — принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
    Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, — вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее — жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    «Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» — цинизм буржуазной безнравственности.
    Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».

  3. А. Н. Островский превзошел самого себя, когда создал «Бесприданницу». В лучшем произведении двадцатого столетия, которое появилось в семидесятых годах, описаны наилучшим способом художественные образы. Еще никому не удавалось так тонко описать человеческие характеры.
    Напоминаем, что основные действия разворачиваются в Бряхимове, городе не маленьком, но провинциальном. Это говорит о том, что от жителей этого города ничего не утаишь, все и все на виду, поэтому пересудов не избежать, как и осуждения. Образ Ларисы искусно вписан в непредсказуемость жизненной ситуации, которая разворачивается в психологической драме.
    Лариса с трудом «вписывается» в местный колорит тамошнего быта и человеческих отношений. Автор наделил ее самыми привлекаемыми чертами, чтоб подчеркнуть каким искушениям поддаются неискушенные девушки в мире алчности. Правдивая и искренняя Лариса Огудалова увлечена местным пейзажем, который привлекает ее своими просторами и далями. Основные герои неоднократно подчеркивали отсутствие у нее хитрости и житейской практичности. Она изображена очень поэтичной и музыкальной натурой, которая не только прелестно играет на музыкальных инструментах, но еще и обворожительно поет. Создается такое впечатление, что А. Н. Островский хотел преподнести ее образ над суетой жизни, показать, как мечется у не в душе желание жить благородно и красиво честной и тихой жизнью.
    В начале произведения она предстает перед нами еще совсем неискушенной девушкой. Это потом она разочаруется, после пустых обольщений, а пока что, ей предстоит выбирать свой путь прозрения.
    Она, конечно же, может выбрать «убогое» существование своей матери, которая живет в хитрости, заискивании и побирательстве. Но такая жизнь Ларисе не по вкусу, она не сможет принимать подачек богачей. Вечная двойная жизнь, когда необходимо улыбаться, хоть на душе «кошки скребутся», губит в Ларисе чувство гордости и чести. Унизительным положением для девушки служит и тот факт, что ее мать упрашивает ее жениха увезти подальше от «сброда», далеко за пределы Волги.
    Не принимая модель поведения матери, Лариса готова на любые жертвы, даже моральные. Не забываем, что она хоть и хорошая девушка, но бедная невеста. И она это хорошо осознает, только поделать ничего не может. Успевшая «заболеть» внешним блеском, не успела составить целостный образ своего характера, который мечется между добром и злом. Пошлость одних поклонников и циничность других долгое время не может разглядеть, поскольку никогда не хотела этого видеть.
    Разных «женихов» пришлось повидать Ларисе. Как-то в доме появился старик, которого «разбивали» болячки. К такому браку девушка была пока не готова. Затем захаживал вечно пьяный некий управляющий, а однажды на горизонте показался, не понятно откуда, кассир, который задаривал мать подарками и деньгами. И со всеми приходилось считаться и каждому «велено» улыбаться – ведь невеста то не завидная. Но жизнь чудесным образом отвадила всех этих поклонников.
    И тут всплывает образ Вожеватова, которому Лариса нравится. Этого «поклонника» девушка знает с самого детства, но уж она то знает, что его алчная и расчетливая натура вряд ли знает, что такое любовь и уважение. Он хоть и молодой, веселый и при деньгах, но Лариса уверена, что его увлечение абсолютно временно и поверить его лживым словам ей сложно. Понимая, что ему она не нужна, Лариса выбирает далеко не его.
    Может, На Куратове остановится Лариса? Он намного богаче, к тому же, она ему очень нравится. Куратов готов на многое ради Ларисы и неоднократно ей это показывал. Этот герой отличается умом и степенностью, но он слишком молчалив и избегает людей – о чем и что ей с ним обсуждать долгими вечерами, вряд ли ему нужны будут ее пение и музыка.
    Лариса находится в постоянном поиске своего идеального мужчины, не определившись до конца, какой же он должен, все-таки, быть. Она пока что не знает вообще, чего хочет.
    И тут в поле зрения попадает Паратов, который веселый, богатый с довольно необычным восприятием жизни. Он привлекает Ларису своей любовью к шику и блеску, он свободолюбив, щедрый и отличается дерзким поведением. Именно это и понравилось молодой девушке, которая даже и не догадывается, что на самом деле – он мелочный, расчетливый и невероятно жестокий. И все же, Лариса ему доверилась, а он «покрутил хвостом» и пропал. Через время снова появляется, но лишь для того, чтоб позабавиться, поиграть ею как игрушкой.
    Появление Карандышева несколько меняет положение Ларисы, поскольку она дает согласие на брак с ним, но предает его, сбежав на теплоход с «хорошими и достойными» людьми. Сам по себе Карандышев – человек сложной судьбы, над которым насмехаются местные жители, но довольно амбициозен. Он с помощью Ларисы пытается приблизиться к «хозяевам жизни», а в некотором смысле претендует и на превосходство, ведь Лариса – молодая красавица.
    «
    1
    2
    »

  4. Доля ты! — русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать.
    Н. Некрасов
    На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам— «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.
    В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была ; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.
    Катерина — тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность — это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
    Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили— все равно».
    Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.
    Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня — Лариса Огудалова — принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
    Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, — вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее — жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    «Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» — цинизм буржуазной безнравственности.
    Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».

  5. На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам— «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.
    В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была ; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.
    Катерина — тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность — это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
    Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили— все равно».
    Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.
    Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня — Лариса Огудалова — принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
    Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, — вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее — жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    «Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» — цинизм буржуазной безнравственности.
    Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».
    < Предыдущая Следующая >

  6. 6
    Текст добавил: Одноклассница

    Судьба русской женщины в творчестве А. Н. Островского
    Н. Некрасов
    картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам- «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.
    В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была ; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.
    – это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
    Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили- все равно».
    Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.
    птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня – Лариса Огудалова – принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
    Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, – вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее – жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    «Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» – цинизм буржуазной безнравственности.
    «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».

  7. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения –
    конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она
    была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и беспрекословного подчинения жестоким порядкам.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила, ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить.
    Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей
    матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой.Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало
    чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия.
    Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис – причина
    опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не абом. В своем произведении А.Н. Островский показал трагедию женской судьбы в условиях, мещанской семья, которая следовала заветам и традициям домостроя. Писатель
    показал, как из жизнерадостной и наивной девушки жестокая семья делает человека, способного на самоубийство, то есть человека доведенного до крайней степени отчаяния и разочарования в жизни. Несмотря на то, что этому произведению более 140 лет, оно до сих пор остается во многом современным. Ведь еще во многих семьях женская
    доля остается такой же тяжелой, как и доля Катерины.

  8. Сочинение по произведению на тему: Женские образы в пьесах Островского
    Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы. Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина Толстого, княжна Мери Лермонтова и сестры Прозоровы Чехова – каждая из женских судеб, раскрытых авторами с теплотой и любовью, по-своему отражает течение русской жизни на протяжении нескольких столетий…
    Женщины в пьесах Островского зависят от окружающей их социальной среды, Это определяет конфликт в подавляющем большинстве пьес. Конфликт между желаемым и действительным, между тем, что «дозволено» и «не дозволено», определяет многое в построении образа женской судьбы Островским.
    Как правило, главную героиню в пьесе непременно окружают героини второго плана. Они представляют собой как бы вариации на основную тему, отвечая на вопрос: «А что было бы, если бы героиня поступила не так, а иначе?» Это позволяет глубже взглянуть на события, происходящие с персонажами пьесы.
    В связи с этим замечательны, разнообразны и вместе с тем выступающие как одно целое маменьки Островского, пекущиеся о своих чадах, безраздельно любящие их, но зачастую не понимающие их желаний и возможностей. Это и матушки Елены Карминой и Липочки Большовой, видящие счастье своих дочерей только и исключительно в замужестве (причем для них неважно, что это будет за муж, главное, чтобы «приличия» были соблюдены, а там уж «стерпится – слюбится»), и Харита Игнатьевна Огудалова – несчастливая мать своих настрадавшихся дочерей, и даже мать Тихона Кабанова – страшная Кабаниха, по-своему безответно любящая своих сына и дочь, желающая им какого-то одного ей понятного счастья…
    По-разному складываются судьбы их дочерей. Например, героиня «Женитьбы Белугина» сумела победить в себе мелкодворянское чванство и по-настоящему полюбить «неподходящего» ей по сословию мужа. Елена Кармина – одна из немногих героинь Островского, заслужившая свое женское счастье в полной мере.
    У Липочки из пьесы «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» другая судьба, как, впрочем, другая и мечта, Замужество для нее – лишь возможность уйти из-под угнетающей родительской опеки, выйти, что называется, «в свет» (при этом она в полной мере дитя своего сурового и нечуткого отца: не видя от него в детстве ласки и родительской доброты, она, естественно, не может ответить ему тем же, хладнокровно отправляя его в долговую яму ради собственного благополучия). За судьбу Липочки, ставшей Олимпиадой Самсоновной, можно не опасаться – такие выживают в любых жизненных перипетиях… Однако самые яркие, наполненные женские образы, созданные Островским, говорят о том, что понятие счастья для женщины несовместимо с понятиями обмана, несправедливости, лжи себе и другим. Ни Катерина, ни Лариса Огудалова не смогли жить в неправде, в обмане самих себя ради внешнего благополучия.
    Катерина, живя в доме матери мужа, где все подчинено ханжеству Кабанихи, невозможности раскрытия истинного чувства, не умеет «выставиться» и «похвалиться», но готова всему подчиняться. Не видя со стороны мужа доброго к ней отношения (которое скрыто под маской страха перед матерью), Катерина безудержно ищет возможности любить и быть любимой. Борис для нее скорее быстро осуществляемая мечта, чем реальный человек, он олицетворяет возможность свободы, полета, достижения счастья. Нереальность объединения своих желаний и окружающей ее действительности заставляет предельно честную с самой собой Катерину уйти из жизни. Ее смерть – это подтверждение ее силы и свободы, воли и независимости.
    Протестом против подлости и низости, бесхарактерности и пресмыкания звучат и поступки, совершенные Ларисой Огудаловой – как ее отъезд с Паратовым за реку, так и отказ принять «помощь» зарвавшихся купцов – Кнурова и Вожеватова. Возможность оставаться самой собой – пусть брошенной, но любящей женщиной, не ставшей игрушкой в чужих руках, вполне оплачена Ларисой, ее смертью. Карандышев, пожалуй, пусть невольно, совершает один из самых честных поступков по отношению к Ларисе: он лишает ее жизни, тем самым не давая ей даже возможности пасть.
    Образы женщин в творчестве Островского принадлежат к лучшим образцам русской литературы, знаменуя собой новый этап в драматургии.
    ?

  9. Категория: Островский А.Н.
    Доля ты! — русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать.
    Н. Некрасов
    На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам— «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.
    В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была ; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.
    Катерина — тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность — это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
    Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили— все равно».
    Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.
    Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня — Лариса Огудалова — принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».
    Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, — вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее — жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
    «Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» — цинизм буржуазной безнравственности.
    Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *