Сочинение на тему суламифь

8 вариантов

  1. Положи меня, как печать, на сердце твоем, как перстень на руке твоей,
    потому что крепка, как смерть, любовь, и жестока, как ад, ревность: стрелы
    ее – стрелы огненные
    А.И.Куприн. Суламифь.
    В эпиграф сочинения мною вынесена цитата, вложенная А.И. Куприным в уста мудрейшего из правителей, царя Соломона. Этой фразой можно описать любовь в понимании самого писателя. Любовь – сильнейшее чувство, испытать которое дано раз в жизни. Не всегда оно приносит счастье, а если и приносит, то ненадолго. И всегда любовь приходит рука об руку с ревностью, жестокостью и даже смертью.
    У Куприна есть немало рассказов о любви. Самые известные из них – «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь». Рассказ «Суламифь» понравился мне своей художественной красотой и образностью, в нем известные древние легенды переплетаются с обычными человеческими чувствами.
    Яркие описания природы, быта, обычаев и традиций переносят нас в древний Израиль, во времена правления царя Соломона. Любовь главных героев пережила века и тысячелетия, она дожила и до нашего времени, и это означает, что чувства царя Соломона и простой девушки Суламифь были глубокими и искренними. То, что было между ними, имеет право называться настоящей любовью. Пророческими оказались слова Соломона на смертном одре возлюбленной: «Клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью». К сожалению, романтическая история героев закончилась трагично, но такова любовь у Куприна: эмоциональная, яркая, но не имеющая будущего.
    Царь Соломон был известен своим умом, смелостью, добротой и ненасытным стремлением к знаниям. До встречи с Суламифь он безуспешно искал смысл жизни в философских книгах и божественных обрядах, в войнах и благотворительности, но все усилия были тщетны. Благодаря своему уму и мудрому управлению он сделал страну богатой и процветающей, но никак не мог найти близкого человека. Около тысячи наложниц, жен и танцовщиц не вызывали в нем сильных чувств, хотя он купался в их любви и внимании.
    Свою любовь Соломон нашел случайно: «Голос… ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то невдалеке, за деревьями, ….и его незатейливая изящная прелесть вызывает тихую улыбку умиления в глазах царя». Этот союз всем казался странным: простая девушка из бедной семьи и правитель! Но любовь не знает социальных, возрастных и прочих преград. Чувство пронзило сердца обоих, и с этого момента они уже не могли жить друг без друга.
    Важно отметить образность в речи героев, с помощью которой писатель передает безграничную нежность влюбленных: «зубы твои – как белые двойни-ягнята, вышедшие из купальни, и ни на одном из них нет порока», «щеки твои – точно половинки граната под кудрями твоими», «глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима», «шея твоя пряма и стройна, как башня Давидова!»
    Почему же так трагична любовь Соломона и Суламифь? Судьба отмерила им всего лишь семь дней счастья, потому что ревность и жестокость окружающих не в состоянии выдержать зрелище настоящей любовной страсти. Одна из жен Соломона, царица Астис, обладающая ревнивым и черствым сердцем, приказала убить Суламифь. Этот момент является кульминационным в произведении, и Куприн усиливает его, рассказав перед этим о чудовищном жертвенном приношении в храме Изиды. На фоне кровавого обряда Астис отдает воину приказ об убийстве, потому что ревность и эгоизм не оставили в ее сердце места для сочувствия и понимания.
    Любовь Соломона и Суламифь сопровождается красочными легендами и преданиями. Царь рассказывает своей возлюбленной о царице Савской, о своих походах и приключениях, о том, как он пришел к власти. Когда царь повстречал девушку, ему захотелось делать окружающим одно лишь добро: «Никого не хотел Соломон видеть в этот день несчастным. Он роздал столько наград, пенсий и подарков, сколько не раздавал иногда в целый год». Поистине, настоящая любовь делает человека лучше, показывает его таким, каким его сотворил Бог!
    Соломон и Суламифь любили друг друга сильно и самоотверженно, и каждый был готов отдать жизнь за другого. Умирая, Суламифь благодарила бога за то, что он дал ей возможность любить. Умереть на руках любимого, быть омытой его слезами – это было последним счастьем для девушки. Но история этой великой любви осталась в памяти человечества: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, – царица, потому что любовь – прекрасна!»
    Куприн призывает нас любить так, чтобы умирать без сожаления. Пусть настоящая любовь обречена, пусть она недолга, но лучше умереть как Суламифь, в руках Соломона, чем никогда не изведать этого великого чувства.

  2. 2
    Текст добавил: vip...Осторожно БРЮНЕТКА.НеЗаБуДкА

    1. Портрет и характер царя Соломона.
    2. Изображение Суламифи при первой встрече с царем.
    3. Самоотверженная любовь Суламифи к Соломону,
    4. Любовь побеждает смерть.
    5. Художественное своеобразие и смысл произведения.
    Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит.
    А. И. Куприн
    Действие повести А. И. Куприна происходит в далекой античной эпохе, еще до нашей эры. В то время Израильско-Иудейским царством правил мудрый царь Соломон. Но из произведения Куприна выясняется, что великий правитель был не только справедлив и умен. Он еще обладал необыкновенной красотой и неземным обаятнием. Вот как описывает его писатель: «Бледно было его лицо, губы — точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них — украшение мудрости — блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев, падающих с высоты темных скал Аэрмона; седина сверкала и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.
    Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд. И не было человека во вселенной, который мог бы выдержать взгляд Соломона, не потупив своих глаз… Одно имя царя Соломона, произнесенное вслух, волновало сердце женщин, как аромат пролитого мирра, напоминающий о ночах любви». Поэтому неудивительно то, что у правителя Израильско-Иудейского царства было семьсот жен, триста наложниц и. других женщин. Благодаря особой, сверхъестественной страсти царя Соломона его сила для любви была неиссякаема. Но до определенного момента великий правитель не знал, что настоящая любовь придет к нему не в царском замке и не в заморской стране, а в винограднике. Свою будущую возлюбленную царь Соломон сначала услышал по звукам ее поющего голоса, а потом и сама девушка показалась ему во всей своей красе. Но произошло это не сразу. Ветер помог Соломону разглядеть фигуру Суламифь и очароваться ее природной стройностью, нетронутой красотой и доверчивой юностью. «…И царь на мгновенье… видит всю ее под одеждой, как нагую, высокую и стройную, в сильном расцвете тринадцати лет; видит ее маленькие, круглые, крепкие груди и возвышения сосцов, от которых материя лучами расходится врозь, и круглый, как чаша, девический живот, и глубокую линию, которая разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое, к выпуклым бедрам». И лицо незнакомой девушки было обворожительным: «…Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо. Тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными кудрями покрывают ее плечи и разбегаются по спине и пламенеют, пронзенные лучами солнца, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод трогательно и невинно обвивает в два раза ее темную, высокую, тонкую шею». А. И. Куприн показывает читателю красоту молодого женского тела, словно распустившегося бутона розы. Речи Суламифи милы и невинны, но под сильным обаянием и вспыхнувшей любовью царя Соломона в юной девушке просыпается настоящая страсть и пылкое чувство: «Губы ее рдеют над блестящими зубами, веки дрожат от мучительного желания…». Любовь — новое чувство для тринадцатилетней Суламифи, поэтому в первую встречу, она боится нахлынувшей на нее любви и не сразу говорит о том, где она живет. Хотя с первого же дня душой девушка осознает, что именно Соломон — ее избранник, ее долгожданный милый и возлюбленный.
    Сначала в Суламифи борются два чувства: девичья робость и ожидание счастья, любовь к Соломону. Последнее побеждает, и девушка бежит по ночной дороге, ища возлюбленного и подвергая себя опасности. Утром в винограднике она отдается царю и теперь уже навсегда остается с Соломоном. Любовь Суламифи относительно щедра, смела, но в то же время скромна и жертвенна. Ведь царь хочет сделать свою прекрасную возлюбленную царицей, но сама она говорит, что добровольно «хочет быть только рабою Соломона». Жертвенность любви Суламифи ясно видна в последней, роковой главе повести, где юная возлюбленная, предчувствуя что-то недоброе, идет навстречу смерти и принимает удар меча Элиава на себя. Этим она спасает Соломона. И уже находясь при смерти, Суламифь кротко улыбается и благодарит царя за то счастье, которое он ей успел подарить: «за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику».
    Всего лишь семь счастливых дней и ночей провели вместе Суламифь и Соломон, но зато, каких дней! Человек может жизнь прожить, так не познав полного счастья такой любви, которую испытали Соломон и Суламифь. Израильско-Иудейский царь бесконечно восхищался своей возлюбленной и благодарил девушку из виноградника за то, что она дала познать ему, казалось бы, уже искушенному любовнику, истинное чувство, которое бывает раз в тысячу лет. Сам Соломон говорил своей любимой: «Ты царица, Суламифь. Ты родилась настоящей царицей. Ты смела и щедра в любви. Семьсот жен у меня и триста наложниц, а девиц я знал без числа, но ты единственная моя, кроткая моя, прекраснейшая из женщин. Я нашел тебя подобно тому, как водолаз в Персидском заливе наполняет множество корзин пустыми раковинами и малоценными жемчужинами, прежде чем достанет с морского дна перл, достойный царской короны… Тьмы-тем людей думают, что они любят, но только двум из них посылает бог любовь. И когда ты отдалась мне там, между, кипарисами, под кровлей из кедров, на ложе из зелени, я от души благодарил бога, столь милостивого ко мне». В конце концов, Суламифь погибает от жгучей стрелы ревности жестокой царицы Астис, одной из жен Соломона. Но любовь царя и девушки из виноградника бессмертна. Результатом ее стала «Песнь песней», написанная царем Соломоном, вдохновленным «опаленной солнцем» возлюбленной.
    Повесть А. И. Куприна «Суламифь» изобилует живописными описаниями тела человека, природы, интерьера царского замка, богатств Соломона. Изящны и описания любовных переживаний героев произведения. Александр Иванович еще раз хотел напомнить современникам (и потомкам) о том, что на свете существует настоящая, искренняя, всеобъемлющая любовь. Любовь, которая так сильна, что способна победить ревность и смерть. Она остается в памяти людской на многие столетия. Ведь не зря А. И. Куприн сказал: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь — прекрасна!»

  3. Произведение Ф.И. Куприна «Суламифь» повествует нам не только о мудром и справедливом правителе Соломоне, который прославился своим богатствам, но и знающим толк в любви. На тот момент, когда он встретил свою настоящую любовь ему было уже за сорок. Правитель уже многое повидал, познал и любовь, и предательство. Так же в его жизни было много зла и лести. Но он смог заставить подданных себя уважать. И для решения сложных вопросов к нему обращались люди, зная, что он никому не откажет и решение его будет справедливым.
    Суламифь – девушка, из бедной семьи покорившая правителя вначале своим пением и красотой, а потом уже и нравственными качествами. В сущности, совсем еще ребенок, но сколько в ней такта, и рассудительности. Она еще не испорчена жизнью. Только в этом возрасте можно так бескорыстно любить и доверяться своему возлюбленному. Вот за эти качества и полюбил Соломон. Он как опытный мужчина понимал, что только с ней он может быть откровенным, не боясь за свою жизнь и репутацию.
    К тому времени, когда они встретились, у царя были жены, наложницы и рабыни, которые его не только уважали и боялись, но также ненавидели и готовы были отомстить в любое время. К таким людям относится жена Соломона, она не хочет мириться с прекрасной соперницей. Опытная, хитрая Атис не намерена делиться с соперницей понимая, что Суламифь во всем превзошла ее. Разумеется, она была не единственной женой, но уж больно самолюбива и корыстна.
    В повести, к такому жанру решил отнести свое произведение А.И. Куприн, полностью раскрывает тему любви, к сожалению, для обоих героев неудачную. Чтобы показать, насколько царь был мудрым, писатель приводит много притч, разных ситуаций, которые может решить он. Несмотря на свой жизненный опыт Соломон не смог уберечь от смерти свою возлюбленную. Любовь бывает настолько сильной, что порою невозможно заметить, что рядом кто-то вредит.
    Мало утешает Соломона мечты о бессмертия вечности, как себя не утешай, а любимой рядом нет. Это есть истина, от которой никуда не денешься. Жизнь продолжается, и Соломон еще много сделал для своего государства, живя воспоминаниями о своей любви.

  4. Александр Иванович Куприн – один из тех, кто открыл для читателя русскую литературу XX века. Его творчество было многостороннее и разнообразное, но более подробно хочется остановиться на повести Суламифь.
    Главные герои повести – Соломон – царь Персии, и его возлюбленная Суламифь. Повесть состоит из двенадцати частей.
    Первая часть обрисовывает перед читателем Персию во времена правления Соломона, рассказывает о Соломоне и его деяниях. Царю было около сорока пяти лет, когда слава о нем, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни разнеслась далеко за пределами его страны. Царь был очень богат и щедр, на столько, что серебро в его дни ценилось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, Соломон ничего не жалел – щиты пятисот его телохранителей были покрыты золотыми пластинками…
    Вторая часть повести рассказывает читателю о том, каких женщин любил Великий царь. У него было семьсот жен и триста наложниц, а кроме этого – бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Среди них были и белолицые, и черноглазые, и высокие, и коренастые, и округлые, и стройные – всех очаровывал царь своею любовью, потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Кроме того, разделял царь свое ложе с Балкис – Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любил Соломон Суламифь, бедную девушку из виноградника. Но за что же любили царя сами женщины Говорили, что у царя была мраморная кожа, губы были точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его были настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцелял царь головные боли, судороги и черную печаль. Бог сделал царя Соломона способным понимать языки зверей и птиц; понимать причину людских поступков – плохих и хороших, отчего приходило к нему великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора.…На южном склоне горы Ваал – Гамон был у царя виноградник, куда любил царь уединяться в часы великих размышлений. Так было и в этот раз царь приказал на заре отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидел в одиночестве на простой деревянной скамье и, размышляя о чем-то, что было подвластно только его уму. Вдруг царь прислушался где-то рядом раздался милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним оказалась девушка в легком платье, но она не видела царя, занятая работой. Голос ее все больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается ее пением. Неожиданно царь выходит к ней и произносит Девушка, покажи мне лицо твое! Девушка смотрит на царя, и начавшийся сильный ветер вдруг треплет на ней платье и плотно облепляет его вокруг тела. В это мгновение царь видит ее всю как нагую под одеждой, все ее прекрасное и стройное тело, все ее округлости и впадины, холмы и долины. Девушка подходит к царю и видит, как и он прекрасен, она с восторгом смотрит на него, и добавляет, что не заметила его. Царь говорит девушке, что она прекрасна, прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнает, что ее имя – Суламифь, и она помогает своим братьям охранять эти царские виноградники. Когда царь берет ее за руку, по телу ее пробегает дрожь восторга, а когда он запечатляет на губах сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть ее возлюбленным, только ему она подарит свое девство. Соломон говорит ей, что он царский повар и договаривается о свидании на следующую ночь у стен дома девушки. … В этот день Соломон был особенно светел и радостен, и особенно много добра он сделал когда сидел на троне в зале суда – об этом рассказывает пятая часть повести А.И.Куприна Суламифь.
    В шестой части повести автор живописует перед читателем томления Суламифы, ждущей ночью своего возлюбленного.
    Суламифь, эта прекрасная тринадцатилетняя девушка, хотела, чтобы тело ее пахло сладостью мирры, когда будет его касаться ее возлюбленный. Долго она лежала на своем ложе в ожидании, пока не услышала шаги. Когда Суламифь выглянула, возле дома никого не оказалось. В страхе и надежде побежала девушка к виноградникам, в которых встретила утром того, кого же успела полюбить всем сердцем. Когда она добежала до виноградников, счастью ее не было предела царь ждал ее и протягивал к ней свои руки. Губы их сливаются в поцелуе, а через некоторое время царь спрашивает, не жалеет ли она Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла. В эту ночь Соломон признается девушке, что он царь. Утром Суламифь привозят во дворец, купают в бассейне с благовонной водой, прекрасное тело ее одевают в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом.
    Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг с другом. Семь дней лицо царя освещает радость и осыпает он Суламифь драгоценностями с ног до головы. В это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие. Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной – священного фаллоса… Жрецы стегают себя плетками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе, пока один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини обесформленный кусок мяса. Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. …А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время черное дело.
    Астис подзывает к себе Элиава, начальника царской стражи. Она знает, что он давно пылает к ней страстью и обещает ему стать царем над ней, если он умертвит Суламифь. Без слов Элиав выходит из храма. Он идет к дворцу Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Суламифь не может наслаждаться от всего сердца любовью Соломона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где–то рядом ее смерть. Неожиданно раздается шорох, и вскочившая с ложа Суламифь, вдруг оказывается пронзенной мечом. Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить в Египет и царицу Астис, чтобы более не видеть ее в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней сидит возле тела Суламифи, и о том, какие мысли посещают его, никто не знает…
    Так завершается повесть А.И.Куприна Суламифь.

  5. 5
    Текст добавил: Анатолий Вайс

    (по повести А. И. Куприна «Суламифь»)
    Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в «Книгу Песней Соломона», создание которой приписывают реальной исторической личности — древнееврейскому царю Соломону.
    «Песнь Песней» — самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка гибнет с мечом в груди». Но не будем торопиться: ведь перед нами притча, легенда с известной долей романтического сюжета, и, следовательно, то, что лежит на поверхности, не может исчерпать всей глубины обобщения, содержащегося в произведении. Поэтому следующий вопрос может быть сформулирован так: «А о чем еще эта повесть, только ли о трагической любви из-за чьей-то ревности?». Эта книга, прежде всего, о мудром, красивом, мужественном человеке по имени Соломон и о нежной, ласковой, прекрасной девушке по имени Суламифь; эта книга — гимн уникальности, неповторимости, величию красоты женского тела и теме любви. Любовь Суламифь «крепка, как смерть». Вот только… Почему эти два понятия постоянно сопрягаются друг с другом? Может, для красного словца? Но ведь нет, смерть действительно не заставляет себя долго ждать — всего лишь семь дней было отпущено Суламифь и Соломону наслаждаться величайшим и сильнейшим в мире чувством — Любовью.
    Так неужели ревность — пусть «жестокая, как ад», но все же чувство низкое — является причиной гибели Суламифь? Как-то не соизмеряются эти вещи. И не хочется думать, что это именно так. Тогда что же? Почему Суламифь умерла? Но разве могло быть иначе? Девушка была обречена на смерть с того самого момента, когда она встретила царя, с того самого момента, когда они полюбили друг друга — ну что еще могло ждать Суламифь во дворце Соломона?! Это только внешняя сторона проблемы: царская власть, дворцы, социальное положение людей — это лишь фон, декорация великой драмы, именуемой Жизнь. Ничего, ровным счетом ничего бы не изменилось, если бы речь шла о крестьянке и крестьянине, о принцессе и нищем, одним словом, о людях, любимых и любящих. Любовь, родившись, обречена на смерть, точно так же, как человек, родившись однажды, должен рано или поздно умереть: мир не слыхивал (да и не услышит никогда), чтобы кто-то умер, не родившись!
    Вот и в случае с героями Куприна ситуация «запрограммирована » изначально. Но чтобы не впасть в однобокость суждений, необходимо иметь в виду следующее: обязательно трактовать понятие «смерть» шире, подразумевается под смертью не только пре190 кращение физического существования, а переход, точнее момент перехода из одного состояния в другое. Суламифь, ее любовь как тот благоухающий цветок, что после оплодотворения «умирает», превращаясь в плод. И как тот цветок, Суламифь и ее любовь «умирают «, превращаясь в «Песнь Песней» — этот вечно живой памятник Женственности, Красоте и Любви.
    Но даже если бы Суламифь не погибла, то и тогда Любовь «умерла » бы. Как, впрочем, и сама возлюбленная Соломона. Более того, мы бы никогда и не узнали о ней, потому что и Суламифь вскоре стала бы другой, и любовь между ней и Соломоном приобрела бы новое качество, качество банальной семейной идиллии. Это вовсе не значит, что любовь жены и мужа плоха или хуже, но это значит, что «Песнь Песней» просто никогда бы не появилась. Что же дает нам повесть «Суламифь»? Постижение истины — трудной, может быть, горькой, но от этого не перестающей быть истинной. Кроме того, осознав подобные вещи, человек избавляется от иллюзий, учится реально оценивать жизнь, готовит себя к будущему, чтобы не разочаровываться, не впадать в уныние от неизбежных метаморфоз, которые ему предуготовило бытие.

  6. 6
    Текст добавил: O_o МЫльн@я ПузЫрРрРрРк@ o_О

    1. Портрет и характер царя Соломона.
    2. Изображение Суламифи при первой встрече с царем.
    3. Самоотверженная любовь Суламифи к Соломону,
    4. Любовь побеждает смерть.
    5. Художественное своеобразие и смысл произведения.
    Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит.
    А. И. Куприн
    Действие повести А. И. Куприна происходит в далекой античной эпохе, еще до нашей эры. В то время Израильско-Иудейским царством правил мудрый царь Соломон. Но из произведения Куприна выясняется, что великий правитель был не только справедлив и умен. Он еще обладал необыкновенной красотой и неземным обаятнием. Вот как описывает его писатель: «Бледно было его лицо, губы — точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них — украшение мудрости — блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев, падающих с высоты темных скал Аэрмона; седина сверкала и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.
    Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд. И не было человека во вселенной, который мог бы выдержать взгляд Соломона, не потупив своих глаз… Одно имя царя Соломона, произнесенное вслух, волновало сердце женщин, как аромат пролитого мирра, напоминающий о ночах любви». Поэтому неудивительно то, что у правителя Израильско-Иудейского царства было семьсот жен, триста наложниц и. других женщин. Благодаря особой, сверхъестественной страсти царя Соломона его сила для любви была неиссякаема. Но до определенного момента великий правитель не знал, что настоящая любовь придет к нему не в царском замке и не в заморской стране, а в винограднике. Свою будущую возлюбленную царь Соломон сначала услышал по звукам ее поющего голоса, а потом и сама девушка показалась ему во всей своей красе. Но произошло это не сразу. Ветер помог Соломону разглядеть фигуру Суламифь и очароваться ее природной стройностью, нетронутой красотой и доверчивой юностью. «…И царь на мгновенье… видит всю ее под одеждой, как нагую, высокую и стройную, в сильном расцвете тринадцати лет; видит ее маленькие, круглые, крепкие груди и возвышения сосцов, от которых материя лучами расходится врозь, и круглый, как чаша, девический живот, и глубокую линию, которая разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое, к выпуклым бедрам». И лицо незнакомой девушки было обворожительным: «…Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо. Тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными кудрями покрывают ее плечи и разбегаются по спине и пламенеют, пронзенные лучами солнца, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод трогательно и невинно обвивает в два раза ее темную, высокую, тонкую шею». А. И. Куприн показывает читателю красоту молодого женского тела, словно распустившегося бутона розы. Речи Суламифи милы и невинны, но под сильным обаянием и вспыхнувшей любовью царя Соломона в юной девушке просыпается настоящая страсть и пылкое чувство: «Губы ее рдеют над блестящими зубами, веки дрожат от мучительного желания…». Любовь — новое чувство для тринадцатилетней Суламифи, поэтому в первую встречу, она боится нахлынувшей на нее любви и не сразу говорит о том, где она живет. Хотя с первого же дня душой девушка осознает, что именно Соломон — ее избранник, ее долгожданный милый и возлюбленный.
    Сначала в Суламифи борются два чувства: девичья робость и ожидание счастья, любовь к Соломону. Последнее побеждает, и девушка бежит по ночной дороге, ища возлюбленного и подвергая себя опасности. Утром в винограднике она отдается царю и теперь уже навсегда остается с Соломоном. Любовь Суламифи относительно щедра, смела, но в то же время скромна и жертвенна. Ведь царь хочет сделать свою прекрасную возлюбленную царицей, но сама она говорит, что добровольно «хочет быть только рабою Соломона». Жертвенность любви Суламифи ясно видна в последней, роковой главе повести, где юная возлюбленная, предчувствуя что-то недоброе, идет навстречу смерти и принимает удар меча Элиава на себя. Этим она спасает Соломона. И уже находясь при смерти, Суламифь кротко улыбается и благодарит царя за то счастье, которое он ей успел подарить: «за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику».
    Всего лишь семь счастливых дней и ночей провели вместе Суламифь и Соломон, но зато, каких дней! Человек может жизнь прожить, так не познав полного счастья такой любви, которую испытали Соломон и Суламифь. Израильско-Иудейский царь бесконечно восхищался своей возлюбленной и благодарил девушку из виноградника за то, что она дала познать ему, казалось бы, уже искушенному любовнику, истинное чувство, которое бывает раз в тысячу лет. Сам Соломон говорил своей любимой: «Ты царица, Суламифь. Ты родилась настоящей царицей. Ты смела и щедра в любви. Семьсот жен у меня и триста наложниц, а девиц я знал без числа, но ты единственная моя, кроткая моя, прекраснейшая из женщин. Я нашел тебя подобно тому, как водолаз в Персидском заливе наполняет множество корзин пустыми раковинами и малоценными жемчужинами, прежде чем достанет с морского дна перл, достойный царской короны… Тьмы-тем людей думают, что они любят, но только двум из них посылает бог любовь. И когда ты отдалась мне там, между, кипарисами, под кровлей из кедров, на ложе из зелени, я от души благодарил бога, столь милостивого ко мне». В конце концов, Суламифь погибает от жгучей стрелы ревности жестокой царицы Астис, одной из жен Соломона. Но любовь царя и девушки из виноградника бессмертна. Результатом ее стала «Песнь песней», написанная царем Соломоном, вдохновленным «опаленной солнцем» возлюбленной.
    Повесть А. И. Куприна «Суламифь» изобилует живописными описаниями тела человека, природы, интерьера царского замка, богатств Соломона. Изящны и описания любовных переживаний героев произведения. Александр Иванович еще раз хотел напомнить современникам (и потомкам) о том, что на свете существует настоящая, искренняя, всеобъемлющая любовь. Любовь, которая так сильна, что способна победить ревность и смерть. Она остается в памяти людской на многие столетия. Ведь не зря А. И. Куприн сказал: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь — прекрасна!»

  7. (по повести А. И. Куприна «Суламифь»)
    Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в «Книгу Песней Соломона», создание которой приписывают реальной исторической личности — древнееврейскому царю Соломону.
    «Песнь Песней» — самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка гибнет с мечом в груди». Но не будем торопиться: ведь перед нами притча, легенда с известной долей романтического сюжета, и, следовательно, то, что лежит на поверхности, не может исчерпать всей глубины обобщения, содержащегося в произведении. Поэтому следующий вопрос может быть сформулирован так: «А о чем еще эта повесть, только ли о трагической любви из-за чьей-то ревности?». Эта книга, прежде всего, о мудром, красивом, мужественном человеке по имени Соломон и о нежной, ласковой, прекрасной девушке по имени Суламифь; эта книга — гимн уникальности, неповторимости, величию красоты женского тела и теме любви. Любовь Суламифь «крепка, как смерть». Вот только… Почему эти два понятия постоянно сопрягаются друг с другом? Может, для красного словца? Но ведь нет, смерть действительно не заставляет себя долго ждать — всего лишь семь дней было отпущено Суламифь и Соломону наслаждаться величайшим и сильнейшим в мире чувством — Любовью.
    Так неужели ревность — пусть «жестокая, как ад», но все же чувство низкое — является причиной гибели Суламифь? Как-то не соизмеряются эти вещи. И не хочется думать, что это именно так. Тогда что же? Почему Суламифь умерла? Но разве могло быть иначе? Девушка была обречена на смерть с того самого момента, когда она встретила царя, с того самого момента, когда они полюбили друг друга — ну что еще могло ждать Суламифь во дворце Соломона?! Это только внешняя сторона проблемы: царская власть, дворцы, социальное положение людей — это лишь фон, декорация великой драмы, именуемой Жизнь. Ничего, ровным счетом ничего бы не изменилось, если бы речь шла о крестьянке и крестьянине, о принцессе и нищем, одним словом, о людях, любимых и любящих. Любовь, родившись, обречена на смерть, точно так же, как человек, родившись однажды, должен рано или поздно умереть: мир не слыхивал (да и не услышит никогда), чтобы кто-то умер, не родившись!
    Вот и в случае с героями Куприна ситуация «запрограммирована » изначально. Но чтобы не впасть в однобокость суждений, необходимо иметь в виду следующее: обязательно трактовать понятие «смерть» шире, подразумевается под смертью не только пре190 кращение физического существования, а переход, точнее момент перехода из одного состояния в другое. Суламифь, ее любовь как тот благоухающий цветок, что после оплодотворения «умирает», превращаясь в плод. И как тот цветок, Суламифь и ее любовь «умирают », превращаясь в «Песнь Песней» — этот вечно живой памятник Женственности, Красоте и Любви.
    Но даже если бы Суламифь не погибла, то и тогда Любовь «умерла » бы. Как, впрочем, и сама возлюбленная Соломона. Более того, мы бы никогда и не узнали о ней, потому что и Суламифь вскоре стала бы другой, и любовь между ней и Соломоном приобрела бы новое качество, качество банальной семейной идиллии. Это вовсе не значит, что любовь жены и мужа плоха или хуже, но это значит, что «Песнь Песней» просто никогда бы не появилась. Что же дает нам повесть «Суламифь»? Постижение истины — трудной, может быть, горькой, но от этого не перестающей быть истинной. Кроме того, осознав подобные вещи, человек избавляется от иллюзий, учится реально оценивать жизнь, готовит себя к будущему, чтобы не разочаровываться, не впадать в уныние от неизбежных метаморфоз, которые ему предуготовило бытие.

  8. Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в «Книгу Песней Соломона», создание которой приписывают реальной исторической личности — древнееврейскому царю Соломону.
    «Песнь Песней» — самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка гибнет с мечом в груди». Но не будем торопиться: ведь перед нами притча, легенда с известной долей романтического сюжета, и, следовательно, то, что лежит на поверхности, не может исчерпать всей глубины обобщения, содержащегося в произведении. Поэтому следующий вопрос может быть сформулирован так: «А о чем еще эта повесть, только ли о трагической любви из-за чьей-то ревности?». Эта книга, прежде всего, о мудром, красивом, мужественном человеке по имени Соломон и о нежной, ласковой, прекрасной девушке по имени Суламифь; эта книга — гимн уникальности, неповторимости, величию красоты женского тела и теме любви. Любовь Суламифь «крепка, как смерть». Вот только… Почему эти два понятия постоянно сопрягаются друг с другом? Может, для красного словца? Но ведь нет, смерть действительно не заставляет себя долго ждать — всего лишь семь дней было отпущено Суламифь и Соломону наслаждаться величайшим и сильнейшим в мире чувством — Любовью.
    Так неужели ревность — пусть «жестокая, как ад», но все же чувство низкое — является причиной гибели Суламифь? Как-то не соизмеряются эти вещи. И не хочется думать, что это именно так. Тогда что же? Почему Суламифь умерла? Но разве могло быть иначе? Девушка была обречена на смерть с того самого момента, когда она встретила царя, с того самого момента, когда они полюбили друг друга — ну что еще могло ждать Суламифь во дворце Соломона?! Это только внешняя сторона проблемы: царская власть, дворцы, социальное положение людей — это лишь фон, декорация великой драмы, именуемой Жизнь. Ничего, ровным счетом ничего бы не изменилось, если бы речь шла о крестьянке и крестьянине, о принцессе и нищем, одним словом, о людях, любимых и любящих. Любовь, родившись, обречена на смерть, точно так же, как человек, родившись однажды, должен рано или поздно умереть: мир не слыхивал (да и не услышит никогда), чтобы кто-то умер, не родившись!
    Вот и в случае с героями Куприна ситуация «запрограммирована » изначально. Но чтобы не впасть в однобокость суждений, необходимо иметь в виду следующее: обязательно трактовать понятие «смерть» шире, подразумевается под смертью не только пре190 кращение физического существования, а переход, точнее момент перехода из одного состояния в другое. Суламифь, ее любовь как тот благоухающий цветок, что после оплодотворения «умирает», превращаясь в плод. И как тот цветок, Суламифь и ее любовь «умирают », превращаясь в «Песнь Песней» — этот вечно живой памятник Женственности, Красоте и Любви.
    Но даже если бы Суламифь не погибла, то и тогда Любовь «умерла » бы. Как, впрочем, и сама возлюбленная Соломона. Более того, мы бы никогда и не узнали о ней, потому что и Суламифь вскоре стала бы другой, и любовь между ней и Соломоном приобрела бы новое качество, качество банальной семейной идиллии. Это вовсе не значит, что любовь жены и мужа плоха или хуже, но это значит, что «Песнь Песней» просто никогда бы не появилась. Что же дает нам повесть «Суламифь»? Постижение истины — трудной, может быть, горькой, но от этого не перестающей быть истинной. Кроме того, осознав подобные вещи, человек избавляется от иллюзий, учится реально оценивать жизнь, готовит себя к будущему, чтобы не разочаровываться, не впадать в уныние от неизбежных метаморфоз, которые ему предуготовило бытие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *