Сочинение на тему сущность человека

11 вариантов

  1. Какова же сущность человека? Об этом говорили в прошлом многие философы. Древние греки считали, что сущность человека в его душе (Сократ), в его разуме (Аристотель). Средневековые философы склонялись к позиции, что человек является творением Бога и его сущность проявляется в единстве тела, души и духа. Декарт считал, что главное в человеке – его способность мыслить. Кант учил: сущность человека в творческом познании и моральном законе. Маркс сформулировал тезис: сущность человека есть совокупность тех общественных отношений, при которых он живет и действует. Сартр видел сущность человека в свободе, а Ясперс – в общении.
    Из перечисленных подходов к сущности человека можно сделать вывод, что еще много предстоит изучить, чтобы приблизиться к пониманию сущности человека. Но мы должны помнить, что сущность всегда проявляется в многообразии явлений. Сущность является, а явление существенно. Исходя из такого методологического подхода можно построить следующее рассуждение. В настоящее время на планете проживает около 6 млрд. человек. В совокупности эти 6 млрд. человек составляют современное общество. Общество, организм, состоящий из множества взаимосвязанных составляющих – производство материальных благ, экономических общностей, различных политических образований, бесконечного многообразия духовных ценностей и т.д. Человек не может существовать вне общества. Он есть его частичка, его субъект и объект, форма его проявления.
    Каждый индивид уникален по своим способностям, отношениями с социальной и природной средой, профессиональной деятельностью, духовным миром. Каждый индивид имеет свой набор и объем материальных и духовных ценностей. Каждый индивид проходит свой путь социализации и свою судьбу. Сущность человека проявляется в этом бесконечном многообразии. Поэтому следует сказать, что современный человек – это современное общество, современное человечество со всеми его достижениями, взлетами и противоречиями, социальными болезнями и т.д.
    Общество соткано из противоречий. Что мы наблюдаем в обществе? Один – олигарх, другой – бомж, один – гений, другой – дебил, один – филантроп и гуманист, другой – убийца и садист. Одни люди купаются во всех современных благах, присваивая труд миллионов людей, другие – прозябают в нищете, создавая все богатства общества. Каждый из вас может продолжить картину подобных контрастов. Скажите, кто создал науку, космические корабли, лайнеры, метро, телевидение, Интернет? Человек! Кто изобрел войны и концлагеря? Человек! Кто, не щадя себя, спасает людей от террористов? Человек! Кто становится террористом, киллером? Человек! Кто производит наркотики? Человек! Кто сажает на иглу людей? Человек! Кто становится неизлечимым наркоманом? Человек! Так кто же ты, человек? Ты ангел или дьявол во плоти? Ты, человек, как представитель рода человеческого есть совокупность всего того, что есть в обществе, а современное общество есть результат истории, т.е. деятельности предшествующих поколений. И все дети, которые родятся в ближайшее время, которые очень похожи друг на друга в день рождения (не считая генетических отклонений), потом, спустя годы, будут очень и очень разными по своему социальном статусу, по уровню развития, по конкретной деятельности. Они, дети, воспроизведут все те контрасты, которые существуют, порождая в новое время еще и новые виды деятельности и новые контрасты.
    Итак, мы выяснили, что человек по своей сущности есть микросоциум данной эпохи. Иное дело отдельный индивид. Каждый индивид уникален и может быть изучен всем комплексом современных наук. Изучение свойств индивида – это стремление понять себя или познать другого. Это и увлекательно и очень полезно. Но проблема индивида не входит в рассмотрение данной темы. Проблема индивида и личности будет подробно рассмотрена в разделе социальной философии.

  2. Определений у этого понятия очень и очень много. И очень и очень сложных. Но, подытожив самые распространенные из них, мы получаем приблизительно следующую универсальную простую формулировку.
    Жизненное предназначение – это высшая вечная абсолютная цель, задача жизни; это путь, дорога, это направление, вектор движения; это сфера, отрасль деятельности; это роль, функция в обществе; это потенциал, таланты; это место, время выбранные Высшим “Я” человека для максимально полной, наиболее оптимальной реализации способностей, раскрытия внутреннего потенциала индивидуума, гармоничного взаимодействия с окружающей средой (обществом, природой) .
    Иногда вопрос ставится следующим образом: “А есть ли у человека жизненное предназначение вообще”? Может это чушь или выдумка? Может это какая-то небылица или уловка философов, церковников, психологов, бизнес-тренеров, коучей, которую они придумали, чтобы людям голову дурить? Однако, предназначение то или иное есть у каждого человека. Но, как и все люди, находятся на различных этапах своего развития, так есть и разные уровни жизненного предназначения человека. Но об этом попозже.
    Кроме того, не каждый человек готов осознать свое предназначение или даже серьезно задуматься над вопросом: а для чего я живу?
    Как мы уже сказали, все люди находятся на разных уровнях интеллектуального, духовного развития. Один человек может знать и быть убежденным в своем предназначении, а второй отрицать и даже критиковать такую категорию, как “жизненное предназначение”. Даже в словарях и энциклопедиях, иногда определение “жизненному предназначению” дается, как чему-то суеверному и несерьезному. В статье “Предназначение” Wikiпедии на одном психологическом портале чувствуется даже насмешливый тон при определении этого понятия. Но что ж, оказывается до понимания существования жизненного предназначения нужно еще дорасти, “дожить”, дотянуться. Это понимание находится немного выше среднего уровня человеческого сознания. Поэтому для широких масс, “толпы”, массовой культуры понятие “жизненное предназначение” обычно чуждо и даже, иногда, враждебно. Сама мысль, что есть какой-то оптимальный предначертанный путь, по которому лучше выстраивать свою жизнь, наводит, иногда, ужас на людей, страшащихся всего, что может ограничить их свободу.
    Отрицает, обычно существование жизненного предназначения молодежь. Серьезные люди в возрасте, с высоты прожитых лет и накопленного опыта все чаще и чаще говорят: “А судьба человека … , его какое-то жизненное предназначение все таки есть”…
    Если же мы изучим отношение к определению жизненного предназначения человека всех великих людей, добившихся значительных результатов в своей деятельности и ставших известными на национальном или мировом уровнях, то увидим, что все они, если не знали точно, то, по крайней мере, верили в свое жизненное предназначение. Это утверждение подтверждается и многочисленными исследованиями, в рамках которых интервьюировались люди, достигшие значительных результатов в своих областях. Поэтому вопрос, как вывод: кому мы больше склонны доверять? Мнению масс, толпы, большинства? Или авторитету великих ученых, художников, промышленников, политиков, полководцев, композиторов, изобретателей, первооткрывателей? А у них то, по их мнению, как раз то и было жизненное предназначение!

  3. Сочинение: В чём заключается нравственная сущность человека?

    Почему именно в критических ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?
    До прочтения отрывка из произведения С. Сергеева – Ценского я, наверное, ответила бы, особо не задумываясь.
    Автор неравнодушен к проблеме нравственной стойкости человека.
    Он не просто обозначает проблему, но и подчеркивает ее актуальность.
    Вначале Сергеев – Ценский знакомит с обыкновенной девочкой Дашей, живущей в корабельной слободке. Она выросла как дитя бухты и взморья: плавала как дельфин, гребла не хуже самого заправского гребца.
    Но в трудные моменты жизни своей слободы Даша не осталась равнодушной.
    Героиня продала все, что можно продать, чтобы купить « пожилую клячу с двуколкой и упряжью. Переодевшись юнгой, она, не раздумывая, отправилась к роковой Альке. Автор подробно описывает переживания Даши, показывая нам, что это обычный человек, со своими страхами, сомнениями. Но в то же время это мужественный человек, который не побоялся ничего, который ринулся спасать раненых, преодолевая ужас, страх. Душевная теплота Даши помогала раненым, им становилось легче от певчего голоса «юнги», от осторожных прикосновений тонких пальцев, от участливых васильковых глаз.
    Мне кажется, что любому из читающих становится близка тема, которую развивает автор. Бесспорно, что Сергеев – Ценский восхищается мужеством, стойкостью, отвагой девушки. Он убеждает нас, что именно такие люди способны на подвиги.
    Авторская позиция вызывает только уважение.
    Он не равнодушен к таким людям, призывает и нас, читателей, восхищаться ними.
    Хочется присоединиться к мнению автора.
    Ведь недаром говорят: « В жизни всегда найдется место подвигу». И жизнь неоднократно доказывала это.
    Вспомним подвиги наших земляков. В российской истории немало женщин, совершивших подвиг. Это жены – декабристов, Зоя Космодемьянская, В. Терешкова… С. Сергеев – Ценский пригласил меня подумать о том, что такое нравственная стойкость. Я соглашусь с автором, что совесть – это память, а память – основа нашей культуры и нравственности. В нашей современной жизни это сейчас и не хватает.
    Сергеев – Ценский – русский писатель, родился в семье учителя, жил в Крыму, много путешествовал по стране.
    Ранние произведения писателя проникнуты сочувствием к трагической участи бедняка – труженика, верой в лучшее будущее. Лирическая повесть о русской деревне «Печаль полей», повести «Движение», «Наклонная Елена» изображали различные слои русского общества, охваченного предреволюционным кризисом.
    Особую популярность получила эпопея Сергеева – Ценского «Севастопольская страда», в которой созданы образы героических защитников Севастополя в Крымской войне.
    Основная проблема данного отрывка – милосердие.
    «Раненым становилось легче от одного певучего голоса юнги и от его осторожных тонких рук, и от участливых васильковых глаз».
    Даша – это храбрая девушка, именно такие девушки нужны были в военное время.
    Она «жадными глазами следит за передвижением батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму». Этой героиней можно гордиться.
    О милосердии в литературе сказано много. Недавно я прочла повесть В. Закруткина «Матерь человеческая».
    Это тоже война, но уже Великая Отечественная. Главная героиня повести Мария воспитывает своих детей, но, когда находит после бомбежки девочку и мальчика, не раздумывая ни на минуту, приводит в свою избу.
    А ведь и в нашей жизни есть такие примеры, когда люди берут детей из детских домов, приютов. Они вкладывают свою душу, свое сердце в воспитание каждого ребенка. Не оскудели души людские.
    Добро живет, и будет жить на земле.
    Считаю, что данный отрывок наполнен идейным содержанием, с этой девушки можно брать пример.
    В чем заключается нравственный выбор героя в романе Пушкина «Капитанская дочка»?
    “Капитанская дочка- это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского “недоросля), и роман-притча (судьбы героев – подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: “Береги честь смолоду).
    Гринев – свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: “вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную. Гринев-человек победил Гринева-сол, присягнувшего императрице, – он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же “человеческое измерениечести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь “почитал святынею своей совести.
    Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева (“Моя искренность поразила Пугачева). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества. Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.
    Банк сочинений ЕГЭ по русскому

  4. Сочинение рассуждение на тему человек

    Для чего пришел человек на эту землю? Какая его задача? Многие философы пытались найти ответ на данный вопрос. Человек уникальное существо, которое владеет огромной силой.
    Человек может создавать, а может и разрушать, человек несет себе зло, но есть в нем и добро. Кто же такой человек? Чем он опасен? Что он может сотворить? А что может разрушить?
    Человек уникален, и уникальность его в том, что он может развиваться, совершенствоваться. Но самая главная его задача это борьба, и борьба не с окружающим миром, а с самим собой. Не зря есть такая пословица: кто победит себя, тот победит весь мир.
    В наше время не многие люди хотят совершенствоваться и развиваться, многие сеют внутри себя зло, ненависть, обиду, и тем самым причиняя боль себе и окружающим. Некоторые думаю так, раз мне больно, то и другим пускай будет больно. Это говорит эгоизм, человек не понимает, если вокруг его будут счастливые люди, то он тоже скоро станет счастливым. Ведь каждый из нас собирает то, что сеет вокруг себя и внутри себя.
    Человеку с самого рождения дан выбор, и на чью сторону ему перейти, это он сам решает.
    Сочинение рассуждение на тему человек

    Сочинение рассуждение на тему жизнь человека

    У человеческой жизни нет цены,
    но мы всегда поступаем так,
    словно существует нечто
    ещё более ценное.
    А.де Сент-Экзюпери.
    Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы. Откуда она появилась на «малюсеньком островке» нашей огромной Галактики? Этот неожиданный подарок дан нам — жителям Земли, и мы по-разному относимся к нему. Часто люди бережно обращаются со своей жизнью, но совершенно не ценят чужую. Результатом этого малодушия становятся войны и вооруженные конфликты, которые уносят сотни и тысячи неповинных жизней. Но я думаю, что тот, кто не ценит чужую жизнь — не достоин своей.
    «Шла война, гибли сотни тысяч людей, человеческая жизнь, казалось, теряла обычную свою цену и определялась лишь мерой нанесенного ею ущерба врагу. И тем не менее, будучи сам солдатом и сам ежечасно рискуя, Волошин не мог не чувствовать, что все-таки самое ценное на войне — жизнь человека». Быков «Его батальон»
    Я не случайно начала свои размышления с этих строк. Мне кажется, что война- это, то зло, которое не оставляет права на выбор — она рубит без объяснений человеческую жизнь.
    Нас часто мучает вопрос: «В чем смысл жизни?», не понимая того, что ее нужно любить не за смысл и не за какой-то результат, а за то, что она у нас есть.
    Что может быть ещё более ценным, чем жизнь? Римский поэт Марциал говорил, что уметь наслаждаться прожитой жизнью — значит жить дважды. Но все — таки мы живем один раз. К осознанию этого факта человек зачастую приходит тогда, когда попадает в трудные ситуации, расплатой которых может стать сама жизнь. Беседуя на философские темы, люди любят бросаться высокопарными и уже избитыми фразами вроде : «Надо уметь радоваться жизни». Причем, сказав это, на следующий день они угрюмо погружаются в суету обыденности, забыв про красоту и радость жизни и про вчерашние ( оказывается случайно брошенные) красивые слова .
    Часто можно услышать от некоторых людей фразу «…надоела такая жизнь и…» , но призывая смерть, они начинают понимать всю ее ценность. Ведь зачастую для того чтобы жить, надо иметь больше мужества, чем умереть. Я уверена, что в военные кампании или во времена голода и тяжбы люди такими страшными словами не бросались. Но бывают случаи, когда желание прервать свою собственную жизнь логически обосновано. Это мы видим на примере героини рассказа Л.Н.Андреева «Жизнь Василия Фивейского»: «Васю похоронили, и трава выросла на его могиле, попадья все еще твердила молитву всех несчастных матерей: «Господи, возьми мою жизнь, но отдай мое дитя!»
    Это достойный, я считаю, отказ от своей жизни ради того, чтобы вернуть родного ребёнка.
    На протяжении всего существования человечества, люди, что только не делали с жизнью: рисковали и убивали, напрасно тратили и портили, не любили и любили, дарили и забирали, опасались за нее и, наконец, благодарили за то, что она у них есть. Я часто задаюсь вопросом: какое право имеют люди ставить друг перед другом страшный выбор: «Жизнь или смерть», таким образом, надевая на себя мантию властелина мира всего? Имеет ли право один человек распоряжаться жизнью другого человека? Нет. Так как жизнь – это высшая ценность мира.
    Василий Быков в повести «Сотников» о жизни написал так: жизнь — вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в совершенном человеческом обществе она станет категорией-абсолютом, мерой и ценою всего. Каждая такая жизнь, являясь главным смыслом живущего, будет не меньшею ценностью для общества…»
    Сочинение на тему жизнь человека

    Сочинение на тему человек и история в фольклоре, древнерусской литературе

    Фольклор, древнерусская литература и литература 18-го века в той или иной мере содержат жизнеописаниями человека в условиях соответствующего исторического периода. Это и неудивительно, ведь жизнь человека очень сильно зависит от исторических условий, в которых он находится.
    Дать определение слову «фольклор» далеко не так просто, как кажется. По общему правилу считается верным относить к нему народное творчество поэтического, музыкального, театрального, изобразительного и даже архитектурного типа. Если говорить исключительно о литературной его составляющей, логично предположить, что фольклор отображает жизнь простого народа лучше, чем какие-либо литературные жанры, ведь именно народом он и составляется. В частности, о проблемах и переживаниях человека можно узнать из народных песен. Впрочем, редко эти проблемы касались конкретного исторического периода, более применимы они были к конкретной жизни и носили любовный, шуточный или лирический характер.
    Именно во времена Древней Руси на территории русской земле было принято христианство. Преимущественно с этим было связано развитие письменности и, как следствие, возникновение литературы. Большое влияние на литературу Руси также было оказано и переводной литературой. Написанное митрополитом Илларионом и изложенное в форме церковной проповеди «Слова о законе и благодати», в качестве основной идеи имело отказ от принципов богоизбранности иудаизма. Тем самым утверждалось равенство народов. Это оказало влияние на человека посредством привития ему терпимости по отношению к другим народам. Древнерусская литература изобиловала описанием жизней правителей, а не простых людей. Княжеская власть, ее обязанности, средства претворения в жизнь рассматривались в качестве крайне важных элементов жизни народа, поскольку позволяли не только преодолевать возникающие в обществе противоречия, но и противостоять вечной внешней угрозе. Естественно, что в таких условиях жизнь отдельно взятого человека была вторичной – история касалась лишь государства и его правителей.
    Более всего жизнь простого человека стала описываться в литературе 18-го века. Связано это с проникновением западных идей в российское общество. Многие литературные деятели владели французским языком, у них была возможность впитывать либеральные идеи эпохи Просвещения. Впрочем, в отличие от стран запада, в России либерализм был встречен более настороженно и к каким-либо серьезным историческим переменам либеральные идеи не привели.
    сочинение на тему человек и история фольклора

    Сочинение на тему человек и история в фольклоре, древнерусской литературе

    Человек и его характер, душа, переживания всегда находились в центре внимания писателя. Во все времена, ключевой фигурой любого литературного произведения оставался человек, а точнее его история, либо история всего человечества в целом. Именно поэтому, начиная уже с древнерусских былин, народных сказок и частушек, кроме описания живописнейшей природы России, мы встречаем так называемые «исторические портреты» — описания жизни и деятельности влиятельных людей того времени. К примеру, в центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром Святым. Одним из самых ярких представителей исторической прозы, а именно исторических портретов можно назвать древнегреческого историка, писателя и философа-моралиста — Плутарха. Его Бесценное наследие — это цикл исторических портретов под общей эгидой «Сравнительных жизнеописаний» великих героев и правителей Древней Греции и Древнего Рима, которые на сегодняшний день очень популярны. Плутарха прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, он очень часто привлекал анекдоты. Так рождались красочные, эмоциональные повествования, которые и сегодня не перестают восхищать своим величием и драматизмом.
    Одной из ярчайших исторических повестей древнерусской литературы является «История о Казанском царстве» созданная в 1564—1566 гг. и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году. Она изображает Ивана Грозного суровым, но справедливым властителем, заботящимся об интересах своей страны, и отрицательно отзывается о боярах и воеводах. Эта повесть, по-видимому, пользовалась широкой популярностью, поскольку дошла до нашего времени в большом количестве списков. Опять же, большое внимание в ней уделялось одной персоне — Ивану Грозному а так же истории его завоеваний.
    В русской литературе восемнадцатого века, а особенно в творчестве Николая Михайловича Карамзина, пристально рассматривается и описывается жизнь человека, людей, их взаимоотношения…Так, в его «русской сентиментальной повести» «Евгений и Юлия» мы можем прочитать о молодой девушке Юлии, оставшейся без матери на попечительстве у госпожи, приятельницы матери, и сыне госпожи — Евгении, который не смог вкусить прелести семейной жизни с Юлией. Драма этих двух людей очень красочно и высокопоэтично описывается в повести. В других повестях Карамзина, таких как «»Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» жизнь людей описывается очень красивым, литературным русским языком.
    На протяжении многих столетий, в искусстве и литературе, центральное место отводится человеку и его жизни. Так, начиная с древних времён со сказов об русских богатырях и полководцах, мудрых правителях, продолжая повестями о любви и человеческих отношениях, историческими портретами и миниатюрами, в литературе прослеживается определённый объект описания — человек. Человек делает историю, или история делает человека — извечная дилемма, но одно будет определено точно, человек и история всегда будут находить отражение в литературе и искусстве!
    сочинение на тему человек в древнерусской литературе

    Сочинение описание внешности человека

    Моя бабушка
    Я люблю свою бабушку, и все выходные дни провожу у нее. Бабушка небольшая на рост, худенькая, с голубыми жилками на шее и руках. Черты лица выразительны, четко очерчены, правильны. Они указывают на то, что раньше она была красавицей. Особенно мне нравятся ее глаза. В ее взгляде никогда не было ни фальши, ни лукавости, ни ухищрения. Ее голубые глаза освещены изнутри мягким живым сиянием, они излучают тепло и искренность даже тогда, когда бабушка гневается.
    Когда бы я не приехала, на бабушке был беленький платочек, который резко оттенял черные брови и загоревшее лицо. Бабушка знает много сказок, и мне нравится слушать ее тихий неспешный сказ. Вот такая она, моя дорогая бабушка. Мой товарищ Говорят, что лицо — зеркало души человека. И это действительно так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его приветливое открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный парень. Лицо вытянуто, худощавое, загоревшее на солнце. Высокий лоб, сверху к которому полегоньку прилегают зачесанные набок, коротко подстрижены густые черные волосы. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, языков в полете птичке крыла. Из-под них смотрят большие круглые сини, как летнее небо, глаза. Взгляд их умен, добродушен, прям и откровенен, как у каждого честного человека. Но достаточно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, потому что постоянно занимается спортом.
    Мой товарищ
    Говорят, что лицо — зеркало души человека. И это действительно так. Я убеждаюсь в этом, когда смотрю на своего товарища. Его приветливое открытое лицо всегда излучает какую-то доброжелательность. На вид он обычный парень. Лицо вытянуто, худощавое, загоревшее на солнце. Высокий лоб, сверху к которому полегоньку прилегают зачесанные набок, коротко подстрижены густые черные волосы. Нос прямой. Широкие черные брови разлетаются на переносице, языков в полете птичке крыла. Из-под них смотрят большие круглые сини, как летнее небо, глаза. Взгляд их умен, добродушен, прям и откровенен, как у каждого честного человека. Но достаточно какой-то даже наименьшей несправедливости, как взгляд резко меняется. Глаза становятся гневными и пронзительными. Товарищ мой среднего роста, широкий в плечах, сильный, ловкий, выносливый, потому что постоянно занимается спортом.
    сочинение на тему описание внешности человека

  5. ?Эссе на тему: « В чем моя сущность и содержание »
    У каждого человека есть своя сущность и содержание. Но не каждый об этом задумывается. В суете дней мы бежим, ничего не замечаем вокруг, решаемвозникающие проблемы. Однако рано или поздно мы задаем себе вопросы: в чем заключается моя сущность и содержание? К чему мы больше стремимся к власти или богатству?
    В чем же заключается моя сущность исодержание? Чтобы ответь на данный вопрос, необходимо дать определение этим понятиям.
    Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивыхформ его бытия.
    Содержание – это совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, определяющие их свойства и функции.
    Исходя из данныхопределений, я пришла к выводу о том, что моя сущность и содержание заключаются в том, чтобы: дарить окружающим людям счастье и радость; тепло близким; благодарность родителям за то, что я вообще появилась на этотсвет и за то, что в меня вложили столько любви, сколько я за всю жизнь, наверное, не смогу подарить им. В том, чтобы добиться успехов честным путем, несмотря на все трудности помогать остальным, если видно,что это необходимо, и не ждать, когда об этом попросят.
    Я считаю, что каждый человек должен определить для себя жизненные цели и задачи, которые формируют и, по сути, составляют его смысл жизни.Достичь этих целей – значит дойти до определенного этапа в жизни, на котором нужно будет дать объективную оценку и поставить перед собой новые необходимые задачи и цели.
    К чему мы больше стремимся к властиили богатству? На мой взгляд, ответ на данный вопрос прост, человек должен стремится достичь в жизни прежде всего высокого нравственного уровня. Он должен задуматься о том, насколько его собственныевозможности совпадают с его амбициями. Человек может быть «богат» своими друзьями, родными и близкими. «Богатым» можно назвать человека, который радуется каждому новому дню…

  6. Определений у этого понятия очень и очень много. И очень и очень сложных. Но, подытожив самые распространенные из них, мы получаем приблизительно следующую универсальную простую формулировку.
    Жизненное предназначение – это высшая вечная абсолютная цель, задача жизни; это путь, дорога, это направление, вектор движения; это сфера, отрасль деятельности; это роль, функция в обществе; это потенциал, таланты; это место, время выбранные Высшим «Я» человека для максимально полной, наиболее оптимальной реализации способностей, раскрытия внутреннего потенциала индивидуума, гармоничного взаимодействия с окружающей средой (обществом, природой).
    Иногда вопрос ставится следующим образом: «А есть ли у человека жизненное предназначение вообще»? Может это чушь или выдумка? Может это какая-то небылица или уловка философов, церковников, психологов, бизнес-тренеров, коучей, которую они придумали, чтобы людям голову дурить?Однако, предназначение то или иное есть у каждого человека. Но, как и все люди, находятся на различных этапах своего развития, так есть и разные уровни жизненного предназначения человека. Но об этом попозже.
    Кроме того, не каждый человек готов осознать свое предназначение или даже серьезно задуматься над вопросом: а для чего я живу?
    Как мы уже сказали, все люди находятся на разных уровнях интеллектуального, духовного развития. Один человек может знать и быть убежденным в своем предназначении, а второй отрицать и даже критиковать такую категорию, как «жизненное предназначение». Даже в словарях и энциклопедиях, иногда определение «жизненному предназначению» дается, как чему-то суеверному и несерьезному. В статье «Предназначение» Wikiпедии на одном психологическом портале чувствуется даже насмешливый тон при определении этого понятия. Но что ж, оказывается до понимания существования жизненного предназначения нужно еще дорасти, «дожить», дотянуться. Это понимание находится немного выше среднего уровня человеческого сознания. Поэтому для широких масс, «толпы», массовой культуры понятие «жизненное предназначение» обычно чуждо и даже, иногда, враждебно. Сама мысль, что есть какой-то оптимальный предначертанный путь, по которому лучше выстраивать свою жизнь, наводит, иногда, ужас на людей, страшащихся всего, что может ограничить их свободу.
    Отрицает, обычно существование жизненного предназначения молодежь. Серьезные люди в возрасте, с высоты прожитых лет и накопленного опыта все чаще и чаще говорят: «А судьба человека.., его какое-то жизненное предназначение все таки есть»…
    Если же мы изучим отношение к определению жизненного предназначения человека всех великих людей, добившихся значительных результатов в своей деятельности и ставших известными на национальном или мировом уровнях, то увидим, что все они, если не знали точно, то, по крайней мере, верили в свое жизненное предназначение. Это утверждение подтверждается и многочисленными исследованиями, в рамках которых интервьюировались люди, достигшие значительных результатов в своих областях. Поэтому вопрос, как вывод: кому мы больше склонны доверять? Мнению масс, толпы, большинства? Или авторитету великих ученых, художников, промышленников, политиков, полководцев, композиторов, изобретателей, первооткрывателей? А у них то, по их мнению, как раз то и было жизненное предназначение!

  7. 7
    Текст добавил: НевиДимая_ВидиМость

    . Система воспитания как условие становления личности
    Введение.
    Являясь высшей ступенью живых организмов на Земле, человек, с одной стороны, зависит от природы, с другой, обладает духовно-культурным возвышением над ней. Все это привело к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей. Если взглянуть на историю философии, то мы увидим, что проблема человека решалась в ней в основном с помощью методов, образующих преобладание идеалистических, абсолютизирующих духовное начало в человеке, и натуралистических, придающих первостепенное значение природно-биологическим его особенностям. Этот дуализм души и тела — извечная тема философских трактатов о человеке. Кроме того, в истории философии проблема человека ставилась еще и как вопрос о внутренних и внешних факторах, определяющих само существо человека (в частности, воспитания). Однако влияние этих факторов не было глубоко проанализировано в рамках существовавших ранее философских направлений.
    Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, в его способности к образованию политической общности. Человек рассматривался, с одной стороны, как органическая часть природы, космоса, а с другой — либо как существо производное от объективного бытия вечных идей и сущностей, либо как нечто самоценное и первоосновное. Гераклит считал, что человек может жить лишь в соответствии с космическим разумом и космической гармонией. Софисты считали человека центром культуры, “мерой всех вещей” (Протагор).
    Христианское средневековье видело в человеке, с одной стороны, подобие Бога, а с другой — творение земных демонических сил. Христианская идея бессмертия души, однократности и самоценности человеческой личности и, вместе с тем, духовной общности человечества получает свое развитие внутри христианской философии, прежде всего в учении Августина Блаженного.
    В 18 веке в человеке различали чувственное явление и “сверхчувственную” разумную сущность. Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса главным является переход от теоцентрического к антропометрическому пониманию мира. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план выступают гуманистические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, стремлением к земному счастью. Реализация человечности предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению богатством древней философии.
    Руссо, в свою очередь, пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности. Поэтому большое внимание в социальной философии Руссо уделялось воспитанию, которое рассматривалось как важнейшее средство утверждения и поддержания в обществе необходимых гражданских добродетелей. Заявляя, что “родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан”, Руссо высказывал убеждение, что “у вас будет все, если вы воспитаете граждан, без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами.”
    Кант утверждает, что “в каждом звене цепи поколений, в котором я, (как человек вообще) нахожусь, я обязан так воздействовать на потомство, чтобы оно становилось все совершеннее.
    Конец Х1Х — начало ХХ столетия — расцвет философско-гуманистической мысли, поиск новых путей постижения человека.
    Неослабевающий интерес к проблеме человека наблюдается на протяжении всей истории человеческого общества. В настоящее время сущность человека видится в том, что он может отличить ценностное от целесообразного, полезного, приятного. Он способен схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства.
    Система воспитания как условие развития личности .
    Воспитание с философской точки зрения определяется как воздействие общества на развивающегося человека. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью (“идеал воспитания”). Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем — приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение.
    Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
    Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
    Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
    Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
    И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
    Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
    Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
    Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».
    «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
    Как указывал Л.С.Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».
    Такой подход к построению процесса воспитания — как активного целенаправленного формирования личности — согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.
    Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.
    Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
    Показательно, что накопительница психологического опыта — литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права «другого» непросто на участие в «борьбе за существование», а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого «другого» становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. “… Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, — писал он в трактате «О жизни», — человек не может не видеть и того, что это — то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества”.
    По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших — это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.
    На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая «цивилизованность» современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в «массовом» сознании обывателя XX столетия эта «эмансипированная» стихия «животности».
    Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовно-ценностную природу познания.
    Отвергая представление о существовании человека исключительно как биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не отрицал власть «природы» над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.
    Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полного порабощения человека «плотью», служит, по Л.Н.Толстому, самым главным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственному, человеческому существу — Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать доступен каждому человеку.
    Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом. Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.
    Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.
    В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись «в хвосте детского развития», ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать «завтрашнему дню детского развития». В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.
    Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.
    Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
    При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.
    «Искусство воспитания», приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих», а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти «понимаемые» мотивы в реально действующие.
    Главная цель развития личности — возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
    Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.
    Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.
    Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств «абсолютных». Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.
    Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.
    Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.
    Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.
    Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.
    Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в не новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.
    Другая важнейшая задача воспитания растущих людей — это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов — естественнонаучному, гуманитарному и т.д.).
    Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуальными играми, трансформирует её в осознанную потребность «всерьез» трудиться.
    Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас это происходит в период окончания неполной средней школы) в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно-потребностной сферы профессиональны намерений.
    Отношение к профессии — существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь — общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства — уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки ребенок, подросток умел «оборачивать на себя», т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться «в согласии с самим собой», если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение ребенком себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.
    Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью со взрослыми.
    Универсальной формой этой жизни выступает социально значимый труд, участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненную позицию. Характер, объем, функции трудовой деятельности, ее роль и степень воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и самосознания.
    Поэтому при всей непреходящей важности формирования ведущей деятельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особое внимание обращать на включение всех детей в посильные виды социально полезной деятельности. Психологический смысл просоциального труда дети осознают и сами, они замечают, что от работы у них зависит настроение, им приятно сознавать, что они делают полезное себе и людям, они познают радость от социально важного труда. Психологически это обосновано тем, что такой труд ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.
    Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы является ее временная ориентация. Временная перспектива — не просто знания, представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия ребенка, подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее. Временная перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни. Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и не простые идеи. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не «размениваться на мелочи», и не «плыть по течению». Отсутствие таких целей, суженность временной перспективы делают человека максимально зависимым от внешних обстоятельств.
    Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы — наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки.
    Воспитание воли — один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно — он должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к способности самому формулировать и выполнять их — таков путь развития воли у человека.
    Сформированность указанных качеств личности растущего человека определяет его поведение в массе конкретных случаев и ситуаций, с которыми он сталкивается в жизни и которые, разумеется, нельзя предусмотреть до мельчайших деталей в процессе воспитания.
    Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека, — действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своим мировоззрениям.
    Такой «школой действия» служат все формы общественной работы, все виды производительного труда, все типы разнообразной индивидуально-предпринимательской деятельности. В этих деятельностях у школьника воспитываются умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других и убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставить цели и решать их. Для того, чтобы социально признаваемая деятельность (включая учебную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие виды) выступала действительной «школой» для проверки и укрепления школьником своих убеждений, она обязательно должна быть:
    · интересной и «честной» деятельностью, т.е. не сводиться к формальному выполнению;
    · деятельностью, важной для детей, определенным образом затрагивающей их реальные, существенные интересы;
    · свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возможность реализоваться в ней, испытывать все свои способности;
    · трудной деятельностью, т.е. успешное ее выполнение должно требовать, прежде всего, напряжения воли (и вместе с тем быть такой, чтобы всякий ребенок мог выполнить ее таким образом, чтобы она имела для него положительный эффект);
    · деятельностью, в которой молодой человек оказывается перед реальной альтернативой: поступить «по совести», согласно своему мировоззрению, или «не по совести», против своих взглядов. Особенно важно, чтобы это был честный, свободный выбор. Ибо кто самостоятельно, свободно выбрал честный поступок, тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк, свое действенное мировоззрение, свою актуальную жизненную позицию. Человек, узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, добиться уважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго.
    Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой — необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
    Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности — творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.
    Заключение.
    Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности — это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.

  8. Почему именно в критических ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? До прочтения отрывка из произведения С. Сергеева –Ценского я, наверное, ответила бы, особо не задумываясь.  Автор неравнодушен к проблеме нравственной стойкости человека. Он не просто обозначает проблему, но и подчеркивает ее актуальность.
    Вначале Сергеев – Ценский знакомит с обыкновенной девочкой Дашей, живущей в корабельной слободке. Она выросла как дитя бухты и взморья: плавала как дельфин, гребла не хуже самого заправского гребца.  Но в трудные моменты жизни своей слободы Даша не осталась равнодушной. Героиня продала все, что можно продать, чтобы купить « пожилую клячу с двуколкой и упряжью. Переодевшись юнгой, она, не раздумывая, отправилась к роковой Альке. Автор подробно описывает переживания Даши, показывая нам, что это обычный человек, со своими страхами, сомнениями. Но в то же время это мужественный человек, который не побоялся ничего, который ринулся спасать раненых, преодолевая ужас, страх. Душевная теплота Даши помогала раненым, им становилось легче от певчего голоса «юнги», от осторожных прикосновений тонких пальцев, от участливых васильковых глаз.    Мне кажется, что любому  из читающих становится близка  тема, которую развивает автор. Бесспорно, что Сергеев – Ценский восхищается мужеством, стойкостью, отвагой  девушки. Он убеждает нас, что именно такие люди способны на подвиги. Авторская позиция вызывает только уважение. Он не равнодушен к таким людям, призывает и нас, читателей, восхищаться ними.
    Хочется присоединиться  к мнению автора. Ведь недаром говорят: « В жизни всегда найдется место подвигу». И жизнь неоднократно доказывала это. Вспомним подвиги наших земляков: Н. Л. Яценко. Н. Давиденко, Н. Литвинова. В российской истории немало женщин, совершивших подвиг. Это жены – декабристов,  Зоя Космодемьянская, В. Терешкова… С. Сергеев –  Ценский пригласил меня подумать о том, что такое нравственная стойкость. Я соглашусь с автором, что совесть – это память, а память – основа нашей культуры и нравственности. В нашей современной жизни это сейчас и не хватает.
    Сергеев – Ценский – русский писатель, родился в семье учителя, жил в Крыму, много путешествовал по стране.
    Ранние произведения писателя проникнуты сочувствием к трагической участи бедняка – труженика, верой в лучшее будущее. Лирическая повесть о русской деревне «Печаль полей», повести «Движение», «Наклонная Елена» изображали различные слои русского общества, охваченного предреволюционным кризисом.
    Особую популярность получила эпопея Сергеева – Ценского «Севастопольская страда», в которой созданы образы героических защитников Севастополя в Крымской  войне.
    Основная проблема данного отрывка – милосердие.
    «Раненым становилось легче от одного певучего голоса юнги и от его осторожных тонких рук, и от участливых васильковых глаз».
    Даша – это храбрая девушка, именно такие девушки нужны были в военное время.
    Она «жадными глазами следит за передвижением батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму». Этой героиней можно гордиться.
    О милосердии в литературе сказано много. Недавно я прочла повесть В. Закруткина «Матерь человеческая».
    Это тоже война, но уже Великая Отечественная. Главная героиня повести Мария воспитывает своих детей, но, когда находит после бомбежки девочку и мальчика, не раздумывая ни на минуту,  приводит в свою избу. А ведь и в нашей жизни есть такие примеры, когда люди берут детей из детских домов, приютов. Они вкладывают свою душу, свое сердце в воспитание каждого ребенка. Не оскудели души людские. Добро живет, и будет жить на земле.
    Считаю, что данный отрывок  наполнен идейным содержанием, с этой девушки можно брать пример.
    Перефразируя Ф. Достоевского, хочется закончить словами: «Доброта спасет мир»
    Ткачева Н.А.

  9. Сочинение рассуждение на тему “человек”
    “Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека”.
    А. Пьерон.
    Своё сочинение-рассуждение я хотела бы начать с понятия человека. Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Выяснив, кто такой человек, можно сделать вывод – ребёнок в момент рождения не человек. При рождении ребёнок является индивидом, т. е. это экземпляр живого, имеющий все признаки свойственные виду, к которому он принадлежит, и отличающийся генетическими и фенотипическими особенностями.
    После того, как человек родился, он является индивидом. Индивид – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, и лишь только при рождении индивид – ребенок еще не обладает базой основных понятий, даже элементарно не знает что такое мама, папа, стол, стул. При развитии он становится личностью, т. е социально-психологическим лицом человека или, то чем люди отличаются друг от друга в обществе по отношению к нему. И лишь только при рождении индивид становится кандидатом в человека.
    А. Пьерон, своим высказыванием подразумевал, видимо под понятием человека нечто большее, чем просто определение. Он подразумевал, что человек – это личность, а ребенок личностью не является, он индивид.
    Я не совсем согласна с мнением автора. Я считаю, что при рождении ребенок – уже и есть человек по своей сущности. Если опираться от определения, то человека представляют как понятие с помощью, которого выделяют человека как существо особого рода среди всех других живых существ, например, отделяют человека от животного. Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. С научной точки зрения человек – это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь, будучи включенным, в социальные отношения. Это истина, которая позволяет говорить о сущности человека как единство природного и социального. По своему содержанию и объему понятие «человек» гораздо шире, чем понятие «личность» . Если, опираться на определение «человек» , «личность» , «индивид» , то можно сделать вывод, что при рождении человек является индивидом. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

  10. мини-сочинение на тему” В чем проявляется биологическая, а в чем социальная сущность человека?” ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!!!

    Ответы:

    Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах,закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.Биологическая сущность  в том что он вынужден питаться,спать и т.д.,а социальная в том что он вынужден сосуществовать с обществом в котором он живет
    Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.Биологическая роль -воспроизведение себе подобных,продолжение рода ( как и у любого существа ,живущего на нашей планете) .А социальная роль-это статус ,то есть  это определенная позиция в социальной структуре группы или общества.Именно в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
    Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
    Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *