Сочинение на тему свобода сопряжена с ответственностью

9 вариантов

  1. Выдающийся английский драматург и ирландский романист 20 века Джорж Бернард Шоу в своем высказывании «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и бояться ее» выявил важный аспект природы человеческой свободы. На мой взгляд, в данном изречении поднимается глубинный смысл единства свободы и ответственности. Так свобода не является синонимом слову вседозволенность, это осознанный глубокий выбор человека на основе своего мировоззрения за который личность несет полную ответственность.
    Данная тема остается невероятно актуальной на сегодняшний день, ибо современное общество, позиционируя себя прогрессивным и апеллируя к вопросу свободы человека во всех сферах жизни, считает свободу венцом прогресса.
    С политической точки зрения свобода выражается демократическим режимом и возможностью взрастит гражданское общество для полноценного взаимодействия с правовым государством, с социальной возможностью активного участия в жизни общества, организации социальных институтов, в экономике возможность владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью.
    Особое место вопрос свободы занимает в правовом поле всего мирового сообщества. Например, в законодательстве РФ, мы видим, что целая глава 2 Конституции Российской федерации посвящена вопросу «Права и свободы человека и гражданина» статья 7 – 64. В ней затронуты аспекты: равенства прав, право на жизнь и свободу, свобода передвижения, свобода мысли, совести и религии, свобода владения имуществом.
    В нашем случае задача поставленная рамками ЭССЕ – освятить тему данного изречение с позиции философии. А значит, в первую очередь посмотреть не на ее внешние проявления в социуме, а глубже заглянуть во внутренний мир личности, поняв сам механизм работы внутренней свободы человека, на базе которого, неся полную ответственность он и принимает ключевые решения в своей жизни, в первую очередь при формировании собственного мировоззрения, а далее в деятельности.
    Я полностью согласна с мнением автора, что свобода и ответственность это абсолютно взаимосвязанные понятия. Для раскрытия темы с позиции философской науки нам необходимо определиться с терминологическим набором.
    Так под термином свобода мы будет понимать – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на сознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Сопряженная с ним понятие ответственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в т. ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т. д. В истории философии идея ответственности развивалась в связи с темами свободы – свободы воли, принятия решения, свободы действия, вменения и вины. Ядром свободы можно назвать выбор личности, который связан с интеллектуальным и эмоционально – волевым напряжением, а потому в бытовой жизни мы часто опосредуем выбор как «тяжелое бремя выбора». Так воля понимается в современном знании как высшая психологическая функция, как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители – слабости. Воля это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.
    Выше «очерченный» теоретический обзор дает нам основание выстроить механизм функционирования «свободы». Реализация внутренней свободы человека происходит в момент выбора, через интеллектуальное и эмоционально – волевое напряжение, в связи с тем, что человек используя аналитические, прогностические возможности рационального способа мышления отдает себе отчет к чему может привести его выбор и каков может быть результат. Именно в этот момент должна включится ответственность личности за принятое им решение. При этом, реализация внутренней свободы во внешнее действие есть процесс превращения субъективного в объективное.
    Проблема свободы напрямую взаимосвязана с моральной, правовой ответственностью человека за свои действия, а следовательно в самоограничении. Больше того, сознательная деятельность человека это и есть комплекс свобод и ответственности личности, ибо ответственность направляет свободу, а свобода порождает ответственность. Живя в обществе человек, не может быть абсолютно свободным от него, вступая во взаимодействия, социализируясь и адаптируясь, личность, перенимает от общества способ бытия – общественную жизнь и принимает его правила, в соответствии с которыми он вынужден считаться с окружающими его людьми и условиями. Так, например, в своем размышлении Иоганн Петер Эккерман – немецкий литератор и личный секретарь, и друг Гете – отмечал «свобода – странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя… Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем за собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих…». Во мнении И.П. Эккермана, как и в высказывании Б. Шоу ясно прослеживается ключевая идея о том, что для того, что бы быть свободным нужно уметь владеть собой, а значит быть ответственным.
    На современном этапе развития постиндустриального общества – человечество набирает невероятный «разгон» научно технического прогресса. Человечество по средствам науки и техники может серьезным образом навредить экосистеме всей планеты. В таком ракурсе тема свободы и ответственности звучит остро и невероятно актуально. Ведь общественная ответственность начинается с малого, с ответственности конкретно взятой личности. Во многом плачевное состояние экологии, остро стоящие геополитические, межнациональные проблемы, религиозные конфликты и др. Мировое сообщество свободно решать каждую отдельно взятую проблему, но при этом отдавать себе отчет в том, что оно несет серьезную ответственность не только за сегодняшний мир и благополучие, но и за будущее всего человечества.
    Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что мнением Бернарда Шоу, что свобода и ответственность два совершенно не разделимых понятия абсолютно обосновано, а на современном этапе развития общества эта проблема не только не потеряла своей актуальности, но и стоит, на мой взгляд, еще острее.

  2. Эссе
    Тема: Свобода сопряжена с ответственностью.
    Поэтому-то многие и боятся ее (Б. Шоу).
    По мнению автора свобода
    человека сопряжена с ответственностью,
    так как любое действие человека, как правило
    затрагивает интересы других людей. В
    этой философии воля человека свободна
    и так же свободно человек определяет
    свою сущность, судьбу и выбор. Человек
    ответственен за все происходящее в мире.
    Человек не имеет права уклоняться от
    личной ответственности за зло, которое
    совершается в этом мире.
    Ответственность предполагает наличие
    у человека чувства долга и совести, умение
    осуществить самоконтроль и самоуправление.
    Сделанный человеком выбор означает, что
    он готов взять на себя всю полноту ответственности.
    Можно согласиться с мнением
    о том, что свобода и ответственность находятся
    в прямой зависимости: чем шире свобода,
    тем больше ответственность. Нужно стать
    по-настоящему ответственными к себе и
    к другим людям. Тогда ты станешь свободным
    и сможешь выделиться из толпы своей неповторимостью,
    то есть само реализоваться.
    В тот же момент человек боится свободы
    потому что не знает, что это по большей
    части, мало кто и задумывается что такое
    свобода и зачем она дана человеку. ОН
    не несет ответственности и делает вид
    что не чувствует ее в той или иной ситуации,
    а иной раз просто не знает, что это такое. Очевидно, что если спросить:
    «что такое свобода?» – у офисного рабочего
    и бывшего заключенного, то мы получим
    абсолютно разные ответы. Такая же ситуация
    сложится, если этот же вопрос задать людям
    разных национальностей или вероисповеданий.
    Осознание свободы – это принятие своей
    ответственности. Именно поэтому человек
    не всегда имеет право выбора, например,
    сегодня свободный человек как правило
    работает, и не имеет возможности во время
    работы просто взять и пойти погулять.
    В этом его ответственность перед собой,
    перед своей семьей, перед обществом. Это
    осознание ответственности определяет
    его свободу, но при этом накладывает обязательства
    и понимание своей ответственности.

  3. Человек, конечно, не боится самой свободы, наоборот стремится к ней, а вот ответственности духовно незрелые люди действительно боятся.К тому же, по моему мнению, свободу следует использовать рационально, чтобы она не трансформировалась в произвол. Свобода является победой личности над собой, что ведет к внутренней борьбе. Произвол является порождением индивидуализма, ведущего к отрицательным последствиям.Свобода бывает по-настоящему трагичной. Свободному человеку приходится решать тысячи вопросов, и главным является – прав ли он, когда отстаивает свое мнение, не считаясь с общим, есть ли в его поведении место для гордыни. Трагедию свободного человека можно наблюдать особенно ярко в нашем современном обществе, когда болезнью своеволия были заражены целые народы. Свободный человек должен знать, видеть и понимать, чтобы не потерять дорогу. Его внимание всегда напряжено, он никогда не теряет связей с реальностью, хотя толпа считает, что он мечтает. Свободу нельзя получить в готовом виде, цена за нее всегда высока.Не стоит думать, что во время общения с другими людьми человек отвечает лишь за самого себя. По словам Жан-Поля Сартра: “Когда мы говорим, что человек ответственен, то это не означает, что он ответственен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей”. С этим сложно спорить, поскольку разные свободы дают возможность каждому проявить себя в качестве яркой и неповторимой личности, но в то же время, по причине их некорректного использования, свободы могут привести к изменению отношения к тебе близких людей в худшую сторону или даже изменению поведения самих этих людей. Помните, “мы в ответе за тех, кого приручили”. Мы должны правильно использовать свои права. Тогда мы сможем полностью самореализоваться. И стать свободными.Самореализация и самосовершенствование – одни из самых важных и трудных предназначений человека. Многие люди боятся быть самими собой. Они пытаются жить чужой жизнью, думать чужими мыслями. ЧакПаланик заявлял, что всегда найдётся какое-нибудь оправдание, чтобы не жить собственной жизнью. Но ведь у каждого есть выбор: быть свободным или рабом. Потому что свобода – это наличие возможности выбора. Н. А. Бердяев говорит: “Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко”. С ним можно согласиться, потому что человек чаще выбирает легкие пути в жизни. А рабство легко.У американского писателя Ч.Паланика есть прекрасная фраза: ” Только потеряв всё, мы обретаем свободу делать всё, что захотим”.Человек, лежащий на смертном одре может рассказать о своих самых сокровенных мыслях и тайнах, потому что Он потерял всё. Целую жизнь. Он ничего не боится. И только тогда он обретает настоящую свободу.Таким образом, нужно понять, что свобода и ответственность – неразделимые понятия. Когда человек становится по-настоящему ответственными к себе и к другим людям, тогда он становится свободным и может само реализоваться, выполнить свое жизненное предназначение.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАн С.А. Философия.-М.: Флинта, 2014.-400сЗолкин А.Л. Философия.-М.: Юнити-Дана, 2012.-604сЛавриненко В.П. Философия.-М.: Юнити-Дана, 2012.-1468с

  4. Основная идея данного высказывания заключается в том, что большинство людей боится свободы и боится ответственности. Но так ли это? Разберём, что же такое свобода.
    На этот вопрос каждый человек ответит по – своему. Для меня же свобода — это самостоятельность личности, которая проявляется в собственном выборе действий. Однако жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Потому что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Человеческая свобода ограничена законами, моральным долгом, традициями, уровнем развития общества, совестью, чувством справедливости. Это ограничители человеческой свободы, их нарушение влечёт к ответственности. Что же такое ответственность? Это необходимость отвечать за свои поступки.
    Как я уже говорила свобода невозможна без выбора. И каждый человек сталкивается с необходимостью выбрать тот или иной путь. Принимая решения, человек затрачивает собственные силы и эмоции, потому как без самоотдачи невозможно добиться намеченных целей. А сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность. Только осознав это можно стать по – настоящему свободным человеком. Но боятся ли люди свободы?
    С одной стороны, нет. Если бы люди боялись свободы и ответственности, то в истории не свершались бы революции. Великая французская революция XVIII века произошла под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Революции, произошедшие в нашей стране в начале XX века, также имели целью получение свободы.
    Но с другой стороны, да. Свою решительность или нерешительность, ответственность или безответственность человек проявляет в обычных бытовых ситуациях, когда перед ним стоит выбор. Очень часто человек колеблется и не может принять конкретное решение, боится ошибиться и перекладывает это на других. Даже наблюдая за тем, как мои одноклассники делают выбор своей будущей профессии, можно сделать вывод об их отношении к свободе и ответственности. Большинство из них ищут менее ответственную, но хорошо оплачиваемую работу или же поступают туда, куда им указали родители, друзья, знакомые, не задумываясь о своём призвании. Я же остановила свой выбор на профессии юриста, потому что от его деятельности зависит справедливость, правопорядок и законность в обществе. Таким образом, получается, что, если большинство людей не делают самостоятельного и сознательного выбора, они боятся свободы, следовательно, боятся и ответственности. Лозунгом действий таких людей можно назвать: «Нет свободы – нет ответственности!». Быть свободным и брать на себя ответственность не легко, для большинства людей гораздо проще подчиняться.
    ?? Правила написания мини – сочинения (эссе) по обществознанию
    ?? Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
    ? Абулова Барият ?? Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.

  5. Почему свобода сопряжена с ответственностью? Это не простой вопрос. Ответив на него можно понять, а так ли справедливо утверждение, что многие боятся свободы. Бернард Шоу был очень опытным полемистом и в своем высказывании применил хорошо известный пропагандистам прием. В качестве исходного постулата он взял тезис, который собственно и надо доказать.
    В античном обществе свободные люди имели право владеть собственностью, рабы были лишены такого права. Владение собственностью означает ответственность за эту собственность. Таким образом, возникает связь между тремя понятиями: собственность, свобода и ответственность. Лишившись свободы гражданин чаще всего теряет и собственность. Так обстояли дела в античном мире, так обстоят дела и сейчас. В античном мире захваченные в рабство лишались всего имущества. Римские власти очень любили проскрипции – конфискацию собственности осужденных. Сейчас, по закону, к наказанию в виде лишения свободы может быть добавлено и наказание, связанное с конфискацией имущества. Но даже, если конфискация имущества не применялась, заключенный на время наказания лишен фактически права пользования своей собственностью.
    Рассмотрим вопрос с другой стороны. Христианские подвижники выдвинули другой тезис – свобода без собственности. Считалось, что собственность порабощает и праведник достигает духовного совершенства отказываясь от собственности. Однако, получается, что отказавшись от собственности человек отказывается и от ответственности. За что может отвечать человек отказавшийся от собственности? Только за свой труд. Но труд без средств труда очень ограничен. По-существу, это труд раба. Без собственности это уже получается какая-то другая свобода. Свобода раба. Меня такая свобода действительно пугает. Как можно заботиться о своих близких не имея для того никаких средств? Как обеспечивать родных пищей и жильем, как давать детям образование?
    Пугает ли людей свобода? Самые масштабные события, вовлекающие огромные массы людей – это революции. Какие были лозунги Великой французской революции? “Свобода, равенство, братство”. Какие лозунги выдвинула Великая октябрьская революция? “Земля крестьянам. Фабрики рабочим. Мир народам.” Революционный гимн Интернационал содержит в качестве ключевых такие строки: -“Добьемся мы освобождения ..”. Все революции выдвигают лозунги свободы и собственности, потому что свобода и собственность наиболее желанны народом, обладают для него наибольшей привлекательностью. Если бы люди боялись свободы,  боялись ответственности – едва ли эти понятия выдвигались в качестве лозунгов массовых движений.
    Лозунги типа “народ боится свободы, потому что боится ответственности” – это лозунги контрреволюции, это лозунги эксплуатации человека человеком. Рабовладелец очень хорошо знает почему он владеет рабами – в силу закона и благодаря своей собственной силе. Но еще ему необходимо моральное обоснование, он должен доказать себе, что владея рабами он поступает правильно. Тезис: “Люди боятся свободы, люди боятся ответственности” в этой ситуации приходится очень кстати. Он обосновывает моральное право рабовладельца владеть рабами. То же происходит и в более современную эпоху. Капиталист имеет право эксплуатировать чужой труд потому, что “остальные боятся ответственности свойственной предпринимательской деятельности. А почему они боятся ответственности – потому что они боятся свободы”.
    Вспомним Первый Всероссийский съезд Советов, который происходил в июле 1917 г. На съезде прозвучал вопрос есть ли такая партия, что может принять на себя ответственность за положение в стране. “Есть такая партия!” – ответил на этот вопрос лидер большевиков.
    Почему то я начинаю думать, что Бернард Шоу очень опасался революции, потому и выдвинул свой тезис, так отличающийся от тезиса лидера партии большевиков. А может быть, он имел в виду чисто бытовые ситуации, когда по многим бытовым вопросам люди долго не могут решиться на что то определенное и перекладывают ответственность принятия решений на других? Но эти бытовые ситуации связаны не со страхом свободы, а с незнанием. Я не знаю, какую профессию мне выбрать: учится на, скажем, юриста или экономиста? Но это объективная ситуация – кто может наверняка сказать, какая профессия окажется более востребованной через пят – семь лет? Да, иногда приходится как богатырю на распутье доверить вопрос выбора случайному ходу событий или подброшенной монетке. Однако, эта ситуация совсем другого рода, она никак не связана со страхом свободы. Это всего лишь ответственность. Просто ответственность!

  6. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её. (Б.Шоу)»
    Джордж Бернард Шоу – британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы.Общественный деятель, социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности. Один из основателей Лондонской Школы Экономики и Политических Наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург ванглийском театре. Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии в области литературы в 1925г., «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая частосочетается с исключительной поэтической красотой» и премии «Оскар» в 1938г., за сценарий фильма «Пигмалион». Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии, однако принял медаль лауреата.
    По мнению автора –«Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её». Прежде чем соглашаться с этим высказыванием необходимо узнать а что же такое «свобода». Существует множество определений. Словарьтрактует это слово, как «течение событий таким образом, что воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергается насилию со стороны других лиц». Для меня свобода – это иллюзия. Полная свобода неможет существовать в принципе, ведь она порождает и ответственность, поэтому появляются какие то рамки, ограничения. Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют тольков том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам.
    Общество в основной своей массе боятся быть самими собой. Они живутчужой жизнью, думают чужими мыслями. Н. А. Бердяев говорит: “Человек – раб, потому что свобода трудна, рабство же легко”. И я разделяю это мнение. Общество боится быть осужденным за излишнее проявление своейсвободы, понести за это какую то ответственность. Поэтому я согласен с высказыванием автора.
    Я думаю, что всегда. Даже если есть иллюзия, что можно взять себе свободы…

  7. 7
    Текст добавил: Mr.Хайнзерберг

    Почему свобода сопряжена с ответственностью? Это не простой вопрос. Ответив на него можно понять, а так ли справедливо утверждение, что многие боятся свободы. Бернард Шоу был очень опытным полемистом и в своем высказывании применил хорошо известный пропагандистам прием. В качестве исходного постулата он взял тезис, который собственно и надо доказать.
    В античном обществе свободные люди имели право владеть собственностью, рабы были лишены такого права. Владение собственностью означает ответственность за эту собственность. Таким образом, возникает связь между тремя понятиями: собственность, свобода и ответственность. Лишившись свободы гражданин чаще всего теряет и собственность. Так обстояли дела в античном мире, так обстоят дела и сейчас. В античном мире захваченные в рабство лишались всего имущества. Римские власти очень любили проскрипции – конфискацию собственности осужденных. Сейчас, по закону, к наказанию в виде лишения свободы может быть добавлено и наказание, связанное с конфискацией имущества. Но даже, если конфискация имущества не применялась, заключенный на время наказания лишен фактически права пользования своей собственностью.
    Рассмотрим вопрос с другой стороны. Христианские подвижники выдвинули другой тезис – свобода без собственности. Считалось, что собственность порабощает и праведник достигает духовного совершенства отказываясь от собственности. Однако, получается, что отказавшись от собственности человек отказывается и от ответственности. За что может отвечать человек отказавшийся от собственности? Только за свой труд. Но труд без средств труда очень ограничен. По-существу, это труд раба. Без собственности это уже получается какая-то другая свобода. Свобода раба. Меня такая свобода действительно пугает. Как можно заботиться о своих близких не имея для того никаких средств? Как обеспечивать родных пищей и жильем, как давать детям образование?
    Пугает ли людей свобода? Самые масштабные события, вовлекающие огромные массы людей – это революции. Какие были лозунги Великой французской революции? “Свобода, равенство, братство”. Какие лозунги выдвинула Великая октябрьская революция? “Земля крестьянам. Фабрики рабочим. Мир народам.” Революционный гимн Интернационал содержит в качестве ключевых такие строки: -“Добьемся мы освобождения ..”. Все революции выдвигают лозунги свободы и собственности, потому что свобода и собственность наиболее желанны народом, обладают для него наибольшей привлекательностью. Если бы люди боялись свободы,  боялись ответственности – едва ли эти понятия выдвигались в качестве лозунгов массовых движений.
    Лозунги типа “народ боится свободы, потому что боится ответственности” – это лозунги контрреволюции, это лозунги эксплуатации человека человеком. Рабовладелец очень хорошо знает почему он владеет рабами – в силу закона и благодаря своей собственной силе. Но еще ему необходимо моральное обоснование, он должен доказать себе, что владея рабами он поступает правильно. Тезис: “Люди боятся свободы, люди боятся ответственности” в этой ситуации приходится очень кстати. Он обосновывает моральное право рабовладельца владеть рабами. То же происходит и в более современную эпоху. Капиталист имеет право эксплуатировать чужой труд потому, что “остальные боятся ответственности свойственной предпринимательской деятельности. А почему они боятся ответственности – потому что они боятся свободы”.
    Вспомним Первый Всероссийский съезд Советов, который происходил в июле 1917 г. На съезде прозвучал вопрос есть ли такая партия, что может принять на себя ответственность за положение в стране. “Есть такая партия!” – ответил на этот вопрос лидер большевиков.
    Почему то я начинаю думать, что Бернард Шоу очень опасался революции, потому и выдвинул свой тезис, так отличающийся от тезиса лидера партии большевиков. А может быть, он имел в виду чисто бытовые ситуации, когда по многим бытовым вопросам люди долго не могут решиться на что то определенное и перекладывают ответственность принятия решений на других? Но эти бытовые ситуации связаны не со страхом свободы, а с незнанием. Я не знаю, какую профессию мне выбрать: учится на, скажем, юриста или экономиста? Но это объективная ситуация – кто может наверняка сказать, какая профессия окажется более востребованной через пят – семь лет? Да, иногда приходится как богатырю на распутье доверить вопрос выбора случайному ходу событий или подброшенной монетке. Однако, эта ситуация совсем другого рода, она никак не связана со страхом свободы. Это всего лишь ответственность. Просто ответственность!

  8. 8
    Текст добавил: Парнишка с добрым сердцом

    Цитата сообщения НаташульчикПрочитать целикомВ свой цитатник!
    «Бернард Шоу справедливо заметил:»Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Многим нравится ощущать себя свободными, потому что это дает ощущение собственной значимости, возможность распоряжаться людьми и предметами материального мира. Но вот связанная со свободой ответственность не принимается, потому что она накладывает ограничение на удовлетворение их желаний. Душевно незрелый человек мучительно вырывается из рамок, ограничивающих его свободу, всех и вся обвиняя в собственных неудачах, в постоянном поражении в достижении поставленных целей. Зрелый же человек готов взять на себя ответственность даже за те ошибки и неудачи, которые произошли не по его вине, поскольку имеет душевные силы для их исправления и помощи другим. Все люди ценят этот дар свободы и дорожат им. Разница только в том, что душевно незрелый человек ищет «свободы от…», а душевно зрелый -«свободы для…»
    Перед кем и за что человек несет ответственность?
    Итак, перед кем же человек несет ответственность? Перед многими и многим. В первую очередь, перед самим собой. За то, что отказался от выполнения порученного дела, от взятых на себя обязательств, за то, что преступил черту духовного закона, заповедей Божиих, оказавшись за пределами им же самим сознательно и добровольно принятых моральных, нравственных, духовных норм. Как правило, после преступления этой черты, мало у кого обретается мужество, раскаявшись, вернуться обратно. «Единожды солгав, приходится лукавить, и, истину предав, приходится молчать…».
    В душевную природу человека Богом изначально вложено зерно ответственности. Совершив греховный поступок, совесть начинает требовать ответа, сигналить о том, что нарушен закон правды. Греховное человека пытается уговорить или замолчать совесть. Если человек не внемлет совестливому голосу в себе, происходит конфликт, нарушается цельность. Раздвоение приобретает болезненные черты, что нередко проявляется вовне в душевном или даже физическом заболевании.
    Человек несет ответственность перед близкими людьми за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы.Есть люди, которые не решаются,не дерзают,
    не могут в силу своей скромности (или,может быть, ложной скромности, а, может, уже имея печальный опыт обращения к нам со своими нуждами) попросить о том, в чем нуждаются. Чутки ли мы? Слышим ли мы просьбы других?
    Мы несем ответственность за то, как мы общаемся с людьми, насколько оправдываем их ожидания и веру в нас. Только любящий человек может видеть в любимом красоту Богозданного образа, вложенного в него Создателем. Многие люди нравственно, духовно и интеллектуально возрастали лишь благодаря тому, что кто-то верил в их интеллектуальный и духовный рост авансом,благодаря тому,что у них был учитель,
    наставник или духовник, который видел в них то, на что они потенциально способны и даровал им этот аванс веры.Много ли людей,сполна использовав этот аванс, оправдали ожидания?
    Мы несем ответственность за неверие в собственных детей, которое может разрушить близкого нам человека,закрепить его малоадаптивность,
    неумелость, неловкость. Это выражается в утверждениях, наподобие: «Вечно у тебя ничего не получается».Мы бы ужаснулись, если бы увидели, скольким людям мы нанесли вред словами о своем неверии врачам, произнесенными в присутствии больного. Сколько вреда принесли учителя, которые на протяжении школьных лет не верили в способности своих учеников,запечатывая свое неверие фразой типа:»Больше, чем на тройку с минусом он не способен». А ведь подобные утверждения-печати откладываются в глубинах личности, распространяясь и на другие стороны жизни.
    Наконец, человек несет ответственность перед Господом за разрушение спасительных и благодатных действий Его бережного Промысла в своей жизни и в своей душе неосторожными словами, грубыми поступками, нечистыми мыслями, разрушающими не только отношения с Богом, но и внутренний душевный мир.Возникший внутренний конфликт между моим «хочу» и мною же избранными нравственными ценностями, конфликт двух «я» в психологической науке называется конфликтом идентичностей.
    Существует ответственность за дела, исполненные и неисполненные. И отказ от действия — это тоже поступок.Об этом мы еще будем говорить.Существует
    ответственность за слова, за все произносимое и творимое словесно. Существует ответственность за мысли и переживания, происходящие в человеке сознательно или бессознательно, вне зависимости от того, желает человек этого или нет. Поэтому мы каемся в согрешениях «вольных и невольных, яже в ведении и неведении». Все эти поступки, слова, внутренние душевные состояния непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или находками в зависимости от их характера.
    Человек — автор книги собственной жизни:
    Осознавать ответственность значит осознавать, что я сам являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом, а также своих страданий, если они имеют место. Реальное освобождение человека от власти своей греховности невозможно, если он не принимает ответственности за все, происходящее с ним и упорно обвиняет других людей и обстоятельства в причинах своих бед, поражений, грехопадений. Ответственный человек- это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи». Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.
    Человек несет ответственность за то,что он делает и за то, что предпочитает игнорировать. Осознание значимости ответственности за свою жизнь и за свое поведение имеет огромное значение для духовной жизни.Безответственностью можно считать то,что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного креста…Сбрасывание с себя креста,уход от своего креста есть предательство. Предательство, по всей видимости, это антоним ответственности
    Об ответственности в семейной жизни:
    Мы слишком все не отвечаем за тех, кого мы приручаем…Вступая в брак, человек берет на себя ответственность перед Богом, супругом (супругой), близкими и родными, перед детьми, которые должны родиться.Не проходит и полгода — надоедает супруг (или супруга), надоедает семейная жизнь. Ведь для сохранения чувств необходимо прилагать силы, постоянно подкладывать сухие веточки в огонь домашнего очага, необходимо постоянство.
    Муж ответственен перед женой, жена — перед мужем. Если они с любовью и прямо высказывают свои недоумения, несогласия друг с другом — это ответственно. Накопленные и невысказанные в доброжелательной форме недовольства ведут, в конечном итоге, к развалу семьи. Смягчать гнев, недовольства, переживания супруга, уступка его требованиям — кропотливый и ответственный труд по сохранению любви в браке. Любя человека, предложи ему противостать тому злу, которое покушается на вашу любовь. Только так ты действительно сможешь доказать, что любишь своего супруга, и тем самым укрепишь семейный кораблик, одолеваемый бурями. Не исключено, что такое ответственное поведение является самым трудным для безответственного человека.
    То же самое относится и к ответственности за наших детей.Если наркоманов,блудниц, преступников попросить рассказать об их детских и отроческих годах, то окажется, что это, в подавляющем большинстве своем, люди, которым в детстве не хватало материнской или отцовской любви. В их семьях не было доверительных и теплых отношений, или же их родители подали негативный пример поведения, совершенно не помня о том, что дети, особенно в раннем возрасте, фиксируют каждый жест, каждое слово..Члены семьи могут сохранить семейный баланс, если в одинаковой степени задействуют три уровня ответственности:
    1. Ответственность родителя за развитие и благосостояние ребенка,развитие его
    самостоятельности, а ребенка, когда он вырастет — за благосостояние больных или престарелых родителей.
    2.Супружеская ответственность за продолжительность
    и развитие супружеских отношений, включая сюда заботу о нуждах и интересах супруги ( супруга).
    3. Ответственность за собственные нужды и развитие себя как отдельной личности.
    Чрезмерная ответственность в любой из этих областей и вследствие этого — пренебрежение другими, приводит к снижению гибкости и увеличивает возможность возникновения внутрисемейных проблем.
    Ответственность за самого себя:
    Чувство ответственности за самого себя уступает по значимости лишь умению строить взаимоотношения. Ответственность за самого себя есть четкое осознание того, за что мы отвечаем, а за что нет. Умение когда нужно отказать или принять чужой отказ — это ценный дар, одно из проявлений ответственного поведения.Нам всем нередко приходилось общаться с людьми среднего возраста, чья мера ответственности находится на уровне четырнадцатилетнего подростка. Такие люди закатывают истерики, обижаются, или просто уходят в себя («лишь бы только не ссориться»). Когда эти взрослые люди были маленькими детьми,их не научили
    ответственности за свои поступки, за создаваемую жизненную ситуацию.Процесс переучивания взрослого требует огромного труда.
    Ответственность по отношению к собственным чувствам:
    Выводы о человеке, основанные исключительно на внешних проявлениях его поведения, дают о нем довольно поверхностное представление. Нельзя отрицать роль среды, наследственности, физические ограничения, недостаточное образование, плохое здоровье и т.д. Это не значит, что мы не обладаем ответственностью или выбором при наличии таких обстоятельств. Мы остаемся ответственными за то, что делаем с нашими ограничениями,за наши чувства по отношению к ним — горечь, гнев или депрессию. Мы можем относиться к нашим скорбям с благодарностью, с радостью, с терпением или же с гневом, негодованием и возмущением.Все мы ответственны за свое отношение к неблагоприятным обстоятельствам, за то, будем ли мы жить, испытывая горькие сожаления или найдем способ подняться над своими ограничениями, над обстоятельствами, и, несмотря на них, поступать взросло и осмысленно.
    Безответственный человек даже возникшие серьезные взаимоотношения с другими людьми по причине изменения настроения может легкомысленно разорвать
    ,вовсе не осознавая, что этим он нанес кому-то глубокую рану, причинил боль доверившемуся ему человеку.
    Воспитание ответственности:
    Безответственность детей формируют их родители.
    Формируют по-разному. Иногда опекая, укрывая и защищая от трудностей и бурь житейских. Иногда наказывая и подавляя, в результате чего у ребенка формируется безучастие,равнодушие и озлобленность по отношению к взрослым и их взрослому миру. Но чаще всего формируют просто проживая в присутствии
    детей обычной взрослой безответственной жизнью. Поэтому лучшим семейным педагогом может быть жизнь родителей, а не их наставления и слова.
    Безответственные юноши и девушки ищут наименее ответственную работу, но, как правило, хорошо оплачиваемую. Если же при высокооплачиваемой работе приходится за что-то отвечать: то ли за людей, то ли за имущество, то ли за высокое качество работы, то ли за то, чтобы в конце рабочего дня можно было увидеть хоть какие-то результаты их деятельности, безответственные кандидаты, как правило, уклоняются.Для людей, воспитанных гиперопекающими родителями, ответственность — вещь ужасная, они бегут, как только узнают или услышат о ней.
    Родители-«спасатели», как и родители-«жандармы», воспитывают в детях безответственное отношение к жизни. Родители-«спасатели» полагают, что любить — значит превратить своих детей в центр вселенной. Они кружатся над ребеночком, бросаются ему на помощь, как только с ним случится малейшая неприятность,носят ему в школу завтраки, постоянно
    оправдывают его объяснительными записками, освобождают от занятий, делают за него домашние задания. Они постоянно выручают своего юного отпрыска из беды. Дня не проходит, чтобы они не уберегли его от чего-то.Они думают, что облегчают жизнь своим деткам, но эти детки оказываются неприспособленными к сюрпризам, уготованным реальностью, так как их лишили возможности приобрести необходимый опыт. И все это было сделано якобы «во имя любви»!
    Родители-«спасатели» в своих глазах, конечно же, выглядят образцовыми мамами и папами. Они чувствуют себя не в своей тарелке, если не вмешаются в ситуацию. Но взрослый мир устроен по-другому.В нем некому будет каждый раз вытаскивать из очередной неприятности, и рано или поздно дети столкнутся в своей жизни с ситуацией, из которой их некому будет спасти. По вине родителей, не давших им права на ссадины на коленках, они окажутся на грани душевного и даже материального банкротства.
    Другая позиция в воспитании безответственности — это родители-«жандармы»,которые постоянно твердят,
    что и как надо делать. Речь родителей-«жандармов» изобилует всяческими «Нельзя!» и выражениями типа «Я же сказал!». Их власть безгранична. Они во что бы то ни стало добиваются исполнения своих приказаний. Они знают, с какими мальчиками и девочками можно, а с какими нельзя дружить их любимому чаду. Когда же их детям предоставляется случай думать и решать самим, они, к ужасу и разочарованию своих родителей,принимают совершенно
    неразумные решения. Информация, поступающая от родителя-«жандарма», состоит в следующем: «Ты не способен решать сам, потому я буду делать это за тебя».Многие родители, сами того не осознавая, лишают ребенка возможности обучиться умению принимать решения и нести за них ответ, что является важнейшей составляющей психологического, а значит и духовного возрастания.
    Не все люди становятся ответственными лишь в силу того, что они взрослеют. Нередко приходится встречать тридцати и сорокалетних людей, которые так и не научились быть ответственными за свою жизнь. Люди могут научиться быть ответственными, если они знают, что действуют сами и сами принимают решения, последствия которых будут нести самостоятельно. Защищая ребенка от опасностей жизни, родители рискуют помешать ему развить в себе ту силу, которая может справиться с этими опасностями. Отсутствие у детей веры в свои способности связано, прежде всего, с неверием окружающих (родителей, учителей) в эти способности.
    Различение душевного и духовного:
    Нередко люди, живущие на поверхности осознания, оказываются изолированными от своих глубинных духовных чувств. Возможно, они ощущают пустоту собственной жизни, осознают, что просто плывут по течению жизни, и для того, чтобы хоть как-то разнообразить, заполнить эту пустоту, в надежде прибиваются к церковному кораблю. Священнику очень важно иметь в виду, что приход таких людей к церковному порогу может носить не духовный, а душевный характер.
    Само понятие свободы невозможно отделить от ответственности. Ребенок растет — растет и его ответственность. Душевно зрелый человек ищет и желает свободы быть ответственным, свободы совершать ошибки, делать самостоятельный жизненный выбор. Если кто-то вмешивается в сферу ответственности такого человека, он чувствует себя неуютно. Душевно незрелый человек, напротив, ищет того, кто бы понес этот неподъемный для него груз — груз ответа за последствия своих действий и поступков.
    Однако мы не несем ответственность за поступки, которые не являются результатом нашего свободного выбора. Знаменитое слово архиепископа Иоанна Шаховского «О малом доброделании» дает нам замечательный ориентир на малое делание, на ответственность в мелочах. Желание взять на себя ответственность «за все сразу» на самом деле означает ни за что не отвечать.
    Пока человек верит, что его жизненная ситуация, его греховное поведение, его страстные проявления, его безденежье или несчастность порождается кем-то другим, какой-то внешней силой или, возможно, неблагоприятным стечением обстоятельств, у него нет оснований стремиться к личностному изменению.Некоторые люди не хотят нести ответственности за то, что для них ценно, т.е. за свои ценности.
    Многие люди на основании своих детских впечатлений принятие ответственности неразрывно связывают с необходимостью признать свою вину.
    Поэтому наши первые переживания, связанные с ответственностью, именно негативны:мы доказываем, что у нас не было выбора. Чтобы избежать ответственности, мы стараемся переложить ее на других людей, ищем какие-либо внешние «причины», мы изо всех сил стараемся избавиться от «ненужной»
    ответственности. И вот здесь-то и кроется ошибка, которую многие с детства несут во взрослую жизнь. Мы стараемся избежать ответственности потому, что путаем ее с другим понятием — чувством вины. На самом же деле, ответственность и чувство вины — не одно и то же.
    Чувство вины заставляет нас оправдывать свои прошлые действия, застревать на них, убеждаться в собственной несостоятельности, никчемности, невозможности что-либо сделать добросовестно и качественно. И чем больше мы чувствуем себя виновными, тем больше мы застреваем в наших прошлых неудачах и переживаниях, «осознавая» невозможность достигнуть чего-то позитивного в настоящем.Личный выбор и решения человека должны находиться в гармонии с ценностными потребностями его души. Лишь в случае, когда он честно для себя ответил на вопросы: «Действительно ли я этого хочу?»,»От чего я готов отказаться,чем пожертвовать, чтобы обрести это?», они будут иметь для него осмысленное и глубокое значение.
    Ответственность в любви,за любовь и пред любовью:
    Фундаментальной потребностью душевно здоровой личности является потребность любить и быть любимым. Но немногие люди задумывались над тем, что ответственность, наряду с заботой и заинтересованностью, является одной из составляющих любви.Люди, страдающие чрезмерной подозрительностью, мнительностью, придирчивым отношением к ближним, наиболее склонны свои жизненные неудачи объяснять какими-то внешними влияниями. Они совершенно убеждены, что другие относятся к ним жестоко,несправедливо, равнодушно,
    что им не уделяют времени и внимания,не любят их, со временем замечают, что у значимых и дорогих им людей есть «любимчики»,а он в их число не входит, потому что «не хочет пресмыкаться и унижаться…» и т.д. и т.п. Но принять на себя ответственность за то, что они сами наделили окружающих людей определенными чувствами и отношениями, соответственно с которыми и выстраивают свое поведение, таким людям очень трудно. Ведь для них совершенно очевидно, что все действительно относятся к ним негативно, с презрением, без любви, делают из них «козлов отпущения»!
    Именно поэтому человек, желающий любви,но имеющий такие формы психологической защиты, любви не получает. Не получает он и внимания, потому что сам провоцирует окружающих его людей относиться к нему без любви.Многие люди отказываются принять тот факт, что они противятся любви. Вокруг них — море любви, но они не осознают,что их одиночество является результатом собственной неспособности воспринимать любовь. Иногда они говорят: «Любовь других людей не может пробиться внутрь меня», подобными высказываниями отрицая собственную ответственность за отклик на любовь.
    Они очень тонко маневрируют, чтобы избежать ответственности в любви. Чтобы исправить положение, обрести любовь, необходимо мужество. Необходимо провозгласить свое сердце личной территорией, нашей собственностью, а затем работать над этим. В результате этой работы двери благодатной жизни могут открыться для нас.
    Итак,ответственность является одной из составляющих любви. Любить означает относиться к ближнему ответственно.Мы должны любить друг друга,
    а не быть друг другом. Я не могу переживать чувства другого человека, я не могу думать за него, я не могу вести себя за другого так, как полагается, я не могу пережить за другого его разочарование, чтобы ему стало легче жить. Я не могу расти за другого, это может делать только он, как и другой не может расти за меня.И еще один очень важный момент — мы ответственны за то, что не устанавливаем барьеры безответственному и разрушительному поведению других людей.Мы поступаем безответственно, если проходим мимо, видя, как совершается хулиганство, насилие.
    Прежде всего необходимо учитывать тот факт, что конфликт сначала происходит внутри человека, в нем самом. А затем уже этот конфликт проецируется на окружающих людей, в окружающий мир. Если сам человек конфликтен, то именно таковыми он видит людей, и таким же образом строит отношения вокруг себя. Люди не таковы, какими они нам чаще всего кажутся! Нередко мы видим на лицах людей отражение нашего внутреннего состояния.Принятие ответственности означает, что человек должен взять ответственность за все свои чувства, включая
    неприятные, часто проецируемые на других. Например, чаще всего именно по причине того, что человек не готов принять ответственность за осуждение людей, он проецирует свое критическое отношение на других.Большинство людей не хотят принять ответственность за свою пристрастность по отношению к другим людям. Поэтому они проецируют ее вовне и затем живут со страхом отвержения.
    Одна из самых важных наших ответственностей состоит в том, чтобы принять ответственность за свое недоверие и недоброжелательность, осознав, что свой внутренний мир мы проецируем на других.
    Любая боль, душевная или телесная, сигнализирует о необходимости изменений. Боль — благой сигнал о том, что назрела необходимость каких-то перемен. Однако большинство людей предпочитают глушить или игнорировать боль. Возможно, под действием тех или иных обезболивающих препаратов боль утихнет, но ведь причина боли тем самым не устранится. Принятие боли означает принятие того, что человек отвергал, в чем не хотел признаться самому себе. В момент принятия и осознания боли, если сигнал понят и принят правильно на все трех уровнях: духовном, душевном и телесном, ее позитивная роль выполнена, теперь ее можно устранить.
    Болезни сердца зачастую возникают как следствие недостатка любви и безопасности, а также от эмоциональной замкнутости. В традиционных культурах сердце рассматривалось как символ любви,центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу.Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий себя недостойным любви, не верящий в возможность любви, или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Научение контакту со своими истинными чувствами, с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем приводя к частичному или полному выздоровлению.
    Гипертония нередко возникает по причине самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, трудиться без отдыха, потребностью оправдать ожидания окружающих людей, остаться значимым и уважаемым в их лице, и в связи с этим вытеснением своих глубинных чувств и потребностей. Все это создает соответствующее внутреннее напряжение. Гипертонику желательно оставить погоню за мнением окружающих людей и научиться жить и любить людей прежде всего в соответствии с глубинными потребностями собственного сердца.Проблемы с почками бывают вызваны осуждением, разочарованием, неудачей в жизни.
    Сбой иммунной системы и, как следствие — простуда, являются для человека сигналом со стороны организма: «Хозяин, остановись, не спеши, сделай небольшую передышку, слишком многое пытаешься успеть!».Астма, проблемы с легкими бывают вызваны неумением (или нежеланием) жить самостоятельно, а также недостатком жизненного пространства. Астма, судорожно сдерживая входящие из внешнего мира воздушные потоки, свидетельствует о страхе перед откровенностью, искренностью, перед необходимостью принимать то новое, что несет каждый Божий день. Навык принятия Промысла Божия в скорбных и радостных обстоятельствах жизни, доверие Богу и, как следствие, обретение доверия людям, является важной психологической составляющей, способствующей выздоровлению.
    Желудочные проблемы: язвенный колит, запоры, по мнению психотерапевтов, следствие застревания в прошлом, нежелания раскрепостить старые идеи и взять ответственность за настоящее. Желудок чутко реагирует на наши проблемы, страхи, ненависть, агрессивность и заботы. Подавление этих чувств, нежелание признаться себе в них, попытка проигнорировать и «забыть» их вместо осмысления, осознания и разрешения могут стать причиной различных желудочных расстройств. Длительное раздражение, имеющее место в состоянии стресса, ведет к гастриту.Изжога, избыток желудочного сока свидетельствует о вытесненной агрессивности. Решением проблемы на психосоматическом уровне видится преображение сил подавляемой агрессии в действие активного отношения к жизни и обстоятельствам.Проблемы с глазами (на психосоматической основе) — нежелание что-то видеть, неприятие окружающего мира таким, каков он есть.
    Нервозность, состояние внутреннего беспокойства — позывы и порывы к деятельности при безадресности возникающих жизненных сил. Нервничающий человек постоянно ощущает внутреннее давление в связи с тем, что действительность не такова, как ему бы хотелось. Он постоянно мечется в поисках решения проблем или мучительно приспосабливает свои запросы к действительности.Астения,ощущение бессилия сегодня свойственно многим людям, окружающим нас. Тот, кто не признает в себе достаточного количества сил для возможности действовать, на самом деле просто уходит от ответственности за свою жизнь. За всем этим скрывается недоверие Богу, страх ошибиться, недостаток дерзновения. Началом избавления от астенических проявлений является осознание того, что это состояние не является чем-то независящим от человеческой воли, а порождается в недрах безответственности самим человеком.
    Инфекционные заболевания, — здесь пусковыми механизмами являются раздражение, злость, досада. Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад. Слабая сопротивляемость организма, на которую накладывается инфицирование, связана с нарушением душевного равновесия.Диабет бывает вызван потребностью контролировать, печалью, а также неспособностью принимать и усваивать любовь.
    Диабетик не выносит привязанности и любви, хотя жаждет их. Он бессознательно отвергает любовь, несмотря на то, что на глубинном уровне испытывает сильнейшую потребность в ней. Находясь в конфликте с самим собой, в неприятии себя, он не в состоянии принимать любовь от других. Обретение внутренней душевной умиротворенности, открытости на принятие любви и способности любить — начало выхода из болезни.
    Ожирение — проявление тенденции защищаться от чего-то.Чувство внутренней пустоты часто пробуждает аппетит. Поедание обеспечивает многим людям ощущение «приобретения». Но душевный дефицит не заполнишь едой. Недостаток доверия Богу и страх перед жизненными обстоятельствами ввергают человека в попытку заполнить душевную пустоту внешними средствами.Проблемы с зубами чаще всего бывают вызваны нерешительностью, неумением принимать самостоятельные решения. Кариес отнимает у зубов твердость. Именно таким образом иммунная система человека реагирует на внутреннюю нестойкость желаний, неуверенность в достижении избранной цели,осознание
    «непреодолимости» жизненных трудностей.Проблемы со спиной могут быть следствием переживаемого недостатка поддержки, внутреннего перенапряжения, излишней требовательности к себе.
    Бессонница, — человек ответственен и за нее. Снотворное не решит проблем, ведь бессонница — бегство от жизни, нежелание признавать ее теневые стороны. Найти истинную причину беспокойства, научиться подводить итоги дня, вернуть себе нормальный ритм, разрешить себе вечером уход в сон-все это поможет разрешению проблемы.Согласно психосоматической теории, рак порождается непрощенными обидами, чрезмерной фиксацией на какой-то утрате, ненавистью, потерей смысла жизни.
    Рак долгое время считался находящимся за пределами индивидуального контроля. Это заболевание рассматривалось как прототип внешне необратимой болезни. Рак поражает без предупреждения и кажется, что больной мало что может сделать, чтобы повлиять на течение или исход болезни. Последнее время в научных кругах предпринято несколько широко освещавшихся попыток сменить эту позицию по отношению к раку на противоположную. Согласно современной теории этого заболевания, в каждом организме постоянно производятся раковые клетки. Иммунная система успешно сопротивляется, вымывая их из организма до тех пор, пока тот или иной фактор не снижает сопротивляемость организма, вызывая восприимчивость к раку. Значительная часть данных свидетельствует о том, что стресс снижает сопротивляемость болезни, влияя на иммунную систему и на гормональный баланс.
    Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что душевные силы человека, изменение его убеждений о собственной болезни, осознание собственной ответственности за возникновение болезни могут быть использованы в преодолении, активном противостоянии и полном выздоровлении не только от рака, но и от многих других заболеваний.

    Share this:

    Twitter
    Facebook

    Понравилось это:

    Нравится Загрузка…

    Похожее

    This entry was posted on Апрель 22, 2009 at 4:08 пп and is filed under Без рубрики. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.
    You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *