Сочинение на тему свободы сеятель пустынный

11 вариантов

  1. История создания
    Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.
    Литературное направление, жанр
    «Свободы сеятель пустынный» – позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.
    Тема, основная мысль и композиция
    Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.
    Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».
    Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» – политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.
    Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.
    Размер и рифмовка
    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.
    Тропы и образы
    Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.
    В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.
    Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.
    Стихотворение «Свободы сеятель пустынный»
    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя –
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.

  2. А.С.Пушкин на берегу Чёрного моря. Картина художника И.Айвазовского. 1887
     
    Цитаты
    Анализ
    Изыде сеятель сеяти семена своя
    Эпиграф к стихотворению.  Взят из библейской притчи. В нём призыв к поэту — сеять семена, создавать  стихи, звать народ к свободе, независимости.
    Свободы сеятель пустынный,…
    Бросал живительное семя …
    В начале стихотворения Пушкин высоко оценивает свою поэзию, а себя называет сеятелем свободы.
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…
    Труд поэта стал напрасным. Его идеи не воспринял народ.
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Жёсткие высказывания о народе, который молча терпит бич кнута, не слышит  голоса. Поэта, превратившись в стадо, которым так легко управлять.
     
     

    Общий анализ стихотворения

    История создания
    Стихотворение написано в период южной ссылки в 1823г. , куда его отправили за стихи-эпиграммы в адрес царя. За основу сюжета взята библейская притча (землепашец не может рассчитывать, что каждое зерно даст всходы. Но если зерно попало в благодатную почву, то оно обязательно взойдёт).
    тема
    Тема поэта и поэзии. Автор сравнивает себя с сеятелем. Он тоже своей поэзией хотел донести до современников мысли о свободе, об изменении существующего порядка. Однако люди мало воспринимали его идеи. Он, в отличие от сеятеля, не получил хороший урожай, «время, благие мысли и труды «- всё было потеряно зря. Он сожалеет, что люди бездействуют, применяет даже грубое слово- сравнивает народ со стадом, которое понимает лишь бич.
    Стихотворение пессимистическое, поэт не верит в то, что его поэзия способна что-то изменить. В будущем он изменит свои взгляды. А пока, находясь в ссылке, будучи оскорблённым за то, что его сослали сюда, он полон сомнений и разочарований.
    идея
    Важность попадания «семян», стихов , в благодатную почву. Если народ не воспринимает идеи поэта, то и его творчество бесполезно.
    композиция
    Стихотворение состоит из двух строф. В первой- размышления поэта о сущности его поэзии, во втором- разочарование по поводу того, что народ не воспринимает его идеи.
    жанр
    лирическое стихотворение
    литературное направление
    романтизм с элементами реализма
    размер
    ямб
    рифма
    В первой строфе: 4 строки – перекрёстная рифма. Чередование женской и мужской рифмы, 5 и 6 строка- парная рифмовка, 7 строка- снова перекрёстная.
    2 строфа — перекрёстная рифма, женская и мужская рифмы.
    тропы
    метафора: « сеятель свободы»,чести клич», «дары свободы»
    сравнение «к чему стадам..»
    эпитеты: «рукою чистой и безвинной»,  «порабощённые бразды»
    стилистические фигуры
    Антитеза:
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…
    Инверсия:
    Но потерял я только время…
    синтаксические средства
    Риторическое восклицание и обращение:  «Паситесь, мирные народы»
    Риторический вопрос: « К чему стадам дары свободы?»
    Ряды однородных членов:» Их должно резать или стричь»,»Но потерял я только время, благие мысли и труды».
    поэтическая фонетика
    Аллитерация:
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    лексические средства
    Возвышенная лексика: благие, бразды.
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  3. 3
    Текст добавил: Люблю только себя

    А. С. Пушкин. Стихотворения

    “Свободы сеятель пустынный…”
    В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении “Свободы сеятель пустынный…”.
    Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: “Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали
    его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный”. Если в евангельской притче хотя бы часть “семян” принесла “плод”, то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:
    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя –
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…
    Композиция. Композиционно и по смыслу стихотворение распадается
    на две части. Первая посвящена сеятелю, ее тон – возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности (“сеятель”, “живительное семя”). Вторая – “мирным народам”, здесь тон лирического героя резко меняется, теперь это гневное обличение, “мирные народы” сравниваются с покорным стадом:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.
    С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. “Свободы сеятель пустынный” – поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), “живительное семя”, которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные высказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить “мирные народы”.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Анализ стихотворения Пушкина “Свободы сеятель пустынный Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в…
    Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина План I. Основополагающие философские проблемы в творчестве Пушкина. II. Эволюция представлений о смысле жизни. 1. Гедонистическое мировоззрение молодого поэта. 2. Мысли…
    Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина? Русская литература 1-й половины XIX века Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина? Любой общественный строй имеет свои недостатки. И в истории Древней Греции, и на современной карте…
    ПРЕДАННОСТЬ ДРУЖБЕ, ИДЕАЛАМ СВОБОДЫ (по стихотворениям А. С. Пушкина “И. И. Пущину”, “Во глубине сибирских руд”) ПРЕДАННОСТЬ ДРУЖБЕ, ИДЕАЛАМ СВОБОДЫ (по стихотворениям А. С. Пушкина “И. И. Пущину”, “Во глубине сибирских руд”) В уединении мой своенравный гений Познал и тихий труд, и жажду размышлений. Владею днем…
    Философская лирика А. С. Пушкина Русская литература 1-й половины XIX века Философская лирика А. С. Пушкина Невозможно представить себе русскую поэзию без такого, бесспорно, великого поэта, как А. С. Пушкин. Он стал незабываемой личностью в…
    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина План I. Разнообразие трактовки темы поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. II. Образ поэта и назначение поэзии. 1. Поэт…
    ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПАРУС” ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПАРУС” 1 вариант Жажда свободы и борьбы – одна из основных тем в творчестве М. Ю. Лермонтова. Ярче всего, на мой…
    ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ – “ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ” В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин противопоставляет двух героев: Онегина, разочарованного и душевно опустошенного “страдающего эгоиста”, и Владимира Ленского, молодого, романтически восторженного, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненного…
    “ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ” Отчужденность Онегина от поместного дворянства, жизненный кругозор которого ограничен мыслями о “сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”, привела его к полному отшельничеству в “господском доме уединенном”. Появление в…
    ТЕМА ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ВРОМАНЕ М. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков писал, с перерывами, с конца 1928 года до самой своей смерти в 1940 году. Ни малейшей надежды на его издание у автора, естественно, не…
    Тема свободы и несвободы человека в творчестве А. И. Солженицына У многих вызывает опасение часто поднимаемая в наши дни тема тоталитаризма, развенчания культа Сталина и т. д. Однако история должна оставаться историей, какой бы горькой она ни была. Тем более…
    ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество. А….
    Глоток свободы, или Бедный Авросимов Булат Шалвович Окуджава Глоток свободы, или Бедный Авросимов Роман (1965-1968) Петербург, январь 1826 г. Иван Евдокимович Авросимов работает писарем в высочайше утвержденной комиссии, записывая показания участников мятежа на Сенатской площади….
    ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА (вариант 2) Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного…
    ТЕМА РАБСТВА И СВОБОДЫ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов начал писать в 1863 году и работал над ней до самых последних дней своей жизни. За это время в стране произошли многие изменения,…
    Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: А) Гражданская позиция поэта, продолжение традиций Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Например, ода “Вольность” : Где ты, где ты, гроза царей,…
    ВОЛЬНОСТЬ И СВОБОДА В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пушкина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Будущий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне…
    Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького “Челкаш” Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная “бедная жизнь”, отсутствие у людей надежды….
    ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА Тема “вольности святой” волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им с…
    “Запели тесаные дроги..” С. А. Есенин. Стихотворения “Запели тесаные дроги…” Стихотворение “Запели тесаные дроги…” (1916) посвящено центральной теме есенинского творчества – теме родины. Первая же строка вводит мотив дороги и движения. Мимо лирического…
    ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА С момента своего основания Русь – христианское государство. Православная вера стала частью сознания русских людей. Конечно же, это отразилось…
    ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в…
    Чувства добрые в лирике А. С. Пушкина “Чувства добрые” в лирике А. С. Пушкина I. Отражение в поэзии Пушкина гармонической личности поэта и человека, ставшего “с веком наравне” (Пушкин). II. “Лелеющая душу гуманность” (Белинский) поэзии Пушкина. 1….
    ПОЭТ И ОБЩЕСТВО В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих…
    ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА (вариант 1) Язык поэзии для истинного поэта – главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, “углубленного проникновения в тайны мироздания” и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на…
    Согласны ли вы с высказыванием Г. А. Гуковского о том, что в лирике А. С. Пушкина “любовь выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека”? Согласны ли вы с высказыванием Г. А. Гуковского о том, что в лирике А. С. Пушкина “любовь выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека”? Формируя теоретическую базу своего рассуждения,…
    Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы” А. А. Блока Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле “На поле Куликовом”, написанном в 1908…
    В каких еще произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружающей действительности на внутренний мир лирического героя? В каких еще произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружающей действительности на внутренний мир лирического героя? Отвечая на вопрос задания, введите стихотворение в широкий литературный контекст с целью обнаружения…
    Пейзажная лирика А. С. Пушкина Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он…
    Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в стихотворении “Нате!”? Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в стихотворении “Нате!”? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что в творчестве В. В. Маяковского 1913-16 гг. выделяется группа произведений, в которой…
    “Свободы сеятель пустынный”

  4. В
    1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка,
    пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том
    числе в стихотворении «Сво­боды сеятель пустынный…».
    Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит
    Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель
    сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и
    птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло,
    потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и
    заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод
    сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод»,
    то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:
    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…

    Композиция.
    Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвя­щена
    сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование
    евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным
    народам», здесь тон лирического ге­роя резко меняется, теперь это гневное
    обличение, « мирные народы » сравниваются с покорным стадом:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.

    С помощью
    знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель
    пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой),
    «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию
    вообще и политические стихотворения и радикальные вы­сказывания, ознаменовавшие
    жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой
    приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в
    состоянии пробудить «мирные народы».

  5. Так же в первой части стихотворения читателю даётся противоположная оценка благим действиям сеятеля, когда сам разочарованный лирический герой Пушкина говорит что в своих желаниях помочь народу «потерял я только время, благие мысли и труды…», лирический герой Пушкина уже испытывает лирические переживания в правильности совершённого собою действия.
    Во второй части «сеятель» продолжает говорить о том, что все его действия были напрасны, так как людей порабощённых данным политическим строем «не разбудит чести клич». И в гневных порывах, о чём говорит наличие восклицательного знака, он сравнивает народы со стадами, которые не живут а «пасутся мирно» не обращая внимания на окружающий мир. В порыве разочарования, он задаёт риторический вопрос сам себе «К чему стадам дары свободы?» и сам же отвечает на него, что удел стада быть стриженым. Александр Сергеевич приводит мысль о крестьянах замкнутых в крепостном праве, нуждающихся в свободе, но в тоже время он понимает, что нужна ли им эта свобода, если они довольны своим наследством «Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».
    Рассмотрим построение данного стихотворения со стороны системы стихосложения на отрывке стихотворения:
    Ударные слоги Тоническая система
    К чему стадам дары свободы? 2 4 6 8 1’1’1’1’1
    Их должно резать или стричь. 2 4 6 8 1’1’1’1′
    Наследство их из рода в роды 2 4 6 8 1’1’1’1’1
    Ярмо с гремушками да бич. 2 4 6 8 1’1’1’1′
    По данной схеме мы можем видеть, что Александр Сергеевич использует для написания своего стихотворения такой стихотворный размер как ямб, потому что ударения падают только на чётные слоги. В тонической системе поэт придерживается дольника, так как безударные слоги между ударными колеблются в интервале от 0 до 2.
    В окончаниях данного произведения присутствуют как мужские, так и женские, но женские идут с перевесом 8/5, что придаёт произведению более мелодичную структуру. Так же в стихотворении присутствует мужская рифма с окончанием на последний ударный слог и женская рифма с ударением на предпоследний слог в отношении 6 мужских и 7 женских, это ещё раз говорит о мелодичности стихотворения, по схеме выглядят так ЖМЖМЖЖМЖМЖМЖМ.
    Рассматривая систему рифмовки можно заметить, что Пушкин использует интересный подход, один стих является рифмой к двум системам рифмовки. Рассмотрим схематически ан последних словах стихов:
    1 строфа 2 строфа
    пустынный народы
    звёзды клич
    безвинной свободы
    бразды стричь
    семя роды
    время бич
    труды
    Так можно заметить, что первые 4 строки в 1 строфе объединены перекрёстной рифмой со схемой ABAB, и тут же последняя B является частью кольцевой рифмовки BAAB. Во второй строфе мы видим перекрёстную рифмовку со схемой ABABAB. Можно отметить и то, что рифма является точной, так как по фонеме совпадает более одного звука.
    В данном произведение можно заметить изобилующее число эпитетов на первую строфу : пустынный, чистой, безвинной, мирные, живительное, благие, порабощенные, все они относятся к высокому стилю речи, что говорит о красоте слога Пушкина и привносит в сознание читателя некую возвышенность и чувство прекрасного. Так же Александр Сергеевич пользуется сравнениями «живительное семя» – как свобода которую он может подарить крестьянам и «порабощенные бразды» – как крепостничество, царящее в России.
    Мы видим так же очень разнообразный пунктуационный ряд :
    , , ; — , … ! . ? . .
    который говорит нам о разном эмоциональном состоянии лирического героя. Можем заметить что его мыслительный процесс движется от задумчивости показанной многоточием, к эмоциональному всплеску (восклицательный знак) и далее к главному вопросу, на который следует ответ. По пунктуационному ряду моно заметить что лирический герой не равнодушен к теме о которой он говорит, так же не равнодушен и Пушкин говорящий через своего лирического героя.
    В конце хотелось бы сказать, что Пушкин как нельзя правильно затронул вопрос свободы в своём произведении со стороны позиции «А нужна ли крестьянам свобода?», заставив читателя задуматься над данным вопросом, и согласится или не согласится с мнением автора.
    Литература
    1 Новый завет WWP Минск, Беларусь 2007
    2 Справочник ид «ВЕСЬ» Санкт-Петербург 2003
    3 http://www.ref.by/refs/44/9252/1.html
    4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%E0%E1%F0%E8%F1%F2%FB
    5. http://www.stihi.ru/uchebnik/rifma3.html
    6 В.Е.Хализев «Теория литературы» Москва «Высшая школа» 1999 г.

  6. В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Сво­боды сеятель пустынный…».
    Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:
    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…
    Композиция. Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвя­щена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным народам», здесь тон лирического ге­роя резко меняется, теперь это гневное обличение, « мирные народы » сравниваются с покорным стадом:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.
    С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные вы­сказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

  7. Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…
    Паситесь,мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.
    В стихотворении выраженоразочарование поэта в действенности политической пропаганды, которая, как он в это время думает, но в состоянии пробудить “мирные народы”. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3.
    В этой притчеговорится о том, что вышел сеятель сеять, но у каждого зерна была своя судьбы. Одно поклевали птицы, другое попало на каменистую почву, другое в сорняки. “А иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во стократ, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!” Для Пушкина доброй землей, доброй почвой была свобода, свободная жизнь. И он чувствовал себя сеятелем, которыйсеет свободу, но он “пустынный”, то есть одинокий, и “вышел рано, до звезды”, то есть был начинателем в этом деле, и начал слишком рано, когда народ еще не был готов к преобразованиям. Никто неоткликается на его призвание к свободе, и страшное сомнение охватывает поэта: а нужны ли народу дары свободы, может, ему спокойнее в рабстве? Сравнивая народ со стадом, которое слепо следует зову пастуха, тоесть правителя, поэт теряет надежду разбудить их “чести кличем”, по крайней мере, ему не представляется возможным сделать это сейчас. Народ обречен, потому что у него такая судьба (“Наследство их из родав роды Ярмо с гремушками да бич”) и пока они останутся “мирным народом”, то есть не готовым к нововведениям, к бунту во имя свободы, пока у них не появится желания что-то изменить, а не бездумно,закрыв глаза и склоня голову подчиняться царю, семя свободы, которое хотел посеять Пушкин, не прорастет. А сейчас поэт только потерял “время, благие мысли и…

  8. 1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе. В этот период, он создал одно из своих лирических произведений «Свободы сеятель пустынный».
    Это стихотворение образец гражданской лирики.
    Тема произведения – разочарование в огромной роли поэта как вестника истины и свободы.
    Основная мысль заключается в побуждении народа к стремительным действиям за светлое будущее страны.
    Условно, произведение можно разделить на две части. В первой повествуется о сеятеле, а во второй – обращение к мирным народам.
    Основой сюжета стихотворения становится популярный библейский рассказ о земледельце, который сеет пшеницу, но он не уверен в том, что из всех семян прорастет колосок. Одну часть зерен съедят птицы, вторая – попадет на камень и высыхает без воды, другую – потоптают люди. Лишь небольшая часть семян, попав в благоприятную среду, обязательно взойдет. А.С.Пушкин сравнивает себя с сеятелем. Он верит в то, что ему удастся донести до народа необходимость перемен в обществе. С помощью этого, каждый человек сможет обрести настоящую свободу. Однако, А.С.Пушкин уверен в том, что ему меньше повезло, чем земледельцу, который получил хоть часть хорошего урожая. Поэт расстроен, он считает, что попросту потратил время и силы.
    Автор называет народ стадом, которому воля и даром не нужна. В то же время, А.С.Пушкин жалеет о том, что каждый человек заботиться лишь о собственном благе и не осознает, чем это может грозить в будущем. Имея крышу над головой и сытый желудок, современники писателя не хотят осознавать, что они лишь марионетки в руках властей. И это терзает душу поэта. Он осознает, что не в состоянии изменить мнение народа, который привык терпеть и довольствоваться малым.
    Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Поэт чередует перекрестную рифму с парной. А.С.Пушкин использует средства художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты и стилистические приемы.

  9. Анализ

    «Свободы сеятель пустынный» Пушкин

    Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
    История создания
    Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.
    Литературное направление, жанр
    «Свободы сеятель пустынный» – позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.
    Тема, основная мысль и композиция
    Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.
    Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».
    Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» – политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.
    Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.
    Размер и рифмовка
    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.
    Тропы и образы
    Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.
    В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.
    Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.

  10. Здесь вы можете ознакомиться с анализом стихотворения «Свободы сеятель пустынный…».
    1823 год ознаменовался для Пушкина глубоким кризисом. В это время он находился в четырехлетней ссылке, полной печальных событий для поэта. Он был лично оскорблен решением правительства о его заточении.
    Он находился в духовном упадке, ничто не могло его обрадовать. Эти негативные чувства овладели им всецело. Под действием этих ощущений, обдумывая свою судьбу, он написал стихотворение.
    За основу взята притча из Евангелия о сеятеле. Притчу эту рассказал Иисус своим ученикам и последователям, когда они оказались в толпе. Семена, которые бросал пахарь, имели разную судьбу. Одни падали на дорогу, камень, пропадая. Иные же взрастали и давали обильный урожай. На деле же все гораздо печальнее.
    Как и многие стихотворения Пушкина, это состоит из 2 частей. В первой перед нами предстает сеятель, о нем рассказывается в приподнятом тоне, с ним связана тема жизни, надежды, добра. Сеятель — это образ поэта в широком смысле слова. Семена же — поэзия. Плодородной землей для Пушкина есть свобода от оков общества. Во второй части за «мирным» народом скрыта безликая толпа без своего мнения, подобная покорному стаду. Две стороны начинают свое противоборство. И лирический герой приходит к выводу: ничто не в силах остановить толпу, заставить ее прислушаться к истине, пробудить от рабства. Все свои силы он потратил впустую.
    Эта притча раскрывает новую эпоху в романтизме, с новой стороны описав проблему взаимоотношений личности и толпы. Между строк можно прочитать разочарование поэта в политической пропаганде. Абсолютно никто не слышит его призывов, автор задается вопросом, не спокойнее ли «мирным» народом живется в рабстве и послушании. К Пушкину приходит понимание, что он затеял свое дело слишком рано, народ еще не готов услышать его, выйти навстречу переменам. Поэту не представляется возможным разбудить людей «чести кличем». Судьба народа обречена, автор искренне сожалеет о том, что люди не видят очевидного. И пока не появится желание изменить жизнь, пойти против «пастуха», все останется прежним. И «семя» Пушкина не прорастет.
    Несмотря на неприятные воспоминания о временах ссылки, Пушкин смог открыть понятие «Родина» с невиданной ему ранее стороны.
    Именно в это время он понял, зачем он живет на земле, какова его истинная цель. Надеемся, вам пришелся по душе анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный…».

  11. Анализ стихотворения – Свободы сеятель пустынный…
    В стихотворении выражено разочарование поэта в действенности политической пропаганды, которая, как он в это время думает, но в состоянии пробудить “мирные народы”. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3.
    В этой притче говорится о том, что вышел сеятель сеять, но у каждого зерна была своя судьбы. Одно поклевали птицы, другое попало на каменистую почву, другое в сорняки. “А иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!” Для Пушкина доброй землей, доброй почвой была свобода, свободная жизнь. И он чувствовал себя сеятелем, который сеет свободу, но он “пустынный”, то есть одинокий, и “вышел рано, до звезды”, то есть был начинателем в этом деле, и начал слишком рано, когда народ еще не был готов к преобразованиям. Никто не откликается на его призвание к свободе, и страшное сомнение охватывает поэта: а нужны ли народу дары свободы, может, ему спокойнее в рабстве? Сравнивая народ со стадом, которое слепо следует зову пастуха, то есть правителя, поэт теряет надежду разбудить их “чести кличем”, по крайней мере, ему не представляется возможным сделать это сейчас. Народ обречен, потому что у него такая судьба(“Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич”) и пока они останутся “мирным народом”, то есть не готовым к нововведениям, к бунту во имя свободы, пока у них не появится желания что-то изменить, а не бездумно, закрыв глаза и склоня голову подчиняться царю, семя свободы, которое хотел посеять Пушкин, не прорастет. А сейчас поэт только потерял “время, благие мысли и труды…”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *