Сочинение на тему тарас бульба предательство в повести тарас бульба

10 вариантов

  1. Повесть «Тарас Бульба», написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году, стала одним из лучших произведений литературы 19 века. Характеры казаков прописаны глубоко и емко. Единство композиции и стиля завершают образ героической эпопеи.
    В центре данного произведения разворачивается борьба украинского народа против польских захватчиков.
    Начинается повесть с того, что старый удалой казак Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он твердо уверен в том, что только там юнцы, закончившие обучение в академии, наберутся ума, понюхают пороху и станут истинными мужчинами.
    По приезду двух братьев охватывает водоворот событий. Гулянья быстро заканчивается, наступает время сражений с ненавистными ляхами. Казачье братство не в силах терпеть бесчинства со стороны чужаков. Эти люди вместе с молоком матери впитали любовь к своей отчизне. Эта та святыня, которую каждый запорожец будет отстаивать до последней капли крови.
    Н.В. Гоголь считает, что Запорожская Сечь – сокровищница сильных духом людей, мужественных характеров, которых не сможет сломить никакая беда. Для них считалось нормой погибнуть за отчизну. А библейские заветы отходили на второй план, когда речь шла о товарищах и долгом перед родной стороной.
    Поэтому не вызывает удивления тот факт, что все казаки в едином порыве двинулись защищать украинскую землю. показателен тот момент в повести, когда части казацкого войска пришлось отступить, оставшиеся воины совершали настоящий подвиг, борясь за землю и за свободу.
    И хотя польские войска были более многочисленные, а также превосходили украинцев по вооружению, казачий дух оказался сильнее. А их любовь к родной земле не знала преград.
    Отец и старший сын Остап во время сражений всегда были в первых рядах. По складу характера, душевным качествам это были настоящие воины, смело и благородно защищавшие просторы своей отчизны. Показателен в этом отношении и тот момент, что 22-летнему юноше доверили должность куренного атамана.
    Остап Бульба – молодой парень, только что закончивший обучение, сражается как герой и также погибает. Под пытками и истязаниями в польском плену он не произносит ни одного слова, смело и гордо поднимается на эшафот.
    С членами семьи Тараса Бульбы связана не только тема совершения подвига, но и тема предательства. И здесь уже речь пойдет о младшем сыне – Андрии, который переходит в стан врага, воспылав чувствами к молодой и красивой полячке. Но все же этот персонаж не полностью отрицательный. И пусть его характер вспыльчив, сложен и противоречив, он обладает богатыми духовными качествами и смелостью.
    Еще во время обучения младший брат более хитер, ловок и умен. Все ему дается легко. В его крови бурлит желание подвига. Андрий не понимает всей романтики войны, он другой, ему важнее личное счастье с любимой девушкой. И именно такое стремление стало краеугольным камнем в его отношениях с отцом. Кодекс чести казачества не знает таких понятий, как предательство и измена, такого он точно не прощает. Для подобных проступков есть только одно наказание – смерть. Убивает Андрия сам отец, при этом отказывается даже предавать земле тело сына.
    Героическая повесть «Тарас Бульба» ставит на чаши весов подвиг за отчизну и предательство, и они по весу далеко не равнозначны.

  2. Категории «верность» и «измена» можно встретить в знаменитой героической повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». И касаются они отношения к родине.
    Перечитывая страницы известного и любимого произведения можно рассуждать над этой темой по-разному. С одной стороны, представлена общая картина жизни казаков и тот исторический момент, когда они отдают жизни за родину и свободу. С другой же раскрывается частный случай из жизни семьи военачальника Тараса Бульбы.
    Сам Тарас – сильный духом и телом человек, который живет в согласии с моральными принципами и совестью. У него есть четкие убеждения в разных вопросах, и их он строго придерживается. В двух своих сыновьях, Остапе и Андрии, Тарас Бульба воспитывает твердость духа и верность родине. Эти качества он прививает им с самого младенчества. И даже не представляет, что кто-то из них может поступить иначе.
    Друзья, перешедшие на сторону врага и отрекшиеся от православной веры, становились для него никем. Это было самым настоящим предательством, которого Тарас Бульба не мог простить. У сильного и бесстрашного военачальника были четкие приоритеты и касались они, в первую очередь, следованию убеждениям и верности родине. Возможно, он был жесток и непримирим, но такое следование принципам вызывает восхищение.
    И каким же ударом стала для этого человека весть об измене сына. Младший отпрыск Тараса Бульбы, Андрий, совершил настоящее предательство по отношению к тому месту, где он родился и вырос, а, в первую очередь, наверное, по отношению к своему отцу.
    Андрий – образованный молодой человек, смелый и бесстрашный воин. Вот только он отличается мягкостью и податливостью, во всех поступках им управляют чувства, а это не всегда хороший советчик.
    Судьба оказывается жестокой к парню и готовит ему сложный и тяжелый выбор – встать на сторону любимой девушки, а значит, перейти в стан врага или же остаться верным семье и казакам. Андрий не может противиться чувствам к молодой и красивой полячке, он выбирает ее. Родина, семья, все заветы отца отходят на второй план. Теперь он предатель, и Тарас, не задумываясь, лишает его жизни, ведь именно так следует поступать с теми, кто перешел на сторону врага. И не важно, что это родной сын. Важнее принципы, которым суровый человек Тарас Бульба следует беспрекословно.
    Кстати, следует отметить, что старший сын полностью соответствует образу своего отца. Он меньше показан в повести, но мы сразу же понимаем, что он также живет в согласии с убеждениями, а действует холодно и расчетливо, и только по велению разума. Остап – настоящий сын своего отца, его подобие, его продолжение.
    Итог повести печален: Андрий убит рукой собственного родителя, Остапа и Тараса казнили. Бульба увидел смерть обоих детей, да и сам гибнет на костре. Но нет в этом человеке сожаления и грусти. Он все делал правильно, жил честно и по совести и умирать ему совсем не страшно.
    «Тарас Бульба» – произведение о верности Отчизне и предательстве, которое всегда будет наказано.

  3. Каждый человек в своей жизни хоть раз вставал перед выбором между героизмом и предательством. Конечно все дадут разные определения этим понятиям. На мой взгляд героизм – это совокупность качеств таких, как смелость, решительность, отвага, умение жертвовать собой во имя другого человека или значимой идеи. Предательство же – это измена Родине, семье или близким людям, это – нарушение верности. В моем сочинении я бы хотела раскрыть эту тему на примере двух братьев: Остапа и Андрия.
    С самого начала произведения видно насколько разные эти братья. Остап в первый же день своего приезда из семинарии с удовольствием начинает шутливую драку с отцом: » И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая», а Андрий же никак не реагирует на насмешки отца. Автор показывает, что Андрий был склонен скрывать свои чувства, а Остап же был более открытым и прямолинейным.
    Автор подчеркивает разницу между братьями, описывая их поступки. После того, как войско осадило Дубно, и Остап с отцом заснули у костра, Андрий, уйдя на свидание к прекрасной полячке, отрекается от своей Родины и товарищей: «-А что мне отец, товарищи, Отчизна?» В этом эпизоде видно, что Андрий легко предает свою Родину, а Остап даже не помышляет об этом.
    Героизм Остапа проявляется во втором бою под Дубно, когда он выбил фитили у пушкарей, чем спас курени: «Но не поспели бы сделать то и другое казаки, если бы Остап не ударил в самую середину; выбил фитили у шести пушкарей». Из этого эпизода видно, что Остап не раздумывая рискнул своей жизнью и проявил тем самым настоящий героизм.
    Подвиг Остап совершает даже во время своей казни, проявляя непостижимую твердость характера и духа тем, что не предал своих товарищей и Родину во время бесчеловечных пыток: «Остап выносил истязания и пытки, как исполин». Андрий же принял смерть от руки своего отца как предатель: «Бледен как полотно был Андрий; видно было как шевелились уста его и как он произносит чье-то имя; но это не было имя Отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки».

  4. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) – одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.
    В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье – это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».
    В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.
    Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.
    По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.
    Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»
    Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»
    Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.
    Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.
    Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.
    Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»
    Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».
    Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.
    Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.
    До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.
    С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»
    Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.
    Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» – говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.
    Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.
    Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.
    Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.
    Беру!

  5. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) — одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.
    В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье — это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».
    В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.
    Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.
    По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.
    Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»
    Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!”
    Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.
    Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.
    Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.
    Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!”
    Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».
    Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.
    Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.
    До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.
    С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый — враг не взял бы его — вояка!»
    Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.
    Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» — говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.
    Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.
    Предательство и измена — самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.
    Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н. В. Гоголь.

  6. Николай Васильевич Гоголь в своей повести “Тарас Бульба” раскрывает тему предательства и измены Родине.
    В произведении “Тарас Бульба” настоящими героями оказываются старый казачий полковник Тарас Бульба и его старший сын Остап. Они полны намерения сражаться с врагом до последней капли крови, не отсиживаясь за спинами других воинов.
    Младший же сын Андрий наносит отцу, брату и своим боевым товарищам удар исподтишка. Ради любви к польской красавице молодой человек переходит на сторону врага. Андрий считает, что:
    В повести “Тарас Бульба” пример верности показывают старый атаман и Остап, а вот Андрий предает своих родных, любовь к женщине для него превыше чувства долга перед Отчизной.
    За свой поступок Андрий несет закономерное наказание: его отец Тарас Бульба переступает через себя и убивает своего сына. Несомненно, что старому казаку было тяжело убить свою кровинушку, но намного тяжелее Тарасу Бульбе был тот позор, что Андрий предал казачье братство.
    В конце повести погибают и Тарас Бульба, и Остап. Тарас жертвует собой во имя товарищей, он показывает настоящий пример героя, превозмогающего физическую боль и в последние минуты своей жизни думающего ни о себе, а о спасении своего войска, своей Родины.

  7. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) – одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.
    В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье – это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».
    В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.
    Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.
    По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.
    Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»
    Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»
    Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.
    Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.
    Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.
    Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»
    Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».
    Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.
    Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.
    До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.
    С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»
    Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.
    Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» – говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.
    Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.
    Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.
    Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

  8. Сочинение на тему : Героизм и предательство в повести Гоголя ?Тарас Бульба?

    Ответы:

    В повести подвиг олецитворяет Остап, который погибает за свою родину на польской земле, его казнят, когда же умирает, он не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающий волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы твердого мужа, который быразумным словом освежил его и утешил при кончине.
    Другому сыну было 20 с лишним лет и в сажень ростом. Мальчики воспитывались в большой любви матери.
    Отец ведет сыновей в Сечу, что бы прибщить их к военному делу ивоспитать в них дух патриотизма.
    Забыв о главном, ради чего он находился в Сечи, Андрий забирает большую часть хлеба и муки и сломя голову бросается к своей возлюбленной.
    Здесь проявилась его слабая воля, легкомыслие и игоизм. Он ушел к белокурой полячке, взяв пропитание и свою силу. Причина предательства Андрия – это любовь к полячке, а цель – спасение поляков от голода. Андрий убежал с полячкой и после этого он сражался против казаков отца за казаков поляков. Полячка оказалась умной, она узнала секрет Адрия и рассказала врагам.
    Андрий был младшим сыном и от своего малого возраста и ненависти к отцу он был в повести предптелем, а остап был старим сыном и только по своему характеру он стал в повести героем. По телостроению Андрей и Остап были почти одинаковы. Но Андрей стал игаистом.
    В Сечи Андрия очень впечатляли казни (особенно за самоубийство) . Связь Остапа с Андрием была такая первое, что Андрий был его брат и когда Андрий умерал, Остап чуть ненакинулся на Тараса. В боях Андрий убивал и своих и чужих. Вскоре Тарас понял в чём дело, он нашёл его и убил.
    В поседствии Андрий умирает от своего отца Остап сожелел о смерти брата, но при жизни связь у них была тесной.
    Подвигом Остапа можно назвать его пытки за Родину. Когда Остапу начали перебивать кости, не было слышно ни звука, лишь перед смертью у Остапа вырывается: “Батько! Где ты? ” Среди толпы доносится голос Тараса: “Слышу”. Смерть Остапа – одно из самых трагических последствий жизни Тараса. Остап умер смертью из-за люльки.
    Так же можно назвать подвигом и действия Тараса. Он остался и с дерева показывал им путь, но его поймали и убили. Не думая о себе, о том, что огонь уже лижит у его ноги, Тарас кричит, помогая соратникам уйти от преследователей. Даже когда его били и он уже наполовину горел, но все же он давал советы своим казакам, крикнув им в след правильный путь.
    Гоголь относился к героям, как и другие авторы. Автор в повести “Тарас Бульба” с уважением, выделял все их качества. С другой стороны как к неудачникам, потому что Андрей умер из-за предательства и любви, а Остапа из-за какой-то люльки. Н. В. Гоголь относится к подвигу и предательству как к драматическим героям, которые смогли их совершить.
    В этом произведении мы наблюдаем за очень не однозначным исходом событий! Тарас Бульба повел своих воинов на захват Польской крепости и во время битвы его сын Андрий увидел красавицу! Во время ночного привала Андрий перебрался на сторону противника тем самым предав отца и своих соратников! Отец был очень разочарован в своем сыне! Во время битвы Тарас убил своего сына со словами ” Я тебя породил я тебя и убью “.
    Но позже Остапа поляки казнили на дыбе и Тарас в этой толпе дал о себе знать крикнув Остапу!
    И Тараса засекли привязали к дереву и сожгли!
    Героизм заключается в смелости Андрия , а предательство в том что Андрий предал отца и своего брата тем самым подставя их самих к смерти!
    Знаки препинания расставьте с русским плохо у меня!

  9. сочинение на тему героизм,товарищество, предательство в повести Н.В.Гоголь Тарас Бульба

    Ответы:

    Идеал писателя нашел выражение в “Тарасе Бульбе”, в повести, опоэтизировавшей духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном “создании навсегда запечатлел ее духовный образ”. Характеристика точная, но и удивительная: ведь в повести не запечатлены реальные лица и события. Подлинное чудо искусства: читателя не покидает ощущение, что был на свете исторический прототип Тараса Бульбы или он сам.
    В этом дорогом для Гоголя произведении художественный историзм и художественный психологизм составили эстетическое единство. В образе Тараса Бульбы главенствующая психологическая черта — его беззаветный патриотизм. Все душевные и физические силы героя поддерживаются этим чувством. В первые же минуты встречи с сыновьями после долгой разлуки он не объятиями встречает их, а испытывает бойцовские качества старшего, Остапа:
    “— Да он славно бьется! — говорил Бульба остановившись.— Ей-богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь,— так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет казак!”
    Суровое время диктовало свои законы. Мужчины росли бесстрашными воинами. Тарасу не терпится похвалиться сыновьями в Сечи. Не дав им разнежиться дома, он увозит их в военный лагерь: “Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это?..”
    Давая характеристику своему герою, Гоголь говорит, что такой упрямый и самоотверженный воин мог возникнуть только в тяжелое время: “…только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность”.
    Но Гоголь повествует не только о сильных и отважных воинах, он дает развернутые картины прекрасной и пышной природы Малороссии. Здесь, на необозримых просторах степи, могли родиться и взрасти такие вольнолюбивые и самоотверженные бойцы. “Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственной пустынею… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…”
    Этот прекрасный мир и защищают запорожские казаки. Тарас не зря гордится своим старшим сыном. Остап — истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им. Во время пыток и казни Остап стойко держится, он настоящий герой. И только желает знать, видит ли отец его, оценен ли этот последний подвиг:
    “— Батько! где ты? Слышишь ли ты?
    — Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины…”
    Но не только гордость за сыновей выпало пережить старому Тарасу. Горечь и боль испытывает он из-за предательства Андрия. Никакие веские причины не могу оправдать сына в его глазах. В сцене описания казни Андрия образ старого казака приближается к библейским героям. Он всю свою жизнь отдал на служение родине, твердой рукой уничтожал ее врагов. И так же тверд при казни сына-предателя:
    “— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?.. Так продать? продать веру? продать своих? Стой же; слезай с коня!.. Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!..”
    Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он жизнь положил.
    Благодаря таким сильным и самоотверженным личностям наша страна смогла выстоять и сохранить свою независимость. Героическое время, сильные характеры, нам есть чему поучиться у своей Великой Истории. Повесть Н. В. Гоголя сохраняет свою актуальность и сегодня

  10. Вступление. История написания повести. (Повесть создавалась почти девять лет, перед ее написанием Гоголь много работал над изучением исторических материалов о народных восстаниях.) Главная тема повести — героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. (Два враждебных лагеря: украинский народ и польская шляхта, польские магнаты.) Образы борцов за свободу. Образ Тараса Бульбы. (Могучий человек, железная воля, мужество, щедрая душа, необычайная простота, выдающаяся храбрость, ненависть к врагам отчизны, гордость своими сыновьями, превыше всего ценит узы товарищества.) Образ Остапа. (Прямодушие, любовь к отчизне, верность казацкому братству, долгу, мужественный, стойкий, несгибаемый воин, гибель предпочитает предательству). Сподвижники Тараса. (Преданность общему делу, вера в святость своей цели, в бессмертие своего народа, горячий патриотизм, готовность идти до конца и достойно принять смерть.) Образ Андрея. (Храбрость, скрытность, склонность к одиночеству, страстность, пылкость чувств, преобладающих над рассудком; увлекшись красотой, образованностью, внешним блеском польской аристократки, он разрывает с традициями своего народа, изменяет отечеству и трагически погибает от руки собственного отца: «Я тебя породил, я тебя и убью!») Заключение. (Торжество верности долгу, своему народу, широта героических характеров, превосходство над своими врагами и предателями.)

    Похожие сочинения

    Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев
    Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое “государство”. Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и…смотреть целиком
    Историческая повесть
    Идеал писателя нашел выражение в “Тарасе Бульбе”, в повести, опоэтизировавшей духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в…смотреть целиком
    Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба»
    Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей – Самовидца,…смотреть целиком
    Краткая характеристика произведения “Тарас Бульба” Новое!
    По жанру это историческая повесть. На фоне исторических событий, реально происходивших в XV—XVII вв., реалистически описана повседневная жизнь запорожских козаков. События более чем двух веков воссоздаются в одной повести, в судьбе одного героя. Важную…смотреть целиком
    Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя
    «Тарас Бульба» — это повесть, посвящена ярчайшим страницам истории украинского народа. Главный ее герой, Тарас Бульба, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Коренастая фигура, мужественное лицо, открытый смелый взгляд, казацкие усы…смотреть целиком
    Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Гоголевский текст содержит в себе поистине неисчерпаемые возможности, и, прочитанная каждый раз заново, повесть еще долго будет открывать все новые и новые пласты, давая учителю возможность работать творчески, будить у читателей живой интерес к произведению,…смотреть целиком

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *