Сочинение на тему театр островского

12 вариантов

  1. В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр». Он, по спра­ведливости, должен называться «Театр Островского».
    Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопостав­лена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключи­тельно велико. Особенно это относится к московс­кому Малому театру, который традиционно называет­ся также Домом Островского. Благодаря многочис­ленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Це­лая плеяда замечательных русских актеров на мате­риале пьес Островского смогла ярко проявить свою неповторимую талантливость, утвердить своеобразие русского театрального искусства.
    В центре драматургии Островского находится проб­лема, которая прошла через всю русскую классичес­кую литературу: конфликт человека с противостоя­щими ему неблагоприятными условиями жизни, мно­гообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед чита­телями и зрителями пьес великого драматурга раск­рывается широкая панорама русской жизни. Это, по существу, энциклопедия быта и нравов целой исто­рической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, кре­стьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дель­цы, студенты — несколько сот действующих лиц, со­зданных Островским, давали в общей сложности пред­ставление о русской действительности 40—80-х гг. во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.
    Островский, создавший целую галерею замечатель­ных женских образов, продолжал ту благородную традицию, которая уже определилась в русской клас­сике. Драматург возвеличивает сильные, цельные на­туры, оказывающиеся в ряде случаев нравственно выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Кате­рина («Гроза»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины виноватые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.
    Размышляя о своеобразии русского драматичес­кого искусства, о его демократической основе, Ост­ровский писал: «Народные писатели желают пробо­вать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызываю­щий откровенный, громкий смех, горячие, искрен­ние чувства, живые и сильные характеры». По существу это характеристика творческих принципов самого Островского.
    Драматургия автора «Грозы» отличается жанро­вым разнообразием, сочетанием элементов трагичес­ких и комических, бытовых и гротескных, фарсо­вых и лирических. Его пьесы порою трудно отнести к одному определенному жанру. Он писал не столь­ко драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому определению Добролюбова. Действие его произведений часто выносится на широкое жизнен­ное пространство. Шум и говор жизни врываются в действие, становятся одним из факторов, определяю­щих масштаб событий. Семейные конфликты пере­растают в общественные.
    Мастерство драматурга проявляется в точности социальных и психологических характеристик, в искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык героев становится у него одним из главных средств создания образа, орудием реалистической типизации.
    Великолепный знаток устного народного творчест­ва, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной муд­рости. Песня может заменить у него монолог, посло­вица или поговорка стать названием пьесы.
    Творческий опыт Островского оказал громадное воздействие на дальнейшее развитие русской драма­тургии и театрального искусства. В. И. Немиро­вич-Данченко и К. С. Станиславский, основатели Московского Художественного театра, стремились со­здать «народный театр приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский». Драматургическое новаторство Чехова и Горького было бы невозможно без освоения ими лучших традиций их замечательного предшественника.

  2. В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр». Он, по спра­ведливости, должен называться «Театр Островского».
    Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопостав­лена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключи­тельно велико. Особенно это относится к московс­кому Малому театру, который традиционно называет­ся также Домом Островского. Благодаря многочис­ленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Це­лая плеяда замечательных русских актеров на мате­риале пьес Островского смогла ярко проявить свою неповторимую талантливость, утвердить своеобразие русского театрального искусства.
    В центре драматургии Островского находится проб­лема, которая прошла через всю русскую классичес­кую литературу: конфликт человека с противостоя­щими ему неблагоприятными условиями жизни, мно­гообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед чита­телями и зрителями пьес великого драматурга раск­рывается широкая панорама русской жизни. Это, по существу, энциклопедия быта и нравов целой исто­рической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, кре­стьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дель­цы, студенты — несколько сот действующих лиц, со­зданных Островским, давали в общей сложности пред­ставление о русской действительности 40—80-х гг. во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.
    Островский, создавший целую галерею замечатель­ных женских образов, продолжал ту благородную традицию, которая уже определилась в русской клас­сике. Драматург возвеличивает сильные, цельные на­туры, оказывающиеся в ряде случаев нравственно выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Кате­рина («Гроза»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины виноватые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.Размышляя о своеобразии русского драматичес­кого искусства, о его демократической основе, Ост­ровский писал: «Народные писатели желают пробо­вать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызываю­щий откровенный, громкий смех, горячие, искрен­ние чувства, живые и сильные характеры». По существу это характеристика творческих принципов самого Островского.
    Драматургия автора «Грозы» отличается жанро­вым разнообразием, сочетанием элементов трагичес­ких и комических, бытовых и гротескных, фарсо­вых и лирических. Его пьесы порою трудно отнести к одному определенному жанру. Он писал не столь­ко драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому определению Добролюбова. Действие его произведений часто выносится на широкое жизнен­ное пространство. Шум и говор жизни врываются в действие, становятся одним из факторов, определяю­щих масштаб событий. Семейные конфликты пере­растают в общественные.
    Мастерство драматурга проявляется в точности социальных и психологических характеристик, в искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык героев становится у него одним из главных средств создания образа, орудием реалистической типизации.
    Великолепный знаток устного народного творчест­ва, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной муд­рости. Песня может заменить у него монолог, посло­вица или поговорка стать названием пьесы.
    Творческий опыт Островского оказал громадное воздействие на дальнейшее развитие русской драма­тургии и театрального искусства. В. И. Немиро­вич-Данченко и К. С. Станиславский, основатели Московского Художественного театра, стремились со­здать «народный театр приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский». Драматургическое новаторство Чехова и Горького было бы невозможно без освоения ими лучших традиций их замечательного предшественника.

  3. С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать русским национальным театром.
    Драматургия в России, безусловно, имела богатую традицию и до Островского. Зрителю были известны многочисленные пьесы эпохи классицизма, существовала и реалистическая традиция, представленная такими выдающимися произведениями, как «Горе от ума», «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя. Но Островский вступает в литературу именно как писатель «натуральной школы», а потому объектом его исследования становится жизнь невыдающихся людей, быт города. Жизнь русского купечества Островский делает темой серьезной, «высокой» комедии, писатель явно испытывает на себе влияние Белинского, а потому связывает прогрессивное значение искусства с его народностью, причем отмечает значимость обличительной направленности литературы. Определяя задачу художественного творчества, он говорит: «Публика ждет от искусства облечения в живую, изящную форму своего суда над жизнью, ждет соединения в полные образы подмеченных у века современных пороков и недостатков…»
    Именно «суд над жизнью» становится определяющим художественным принципом творчества Островского. В комедии «Свои люди — сочтемся» драматург высмеивает основы жизни русского купечества, показывая, что людьми движет, прежде всего, страсть к наживе. В комедии «Бедная невеста» большое место занимает тема имущественных отношений между людьми, появляется образ пустого и пошлого дворянина. Драматург пытается показать, как среда развращает человека. Пороки его персонажей почти всегда являются следствием не их личных качеств, а той обстановки, в которой живут люди.
    Особое место в творчестве Островского занимает тема «самодурства». Писатель выводит образы людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека. Таковы Самсон Большов, Марфа Кабанова, Дикой. Но писателя, конечно, интересует не сама личность самодуров. Он исследует тот мир, в котором живут его герои. Герои пьесы «Гроза» принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость — скрытая пружина всего действия пьесы, пружина, заставляющая героев совершать по большей части «марионеточные» движения. Автор постоянно подчеркивает их несамостоятельность. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центр повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и семейные проблемы. Доминанта этого малого мирка — старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства — дочь, сын, невестка и почти бесправные обитатели дома: Глаша и Феклуша. Та же «расстановка сил» организует и всю жизнь города: в центре — Дикой (и не упомянутые в пьесе купцы его уровня), на периферии — лица все менее и менее значительные, не имеющие денег и общественного положения. Островский, видел принципиальную несовместимость патриархального мира и нормальной жизни, обреченность застывшей, не способной к обновлению идеологии. Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющей его «всей стремительно несущейся жизни», патриархальный мир вообще отказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, в котором — единственном — может быть оправдана его угрюмая, враждебная всему чужому замкнутость. Такой мир давит личность, и не важно, кто фактически осуществляет это насилие. По словам Добролюбова, самодур «бессилен и ничтожен сам по себе; его Можно обмануть, устранить, засадить в яму, наконец… Но дело в том, что с уничтожением его не исчезает самодурство».
    Конечно, «самодурство» — не единственное зло, которое Островский видит в современном ему обществе. Драматург высмеивает мелочность стремлений многих своих современников. Вспомним Мишу Бальзаминова, который мечтает в жизни лишь о голубом плаще, «серой лошади и беговых дрожках». Так в пьесах возникает тема мещанства. Глубочайшей иронией отмечены образы дворян — Мурзавецких, Гурмыжских, Телятевых. Страстная мечта об искренних человеческих отношениях, а не любви, построенной на расчете, составляет важнейшую черту образа Ларисы из пьесы «Бесприданница». Островский всегда выступает за честные и благородные отношения между людьми в семье, обществе, вообще жизни.
    Островский всегда считал театр школой воспитания нравов в обществе, понимал высокую ответственность художника. А потому он стремился к изображению правды жизни и искренне хотел, чтобы его искусство было доступно всему народу. И Россия всегда будет восхищаться творчеством этого гениального драматурга. Не случайно Малый театр носит имя А. Н. Островского, человека, который посвятил русской сцене всю свою жизнь.

  4. С самого раннего детства мы погружаемся в волшебный и яркий, реалистичный и в то же время поэтический мир Островского. Радио, телевидение, кино открывают нам нравы купеческого Замоскворечья, показывают жизнь русского дворянства и творческой интеллигенции, увиденную глазами писателя. Со сцен многих театров звучат голоса персонажей А. Н. Островского, и зритель постигает жизнь, нравы, характеры людей тех времен, когда царствовали дикие и кабанихи, большовы и подхалюзины, когда независимые, талантливые, честные люди подвергались притеснениям со стороны «темного царства» русского общества.
    Выдающийся русский драматург Александр Николаевич Островский обладал многосторонним художественным, литературным талантом. Он мог писать, используя технику водевиля, приемы гротеска и шаржа, символики и фантастики. Но все же в первую очередь его творчество стало новым витком в истории театрального искусства, явилось настоящим праздником реалистической драматургии, которая под его пером раскрыла свои возможности наиболее полно и многосторонне. «Он один достроил здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь…» — писал об Островском И. А. Гончаров.
    Действительно, именно А. Н. Островскому принадлежит главная заслуга в создании русского национального театра, в возникновении новой театральной жизни, новой школы актерской игры. Его перу принадлежат 54 пьесы, создавшие обширный репертуар для русской сцены. Драматургия Островского, национальная по своим традициям и истокам, дала немало образцов глубокого общечеловеческого содержания. Так называемый «морализм» его творчества тесно связан с демократической устойчивостью нравственного идеала писателя. Островский обогатил русскую драму опытом социального романа, он писал «повести в ролях», выдвигая на первый план целый сгусток отношений между людьми, образ их мышления, живой народный быт, народную речь. Главной задачей для драматурга, к которой он отнесся со всей серьезностью, было создание произведений для народа, пробуждение сознания людей, формирование вкуса. «Если не будет образцового театра, — писал он, — простая публика может принять оперетки и мелодрамы, раздражающие любопытство и чувствительность, за настоящее искусство». И потому всю свою жизнь Островский посвятил тому, чтобы донести до народа то, что может по праву называться театральным искусством. Мастерский диалог, построение сюжета его пьес в самом деле создают впечатление естественности действия, живого потока речи, драматически напряженного или лирически одухотворенного, сверкающего искрометным юмором.
    Жанровое многообразие драматургии Островского удивляет и поражает каждого, кто всерьез проникся его творчеством: «сцены и картины» из московской жизни, драматические хроники, драмы, комедии, сказка. Разнообразны и герои его произведений. Более тысячи персонажей, созданных писателем, вернее, взятых им из самой жизни, — люди самых различных классов, сословий, состояний, занятий, характеров, профессий, привычек. Они живут во времена Ивана Грозного, Бориса Годунова, участвуют в ополчении Минина, поднимаются с волжской вольницей на восстание против царского воеводы, мучаются под ярмом крепостной зависимости и хозяйничают в условиях капиталистических порядков 70-80-х годов XIX века. Живые характеры со своими особенностями, манерами, языком, неповторимые судьбы раскрываются перед взором зрителя. Значительный исторический период — с XVII по XX век — проходит перед нами во всем своем живом движении, непрерывно меняющийся, насыщенный яркими событиями и героями. Пьесы Островского оживают на сцене, перенося нас из кремлевских палат и помещичьих усадеб на постоялые дворы или волжские берега, на бульвары, площади и улицы уездных городов.
    Театр постоянно манил Островского. С юных лет, приобретя глубокие знания купеческих тяжб, конфликтов заимодавцев с кредиторами, дел несостоятельных должников, путей обхода законов, приемов надувательства и обмана, он чувствовал потребность передать свои наблюдения и жизненный опыт на сцене.
    Обладая незаурядным общественным темпераментом, писатель всю жизнь боролся за создание реалистического театра нового типа, за новую этику актера. Он создал Московский артистический кружок, основал и возглавил Общество русских драматических писателей, писал в правительственные сферы многочисленные «проекты» и «записки» о необходимости реформ для русского театра, руководил репертуарной частью многих московских театров, способствуя появлению «Театра Островского», ставшего достоянием всей русской культуры. Островский содействовал выдвижению целой плеяды новых актеров, таких как С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др. Ему принадлежит основная заслуга в формировании репертуара ведущих театров Москвы и Петербурга, репертуара, который просвещал зрителя, раскрывал перед ним великий смысл гражданской деятельности во славу отечества, во имя торжества добра, правды, социальной справедливости, гуманного отношения к человеку.
    Более 30 лет своей жизни драматург посвятил непрерывной упорной работе для русской сцены. Он постоянно пытался найти ответы на самые важные вопросы жизни: что с нами происходит? Почему? Какие мы? Кто мы? Для чего живем? Как живем? И ближе всего к выражению собственных чувств, к ответам на эти вопросы он мог подойти только в драматургии. Ведь только театр дает человеку те эмоции, страсти, ощущение полноты жизни, которых так не хватает в обыденности привычного существования.
    «Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и отделываю новые сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без куска хлеба, с огромной семьей», — говорил писатель. Он действительно много работал, работал для театра, для сцены, для русской литературы. Он оставил после себя неповторимые классические произведения, которые сохраняют свое огромное художественное значение для его последователей.
    Влияние Островского испытала вся русская литература конца XIX и XX века. Его традиции продолжили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. И. Немирович-Данченко и др. Глубокую социальную насыщенность, психологическую выверенность, языковую изобретательность драматурга унаследовали многие авторы XX века. Литературное мастерство А. Н. Островского и в наше время остается образцовым и непревзойденным, а созданная им драматургическая традиция продолжает успешно развиваться. И во все времена остается необходимым то, о чем писал Островский: «…и глубокий вздох на весь театр, и непритворные теплые слезы, горячие речи, которые лились бы прямо в душу». Значение великого драматурга для развития русского театра сопоставимо с тем значением, которое имели Шекспир для английского театра или Мольер для французского.
    Своеобразие драматических произведений писателя, их близость к фольклору — к сказкам, песням, легендам, — отраженная в них народная мудрость сделали их незаменимым источником вдохновения не только для драматургов и постановщиков, но и для художников, выдающихся деятелей музыкального искусства. На темы драм и комедий Островского создано большое количество картин, написаны оперы «Вражья сила» А. Н. Серова, «Гроза» В. Н. Кашперова, «Снегурочка» П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и А. Т. Гречанинова, «Воевода» П. И. Чайковского и многие другие.
    «Моя задача, — писал А. Н. Островский, — служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство меценатов; для драматического искусства покровительственным учреждением должен бы быть императорский театр, но он своего назначения давно не исполняет, и у русского драматического искусства один только я. Я все — и академия, и меценат, и защита». Думаю, этими словами сказано все. Добавить можно разве что одно: годы, десятилетия, почти века проходят, а роль Островского в театральной жизни страны нисколько не уменьшается. И, думаю, никогда не уменьшится!

  5. В центре драматургии Островского находится проб­лема, которая прошла через всю русскую классичес­кую литературу: конфликт человека с противостоя­щими ему неблагоприятными условиями жизни, мно­гообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед чита­телями и зрителями пьес великого драматурга раск­рывается широкая панорама русской жизни. Это, по существу, энциклопедия быта и нравов целой исто­рической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, кре­стьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дель­цы, студенты — несколько сот действующих лиц, со­зданных Островским, давали в общей сложности пред­ставление о русской действительности 40—80-х гг. во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.
    Островский, создавший целую галерею замечатель­ных женских образов, продолжал ту благородную традицию, которая уже определилась в русской клас­сике. Драматург возвеличивает сильные, цельные на­туры, оказывающиеся в ряде случаев нравственно выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Кате­рина («Гроза»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины виноватые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.
    Размышляя о своеобразии русского драматичес­кого искусства, о его демократической основе, Ост­ровский писал: «Народные писатели желают пробо­вать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызываю­щий откровенный, громкий смех, горячие, искрен­ние чувства, живые и сильные характеры». По существу это характеристика творческих принципов самого Островского.
    Драматургия автора «Грозы» отличается жанро­вым разнообразием, сочетанием элементов трагичес­ких и комических, бытовых и гротескных, фарсо­вых и лирических. Его пьесы порою трудно отнести к одному определенному жанру. Он писал не столь­ко драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому определению Добролюбова. Действие его произведений часто выносится на широкое жизнен­ное пространство. Шум и говор жизни врываются в действие, становятся одним из факторов, определяю­щих масштаб событий. Семейные конфликты пере­растают в общественные. Материал с сайта //iEssay.ru

  6. ТЕАТР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО
    Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как академии, музеи, университеты.
    А. Н. Островский
    С самого раннего детства мы погружаемся в волшебный и яркий, реалистичный и в то же время поэтический мир Островского. Радио, телевидение, кино открывают нам нравы купеческого Замоскворечья, показывают жизнь русского дворянства и творческой интеллигенции, увиденную глазами писателя. Со сцен многих театров звучат голоса персонажей А. Н. Островского, и зритель постигает жизнь,
    нравы, характеры людей тех времен, когда царствовали дикие и кабанихи, большовы и подхалюзины, когда независимые, талантливые, честные люди подвергались притеснениям со стороны “темного царства” русского общества.
    Выдающийся русский драматург Александр Николаевич Островский обладал многосторонним художественным, литературным талантом. Он мог писать, используя технику водевиля, приемы гротеска и шаржа, символики и фантастики. Но все же в первую очередь его творчество стало новым витком в истории театрального искусства, явилось настоящим праздником реалистической драматургии, которая под его
    пером раскрыла свои возможности наиболее полно и многосторонне. “Он один достроил здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь…” – писал об Островском И. А. Гончаров.
    Действительно, именно А. Н. Островскому принадлежит главная заслуга в создании русского национального театра, в возникновении новой театральной жизни, новой школы актерской игры. Его перу принадлежат 54 пьесы, создавшие обширный репертуар для русской сцены. Драматургия Островского, национальная по своим традициям и истокам, дала немало образцов глубокого общечеловеческого содержания. Так называемый “морализм” его творчества тесно связан с демократической устойчивостью нравственного идеала писателя. Островский обогатил русскую драму опытом социального романа, он писал “повести в ролях”, выдвигая на первый план целый сгусток отношений между людьми, образ их мышления, живой народный быт, народную речь. Главной задачей для драматурга, к которой он отнесся со всей серьезностью, было создание произведений для народа, пробуждение сознания людей, формирование вкуса. “Если не будет образцового театра, – писал он, – простая публика может принять оперетки и мелодрамы, раздражающие любопытство и чувствительность, за настоящее искусство”. И потому всю свою жизнь Островский посвятил тому, чтобы донести до народа то, что может по праву называться театральным искусством. Мастерский диалог, построение сюжета его пьес в самом деле создают впечатление естественности действия, живого потока речи, драматически напряженного или лирически одухотворенного, сверкающего искрометным юмором.
    Жанровое многообразие драматургии Островского удивляет и поражает каждого, кто всерьез проникся его творчеством: “сцены и картины” из московской жизни, драматические хроники, драмы, комедии, сказка. Разнообразны и герои его произведений. Более тысячи персонажей, созданных писателем, вернее, взятых им из самой жизни, – люди самых различных классов, сословий, состояний, занятий, характеров, профессий, привычек. Они живут во времена Ивана Грозного, Бориса Годунова, участвуют в ополчении Минина, поднимаются с волжской вольницей на восстание против царского воеводы, мучаются под ярмом крепостной зависимости и хозяйничают в условиях капиталистических порядков 70-80-х годов XIX века. Живые характеры со своими особенностями, манерами, языком, неповторимые судьбы раскрываются перед взором зрителя. Значительный исторический период – с XVII по XX век – проходит перед нами во всем своем живом движении, непрерывно меняющийся, насыщенный яркими событиями и героями. Пьесы Островского оживают на сцене, перенося нас из кремлевских палат и помещичьих усадеб на постоялые дворы или волжские берега, на бульвары, площади и улицы уездных городов.
    Театр постоянно манил Островского. С юных лет, приобретя глубокие знания купеческих тяжб, конфликтов заимодавцев с кредиторами, дел несостоятельных должников, путей обхода законов, приемов надувательства и обмана, он чувствовал потребность передать свои наблюдения и жизненный опыт на сцене.
    Обладая незаурядным общественным темпераментом, писатель всю жизнь боролся за создание реалистического театра нового типа, за новую этику актера. Он создал Московский артистический кружок, основал и возглавил Общество русских драматических писателей, писал в правительственные сферы многочисленные “проекты” и “записки” о необходимости реформ для русского театра, руководил репертуарной частью многих московских театров, способствуя появлению “Театра Островского”, ставшего достоянием всей русской культуры. Островский содействовал выдвижению целой плеяды новых актеров, таких как С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др. Ему принадлежит основная заслуга в формировании репертуара ведущих театров Москвы и Петербурга, репертуара, который просвещал зрителя, раскрывал перед ним великий смысл гражданской деятельности во славу отечества, во имя торжества добра, правды, социальной справедливости, гуманного отношения к человеку.
    Более 30 лет своей жизни драматург посвятил непрерывной упорной работе для русской сцены. Он постоянно пытался найти ответы на самые важные вопросы жизни: что с нами происходит? Почему? Какие мы? Кто мы? Для чего живем? Как живем? И ближе всего к выражению собственных чувств, к ответам на эти вопросы он мог подойти только в драматургии. Ведь только театр дает человеку те эмоции, страсти, ощущение полноты жизни, которых так не хватает в обыденности привычного существования.
    “Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и отделываю новые сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т. е. без куска хлеба, с огромной семьей”, – говорил писатель. Он действительно много работал, работал для театра, для сцены, для русской литературы. Он оставил после себя неповторимые классические произведения, которые сохраняют свое огромное художественное значение для его последователей.
    Влияние Островского испытала вся русская литература конца XIX и XX века. Его традиции продолжили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. И. Немирович-Данченко и др. Глубокую социальную насыщенность, психологическую выверенность, языковую изобретательность драматурга унаследовали многие авторы XX века. Литературное мастерство А. Н. Островского и в наше время остается образцовым и непревзойденным, а созданная им драматургическая традиция продолжает успешно развиваться. И во все времена остается необходимым то, о чем писал Островский: “…и глубокий вздох на весь театр, и непритворные теплые слезы, горячие речи, которые лились бы прямо в душу”. Значение великого драматурга для развития русского театра сопоставимо с тем значением, которое имели Шекспир для английского театра или Мольер для французского.
    Своеобразие драматических произведений писателя, их близость к фольклору – к сказкам, песням, легендам, – отраженная в них народная мудрость сделали их незаменимым источником вдохновения не только для драматургов и постановщиков, но и для художников, выдающихся деятелей музыкального искусства. На темы драм и комедий Островского создано большое количество картин, написаны оперы “Вражья сила” А. Н. Серова, “Гроза” В. Н. Кашперова, “Снегурочка” П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и А. Т. Гречанинова, “Воевода” П. И. Чайковского и многие другие.
    “Моя задача, – писал А. Н. Островский, – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство меценатов; для драматического искусства покровительственным учреждением должен бы быть императорский театр, но он своего назначения давно не исполняет, и у русского драматического искусства один только я. Я все – и академия, и меценат, и защита”. Думаю, этими словами сказано все. Добавить можно разве что одно: годы, десятилетия, почти века проходят, а роль Островского в театральной жизни страны нисколько не уменьшается. И, думаю, никогда не уменьшится!
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО КЛАССИКА А. Н. ОСТРОВСКИЙ МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО А. Н. Островский – поистине московский драматург. Современники называли его “Колумбом Замоскворечья”, да и сам он писал: “Я знаю тебя,…
    ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в…
    Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской…
    ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР А. Н. ОСТРОВСКОГО На той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянет самая кудрявая рощица; солнце при закате забралось в нее как-то чудно,…
    Суровые нравы города Калинова. По пьесе А. Н. Островского “Гроза” Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает…
    ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА” В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но…
    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” И А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та…
    “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ И В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ НАРОДНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ” “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинные и живые образы русских людей начала XIX века. В произведении дано широкое художественное обобщение основных тенденций развития…
    Символичность и трагичность в драме Островского “Гроза” Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у…
    “Трагедия совести” (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела…
    В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу Джека Лондона “Любовь к жизни”, вариант 1) – ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Джек Лондон в своем творчестве всегда пытается найти ответ на вечный вопрос: в чем смысл жизни? Мне кажется, что для него это – борьба. В его рассказе “Любовь к жизни”…
    От жизни той, что бушевала здесь ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. И. Тютчев От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых…
    ГРОЗА НАД КАЛИНОВОМ (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”) В 1856 году Островский совершил путешествие до Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в “Грозе”, действие которой происходит в…
    ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Произведения А. Т. Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта…
    ПОЭТ И ПОЭЗИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Б. ПАСТЕРНАКА Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. Б. Пастернак Поэзия часто говорит о себе самой – устами авторов. Те…
    РОМАН В СТИХАХ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ А. С. Пушкин работал над своим самым значительным творением больше семи лет. Начинал роман поэт в 1823 году, а закончил в 1830-м, впрочем, знаменитое “письмо Онегина” было написано еще спустя…
    Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,…
    ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В трагедии Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность…
    РОМАН “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, написанный в 1823-1831 годах, отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития – в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной…
    ПУШКИН В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Творчество Пушкина, его гений были одним из источников вдохновения великой поэтессы “серебряного века” Анны Ахматовой. Лучшие поэты “серебряного века” сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все…
    РОМАН А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ Написанный в 20-30-е годы девятнадцатого века роман “Евгений Онегин” – не только вершина творчества поэта, но и важнейшее событие в истории русской литературы. Роман стал первым произведением, в котором автору…
    “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и…
    Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений в творчестве А. А. Блока По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений…
    НАРОД, ВЛАСТЬ И ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой….
    СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа….
    ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог творчества великого сатирика. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирические произведения писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в…
    Сочинение “Культура в моей жизни” Чем для нас является Культура? Как понимаем это слово мы, современное поколение? Для кого-то культура – это нечто духовное, прекрасное, совершенное; кто-то ассоциирует культуру только с волшебными произведениями искусства: бесспорными…
    Показ глубоких связей современной жизни с библейской древностью Влитературесуществуют так называемые вечные темы. Они разные – это и смысл человеческого бытия, и поиск моральных ценностей, и любовь. В разные эпохи существования человечества разные поколения ощущали похожую необходимость решить…
    МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ КЛАССИКА М. И. ЦВЕТАЕВА МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот древний…
    Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского В дореволюционном творчестве Маяковский отвергает мир буржуазии и созданное ею лживое общество. Он буквально врывается в литературу, отказавшись от подражаний и избитых шаблонов. Его ранние произведения кардинально отличаются от общепринятого…
    ТЕАТР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО

  7. В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр». Он, по спра­ведливости, должен называться «Театр Островского».
    Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопостав­лена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключи­тельно велико. Особенно это относится к московс­кому Малому театру, который традиционно называет­ся также Домом Островского. Благодаря многочис­ленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Це­лая плеяда замечательных русских актеров на мате­риале пьес Островского смогла ярко проявить свою неповторимую талантливость, утвердить своеобразие русского театрального искусства.
    В центре драматургии Островского находится проб­лема, которая прошла через всю русскую классичес­кую литературу: конфликт человека с противостоя­щими ему неблагоприятными условиями жизни, мно­гообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед чита­телями и зрителями пьес великого драматурга раск­рывается широкая панорама русской жизни. Это, по существу, энциклопедия быта и нравов целой исто­рической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, кре­стьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дель­цы, студенты — несколько сот действующих лиц, со­зданных Островским, давали в общей сложности пред­ставление о русской действительности 40—80-х гг. во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.
    Островский, создавший целую галерею замечатель­ных женских образов, продолжал ту благородную традицию, которая уже определилась в русской клас­сике. Драматург возвеличивает сильные, цельные на­туры, оказывающиеся в ряде случаев нравственно выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Кате­рина («Гроза»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины виноватые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.

  8. В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр». Он, по спра­ведливости, должен называться «Театр Островского».
    Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопостав­лена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключи­тельно велико. Особенно это относится к московс­кому Малому театру, который традиционно называет­ся также Домом Островского. Благодаря многочис­ленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Це­лая плеяда замечательных русских актеров на мате­риале пьес Островского смогла ярко проявить свою неповторимую талантливость, утвердить своеобразие русского театрального искусства.
    В центре драматургии Островского находится проб­лема, которая прошла через всю русскую классичес­кую литературу: конфликт человека с противостоя­щими ему неблагоприятными условиями жизни, мно­гообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед чита­телями и зрителями пьес великого драматурга раск­рывается широкая панорама русской жизни. Это, по существу, энциклопедия быта и нравов целой исто­рической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, кре­стьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дель­цы, студенты — несколько сот действующих лиц, со­зданных Островским, давали в общей сложности пред­ставление о русской действительности 40—80-х гг. во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.
    Островский, создавший целую галерею замечатель­ных женских образов, продолжал ту благородную традицию, которая уже определилась в русской клас­сике. Драматург возвеличивает сильные, цельные на­туры, оказывающиеся в ряде случаев нравственно выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Кате­рина («Гроза»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины виноватые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.

  9. 1. Значение Островского-реформатора.
    2. Особенности драматургии.
    3. Мир купцов и помещиков.
    4. Женские образы: Катерина и Лариса.
    История становления российской драматургии, также как и история российского театра интересна и увлекательна. Подчиняясь особым законам развития, испытывая на себе влияние определенных исторических личностей, направлений, исторических событий, театр развивался, изменялся, меняя через себя мировоззрения зрителей и читателей. Большую роль в становлении русского театра сыграл Н. А. Островский.
    Тяжелый, самоотверженный труд драматурга был ознаменован блестящими результатами. Именно благодаря ему было завершено становление русского самобытного театра, основание которого началось с Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Заслуга этого драматурга была признана общественностью и критиками, Гончаров писал о нем: «Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!»
    Новаторство Островского в драматургии многогранно и бесспорно, оно заключается не только в том, что благодаря ему театр стал обращаться к реальной, действительной жизни, но и в том, что театр, пьесы, спектакли стали твориться наконец для народа и ради народа и люди благосклонно принимали то, что делал для них драматург. Островский ратовал за становление самобытного, национального театра, за перевод театра в школу общественных нравов. Он писал записки, адресованные дирекции императорских театров, в которых высказывал конкретные мысли по преобразованию существующего театрального строя. Этим запискам не давали хода, но художник не опускал рук, продолжая свое дело.
    Принципы, выведенные Островским, стали классическими для русской драматургии, в том числе они нашли отражение в знаменитой теории К. С. Станиславского. Наследие драматургии, оставленное Островским, имеет важное значение и в современных реалиях театрального искусства, так как истинность его произведений, их жизненность и подчинение высоким эстетическим канонам не поддается сомнению.
    Итак, первый пункт, кардинальным образом измененный творчеством Островского — жизненность произведения. Если до этого большая часть постановок была вымышленной, далекой от действительности, то драматург вновь добавляет в пьесу объективность, жизненность, правду. Будучи рожденным в Замоскворечье, Островский хорошо знаком с бытом и нравами купечества и дворянства, которые ярко передает в своем творчестве. Пьесы его оказываются населенными приказчиками и купцами, разночинцами и простым людом. Его интересуют любые, даже незначительные подробности дворянского быта, начиная с обстановки дома, описания костюма и заканчивая индивидуальными особенностями мысли и речи героя.
    Немаловажным изменением устоявшихся традиций театрального искусства стало введение исследования характера в его развитии, столкновении с жизненными трудностями, другими характерами. Однако при всем своем разнообразии основные типы характеров оказываются схожими, и Островский вводит эти основные типологии в свои произведения. Так купца Большова и приказчика Подхалюзина из пьесы «Свои люди — сочтемся!», Паратова и Карандышева из «Бесприданницы», Тихона и Дикого из «Грозы» — всех их объединяет жажда наживы, желание любой ценой добиться благосостояния и власти, они готовы продать душу дьяволу.
    Они не испытывают чувства ответственности и желания заботиться о самых близких своих людях, не испытывают они ни любви, ни искренней привязанности. Дочь предает отца, оказавшегося в долговой яме. Паратов, несмотря на искренние чувства к Ларисе, женится в итоге «на деньгах», дорого продавая свою свободу. Тихон бежит от тирании и угнетении со стороны родной матери, оставляя при этом ей «на съеденье» жену — единственного по-настоящему близкого ему человека. В описываемом автором мире нет таких понятий, как честь, благородство, нравственная чистота, но очень развиты чувства наживы и стяжательства, потому чистые душой, способные к настоящим чувствам герои бегут из этого мира, ищут дорогу на свободу, на свет. Для Катерины такой дорогой оказывается речной омут, для Ларисы — замужество.
    Много нового привнес Островский в женские образы, оказавшиеся во многом революционными. Нежная, чуткая, кроткая Катерина оказывается в жестких для себя жизненных условиях, после того как выходит замуж за Тихона Кабанова. Она ощущает себя попавшей в нравственную тюрьму, навеки утратившей духовную свободу, которой была богата, будучи в родной семье. Но в душе героиня продолжает оставаться свободной птицей, вольной лететь, куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, — говорит она Варваре, сестре Тихона, — какая я была резвая! А у вас завяла совсем…». Непривычный суровый мир Кабановых и Диких заставляет скрытничать, врать, учиться действовать исподтишка, втихомолку делая то, что хочется. Выросшая в этом мире Варвара даже находит в этом какое-то удовольствие, но Катерина не умеет лгать. Не стала лгать она и после того, как полюбила Бориса.
    Своеобразный — богобоязненный и мятежный одновременно — характер героини не позволяет держать в тайне грех, а в случившейся грозе она склонна видеть гнев Господень, потому прилюдно кается в своей любви и бросается вниз с обрыва, в вечное царство свободы и света.
    Другой образ — другая трагедия. Героиня пьесы «Бесприданница» Лариса кардинально отличается от Катерины. Она — светская, образованная и культурная девушка, угнетенная бедностью своего положения. Не принимая мир, в котором Лариса вынуждена жить, она пытается оставить его, вырваться на свободу. К тому же от нее не может укрыться тот факт, что мать попросту хочет подороже ее продать.
    В Паратове Лариса любит внешний лоск и блеск, не слишком вдаваясь во внутренний, довольно приземленный и блеклый мир Сергея Сергеевича. Но понимая, что с ним не будет счастья, она готова выйти замуж за любого. Кто уведет ее из опостылевшего дома.
    Лариса не любит Карандышева, даже не испытывает к нему чувства уважения, но надеется на него, как на последнюю возможность спасения. Но в этом мире нет благородства. Она — вещь, она сама это осознает и пытается подороже себя продать. При этом внутренняя чистота героини вступает в неразрешимый конфликт с грязью окружающего ее мира, потому выстрел Карандышева воспринимается героиней как величайшее благо, а смерть — как достойный уход из жизни.
    В этих различных, но неуловимо схожих героинях и кроется новаторство Островского-драматурга. Это и близость к народу, и правдивость, реалистичность описываемых событий, и тонкий психологизм характеров, образов, мыслей. Грязный мир; населенный чистыми душами, смело шагнул на сцену русского театра, показав глубину настоящей русской души, которую ничем не сломить, и остался там до сих пор.

  10. ТЕАТР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ. Вся творческая жизнь А.Н. Островского была неразрывно связа­на с русским театром и заслуга его перед русской сценой поистине безмерна. Он имел все основания сказать в конце своей жизни: «…у русского драматического театра один только Я. Я — все: и акаде­мия, и меценат, и защита. Кроме того, …я стал во главе сценичес­кого искусства».
    Островский принимал активное участие в постановке своих пьес, работал с актерами, со многими из них дружил, переписывался. Немало сил он положил, защищая права актеров, добиваясь созда­ния в России театральной школы, собственного репертуара.
    В 1865 году Островский организовал в Москве Артистический кружок, целью которого была защита интересов артистов, особенно провинциальных, содействие их просвещению. В 1874 году создал Общество драматических писателей и оперных композиторов. Он составлял докладные записки правительству о развитии сценичес­кого искусства (1881), вел режиссерскую деятельность в Малом те­атре Москвы и Александринском — в Петербурге, пребывал на по­сту заведующего репертуарной частью московских театров (1886), был начальником театрального училища (1886). Он «построил» це­лое «здание русского театра», состоящее из 47 оригинальных пьес. «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, — писал Островскому И. А. Гончаров, — для сцены создали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Го­голь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр».
    Творчество Островского составило в истории русского театра целую эпоху. Почти все его пьесы еще при жизни были поставлены на сцене Малого театра, на них воспитывалось несколько поколений артистов, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую значительную роль в истории Малого театра, что его с гордостью называют Домом Островского.
    Обычно Островский сам ставил свои пьесы. Он хорошо знал внут­реннюю, скрытую от глаз зрителей, закулисную жизнь театра. Зна­ние драматургом актерской жизни ярко проявилось в пьесах «Лес» (1871), «Комик XVII столетия» (1873), «Таланты и поклонники» (1881), «Без вины виноватые» (1883).
    В этих произведениях перед нами возникают живые типажи провинциальных актеров разных амплуа. Это трагики, комики, «первые любовники». Но вне зависимости от амплуа жизнь акте­ров, как правило, нелегкая. Изображая в своих пьесах их судьбы, Островский стремился показать, насколько непросто человеку с тон­кой душой и талантом жить в несправедливом мире бездушия и невежества. При этом актеры в изображении Островского могли оказаться почти нищими, как Несчастливцев и Счастливцев в «Лесе»; униженными и теряющими свой человеческий облик от пьянства, как Робинзон в «Бесприданнице», как Шмагав «Без вины виноватых», как Эраст Громилов в «Талантах и поклонниках».
    В комедии «Лес» Островский раскрыл талантливость актеров русского провинциального театра и одновременно показал унизитель­ное положение их, обреченных на бродяжничество и скитания в поисках хлеба насущного. У Счастливцева и Несчастливцева, когда они встречаются, нет ни копейки денег, ни щепотки табаку. В само­дельном ранце у Несчастливцева, правда, есть кое-какая одежда. У него был даже фрак, но, чтобы сыграть роль, ему пришлось в Ки­шиневе выменять его «на костюм Гамлета». Костюм был для акте­ра очень важен, но для того чтобы иметь необходимый гардероб, нужны были немалые деньги…
    Островский показывает, что провинциальный актер стоит на низкой ступени социальной лестницы. В обществе существует пре­дубеждение по отношению к профессии актера. Гурмыжская, узнав, что ее племянник Несчастливцев и его товарищ Счастливцев — актеры, высокомерно заявляет: «Завтра утром их здесь не будет. У меня не гостиница, не трактир для таких господ». Если поведение актера не нравится местным властям или у него нет документов, его преследуют и даже могут выслать из города. Аркадия Счастливце- на три раза «вышибали из города… четыре версты казаки нагайка­ми гнали». Из-за неустроенности, вечных скитаний актеры пьют. Посещение трактиров — их единственный способ уйти от действи­тельности, хоть на время забыть о неприятностях. Счастливцев го­ворит: «…Мы с ним равные, оба актеры, он — Несчастливцев, я — Счастливцев, и оба мы пьяницы», а далее с бравадой заявляет: «Мы народ вольный, гулящий, — нам трактир дороже всего». Но это шутовство Аркашки Счастливцева — только маска, скрывающая не­выносимую боль от социальной приниженности.
    Несмотря на трудную жизнь, .невзгоды и обиды, многие служи­тели Мельпомены сохраняют в своей душе доброту и благородство. В «Лесе» Островский создал самый яркий образ благородного акте­ра — трагика Несчастливцева. Он изобразил «живого» человека, с тяжелой судьбой, с грустной жизненной историей. Актер сильно пьет, но на протяжении пьесы он меняется, раскрываются лучшие черты его натуры. Заставляя Восьмибратова вернуть Гурмыжской деньги, Несчастливцев разыгрывает спектакль, надевает бутафорс­кие ордена. В этот момент он играет с такой силой, с такой верой в то, что зло может быть наказано, что добивается реального, жизнен­ного успеха: Восьмибратов отдает деньги. Затем, отдавая свои пос­ледние деньги Аксюше, устраивая ее счастье, Несчастливцев уже не играет. Его действия — не театральный жест, а по-настоящему благородный поступок. А когда в финале пьесы он произносит зна­менитый монолог Карла Мора из «Разбойников* Ф. Шиллера, то слова шиллеровского героя становятся, в сущности, продолжением его собственной гневной речи. Смысл реплики, которую Несчастлив­цев бросает Гурмыжской и всей ее компании: «Мы артисты, благо­родные артисты, а комедианты — вы», заключается в том, что в его представлении искусство и жизнь неразрывно связаны, и актер — не притворщик, не лицедей, его искусство основано на подлинных чувствах и переживаниях.
    В стихотворной комедии «Комик XVII столетия» драматург об­ратился к ранним Страницам истории отечественной сцены. Талан­тливый комик Яков Кочетов боится стать артистом. Не только он, но и его отец уверены, что это занятие предосудительное, что ско­морошество — грех, хуже которого ничего быть не может, потому что таковы были домостроевские представления людей в Москве XVII века. Но гонителям скоморохов и их «действ» Островский противо­поставил любителей и ревнителей театра в допетровскую эпоху. Драматург показал особую роль сценических представлений в раз­витии русской литературы и сформулировал назначение комедии в том, чтобы «…порочное и злое смешным казать, давать на посмея- нье. …Учить людей, изображая нравы».
    В драме «Таланты и поклонники» Островский показал, насколь­ко тяжела судьба актрисы, наделенной огромным сценическим да­ром, которая страстно предана театру. Положение актера в театре, его успех зависит от того, нравится ли он богатым зрителям, кото­рые держат в своих руках весь город. Ведь провинциальные театры существовали в основном на пожертвования местных меценатов, которые чувствовали себя в театре хозяевами и диктовали актерам свои условия. Александра Негина из «Талантов и поклонников» отказывается участвовать в закулисных интригах или отвечать на прихоти своих богатых поклонников: князя Дулебова, чиновника Ба­кина и других. Негина не может и не хочет довольствоваться лег­ким успехом невзыскательной Нины Смельской, которая охотно принимает покровительство богатых поклонников, превращаясь, по сути, в содержанку. Князь Дулебов, оскорбленный отказом Негиной, решил погубить ее, сорвав бенефис и буквально выжив из театра. Расстаться с театром, без которого она не мыслит своего существова­ния, для Негиной означает довольствоваться убогой жизнью с ми­лым, но бедным студентом Петей Мелузовым. Ей остается один выход: идти на содержание к еще одному поклоннику, богатому помещику Великатову, обещающему ей роли и шумный успех в при­надлежащем ему театре. Свое притязание на талант и душу Алек­сандры он называет пылкой любовью, но по существу это откровен­ная сделка крупного хищника с беспомощной жертвой. То, что не пришлось осуществить в «Бесприданнице» Кнурову, сделал Вели- катов. Ларисе Огудаловой удалось освободиться от золотых цепей ценой гибели, Негина надела на себя эти цепи, потому что не мыс­лит жизни без искусства.
    Островский укоряет эту героиню, у которой душевного придано­го оказалось меньше, чем у Ларисы. Но он вместе с тем с душевной болью поведал нам о драматической судьбе актрисы, вызывающей его участие и сочувствие. Недаром, как заметил Е. Холодов, ее зо­вут так же, как самого Островского — Александра Николаевна.
    В драме «Без вины виноватые» Островский снова обращается к теме театра, хотя проблематика ее намного обширнее: в ней гово­рится о судьбе обездоленных жизнью людей. В центре драмы — выдающаяся актриса Кручинина, после выступлений которой театр буквально «разваливается от рукоплесканий». Образ ее дает повод задуматься над тем, что обусловливает значительность и величие в искусстве. Прежде всего, считает Островский, это огромный жиз­ненный опыт, школа лишений, мук и страданий, которую довелось пройти его героине.
    Вся жизнь Кручининой вне сцены — «горе да слезы». Эта жен­щина познала все: тяжелый труд учительницы, измену и уход лю­бимого, потерю ребенка, тяжелую болезнь, одиночество. Во-вторых, это душевное благородство, отзывчивое сердце, вера в добро и ува­жение к человеку, и, в-третьих, осознание высоких задач искусст­ва: Кручинина несет зрителю высокую правду, идеи справедливос­ти и свободы. Своим словом со сцены она стремится «жечь сердца людей». И вместе с редким природным талантом и общей культу­рой все это дает возможность стать тем, чем стала героиня пьесы, — всеобщим кумиром, которого «слава гремит». Кручинина дарит своим зрителям счастье соприкосновения с прекрасным. И оттого сам драматург в финале тоже дарит ей личное счастье: обретение потерянного сына, обездоленного актера Незнамова.
    Заслуга А. Н. Островского перед русской сценой поистине без­мерна. В его пьесах о театре и актерах, точно отражающих обстоя­тельства русской действительности 70-80-х годов XIX века, содер­жатся мысли об искусстве, актуальные и сегодня. Это мысли о труд­ной, порой трагической судьбе талантливых людей, которые, реали­зуясь на сцене, полностью сжигают себя; мысли о счастье творче­ства, полной самоотдаче, о высокой миссии искусства, утверждаю­щего добро и человечность.
    Сам драматург выразил себя, раскрыл свою душу в созданных им пьесах, быть может, особенно откровенно в пьесах о театре и ак­терах, в которых очень убедительно показал, что и в глубине Рос­сии, в провинции можно встретить людей талантливых, бескорыст­ных, способных жить высшими интересами. Многое в этих пьесах созвучно тому, что писал Б. Пастернак в своем замечательном сти­хотворении «О, знал бы я, что так бывает…»:
    Когда строка диктует чувство,
    Оно на сцену шлет раба,
    И тут кончается искусство,
    И дышит почва и судьба.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *