Сочинение на тему театр

8 вариантов

  1. Эссе «Театр есть отражение нашей жизни»
    2019 год объявлен в России Годом театра — 13 декабря 2018 года в Ярославле прошла торжественная церемония открытия. Всего 300 лет назад у нас не строили театральные здания и не создавали постоянные труппы. Но сегодня в стране более 600 театров — исторических и экспериментальных, традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. На отечественных площадках не только ставят собственные спектакли, но и принимают артистов из ведущих театров мира и проводят международные театральные фестивали.
    Театр – это прекрасное, яркое явление, которое неповторимо и превосходно! Очень часто нам удается найти ответы на многие жизненные вопросы, находясь в театре. Недаром говорят: «Вся жизнь игра, и люди в ней актёры» Сами, не подозревая этого, мы уже с детских лет пробуем себя на сцене: исполняем какие-то роли в детском садике на утренниках, приходим на новогодние праздники в костюмах сказочных героев. Словами невозможно описать эмоции от каждого выступления.
    При слове «театр» мне представляется красивый занавес, огромный зал, пышные наряды актеров, великолепный оркестр с первыми торжественными аккордами… Театр – это, конечно, яркий, завораживающий   праздник.
    У нас в городе, к сожалению, нет такого театра, но есть не менее великолепный Любительский театральный коллектив «Театр одного актера». 19 ноября этого года на сцене ГДЦ «Современник» я проживала вместе с героями этого замечательного коллектива драму «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской, режиссера Антона Орла. В какой – то момент  просто забыла, что я  на премьере, настолько была вовлечена в сюжет профессиональнейшей игры актеров. Возникало впечатление, что меня, зрителя пригласили в маленькую квартирку школьной учительницы, где совершенно неожиданно разыгралась масштабная и страшная человеческая драма. Эта история  потрясла правдой характеров и болью за потерянные, оказавшиеся опустошенными, молодые души. Для меня поход на спектакль был первой в жизни, я была особенно потрясена. Я надолго сохраню это незабываемое впечатление, которое подарила мне встреча с замечательными актёрами этого коллектива.
    Сидя в тёмном зале, я  получила неоценимый опыт, совет, подсказку.  Мне порой казалось, что я сама стою на сцене и играю роль.   И это по-настоящему здорово!
    Мне кажется, очень большую роль в моей жизни сыграл этот коллектив, эти замечательные актеры. Я участница проекта «Евтушенко – 84», творческого конкурса «Две звезды» МДЦ «Артек», костюмированной массовке «Карнавал» МДЦ «Артек», ведущая детских праздников в ДОУ. А какое удовольствие я испытываю от своих выступлений, когда дарю детям частичку добра. Моя жизнь кипит уже за кулисами, затем сцена, бурные аплодисменты.
    Театр – почему-то сейчас не является популярным. Его вытесняют фильмы и сериалы, которые можно смотреть в наше время и дома, в Интернете. Основные занятия молодёжи – курение кальяна, так же молодые люди часто разъезжают по городу на машинах, слушая современную музыку, включая ее на полную громкость. Все эти занятия вытесняют мир искусства, вытесняют театр из жизни людей.
    На присутствие и влияние искусства в жизни людей влияет и тот факт, где они живут. Было бы неплохо, если бы люди могли регулярно посещать театр, узнавать новое, развиваться, поэтому в каждом городе, даже небольшом, хорошо бы иметь, хотя бы небольшой театр. Ведь раньше театр был практически единственным развлечением людей, он был даже частью их жизни. Многие приходили в театр не только, чтобы посмотреть пьесу, но и чтобы пообщаться.
    Что можно сказать о театре именно в моей жизни? Для меня посещение спектакля и мои выступления на сцене помогли еще раз понять простой смысл “Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями режиссера. Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь”.
    Театр! Театр! Как много значат
    Для нас порой твои слова!
    И разве может быть иначе?
    В театре жизнь всегда права!
    Поэтому, для меня, театр – это действительно храм искусства, в который хочется вновь и вновь возвращаться.

  2. Театр – это маленькая жизнь. На подмостках сцены происходят спектакли: драмы, трагедии, комедии. Актер передает в игре чувства и эмоции своего персонажа, вместе с ним он проживает его маленькую жизнь. Почему маленькую? Театральное представление – это всего лишь небольшая часть из жизни героев.
    Каждый день на импровизированных подмостках нашей жизни мы даем такие же представления. Разыгрываем грустные и смешные моменты, отчасти мы актеры, применяем различные роли, плачем или смеемся.
    Театральное искусство зародилось давно, изначально оно было неразрывно связано с ритуальными празднествами. В то время театр не рассматривался как что-то обособленное. В какой момент театр стал самостоятельным искусством? На этот вопрос историки дают ответ: театр начинается там, где появляется зритель. Главная эстетическая цель театрального представления найти отклик в душе зрителя.
    Мне нравится театр. Актеры передают через свою игру живые эмоции, чувства героев. Безусловно, это очень трудно. В отличие от кино у театральных актеров всего один дубль, нельзя переснять ту или иную сцену, или по-новому прочитать монолог. Актер выходит на сцену и проживает на ней жизнь своего героя.
    Еще одной не менее важной чертой театра является его обособленность от политики. Театральные представления показывают не только хорошую сторону человеческой жизни. На подмостках сцены мы видим реальную жизнь. Театр – это место, где каждый из нас может увидеть себя со стороны. Театральные представления не навязывают «нужную» точку зрения в отличие от телевидения и интернета. Действие, происходящее на сцене, предполагает самостоятельную оценку поступкам героев со стороны зрителя. Театр развивает воображение, благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии человека.
    Как было сказано выше, театр начинается там, где появляется зритель. И, следовательно, театр жив пока у него есть зрители. В настоящее время  этот вид искусства потерял ту былую популярность, которая сопровождала его многие века. Это произошло по причине создания альтернативных способов передачи информации, таких как телевиденье, радио, интернет. Появление театральных кружков и училищ способствует подъему театра. Мне кажется, что всегда будут зрители, которые не дадут угаснуть этому удивительному и яркому виду искусства.

  3. Государственное бюджетное образовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа
    «Центр образования» пос. Варламово
    Сочинение на тему
    «Наш театр»
    Выполнил: ученик 4 «А» класса
    Сальников Дамир
    Проверил: учитель I
    квалификационной категории
    Тарасова Е.В.
    2014г
    Наш театр.
    Я очень люблю бывать в театре. Театр-это толпы зрителей во время антракта, шум, огромное фойе, в котором и открывается  чудесный мир искусства. У каждого работника театра есть свое место работы. Режиссер отвечает за съемку и процесс восстановления действий, происходящих в то или иное время. Гримом каждый день занимается гример, который отвечает за каждый образ, созданный им. Костюмер создает костюмы, те самые, без которых не может быть закончен образ героя. И, конечно же, театр не может существовать без своей труппы – постоянных актеров, которые популярны и известны всем. Именно они постоянно  участвуют в показах многих известных пьес, и передают нам свое мироощущение на те или иные события нашего времени. Огромные и яркие декорации, наполненное людьми фойе – все это тоже часть театра.
    Театр – большое двухэтажное здание с колоннами, находится он в центре нашего старинного города – Сызрань. Снаружи театр кажется большим и величественным, как старинный замок на картинках. Появился он еще в 19 веке и сначала был летним театром, который назывался «Эрмитаж».  Построен театр  был на средства купца Ивана Соболекова.  И только в  1918 году в городе появился настоящий большой театр. Первый спектакль прошёл в театре             3 декабря 1918 года. Это была постановка пьесы А.Островского “Лес” .
    Когда заходишь в театр, то кажется, что попадаешь в сказку. Перед тобой все необычно и красиво. Сверкают лампы, мрамор, зеркала. На входе зрителей встречают приветливые контролеры.
    Говорят, что театр начинается с вешалки. И действительно, сначала все идут  в гардероб, раздеваются, а потом  поднимаются по широкой мраморной лестнице на второй этаж в большой красивый зал с хрустальными люстрами, которые заливают  своим радужным светом все вокруг.
    Перед входом в зрительный зал висят фотографии известных артистов, которые проработали в нашем театре ни один десяток лет. Это и Андрухович  Юрий Петрович, и Андрухович Нина Васильевна, и Дымова Татьяна Андреевна, и Дымова Лидия Георгиевна- все они Заслуженные артисты РФ. Много и молодых артистов, которые также радуют зрителей своим талантом, своим упорным трудом.  Артисты театра кажутся людьми из иного мира — какого-то таинственного и волшебного.
    Проходишь в зрительный зал. Внизу портер, рядами стоят красивые кресла с откидными сиденьями. Сбоку на креслах написан ряд  и легко можно отыскать свое место. Вокруг партера яруса в виде балконов, где тоже располагаются зрители. Боковые места, откуда очень хорошо видна сцена, называют ложами, места на самом верху – галёрка.
    В центре потолка, над зрительным залом, залитая огнями сверкает огромная люстра. Она очень красивая,  переливается тысячами искр и радует глаз.
    В театре красиво все: и стены, и потолки, и кресла, и балконы – все с причудливой декоративной отделкой, все сделано так, чтобы зрители, которые пришли на спектакль, могли действительно отдохнуть и получить удовольствие от увиденного.
    Особенно красива сцена с богатым занавесом.
    Перед началом спектакля раздаётся звонок, медленно гаснет свет, открывается занавес, и ты попадаешь в сказку.
    Я очень сильно жду следующей поездки в театр, чтобы вновь очутиться в необыкновенном сказочном мире,  все, что связано с театром для меня величественно, загадочно и волшебно.
    Многие люди считают, что во времена телевидения, компьютера и Интернета театр потерял свою значимость. Я не согласен с этим мнением. Еще Шекспир писал: «Жизнь — театр, и люди в нем — актеры».
    Именно поэтому, мне кажется, театр будет всегда. Театр — зеркало жизни, в которое всегда интересно посмотреть, вне зависимости от времени.   Современный театр — это место, где можно увидеть собственное отражение, погрустить и посмеяться над собой.

  4. Театр в моей жизни
    Сцена – ты остров в бушующем море,
    Щедрый оазис с прохладной водой.
    С сердцем распахнутым,
    В радость и в горе
    Я прихожу на свиданье с тобой.
    Нина Васина.
    При слове «театр» мы представляем себе тяжелый бархатный занавес, замерший в ожидании зал, пышные наряды актеров, великолепный оркестр с первыми торжественными аккордами… Театр – это, конечно, яркий, завораживающий   праздник! Когда ты входишь в зал и видишь строгие ряды кресел, лепные украшения на стенах и потолке, то сразу ощущаешь торжественность момента, ожидаешь чего-то волшебного, сказочного, чудесного.
    Театр – это прекрасное, яркое явление, которое неповторимо и превосходно! Ни один вид искусства не включает в себя всё то, что есть в театре. Только в театре ты можешь ощутить гармонию своих духовных и телесных ощущений, возможность человека постигать тайны человеческих взаимоотношений. Театр делает это, сочетая подачу  материала для размышления через органы зрения, слуха. Здесь гармоничное взаимопроникновение завораживающей музыки,  игры профессиональных актёров с элементами феерии.
    При просмотре театральных постановок мы не только просвещаемся, но и постигаем неизмеримую гамму чувств: боль, ненависть, горе или наслаждение; смеемся, плачем, радуемся вместе с актёрами. Мы сочувствуем и сопереживаем вместе с актёрами то, что, возможно, никогда не проживём в своей жизни. Но здесь, сидя в тёмном зале, получим неоценимый опыт, совет, подсказку.  И это по-настоящему здорово!
    Когда я была маленькой, мы с мамой каждую неделю ходили в кукольный театр. Знаете, куклы, они тоже актёры, пусть и не настоящие, но  у них есть эмоции, да и внешний вид несет определенную смысловую нагрузку.
    Мне так нравилось ходить на спектакли, что, придя домой, я брала свои игрушки, придумывала им роли, шила для них яркие, красивые шелковые наряды, мастерила модные шляпки и часами могла играть с моими кукольными артистами.  Этого увлечения никто не замечал, родители не воспринимали всерьез мои детские забавы, но уже тогда театр вызывал у меня  неподдельный интерес, завораживал и манил. Я продолжала свои постановки с моими куклами до пятого класса. Мама меня  уговаривала меня повзрослеть, поставить кукол на полку и быть серьезнее, а я ей отвечала, что, когда вырасту, буду артисткой, и она увидит меня на сцене  театра. С раннего детства я поняла, что театр – это место, где ты по-настоящему можешь уйти от обыденной жизни и открыть волшебную дверь в мир прекрасного искусства.
    Теперь я уже взрослая и давно не была в кукольном театре.  И сейчас я посещаю театр «Мастеровые» в моем любимом городе Набережные Челны. Когда я захожу в фойе театра,  сразу направляюсь к столу с книгой отзывов, где спешу оставить запись о том, что я безумно рада вновь очутиться здесь, где забываешь обо всем и живешь только переполняющими тебя эмоциями.
    Когда вхожу в зал,  как в храм или мастерскую режиссера, меня одолевают каждый раз новые чувства. Вот открывается занавес, моё сердце бьётся ещё сильнее и начинается долгожданный спектакль. Я не могу описать чувств, которые я испытываю при просмотре любого спектакля, ведь это
    встреча с новым сюжетом жизни. Мне порой кажется, что я сама стою на сцене и играю роль. После окончания спектакля я снова иду к книге отзывов, чтобы вновь поделиться впечатлениями, но  уже об увиденной постановке, выразить свои мысли и чувства.
    Театр!!! Это прекрасное творение человека! Те, кто не был в нём, не поймёт своих чувств и эмоций, желаний. Эти люди теряют многое, а прежде всего, жизненный опыт.  Они не узнают этих уникальных людей-актёров! А ведь именно благодаря их умению, терпению, величайшему труду, гениальному мастерству и получаются эти прекрасные спектакли. Я очень люблю этих людей, актёров! Это люди весёлые, смелые, они всегда без остатка отдаются образам своих героев и радуют зрителей. Они могут сыграть любую роль, даже если им сейчас по-настоящему плохо.
    Я безмерно благодарна кудеснику, который создал этот прекрасный храм
    искусства – театр! Моя заветная мечта – стать артисткой.  Я, правда, очень хочу выступать на сцене театра и приносить зрителям радость новых открытий. Вы думаете, я хочу стать известной актрисой?!  Нет! К чему это! Я просто хочу служить в театре!
    Люди, молодые и старые, дети и взрослые, любите театр!  И тогда ваша жизнь станет ярче! А  это волшебное искусство пусть никогда не исчезнет из жизни человека!
    Театр – это мысли свободный полет,
    Театр – здесь фантазия щедро цветет.
    В театре сердец расплавляется лед.
    И чудо рождается здесь…
    Владимир Миодушевский.

  5. 5
    Текст добавил: Заманчивые строки

    Современный театр — очень сложное и многогранное явление. «Театр начинается с вешалки», — говорит пословица. Но ведь только начинается. Театр — это, конечно, необычная, праздничная обстановка. Когда ты входишь в зал, видишь строгие ряды кресел, тяжелые складки занавеса, лепные украшения на стенах и потолке, то сразу ощущаешь торжественность момента, ожидаешь чего-то необычного. Это ожидание далеко не всегда оправдывается, но любая театральная постановка, даже самая неудачная, оставляет след в душе, становится предметом споров и обсуждений. Почему? Прежде всего, современный театр — это живая связь времен. По-прежнему остаются популярными в современном театре такие пьесы, как «Гамлет» В. Шекспира, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Вновь и вновь мучается своей непосильной ношей Гамлет, заглядывая за грань жизни и смерти: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос?» Снова Городничий произносит свою сакраментальную фразу: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!..» Одна из тенденций современного театра — осовременивание классики. Например, в постановке нашего драматического театра Хлестаков в «Ревизоре» в конце спектакля читает рэп. В постановке этого же спектакля в Киеве практически все актеры одеты в современные костюмы и разговаривают по мобильным телефонам.
    Как к этому относиться? Я думаю, что эту черту в современном театре нельзя назвать ни негативной, ни позитивной. С одной стороны, искусство должно идти в ногу со временем и как-то выживать в условиях массовой культуры — ведь кто-то должен покупать билеты в театр, чтобы он продолжал свое существование. Но с другой стороны, при таком «переодевании» театральной классики теряется ее историческое своеобразие, исчезает неповторимое ощущение прошлого, которое тоже необходимо зрителю.
    Еще одна очень важная черта современного театра — пристальное внимание к внутреннему миру, сложным душевным коллизиям, психологии современного человека. Где, как ни в театре, мы можем посмотреть на самих себя и понять, как сложен мир вокруг нас! Не случайно, что со сцены не сходят пьесы А. Вампилова. Например, в пьесе А. Вампилова «Старший сын» поэтизируется духовное родство людей, которое далеко не всегда обосновано их родственными связями. Во взаимоотношениях «отца» (музыканта Сарафанова) и «сына» (студента Бусыгина) проявляется реальная сложность взаимоотношений между людьми, установления контакта и избегания конфликта.
    Кроме того, современный театр — это всегда напряженные поиски нового. Ведь новым взглядом на мир, новым ритмам жизни должны соответствовать и новые приемы режиссуры, новые пути решения сценического пространства. Театр Романа Виктюка, безусловно, является таким явлением. На всю Украину и даже на всю Европу прогремела постановка шекспировского «Гамлета» с Л. Кравчуком в главной роли. В театре Р. Виктюка главным является не слово, не текст произведения, но само видение режиссера: многообразные цветовые композиции, актерская пластика, сценические конструкции.
    Конечно, театр Р. Виктюка — это выдающееся явление. Уровень же обычных театральных постановок часто оставляет желать лучшего. Государство мало обращает внимания на культуру вообще и на театр в частности. Но даже в этот безусловно тяжелый период современный украинский театр обладает большим потенциалом. Прежде всего, в нем множество талантливых актеров (Б. Ступка, Д. Шевченко и многие другие).
    Сейчас многие из моих ровесников считают, что во времена телевидения, компьютера и Интернета театр потерял свою значимость. Я не согласна с этим мнением. Еще Шекспир писал: «Жизнь — театр, и люди в нем — актеры».
    Именно поэтому, мне кажется, театр будет всегда. Театр — зеркало жизни, в которое всегда интересно посмотреть, вне зависимости от времени. Современный театр — это место, где можно увидеть собственное отражение, погрустить и посмеяться над собой.
    Владимир Высоцкий в роли Гамлета — это символ театра, рассчитанного не на внешний эффект, а на сотворчество актера и зрителя. Гамлету вовсе не обязательно быть одетым в кружевной камзол, шляпу и панталоны. Гамлет становится Гамлетом не потому, что он одет сообразно эпохе, а потому, что он произносит слова «Быть или не быть?..».
    Современный театр — это эксперимент над формой и содержанием спектакля. Формальные эксперименты начались еще в двадцатые годы XX века. Вспомним театр Мейерхольда, удивлявший, восхищавший и даже шокировавший зрителя. Судя по воспоминаниям современников, особый интерес представляли инсценировки произведений русской классики, осуществленные Мейерхольдом. Русский зритель, привыкший к классическим постановкам, с трудом принимал сценические нововведения. Вспомним остроумную пародию на театр Мейерхольда из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова: театр «Колумб» — пародийное воплощение экспериментального духа двадцатых годов. И тем не менее, многое из наследия «левого искусства» органично вошло в практику современного театра.
    Экспериментирование над содержанием — гораздо более сложный процесс, связанный, прежде всего, с работой драматургов. Неординарные произведения драматургии требовали новых сценических решений и нового зрителя. Авторы вышли из круга «классических» тем, отказались от трех единств — времени, действия и места, получив широчайшие выразительные возможности. Так, румынский писатель-эмигрант, обосновавшийся во Франции, Эжен Ионеско стал одним из родоначальников «театра абсурда», где смещены время и пространство, а герои напоминают то ли сумасшедших, то ли жителей иных миров. Но это лишь впечатление. Театр абсурда поднимает сложнейшие вопросы человеческого бытия. Человек, согласно абсурдистской трактовке, трагически одинок в мире, ему сложно найти взаимопонимание с себе подобными, отыскать собственный, отличный от других жизненный путь.
    Еще одна характерная черта современного театра — его демократичность и острая социальная направленность. Сегодняшний театр перестал быть искусством для избранных — он говорит языком масс, воплощает сложные современные проблемы. Нынешний театр прочно завоевал свою зрительскую аудиторию, он необходим многим людям, а создатели современных спектаклей решают не только сугубо эстетические, но и социальные задачи. Конечно, что-то в театральном искусстве нового тысячелетия продиктовано конъюнктурными соображениями, однако пройдет немного времени, и все наносное уйдет, чтобы дать развиться настоящему, правдивому, органичному, что есть в современной драматургии.
    Кто-то из критиков заметил, что современный Гамлет давно решил вопрос «Быть или не быть?..» в пользу «быть». И в этом созидательный пафос современного театра, который не перестает удивлять зрителя все новыми и новыми открытиями.

  6. Театр — явление особое: возвышенное и праздничное. Артисты театра кажутся людьми из иного мира — какого-то таинственного и волшебного. Меня с детства восторгал Театр кукол. Я верила, что звери, волшебные существа разговаривают на самом деле. Позже я поняла, что это люди озвучивают речь сказочных героев и управляют куклами, но ощущение волшебства не прошло. Для меня и сейчас любимым театром остается Театр кукол в Харькове, моем родном городе. Театр рос как будто вместе со мной. Сначала я смотрела “Незнайку” и “Золушку”, затем “Сотворение мира”, “Моя прекрасная леди”. И вот в этом году знакомые артисты театра предстали в новом обличье — спектакль “Мастер и Маргарита” превзошел все мои ожидания. Как понятно и ярко, оригинально показано сложное булгаковское троемрие. Театр мне помог осознать и величие романа, и величие театрального мастерства. В Харькове я побывала во всех театрах: в драматическом имени Т. Шевченко, в театре русской драмы, “Березиле”, ХАТОБе, ТЮЗе. Сейчас существуют авторские сцены в Доме актера, в Доме архитектора.
    Необычный у нас театр “Березіль”. Маленькая сцена, кажется, что артисты играют просто в зрительном зале, рядом с тобой, да так оно часто и происходит на самом деле. В оформлении сцены, занавеса нет ничего помпезного, монументального. Великие актеры играли здесь: А. Бучма, М. Кропивницкий, Н. Ужвій.
    Мне удалось также побывать в драматическом театре в городе Черновцах (там я была на каникулах у тети), и во Львовском драматическом театре (во время школьной экскурсии). Интересны архитектурные здания театров. И вообще: все, что связано с театром для меня величественно, загадочно и волшебно.

  7. Современный театр — очень сложное и многогранное явление. «Театр начинается с вешалки», — говорит пословица. Но ведь только начинается. Театр — это, конечно, необычная, праздничная обстановка. Когда ты входишь в зал, видишь строгие ряды кресел, тяжелые складки занавеса, лепные украшения на стенах и потолке, то сразу ощущаешь торжественность момента, ожидаешь чего-то необычного. Это ожидание далеко не всегда оправдывается, но любая театральная постановка, даже самая неудачная, оставляет след в душе, становится предметом споров и обсуждений. Почему? Прежде всего, современный театр — это живая связь времен. По-прежнему остаются популярными в современном театре такие пьесы, как «Гамлет» В. Шекспира, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Вновь и вновь мучается своей непосильной ношей Гамлет, заглядывая за грань жизни и смерти: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос?» Снова Городничий произносит свою сакраментальную фразу: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!..» Одна из тенденций современного театра — осовременивание классики. Например, в постановке нашего драматического театра Хлестаков в «Ревизоре» в конце спектакля читает рэп. В постановке этого же спектакля в Киеве практически все актеры одеты в современные костюмы и разговаривают по мобильным телефонам.
    Как к этому относиться? Я думаю, что эту черту в современном театре нельзя назвать ни негативной, ни позитивной. С одной стороны, искусство должно идти в ногу со временем и как-то выживать в условиях массовой культуры — ведь кто-то должен покупать билеты в театр, чтобы он продолжал свое существование. Но с другой стороны, при таком «переодевании» театральной классики теряется ее историческое своеобразие, исчезает неповторимое ощущение прошлого, которое тоже необходимо зрителю.
    Еще одна очень важная черта современного театра — пристальное внимание к внутреннему миру, сложным душевным коллизиям, психологии современного человека. Где, как ни в театре, мы можем посмотреть на самих себя и понять, как сложен мир вокруг нас! Не случайно, что со сцены не сходят пьесы А. Вампилова. Например, в пьесе А. Вампилова «Старший сын» поэтизируется духовное родство людей, которое далеко не всегда обосновано их родственными связями. Во взаимоотношениях «отца» (музыканта Сарафанова) и «сына» (студента Бусыгина) проявляется реальная сложность взаимоотношений между людьми, установления контакта и избегания конфликта.
    Кроме того, современный театр — это всегда напряженные поиски нового. Ведь новым взглядом на мир, новым ритмам жизни должны соответствовать и новые приемы режиссуры, новые пути решения сценического пространства. Театр Романа Виктюка, безусловно, является таким явлением. На всю Украину и даже на всю Европу прогремела постановка шекспировского «Гамлета» с Л. Кравчуком в главной роли. В театре Р. Виктюка главным является не слово, не текст произведения, но само видение режиссера: многообразные цветовые композиции, актерская пластика, сценические конструкции.
    Конечно, театр Р. Виктюка — это выдающееся явление. Уровень же обычных театральных постановок часто оставляет желать лучшего. Государство мало обращает внимания на культуру вообще и на театр в частности. Но даже в этот безусловно тяжелый период современный украинский театр обладает большим потенциалом. Прежде всего, в нем множество талантливых актеров (Б. Ступка, Д. Шевченко и многие другие).
    Сейчас многие из моих ровесников считают, что во времена телевидения, компьютера и Интернета театр потерял свою значимость. Я не согласна с этим мнением. Еще Шекспир писал: «Жизнь — театр, и люди в нем — актеры».
    Именно поэтому, мне кажется, театр будет всегда. Театр — зеркало жизни, в которое всегда интересно посмотреть, вне зависимости от времени. Современный театр — это место, где можно увидеть собственное отражение, погрустить и посмеяться над собой.
    Владимир Высоцкий в роли Гамлета — это символ театра, рассчитанного не на внешний эффект, а на сотворчество актера и зрителя. Гамлету вовсе не обязательно быть одетым в кружевной камзол, шляпу и панталоны. Гамлет становится Гамлетом не потому, что он одет сообразно эпохе, а потому, что он произносит слова «Быть или не быть?..».
    Современный театр — это эксперимент над формой и содержанием спектакля. Формальные эксперименты начались еще в двадцатые годы XX века. Вспомним театр Мейерхольда, удивлявший, восхищавший и даже шокировавший зрителя. Судя по воспоминаниям современников, особый интерес представляли инсценировки произведений русской классики, осуществленные Мейерхольдом. Русский зритель, привыкший к классическим постановкам, с трудом принимал сценические нововведения. Вспомним остроумную пародию на театр Мейерхольда из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова: театр «Колумб» — пародийное воплощение экспериментального духа двадцатых годов. И тем не менее, многое из наследия «левого искусства» органично вошло в практику современного театра.
    Экспериментирование над содержанием — гораздо более сложный процесс, связанный, прежде всего, с работой драматургов. Неординарные произведения драматургии требовали новых сценических решений и нового зрителя. Авторы вышли из круга «классических» тем, отказались от трех единств — времени, действия и места, получив широчайшие выразительные возможности. Так, румынский писатель-эмигрант, обосновавшийся во Франции, Эжен Ионеско стал одним из родоначальников «театра абсурда», где смещены время и пространство, а герои напоминают то ли сумасшедших, то ли жителей иных миров. Но это лишь впечатление. Театр абсурда поднимает сложнейшие вопросы человеческого бытия. Человек, согласно абсурдистской трактовке, трагически одинок в мире, ему сложно найти взаимопонимание с себе подобными, отыскать собственный, отличный от других жизненный путь.
    Еще одна характерная черта современного театра — его демократичность и острая социальная направленность. Сегодняшний театр перестал быть искусством для избранных — он говорит языком масс, воплощает сложные современные проблемы. Нынешний театр прочно завоевал свою зрительскую аудиторию, он необходим многим людям, а создатели современных спектаклей решают не только сугубо эстетические, но и социальные задачи. Конечно, что-то в театральном искусстве нового тысячелетия продиктовано конъюнктурными соображениями, однако пройдет немного времени, и все наносное уйдет, чтобы дать развиться настоящему, правдивому, органичному, что есть в современной драматургии.
    Кто-то из критиков заметил, что современный Гамлет давно решил вопрос «Быть или не быть?..» в пользу «быть». И в этом созидательный пафос современного театра, который не перестает удивлять зрителя все новыми и новыми открытиями.

  8. Театр, в котором свое назначение человек выбирает сам. Люди — основа мира, как актеры есть основа любого театра. Они — реальное воплощение нереальных идей, приходящих к тем немногим сумасбродам, что пишут сценарии и воплощают их на сцене.
    Однако любой, даже самый гениальный сценарий не может открыться миру, и ни один актер не покажет себя в роли, если не будет режиссера.
    От режиссера зависит судьба спектакля, его успешность или провал. Ведь зрителю нужно зрелище, и зритель равнодушно относится к тому, каких трудов стоит показать это зрелище. Режиссер должен верить в ту идею, которая выдвинута в сценарии. Режиссер не должен ни на минуту сомневаться в успехе спектакля. От позиции режиссера зависит настроение актеров.
    Режиссер должен осознавать ту ответственность, которая лежит на нем за поставленное им действо. Ведь то, что он создаст, увидит не один человек, и в этом творении должно почерпнуться человеком только добро, только человеколюбие, только вера. А иначе режиссер станет воспевателем царства тьмы, которое и так поглотило сознание и жизнь зрителя. Это не составит труда стать одним из тех, кто призывает убить, но настоящая от этого заслуга в том, чтобы стать лучом добра в царстве тьмы. Это — сложно, это — тяжело, но в этом жизнь, и от этого нельзя отступать.
    Любой сценарий, любое произведение, даже самое привычное и традиционное, может зазвучать совсем иначе, совсем ново от того видения, что предполагает в режиссере. И даже самое жестокое может открыться миру по-иному, вызывая страдание. Это — прямая зависимость от гуманности режиссера.
    Успех театра зависит от желания зрителя туда идти. Самобытность человечества в стремлении, будучи подверженным влиянию злых сил, к добру, к свету. А если в этом театре будет много света, много солнца, люди будут приходить, и в этом будет заслуга в первую очередь режиссера.
    Вокруг людей слишком много тьмы — это трагедия жизни. С этим уже сзыклись, с этим позволяют себе жить. Это страшно, но это — факт жизни. Очень трудно, видя вокруг себя такое, оставаться таким, каким должен быть человек, приносящий в этот мир свет, творящий Красоту.
    Зная страсть людей к зрелищам, режиссер должен показывать только результат того, к чему должны стремиться люди: к совершенству, красоте, эстетичности и гуманности.
    Сознание этого должно прийти через познание. Многое надо осмыслить: теорию эстетики и гуманности, чтобы принять практичное проявление злых идей, чтобы отмести от своего сознания. И еще нужно желание принять то, что ближе по духу. А выбор этот не всегда, к сожалению, правильный. От этого в театре жизни острая нехватка света — режиссеры зачастую выбирают путь, проложенный охотниками до легкой наживы, которые не гнушаются ничем, чтобы ублажить свое тщеславие. Стремление к идеалу порождает вдохновение. Вдохновленный человек прекрасен. Но для вдохновения нужна пища, которой опять же в театре недостает. И режиссер должен искать пути, по которым идут музы, идет вдохновение. И, нашедши этот путь, твердо встать на него.
    Вся жизнь — это поиск. Для режиссера поиск этот в познании себя, в познании мира. Результат — исповедь, что воплощают актеры на сцене, крик души, который никто почти не видит. Да и нужно ли режиссеру боготворение? Думается, нет. Настоящий режиссер отдает все, что у него есть, ничего не требуя взамен, — своего рода абсолютный эгоизм. Он отдает душу, показывая ее постижение на определенных этапах жизненного процесса, разными воплощениями.
    К абсолютному нельзя прийти, постигнув лишь философские учения. Это должно быть понято и принято через прохождение пути творческого процесса, который сугубо индивидуален, даже интимен. Это — привилегия творческой личности. Жизнь вечного поиска — выбор единиц, обрекающих себя на непонимание со стороны окружающих и от этого на духовное одиночество. Истинный творец принимает эту жизнь как единственно приемлемую форму бытия.
    Одиночество — удел великих, однако быть одиноким больно. Трудно, видя непонимание, оставаться верным своей идее. Но и через эту боль настоящий творец должен переступить.
    Идти через все к совершенству и дарить совершенство миру — вот суть жизни настоящего режиссера.
    Роль режиссера самая трудная из всех в театре жизни. Самая сложная, однако самая судьбоносная. Я бы очень хотела иметь такую судьбу, однако зависит это, конечно, не от меня. Так что однозначно сказать о своей роли в театре я не могу, да и пока не имею на это морального права: человек должен достигнуть определенных уровней, чтобы заявлять о своей роли.
    Однозначно могу сказать лишь то, что была бы счастлива подарить миру чуточку света, добра. Была бы счастлива дать возможность радоваться жизни другим людям. Была бы счастлива «смазать краской карту будней», краской яркой, цвета Солнца, цвета листвы, цвета жизни. И была бы счастлива сказать: «Слава тебе, безысходная боль…», ничего не требуя взамен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *