Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке. Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств. Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном. Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ. Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
· Точным
· Доказательным + термины.
· Обобщенным (о группе предметов)
· Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения. Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи:
· Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
· Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает :
· Официальным
· Точным
· Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость. Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам. 2. Задача речи:
· Сообщить информацию
· Воздействовать на массы
· Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
· Злободневными по теме
· Яркими, страстными, призывными
· Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста :
· Прямое обращение к читателю
· Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
· Экспрессивный повтор и стандартная лексика
· Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
· Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
· Параллелизм в построении этих неполных предложений
· Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
· Сочетание книжной и разговорной речи
· Прямые обращения к собеседнику
· Обратный порядок слов (инверсия)
· Риторические вопросы Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
· Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
· Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
· Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
· Сообщение о каком-либо процессе как процессе
· Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
· Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
· Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
· лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
· темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
3. Статья – «объясняющий» жанр
· задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
· Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
· Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
· НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
· Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
· Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк .
· Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
· Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
· Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
· Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное. Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства. Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы. Описание – речь идёт об одновременных признаках. Повествование – последовательность действий. Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
Произведение и текст – это не одно и то же. Произведение – это продукт языковой деятельности человека, чаще всего закрепленный в тексте. Текст, в свою очередь, это графически-знаковая, словесная фиксация произведения.Произведение создается в первую очередь по законам речи, языка, а текст – по правилам использования знаковых систем, то есть систем слов, букв, знаков препинания и тд.Для обыкновенного человека, который использует речь, как произведение, так и текст являются лишь продуктом его неосознанной, устной речевой деятельности. А для писателя, редактора, журналиста произведение и текст – продукт их профессиональной деятельности, профессиональной речи.Профессия редактора заключается в умении сознательно руководить процессом чужой речи и ее восприятия. Эта речь должна отличаться большей четкостью, точностью, строгостью, чем обыкновенная повседневная речь обычного человека.Под информацией в произведении и тексте следует понимать то, что по-настоящему ново для читателя. Не всегда и не все, что кажется автору таковым, является им на самом деле. Процесс понимания и восприятия произведения не является пассивным для читателя или точным воссозданием прочитанного им. Это в большей мере акт конструирования, чем рецепции (то есть восприятия).Редактор может облегчить восприятие произведения читателем с помощью специальных профессиональных методик и таким образом приблизить процесс восприятия к авторскому замыслу. Существует несколько правил:- правило о нормативности литературного языка и правописания. Орфографические ошибки и синтаксические неправильности вызывают раздражение у читателей, отвлекая их от восприятия смыслового содержания произведения. Слово же, употребленное в неправильном значении либо неуместно, становится источником посторонней темы, меняет ход мыслей читателя, производит на свет ненужные подтексты.- правило о тематическом единстве произведения. Название рубрики, материала, подзаголовки, каждое слово, каждая фраза в тесте должны быть тематически обусловленными. То есть каждый последующий элемент произведения должен быть тематически и логически прогнозируемым, а каждый предыдущий – иметь тематическую и логическую перспективу. То есть должна присутствовать логически-тематическая цепь фактов. Излишние тематические элементы создают «шум» в тексте, они являются причиной неадекватного понимания читателем произведения, отвлекают внимание от главного в содержании.- правило о стереотипности текстов. Содержание фразы на уровне словоупотребления, лексической совместимости, грамматики и форма произведения (его архитектоника, то есть строение, графически-шрифтовое оформление) должны быть в большей мере стереотипны. Читатель усложнено воспринимает непривычные конструкции, насыщенность словами в переносном значении, если, конечно, такое не обязательно в художественном замысле автора. Психологическая установка произведения на определенный круг читателей, учитывание социального эмоционального опыта читателей – всем этим руководит редактор.
Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме. Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.
Этап 1. Сбор материала.
Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.
Этап 2. Осмысленное чтение.
Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.
Этап 3. Написание пробного сочинения.
Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
Собственно работа состоит из нескольких шагов. Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении. Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:
Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты
Ира прошла 320м за 5 мин а петя 225 м -за 3 мин.У кого из ребят скорость больше и на сколько?
Помогите пожалуйста 6 класс
Заранее спасибо!
Скорость катера в стоячей воде 43,6 км ч.Какое расстояние проплыл катер всего за 1,9 часа по течению реки и за 2,6 часа против течения , если скорость течения реки 3,4 км ч ?
Сделайте пожалуйста!!
Как решить 4*(14,1+8+2,5)
СДЕЛАТЕ ПЖ ЧТО НИБУДЬ ХОТЯБЫ
Запишите, пользуясь тремя пятёрками и знаками действий: 1) 2, 2) 5.
5 5 5 = 2
5 5 5 = 5
2. Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите число 28
2 2 2 2 2 =28
3. Пользуясь четырьмя двойками и знаками действий, запишите число 111
2 2 2 2 =111
4. Запишите число 100, пользуясь знаком «+» и: 1)четырьмя девятками, 2) шестью девятками- выполнить дома
9 9 9 9 =100
5. Запишите число 31, пользуясь знаками действий и: 1) пятью тройками, 2) шестью тройками, 3) пятью пятёрками.
3 3 3 3 3 =31
3 3 3 3 3 3 =31
5 5 5 5 5 =31- выполнить дома.
6. Поместите девять знаков плюс и минус между цифрами так, чтобы получилось верное выражение 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 1.
!!!Краткое!!!
Сообщение о “Обряде вручения ярлыка”
!!!Краткое!!!
Решить пример (3 целых 1/13 – 2 целых 3/4) * 26 помогите срочно
плиз
Как проверить слово проходят, первую букву о
Мотоциклист выехал из Москвы в Клин со скоростью 45 км/ч. В дороге он сделал 2 остановки: одну на 25 мин,а вторую на 35 мин. В Клин мотоциклист прибыл
в 13 ч 20 мин. В котором часу он выехал из Москвы,если расстояние от Москвы до Клина равно 90 км?
Решите задачу по действиям.
1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
I Вступление.
II Основная часть.
III Заключение.
Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
Что будет написано в сочинении.
Черновик, работа с ним.
Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.
Проверяем сочинение.
Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
«Тема не раскрыта»
Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
– Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
План – залог успеха.
Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ.
Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
· Точным
· Доказательным + термины.
· Обобщенным (о группе предметов)
· Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи:
· Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
· Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает :
· Официальным
· Точным
· Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
2. Задача речи:
· Сообщить информацию
· Воздействовать на массы
· Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
· Злободневными по теме
· Яркими, страстными, призывными
· Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста :
· Прямое обращение к читателю
· Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
· Экспрессивный повтор и стандартная лексика
· Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
· Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
· Параллелизм в построении этих неполных предложений
· Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
· Сочетание книжной и разговорной речи
· Прямые обращения к собеседнику
· Обратный порядок слов (инверсия)
· Риторические вопросы
Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
· Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
· Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
· Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
· Сообщение о каком-либо процессе как процессе
· Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
· Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
· Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
· лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
· темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
3. Статья – «объясняющий» жанр
· задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
· Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
· Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
· НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
· Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
· Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк .
· Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
· Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
· Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
· Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
Произведение и текст – это не одно и то же. Произведение – это продукт языковой деятельности человека, чаще всего закрепленный в тексте. Текст, в свою очередь, это графически-знаковая, словесная фиксация произведения.Произведение создается в первую очередь по законам речи, языка, а текст – по правилам использования знаковых систем, то есть систем слов, букв, знаков препинания и тд.Для обыкновенного человека, который использует речь, как произведение, так и текст являются лишь продуктом его неосознанной, устной речевой деятельности. А для писателя, редактора, журналиста произведение и текст – продукт их профессиональной деятельности, профессиональной речи.Профессия редактора заключается в умении сознательно руководить процессом чужой речи и ее восприятия. Эта речь должна отличаться большей четкостью, точностью, строгостью, чем обыкновенная повседневная речь обычного человека.Под информацией в произведении и тексте следует понимать то, что по-настоящему ново для читателя. Не всегда и не все, что кажется автору таковым, является им на самом деле. Процесс понимания и восприятия произведения не является пассивным для читателя или точным воссозданием прочитанного им. Это в большей мере акт конструирования, чем рецепции (то есть восприятия).Редактор может облегчить восприятие произведения читателем с помощью специальных профессиональных методик и таким образом приблизить процесс восприятия к авторскому замыслу. Существует несколько правил:- правило о нормативности литературного языка и правописания. Орфографические ошибки и синтаксические неправильности вызывают раздражение у читателей, отвлекая их от восприятия смыслового содержания произведения. Слово же, употребленное в неправильном значении либо неуместно, становится источником посторонней темы, меняет ход мыслей читателя, производит на свет ненужные подтексты.- правило о тематическом единстве произведения. Название рубрики, материала, подзаголовки, каждое слово, каждая фраза в тесте должны быть тематически обусловленными. То есть каждый последующий элемент произведения должен быть тематически и логически прогнозируемым, а каждый предыдущий – иметь тематическую и логическую перспективу. То есть должна присутствовать логически-тематическая цепь фактов. Излишние тематические элементы создают «шум» в тексте, они являются причиной неадекватного понимания читателем произведения, отвлекают внимание от главного в содержании.- правило о стереотипности текстов. Содержание фразы на уровне словоупотребления, лексической совместимости, грамматики и форма произведения (его архитектоника, то есть строение, графически-шрифтовое оформление) должны быть в большей мере стереотипны. Читатель усложнено воспринимает непривычные конструкции, насыщенность словами в переносном значении, если, конечно, такое не обязательно в художественном замысле автора. Психологическая установка произведения на определенный круг читателей, учитывание социального эмоционального опыта читателей – всем этим руководит редактор.
Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.
Этап 1. Сбор материала.
Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.
Этап 2. Осмысленное чтение.
Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.
Этап 3. Написание пробного сочинения.
Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
Собственно работа состоит из нескольких шагов.
Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:
Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты
Ира прошла 320м за 5 мин а петя 225 м -за 3 мин.У кого из ребят скорость больше и на сколько?
Помогите пожалуйста 6 класс
Заранее спасибо!
Скорость катера в стоячей воде 43,6 км ч.Какое расстояние проплыл катер всего за 1,9 часа по течению реки и за 2,6 часа против течения , если скорость течения реки 3,4 км ч ?
Сделайте пожалуйста!!
Как решить 4*(14,1+8+2,5)
СДЕЛАТЕ ПЖ ЧТО НИБУДЬ ХОТЯБЫ
Запишите, пользуясь тремя пятёрками и знаками действий: 1) 2, 2) 5.
5 5 5 = 2
5 5 5 = 5
2. Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите число 28
2 2 2 2 2 =28
3. Пользуясь четырьмя двойками и знаками действий, запишите число 111
2 2 2 2 =111
4. Запишите число 100, пользуясь знаком «+» и: 1)четырьмя девятками, 2) шестью девятками- выполнить дома
9 9 9 9 =100
5. Запишите число 31, пользуясь знаками действий и: 1) пятью тройками, 2) шестью тройками, 3) пятью пятёрками.
3 3 3 3 3 =31
3 3 3 3 3 3 =31
5 5 5 5 5 =31- выполнить дома.
6. Поместите девять знаков плюс и минус между цифрами так, чтобы получилось верное выражение 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 1.
!!!Краткое!!!
Сообщение о “Обряде вручения ярлыка”
!!!Краткое!!!
Решить пример (3 целых 1/13 – 2 целых 3/4) * 26 помогите срочно
плиз
Как проверить слово проходят, первую букву о
Мотоциклист выехал из Москвы в Клин со скоростью 45 км/ч. В дороге он сделал 2 остановки: одну на 25 мин,а вторую на 35 мин. В Клин мотоциклист прибыл
в 13 ч 20 мин. В котором часу он выехал из Москвы,если расстояние от Москвы до Клина равно 90 км?
Решите задачу по действиям.
1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
I Вступление.
II Основная часть.
III Заключение.
Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
Что будет написано в сочинении.
Черновик, работа с ним.
Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.
Проверяем сочинение.
Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
«Тема не раскрыта»
Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
– Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
План – залог успеха.
Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.