Сочинение на тему тема будущего в пьесе вишневый сад
11 вариантов
Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.
Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.
В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.
Связь времен сегодня
Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.
Краткое сочинение-рассуждение на тему: Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе «Вишневый сад». Три поколения в комедии «Вишневый сад». Судьба Вишневого сада
В пьесе «Вишневый сад» Чехов изобразил сразу несколько поколений людей, каждое из которых представляет собой прошлое, настоящее или будущее России. Автор не идеализирует ни одно из них: каждая эпоха имеет свои достоинства и недостатки. За это мы и ценим творчество Чехова: он исключительно объективен по отношению к действительности. Писатель не пытается убедить нас, что будущее безоблачно или прошлое достойно поклонения, а к настоящему он и вовсе относится строже всего.
Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено в образах Раневской, Гаева и Фирса. Все они никак не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Их положение местами кажется нам смешным, ведь их поступки абсурдны. Чтобы спасти имение, владельцам нужно всего лишь выгодно сдать его, но они слишком щепетильны и заносчивы, их смущает пошлость дачников, которые осквернят их вишневые сады. Вместо этого они довели дело да того, что имение покупает Лопахин и вовсе вырубает райские кущи. Это пример говорит о том, что дворяне не могут позаботиться даже о себе, не то, что о России. Их поведение не рационально, а характер – капризен, ведь они привыкли беззаботно жить чужим трудом. Очевидно, что они не оправдали привилегий своего сословия, поэтому суровая реальность оставила их в прошлом: не смогли они угнаться за ней, им все мерещилось, что она должна под них подстраиваться. Однако Чехов не ставит себе задачу очернить прошлое. Мы видим, что эти люди не лишены душевной тонкости, такта и других подлинных добродетелей. Они воспитаны, образованы и добры. Например, преданность старого слуги Фирса заставляет нас сочувствовать ему и признать за старшим поколением нравственное превосходство над современными людьми типа Лопахина.
Трофимов четко дает понять, с кем и с чем будет бороться общество в ближайшие годы. Однако, его слова весьма противоречивы. Мужчина с ненавистью говорит о нечистоте нравственности и о помещиках как о «паразитизме» человечества, хотя сам все это время оставался жить в усадьбе добровольно. Для читателя остается загадкой, покинул бы Петр поместье, если бы Лопахин не выкупил его.
Петр представляет, что будущее страны будет прекрасным и безоблачным и призывает поверить в это Анну. Девушка вдохновлена пламенными, но не совсем понятными речами мужчины. Она готово без сожаления покинуть «отчий» дом, чтобы пойти учится дальше. Чехов, заостряет на этом момент, так как, по его мнению, именно в образовании лежит и будущее нации. С автором действительно можно согласиться.
Никакие войны и междоусобицы не способны повлиять на духовное и моральное развитие личности. Только привив культуру, уважение и дав достойное образование, можно воспитать здоровое и полноценное поколение. К этому же призывает и Петр, просто делает это весьма «своеобразно».
Чеховские герои, несомненно, ждут перемен в будущем, как в личной жизни, так и в стране в целом. Но пока все возвращается на круги своя. Раневская снова готовится вернуться в Париж. Варя так и не выходит замуж за Лопахина. Ермолай, не обращая внимания на «большую покупку» принимается за работу и уезжает в другой город.
Так же как и у героев, в России тоже пока не много перемен. Великой стране неважно, кто и какие устанавливает порядки, у нее все равно свои законы и правила. Она постепенно будет расцветать, как вишневый сад по весне, не зависимо от «погодных условий» и мнения окружающих.
«Вишневый сад» (1904 г.) — гениальное произведение великого писателя Антона Павловича Чехова. В нём смело ассимилируется комедия с нежной лирикой. Лёгкий смех насыщает всю пьесу. Особое место в нём занимает и лирическая составляющая. Чехов сотворил оригинальный и новаторский (для тех лет) жанр лирической комедии. Люди со смехом отступают от своего прошлого и прежних форматов существования.
Кануло в лету 19-е столетие. Новая грядущая Россия прощается с прошлым и стремится к завтрашнему дню. Это и есть смысловая основа данного произведения. Старая жизнь уже настолько нелепа и не реальна, что назрел её финал. Таков настрой этой пьесы.
Призрачными становятся и отжившие типажи такого уходящего времени. Так, главные персонажи – Раневская со своим братом Гаевым владеют просто великолепной усадьбой. Хозяева настолько легкомысленны, что довели её до ничтожного состояния. В итоге усадьба становится лотом торгов. На них её приобретает купец Лопахин. Он является другом семьи. Он родился в семье крестьянина, но сумел разбогатеть. После такой сделки Раневская вновь направляется в Париж, где проживает её старая любовь, любовь, к которой бы она примчалась и не случись такой продажи.
Гаев также не особо печалится из-за результатов торгов. Казалось бы, он с сестрой столкнулись с «ужасной драмой». Но как таковой драмы не получается, ведь эти люди просто не способны испытывать серьёзные, глубокие чувства. И эта неспособность – одна из комедийных ноток произведения.
Роль образа вишнёвого сада велика и многогранна. Его символизм обозначает старую жизнь. А юная красавица Аня, являющаяся дочерью Раневской и законной наследницей, задорно прощается со всем этим великолепием, утратившим своё живое содержание. Её помощником в духовном совершенстве и формировании взгляда на прошлое, настоящее и будущее отчизны становится студент Пётр Трофимов. Он призывает Анну к красоте будущего. Мотивирует её речами о тех временах, когда её родственники были владельцами крепостных. И что такое владение живыми душами переродило всё её семейство. Она и её мать уже просто не понимают, что живут в долг, за счёт тех, кого они оставляли в своей неволе. И жизнь в настоящем начнётся лишь после искупления и финала прошлого. В этом и заключается пафос пьесы.
Трофимов признаётся девушке, что уже предчувствует счастье и слышит его шаги. И если он, Аня и прочие не смогут его распознать, то это сделают другие. Таков писательский мотив приближения счастья. Однако, купец Лопахин может вырубить дивный сад и открыть пространство для дачников. Тем самым он просто ликвидирует такую красоту, и здесь начнётся пошлая проза жизни. Лопахин – «хищник, поедающий всё, что встречается на его пути». Так он «поедает» и великолепие вишнёвого сада. По мнению Трофимова, этот купец необходим для «обмена веществ» и выполнения функции «пожирания» того, что стало отжившим. Студент уверен, что будущее не связано с этим финансовым дельцом.
«Вишневый сад» — произведение о прошлом, настоящем и будущем отчизны. Образом будущего служит чудесный сад. Когда-то явятся люди, достойные всего великолепия родной земли. Они проведут очистку и искупление всего прошлого и превратят всю страну в дивный сад. И Анна направится с этими людьми.
Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, проблема отцов и детей, проблема любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.
В последней пьесе Чехова есть один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это — вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые, и трагические. Для нее и ее брата Гаева — это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он — ее владелец. “Ведь я родилась здесь, — говорит Раневская, — здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…” Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого.
Другой герой — Ермолай Лопахин — смотрит на сад с точки зрения “циркуляции дела”. Он предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская — сад в прошлом, Лопахин — сад в настоящем.
Сад в будущем олицетворяет молодое поколение действующих лиц пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов — сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении находится народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: “Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!” Его речь возвышенна, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. “Вся Россия наш сад!” — восклицает он.
Аня — это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование ее мировоззрения оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризуют ее непосредственность, искренность, красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: “А я в Париже на воздушном шаре летала!” Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Она решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, задушевная, наполненная верой в будущее.
Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова лучшие черты молодежи своего времени. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм, а сам без дела живет в дворянской усадьбе долгое время. У Пети есть даже комические черты. Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином.
Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие их черты, как непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины.
Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он слова надежды. Эти герои могут восприниматься как выразители идей и мыслей самого автора.
Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена: несмотря на то что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних.
Вместе с Аней в это верит и сам Чехов.
Будущее как основная тема пьесы
Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»
Будущее как основная тема пьесы
В 1904 году на сцене МХТа была поставлена последняя пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», которая стала итогом всего творчества драматурга. Встреченная восторженно зрителями, эта постановка вызвала неоднозначную оценку критиков. Споры вызывали и герои, и обстоятельства в которых они оказались. Тема и идея пьесы так же были спорными. Несомненно то, что Чехов постарался понять какое будущее в пьесе «Вишневый сад» ждет героев, да и все русское общество в целом. Чем же было вызвано это стремление? После отмены крепостного права прошло уже более 40 лет. Привычный уклад жизни, строящийся веками, распался, а перестроиться для нового не у всех хватило сил и способностей. Причем не только дворянство страдало от потери своих крестьян, но и многим крестьянам было тяжело привыкнуть к свободе. Одни привыкли жить за счет труда других, а те другие просто не умели самостоятельно думать и принимать решения. В пьесе это звучит довольно часто: «Мужики при господах, господа при мужиках».
Но это прошлое. А что ждет всех их в будущем – именно это и хотел понять драматург. Чтоб было наглядное объяснение, Чехов использовал образ вишневого сада, как символ России, а через отношение к нему – отношение к родине. Будущее вишневого сада – будущее России.
Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»
Так какое будущее героев «Вишневого сада» ожидает? Ведь каждый из героев очень жизненен. Прошлое безвозвратно потеряно и это факт, символичным доказательством служит вырубка сада и смерть Фирса. « …без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» – говорит Раневская вновь бежит заграницу после его продажи, растрачивать последние деньги. Гаев устраивается служить в банк, с определенным годовым окладом. Для брата с сестрой, будущее совершенно неясно, ведь вся их жизнь тесно связана с прошлым, да там и осталась. Они на клеточном уровне не способны свыкнуться с настоящим, начать рационально мыслить и принимать решения, а такому багажу в новой жизни просто нет места.
Лопахин с его деловой хваткой, это настоящее. Он вырубает вишневый сад, прекрасно понимая, что разрушает многовековые традиции, как бы разрывая узел, связавший землевладельцев с работающими на их земле и принадлежащими им крестьянами. Поэтому закулисная сцена прощания крестьян с хозяевами так же весьма символична. Он понимает, что будущее за дачниками, которым земля не принадлежит, и работать на ней не является их повинностью и обязательством. Для Лопахина есть будущее, но оно тоже весьма туманно.
Самым радостным будущее в представлении чеховских героев «Вишневого сада» у Пети и Ани. Петя очень красиво размышляет о благе всего человечества, призывает к действию, но что ждет его, он и сам не знает, ведь его речи так расхожи с его действиями, он пустослов. Даже Раневская замечает: «Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с место на место, так это странно…».
Для него нет прошлого, он не находит места в настоящем, но он искренне верит, что найдет себя в будущем: «…Я предчувствую счастье…я уже вижу его». Почти так же восторженно к будущему стремится и Аня. Она искренне верит, что сможет сдать экзамен в гимназии, и найти работу. «Мы построим, новый сад!» – говорит юная семнадцатилетняя девушка. Петя и Аня – это новые люди, зарождающийся слой- интеллигенция, для которых во главе угла стоит нравственная красота. Однако, Петя не совсем таков, он лишь старается это показать, и это видно, со слов Раневской, назвавшей его «чистюлькой», и после, когда эта свободная и гордая личность, искала старые галоши.
А что же ждет Варю, приемную дочь Раневской и молодых слуг Яшу и Дуняшу? Варя, очень хозяйственная и здравомыслящая девушка, но она настолько приземлена, что не вызывает никакого интереса у Лопахина, которому хотели ее сосватать. Очевидно, что нет впереди у нее ярких впечатлений, что ждет ее будущее, не отличающееся от настоящего.
А вот будущее Яши и Дуняши способны вызвать множество споров. Они оторваны от своих корней, будучи малообразованными, не имеющие строгих моральных принципов ради удовлетворения своих желаний способны на многое. Они без уважения относятся к хозяевам, в чем- то даже способны их использовать. Так наглый и хамоватый Яша, напрашивается с Раневской обратно в Париж, так как для него стало тягостным жизнь в российской глубинке, среди простых крестьян. Он пренебрежительно относится даже к собственной матери, и видно, что в любой момент он так же переступит и через свою хозяйку. Именно такие как Яша через 13 лет будут громить Зимний дворец, разрушать дворянские усадьбы и расстреливать бывших хозяев.
Можно утверждать, что будущее в комедии «Вишнёвый сад» весьма расплывчато. Чехов только указал, в каком направлении могут двинуться герои, ведь будущее России очень занимало всех, живших в столь сложное историческое время. Бесспорно лишь то, что Антон Павлович ясно показал, что к прошлому возврата не будет и необходимо учиться жить по–новому, сохранив лишь самое лучшее в виде набора духовных ценностей.
Мысли о будущем вишневого сада и описание будущего в представлении чеховских героев могут быть использованы учениками 10 классов при написании сочинения на тему «Будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».
Будущее в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова – представление героев для сочинения по теме | источник
В пьесе Чехова «Вишневый сад» события развиваются вокруг старого имения и вишневого сада.
Там есть герои без будущего, есть герои с будущим, но представления о прекрасном будущем у них разные.
Для Раевской, чье детство прошло в этом имении, будущее связано с жизнью вишневого сада. Она сама говорит о том, что если вырубят вишневый сад, она умрет вместе с ним.
Для Фирса, который провел всю свою жизнь в этом имении, будущее связано с жизнью имения и с его любимыми хозяевами. Но во время отъезда из имения все забыли о нем.
Для Ани будущее связано с Петей Трофимовым. Она влюблена в него. Она мечтает уехать из имения, ей наскучила жизнь в тихом имении, ей хочется в другие места. Во время отъезда она утешает мать, говорит, что они вырастят сад еще лучше этого. Она желает устроиться в гимназию, получить более хорошее образование.
Гаев не имеет четких представлений о своем будущем. До продажи вишневого сада он строил разные варианты его спасения, но, ни один из них не довел до логического завершения.
Лопахин хочет и умеет много зарабатывать. Он смог накопить денег и выкупить имение. Теперь он воплотит в жизнь один из вариантов «спасения» имения. Он вырубит вишневый сад и сдаст его дачникам в аренду. Этим он обеспечит себе хороший доход.
Трофимов не имеет четкого представления, о том, какое будущее будет светлым для него.
Варя видит для себя прекрасное будущее в монастыре. Она хочет уйти в монастырь.
Герои пьесы очень разные. Представление о прекрасном будущем у них тоже разное.
Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, проблема отцов и детей, проблема любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.
В последней пьесе Чехова есть один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это — вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые, и трагические. Для нее и ее брата Гаева — это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он — ее владелец. «Ведь я родилась здесь, — говорит Раневская, — здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого.
Другой герой — Ермолай Лопахин — смотрит на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская — сад в прошлом, Лопахин — сад в настоящем.
Сад в будущем олицетворяет молодое поколение действующих лиц пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов — сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении находится народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Его речь возвышенна, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. «Вся Россия наш сад!» — восклицает он.
Аня — это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование ее мировоззрения оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризуют ее непосредственность, искренность, красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: «А я в Париже на воздушном шаре летала!» Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Она решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, задушевная, наполненная верой в будущее.
Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова лучшие черты молодежи своего времени. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм, а сам без дела живет в дворянской усадьбе долгое время. У Пети есть даже комические черты. Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином.
Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие их черты, как непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины.
Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он слова надежды. Эти герои могут восприниматься как выразители идей и мыслей самого автора.
Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена: несмотря на то что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних.
Вместе с Аней в это верит и сам Чехов.
Одной из ключевых идей пьесы Чехова «Вишневый сад» является связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Через образы героев писатель постарался показать особенности этих периодов в России. На примере Любови Андреевны и Гаева мы можем увидеть типичных представителей дворянства 19 века (прошлое), в характере Лопахина виден переломный момент — настоящее. Будущее же — за молодыми людьми, стремящимися к переменам — в пьесе это Петя Трофимов и Аня.
Туманное будущее страны после отмены крепостного права и распада дворянского общества определенно читается в произведении. Разные герои относятся к этому весьма неоднозначно: такие, как Раневская, всей душой остаются в прошлом, они не готовы к переменам. Однако время не стоит на месте, оно уходит безвозвратно — вырубка вишневого сада служит символом необратимых изменений. Лопахин — это то настоящее, которое рубит узел между прошлым и будущим, выкупая и вырубая сад.
Самые молодые персонажи — Петя и Аня — не имеют такой крепкой связи с прошлым, напротив, они стремятся к переменам, больше заботясь именно о будущем. Петя — человек слова, а не дела, он красиво размышляет, но слова его расходятся с действиями. Однако он уверен, что именно в будущем сумеет найти своё место и счастье. Большие планы и у Ани — она стремится поступить учиться и вырастить новый сад.
Эти люди — яркие представители новой эпохи, зарождающейся в России 20 века интеллигенции.
Другая сторона будущего — это молодые слуги Яша и Дуняша. Они не имеют должного образования, связи с семьей и уважения к старшим. Яша после продажи вишневого сада напрашивается вместе с Раневской в Париж, чтобы не жить в глубинке с простыми крестьянами. Хамоватость и пренебрежительное отношение к окружающим — черты, характеризующие этого молодого человека, именно такие, как Яша, в скором времени устроят в России разгромную революцию.
Пьесой «Вишневый сад» Чехов не пытался предопределить будущего России, но в этом произведении очень ясно показана потеря прошлого. Настоящее — это момент перелома, с туманными и размытыми путями для героев, и от того, какой путь они выберут, во многом зависит будущее всей страны. Писатель также показал, насколько важны духовные ценности, честность, уважение к окружающим и нравственность для светлого и счастливого будущего, и какие ошибки в прошлом привели к распаду общества.
Сухоруких А. И. «Вишнёвый сад». Сочинение «Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» написана в 1904 году. Это одно из его последних произведений. Пьеса отличается своей многоконфликтностью и многоплановостью. Автор на образах Раневской, Гаева, Лопахина, Ани и Пети показал прошлое, настоящее и будущее России.
Раневская и Гаев олицетворяют прошлое России. В пьесе Чехов показывает распад дворянства и его культуры. Старые хозяева вишнёвого сада – праздные, беспечные люди, ведущие паразитический образ жизни. Они привыкли жить за счёт крестьян и даже не пытаются решить проблемы, стоящие перед ними. На протяжении всей пьесы они переживают о неминуемой потере сада, но оказываются неспособными сделать что-нибудь полезное. В итоге Раневская вновь едет в Париж, забрав все деньги ярославской бабушки и оставив на произвол судьбы Варю и Аню, а Гаев так же уезжает в город, не в силах что-нибудь сделать.
На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев терпят разорение и крах не только материальный, но и духовный. Вольно или невольно они предают всё, что, казалось бы, им дорого.
В своей пьесе Чехов даёт понять, что жизнь должна измениться, стать лучше.
В образе Лопахина Чехов представил нам настоящее России. Лопахин – полная противоположность старым хозяевам вишнёвого сада. Он энергичен и расчётлив и, в то же время, добр и поэтичен. Он смотрит на вишнёвый сад, как на источник дохода и без всякого сожаления вырубает его, не дождавшись отъезда старых хозяев. Но это не значит, что Лопахин лишён чувства красоты. Вспомним, как он был восхищен, увидев цветущее маковое поле. Лопахин – это предприниматель, богатеющий за счёт своих рук и головы, но он не лишён сердечной доброты. Он советует Раневской продать сад под дачи, уплатив таким образом все долги, но его никто не слушает.
Нетрудно заметить, что симпатии Чехова не на стороне Лопахина, а на стороне нового поколения. Это новое поколение – будущее России олицетворяют Аня и Петя. Они относятся к вишнёвому саду как к символу ушедшей жизни. Аня – искренняя, естественная, наивная девушка. Петя любит её. Их отношениями руководит дружба, чувство взаимопонимания. Несмотря на свою молодость, Петя яснее всех разбирается в происходящем, точнее судит о людях. Пете и Ане тоже жалко вишнёвого сада, но с лёгкостью, присущей молодости, они покидают свой дом, сад. Молодые люди строят планы на будущее.
И всё-таки, хоть Чехов и связывает надежды на будущее России с юным поколением, он не единожды подчёркивает его несостоятельность, неопытность, незрелость. Таким образом, я считаю, что автор в пьесе не даёт ответа на вопрос о том, какие люди нужны России в данный исторический момент.
Будущее в
пьесе Чехова “Вишневый сад”.
Пьеса
“Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву
считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем,
характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви,
страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и
будущего России.
В последней
пьесе Чехова один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это
вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и
трагические. Для нее и ее брата Гаева это родовое гнездо. Вернее даже сказать,
что не она владелица сада, а он ее владелец. “Ведь я родилась здесь,
говорит она, здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без
вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то
продавайте и меня вместе с садом…” Но для Раневской и Гаева вишневый сад
символ прошлого.
Другой герой
Ермолай Лопахин смотрит на сад с точки зрения “циркуляции дела”. Он
деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад
вырубить. Можно сказать, что Раневская сад в прошлом, Лопахин сад в настоящем.
Сад в будущем
олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя
Трофимов сын аптекаря. Ныне он студент разночинец, честным трудом пробивающий
себе дорогу в жизнь.
Его жизнь
тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя
называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из
университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он
знает, в каком тяжелом положении живет народ. Трофимов думает, что это
положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое
будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: “Вперед! Мы идем
неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай,
друзья!” Его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом
будущем России. “Вся Россия наш сад!” восклицает он.
Аня это
семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское
воспитание. Большое впечатление на формирование мировоззрения Ани произвел
Трофимов. Душевный облик Ани характеризует ее непосредственность, искренность и
красота чувств и настроений.
В характере Ани
много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: “Ая
в Париже на воздушном шаре летала!” Трофимов возбуждает в душе Ани
красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Аня
решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани
нежная, душевная, наполненная верой в будущее.
Как видим,
Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие черты. Но в то же время мы
видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм и в то же время
живет в дворянской усадьбе долгое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на
хищника и в то же время говорит ему: “Как-никак я люблю тебя”. Но у
Пети есть даже комические черты. Раневская называет его недотепой, а Варя облезлым
барином.
Образы Ани и
Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие черты как
непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в
светлое будущее своей Родины.
Именно с их
жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он слова
надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти герои могут восприниматься и как
резонеры выразители идей и мыслей самого автора.
Так, Аня
прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она
уверенна в том, что несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет
продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады,
которые будут прекраснее прежних.
Вместе с ней в
это верит и сам Чехов.
Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.
Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.
В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.
Связь времен сегодня
Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.
Краткое сочинение-рассуждение на тему: Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе «Вишневый сад». Три поколения в комедии «Вишневый сад». Судьба Вишневого сада
В пьесе «Вишневый сад» Чехов изобразил сразу несколько поколений людей, каждое из которых представляет собой прошлое, настоящее или будущее России. Автор не идеализирует ни одно из них: каждая эпоха имеет свои достоинства и недостатки. За это мы и ценим творчество Чехова: он исключительно объективен по отношению к действительности. Писатель не пытается убедить нас, что будущее безоблачно или прошлое достойно поклонения, а к настоящему он и вовсе относится строже всего.
Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено в образах Раневской, Гаева и Фирса. Все они никак не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Их положение местами кажется нам смешным, ведь их поступки абсурдны. Чтобы спасти имение, владельцам нужно всего лишь выгодно сдать его, но они слишком щепетильны и заносчивы, их смущает пошлость дачников, которые осквернят их вишневые сады. Вместо этого они довели дело да того, что имение покупает Лопахин и вовсе вырубает райские кущи. Это пример говорит о том, что дворяне не могут позаботиться даже о себе, не то, что о России. Их поведение не рационально, а характер – капризен, ведь они привыкли беззаботно жить чужим трудом. Очевидно, что они не оправдали привилегий своего сословия, поэтому суровая реальность оставила их в прошлом: не смогли они угнаться за ней, им все мерещилось, что она должна под них подстраиваться. Однако Чехов не ставит себе задачу очернить прошлое. Мы видим, что эти люди не лишены душевной тонкости, такта и других подлинных добродетелей. Они воспитаны, образованы и добры. Например, преданность старого слуги Фирса заставляет нас сочувствовать ему и признать за старшим поколением нравственное превосходство над современными людьми типа Лопахина.
Трофимов четко дает понять, с кем и с чем будет бороться общество в ближайшие годы. Однако, его слова весьма противоречивы. Мужчина с ненавистью говорит о нечистоте нравственности и о помещиках как о «паразитизме» человечества, хотя сам все это время оставался жить в усадьбе добровольно. Для читателя остается загадкой, покинул бы Петр поместье, если бы Лопахин не выкупил его.
Петр представляет, что будущее страны будет прекрасным и безоблачным и призывает поверить в это Анну. Девушка вдохновлена пламенными, но не совсем понятными речами мужчины. Она готово без сожаления покинуть «отчий» дом, чтобы пойти учится дальше. Чехов, заостряет на этом момент, так как, по его мнению, именно в образовании лежит и будущее нации. С автором действительно можно согласиться.
Никакие войны и междоусобицы не способны повлиять на духовное и моральное развитие личности. Только привив культуру, уважение и дав достойное образование, можно воспитать здоровое и полноценное поколение. К этому же призывает и Петр, просто делает это весьма «своеобразно».
Чеховские герои, несомненно, ждут перемен в будущем, как в личной жизни, так и в стране в целом. Но пока все возвращается на круги своя. Раневская снова готовится вернуться в Париж. Варя так и не выходит замуж за Лопахина. Ермолай, не обращая внимания на «большую покупку» принимается за работу и уезжает в другой город.
Так же как и у героев, в России тоже пока не много перемен. Великой стране неважно, кто и какие устанавливает порядки, у нее все равно свои законы и правила. Она постепенно будет расцветать, как вишневый сад по весне, не зависимо от «погодных условий» и мнения окружающих.
«Вишневый сад» (1904 г.) — гениальное произведение великого писателя Антона Павловича Чехова. В нём смело ассимилируется комедия с нежной лирикой. Лёгкий смех насыщает всю пьесу. Особое место в нём занимает и лирическая составляющая. Чехов сотворил оригинальный и новаторский (для тех лет) жанр лирической комедии. Люди со смехом отступают от своего прошлого и прежних форматов существования.
Кануло в лету 19-е столетие. Новая грядущая Россия прощается с прошлым и стремится к завтрашнему дню. Это и есть смысловая основа данного произведения. Старая жизнь уже настолько нелепа и не реальна, что назрел её финал. Таков настрой этой пьесы.
Призрачными становятся и отжившие типажи такого уходящего времени. Так, главные персонажи – Раневская со своим братом Гаевым владеют просто великолепной усадьбой. Хозяева настолько легкомысленны, что довели её до ничтожного состояния. В итоге усадьба становится лотом торгов. На них её приобретает купец Лопахин. Он является другом семьи. Он родился в семье крестьянина, но сумел разбогатеть. После такой сделки Раневская вновь направляется в Париж, где проживает её старая любовь, любовь, к которой бы она примчалась и не случись такой продажи.
Гаев также не особо печалится из-за результатов торгов. Казалось бы, он с сестрой столкнулись с «ужасной драмой». Но как таковой драмы не получается, ведь эти люди просто не способны испытывать серьёзные, глубокие чувства. И эта неспособность – одна из комедийных ноток произведения.
Роль образа вишнёвого сада велика и многогранна. Его символизм обозначает старую жизнь. А юная красавица Аня, являющаяся дочерью Раневской и законной наследницей, задорно прощается со всем этим великолепием, утратившим своё живое содержание. Её помощником в духовном совершенстве и формировании взгляда на прошлое, настоящее и будущее отчизны становится студент Пётр Трофимов. Он призывает Анну к красоте будущего. Мотивирует её речами о тех временах, когда её родственники были владельцами крепостных. И что такое владение живыми душами переродило всё её семейство. Она и её мать уже просто не понимают, что живут в долг, за счёт тех, кого они оставляли в своей неволе. И жизнь в настоящем начнётся лишь после искупления и финала прошлого. В этом и заключается пафос пьесы.
Трофимов признаётся девушке, что уже предчувствует счастье и слышит его шаги. И если он, Аня и прочие не смогут его распознать, то это сделают другие. Таков писательский мотив приближения счастья. Однако, купец Лопахин может вырубить дивный сад и открыть пространство для дачников. Тем самым он просто ликвидирует такую красоту, и здесь начнётся пошлая проза жизни. Лопахин – «хищник, поедающий всё, что встречается на его пути». Так он «поедает» и великолепие вишнёвого сада. По мнению Трофимова, этот купец необходим для «обмена веществ» и выполнения функции «пожирания» того, что стало отжившим. Студент уверен, что будущее не связано с этим финансовым дельцом.
«Вишневый сад» — произведение о прошлом, настоящем и будущем отчизны. Образом будущего служит чудесный сад. Когда-то явятся люди, достойные всего великолепия родной земли. Они проведут очистку и искупление всего прошлого и превратят всю страну в дивный сад. И Анна направится с этими людьми.
Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, проблема отцов и детей, проблема любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.
В последней пьесе Чехова есть один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это — вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые, и трагические. Для нее и ее брата Гаева — это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он — ее владелец. “Ведь я родилась здесь, — говорит Раневская, — здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…” Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого.
Другой герой — Ермолай Лопахин — смотрит на сад с точки зрения “циркуляции дела”. Он предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская — сад в прошлом, Лопахин — сад в настоящем.
Сад в будущем олицетворяет молодое поколение действующих лиц пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов — сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении находится народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: “Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!” Его речь возвышенна, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. “Вся Россия наш сад!” — восклицает он.
Аня — это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование ее мировоззрения оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризуют ее непосредственность, искренность, красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: “А я в Париже на воздушном шаре летала!” Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Она решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, задушевная, наполненная верой в будущее.
Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова лучшие черты молодежи своего времени. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм, а сам без дела живет в дворянской усадьбе долгое время. У Пети есть даже комические черты. Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином.
Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие их черты, как непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины.
Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он слова надежды. Эти герои могут восприниматься как выразители идей и мыслей самого автора.
Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена: несмотря на то что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних.
Вместе с Аней в это верит и сам Чехов.
Будущее как основная тема пьесы
Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»
Будущее как основная тема пьесы
В 1904 году на сцене МХТа была поставлена последняя пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», которая стала итогом всего творчества драматурга. Встреченная восторженно зрителями, эта постановка вызвала неоднозначную оценку критиков. Споры вызывали и герои, и обстоятельства в которых они оказались. Тема и идея пьесы так же были спорными. Несомненно то, что Чехов постарался понять какое будущее в пьесе «Вишневый сад» ждет героев, да и все русское общество в целом. Чем же было вызвано это стремление? После отмены крепостного права прошло уже более 40 лет. Привычный уклад жизни, строящийся веками, распался, а перестроиться для нового не у всех хватило сил и способностей. Причем не только дворянство страдало от потери своих крестьян, но и многим крестьянам было тяжело привыкнуть к свободе. Одни привыкли жить за счет труда других, а те другие просто не умели самостоятельно думать и принимать решения. В пьесе это звучит довольно часто: «Мужики при господах, господа при мужиках».
Но это прошлое. А что ждет всех их в будущем – именно это и хотел понять драматург. Чтоб было наглядное объяснение, Чехов использовал образ вишневого сада, как символ России, а через отношение к нему – отношение к родине. Будущее вишневого сада – будущее России.
Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»
Так какое будущее героев «Вишневого сада» ожидает? Ведь каждый из героев очень жизненен. Прошлое безвозвратно потеряно и это факт, символичным доказательством служит вырубка сада и смерть Фирса. « …без вишневого сада я не понимаю своей жизни…» – говорит Раневская вновь бежит заграницу после его продажи, растрачивать последние деньги. Гаев устраивается служить в банк, с определенным годовым окладом. Для брата с сестрой, будущее совершенно неясно, ведь вся их жизнь тесно связана с прошлым, да там и осталась. Они на клеточном уровне не способны свыкнуться с настоящим, начать рационально мыслить и принимать решения, а такому багажу в новой жизни просто нет места.
Лопахин с его деловой хваткой, это настоящее. Он вырубает вишневый сад, прекрасно понимая, что разрушает многовековые традиции, как бы разрывая узел, связавший землевладельцев с работающими на их земле и принадлежащими им крестьянами. Поэтому закулисная сцена прощания крестьян с хозяевами так же весьма символична. Он понимает, что будущее за дачниками, которым земля не принадлежит, и работать на ней не является их повинностью и обязательством. Для Лопахина есть будущее, но оно тоже весьма туманно.
Самым радостным будущее в представлении чеховских героев «Вишневого сада» у Пети и Ани. Петя очень красиво размышляет о благе всего человечества, призывает к действию, но что ждет его, он и сам не знает, ведь его речи так расхожи с его действиями, он пустослов. Даже Раневская замечает: «Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с место на место, так это странно…».
Для него нет прошлого, он не находит места в настоящем, но он искренне верит, что найдет себя в будущем: «…Я предчувствую счастье…я уже вижу его». Почти так же восторженно к будущему стремится и Аня. Она искренне верит, что сможет сдать экзамен в гимназии, и найти работу. «Мы построим, новый сад!» – говорит юная семнадцатилетняя девушка. Петя и Аня – это новые люди, зарождающийся слой- интеллигенция, для которых во главе угла стоит нравственная красота. Однако, Петя не совсем таков, он лишь старается это показать, и это видно, со слов Раневской, назвавшей его «чистюлькой», и после, когда эта свободная и гордая личность, искала старые галоши.
А что же ждет Варю, приемную дочь Раневской и молодых слуг Яшу и Дуняшу? Варя, очень хозяйственная и здравомыслящая девушка, но она настолько приземлена, что не вызывает никакого интереса у Лопахина, которому хотели ее сосватать. Очевидно, что нет впереди у нее ярких впечатлений, что ждет ее будущее, не отличающееся от настоящего.
А вот будущее Яши и Дуняши способны вызвать множество споров. Они оторваны от своих корней, будучи малообразованными, не имеющие строгих моральных принципов ради удовлетворения своих желаний способны на многое. Они без уважения относятся к хозяевам, в чем- то даже способны их использовать. Так наглый и хамоватый Яша, напрашивается с Раневской обратно в Париж, так как для него стало тягостным жизнь в российской глубинке, среди простых крестьян. Он пренебрежительно относится даже к собственной матери, и видно, что в любой момент он так же переступит и через свою хозяйку. Именно такие как Яша через 13 лет будут громить Зимний дворец, разрушать дворянские усадьбы и расстреливать бывших хозяев.
Можно утверждать, что будущее в комедии «Вишнёвый сад» весьма расплывчато. Чехов только указал, в каком направлении могут двинуться герои, ведь будущее России очень занимало всех, живших в столь сложное историческое время. Бесспорно лишь то, что Антон Павлович ясно показал, что к прошлому возврата не будет и необходимо учиться жить по–новому, сохранив лишь самое лучшее в виде набора духовных ценностей.
Мысли о будущем вишневого сада и описание будущего в представлении чеховских героев могут быть использованы учениками 10 классов при написании сочинения на тему «Будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».
Будущее в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова – представление героев для сочинения по теме | источник
В пьесе Чехова «Вишневый сад» события развиваются вокруг старого имения и вишневого сада.
Там есть герои без будущего, есть герои с будущим, но представления о прекрасном будущем у них разные.
Для Раевской, чье детство прошло в этом имении, будущее связано с жизнью вишневого сада. Она сама говорит о том, что если вырубят вишневый сад, она умрет вместе с ним.
Для Фирса, который провел всю свою жизнь в этом имении, будущее связано с жизнью имения и с его любимыми хозяевами. Но во время отъезда из имения все забыли о нем.
Для Ани будущее связано с Петей Трофимовым. Она влюблена в него. Она мечтает уехать из имения, ей наскучила жизнь в тихом имении, ей хочется в другие места. Во время отъезда она утешает мать, говорит, что они вырастят сад еще лучше этого. Она желает устроиться в гимназию, получить более хорошее образование.
Гаев не имеет четких представлений о своем будущем. До продажи вишневого сада он строил разные варианты его спасения, но, ни один из них не довел до логического завершения.
Лопахин хочет и умеет много зарабатывать. Он смог накопить денег и выкупить имение. Теперь он воплотит в жизнь один из вариантов «спасения» имения. Он вырубит вишневый сад и сдаст его дачникам в аренду. Этим он обеспечит себе хороший доход.
Трофимов не имеет четкого представления, о том, какое будущее будет светлым для него.
Варя видит для себя прекрасное будущее в монастыре. Она хочет уйти в монастырь.
Герои пьесы очень разные. Представление о прекрасном будущем у них тоже разное.
Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, проблема отцов и детей, проблема любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.
В последней пьесе Чехова есть один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это — вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые, и трагические. Для нее и ее брата Гаева — это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он — ее владелец. «Ведь я родилась здесь, — говорит Раневская, — здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого.
Другой герой — Ермолай Лопахин — смотрит на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская — сад в прошлом, Лопахин — сад в настоящем.
Сад в будущем олицетворяет молодое поколение действующих лиц пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов — сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении находится народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Его речь возвышенна, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. «Вся Россия наш сад!» — восклицает он.
Аня — это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование ее мировоззрения оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризуют ее непосредственность, искренность, красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: «А я в Париже на воздушном шаре летала!» Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Она решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, задушевная, наполненная верой в будущее.
Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова лучшие черты молодежи своего времени. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм, а сам без дела живет в дворянской усадьбе долгое время. У Пети есть даже комические черты. Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином.
Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие их черты, как непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины.
Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он слова надежды. Эти герои могут восприниматься как выразители идей и мыслей самого автора.
Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена: несмотря на то что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних.
Вместе с Аней в это верит и сам Чехов.
Одной из ключевых идей пьесы Чехова «Вишневый сад» является связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Через образы героев писатель постарался показать особенности этих периодов в России. На примере Любови Андреевны и Гаева мы можем увидеть типичных представителей дворянства 19 века (прошлое), в характере Лопахина виден переломный момент — настоящее. Будущее же — за молодыми людьми, стремящимися к переменам — в пьесе это Петя Трофимов и Аня.
Туманное будущее страны после отмены крепостного права и распада дворянского общества определенно читается в произведении. Разные герои относятся к этому весьма неоднозначно: такие, как Раневская, всей душой остаются в прошлом, они не готовы к переменам. Однако время не стоит на месте, оно уходит безвозвратно — вырубка вишневого сада служит символом необратимых изменений. Лопахин — это то настоящее, которое рубит узел между прошлым и будущим, выкупая и вырубая сад.
Самые молодые персонажи — Петя и Аня — не имеют такой крепкой связи с прошлым, напротив, они стремятся к переменам, больше заботясь именно о будущем. Петя — человек слова, а не дела, он красиво размышляет, но слова его расходятся с действиями. Однако он уверен, что именно в будущем сумеет найти своё место и счастье. Большие планы и у Ани — она стремится поступить учиться и вырастить новый сад.
Эти люди — яркие представители новой эпохи, зарождающейся в России 20 века интеллигенции.
Другая сторона будущего — это молодые слуги Яша и Дуняша. Они не имеют должного образования, связи с семьей и уважения к старшим. Яша после продажи вишневого сада напрашивается вместе с Раневской в Париж, чтобы не жить в глубинке с простыми крестьянами. Хамоватость и пренебрежительное отношение к окружающим — черты, характеризующие этого молодого человека, именно такие, как Яша, в скором времени устроят в России разгромную революцию.
Пьесой «Вишневый сад» Чехов не пытался предопределить будущего России, но в этом произведении очень ясно показана потеря прошлого. Настоящее — это момент перелома, с туманными и размытыми путями для героев, и от того, какой путь они выберут, во многом зависит будущее всей страны. Писатель также показал, насколько важны духовные ценности, честность, уважение к окружающим и нравственность для светлого и счастливого будущего, и какие ошибки в прошлом привели к распаду общества.
Сухоруких А. И. «Вишнёвый сад».
Сочинение «Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» написана в 1904 году. Это одно из его последних произведений. Пьеса отличается своей многоконфликтностью и многоплановостью. Автор на образах Раневской, Гаева, Лопахина, Ани и Пети показал прошлое, настоящее и будущее России.
Раневская и Гаев олицетворяют прошлое России. В пьесе Чехов показывает распад дворянства и его культуры. Старые хозяева вишнёвого сада – праздные, беспечные люди, ведущие паразитический образ жизни. Они привыкли жить за счёт крестьян и даже не пытаются решить проблемы, стоящие перед ними. На протяжении всей пьесы они переживают о неминуемой потере сада, но оказываются неспособными сделать что-нибудь полезное. В итоге Раневская вновь едет в Париж, забрав все деньги ярославской бабушки и оставив на произвол судьбы Варю и Аню, а Гаев так же уезжает в город, не в силах что-нибудь сделать.
На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев терпят разорение и крах не только материальный, но и духовный. Вольно или невольно они предают всё, что, казалось бы, им дорого.
В своей пьесе Чехов даёт понять, что жизнь должна измениться, стать лучше.
В образе Лопахина Чехов представил нам настоящее России. Лопахин – полная противоположность старым хозяевам вишнёвого сада. Он энергичен и расчётлив и, в то же время, добр и поэтичен. Он смотрит на вишнёвый сад, как на источник дохода и без всякого сожаления вырубает его, не дождавшись отъезда старых хозяев. Но это не значит, что Лопахин лишён чувства красоты. Вспомним, как он был восхищен, увидев цветущее маковое поле. Лопахин – это предприниматель, богатеющий за счёт своих рук и головы, но он не лишён сердечной доброты. Он советует Раневской продать сад под дачи, уплатив таким образом все долги, но его никто не слушает.
Нетрудно заметить, что симпатии Чехова не на стороне Лопахина, а на стороне нового поколения. Это новое поколение – будущее России олицетворяют Аня и Петя. Они относятся к вишнёвому саду как к символу ушедшей жизни. Аня – искренняя, естественная, наивная девушка. Петя любит её. Их отношениями руководит дружба, чувство взаимопонимания. Несмотря на свою молодость, Петя яснее всех разбирается в происходящем, точнее судит о людях. Пете и Ане тоже жалко вишнёвого сада, но с лёгкостью, присущей молодости, они покидают свой дом, сад. Молодые люди строят планы на будущее.
И всё-таки, хоть Чехов и связывает надежды на будущее России с юным поколением, он не единожды подчёркивает его несостоятельность, неопытность, незрелость. Таким образом, я считаю, что автор в пьесе не даёт ответа на вопрос о том, какие люди нужны России в данный исторический момент.
Будущее в
пьесе Чехова “Вишневый сад”.
Пьеса
“Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву
считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем,
характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви,
страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и
будущего России.
В последней
пьесе Чехова один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это
вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и
трагические. Для нее и ее брата Гаева это родовое гнездо. Вернее даже сказать,
что не она владелица сада, а он ее владелец. “Ведь я родилась здесь,
говорит она, здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без
вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то
продавайте и меня вместе с садом…” Но для Раневской и Гаева вишневый сад
символ прошлого.
Другой герой
Ермолай Лопахин смотрит на сад с точки зрения “циркуляции дела”. Он
деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад
вырубить. Можно сказать, что Раневская сад в прошлом, Лопахин сад в настоящем.
Сад в будущем
олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя
Трофимов сын аптекаря. Ныне он студент разночинец, честным трудом пробивающий
себе дорогу в жизнь.
Его жизнь
тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя
называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из
университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он
знает, в каком тяжелом положении живет народ. Трофимов думает, что это
положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое
будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: “Вперед! Мы идем
неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай,
друзья!” Его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом
будущем России. “Вся Россия наш сад!” восклицает он.
Аня это
семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское
воспитание. Большое впечатление на формирование мировоззрения Ани произвел
Трофимов. Душевный облик Ани характеризует ее непосредственность, искренность и
красота чувств и настроений.
В характере Ани
много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: “Ая
в Париже на воздушном шаре летала!” Трофимов возбуждает в душе Ани
красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Аня
решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани
нежная, душевная, наполненная верой в будущее.
Как видим,
Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие черты. Но в то же время мы
видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм и в то же время
живет в дворянской усадьбе долгое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на
хищника и в то же время говорит ему: “Как-никак я люблю тебя”. Но у
Пети есть даже комические черты. Раневская называет его недотепой, а Варя облезлым
барином.
Образы Ани и
Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие черты как
непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в
светлое будущее своей Родины.
Именно с их
жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он слова
надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти герои могут восприниматься и как
резонеры выразители идей и мыслей самого автора.
Так, Аня
прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она
уверенна в том, что несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет
продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады,
которые будут прекраснее прежних.
Вместе с ней в
это верит и сам Чехов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/