Сочинение на тему тема одиночества в лирике лермонтова

5 вариантов

  1. Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов — это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его “в минуту душевной невзгоды”, нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.
    Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении “Одиночество”, написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по “родной душе” сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении “И скучно и грустно…” он одинок “в минуту душевной невзгоды”, некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку.
    Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. Любовь не приносит ему радости, не дарит счастья. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В одноименном стихотворении жаждущий ответной любви лирический герой, сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.
    Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”, неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу “железный стих, облитый горечью и злостью”.
    Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении “Дума” противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей.
    Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении “На севере диком стоит одиноко…”, представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.
    Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении “Пусть я кого-нибудь люблю…”, герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может с ним разделить.
    Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой…” лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении “Дубовый листок”. Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары. В стихотворении “Тучи” лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с “милым севером”.
    Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти утешение, “свободу и покой” от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…”: небесное и земное соединяютсясе же прекрасной возлюбленной, его сердцемпоколения. иовека, живущего бессознательной жизньюодвижность и отсутствие жизни. в сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле.
    Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении “Парус”, написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным.
    Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.

  2. Когда берешь сборник стихотворений Лермонтова, то погружаешься в мир грустной поэзии писателя, где основным мотивом была тема одиночества. Читаешь строки и видишь поэта, в чьих глазах застыла тоска, печаль и одиночество оттого, что его избранство стало причиной непонимания окружающими, что и обрекало писателя на одинокую жизнь.

    Одиночество в лирике Лермонтова

    Именно мотив одиночества в творческих работах Лермонтова становится одним из основных. Данная тематика в стихах поэта диктовалась взглядом писателя на мир, его особенностью личности, его творческим даром, что позволял создавать и шедевры и просто прекрасные стихотворения.
    Когда читаешь лермонтовскую лирику, видишь героя. Это одинокая личность, что не может смешаться с толпой, так как лирический герой противопоставлен обществу. Это герой, у которого нет друзей, нет поддержки со стороны, нет любимой.
    Ярким примером темы одиночества является одноименное стихотворение Лермонтова под названием Одиночество, где герой понимает — свой путь по дороге жизни придется пройти одиноко. Но это не единое стихотворение автора. Тема изгнания и одиночества прослеживается в стихе Тучи, где герой подавлен и не свободен. Кстати, очень часто тема свободы и одиночества объединяются в одну композицию, где примером может стать баллада Пленный рыцарь, где герой пленен, находится в неволе и не может выйти на свободу. Также в пример можно привести стихотворение Узник или стих Желание.

  3. 3
    Текст добавил: (- ..ВеРна ТеБе.. -)

    На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.
    В своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта», явившееся своеобразным поминальным откликом на трагическую гибель непревзойдённого Пушкина. Лермонтов смело, без двусмысленных намёков высказывает своё мнение о светской «толпе», о её страстях и желаниях; по сути он обвиняет её в убийстве великого поэта:
    А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов,
    Пятою рабского поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    В этом и других и других своих стихотворениях Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и непонимаем в свете:
    Но перед идолами света
    Не гну колени я мои;
    Как ты, не знаю в нём предмета
    Ни сильной злобы, ни любви.
    Для лирического героя Лермонтова нет счастья и в любви. Через все его произведения, посвященные этой вечной теме, неразрывно следует мотив одиночества. Лирическому герою поэта в любви сопутствует, по большей части, измена, обман, предательство и горькое разочарование:
    Не ты, но судьба виновата была,
    Что скоро ты мне изменила,
    Она тебе прелести женщин дала,
    Но женское сердце вложила.
    Одиночество не оставляет поэта даже когда он влюблён и его чувство взаимно. В этом заключается его трагедия. Мотив одиночества присутствует и в изображении Лермонтовым окружающего его поколения: «печально я гляжу на наше поколенье!»; так говорит о нём лирический герой поэта. С горечью Лермонтов обнаруживает, что в основном поколение становится продолжателем традиций своих отцов, суть которых заключается в светских «вечеринках», карьеризме, лицемерии и выслуживании. Равнодушие и бездействие – вот то, чем живёт, окружающее поэта молодое поколение. Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому по духу ему человеку.

  4. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.
    На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
    Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
    Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
    Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
    Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.
    Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
    В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
    Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.
    В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
    В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
    “Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
    Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.
    В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
    В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
    В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
    Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
    В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.
    В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.
    Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

  5. Михаил Лермонтов, по воспоминаниям его современников, был умным, образованным, но язвительным человеком. Он слишком хорошо понимал истинные чувства других людей – и поэтому часто реагировал на это едкой колкой шуткой. Даже находясь в топе, он редко чувствовал себя не одиноким. Ему были противны лицемерия, наигранные улыбки, светская мишура балов. Поэтому поэт ощущал себя непонятым и одиноким, что явно видно в его стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Дорога как символ пути, по которому идет одинокий человек.
    Тема одиночества присутствует не только в изображении общественной жизни, но и личной. Лирический герой – это юноша, преисполненный желания любить, но его грезы разбиваются о жестокую реальность. Особенно эмоционально написано об этом в произведении «Нищий». Лермонтов создает два образа: нищего и влюбленного юноши. Первым перед нами предстает нищий. Автор при помощи нескольких определений создает ужасающе точный образ несчастного голодного человеке: «иссохший, чуть живой». Но самое страшное кроется в чужой жестокости: кто-то в насмешку кладет ему вместо хлеба в руку камень. Лирический герой сравнивает себя с этим несчастным стариком. Как тот просил хлеба, так он просил любви у девушки, которая вместо ответных чувств или хотя бы понимания, ответила ему жестокостью.
    Михаил Лермонтов был необычайно чувствительной личностью, хотел найти в мире что-то настоящее и стоящее, но в результате приходил к мотиву трагического одиночества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *