Сочинение на тему тема петербурга в творчестве пушкина

11 вариантов

  1. Главная
    Учебники – Литература
    Лекции по литературе, сочинения – часть 3
    поиск по сайту правообладателям
    Петербург в творчестве А. С. Пушкина (сочинение)
    Петербург в творчестве А. С. Пушкина (сочинение)

    Петербург в творчестве А. С. Пушкина

    Автор: Пушкин А.С.
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  2. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос» и, наконец, «Шинель», казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава «натуральной школы» в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала «в вихре света», состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, «упивались» «дыханьем ночи благосклонной»:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, «барабаном пробужденный»:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и «вольности святой». Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: «вольность», «гражданин», «томленье жизнью», «охлажденный ум», буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо («защитник вольности и прав»), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с «Клеопатрой Невы» Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы.
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно «ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть». Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец «прекрасного человека» с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел —
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести «Медный всадник», написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека».
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы «Медный всадник»? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве «общего над частным», при очевидном сочувствии автора к «страданию этого частного».
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный.
    Город вознесся «пышно, горделиво» «из тьмы лесов и топи блат» и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

    Похожие материалы:

    Более новые статьи:

    Главное меню

    Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

  3. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  4. Автор: Пушкин А.С.
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  5. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина – главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой – оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века – это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа – это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города -Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город – “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  6. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город — “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  7. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  8. Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  9. Через сто лет после основания российской столицы в литературу входит образ Петербурга. Мы знаем фантастический Петербург Гоголя, мистический Петербург Достоевского, но впервые разнообразный и ёмкий образ этого необычного города предстает в поэзии А.С. Пушкина.
    Родившись в Москве, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге, в этом городе он учился, здесь его талант расцвел и был всенародно признан, здесь окончил он свой земной путь.
    Впервые образ Петербурга появляется в пушкинской оде «Вольность» (1817). Пушкин включает в это стихотворение петербургские образы, которые разовьются в его творчестве, а некоторые останутся на века:
    Глядит задумчивый певец
    На грозно спящий средь тумана
    Пустынный памятник тирана,
    Забвенью брошенный дворец.
    За это и некоторые другие стихотворения Пушкин был сослан из Петербурга, возвратился поэт через семь лет уже в другую столицу, с иным укладом. И в маленькой альбомной миниатюре «Город пышный…» он фиксирует главную черту Петербурга – его двойственность, контраст пышной официальности столицы и ее обратной стороны, связанной с индивидуальным восприятием города:
    Город пышный, город бедный,
    Дух неволи, стройный вид,
    Свод небес зелено-бледный,
    Скука, холод и гранит…
    В строгом и стройном городе ютятся его жители, во власти холода и скуки, отчужденности и неуютности, физической и духовной. Этот образ Петербурга придется по вкусу последующим эпохам, он войдет и в прозу XIX века, и в поэзию века Серебряного.
    Петербург во всем его многообразии представлен в стихотворном романе «Евгения Онегин» (1823 – 1831). Названный В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», роман показывает в первую очередь разностороннюю жизнь Петербурга начала XIX века. Это город декабристский, высокодуховный, ожидающий перемен, в нем царит атмосфера приподнятости и пережитой когда-то поэтом «вольности святой».
    В Петербурге начинается и заканчивается повествование, образ лодки, плывущей по Неве, рождает итальянские ассоциации и оправдывает метафорическое название столицы – «Северная Венеция»:
    Лишь лодка, веслами махая,
    Плыла по дремлющей реке:
    И нас пленяли вдалеке
    Рожок и песня удалая.
    Первая глава «Евгения Онегина» написана Пушкиным в Кишеневе, то есть это не что иное, как воспоминания поэта о Петербурге, его былые впечатления о столице.
    По сути, в романе два Петербурга: «онегинский» и авторский, собственно пушкинский. Первый – светский, с балами, суетой, с весьма однообразной жизнью столичного дворянина, которому нужно владеть французским, «легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно»:
    “Проснется за полдень, и снова
    До утра жизнь его готова,
    Однообразна и пестра.
    И завтра то же, что вчера.”
    Говоря об Онегине, Пушкин рассказывает о петербургской жизни дворянина, начиная с детства, с прогулок по Летнему саду с гувернером, до его превращения в «денди» – светского франта, разъезжающего по театрам, ресторанам и званым вечерам. Для Онегина Петербург – не столько русский город, сколько европейский, ориентированный на западную традицию. Онегин не видит того Петербурга, который нравится автору:
    Что ж мой Онегин? Полусонный
    В постелю с бала едет он:
    А Петербург неугомонный
    Уж барабаном пробужден.
    Описания онегинского Петербурга плавно сменяются авторским: город пробуждается не колокольным звоном, но барабаном – так Пушкин подчеркивает военный статус столицы. Легкая ирония в описании обыденной жизни Петербурга сочетается с любовью к его мелочам и деталям:
    “Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит…”
    Так входит в русскую литературу мотив «разного Петербурга».
    Необычный и в то же время целостный образ Петербурга появляется в поэме Пушкина «Медный всадник» (1833), произведении, подарившем городу символ, известный сейчас во всем мире.
    В поэме звучит гимн величию Петербурга:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо как Россия…
    и выражено личное восхищение городом:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
    Многие фразы и словосочетания о городе были настолько точны, что стали крылатыми выражениями – «окно в Европу», «Адмиралтейская игла» да и само название, ведь памятников Петру I по России очень много, но Медный всадник – один. Авторское отношение к городу видно и в поиске его обозначений: «Град Петров», «Петра творенье», «Петроград». Петербург показывается в различное время года, дня, яркими штрихами рисуются центральные его части и предместья. Бытие города в поэме становится неотделимым от жизни государства и своего основателя – Петра I, перед читателем разворачиваются исторические картины становления Петербурга и показывается мощь императора-преобразователя. Вынеся в заглавие поэмы его имя, Пушкин рассказывает о трагической судьбе обычного горожанина, маленького человека, которому довелось испытать ужас петербургского наводнения, и тут тема двойственности Петербурга, его парадной красоты, оборачивающейся гибелью для главного героя, раскрывается во всем объеме. Маленький человек грозит нависшим над ним копытам, но стихия, будто ведомая медным всадником, оказывается сильнее. Так поэма о скачущей по Петербургу скульптуре положила начало мистическому восприятию памятника. Этот мотив продолжили романы Достоевского и многочисленные стихи о Петербурге поэтов Серебряного века.
    Таким образом, в поэзии Пушкина представлен разнообразный Петербург – реальный город с его улицами и реками, неоднозначный с точки зрения истории и жизни обывателя, символ России и мистическое пространство, помпезная столица и просто любимое место. Поэтический Петербург Пушкина – это целый мир, с его образом северной столицы считались все, кто впоследствии обращался к художественному осмыслению этого города.

  10. Тема: – Петербург в творчестве А. С. Пушкина

    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина – главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века – это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города -Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город – “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  11. Петербург —удивительный город, Северная Пальмира. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял он на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Такие гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков, Гоголь, Лермонтов и многие другие, раскрывали образ Петербурга, но именно Пушкин создал целостный и завершенный образ города. Он уникален тем, что описал духовное начало Петербурга, придал городу силу самостоятельного бытия, живущего своей жизнью, то тихой и спокойной, то полной наводнений и бедствий. Величественное, ужасающее творение, построенное на болоте и на костях, раскинулось грозно и прекрасно. И никто, даже самодержцы, не может бороться со стихией:
    Печален, смутен, вышел он
    И молвил: «С Божией стихией
    Царям не совладеть».
    Наверное, именно поэтому как единственного человека, покорившего стихию, Пушкин описывает Петра I: непостижимое и недосягаемое божество, грозное и могучее, окутанное «священным покровом» основателя города.
    Петербург предстает здесь и в хорошем и в плохом свете. Это величественный , красивый град, полный изящных форм и очертаний, и в то же время бушующий тиран, неугомонная стихия, закованная в цепи «владыки полумира». Пушкин показывает Петербург со всех сторон. Он и нищий:
    Забор некрашеный, да ива
    И ветхий домик…
    И величественно прекрасный своими холодными грациозными очертаниями:
    По оживленным берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся;
    В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над водами…
    Среди Ашогочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города можно отметить удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей:
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
    Этот образ неразрывно связан с Северной столицей. Для того чтобы описать белую северную ночь, Пушкин нашел слова, неповторимые по отчетливости сравнений.
    Надо признать, что во времена Пушкина архитектурный облик Петербурга был куда более совершенен. И повезло же пушкинским современникам, которые видели своими глазами не только таинственный и прекрасный облик нашего города, но и узнавали его воссозданным, претворенным в совершенных стихах, только что вышедших из-под пера Пушкина. Для нас же прежний образ утонул в «преданьях старины», и только пушкинские творения служат путеводителем по городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова. Конечно же, современникам Пушкина было легче утверждать, что поэту удалось воссоздать облик любимого ими города на Неве ярче, чем это могли сделать за него многие другие поэты. Но, вглядываясь в наследие поэта, мы сможем понять его величие на тех страницах, которые посвящены Петербургу.
    Все, что описано в «Медном всаднике», является истинным бытием Северной столицы. Гений Пушкина отразил всю духовную и материальную жизнь города в непревзойденных стихах, которые и по сей день являются лучшим гимном нашему городу. Многогранный Петербург предстает так разнообразно прекрасным:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит…
    Все олицетворяет близкие образы нашего города: прекрасные «громады дворцов и башен», «чугунная ограда» Невы, «Адмиралтейская игла», чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И всегда присутствует Нева как неразделимое целое, как сердце Северной Пальмиры.
    Поэма «Медный всадник» тесно связана с самим Петербургом. Без нее не было бы духовного завершения города. Да и только Петербург мог дать Пушкину такое богатство художественных впечатлений и знаний. Город находит свое изображение в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях. Здесь можно найти различные черты города: и бедного и богатого, и безмолвного и бушующего, прекрасного и угрожающего.
    Вообще, весь образ Петербурга говорит о трудности его рождения, о деспотическом характере Петра, создавшего его, о рабстве народа. Поистине Петербург — город на костях человеческих. Все эти особенности, характерные черты города нашего отразил Пушкин в своей гениальной поэме «Медный всадник».
    «Пушкин создал из Петербурга целый мир. С наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге». (Н.П.Анциферов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *