Сочинение на тему тема родины в лирике есенина

10 вариантов

  1. Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя все лучшее, что было свойственно русским поэтам. Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле. Признание этому мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».
    Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Все: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи. Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».
    Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:
    Приемлю все.
    Как есть все принимаю.
    Но проходит немного времени, и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, все изменилось, все стало для него чужим:
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я будто иностранец.
    Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь — советскую — поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».
    Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:
    Хочу я быть певцом
    И гражданином,
    Чтоб каждому,
    Как гордость и пример,
    Был настоящим,
    А не сводным сыном —
    В великих штатах СССР.
    Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

  2. Тема Родины — главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его произведениях.
    Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
    Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю!”
    Я скажу: “Не надо рая,
    Дайте родину мою”.
    Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина — это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.
    На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты — русская боль!” — восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, — бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
    Милый, милый, смешной дуралей,
    Но куда он, куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница?
    С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, — обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда “по всей планете пройдет вражда племен”, “когда на земле будет один язык, и лишь “историк”, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется”. Но, став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного для каждого чело века чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.
    Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” — такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.
    Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким “Русь”.

  3. Говорить о С. Есенине — это значит говорить о Ро­дине. Не зря же он сказал: «Чувство Родины основное в моем творчестве». Время Есенина — это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасо­вым. Но при этом Есенин не копирует, не подражает, а со­здает самобытный образ родной природы, своей Родины. Еще юношей Сергей Есенин написал слова, которые символизируют все его творчество:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою!»
    В этом — весь Есенин. И не зря, когда говорят о Рос­сии, вспоминают Сергея Есенина. А когда мы вспоми­наем о Есенине, мы думаем о русских березах, о маме, о золотой роще.
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая, не жалеют больше ни о чем.
    Читая стихи Есенина, некоторые задумываются о сво­ей жизни, о своей любви.
    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    Многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной Руси». Однако, несмотря на то, что Есе­нин родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области, и многие свои стихи посвятил деревне, его нель­зя считать только крестьянским поэтом. Ведь о чем бы ни писал Есенин: о любви к женщине и родному краю, о природе, — он всегда оставался патриотом. Наверное, правы те, кто считает, что говорить о Есенине — значит говорить о России, о стране «березового ситца», как на­звал ее поэт.
    Тема родины предстает в поэзии Есенина в образах «большой» и «малой» родины. Малая родина — это то, что окружало поэта с детства: родная деревня, родная природа, покосившиеся избы… Есенин обладал удиви­тельной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае.
    Улыбнулись сонные березки,
    Растрепали шелковые косы.
    Шелестят зеленые сережки,
    И горят серебряные росы.
    Тема малой родины в творчестве Есенина постепенно перерастает в тему большой родины. Есенин пытается в своих стихотворениях найти ответы на волнующие его вопросы: «Какова она, Русь? Каково ее будущее?». Но, несмотря на все трудности, сомнения, любовь к своей земле в творчестве поэта остается основной темой:
    Но люблю тебя, родина кроткая!
    А за что — разгадать не могу.
    Судьба русской деревни волновала С. Есенина практи­чески всю жизнь. Но если в ранних стихотворениях поэт, изображая русскую деревню, показывает прежде всего красоту ее природы, то в зрелом возрасте С. Есенин начи­нает размышлять о будущем России и о будущем русской деревни. С одной стороны, он верит в обновление Рос­сии, но с другой стороны, почему-то с горечью признает­ся: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». У поэта появляется «грусть за уходящее, милое, родное», боязнь, что старую русскую деревню раздавит сила мертвого механического города. Однако ход истории остановить нельзя. Поэт видит, что «конь стальной побе­дил коня живого». Но, несмотря на это, Есенин остается предан своей деревне, поэтому и продолжает воспевать ее. «Я последний поэт деревни», писал он в одноимен­ном стихотворении, лишний раз подчеркивая неизбеж­ность перемен в судьбе русской деревни, но и доказывая в то же время связь со своей малой родиной, которую нельзя забыть. Как любой патриот, Есенин хотел видеть свою Родину могучей, сильной. Но он никогда не забывал и о родной «бревенчатой избе», которая символизировала для него малую родину. И несмотря на изменения, кото­рые происходили в России, Есенин говорит:
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.
    Поэзию Сергея Есенина можно назвать «лирической исповедью», «биографией в стихах». Все его творчест­во пронизано нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к родной природе и своей Родине.

  4. Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».
    Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:
    Гей ты, Русь, моя родная,
    Хаты — в ризах образа…
    Между сосен, между елок,
    Меж берез кудрявых бус,
    Под венком, в кольце иголок,
    Мне мерещится Исус.
    Он зовет меня в дубровы,
    Как во царствие небес…
    В елях — крылья херувима,
    А под пеньком — голодный Спас.
    Ивы — кроткие монашки.
    Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.
    В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным
    чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:
    Но не любить тебя, не верить
    Я научиться не могу.
    В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:
    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь,
    Сенокос некошеный,
    Лес да монастырь.
    Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, — свершилась революция.
    Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). (Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию — к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:
    О Русь, взмахни крылами,
    Поставь иную крепь!
    С иными племенами
    Встает иная степь.
    По золотой долине,
    Меж телок и коров,
    Идет в златой ряднине
    Твой Алексей Кольцов…
    Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».
    Мир таинственный, мир мой древний,
    Ты, как ветер, затих и присел,
    Вот сдавили за шею деревню
    Каменистые руки шоссе
    напишет Есенин в 1920 году
    И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.
    Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, — замечает Есенин, — нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.
    В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение — плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия — храм:
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвою берез.
    Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора — «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.
    Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание — эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».
    В 1922—1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.
    Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924—1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.
    Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.
    В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.
    Вот так страна!
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, —
    восклицает поэт
    Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:
    Приемлю все.
    Как есть все принимаю.
    Готов пойти по выбитым следам.
    Отдам всю душу Октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.
    Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.
    В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны.
    Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь…
    Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.
    Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.

  5. Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ?? писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах.
    Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
    Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю!”
    Я скажу: “Не надо рая,
    Дайте Родину мою”.
    Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина – ??ο село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”,- вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.
    На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина ?? предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты – русская боль!” – восклицает поэт.
    Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”,- бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял ?? сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что ??? надежды поэта ?? оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но ?? может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, которая несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
    Милый, милый, смешной дуралей,
    Но куда он, куда он гонится?
    Неужель он ?? знает, что живых коней
    Победила стальная конница?
    С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь.
    Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови” – обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда “по всей планете пройдет вражда племен”, “когда на земле будет один язык, и лишь “историк”, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется”. Но став пламенным интернационалистом, Есенин ?? оставил естественного для каждого чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая ?? вольет мне в грудь мою теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту ?? забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он ?? лучше рязанских раздолий”.
    Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” – такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.
    Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким “Русь”.

  6. 6
    Текст добавил: НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК

    «Чувство родины» это элемент есенинской поэзии, распространяющийся на все тематическое многообразие лирики поэта. Любовь поэта к своей малой (село Константиново) и большой (Россия) родине, ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личностью самого поэта, с его судьбой, поисками смысла жизни.
    Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские пейзажи наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины:
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Все стихи С. Есенина пронизаны поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы (особенно в стихах 1910-1915 гг.), обретая философичность. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия – какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то».
    Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Русью «избяной», судьба которой отождествлялась с судьбой деревни. Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль:
    На тропу голубого поля
    Скоро выйдет железный гость.
    Злак овсяный, зарею пролитый,
    Соберет его черная горсть.
    По мнению поэта, уничтожение исконной Руси повлечет за собой искажение и взращенной на ее почве поэзии и песенности. В стихотворении «Сорокоуст» поэт изображает лирически окрашенную картину «соревнования» живого жеребенка и бездушного чугунного поезда:
    Милый, милый, смешной дуралей,
    Ну куда он, куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница?
    «Красногривый жеребенок» становится воплощением поэзии деревни и деревенского быта, которая не совместима с «мертвой» городской цивилизацией.
    Творческий кризис 20-х гг. привел Есенина к переосмыслению своего взгляда на советскую действительность, результатом чего стали стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине». Но изменения во взгляде в целом не исказили устоявшееся мировоззрение автора, который ощущал себя «иностранцем» в своей стране:
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Стихотворения 1925 г. («Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая») все чаще приводят поэта к осознанию себя как крестьянского поэта: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы». Деревенская Россия по-прежнему остается у поэта религией, философией и воплощением всех надежд: «Я люблю родину. Я очень люблю родину».
    Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  7. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине, — признавался поэт. — Чувство Родины — основное в моем творчестве».
    Есенин смог опоэтизировать природу средней полосы России, воспеть поля с их «малиновой ширью», синь озер и рек, «мохнатый лес» с его «стозвоном сосняка», «тропу деревень» с «придорожными травами».
    В ранний период своего творчества он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует «хаты — в ризах образа», уподобляет Родину «черной монашке», которая «читает псалмы по сынам», идеализирует радостных и счастливых «добрых молодцев». Таковы стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Русь». Впрочем, иногда у поэта слышится «теплая грусть» и «холодная скорбь», когда он видит крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь усиливает его беспредельную любовь к своей земле.
    Однако приходит новая эпоха, в стране свершаются огромные перемены, она преображается. Вместе с этим претерпевают изменения и воззрения Есенина. В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «покойном уголке» и «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь ему огромной птицей, приготовившейся к дальнему полету (например, в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»), обретающей «иную крепь», счищающей с себя старый черный деготь. Есенин передает в стихах ощущение грандиозности свершившегося на родной земле, веру в «час преображенья», в то, что крестьяне в конечном итоге будут избавлены от бедности и тягот жизни. Но вместо этого лирический герой поэта с ужасом видит наступающего «железного гостя», приход бездушного прогресса, уничтожение хрупкой гармонии с природой, на которой держался мир русского крестьянства. И поэт вновь поворачивается к старой, «деревянной Руси», объявляя себя ее единственным, последним певцом и глашатаем. Есенин с отчаянием записывает: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал».
    В творчестве Есенина начинает настойчиво звучать мотив возвращения к истокам, в родной дом, тоски по уходящему гармоничному крестьянскому бытию.
    Затем постепенно, с приобретением нового жизненного опыта, взгляды Есенина несколько корректируются. Он начинает понимать, что возврата к прошлому уже нет. В это же время Есенин совершает заграничные поездки, в которых он увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. Так, в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется двойственное отношение к родной стране. Продолжая любить родину, поэт в то же время не желает принимать ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:
    Мне теперь по душе иное.
    И в чахоточном свете луны
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной страны.
    Есенин пытается понять и принять современную ему действительность. Он все чаще всматривается в Русь советскую, стремится «в каждом миге» постигнуть отчалившую в будущее «вздыбленную Русь», даже славит ее героев («Песнь о великом походе» и др.). Поэт не только удивляется происходящим переменам («Вот так страна!»),
    но и хочет вобрать в сердце эту новь. Хотя и с одной значительной оговоркой:
    Приемлю все.
    Как есть все принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.
    Итак, тема родины является не только сквозной в творчестве Есенина, это главная тема его творчества. Начав свой путь с прославления мира «золотой бревенчатой избы», Руси патриархальной, он проделал значительную эволюцию, в результате чего пришел к частичному примирению с происходящими изменениями, принятию мысли о необходимости прогресса. Опасения Есенина касаются лишь того, что из-за слишком поспешных перемен разрушению может подвергнуться веками формировавшийся уклад жизни людей, перестанет существовать их особый душевный строй.
    Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию, его глубокий психологизм и серьезные размышления над темами, которые веками волновали русского человека, явились залогом того, что его произведения не устаревают. Они говорят понятным и близким русскому человеку языком о самых важных, самых насущных для него проблемах.

  8. Главная
    Рефераты – Иностранные языки
    Тема родины в лирике С. Есенина – сочинение
    Возможный план сочинения
    Поэтизация родной природы в ранней лирике Есенина как выражение любви поэта к родине (“Край ты мой заброшенный”, “Край любимый”, “Гой ты, Русь, моя родная”, “Запели тесаные дроги” и др.)
    Мечта об идеальной Голубой Руси, связанная с Октябрьской революцией (“Инония”, “Иорданская голубица”).
    Деревенская Русь и индустриальная Россия в лирике Есенина (“Неуютная жидкая лунность”, “Я последний поэт деревни”).
    Трагическое осознание своей отчужденности от советской России (“Возвращение на родину”, “Русь советская”, “Русь уходящая”).
    Чувство родины – основное в лирике Есенина.
    Примерный текст сочинения
    Сергей Есенин… В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. “Страна березового ситца” породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта!
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь – и он погибнет, ведь поэт живет и дышит родиной.
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Природа у Есенина, подобно человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Многие его стихи – это поэмы о березе, которая стала своеобразным символом всего русского. Читаю и ощущаю “зеленое” дыхание берез, “свежий и горький” запах “милых березовых рощ”. Неброская, но трогательная, щемящая красота отличает есенинскую березку в “юбочке белой”, которая остается непостижимо прекрасной в своем зеленом наряде. Сколько нежных и светлых чувств звучит в таких знакомых строчках поэта:
    Я навек за сиянье и росы
    Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан…
    В зарисовках старой деревенской Руси я нахожу у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности – тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками. И тогда в стихах Есенина преобладает тихая, “плакучая дума”, возникают унылые, тусклые пейзажи.
    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь,
    Сенокос некошеный,
    лес да монастырь.
    Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах ширь, бескрайность деревенской России:
    Не видать конца и края –
    Только синь сосет глаза.
    Но рядом с этими привольными просторами “у низеньких околиц звонко чахнут тополя”. Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Лишь постепенно в стихах Есенина ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального города.
    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.
    Наступил 1917 год, который не мог не повлиять на мировосприятие Есенина. Как отнесся поэт к Великому Октябрю? Верил ли он в преобразующую силу революции? Он и в жизни, и в поэзии называл себя большевиком. В стихотворении “Иорданская голубица”, написанном в 1918 году, есть такие строчки:
    Небо – как колокол,
    Месяц – язык,
    Мать моя – родина,
    Я – большевик.
    Значит, Есенин, как и Блок, верил в новую Россию большевиков. Но верил совершенно по-иному. Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. В стихотворении “Инония” поэт выразил свое представление об идеальной стране. Инония – это условное место ладной крестьянской жизни. Он называет себя пророком Сергеем Есениным, говорящим “по библии” о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай – Инония. В есенинском стихотворении отразились чаяния и надежды русского крестьянства, его своеобразный духовный мир. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще встает мучительный вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Перед его глазами встают голодные опустевшие села, неухоженные поля, трещины на сожженной мертвой земле. Тогда-то и рухнули мечты поэта о “Граде Инонии”. Свидетельством его тревожных раздумий о судьбах страны явилось стихотворение “Возвращение на родину”. Взгляд повзрослевшего поэта видит то новое, что появилось в родных местах. Здесь нет уже прежней поэтизации деревни. Лирический герой стихотворения, в котором угадывается автор, делает “множество открытий”, обращая внимание на бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Но, кроме внешних перемен, в родной деревне произошли внутренние изменения: в семье наметился раскол. Сестры-комсомолки, как Библию, читают “Капитал”, выбрасывают иконы, причиняя этим страдания глубоко религиозному деду.
    Ах, милый край!
    Не тот ты стал,
    Не тот.
    Да уж и я, конечно, стал не прежний.
    Чем мать и дед грустней и безнадежней,
    Тем веселей сестры смеется рот.
    Здесь нет ни единого слова осуждения новому укладу жизни, властно вторгающемуся в патриархальный крестьянский быт. Только тихая грусть о том, что в советской России он может быть только “попутчиком”, а не строителем ее будущего. Этот мотив отчужденности от горячо любимой родины приобретает новую силу и глубину в стихотворении “Русь советская”. Повторяется тот же сюжет – возвращение на родину. В душе героя, вернувшегося через восемь лет в родную деревню, проходит целая гамма чувств и настроений, порожденных изменениями, которые произошли в родимом краю. Это волнение и смятение поэта замечательно передано в строчках:
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я словно иностранец.
    Поэт с обидой и грустью замечает, что молодежь с упоением поет “агитки Бедного Демьяна”, а его стихи уже никому не интересны:
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
    Но герой сумел преодолеть в себе и обиду, и горечь, и недоумение. Он приемлет, приветствует новую советскую Русь, искренне желает ей счастья и процветания, готов отдать ей душу, “но только лиры милой не отдам”. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша по телевизору очередную интерпретацию есенинских стихов, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они несут людям, они учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.
    Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь “благополучной” стране, обзавестись поклонниками и поклонницами – и прощай, “немытая Россия”, с которой еще неизвестно, что будет. Но нет, Сергей Есенин предпочел написать вот эти строчки, которыми я и хочу закончить свое сочинение:
    Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю!”
    Я скажу: “Не надо рая,
    Дайте родину мою”.

  9. В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.
    Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.
    Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».
    В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся…» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.
    В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема «братьев наших меньших» всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке («Корова»), чувствует боль ощенившейся собаки («Песнь о собаке»), сопереживает раненой лисице («Лисица»).
    Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах. Поэтому на клич святой рати — «Кинь ты Русь, живи в раю!» — поэт может ответить только так:
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».
    Сходные мотивы звучат в стихотворении «Запели тесаные дроги». Чувства «теплой грусти» и «холодной скорби» так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.
    С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой — звенит поэтический и «молитвословный» ковыль.
    Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях «Русь уходящая», «Письмо к матери», «Хулиган», «Я последний поэт деревни». В произведении «Письмо к женщине» поэт ощущает себя «в развороченном бурей быте». Он мучается, потому что не поймет, «куда несет нас рок событий». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное «я».
    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы,
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.
    Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет «железный гость». В стихотворениях «Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская» поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять «Коммуной вздыбленную Русь».
    Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть.
    Ах, родина! Какой я стал смешной.
    На щеки впалые летит сухой румянец.
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я словно иностранец.
    С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком — матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет «революцией великой». Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: «она придет, желанная пора!»
    И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях «Баллада о двадцати шести» и «Анна Онегина». Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Ведь даже в «Персидских мотивах» Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их «шафрановому краю».
    Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.
    В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *