Сочинение на тему тема смерти и обновления жизни в лирике пушкина

16 вариантов

  1. В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.
    Беру!

  2. Главная
    Рефераты – Разное
    Пушкин а. с. – Тема жизни и смерти в лирике а. с. пушкина – сочинение
    В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни – жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша – мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь – как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь – это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь – бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая – в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе – цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека – бессмертие каждого в его внуках и правнуках – в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, – так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек – не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

  3. В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

  4. В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!. . ” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить. . .
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный. . . ”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?. .
    Бессмертие. . . Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.
    «
    1
    2
    »

  5. В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    — писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

  6. В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни – жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша – мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь – как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь – это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь – бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая – в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе – цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека – бессмертие каждого в его внуках и правнуках – в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, – так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек – не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

  7. Тема: – Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина

    В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

  8. В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

  9. В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти.
    Многие его произведения принимают эту проблему; как каждый человек, поэт
    пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении
    всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают
    мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов, Мы полем овладеем, Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем, —
    писал юный поэт в стихотворении «Пирующие студенты», 1814 год.
    Те же мотивы звучат в произведении 1817 года «Кривцову»:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: «Пока
    живется нам, живи!..» В восторженном ликовании, радостном завбении, кажется,
    проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет «Мое завещание
    друзьям», 1815 г. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного,
    не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует
    анакреотическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние
    на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического
    одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    «Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона».
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому
    пути, который приведет поэта к написанию «Памятника», и здесь же, может
    быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже
    более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы
    воли, чтобы не потеряться среди «мчащихся» и «вьющихся туч» и «бесов»,
    чтобы их «жалобный плач» не «надрывал сердце», чтобы «злобный гений» и
    его «язвительные речи» не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис,
    связанный с крахом поэтических надежд на то, что «над отечеством свободы
    просвещенной» взойдет «прекрасная заря». В результате этого Пушкин пишет
    стихотворение «Телега жизни»:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой,
    седое время, Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть
    времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против «седого
    ямщика», так будет и в стихотворении «Пора, мой друг, пора», 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия. А мы с тобой
    вдвоем Предполагаем жить… И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 г. Пушкин пишет: «Дар напрасный, дар случайный…» Теперь
    жизнь — это не только «тяжелое бремя», а напрасный дар «враждебной власти».
    Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его «сердце пусто», «празден
    ум». Замечательно, что жизнь дарована ему «враждебным» духом, взволновавшим
    ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который
    поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая
    — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые
    мысли.
    В этом же году Пушкин создал «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Неотвратимость
    смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя
    о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после
    смерти превратиться в неотъемлемую часть «милого предела». И здесь опять
    присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно
    распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой, примет! сисладелый прах?
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу
    что жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается
    рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках
    и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит «могучий, поздний возраст»
    «младого, незнакомого племени», но он воскреснет из небытия, когда, «с
    приятельской беседы возвращаясь» «веселый и приятных мыслей полн», потомок
    поэта о нем «вспомнит», — так Пушкин писал в стихотворении «Вновь я посетил»,
    1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в
    самом творчестве, в поэзии. В «Памятнике» поэт предрекает себе бессмертие
    в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья
    избежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе
    в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен
    времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил
    о, поэзии, «наполненной гуманизмом», возвышающей человека.
    начало раздела | начало подраздела

  10. Коллекция сочинений: Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина
    В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и ос­мыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    Писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты», 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову»:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!..» В восторженном ли­ковании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пуш­кина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям», 1815 год. Откуда мысли о смерти воз­никают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонти­ческому настрою лицеистов, эпикурейской философии, ока­завшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и эле­гические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона».
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника», и здесь же, может быть впервые, Пушкин за­думывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жесто­кий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потерять­ся среди “мчащихся» и “вьющихся туч» и “бесов», чтобы их “жалобный плач» не “надрывал сердце», чтобы “злобный гений» и его “язвительные речи» не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной» взойдет “прекрасная заря». В результате этого Пушкин пишет стихо­творение “Телега жизни»:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он при­знает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика», так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора», 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный…». Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя», а напрасный дар “враждебной власти». Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто», “праз­ден ум». Замечательно, что жизнь дарована ему “враждеб­ным» духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных». Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела». И здесь опять присутствует мысль о неот­вратимой власти времени над человеком, оно вольно распоря­жаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?..
    Бессмертие… Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст» “младого, незнакомого племени», но он вос­креснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвра­щаясь» “веселых и приятных мыслей полн», потомок поэта о нем “вспомнит», — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил», 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике» поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский го­ворил о поэзии, “наполненной гуманизмом», возвышающей человека.

  11. «Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте — Пушкине», — отмечал Н. Бердяев. У Пушкина нет никакой разработанной философской концепции; его философия — это миропонимание, мировоззрение, нашедшее свое воплощение в стихах. Пафос пушкинских стихов всегда жизне­утверждающий.
    Так для юности характерно упоительное ощущение молодости, силы, желания наслаждаться ими. Из всех философов студенты выби­рают Эпикура с его лозунгом: «Живи сегодняшним днем!» Жизнь ценна, пока мы молоды, пока души полны огня, желаний. Между юностью и жизнью ставится знак равенства («Мы ж утратим юность нашу / Вместе с жизнью дорогой»).
    Но уже в 1820 году Пушкин по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей». «Не жаль», казалось бы, все приметы юности: «мечты, любви напрас­ной», «таинства ночей», «неверные друзья», «изменницы младые» — все, что составляло до сих пор смысл жизни. Но рефреном повторяе­мые строки «мне вас не жаль» объясняют, что жаль не времени, по­траченного бездумно, но самого бездумья.
    «Придите вновь, года моей весны!» — призывает автор.
    1823 год — время психологического и творческого перелома Пушкина. Образ жизненного пути представляется безотрадным. В стихотворении «Телега жизни», которое представляет собой развер­нутую метафору, автор отражает свои мысли в древних образах-символах: жизнь — путь, молодость — утро, зрелость — день, ста­рость — вечер, смерть — ночь. Жизненный путь — бессмысленное движение из небытия в небытие, не зависящее от воли человека.
    1830 год — значимый в судьбе Пушкина. Поэт высказывает в сти­хотворении «Элегия» свою «формулу жизни»: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот цель и смысл жизни. Жизнь не в веселье, ибо:
    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Жизнь — это труд, бесконечная работа мысли, духа, тогда воз­можны минуты истинного счастья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь…
    Время идет, и снова переосмысливается понятие счастья. Теперь уже высшие ценности бытия — покой и воля (1834 год «Пора, мой друг, пора!»).
    И наконец, в стихотворении «Памятник» сформулировано кредо, подведены итоги жизни, обретена гармония:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Так соединились в его сознании жизнь, смерть, бессмертие.

  12. Пушкин А. С.

    Сочинение по произведению на тему: Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина

    В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
    Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
    В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем,
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы жить умеем,
    писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи!” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:
    И пусть на гробе, где певец
    Исчезнет в рощах Геликона,
    Напишет беглый ваш резец:
    “Здесь дремлет юноша — мудрец,
    Питомец нег и Аполлона”.
    Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
    Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
    В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:
    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.
    Летят за днями дни, и каждый час уносит
    Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить.
    И глядь — как раз умрем.
    Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный.”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
    В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе — цвести.
    Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?
    Бессмертие. Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
    Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.
    http://vsekratko.ru/pushkin/raznoe27

  13. Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие стихотворения этого цикла трагичны (“Бесы”, “Не дай мне бег сойти с ума”) , жизнь представляется поэту как “дар напрасный, дар случайный”. И все “е “самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна” (Белинский) . Это ощущение возникает потому, что чувство уныния, одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью (“Вакхическая песня”, 1825) , молодости над смертью (“Брожу ли я вдоль улиц шумных … ,1829) . Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на контрастном пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении “Элегия” (” Безумных лет угасшее веселье, 1830) трагическая тональность первой части (“Мой путь уныл, Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море”) сменяется мощным мажорным аккордом:
    Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно – отражение того, что есть в жизни человека страдания. горести, заботы, троволиснья, “закат печальный”, но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного (“порой опять гармонией упьюсь”) , радость творчества (“над вымыслом слезами обольюсь”) , способность “мыслить и страдать”, вера в чудное мгновенье любви.
    По такому же принципу развивается и поэтическая идея стихотворения “Вновь я посетил … ” (1836) . В нем интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору поэта, – панорама, которую можно увидеть. находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее: “опальный домик” – “холм лесистый” – озеро – деревни на берегах – дальше за ними “скривилась мельница” … Все это существует для поэта в настоящем так же, как существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти;
    Уж десять лет ушло с тех пор – и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я … .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *