Сочинение на тему тема судьбы поколения поэта и поэзии в лирике лермонтова

10 вариантов

  1. Русская литература 1-й половины XIX века

    Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

    Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, – “эпоху безвременья”. Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея “декабризма”. Третье десятилетие XIX века – это время николаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресекалось. Лермонтов, будучи поэтом,
    а следовательно, человеком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Также в своем творчестве Лермонтов обращался к темам любви, родины; в его стихотворениях звучат романтические мотивы. Но я думаю, что одним из главных вопросов, поднимаемых поэтом в творчестве, является тема судьбы поколения, на которой я бы хотела остановиться подробнее.
    Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понимания данной проблемы является стихотворение “Дума”.
    Следует обратить внимание на название произведения, так как оно определяет жанр: дума – размышление. Интересно, что в этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет.
    Вторая особенность текста – это использование личных местоимений 1-го лица множественного числа (“наше”, “мы”). Несмотря на то что Лермонтов дает объективную картину действительности и в первой строчке определяет свое отношение к поколению: “Печально я гляжу на наше поколенье!” – поэт и себя тоже причисляет к нему, так как человек не может быть свободен от общества. Исходя из этого стихотворения можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами “бездейственное”, “бесплодное”, “бесцельное”, “бесполезное”.
    В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не научилось на ошибках предков, их настоящее – это “ровный путь без цели”, а будущее – “иль пусто, иль темно”. Такое отношение к действительности порождает нравственное равнодушие, и соответственно человек с одинаковым безразличием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказываются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворения, определяющей суть поколения, являются слова “И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови”. И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа.
    В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Если и останется какая-то память, то она будет негативной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения.
    Но более резкая характеристика дана обществу в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…”. Лермонтов описывает конфликт между лирическим героем и обществом, между мечтой и действительностью.
    В стихотворении возникает портрет общества: “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”. Образ маскарада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоциируется общество: “бестрепетные руки”, “холодные руки” – такова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта – это Родина, природа, детство, гармония: “Люблю мечты моей созданье…” Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя:
    Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
    И шум толпы людской спугнет мечту мою,
    На праздник не званую гостью,
    О, как мне хочется смутить веселость их,
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!..
    Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово – “железный стих”.
    Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен.
    Обратимся к стихотворению “Пророк”, которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, стихотворение связано с одноименным стихотворением А. С. Пушкина; и в самом деле “Пророк” Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С другой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт – это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушкина стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лермонтова толпа становится агрессивной: она не просто не принимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию:
    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Там он находит связь между собой и природой. Лермонтов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как “старцы” учат детей не быть похожими на поэта. Они считают поэта отрицательным примером. И, следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же отношением к поэту:
    Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами.
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что бог гласит его устами!
    Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.
    Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.
    Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с проблемами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворениях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла эпоха “безвременья”, которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и поэта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лирика Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгляды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения наполнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.

  2. ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
    Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода – образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его душу наполняют разочарование, тоска, печаль и осознание бессмысленности происходящего.
    Но кто способен услышать поэта? Поколение “лишних людей” бесстрастно и равнодушно.
    Для лермонтовской лирики характерно сочетание размышления о судьбе поколения и о своей собственной. Страницы юношеских тетрадей поэта напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом:
    Слова, которые могли
    Меня тревожить в те года,
    Пылают предо мной вдали,
    Хоть мной забыты навсегда.
    И там скелеты прошлых лет
    Стоят унылою толпой;
    Чувствуя себя бесконечно одиноким, Лермонтов осознавал, что не он один
    такой, а целое поколение молодых людей, сильных, умных, целеустремленных. И все они обречены на бездействие. Вот что пишет он в одном из своих программных стихотворений “Дума”:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Эта мысль пронизывает очень многие произведения поэта. Жизнь похожа на ровный путь, в конце которого нет определенной цели. Будущее – или пусто, или темно. Новое поколение томится ошибками отцов, но само старится в бездействии. В равнодушном сердце не зажжется огонь борьбы.
    Перед опасностью позорно-малодушны,
    И перед властию – презренные рабы.
    Поэт сравнивает свое поколение с плодом, созревшим до времени. Надежды на лучшее, благородство пали перед силой страстей. Плен наслаждений принес пресыщение. Время скоротечно, но человек не находит своего поля деятельности, он не способен раскрыть свою бессмертную сущность. В крови его кипит огонь, но в душе царствует холод, в груди хранится бесполезный клад – остаток нерастраченных чувств:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    В изображении Лермонтова угрюмая толпа живых мертвецов проходит свой путь и исчезает в бесконечности безвременья. Как будущие поколения будут отзываться о своих отцах, не оставивших “ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”? Скорбная и суровая мысль о поколении, которое обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила из поэзии Лермонтова юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов уже не восторженный юноша, остро переживающий душевные волнения, но суровый обличитель, который пришел, чтобы сказать своему современнику – малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее правду о бесславном состоянии его духа и совести. Современники не понимали поэта, видели в его интонациях только озлобленный взгляд на жизнь. Не только враги, но даже те, ради которых он говорил эту правду, обвиняли его в клевете на современное общество. Недаром герой-писатель поэтического диалога “Журналист, читатель и писатель” произносит приговор всему своему творчеству:
    К чему толпы неблагодарной
    Мне злость и ненависть навлечь,
    Чтоб бранью назвали коварной
    Мою пророческую речь?
    Несмотря на столь глубокое разочарование в своем поколении, а также на негативную оценку его деяний и мыслей, в горьких словах Лермонтова сквозит человеческое достоинство. Ведь равнодушный ко всему не стал бы так тревожиться о судьбе молодого, но неумолимо стареющего поколения, о судьбе своей страны. Многим произведениям Лермонтова характерно противопоставление “деятельного”, героического прошлого России и бездеятельности современного ему поколения, мотив, так много значащий в понимании творчества поэта…

  3. Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).
    Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

    1812-1830: сравнение поколений

    Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:
    «Я вспомня леденею весь,
    Там души волновала слава»
    «Поле Бородина».
    Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы». Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.
    Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

  4. Где не погибло слово, там и дело еще не погибло…
    А. И. Герцен
    М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так, большинство произведений Лермонтова написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом пишет Лермонтов в стихотворении “Дума”, говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”.
    Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской поэзии. В них высказано гораздо больше, чем размышления мастеров о своем высоком искусстве. В этих стихах отношение русской поэзии к действительности, к государству, к миру, ко времени: история осознания поэтом своего места в обществе. Конечно, все эти аспекты по-разному преломлялись в творчестве различных поэтов. Свой особенный взгляд на поэзию есть и у М. Ю. Лермонтова. В его стихотворениях нашли свое выражение ощущение трагической несовместимости искусства и наступающего “железного века”, чувство одиночества художника, его разлада с миром.
    В 1837 году Лермонтов, потрясенный страданиями и гибелью А. С. Пушкина, пишет стихотворение “Смерть поэта”, исполненное боли и тоски. В этом произведении Лермонтов размышляет о трагической участи поэта, осмысляет его горькую судьбу, говорит о его убийце. Причем он обвиняет не только Дантеса, так как:
    Не мог щадить он нашей славы;
    Не мог понять в сей миг кровавый,
    На что он руку поднимал!..
    Сколько людей, прекрасно понимавших значение Пушкина для России, не сумели уберечь “солнце русской поэзии!..” Последние главные строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели поэта, им Лермонтов грозит божьим судом. Ему удалось прекрасно воплотить образ великого русского поэта. Но главное в том, что он постиг вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения среди пигмеев с его ранимостью, одиночеством и протестом.
    Не вынесла душа Поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде… и убит!
    А появление убийцы и душителей свободы — следствие существования любого бездуховного сообщества.
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!
    Свои размышления о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире продолжает Лермонтов в стихотворении “Поэт”. Оно начинается с размышления о судьбе кинжала. Было время, когда клинок был верным товарищем своему владельцу. Потом он был взят казаком “на холодном трупе господина” и продан в лавку армянина, где и купил его поэт. И вот теперь кинжал висит без дела, утратив свое назначение, а поэт, глядя на него, размышляет о поэзии своего времени.
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    Поэт вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения, то есть она была орудием для битвы. Для него поэзия прошедших лет — это чаша для пиров, колокол на башне вечевой. Тем самым он подчеркивает, что ее предназначение — обращение к людскому множеству, в объединении людей. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Сейчас же, по мысли автора, она утратила это свое назначение и вряд ли обретет его вновь. Заканчивает Лермонтов свое стихотворение риторическим вопросом:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный порой?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Образ осмеянного и презираемого пророка появляется и в стихотворении “Пророк”. Оно является как бы продолжением одноименного произведения Пушкина: поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять “веленье Божие”. Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он один, он продолжает свое дело. Стихотворение прекрасно отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу.
    С тех пор, как вечный суд
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Тему одиночества поэта в этом мире Лермонтов затронул еще раньше, в стихотворении “Нет, я не Байрон…”.
    Слова Герцена выражают истинное значение творчества Лермонтова. Стихи поэта будили мысль в передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

  5. Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, – «эпоху безвременья». Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея «декабризма». Третье десятилетие XIX века – это время николаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресекалось. Лермонтов, будучи поэтом, а следовательно, человеком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Также в своем творчестве Лермонтов обращался к темам любви, родины; в его стихотворениях звучат романтические мотивы. Но я думаю, что одним из главных вопросов, поднимаемых поэтом в творчестве, является тема судьбы поколения, на которой я бы хотела остановиться подробнее.
    Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понимания данной проблемы является стихотворение «Дума». Следует обратить внимание на название произведения, так как оно определяет жанр: дума – размышление. Интересно, что в этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет.
    Вторая особенность текста – это использование личных местоимений 1-го лица множественного числа («наше», «мы»). Несмотря на то что Лермонтов дает объективную картину действительности и в первой строчке определяет свое отношение к поколению: «Печально я гляжу на наше поколенье!» – поэт и себя тоже причисляет к нему, так как человек не может быть свободен от общества. Исходя из этого стихотворения можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами «бездейственное», «бесплодное», «бесцельное», «бесполезное».
    В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не научилось на ошибках предков, их настоящее – это «ровный путь без цели», а будущее – «иль пусто, иль темно». Такое отношение к действительности порождает нравственное равнодушие, и соответственно человек с одинаковым безразличием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказываются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворения, определяющей суть поколения, являются слова «И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа.
    В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Если и останется какая-то память, то она будет негативной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения.
    Но более резкая характеристика дана обществу в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…». Лермонтов описывает конфликт между лирическим героем и обществом, между мечтой и действительностью.
    В стихотворении возникает портрет общества: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Образ маскарада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоциируется общество: «бестрепетные руки», «холодные руки» – такова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта – это Родина, природа, детство, гармония: «Люблю мечты моей созданье…» Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя:
    Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
    И шум толпы людской спугнет мечту мою,
    На праздник не званую гостью,
    О, как мне хочется смутить веселость их,
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!..
    Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово – «железный стих».
    Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен.
    Обратимся к стихотворению «Пророк», которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, стихотворение связано с одноименным стихотворением А. С. Пушкина; и в самом деле «Пророк» Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С другой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт – это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушкина стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лермонтова толпа становится агрессивной: она не просто не принимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию:
    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Там он находит связь между собой и природой. Лермонтов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как «старцы» учат детей не быть похожими на поэта. Они считают поэта отрицательным примером. И, следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же отношением к поэту:
    Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами.
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что бог гласит его устами!
    Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.
    Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.
    Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с проблемами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворениях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла эпоха «безвременья», которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и поэта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лирика Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгляды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения наполнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.

  6. Перед опасностью позорно-малодушны,
    И перед властию — презренные рабы.
    Поэт считает, что его поколению не суждено ничего сделать для страны, и понимал, насколько глубокая пропасть лежит между его поколением «реакции» и пушкинскими современниками, пылающими вольнолюбием, стремлением к переменам и жаждой нового. Пушкин в свое время призывал к борьбе, считал, что его поколению суждено сделать что-то очень важное для России и оставить свой след в истории:
    И на обломках самовластья Напишут наши имена!
    А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» (1818) Люди лермонтовского поколения, чей расцвет пришелся на годы «реакции» (снижения градуса общественного напряжения и разочарования в идеях гражданского гуманизма), должны были все вопросы решать заново, пересматривать свое отношение к реальности и систему ценностей.
    Если в лирике Пушкина жизнь часто преподносится как праздник, как бокал вина, как роман, то у Лермонтова повторяется только один образ — пир, но пир на празднике чужом («Как часто, пестрою толпою окружен», 1840 год).
    Для лермонтовского лирического героя жизнь — бокал, из которого пьешь не в полную силу, а скупо и опасливо; жизнь не приносит никакой радости, в ней нет веры, творчества, любви, нет цели и смысла.
    Лермонтовское поколение получило наследство, которое не может не только использовать по назначению, но и сохранить, оно его просто растрачивает. Лермонтов, понимая это, задумывается о том, как отнесутся к этому потомки, и выносит жестокий вердикт:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Это достаточно строгий суд, но Лермонтову дает право так говорить то, что лирический герой судит себя так же, вместе со всеми. Об этом говорит лирическое «мы», подразумевающее под собой все поколение в целом.

  7. И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
    Как пир на празднике чужом.
    Молодежь «вянет без борьбы», в то время как «огонь кипит в крови» — стремление к активной жизни. Таким образом, автор показывает непри­миримое противоречие между разумом и страс­тью:
    И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.
    Обвиняя в пассивности среду и время, Лермон­тов тем не менее вовсе не оправдывает свое поколе­ние. Он осуждает его бездеятельность и пустоту в эпоху, когда более всего необходима борьба. Поэта огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Автор высказывает уверенность в том, что свобода не приходит сама собой: за нее необходимо бороться, за нее не страшно даже пойти на каторгу или умереть. Он не может смириться с тем, что люди его поколения живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы,
    Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.
    Бездеятельность и пассивность этих людей губят и ум, и знания, и умение ценить и понимать прекрасное. Праздная, безрадостная жизнь ли­шает душу каких бы то ни было чувств, поэтому современники поэта и ненавидят; и любят «слу­чайно», «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви».
    Это поколение старится не только физически, но, в первую очередь, духовно. Их «ровный путь без цели» — это следствие равнодушия, отсут­ствия жизненных тревог и волнений. Нравствен­но опустошенные, утратившие цельность миро­воззрения, они уже не способны на труд и на под­виг.
    В пылком сердце поэта всегда жила светлая мечта о лучшем будущем. Но, видя современную ему действительность, опустошенность душ, се­рое прозябание страны, в которой он родился, Лермонтов невольно начинал испытывать возму­щение, смешанное с тоской и отчаянием. Он меч­тал о счастье, о борьбе, о постоянном движении вперед, но видел лишь медленную гибель своего поколения в равнодушии, бездеятельности, пе­чальном молчании. М. Ю. Лермонтов строго су­дит своих современников, вынося им суровый приговор.
    В своих стихотворениях, посвященных судь­бе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожа­леет о том, что гибнут лучшие силы современни­ков. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Поэта также волновало то, что в этом бездуш­ном мире утрачивается высокое назначение по­эзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонима­ние и забвение. И сам он сознает это, отчего еще более трагичным становится его мироощущение:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенъя,
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
    Да, мировосприятие Лермонтова, его взгляды на будущее поколения и страны были безрадост­ны. Однако само его творчество, поэзия, проник­нутая стремлением к активной деятельности, к борьбе, выделили его из времени, из поколения его современников. «Без шума и следа» — это не о нем, так как лирика этого замечательного по­эта оставила глубокий след в истории мировой литературы. Она жила и продолжает жить до сих пор, пробуждая сердца и зажигая их жаждой ак­тивной, свободной жизни.

  8. ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ. Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова по праву можно на­звать поэтом прошлого и настоящего. Историческая тема, тека смены поколений, нравов, традиций, устоев является одной из важнейших в его творчестве. И если в представителях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патри­отизма, великих идей и активного стремления к цели, то современ­ное ему, а тем более будущие поколения вызывали у него сомнения и грусть.
    К исторической тематике Лермонтова приводят частые и неуте­шительные размышления о судьбе своего поколения. Поэта зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков:
    — Да, были люди в наше время.
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Но автор вовсе не ставит в вину молодому поколению пассивность, апатию, пессимизм. Это не вина, это трагедия поколения, которому выпало жить в тяжелое, нестабильное время. После поражения декабристов стала невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется естественное стремление замк­нуться в себе, уйти от реальной жизни в мир грез и фантазий. М. Ю. Лермонтов и сам относится к этому поколению, потому его произведения чаще всего — не рассуждения стороннего наблюдате­ля, а откровения человека, на себе испытывающего все противоре­чия и трудности времени. Молодые люди, современники Лермон­това — это в основном умные, образованные, талантливые люди, об­ладающие горячим сердцем, стремлением к свободе и счастью. Но в стихотворении «Монолог» поэт пишет, как все их благородные по­рывы гаснут под бременем жестокой жизни, жестокого века:
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы их употребить не можем?
    Как солнце зимнее нл сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша.
    Так недолго Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
    Средь бурь пустых томится юность наша,
    И быстро злобы яд ее мрачит,
    И нам горька остылой жизни чаша;
    И уж ничто души не веселит.
    Образ тех, чья юность томилась «средь бурь пустых», чья недо­лгая однообразная и пасмурная жизнь подобна «солнцу зимнему на сером небосклоне», служит укором не только поколению современ­ников поэта, но и самой существующей действительности, убиваю­щей любые высокие стремления и мечты. Одним из самых ярких произведений Лермонтова, посвященных размышлениям о судьбе своего поколения, является «Дума», написанная в 1838 году. В этом стихотворении чувствуется боль и обида автора за молодых людей, лишенных возможности не только действовать, но и чувствовать:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно.
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Даже лучшие представители молодежи 30-х годов XIX века не знали, как и где можно приложить свои силы.
    В результате многие из них стали безразличными ко всему, рав­нодушными и пассивными:
    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
    Как пир на празднике чужом.
    Молодежь «вянет без борьбы», в то время как «огонь кипит в крови» — стремление к активной жизни. Таким образом, автор по­казывает непримиримое противоречие между разумом и страстью:
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Обвиняя в пассивности среду и время, Лермонтов тем не менее вовсе не оправдывает свое поколение. Он осуждает его бездеятельность и пустоту в эпоху, когда более всего необходима борьба. Поэта огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом ». Автор высказывает уверенность в том, что свобода не прихо­дит сама собой: за нее необходимо бороться, за нее не страшно даже пойти на каторгу или умереть. Он не может смириться с тем, что люди его поколения живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы.
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властию — презренные рабы.
    Бездеятельность и пассивность этих людей губят и ум, и зна­ния, и умение ценить и понимать прекрасное. Праздная, безрадос­тная жизнь лишает душу каких бы то ни было чувств, поэтому со­временники поэта и ненавидят, и любят «случайно», «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви».
    Это поколение старится не только физически, но, в первую оче­редь, духовно. Их «ровный путь без цели» — это следствие равно­душия, отсутствия жизненных тревог и волнений. Нравственно опу­стошенные, утратившие цельность мировоззрения, они уже не спо­собны на труд и на подвиг.
    В пылком сердце поэта всегда жила светлая мечта о лучшем будущем. Но, видя современную ему действительность, опустошен­ность душ, серое прозябание страны, в которой он родился, Лермон­тов невольно начинал испытывать возмущение, смешанное с тоской и отчаянием.
    Он мечтал о счастье, о борьбе, о постоянном движении вперед, но видел лишь медленную гибель своего поколения в равнодушии, бездеятельности, печальном молчании. М. Ю. Лермонтов строго су­дит своих современников, вынося им суровый приговор.
    В своих стихотворениях, посвященных судьбе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожалеет о том, что гибнут лучшие силы современников. Но он также осуждает их за бездействие, предрека­ет им бесславную кончину и презрение потомков:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа.
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой.
    Ни гением начатого труда.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина.
    Потомок оскорбит презрительным стихом.
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Поэта также волновало то, что в этом бездушном мире утрачива­ется высокое назначение поэзии. Пламенная лира уже не может про­никнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, бо­жий избранник обречен на непонимание и забвение. И сам он сознает это, отчего еще более трагичным становится его мироощущение:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда, на голос мщенья,
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок.
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Да, мировосприятие Лермонтова, его взгляды на будущее поко­ления и страны были безрадостны. Однако само его творчество, по­эзия, проникнутая стремлением к активной деятельности, к борь­бе, выделили его из времени, из поколения его современников. «Без шума и следа» — это не о нем, так как лирика этого замечательно­го поэта оставила глубокий след в истории мировой литературы. Она жила и продолжает жить до сих пор, пробуждая сердца и зажигая их жаждой активной, свободной жизни.

  9. Где не погибло слово, там и дело еще не погибло…
    А. И. Герцен
    М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так, большинство произведений Лермонтова написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом пишет Лермонтов в стихотворении “Дума”, говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”.
    Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской поэзии. В них высказано гораздо больше, чем размышления мастеров о своем высоком искусстве. В этих стихах отношение русской поэзии к действительности, к государству, к миру, ко времени: история осознания поэтом своего места в обществе. Конечно, все эти аспекты по-разному преломлялись в творчестве различных поэтов. Свой особенный взгляд на поэзию есть и у М. Ю. Лермонтова. В его стихотворениях нашли свое выражение ощущение трагической несовместимости искусства и наступающего “железного века”, чувство одиночества художника, его разлада с миром.
    В 1837 году Лермонтов, потрясенный страданиями и гибелью А. С. Пушкина, пишет стихотворение “Смерть поэта”, исполненное боли и тоски. В этом произведении Лермонтов размышляет о трагической участи поэта, осмысляет его горькую судьбу, говорит о его убийце. Причем он обвиняет не только Дантеса, так как:
    Не мог щадить он нашей славы;
    Не мог понять в сей миг кровавый,
    На что он руку поднимал!..
    Сколько людей, прекрасно понимавших значение Пушкина для России, не сумели уберечь “солнце русской поэзии!..” Последние главные строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели поэта, им Лермонтов грозит божьим судом. Ему удалось прекрасно воплотить образ великого русского поэта. Но главное в том, что он постиг вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения среди пигмеев с его ранимостью, одиночеством и протестом.
    Не вынесла душа Поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде… и убит!
    А появление убийцы и душителей свободы — следствие существования любого бездуховного сообщества.
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!
    Свои размышления о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире продолжает Лермонтов в стихотворении “Поэт”. Оно начинается с размышления о судьбе кинжала. Было время, когда клинок был верным товарищем своему владельцу. Потом он был взят казаком “на холодном трупе господина” и продан в лавку армянина, где и купил его поэт. И вот теперь кинжал висит без дела, утратив свое назначение, а поэт, глядя на него, размышляет о поэзии своего времени.
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    Поэт вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения, то есть она была орудием для битвы. Для него поэзия прошедших лет — это чаша для пиров, колокол на башне вечевой. Тем самым он подчеркивает, что ее предназначение — обращение к людскому множеству, в объединении людей. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Сейчас же, по мысли автора, она утратила это свое назначение и вряд ли обретет его вновь. Заканчивает Лермонтов свое стихотворение риторическим вопросом:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророй?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Образ осмеянного и презираемого пророка появляется и в стихотворении “Пророк”. Оно является как бы продолжением одноименного произведения Пушкина: поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять “веленье Божие”. Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он один, он продолжает свое дело. Стихотворение прекрасно отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу.
    С тех пор, как вечный суд
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Тему одиночества поэта в этом мире Лермонтов затронул еще раньше, в стихотворении “Нет, я не Байрон…”.
    Слова Герцена выражают истинное значение творчества Лермонтова. Стихи поэта будили мысль в передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

  10. Мать Лермонтова умерла, когда ему было три года, поэтому воспитывала его бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева-Столыпина. Она не разрешала мальчику общаться с отцом, таким образом, ребенок рос без родителей. Впоследствии это вызвало множество комплексов.

    Судьба поэта Лермонтова

    Но именно эта семейная трагедия подтолкнула мальчика к тому, чтобы писать стихи. Он рано сформировался как поэт, в 15 лет уже полноценно писал (например, стихотворения Парус и Нищий принадлежат этому периоду). Собственно, из-за раннего начала творчества Лермонтов и успел написать много, ведь погиб он молодым.
    Сначала с ним занимались домашние учителя, а в 1827 году он поступил в пансион при Московском университете, а потом, в 1830 году, – на филологический факультет МГУ. Несмотря на то, что Университет в то время был центром культурной жизни Москвы, философские споры были неинтересны Лермонтову, он ни с кем не дружил, лекции записывал невнимательно.
    В 1832 году в Москве случилась эпидемия холеры, и Университет закрыли. Бабушка перевезла Лермонтова из Москвы в Петербург, там он хотел продолжить учебу, но не удалось – программы в университетах были разными, перевод ему не разрешили. Поэтому Лермонтов выбрал карьеру военного и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года. Он стал корнетом и начал службу в гвардейском гусарском полку. Ему очень нравилась веселая светская жизнь гусаров, и следующие два года он провел легко и беззаботно.
    Но все изменилось в 1837 году, когда после гибели А.С. Пушкина Лермонтов написал стихотворение Смерть поэта. Распространил он его поначалу в списках, т.к. боялся цензуры. Но император об этом все равно узнал, и Лермонтов оказался под следствием.
    Его сослали на Кавказ, где шла война. В те годы там обетало множество ссыльных – декабристов и штрафных офицеров. Командовал ими младший сын генерала Раевского, благодаря которому на Кавказе образовался свободомыслящий островок александровской эпохи. Но Лермонтову и это было не близко. Он написал стихотворение Дума, где объяснял, что прошлое поколение ему не интересно. Однако с одним человеком из того поколения он все же подружился – с Одоевским.
    В 1838 году, благодаря стараниям бабушки, Лермонтов был прощен и переведен обратно в Петербург, где начал служить в полку Гродно. Следующие два года – его творческий расцвет. Лермонтова приняли в пушкинском кругу, признали его талант.
    В 1840 году Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посла (из-за замужней г-жи Щербатовой). Поскольку оба не хотели дуэли, то выстрелили в воздух. Но посол все равно сообщил об этом императору, и Лермонтова снова сослали – на этот раз в Тенгинский пехотный полк, и там ему уже пришлось воевать в полную силу. За это Раевский представил Лермонтова к ордену, но Николай I не согласился.
    Весной 1841 года Лермонтов поехал в отпуск в Пятигорск, где встретился со своим старым приятелем – Мартыновым. У них были своеобразные отношения: Лермонтов регулярно издевался и недобро подшучивал над Мартыновым. И когда он в очередной раз так поступил, причем в широком кругу, Мартынов не выдержал и вызвал его на дуэль.
    15 июля 1841 года Лермонтов был убит Мартыновым на этой дуэли.

    Основные мотивы лирики Лермонтова

    Главное отличие Лермонтова от Пушкина состоит в том, что он никогда не отказывался от романтизма в поэзии. Он писал на те же темы, но с другой точки зрения, раскрывал их согласно романтической традиции.
    1) Философская лирика во многом она выросла из вольнолюбивой лирики Пушкина. Тот требовал свободы для поэта, а Лермонтов – свободы для любого человека. В отличие от Пушкина, Лермонтов не верил, что все зависит от судьбы. Так возникает стихотворение Парус, посвященное гордой личности, которая желает борьбы.
    2) Патриотическая лирика. В отличие от Пушкина, Лермонтов не принимает свою страну целиком и полностью. Он любит Россию странною любовью – ему нравятся родные пейзажи и дух народа, но само государство, империю и ее историю он ненавидит. Стихотворения на эту тему очень противоречивы.
    3) Интимная лирика. В отличие от Пушкина, у Лермонтова нет дружеской лирики, поскольку и друзей-то не было. Ее заменяет тема поколения, которую он вводит в литературу. Например, в стихотворении Дума (1838 год) Лермонтов дает оценку и своему поколению, и предыдущему – декабристам. Он отрицает необходимость служения Отечеству. Собственное поколение Лермонтов считает потерянным, однако и в предыдущем, по его мнению, ничего хорошего не было, ведь декабристы только мечтали. Лермонтов пишет Бородино, где приходит к выводу, что стоящие люди жили только в 1812 году, а потом остались лишь невыразительные.
    Любовная лирика Лермонтова очень пессимистична. Он всегда пишет либо о несостоявшейся любви, либо о закончившейся, и в центре стихотворения – всегда он сам, страдающий и покинутый. Если сравнить Я вас любил… Пушкина и Нищего Лермонтова, то сразу видно, что Лермонтов – эгоист. Для Пушкина важно было счастье любимой женщины, пусть даже она и не с ним. Лермонтов же смакует собственные страдания, претендует на жалость и сочувствие.
    4) Тема поэта и поэзии. Лермонтов продолжает идею Пушкина: пишет собственное стихотворение Пророк, где представляет, что случится, когда пророк отправится глаголом жечь сердца людей, и решает – ничего хорошего не будет. По его мнению, место поэта – в пустыне, где он никому ничего не должен.
    С пушкинским Разговором книгопродавца с поэтом Лермонтов спорит в стихотворении Журналист, читатель и поэт: он решает, что люди все равно не оценят творчества, поэтому не нужно показывать им свои произведения.
    Смерть поэта – это, в свою очередь, полемика с пушкинским Памятником. Лермонтов считает, что поэту вовсе не нужна вечная слава и признание его таланта после смерти – хорошо было бы, если б ценили при жизни…
    5) Психологическая лирика. Лермонтов первый заостряет литературное внимание на психике. Ему интересны не столько поступки героев, сколько то, что происходит у них в голове. В стихотворении В полдневный жар в долине Дагестана он пытается описать сознание человека. Лирический герой там спит, а сон для Лермонтова равен смерти.
    Подводя итог, следует заметить, что Лермонтов разительно отличается от Пушкина – это люди разных эпох, с разными характерами. Нерационально ставить их в один ряд.

    Нужна помощь в учебе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *