Сочинение на тему тема творчества и судьбы поэта пророка в

11 вариантов

  1. М.Ю. Лермонтов посвятил теме поэта и поэзии значительную часть своего творчества. На самом деле одним из главных мотивов лирики Лермонтова является мотив одиночества поэта, непонятого толпой. Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в самой основе творчества великого поэта. Лирический герой Лермонтова уходит от толпы и замыкается в себе, мучимый абсолютным одиночеством. Примечательно, что стихотворение Лермонтова «Пророк» начинается именно с того момента, на котором остановился А.С.Пушкин в своем «Пророке»:
    С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка…
    Так, если Пушкин показал нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показывает уже результат действий этого пророка. Жизнь его лирического героя полна страданий от непонимания со стороны общественного мнения. Так, «шумный град» встречает героя Лермонтова насмешками и презрением:
    В меня все ближние мои бросали бешено каменья…
    Причина такой трактовки пророка Лермонтовым весьма своеобразна: поэт рисует героя с чисто человеческой, бытовой точки зрения, не наделяя его, в отличие от Пушкина, сверхъественными свойствами. Поэт в своем творчестве опускает поэта-небожителя на землю: у пророка Лермонтова нет веры в людей, нет надежд, примиривших бы его с окружающими, поэтому он обречен на вечное одиночество. Таким же трагичным пафосом вечного одиночества пронизаны и другие стихотворения Ю.М.Лермонтова: «Поэт», «Смерть поэта», «Журналист, читатель и писатель» и другие. Так, стихотворение «Смерть поэта» изменило судьбу поэта, став причиной его ссылки на Кавказ. Неудивительно, что поэт подвергся изгнанию, ведь, подобно Пушкину, он осудил тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, «свободы, гения и славы палачи».

  2. Илюша рассказывает о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. костя повествует о слободском плотнике, известном своей угрюмостью. его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. тогда русалка перестала смеяться и заплакала. на вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи» , теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. поэтому она плачет и убивается. однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. с тех пор плотник гаврила не смеется и даже не улыбается. илюша рассказывает другую быль — о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул) . местный приказчик послал псаря ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. несмотря на странную реакцию лошади, ермил решает взять его с собой. по дороге ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «бяша, бяша» . а баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «бяша, бяша» . дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. упоминает о некой бабе ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. на возражение, что бабка ульяна ещё жива, илюша отвечает, что год ещё не кончился. далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении) , бывшем не так давно. крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «тришка придет» . на вопрос о том, кто такой тришка, илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять народ христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать — ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. в деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения тришка и заявится. даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. один из жителей, бочар, подшутил над ними — надел на голову пустой жбан и испугал всех. над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, павлуша замечает, что это, возможно, душа акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители) . между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там «испортил» . затем вспоминают о мальчике васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. вернувшийся от реки павел сообщает, что слышал на берегу голос васи, который звал его к себе. федя вроде вообще не рассказывал

  3. Сочинение на тему:
    «Тема поэта и поэзии в стихотворении
    М.Ю. Лермонтова «Пророк»
    Выполнила ученица 10 класса
    МОБУ СОШ с.Сухоречка
    Дадукова Алёна.
    М.Ю Лермонтова считают последователем и преемником А.С. Пушкина. Если Пушкину довелось испытать горечь непонимания, то Лермонтов как поэт изведал не только одиночество и непонимание. Его судьба была отчетливо трагическая. И даже собственную гибель Лермонтову подсказала судьба его гениального предшественника. Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения.
    Стихотворение «Пророк» – одно из последних произведений поэта, написано в 1841 году. Оно повторяет название пушкинского стихотворения, написанного в 1826 году.
    В стихотворении Лермонтова речь идет о приобщении человека к тайнам бытия. И хотя оно продолжает пушкинского «Пророка», оно отличается от него и по содержанию, и по стилю. В лермонтовском «Пророке» гораздо меньше старославянизмов. Характер особой суровости судьбе поэта-пророка придали достаточно простые рифмы, использованные автором. Эта стилистическая простота как бы заглушает библейский мотив в произведении. Лермонтов вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбления и попреки людей.
    Стихотворение «Пророк» имеет особое значение для понимания темы предназначения поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я,
    Страницы злобы и порока.
    Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Он показал в своих стихах судьбу поэта, свою собственную судьбу человека, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.

  4. Нежданный сын последних сил природы —
    Возник Поэт,— идет он и поет.
    Е. Баратынский
    С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть Поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Лермонтов говорил о Пушкине как бы от лица всего поколения, исполненного скорби по национальному гению и негодования, направленного против его врагов. Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Заключительные строки стихотворения были восприняты в высшем обществе как вызов:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    Белинский, сравнивая поэта с Пушкиным, предлагал не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — поэт уже совсем другой эпохи. Эта эпоха полна трагического, и именно это сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.
    Великий русский поэт С. Есенин говорил, что только один Лермонтов смог научиться поэзии у Пушкина и является единственным его последователем.
    Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: “Какая польза нам от ней?”
    Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение “Смерть Поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Поэт — гордое, независимое создание, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось небесное и земное, высокое и низкое.
    Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтов ва и образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” Лермонтов строит лирическую композицию на сравнений своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни, назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшавшего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли: стих звучал как колокол на башне “во дни торжеств и бед народных”. Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь “блесткам и обманам”. Заключительная строфа — это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценности:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда, на голос мщенья,
    Из золотых нож он не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    Презрение к пророческому дару нуждается в отмщении со стороны пророка, месть направлена и против века, и против скепсиса и сомнений самого поэта.
    Стихотворение “Пророк” продолжает традиции Пушкина. Пушкин в своем стихотворении намечал путь, которым должен идти тот, кто получил божественный дар. Лермонтов показывает нам отдаленные последствия этого пути. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Стихотворение порождает конфликт с окружающим миром:
    Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами:
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что бог гласит его устами!
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!
    В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой…” поэт размышляет над своим местом среди людей и предсказывает сво? творческий и жизненный путь:
    Кто может, океан угрюмый,
    Твои изведать тайны?
    Кто Толпе мои расскажет думы?
    Я—или Бог — или никто!
    Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения:
    Никто моим словам не внемлет… я один.
    День гаснет… красными рисуясь полосами,
    На запад уклонились тучи, и камин
    Трещит передо мной. Я полон весь мечтами.
    И тщетно я ищу смущенными очами
    Меж: них хоть день один, отмеченный судьбой!
    Поэзия Лермонтова отразила в себе все отзвуки той эпохи. Его стихи по праву занимают ведущее место в русской поэзии. Они всегда будут жить в наших сердцах, так как сила его таланта обессмертила его имя.
    Беру!

  5. 5
    Текст добавил: рыжий мальчик

    июня
    13 2011

    Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова.«Пророк» Лермонтова

    В своем поэтическом завещании — стихотворении «Памятник» — А. С. Пушкин написал:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Все творчество М. Ю. Лермонтова подтвердило справедливость этих строк. Молодой поэт действительно стал приемником и продолжателем Пушкина. С поразительной остротой и политической дерзостью Лермонтов поставил в своих стихах вопрос о трагической судьбе поэта в России. Со стихотворения «Смерть поэта» началась разработка одной из центральных тем всего творчества Лермонтова — о назначении и судьбе поэта в обществе.
    Создавая образ идеального поэта, Лермонтов следует традициям Пушкина. Истинный поэт, по его мнению, это пророк, устами которого глаголет Бог, это народный трибун, который «воспламенял бойца для битвы», пробуждал в человеке благородные мысли и чувства.
    Но лермонтовский пророк живет в более жестокое время, чём пророк Пушкина. Поэтому по-новому в поэзии Лермонтова звучит тема взаимоотношения поэта и «толпы».
    Важно для понимания этой темы стихотворение «Пророк». Это стихотворение Лермонтова напрямую связано со знаменитыми стихами Пушкина. Но поэт показывает, что на самом деле произошло с библейским пророком, когда тот пошел выполнять свою миссию. В стихотворении Лермонтова поэт также наделен божественным даром, способностью видеть суть вещей: «С тех пор, как вечный судия мне дал предвиденье пророка…», но он осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Лирический герой Лермонтова, вернувшись к людям, обнаружил только порок и злобу («В очах людей читаю я страницы злобы и порока»). Пророк не изменяет своему великому назначению и пытается открыть людям истину, но она оказывается невостребованной обществом. Более того, реальное общество оказывается озлобленным и агрессивным. Оно не только не признает законов Божьих, но также пытается избавиться от всех, кто пытается сказать им правду о них и их жизни:
    Провозглашать я стал любви II правды, чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
    Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам, и продолжает свое дело.
    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня, лучами радостно играя.
    Лермонтовский пророк оказывается лишенным какого бы то ни было уважения со стороны общества. Теперь он лишь нищий, побиваемый камнями и пробирающийся через улюлюкающую толпу. Он рождает в душах людей только презрение. Толпа видит й нем изгоя, образец, которому нельзя следовать и не внимать его пророчествам.
    Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, неужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
    Если у Пушкина поэт — это царь, который может игнорировать мнение толпы, может прогнать ее и быть независимым, то у Лермонтова уже толпа изгоняет поэта-пророка. Уже не «светской черни», а к самому пророку обращено слово «глупец».
    Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу. Особый трагизм поэта-пророка заключен в том, что его отвергает не только «светская чернь», но и весь народ, ради которого он и живет на земле. Это подчеркивает разрыв отношений между поэтом и современным обществом.
    Общество времени жизни Лермонтова — масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов почувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихах судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность, правят невежество и бездуховность. Но Лермонтов не предлагает путь смирения. Для него лучше продолжать борьбу, лучше быть изгнанным пророком, чем золоченой игрушкой, бесполезной и жалкой.
    Предыдущие Сочинения: «Выхожу один я на дорогу…». Сказочная картина сна героя
    Следующие Сочинения: Чем объясняются грустные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова?
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова.«Пророк» Лермонтова . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    ПОЭТ И ОБЩЕСТВО В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова.
    Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    М. Ю. Лермонтов: Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова.
    Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  6. Проблемы искусства, мысли о назначении поэта проходят через все творчество Лермонтова. Его интересовали все виды искусства: музыка, живопись, но все же предпочтение он всегда отдавал поэзии. Осознав, что она и есть его призвание, Лермонтов стал задумываться, а для чего нужна она людям, и нужна ли вообще, и какой должна быть настоящая поэзия. Дать однозначный ответ на все эти вопросы не смог еще ни один творческий человек. Несмотря на то что тема поэта для Лермонтова была глубоко личной, его стихотворения о поэте и поэзии связаны с предшествующей литературной традицией: декабристской лирикой, романтической поэзией и, главное, программными декларациями его кумира, «дивного гения», А. С. Пушкина.
    Уже в ранней лирике Лермонтова тема поэта и поэзии соединяется с мотивами общественными. Подтверждение этому — стихотворение «К***» («О, полно извинять разврат!..»), где автор создает образ поэта-гражданина, который «пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни». Главная задача поэта, считал в те годы Лермонтов, говорить людям правду, какой бы она ни была. В связи с этим в стихотворении «Мой дом» поэт пишет: «Мой прекрасный дом для чувства этого построен».
    В зрелом творчестве уже состоявшегося поэта тема поэзии звучит по-новому. Лермонтов уже далек от романтических представлений о поэте как духовном вдохновителе народа: слишком не вязалось это с действительностью. Наоборот, он достаточно четко осознает трагичность судьбы творца и не только объясняет ее враждебностью света, но и связывает с общественными условиями. В том, что гибель поэта в мире зла неминуема, убеждала Лермонтова и судьба его гениального предшественника. В стихотворении, написанном под непосредственным впечатлением трагических событий, Лермонтов трактует гибель Пушкина как проявление борьбы добра со злом. В стихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире материальных ценностей: Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде… и убит!
    В стихотворении «Поэт» автор сравнивает поэзию с кинжалом, который был некогда грозным оружием, а теперь, в эпоху далеко не героическую, превратился в ненужную вещь, и назначение его теперь — в золотых ножнах украшать стену. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился с судьбой. Эта жалкая роль возмущает Лермонтова, вызывает гнев:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенъе?
    В последней строфе стихотворения — горечь, обида, и боль, и стыд Лермонтова за незавидную и недостойную роль поэта, утратившего свое историческое назначение быть пророком и возвышаться над толпой, и вместе с тем — надежда на перемены, на возвращение поэзии ее истинной роли:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    Как истинного творца и ценителя слова, Лермонтова не могло не тревожить состояние современной литературы в целом, которая, по мнению автора, явно деградировала. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» Лермонтов устами читателя возмущается, что часто вместо стихов с глубоким идейным смыслом можно встретить бессмысленные и пустые стишки, не имеющие ничего общего с настоящей поэзией:
    Стихи — такая пустота;
    Слова без смысла, чувства нету,
    Натянут каждый оборот;
    Притом — сказать ли по секрету? —
    И в рифмах часто недочет.
    Проза также, по мнению автора, обеднела: сплошные переводы, а если и встречается оригинальное произведение, то, верно, «над Москвой смеются или чиновников бранят». Избитые темы никому давно не интересны, литература оторвана от жизни: «С кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышат?».
    Кроме того, Лермонтов остро почувствовал значение журналистики (критики) в новых условиях русской жизни. Его мысль в этом стихотворении прямо продолжает пушкинскую. Автор указывает на жалкую роль современной ему журналистики. Устами недовольного читателя он заявляет:
    В чернилах ваших, господа,
    И желчи едкой даже нету —
    А просто грязная вода.
    Критики весьма односторонне, по мнению Лермонтова, понимают свои задачи, которые сводят только к указанию недостатков литературных произведений, часто мелочного свойства.
    Что касается писателя, то в такую эпоху ему трудно найти себе применение: «О чем писать?» Лишь изредка «забот спадает бремя», лишь в такие моменты писатель берется за перо («Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитым водит ум…») и предает бумаге все мысли, но вот беда — он не решается вынести написанное на суд читателя: толпа его не поймет и его же осудит:
    К чему толпы неблагодарной
    Мне злость и ненависть навлечь,
    Чтоб бранью назвали коварной
    Мою пророческую речь?
    В 1841 году Лермонтов пишет стихотворение «Пророк», повторяя название пушкинского стихотворения, в котором автор намечал путь истинного поэта: «И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». В своем «Пророке» Лермонтов как бы показывает путь поэта, внявшего наставлениям великого предшественника. Путь этот оказался необычайно трудным и, самое главное, трагическим. В ответ на любовь «ближние мои… бросали бешено каменья». Изгнанному пророку добра и любви приходится жить в пустыне, в одиночестве. Только звезды, звери и птицы понимают его и радуются его речам. Носитель высоких истин, призванный просвещать людей, становится объектом гонений и насмешек. Судьба пророка, по мнению Лермонтова, трагична: природа его отлична от природы измельчавшего человечества.
    Различие позиций двух русских великих поэтов — в различии эпох, в специфике времени: А. С. Пушкин творил в момент национального подъема, связанного с победой в войне 1812 года, Лермонтов — в эпоху беспросветной николаевской реакции.

  7. Судьбы свершился приговор!
    Автор беспощадно обличает пороки современного ему поколения, высказывает смелые суждения, поднимает проблему нравственного и интеллектуального кризиса общества и т. д. Лермонтов понимал, что в гибели Пушкина виновно общество, которое оттолкнуло его, не смогло разглядеть в нем величайшего гения своей эпохи:
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!..
    Лермонтов говорит, что Пушкин в последние месяцы жизни был одинок, судьба его оказалась трагической. В произведениях Лермонтова судьба поэта практически всегда оказывается трагической. В стихотворении «Пророк» (1841), которое является своеобразным продолжением пушкинского «Пророка» (1826), он продолжает эту тему.
    Если в стихотворении Пушкина описывается лишь процесс становления поэта пророком, то у Лермонтова читатель может найти одну из версий дальнейшего развития событий: избранный Богом, но непризнанный и непонятый в мире людей, пророк так и остается неуслышанным:
    И Бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею Моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    А. С. Пушкин «Пророк»
    С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
    М. Ю. Лермонтов «Пророк»
    В 30-е годы XIX века романтизм был ведущим направлением, и излюбленной темой поэтов-романтиков было противопоставление поэта и толпы. Но даже в этой теме оставались противоречия. Поэты-декабристы представляли поэта как героя, за которым должны были пойти люди.
    В своем стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов показывает два образа поэта: 1) поэт, каким он должен быть и каким он был когда-то и 2) то, что поэт представляет собой в действительности. Начинается стихотворение с шести строф, посвященных кинжалу («Клинок надежный, без порока»), то есть автор метко сравнивает остроту поэтических слов с остротой кинжала. В конце стихотворения Лермонтов вводит голос толпы, и получается, что в стихотворении два поэта и две толпы, и поэт уже не носитель божественной личности, а вполне заурядная личность, ничем не отличающаяся от остальных членов общества. Таким образом Лермонтов устраняет романтические противоречия, но придает слову «толпа» другой смысл, и получается, что поэт сам сын народа и дитя поколения. Единственный вопрос, который Лермонтов задает поэту, — способен ли он воспрянуть ото сна и начать «глаголом жечь сердца людей» (А. С. Пушкин):
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Еще одно важное для понимания темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова стихотворение — «Не верь себе» (1839).Лермонтов, обращаясь к поэту, впервые говорит о том, что толпа, которую все заранее готовы презирать, оказывается, состоит из людей, которые живут, работают, и вполне возможно, тяжело и усердно, но не демонстрируют свои страдания, а достойно несут каждый свой крест:
    Взгляни: перед тобой играючи идет Толпа дорогою привычной,
    На лицах праздничных чуть виден след забот,
    Слезы не встретишь неприличной.
    А между тем из них едва ли есть один,
    Тяжелой пыткой не измятый,
    До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты!..
    По сравнению с этим поэт может предъявить толпе нечто довольно сомнительное. Какое общество — таков и поэт, он не способен принести высшей истины; если у толпы своя трагедия, то у поэта — своя, то есть поэт уже не «сын богов», а именно сын своего времени, и если времена — вялые и безыдейные, то и переживания поэта никто не будет воспринимать всерьез:
    Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
    С своим напевом заученным,
    Как разрумяненный трагический актер,
    Махающий мечом картонным.
    Лекция № 17

  8. Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего ценит собственную свободу, презирая мнения “насмешливого, безумного света”.
    Я сам собою жил доныне,
    Свободно мчится песнь моя,
    Как птица дикая в пустыне,
    Как вдаль по озеру ладья.
    Но уже тогда поэта одолевают сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.
    Безумец я! вы правы, правы!
    Смешно бессмертье на земли.
    Как смел желать я громкой славы,
    Когда вы счастливы в пыли?
    Здесь слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в отторженности от земной, обыденной жизни. Нет. Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Особую актуальность приобретали эти мысли в 30-е годы XIX века, когда именно литературная деятельность давала возможность протестовать против ненавистного уклада жизни. Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт &#151 это человек, который ни перед кем не склоняет “гордого чела”. Но Лермонтов понимал также, что поэзия может превратиться в средство развлечения толпы, если она замкнется в кругу сугубо личных, камерных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, от политической борьбы. Эти мысли Лермонтова с особой силой прозвучали в стихотворении “Поэт”. Он неожиданно и оригинально сближает два образа &#151 кинжала и поэта. Казалось бы, какая может существовать связь между неодушевленным предметом и человеком, наделенным даром слагать стихи? Однако она есть. Это доказывает история кинжала, рассказанная в первой части стихотворения. Автор вспоминает славную боевую службу кинжала, который верой и правдой служил “наезднику в горах”, не на одной груди оставив страшный след “и не одну прорвав кольчугу”. Но после гибели своего хозяина кинжал перестал быть грозным боевым оружием и долго пролежал заброшенным “в походной лавке армянина”.
    Теперь родных ножон, избитых на войне,
    Лишен героя спутник бедный;
    Игрушкой золотой он блещет на стене &#151
    Увы, бесславный и безвредный!
    Смысл истории кинжала в том, что он из страшного оружия превратился в безвредную блестящую игрушку, украшающую ковер. Теперь сравнение кинжала с поэтом принимает понятный и глубокий смысл. Ведь и поэзия может служить забавой, средством увеселения светской знати, если поэт откажется от своего высокого назначения, от своей гуманной миссии.
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?
    В следующих строфах этого стихотворения Лермонтов высказывает свой взгляд на роль и назначение поэзии. Нужность, необходимость поэзии людям подчеркивается здесь выразительными сравнениями: “как чаша для пиров”, “как фимиам в часы молитвы”, “как божий дух” и, наконец, “как колокол на башне вечевой”. Цель поэзии &#151 “воспламенять бойца для битвы”. Значит, поэт &#151 это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей, способный вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью, неподкупностью, энергией и неутомимостью. Но “простой и гордый” поэт не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся “блестками и обманом”. Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта, отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь к поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    В стихотворении “Поэт” возникает мотив взаимоотношения поэта и общества, который становится ведущим в стихотворениях “Смерть Поэта” и “Пророк”. В “Пророке” Лермонтов рисует идеал, созданный его воображением, а в стихотворении “Смерть Поэта” он воплощает его в образе реально живущего человека &#151 великого Пушкина. В нем счастливо соединились и “свободный, смелый дар”, и гордость, и честь, и удивительная способность постижения людей. Именно эти качества Пушкина ненавистны светской черни, “жадною толпой стоящею у трона”, которую Лермонтов прямо обвиняет в убийстве великого поэта России. Он клеймит позором этих высокородных негодяев, бросая им в лицо хлесткие, как пощечина, обвинения: “Свободы, Гения и Славы палачи”, “наперсники разврата”, “надменные потомки известной подлостью прославленных отцов”. Лермонтов грозит им божьим судом, который “недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед”.
    Продолжая тему роли поэта в обществе, Лермонтов пишет стихотворение “Пророк”, в котором развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает “всеведеньем”, которое дает ему право провозглашать людям “любви и правды чистые ученья”. Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от “злобы и порока”. Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате.
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    В своей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду “могущественным старцам” от идеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед трудностями и гонениями.
    Продолжив лучшие пушкинские традиции в определении роли поэта и поэзии в обществе, Лермонтов оказал огромное влияние на многих великих русских поэтов, которые развили его мысли в своей гражданственной, свободной поэзии.

    М. Ю. Лермонтов

    Стихи
    Биография М. Ю. Лермонтова
    Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким…
    Образ Лермонтова. Реферат

    Сочинения

    М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    М. Ю. Лермонтов о своем поколении. Сочинение
    Жизнь и подвиг Мцыри. Сочинение
    “Мцыри” М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Сочинение
    Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    Тема родины в творчестве Лермонтова. Сочинение
    В чем трагедия Печорина? Сочинение
    “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова &#151 социально-психологический роман. Сочинение
    По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Материалы к сочинению
    Тексты произведений:
    М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (278 k)

  9. В своем поэтическом завещании — стихотворении «Памятник» — А. С. Пушкин написал:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
    Все творчество М. Ю. Лермонтова подтвердило справедливость этих строк. Молодой поэт действительно стал приемником и продолжателем Пушкина. С поразительной остротой и политической дерзостью Лермонтов поставил в своих стихах вопрос о трагической судьбе поэта в России. Со стихотворения «Смерть поэта» началась разработка одной из центральных тем всего творчества Лермонтова — о назначении и судьбе поэта в обществе.
    Создавая образ идеального поэта, Лермонтов следует традициям Пушкина. Истинный поэт, по его мнению, это пророк, устами которого глаголет Бог, это народный трибун, который «воспламенял бойца для битвы», пробуждал в человеке благородные мысли и чувства.
    Но лермонтовский пророк живет в более жестокое время, чём пророк Пушкина. Поэтому по-новому в поэзии Лермонтова звучит тема взаимоотношения поэта и «толпы».
    Важно для понимания этой темы стихотворение «Пророк». Это стихотворение Лермонтова напрямую связано со знаменитыми стихами Пушкина. Но поэт показывает, что на самом деле произошло с библейским пророком, когда тот пошел выполнять свою миссию. В стихотворении Лермонтова поэт также наделен божественным даром, способностью видеть суть вещей: «С тех пор, как вечный судия мне дал предвиденье пророка…», но он осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Лирический герой Лермонтова, вернувшись к людям, обнаружил только порок и злобу («В очах людей читаю я страницы злобы и порока»). Пророк не изменяет своему великому назначению и пытается открыть людям истину, но она оказывается невостребованной обществом. Более того, реальное общество оказывается озлобленным и агрессивным. Оно не только не признает законов Божьих, но также пытается избавиться от всех, кто пытается сказать им правду о них и их жизни:
    Провозглашать я стал любви II правды, чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
    Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам, и продолжает свое дело.
    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня, лучами радостно играя.
    Лермонтовский пророк оказывается лишенным какого бы то ни было уважения со стороны общества. Теперь он лишь нищий, побиваемый камнями и пробирающийся через улюлюкающую толпу. Он рождает в душах людей только презрение. Толпа видит й нем изгоя, образец, которому нельзя следовать и не внимать его пророчествам.
    Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, неужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
    Если у Пушкина поэт — это царь, который может игнорировать мнение толпы, может прогнать ее и быть независимым, то у Лермонтова уже толпа изгоняет поэта-пророка. Уже не «светской черни», а к самому пророку обращено слово «глупец».
    Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу. Особый трагизм поэта-пророка заключен в том, что его отвергает не только «светская чернь», но и весь народ, ради которого он и живет на земле. Это подчеркивает разрыв отношений между поэтом и современным обществом.
    Общество времени жизни Лермонтова — масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов почувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихах судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность, правят невежество и бездуховность. Но Лермонтов не предлагает путь смирения. Для него лучше продолжать борьбу, лучше быть изгнанным пророком, чем золоченой игрушкой, бесполезной и жалкой.

  10. Образ поэта – пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
    Впервые о судьбе поэта М.Ю. Лермонтов пишет в  стихотворение «Смерть Поэта». Это великое стихотворение стало не только плачем по погибшему гению, но и рассуждением о трагическом одиночестве поэта в мире:
    «Восстал он против мнений света
    Один, как прежде, и убит!»
    В стихотворении «Поэт» Лермонтов  вспоминает те далекие времена, когда страстное слово поэта отзывалось в сердцах слушателей, когда творчество его было служением, а не мукой одиночества:
    «Твой стих, как Божий дух, носился над толпою,
    И отзвук мыслей благородных
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных».
    Лермонтов  сравнивает судьбу поэта в современном ему обществе с судьбой кинжала, который верно служил своему хозяину, но потом превратился в золотую игрушку и стал бесполезным. Пустота и глухота окружающего мира заставляют поэта уйти в себя, отказаться от высокого служения людям, а это, по убеждению Лермонтова, равнозначно ржавчине клинка.  Призывая поэта услышать зов времени, Лермонтов впервые в своем творчестве употребит образ «осмеянного пророка»:
    «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?»
    «Пророческая речь», «осмеянный пророк» – эти настойчиво повторяющиеся образы получат трагическое завершение в стихотворении «Пророк», которое станет итогом размышлений Лермонтова о судьбе настоящего поэта. Лермонтов сознательно избирает стиховую форму пушкинского «Пророка». Его стихотворение написано тем же размером и звучит как прямое продолжение стихотворения Пушкина. У Пушкина «Бога глас» взывает к пророку:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголам жги сердца людей!»
    Вот главное предназначение пророка, вот его долг перед миром и перед собой. И неважно, как воспримут его слова те, к кому оно обращено. Лермонтов услышал этот призыв, и  его пророк последовал ему. Он принялся «провозглашать» «любви
    и правды чистые ученья», а в ответ «все ближние» в него «бросали бешено каменья».
    Лермонтовский пророк вынужден «посыпав  пеплом главу» бежать подальше от людей, в пустыню, где его благодарно слушают  звезды и бессловесная тварь. Когда же он изредка появляется в «шумном граде», то умудренные старцы показывают на него пальцами и внушают детям:
    «Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен.
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!»        .
    Осмеянный, презираемый пророк, на которого показывают пальцами, как на городского сумасшедшего, – какой страшный образ! Люди не поняли и не приняли пророка. Но ведь сказано: «Нет пророка в своем отечестве». Лермонтов понимал, что жизнь тех, кто несёт новое знание, всегда полна препятствий и людского непонимания, и несмотря ни на что поэт – пророк должен хранить свято «завет предвечного» и нести его людям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *