Сочинение на тему тема творчества в поэзии а с пушкина

13 вариантов

  1. По стихотворениям:
    “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824;
    “Пророк”, 1826;
    “Поэт”, 1827;
    “Чернь”, 1828;
    “Поэту”, 1830;
    “Эхо”, 1831;
    “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, 1836.
    Поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг.
    Альфред Теннисон (англ. поэт)
    Пушкин — поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
    В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.
    Но лишь божественный глагол
    До слуха чуткого коснется,
    Душа поэта встрепенется.
    Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.
    После событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. Он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. Однако заявить об этом открыто было нельзя, и Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. Авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. А назначение поэта — “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь.
    Теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения. Это создается употреблением архаизмов, славянизмов (“вещие зеницы”, “и внял я”), особыми конструкциями фраз (фразы-инверсии). Особой выразительностью отличаются глаголы, передающие процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. Слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя. В первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана:
    Восстань, пророк, пророк России,
    В позорны ризы облекись,
    Иди и с вервием на выи
    К убийце гнусному явись.
    В 1833 году Пушкин написал стихотворение “Осень”. Последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий.
    …в камельке забытом
    Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
    То тлеет медленно — а я пред ним читаю,
    Иль думы долгие в душе моей питаю.
    И забываю мир, и в сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем
    И пробуждается поэзия во мне.
    Поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний. В душе поэта происходит “воображенье”, “стесненье души лирическим волненьем”, “мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. Изображение душевного состояния поэта в минуты творчества, вдохновенья заканчиваются строкой:
    Минута — и стихи свободно потекут.
    Так поэт рассказывает о зарождении его поэтических творений.
    В стихотворении “Поэту” Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, “суд глупца и смех толпы холодной”, однако не потерял веру в себя и свое призвание. Он призывает поэта:
    …дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.
    Ты сам свой высший суд,
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
    Стихотворение написано в форме сонета, старинной стихотворной форме, и подчеркивает независимость творчества автора. В представлении многих современников Пушкина вдохновение поэта и его материальные расчеты никак не согласовывались. Он, будучи поэтом-профессионалом, различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс я его результат — “рукопись”.
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Так говорит автор в своем стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Право на оплату труда представлялось Пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь.
    В 1831 году написано стихотворение “Эхо”. Оно представляет собой развернутое сравнение. Поэт подобен эху. Эхо чутко откликается на все окружающие его звуки.
    Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.
    Так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей жизни. 21 августа 1836 года Пушкиным было написано большое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое является поэтическим выражением многолетних раздумий поэта о назначении искусства, о существеннейших сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной. В стихотворении Пушкин с гордостью говорит о народном признании его произведений — к памятнику “не зарастет народная тропа”; о гуманизме своего творчества — “чувства добрые я лирой пробуждал”, и о свободолюбии — “…в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
    Пушкин считает себя не просто русским, но и общенациональным поэтом. Своей поэзией он обращается ко всем народам, как к равным:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык.
    И гордый внук славян, и финн,
    И ныне дикой тунгус, и друг степей калмык.
    В “Памятнике” поэт утверждает не только важность своего творчества для всех народов России, но и свое мировое значение:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В стихотворении необычайно высоко понимание значения поэта и поэтического творчества. “Нерукотворный памятник” Пушкина “вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа” — это символическое и гордое утверждение величия дела, им совершенного. Высокой торжественной теме стихотворения соответствует и жанр (ода), и мерный шестистопный ямб, изредка сменяющийся четырехстопным, и торжественная речь, насыщенная архаизмами и старославянскими словами.
    Высоко ценя достоинства пушкинской лирики, Белинский писал: “Ни один из русских поэтов не может быть столько, как А. С. Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля”.
    В 1987 году наша страна отмечала пушкинский юбилей. Праздник поэта проходил во всех пушкинских местах. Директор Дома-музея поэта в Михайловском С. С. Гейченко говорил: “Мы счастливы, имея такого поэта, как Пушкин, но и Пушкин должен быть счастлив, имея таких потомков”.

  2. А. С. Пушкин рано начал ощущать себя поэтом. Известно, что писать стихи он начал, еще учась в Лицее. Именно здесь будущий великий поэт осознал свое предназначение, свой смысл существования. Однако размышлять о земной миссии Художника слова, искать ответы на мучительные вопросы творчества Пушкин будет на протяжении всей своей жизни.
    Так, стихотворение «Поэт» (1827) на мой взгляд, в полной мере отражает пушкинскую концепцию поэта и поэзии. В этом произведении художник слова предстает существом, отмеченным Богом, наделенным частью его силы, но в то же время обычным, земным человеком.
    Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается — это уже человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол».
    В этот момент свою прежнюю жизнь поэт оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается его душа: «Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел».
    Позднее, в стихотворении «Эхо» Пушкин создает емкую метафору, в которой выразил закон существования поэта в мире: поэт — эхо мира — слышит и отражает все его звуки, но самого художника не может выразить никто:
    Ты внемлешь грохоту громов,
    И гласу бури и валов,
    И крику сельских пастухов —
    И шлешь ответ;
    Тебе ж нет отзыва…
    Наверное, самым значимым, во многом обобщающим, стихотворением, отражающим представления Пушкина о роли поэта и поэзии, является его «Пророк» (1826). Думаю, что поэт и пророк, образы которых не раз встречаются в пушкинской лирике, имеют немало общего («вещие» зрение и слух) и одинаково важны для людей. Бог — и никто другой — призывает обоих к служению. Можно сказать, что поэт — своеобразный вариант пророка на земле, который воздействует на людей через свое творчество, через слово.
    Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей. От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, люди ждут огненных слов. Бог посылает поэта в мир, чтобы тот «глаголом» жег людские сердца, то есть передавал в слове жар своего сердца (оно — «угль, пылающий огнем»):
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Важно отметить, что в процессе «преображения, превращения» сам поэт испытывает страшные муки — за свою «избранность» он платит кровью и слезами: «Как труп в пустыне я лежал». Возможно, поэт и сам не всегда рад собственной миссии, но в эти моменты он превращается в «проводника». Художник должен выполнять то, что велит ему высшая сила:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Но нельзя думать, будто поэт совершенно лишен собственной воли. Бог наделяет художника «избранными» качествами — он может видеть и узнавать то, что недоступно простым смертным. Однако поэт, отражая мир, может придумывать свои средства для его отражения, то есть поэт полностью свободен в выборе всех творческих способов. С помощью них поэт обращается к людям, открывая им правду о жизни и о них самих.
    Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. Стихотворение «Поэт и толпа» – тому подтверждение. Твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению «непосвященных».
    Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию. Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”(1836), Пушкин был особенно горд тем, что соответствовал высокому идеалу поэта, провозглашенному в его поэтических манифестах. «Слово» и «дело» поэта совпали. Чеканная последняя строфа стихотворения подводит итог пушкинским размышлениям о свободе и звучит как завещание русской поэзии:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспоривай глупца.
    Таким образом, размышления о предназначении поэта и поэзии занимают одно из главных мест в творчестве А. С. Пушкина. По его мнению, поэт и его творчество принадлежат к высшему миру. Их миссия на этой земле — раскрывать людям правду о них самих и о жизни в целом, о законах Вселенной.
    Творческий путь труден и тернист, он посвящен служению человечеству, однако истинным судьей для поэта может быть лишь он сам и Господь Бог.

  3. По стихотворениям:
    “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824;
    “Пророк”, 1826;
    “Поэт”, 1827;
    “Чернь”, 1828;
    “Поэту”, 1830;
    “Эхо”, 1831;
    “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, 1836.
    Поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг.
    Альфред Теннисон (англ. поэт)
    Пушкин — поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
    В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.
    Но лишь божественный глагол
    До слуха чуткого коснется,
    Душа поэта встрепенется.
    Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.
    После событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. Он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. Однако заявить об этом открыто было нельзя, и Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. Авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. А назначение поэта — “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь.
    Теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения. Это создается употреблением архаизмов, славянизмов (“вещие зеницы”, “и внял я”), особыми конструкциями фраз (фразы-инверсии). Особой выразительностью отличаются глаголы, передающие процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. Слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя. В первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана:
    Восстань, пророк, пророк России,
    В позорны ризы облекись,
    Иди и с вервием на выи
    К убийце гнусному явись.
    В 1833 году Пушкин написал стихотворение “Осень”. Последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий.
    …в камельке забытом
    Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
    То тлеет медленно — а я пред ним читаю,
    Иль думы долгие в душе моей питаю.
    И забываю мир, и в сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем
    И пробуждается поэзия во мне.
    Поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний. В душе поэта происходит “воображенье”, “стесненье души лирическим волненьем”, “мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. Изображение душевного состояния поэта в минуты творчества, вдохновенья заканчиваются строкой:
    Минута — и стихи свободно потекут.
    Так поэт рассказывает о зарождении его поэтических творений.
    В стихотворении “Поэту” Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, “суд глупца и смех толпы холодной”, однако не потерял веру в себя и свое призвание. Он призывает поэта:
    …дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.
    Ты сам свой высший суд,
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
    Стихотворение написано в форме сонета, старинной стихотворной форме, и подчеркивает независимость творчества автора. В представлении многих современников Пушкина вдохновение поэта и его материальные расчеты никак не согласовывались. Он, будучи поэтом-профессионалом, различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс я его результат — “рукопись”.
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Так говорит автор в своем стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Право на оплату труда представлялось Пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь.
    В 1831 году написано стихотворение “Эхо”. Оно представляет собой развернутое сравнение. Поэт подобен эху. Эхо чутко откликается на все окружающие его звуки.
    Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.
    Так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей жизни. 21 августа 1836 года Пушкиным было написано большое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое является поэтическим выражением многолетних раздумий поэта о назначении искусства, о существеннейших сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной. В стихотворении Пушкин с гордостью говорит о народном признании его произведений — к памятнику “не зарастет народная тропа”; о гуманизме своего творчества — “чувства добрые я лирой пробуждал”, и о свободолюбии — “…в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
    Пушкин считает себя не просто русским, но и общенациональным поэтом. Своей поэзией он обращается ко всем народам, как к равным:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык.
    И гордый внук славян, и финн,
    И ныне дикой тунгус, и друг степей калмык.
    В “Памятнике” поэт утверждает не только важность своего творчества для всех народов России, но и свое мировое значение:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В стихотворении необычайно высоко понимание значения поэта и поэтического творчества. “Нерукотворный памятник” Пушкина “вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа” — это символическое и гордое утверждение величия дела, им совершенного. Высокой торжественной теме стихотворения соответствует и жанр (ода), и мерный шестистопный ямб, изредка сменяющийся четырехстопным, и торжественная речь, насыщенная архаизмами и старославянскими словами.
    Высоко ценя достоинства пушкинской лирики, Белинский писал: “Ни один из русских поэтов не может быть столько, как А. С. Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля”.
    В 1987 году наша страна отмечала пушкинский юбилей. Праздник поэта проходил во всех пушкинских местах. Директор Дома-музея поэта в Михайловском С. С. Гейченко говорил: “Мы счастливы, имея такого поэта, как Пушкин, но и Пушкин должен быть счастлив, имея таких потомков”.

  4. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «Ведущая тема творчества в лирике А.С. Пушкина»
    Пушкин – все сочинения
    Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни.
    В своём творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чьё творчество можно чётко разделить на периоды, обусловленные влиянием различных литературных течений, его внутренней эволюцией, а также обстоятельствами личной жизни.
    Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Юный поэт искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. В стихотворении «Осгар» (1814) представлен образ старца-барда, взятый из баллад древнешотландского поэта Оссиана.
    Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение «Городок» (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нём мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь:
    Он к солнцу воспарит,
    Превыше смертных станет,
    И слава громко грянет:
    «Бессмертен ввек пиит».
    В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
    Какой-то демон обладал
    Моими играми, досугом,
    За мной повсюду он летал,
    Мне звуки дивные шептал…
    Проблема взаимоотношения поэта и общества и в дальнейшем волновала Пушкина. В стихотворении «Желание славы» (1825) известность признается необходимой для того, чтобы бросить её к ногам любимой женщины, вызвать в ней чувство ревности.
    В стихотворении «Поэт и толпа» (1828) проводится мысль об избранности, отверженности и неподкупности творца, обличается стремление толпы повсюду искать практическую пользу («печной горшок тебе дороже»).
    Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Символика стихотворения близка к романтической традиции, здесь творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. То, что именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие, подчеркивается в другом стихотворении, написанном в михайловской ссылке, — «Поэт» (1827).
    С возрастом в поэзии Пушкина проявляется тенденция отхода от представлений о творчестве как о забаве, безвинной шалости или как о средстве воздействия на общество. Поэзия все более понимается как путь к духовному совершенству, как некая миссии – «глаголом жечь сердца людей».
    В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство может, в конечном счёте, «прах пережить и тленья убежать», подняться «выше Александрийского столпа». Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Искусство не должно зависеть от мнения «черни»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    Именно этим принципам и следовал Пушкин на протяжении всей своей жизни.

  5. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли…
    А. С. Пушкин
    Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Ови­дием, Ломоносовым, Державиным.
    Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, полу­чая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в ми­ровоззрении поэта.
    Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:
    Лачужка под землей, высоки чердаки —
    Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
    Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое по­прище. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».
    В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представи­тель «непосвященной» толпы — книгопродавец. Взгляд автора на литера­туру, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пла­менный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»
    Делиться не был я готов С толпою пламенным восторгом.
    «Какое дело свету?.. Я всем чужой!» — восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:
    Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет.
    И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба — и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, что­бы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, кото­рую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
    Поэт выделяется из общей массы. Поэт — избранник, но избранниче­ство достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.
    В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно вы­полнять свою миссию. Характерно, что если в других стихотворениях Пуш­кин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврей­ский Бог, Серафим. Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрач­ной пустыне» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Послан­ник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слы­шит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще вы­сокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит. Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей сво­им поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного из­брания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:
    Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон,
    В заботы суетного света Он малодушно погружен…
    Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого кос­нется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:

  6. Основные темы творчества А. С. Пушкина. Одной из отличительных особенностей А. С. Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Много сил Пушкин отдал созданию глубоко искрен­ней, реалистической лирики. Лирика была дорога поэту как воз­можность выражать свои чувства и настроения, участвовать в об­щественно-политической и литературной жизни России.
    Пушкин привлёк к себе внимание прежде всего как поэт — выразитель передовых взглядов своего века, певец политической свободы. Наиболее чётко его взгляды отразились в оде «Вольность», написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообраз­ные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключи­тельные строки второй строфы:
    «Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!»
    Эта же тема, тема вольности и борьбы с самодержавием, зву­чит и в стихотворении «К Чаадаеву». Пушкин призывает отчизне посвятить «души прекрасные порывы», бороться за её свободу. Любовь к родине для него неразрывна с борьбой, и он верит в не­избежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: «Взойдет она, звезда пленительного счастья!»
    Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина являет­ся стихотворение «Деревня», в котором благодаря приему противо­поставления ярко и резко подчёркивается несправедливость и жес­токость крепостного права. Именуя себя «другом человечества», Пушкин говорит о «диком барстве», которое «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души, и у него срываются горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» Его пламенное жела­ние — увидеть «народ неугнетенный» и взошедшую над страной «пре­красную зарю свободы просвещённой». Тема свободы, борьбы, сча­стья народа проходит через всё творчество поэта. Здесь и его «Сказ­ки», стихотворения «В Сибирь», «Арион» и другие.
    Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому за­мечательному чувству — дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья, которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Друж­ба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:
    «И, признаюсь, мне во сто крат милее
    Младых повес счастливая семья,
    Где ум кипит, где в мыслях волен я».
    Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским дру­зьям из ссылки «19 октября 1827 года». Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.
    Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе на­шла своё художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин». Сначала его стихи носят романтический характер, например, стихотворение «К морю». В нём звучит речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими воп­росами, эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощной и гор­дой красоты.
    В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его сердцу красоту родной приро­ды. Как замечательны егб картинки осени, зима в «Евгении Оне­гине», описания замечательной крымской природы в «Бахчисарай­ском фонтане»! Всем знакомы его стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Туча», «Вновь я посетил» и другие.
    Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на вся­кий призывный звук жизни. Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравствен­ным идеалом, особенно воплощенном в стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и тра­гическое — ревность, разлука, смерть. Пушкин, его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит так безна­дежно:
    «Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим».
    Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с ли­рическим пейзажем, который так гармонирует с тем чувством, которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихо­творениях: «Кто знает край, где небо блещет», «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти основные темы лирики поэта отчётливы и в его романтических поэмах, цикле произведений о Петре I, в его поэме «Полтава» и повестях Белкина, романе «Евгений Оне­гин» и трагедии «Борис Годунов».
    Но особо хочется остановиться еще на одной теме — это раз­мышления о судьбе поэта, его назначении в условиях жестокой николаевской реакции. Он создаёт стихотворение «Пророк», напи­санное непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами. В образе пророка выступает поэт-гражданин, не­сущий своё пламенное, свободное слово в народ. Только тот поэт, по мнению Пушкина, кто всегда душой и помыслами со своим народом. Только он может оправдать своё назначение: правдивым поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства. Он призывает поэта «глаголом жечь сердца людей».
    Подводя итог своему творчеству, А. С. Пушкин в стихотворе­нии «Я памятник себе воздвиг …» утверждает, что заслужил пра­во на признание и любовь народа тем, что:
    «… чувства добрые я лирой пробуждал,
    … в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал».
    Равнодушно принимая хвалу и клевету, «обиды не страшась, не требуя венца», Пушкин следовал своему призванию.
    Лирика Пушкина, являясь живым откликом поэта на современ­ную ему жизнь, в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полногу восприятия жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служению Родине. Думаю, что стихи Пуш­кина вечны, что они интересны людям разных поколений «всех времён и народов».

  7. Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире?
    В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы…
    Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.
    Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом” также посвящено теме поэта и поэзии. Поэт тоскует о тех временах, когда он “писал из вдохновенья, не из платы”. Но слава лирического героя отобрала у него покой: “свет узнал и раскупил” его “сладкозвучные творенья”. Но “гоненье низкого невежды” и “восхищение глупца” вовсе не стоят того, чтобы творить ради них, считал Пушкин. Светская чернь недостойна вдохновения великого поэта. Восхищению толпы, славе в свете лирический герой предпочитает свободу. Но книгопродавец возражает:
    Наш век — торгаш; в сей век железный
    Без денег и свободы нет.
    Он хочет приобрести рукопись новой поэмы поэта и предлагает:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Что ж медлить?
    Поэт соглашается, но выражая свое согласие, резко переходит на прозу: “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”. Ведь в продаже своего творчества никакой поэзии нет. Поэту дан дар от Бога, он призван “глаголом жечь сердца людей”, а не продавать свои стихи. Но такова жизнь, и в этом – трагедия для истинного певца, для великого поэта.
    Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с “толпой”, то есть светской чернью, посвящены стихотворения “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”.
    В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт – обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”:
    Молчит его святая лира;
    Душа вкушает хладный сон,
    И меж детей ничтожных мира,
    Быть может, всех ничтожней он.
    Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”,
    На берега пустынных волн,
    В широкошумные дубровы…
    Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей.
    Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы:
    К какой он цели нас ведет?
    О чем бренчит? Чему нас учит? –
    толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них – пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство:
    Какая польза нам от ней? –
    говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”:
    Подите прочь – какое дело
    Поэту мирному до вас!
    В разврате каменейте смело,
    Не оживит вас лиры глас!
    Душе противны вы, как гробы.
    Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.
    Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.
    Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда
    …пускай толпа его бранит
    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
    И в детской резвости колеблет твой треножник.
    Об одиночестве поэта и непонимании читателей говорится и в стихотворении “Эхо”. Настроение автора в начале и в конце этого произведения неодинаково. В начале Пушкин рассказывает о том, как рождаются стихи. Любой звук побуждает поэта к творчеству, вселяет вдохновение: и рев зверя, и гром, и пение девушки, и крик пастухов. У поэта “на всякий звук” есть “свой отклик в воздухе пустом”. Именно поэтому певец и сравнивается с эхом. Но, как и эхо, ответа на свои “отклики” поэт не получает. Таким образом, концовка стихотворения печальна, ведь судьба поэта подчас трагична: не все его призывы пробуждают сердца людей, не всем близки его стихи.
    В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни. Александр Сергеевич желает сохранить независимость своего таланта от посягательств на него со стороны света. Этим настроением проникнуто стихотворение “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину?
    …Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться здесь и там…
    Именно это автор считает высшим счастьем, истинными правами. Это та цель, к которой, по мысли Александра Сергеевича, следует стремиться. Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. Обращаясь к Музе, автор призывает ее быть послушной “веленью Божию”, воспринимать равнодушно “хвалу и клевету” и, главное, “не оспоривать глупца”. Этот призыв обращен к поэту, которому предстоит творить в будущем.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

  8. … неподкупный голос мой
    Был эхо русского народа.
    – А.С.Пушкин.
    В одном из своих стихотворений русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев сказал:
    Нет выше ничего предназначения поэта: святая правда — долг его, предмет — полезным быть для света.
    В полной мере это можно отнести к творчеству А.С.Пушкина. Вопросы о предназначении поэта и поэзии затрагивались и его предшественниками, но именно у Пушкина их разрешение получает особую философско-гражданскую окраску. Пушкин рано почувствовал в себе силу поэтического таланта. В 15 лет он писал:
    И знай, мой жребий пал: Я лиру избираю.
    Слова эти оказались пророческими. Александр Сергеевич был первым литератором-профессионалом, и говорил он об этом с иронией:
    Не продается вдохновенье. Но можно рукопись продать.
    Но полностью свое отношение к роли поэта Пушкин выразил в более поздних произведениях. В стихотворении «Пророк» (1826) он совершенно правильно говорит о том, каким должен быть поэт, говорит о призвании поэта. Прежде всего поэт, по мнению Пушкина, должен видеть все самое важное в окружающей его жизни, должен все слышать, должен обладать даром проникновенной и волнующей речи, даром глубоких переживаний, чтобы затем выполнить свое основное предназначение:
    Глаголом жечь сердца людей.
    К этому времени Пушкин настолько нравственно перерос светское общество, что между поэтом и этим обществом возникает конфликт, основанный на взаимном непонимании. И отсюда вытекает заметный у Пушкина мотив независимости поэтического творчества от запросов светской «черни», перед которой поэт «не клонит гордой головы». Он ясно говорит о себе и о других поэтах:
    Не для житейского волненья,
    Не для корысти, не для битв,
    Мы рождены для вдохновенья,
    Для звуков сладких и молитв.
    Может быть, это звучало слишком резко, но именно это хотел сказать поэт. И этот мотив повторяется много раз. Даже удивительно, что в светлом и солнечном творчестве Пушкина мотив отчужденности от светской толпы повторяется так часто! Еще ярче звучит он в стихотворении «Поэту», где, несомненно, Пушкин под словом «народ» подразумевает высший свет. Если раньше поэт говорил о том, что тщетно оживлять светскую толпу «гласом лиры», то здесь он говорит о том, что такая толпа не может быть «строгим ценителем и судьей», и поэтому творец — «сам свой высший суд».
    Поздний Пушкин — художник-реалист. Переход этот отразился также и на изображении поэтом процесса художественного творчества, которое теперь является результатом простого поэтического вдохновения без участия «Апполонов», «божественных глаголов» и т.п. Этот взгляд ярко выражен в стихотворении «Осень», написанном в 1833 году. А в несколько более раннем стихотворении «Эхо» Пушкин вскрывает всю сущность поэта, говоря о том, что поэт должен, как эхо, откликаться на все важнейшие события. Непонимание общества заставляет Пушкина сказать горькие слова: «Тебе все нет отзыва… Таков и ты, поэт». Такой взгляд — основной в пушкинской лирике. Пушкин подтвержает его всем своим творчеством, темами его и звуками. И в стихотворении «Памятник» он прямо подводит итог:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит…
    Таков Пушкин, таково его понимание роли поэта и поэзии в любом обществе.

  9. Тема: – Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

    По стихотворениям:
    “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824;
    “Пророк”, 1826;
    “Поэт”, 1827;
    “Чернь”, 1828;
    “Поэту”, 1830;
    “Эхо”, 1831;
    “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, 1836.
    Поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг.
    Альфред Теннисон (англ, поэт)
    Пушкин — поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
    В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.
    Но лишь божественный глагол
    До слуха чуткого коснется,
    Душа поэта встрепенется.
    Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.
    После событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. Он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. Однако заявить об этом открыто было нельзя, и Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. Авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. А назначение поэта — “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь.
    Теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения. Это создается употреблением архаизмов, славянизмов (“вещие зеницы”, “и внял я”), особыми конструкциями фраз (фразы-инверсии). Особой выразительностью отличаются глаголы, передающие процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. Слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя. В первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана:
    Восстань, пророк, пророк России,
    В позорны ризы облекись,
    Иди и с вервием на выи
    К убийце гнусному явись.
    В 1833 году Пушкин написал стихотворение “Осень”. Последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий.
    …в камельке забытом
    Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
    То тлеет медленно — а я пред ним читаю,
    Иль думы долгие в душе моей питаю.
    И забываю мир, и в сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем
    И пробуждается поэзия во мне.
    Поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний. В душе поэта происходит “воображенье”, “стесненье души лирическим волненьем”, “мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. Изображение душевного состояния поэта в минуты творчества, вдохновенья заканчиваются строкой:
    Минута — и стихи свободно потекут.
    Так поэт рассказывает о зарождении его поэтических творений.
    В стихотворении “Поэту” Пушкин говорит о независимости творчества от оценки толпы. Он на себе испытал похвалы, “суд глупца и смех толпы холодной”, однако не потерял веру в себя и свое призвание. Он призывает поэта:
    …дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.
    Ты сам свой высший суд,
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
    Стихотворение написано в форме сонета, старинной стихотворной форме, и подчеркивает независимость творчества автора. В представлении многих современников Пушкина вдохновение поэта и его материальные расчеты никак не согласовывались. Он, будучи поэтом-профессионалом, различал в поэтическом труде две стороны: творческий процесс я его результат — “рукопись”.
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Так говорит автор в своем стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Право на оплату труда представлялось Пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь.
    В 1831 году написано стихотворение “Эхо”. Оно представляет собой развернутое сравнение. Поэт подобен эху. Эхо чутко откликается на все окружающие его звуки.
    Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.
    Так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей жизни. 21 августа 1836 года Пушкиным было написано большое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое является поэтическим выражением многолетних раздумий поэта о назначении искусства, о существеннейших сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной. В стихотворении Пушкин с гордостью говорит о народном признании его произведений — к памятнику “не зарастет народная тропа”; о гуманизме своего творчества — “чувства добрые я лирой пробуждал”, и о свободолюбии — “…в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
    Пушкин считает себя не просто русским, но и общенациональным поэтом. своей поэзией он обращается ко всем народам, как к равным:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык.
    И гордый внук славян, и финн,
    И ныне дикой тунгус, и друг степей калмык.
    В “Памятнике” поэт утверждает не только важность своего творчества для всех народов России, но и свое мировое значение:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    В стихотворении необычайно высоко понимание значения поэта и поэтического творчества. “Нерукотворный памятник” Пушкина “вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа” — это символическое и гордое утверждение величия дела,’ им совершенного. Высокой торжественной теме стихотворения соответствует и жанр (ода), и мерный шестистопный ямб, изредка сменяющийся четырехстопным, и торжественная речь, насыщенная архаизмами и старославянскими словами.
    Высоко ценя достоинства пушкинской лирики, Белинский писал: “Ни один из русских поэтов не может быть столько, как А. С. Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля”.
    В 1987 году наша страна отмечала пушкинский юбилей. Праздник поэта проходил во всех пушкинских местах. Директор Дома-музея поэта в Михайловском С. С. Гейченко говорил: “Мы счастливы, имея такого поэта, как Пушкин, но и Пушкин должен быть счастлив, имея таких потомков”.

  10. Пушкин с юношеских лет сознавал высокое назначение поэзии и ответственность поэта за высказанное поэтическое слово. Уже в 1818 году в стихотворении «К Н. Я. Плюсковой», написанном по заказу в честь императрицы, поэт с гордостью утверждает независимость своей «лиры скромной, благородной», неспособность к лести, предельную искренность поэтического творчества, а также особое место поэзии в иерархии ценностей: «Свободу лишь учася славить, стихами жертвуя лишь ей…». А.С.Пушкин с достоинством оценивает свое поэтическое творчество, считает себя выразителем жизненной правды: Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. Однако только объективно отражать жизненные реалии — удел летописца, а не поэта. Главная задача поэзии — пробуждение национального самосознания, стремление к духовному совершенствованию. Поэт должен уметь достучаться до сердца человека, заставить его взглянуть на свою жизнь по-новому, внушить ему высокие идеалы социальной справедливости. Иногда Пушкин с горечью констатирует ограниченность поэтических возможностей в воздействии на читателя:
    О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? Наиболее полно представления Пушкина об общественной функции поэзии и роли поэта как мудрого и страстного провидца исторической народной судьбы, как высокого избранника воплотились в стихотворении «Пророк». В основу легла библейская легенда об очищении посланником Бога серафимом, избранным среди людей для выполнения высокой миссии: нести голос Бога людям. Проникнутое возвышенным лиризмом стихотворение воспринимается вначале как молитва, а в конце — как гимн. Жестокая, кровавая операция серафима символизирует напряженную, самоотверженную работу над собой поэта, претендующего на роль народного трибуна, духовного вождя нации:
    И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Поэт должен избавиться от ложного сострадания к слабо-1-гям человеческим, проявлять твердость и даже жестокость и деле высокого служения. Пушкин убежден: поэт, служа искусству, должен отречься от всего суетного, «мирского», по-другому видеть и слышать, забыть о своем слабом человеческом сердце. И торжество идеалов свободы, истины, добра станет поэту достойной наградой за самоотречение. Бог при-аывает лирического героя решительно следовать высокому призванию и открывать человечеству слова истины:
    Восстань, пророк, и виждъ, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Написанное несколько позднее стихотворение «Поэт» заметно отличается от «Пророка» по эмоциональному строю, стилистике, лексическим средствам. Поэт в нем изображен не и минуты творческого вдохновения, духовного подъема, а в обыденной жизни, когда «в заботах суетного света он малодушно погружен». Но это не снижает тональность стихотворения, в делает его более интимным. Пушкин резко противопостав-( диет две стороны жизни поэта: поэт-творец и поэт-обыватель, причем демонстративно возвеличивает первую ипостась.
    Временное погружение поэта «в заботы суетного света» не снижает его образ, а, напротив, подчеркивает отчужденность от мира, и утверждает, что подлинная жизнь творца — в его искусстве. В обыденной жизни поэт никто, «тоскует он в забавах мира», а оживает лишь во время поэтического вдохновения, «на берегах пустынных волн», вдали от «людской молвы», где создает вымышленный мир, в котором он от «детей ничтожных мира» поднимается до вершин человеческого духа.
    Стихотворение «Поэт» похоже на авторскую исповедь, которая в силу своей глубокой значимости приобретает и общее тшчение. Пушкин действительно часто оказывался «малодушно погружен» в суету светской жизни, что истощало его силы. Поэтому и стремился он в деревенскую глушь, к умиротворяющей природе, всегда вдохновляющей поэзию.
    В проблемном, вызвавшем множество споров стихотворении «Поэт и толпа» толпа порицает поэта за бесполезность: «Как ветер, песнь его свободна, / Зато как ветер и бесплодна: / Какая польза нам от ней?». Но поэт резко парирует несправедливые нападки, упрекает толпу в приземленности мышления и недостатке воображения:
    Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы все — на вес Кумир ты ценишь Белъведерский. Поэт уверен, что цель поэзии — в духовном развитии человечества, в пробуждении человеческой мысли, а воплощенные в стихах поэтические идеи — не прописные истины, а пища для пытливого ума. В заключительных строках стихотворения Пушкин отстаивает независимость поэтов от прямого участия в конкретных жизненных коллизиях: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Пушкин не сторонник теории «чистого искусства», как это утверждали многие, ссылаясь на строки его стихотворения «Поэт и толпа»: «Подите прочь — какое дело / Поэту мирному до вас! / В разврате каменейте смело, / Не оживит* вас лиры глас!». На самом деле тема призвания поэта иссле-| дуется в этом произведении более глубоко. Проблемы, свя-| занные с высоким предназначением поэта, рассматриваются! в новом аспекте: может ли и должна ли поэзия приносить прямую пользу человеку? В чем заключается ее значение и’ польза? Пушкин проник в глубинные истоки проблемы, в сложный процесс воздействия поэзии на умы людей и определил истинную сущность творчества.
    Пушкин отстаивал право творца быть взыскательным су
    дьей, ибо настоящий поэт — самый строгий критик своего
    творчества; проповедовал творческую самостоятельность и не
    зависимость от «суда глупца и смеха толпы холодной»:
    Ты сам свой высший суд;
    Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.

  11. Посвящая стихи теме поэта и поэзии, Пушкин постоянно пытается размышлять о предназначении поэта, его роли и функции в жизни общества. При этом он берет на себя смелость говорить и о тех самых качествах, которыми должен обладать каждый поэт. Эти рассуждения хорошо прослеживаются в работе под названием Пророк. И тут мы видим, что для поэта недостаточно просто получить вместо языка жало мудрой змеи, а вместо сердца получить пылающий уголь. Нужно обязательно иметь высокие идеи и цель. Именно ради этого и нужно работать, донося свою мысль обществу и народу.
    Раскрывая в своей лирике роль поэта и поэзии, Пушкин идет дальше. В своих работах Поэт и толпа и Эхо писатель говорит о личной свободе. Поэт должен быть независим от толпы и ее мнения. Как должен быть независим и от тех, кто равнодушен к поэзии. Для поэта важно вопреки всему раскрывать и указывать на актуальные проблемы человечества. Именно по этим причинам поэты часто одиноки и постоянно гонимы властями. Ведь не все в состоянии понять творчество, идею и высокие устремления поэта. Но даже все это не повод прекращать писать. Истинный поэт будет продолжать творить независимо от сложившихся обстоятельств, даже включая одиночество.

  12. ЕГЭТема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни.
    В своём творчестве Пушкин обращался и к традиционным формам поэзии, и к прозе, и к белому стиху. Он относился к тем поэтам, чьё творчество можно чётко разделить на периоды, обусловленные влиянием различных литературных течений, его внутренней эволюцией, а также обстоятельствами личной жизни.
    Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Юный поэт искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. В стихотворении «Осгар» (1814) представлен образ старца-барда, взятый из баллад древнешотландского поэта Оссиана.
    Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам отразились в увлечении популярным среди них жанром послания. Именно так написано стихотворение «Городок» (1815), которое можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нём мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь:
    Он к солнцу воспарит,
    Превыше смертных станет,
    И слава громко грянет:
    «Бессмертен ввек пиит».
    В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) мы видим попытку реалистически осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
    Какой-то демон обладал
    Моими играми, досугом,
    За мной повсюду он летал,
    Мне звуки дивные шептал…
    Проблема взаимоотношения поэта и общества и в дальнейшем волновала Пушкина. В стихотворении «Желание славы» (1825) известность признается необходимой для того, чтобы бросить её к ногам любимой женщины, вызвать в ней чувство ревности.
    В стихотворении «Поэт и толпа» (1828) проводится мысль об избранности, отверженности и неподкупности творца, обличается стремление толпы повсюду искать практическую пользу («печной горшок тебе дороже»).
    Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Символика стихотворения близка к романтической традиции, здесь творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий. То, что именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие, подчеркивается в другом стихотворении, написанном в михайловской ссылке, — «Поэт» (1827).
    С возрастом в поэзии Пушкина проявляется тенденция отхода от представлений о творчестве как о забаве, безвинной шалости или как о средстве воздействия на общество. Поэзия все более понимается как путь к духовному совершенству, как некая миссии – «глаголом жечь сердца людей».
    В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) Пушкин как бы подводит итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство может, в конечном счёте, «прах пережить и тленья убежать», подняться «выше Александрийского столпа». Предназначение искусства в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Искусство не должно зависеть от мнения «черни»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    Именно этим принципам и следовал Пушкин на протяжении всей своей жизни.
    http://www.examens.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *