Сочинение на тему тема жизни и смерти в лирике лермонтова

6 вариантов

  1. Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, “И скучно и грустно”, “Любовь мертвеца”, “Эпитафия” (“Простосердечный сын свободы…”), “1830. Мая. 16 числа” (“Боюсь не смерти я. О нет!..”), “Могила бойца”, “Смерть”, “Валерик”, “Завещание”, “Сон”.
    Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы “Героя нашего времени”, будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
    В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим “я” гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни “в шумном граде”, ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
    В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает “чужое” сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?
    Философская тема в лирике
    Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы – темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.
    Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад – прошедшее ужасно; Гляжу вперед – так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.
    Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен… этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
    ⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒
    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

  2. Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие. Такие раздумья являются составляющей всех великих произведений литературы и искусства. В романе «Герой нашего времени», составленного из рассказов разных людей, Лермонтов подает и их представления о жизни и смерти. А они, жизнь и смерть, всегда рядом – и в курортных городках на водах, и среди бедных горных поселений, и среди контрабандистов. Романтический и одинокий герой Печорин, офицер, который видел много смерти, переживает все, что произошло с Белою. Он делает все для того, чтобы как-то облегчить ее страдание, а когда Бела все же таки умирает, больше никогда об этом не говорит – ни с кем. Максим Максимович очень сочувствует Беле, к которой относится, как к дочери. Когда Бела умирает, он поражен ее смертью: «Видел я много, когда люди умирают в госпиталях и на полях битв, только все это не то, совсем не то. » Максим Максимович сам делает для Бели гроб, украшает его черкесскими тайнами. Он сочувствует Печорину: «Я б на его месте умер из горя», – говорит он. И, подбивая итог в этой истории, он неожиданно отмечает: «Нет, она хорошо умерла, что умерла: что бы с ней произошло, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это все одно бы состоялось, рано или поздно. »
    Максим Максимович воспринимает жизнь такой, какой она есть, ему нравится общаться, помогать людям. Он старательный и порядочный офицер, умеет хорошо и вкусно готовить (особенно фазанов), устраивать быт, любит красивые вещи, обожествляет охоту. Иногда говорят, что Печорин холодный одиночка, и это не так! Он любит дикарку Белу, возможно, не только как женщину, а и как ребенка, но просто не способен дарить ей много времени. Ему скучно с ней, поэтому Печорин постоянно оставляет ее дома саму, не считаясь с ее слезами. По-своему он любит и понимает Максима Максимовича, иронического, упрямого, сварливого штабс-капитана.
    А сам автор, тот, кто, рассказывает о Печорине, Максиме Максимовиче, Беле? Поскольку он писатель, итак любит разговаривать о своих героях, видеть новые края. Однако, развернув однажды «Героя нашего времени», можно прийти в изумление. В начале части, которая имеет название «Журнал Печорина» написано: «Недавно я услышал, что Печорин, возвращая из Персии, умер. Эта весть меня обрадывала. » Как же так? Неужели можно радоваться с того, что кто-то умер, хотя и не близкий или мало знакомый человек? Понятно, что автор не может дождаться, когда можно будет напечатать дневник Печорина, но не ощущать радость, же? Так, это автор – герой-одиночка, а Печорин – лишь его бледное отображение. В разделе, который имет название «Фаталист», устами Печорина Лермонтов рассказывает историю поручика Вулича, который решил подвергнуть испытанию на себе – может ли человек свободно распоряжаться собственной жизнью, или для каждого последняя минута уже определена? Это была известная русская игра, которую позднее было названо «русскою рулеткой». Вулич выиграл пари, так как ни разу не пострадал от выстрела и на следующий день тот, кто играл со смертью, был убит казаком. Именно этот случай стал причиной того, что Печорин стал называть себя фаталистом – человеком который верит в судьбу. «Мне нравится сомневаться во всем. я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться – и смерть не обойдешь. »
    Интересно, что именно этими мыслями из дневника Печорина о смерти Лермонтов заканчивает свой роман о русском офицере-фаталисте. Сам Лермонтов, понимал, что именно фатализм помогают воинам преодолеть страх смерти. 8 июля 1841 г. Лермонтова вызвал на дуэль М. Мартинов. 15 июня возле подножия воспетой им горы Машук поэт был убит.
    Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
    Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.
    Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова Автор статьи: К.А. Кедров
    Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стихотворении «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
    Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной. » [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» . Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
    Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
    Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветер. ») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет. ». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
    В трех стихах, озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит. ») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стихотворении «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон».

    / Критика / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  3. Автор статьи: К.А. Кедров
    Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стихотворении «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало».
    Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стихотворении «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
    Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной!…» [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» . Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
    Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
    Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветер…») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет…». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
    В трех стихах, озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит…») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стихотворении «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон».
    Добавил: trane2012
    Сохранить

    / Критика / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

    Смотрите также по
    разным произведениям Лермонтова:

    Сочинения

  4. В разделе Литература на вопрос Тема жизни и смерти в лирике Лермонтов заданный автором Pseeh56 лучший ответ это Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживания Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стих. «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало». Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, естественный пли «избранный» героем, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стих. «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др. Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной. » [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» («1830. Майя. 16 число»). Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»). Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»). Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветр. ») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет. ». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью. В трех стих., озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит. ») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стих. «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стих.
    Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и

  5. Лирика Лермонтова
    План.
    Введение в лирику Лермонтова
    Любовь в лирике Лермонтова
    Основные мотивы лирики Лермонтова
    Человек и природа в лирике Лермонтова
    Лирический герой в лирике Лермонтова
    Список литературы
    I. Введение в лирику Лермонтова.
    В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез.
    И звук его песни в душе молодой
    Остался без слов, но живой
    Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
    Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.
    И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.
    II. Любовь в лирике Лермонтова.
    В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе.
    “Любить, но кого же?…” Одиночество усиливало поиски “души родной”.
    Я не могу любовь определить,
    Но это страсть сильнейшая! –
    любить.
    Необходимость мне; и я любил
    Всем напряжением душевных сил.
    Лермонтов может с поразительной душевной щедростью написать: “Преданный Вам на весь вечер и на всю жизнь”, а может саркастически заметить: “Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность — к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему”. В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила испытать юношу всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Наталия Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств. Прелестная Мария Щербатова страдает сама:
    Среди ледяного,
    Среди беспощадного света
    В гордом покое насмешку и зло переносит, об этом Лермонтов написал стихотворение “На светские цепи…”. Но, несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. Но судьба разлучила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял и любимую: в 1835 году Варенька вышла замуж за Н. Ф. Бахметева -–вышла, как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову. В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец, любившая его, как родного брата. В письме написанном уже после гибели поэта, она вспоминала: “Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь не любил его, великий князь ненавидел, не могли его видеть, — и тут еще любовь: он и меня оттого любил, что находил сходства в нас, и о ней его любимый разговор был. Так родилось одно из последних стихотворений поэта – “Молитва”. Лермонтов определял в стихах судьбу поэта в любом государстве, где подавлялась личность и царствует невежество и бездуховность. Эти стихи – это отношение М. Ю. Лермонтова к действительности поэзии.
    III. Основные мотивы лирики Лермонтова.
    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди. (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”. Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им. У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.
    IV. Человек и природа в лирике Лермонтова.
    Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”, принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы, как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “историческому свету”. В стихотворении “как часто пестрою толпою окружен…”, построенному на контрасте – “приличьем стянутые маски” и “родные места” поэта – природа названа “царством дивным”:
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями
    Эти картины оживляют душу Лермонтова: “… я плачу и люблю”. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувства мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – о роли природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка. Для создания картин идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле.
    Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:
    По корням упругим топор застучал
    И пали без жизни питомцы столетий.
    Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.
    V. Лирический герой в лирике Лермонтова.
    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.
    Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:
    Одинок я – нет отрады:
    Стены голые кругом
    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
    … Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.
    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.
    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:
    К добру и злу постыдно равнодушны
    В начале поприща мы вянем без борьбы.
    Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.
    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску. Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира. Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.
    В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.
    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта. В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.
    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского. Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)
    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.
    Список литературы:
    М. А. Снежевская – “Хрестоматия по литературе”.
    Г. И. Беленький – “Справочный материал по литературе”.
    В. Г. Белинский – “Избранные статьи”.
    В. Г. Маранцман – “Литература”.
    В. Б. Дружинин “Избранные статьи”

  6. Проблема смерти и бессмертия на протяжении человеческой истории была и остается ценностным смысловым полем для выявления духовных интенций личности и культурной парадигмы в целом. На уровне мифологического и религиозного мировоззрений смерть и бессмертие всегда рассматривались в единстве и взаимообусловленности. М. Элиаде подчеркивает: «Более того, зарождение, смерть и воскресение (воз- рождение) понимались как три момента одного таинства.»1.
    Смерть и бессмертие как системообразующие категории культуры могут быть осмыслены с онтологической, религиозной, этической и эстетической позиции. Отношение к смерти и бессмертию в каждой из форм мировоззрения и областей знаний о мире наполняется особым смыслом. Религиозное восприятие данного таинства предполагает веру в Бога, бессмертие души, разрешение проблем теодицеи, соотношения имманентного и трансцендентного. В этике же смерть и бессмертие оцениваются в системе сущностных категорий: добра и зла, смысла жизни и счастья.
    В эстетике рассмотрение феномена смерти и бессмертия сопровождается постановкой вопроса о соотношении бесконечного и конечного в искусстве и устремленностью к объективированной форме бессмертия. Б.Т. Удодов, рассматривая истоки художественного творчества, заключает: «Инстинкт бессмертия является важным стимулом к творческому самоутверждению .»2.
    Проблема смерти и бессмертия в лирике Лермонтова, являясь стержневой, фокусирует все отмеченные ценностные смыслы и отношения в йх единстве3. Хотя исследователи лермонтовского наследия частично
    1 Элиаде М. Сакральное и мирское. М., 1994. С.122.
    2 Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973. С.175.
    3 См: Перцов П. Лермонтов // Торжественный венок. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. 1837-1999. М., 1999. С.201-209. 4 затрагивали отдельные тематические или культурологические аспекты, целостное осмысление проблемы до сих пор не представлено. Одна из причин данной ситуации – отсутствие в советскую эпоху должного научного интереса к религиозным истокам творчества Лермонтова, вне которых содержательное поле указанной проблемы резко сужается.
    Под целостностью исследования означенной проблемы мы понимаем, во-первых, анализ идейно-тематического комплекса, связанного с категориями смерти и бессмертия в их единстве, во-вторых, учет синтеза онтологического, религиозного, этического и эстетического начал, имманентно заложенного в поэтической системе Лермонтова, в-третьих, единство национально-православного и западного источников миросозерцания поэта. Категории «смерть» и «бессмертие» в лирике художника нашли эстетическое постижение не в рамках отдельного образа, группы образов или мотивов, а на уровне миросозерцания как ключевая духовная проблема, напряженно ищущая разрешения и фокусирующая такие извечные вопросы, как преодоление родового страха физического разрушения, поиск абсолютных форм самовыражения, сохранение микрокосма, обретение полноты бытия.
    Указанная проблема актуальна, так как позволяет осветить эволюцию лермонтовского творчества. Актуальность проблемы заключается в том, что она создает условия для выявления авторского самоопределения Лермонтова среди ценностных, метафизических и религиозных доминант, выражающих устремленность человека к бессмертию. Такими доминантами выступают: сохранение творческого, авторского «я» в произведении искусства, генетическое бессмертие в потомках, вера в предвечное существование души, эсхатологический идеал целостного воскресения. Постановка проблемы предполагает анализ художественного мира Лермонтова, раскрывающий отношение лирического героя к ближнему, бытию, Богу и ценностную систему Лермонтова.
    Постановка означенной проблемы предоставляет возможность осмыслить как кризисные формы мировосприятия, явленные в творчестве 5 поэта (предстояние бездне, хулу, самоубийство), так и формы принятия мира и упования на Бога (эстетическую обработку православных идей успения, воскресения, Страшного Суда). Актуальным становится также постижение феномена смерти не только в качестве онтологической границы, но и как конструктивной границы хронотопа и композиции.
    В изучении лермонтовского наследия в целом и анализируемой проблемы в частности можно выделить следующие этапы:
    1) прижизненная критика;
    2) критические обзоры и статьи 1840-х – 1880-х годов XIX века;
    3) академическое литературоведение, философские и символистские интерпретации (1889 -1917);
    4) советское литературоведение 1920-х – 1980-х годов;
    5) современные литературоведческие работы о поэте.
    Кратко охарактеризуем историю изучения проблемы, выделив на каждом этапе степень актуальности, идейную направленность и методы исследования.
    Из прижизненной Лермонтову критики следует отметить статью В.Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» (1840) и рецензию С. Шевырева «Стихотворения М. Лермонтова» (1841). В указанной статье Белинского анализу поэтических текстов предшествуют рассуждения критика о смерти в философском и эстетическом аспектах, вводящие в интеллектуальный контекст эпохи. Размышления Белинского о жизни и смерти связаны с разработкой этических проблем. Так, мыслитель различает жизнь, наполненную духовным совершенствованием и ограниченное существование «раба житейских нужд»4 – последнее для человеческой духовности есть смерть. Белинский вслед за Г.В. Гегелем определяет полноту человеческой жизни наличием связи единичного с универсальным. Одним из первых в отечественной эстетике Белинский заострил внимание на феномене
    4 Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В
    13 т. М., 1954. Т. 4. С. 484. 6 эстетической границы: «Даже собственные наши чувства только тогда бывают предметом нашего наслаждения, когда мы освобождаемся от их томящей тяжести или от их трепетного волнения.»5. Временная граница, как отмечает мыслитель, помогает сохранить релевантные признаки, способствующие целостному осознанию пережитого. Белинский заложил основы для исторического метода в осмыслении творчества поэта, видя его истоки в мировоззренческих и общественных особенностях эпохи.
    С. Шевырев, усматривая в творчестве Лермонтова «необыкновенный протеизм таланта»6, заложил основы для сопоставительного анализа произведения художника с ключевыми фигурами русской и западноевропейской поэзии. Раскрывая идейное многообразие творчества поэта, критик отмечает в нем наличие «чувство^ религиозного»7, что предвосхищает религиозно-философское направление в изучении творчества Лермонтова. Данные статьи вписаны в тот эстетический контекст, в рамках которого развивался гений поэта.
    Проблема смерти и бессмертия в творчестве Лермонтова не была предметом детального анализа русской эстетической мысли 1840-х – нач. 1880-х годов, стремившейся описать ведущие мировоззренческие характеристики, выявить истоки демонизма и связь с традициями байронизма (Н.В. Гоголь, А. Григорьев), подчеркнуть влияние поэта на рост общественного самосознания (H.A. Добролюбов).
    Так, Милюков в «Очерке истории русской поэзии» (1847) объединяет биографический и общественно-исторический подходы в осмыслении творчества Лермонтова и отмечает его экспрессивное богатство8.
    Статья Н.К. Михайловского «Герой безвременья», хотя и была написана в з
    5 4 Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.:
    В 13 т. М., 1954. Т. 4. С. 490.
    6 Шевырев С. Стихотворения М. Лермонтова. С. Петербург. 1840. В 12 – ю д. 168 стран. // Москвитянин. 1841. Часть II. № 3. С. 525.
    7 Там же. С. 537.
    8 Милюков А. Очерк истории русской поэзии. СПб., 1847. С. 209 7
    1891 году, раскрывает народническое отношение к поэту в 1870-е – 1880-е годы. Размышляя о волюнтаризме в творчестве художника, Михайловский одним из первых подчеркнул остроту извечных вопросов бытия, поднятых поэтом. Источник трагизма лермонтовского творчества, по мысли критика, заложен в столкновении «человека, страстно жаждущего деятельности»9, с неблагоприятными общественными условиями.
    В 1889 году была опубликована статья С. Андреевского «Лермонтов. Характеристика», знаменующая новый этап в изучении творчества поэта на фоне возникновения самобытных философских концепций, развития поэзии серебряного века, ожидания катастрофического разрешения русской культуры. Лермонтов воспринимается в эту эпоху как выразитель диалектического типа мышления и религиозного миросозерцания. Так, Андреевский поставил вопросы, связанные с диалектикой земного и небесного, конечного и бесконечного, предстоянием лермонтовского героя вечности, небесной родине и Богу. Априорными для исследователя стали идеализм, религиозность и стремление к бессмертию в лирике Лермонтова: «Он не терпел смерти, т.е. бессознательных, слепых образов и фигур, даже в окружающей его природе»10 . Андреевский четко обозначил различия между Пушкиным и Лермонтовым в их ценностных отношениях к смерти.
    И. Анненский в статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» (1891) обратил внимание на поэтику и образную динамику творчества Лермонтова. Анненский охарактеризовал ключевые этические ценности поэта: свободу, любовь лирического героя к природе и Богу” .
    О религиозном звучании поэтической «грусти» Лермонтова и её национальных истоках писал В.О. Ключевский в статье «Грусть (Памяти
    9 Михайловский Н.К. Герой безвременья // Михайловский Н.К. Поли. собр. соч.: В 5 т. Изд. 4-е. СПб., 1908. Т. 5. С. 342.
    10 Андреевский С.А. Лермонтов. Характеристика // Андреевский С.А. Литературные очерки. 4-е, доп. изд. СПб., 1913. С. 181.
    11 Анненский И. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе // Русская школа. Общепедагогический журнал для школы и семьи. 1891. Т. 2. Кн. VII – XII. С. 81. 8
    М.Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.)», 1891. Исследователь проследил эволюцию лермонтовского миросозерцания от интеллектуальных форм к «примирению с своею печалью»12, к открытости окружающему миру.
    П.А. Висковатов в книге «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество» (1891) раскрыл биографические истоки мотивов самоубийства, трагической гибели, психологические особенности становления поэта.
    В.Соловьев в статье «Лермонтов» (1899) увидел в поэте предтечу ницшеанской идеи сверхчеловека, свободного от страха смерти. Для Соловьева Лермонтов – яркое выражение эгоцентрического «Я», преодолевающего этические границы13. Критик отметил в творчестве художника пророчества относительно собственной гибели и фатализм.
    Д.С. Мережковский в статье «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверчеловечества» • (1908 – 1909), полемизируя с В. Соловьевым, подчеркивал метафизический характер творчества поэта. Мережковский указывал: «Никто не чувствовал так ясно, что смерти нет»14. Для Мережковского в лермонтовских образах значимо сохранение памяти о вечности, предшествующей воплощению души в земном мире. Критик затронул вопросы, связанные с истоками демонизма и богоборчества, отношением Лермонтова к христианству, Богу, Богородице.
    А.Н. Пыпин, выразитель принципов культурно-исторической академической школы усматривал в Лермонтове явление эпохи 1830-х годов. По мысли Пыпина, невозможность полной реализации в рамках данной общественной ситуации, привела поэта к «меланхолическому пессимизму»15.
    К.И. Арабажин, представитель психологической академической школы, стремился объяснить специфику творчества Лермонтова посредством п Ключевский В.Q. Грусть (Памяти М.Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841г.) // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.,1991. С. 443.
    13 Соловьев B.C. Лермонтов // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 385.
    14 Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Вопросы литературы. 1989. № 10. С. 106.
    15 Пыпин А.Н. История русской литературы. Изд. 2-е, пересмотр, и доп. СПб., 1903.Т.4. С. 539. 9 индивидуальных черт личности художника – «наследственностью, воспитанием и талантом»16. Ученый оттенил в творчестве художника разочарование в жизни при сохранении глубокой веры в её значимость.
    В книге Н. Котляревского «Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения» синтезированы исторический, сравнительный и психологический подходы в изучении творчества поэта. По мысли автора, Лермонтов смог преодолеть как страх смерти, так и безусловное отрицание земного мира. Исследователь был убеждён в том, что для Лермонтова было значимо самоутверждение на земле, мечты же об инобытии являлись не
    17 целью, а «отдыхом от минувших тревог в ожидании бурь грядущих» .
    Юбилейный сборник «Венок М.Ю. Лермонтову» (1914) стал обобщающим, итоговым для данного периода коллективным научным трудом. Статья П.Н. Сакулина «Земля и небо в поэзии Лермонтова» раскрывает диалектику конечного и бесконечного, эволюцию художника от дуализма к монизму. С.В. Шувалов в статье «Религия Лермонтова», размышляя о религиозности в творчестве поэта, доказывает априорность веры Лермонтова в Бога и бессмертие. По мысли исследователя, смерть в творчестве поэта знаменует переход в инобытие. Автор усматривает в лирике Лермонтова стремление сохранить свою индивидуальность после смерти.
    А. Закржевский в книге «Лермонтов и современность» (1915) сближает фигуры Лермонтова и Ницше. По заключению автора, Лермонтов стремился преодолеть в человеке его ограниченную природу, не принимая мира, созданного Творцом18. Подобная интерпретация вполне объяснима кризисным состоянием русской интеллигенции накануне потрясений 1917 года.
    Советское литературоведение, сохраняя преемственную связь с позициями революционных демократов, прослеживало творческую эволюцию
    16 Арабажин К.И. М.Ю. Лермонтов // История русской литературы XIX века. Под ред. Д.Н. Овсянико – Куликовского. М., 1909. Т. 2. С. 15.
    17 Котляревский Н. Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения. Петроград, 1915. С. 213.
    I Я
    Закржевский А. Лермонтов и современность. Киев, 1915. С.68-115.
    Лермонтова в рамках определенных идеологических установок. Однако в научных трудах Б. Томашевского, Л .Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана,
    М.М. Гиршмана получили концептуальную разработку проблемы метода, жанра, композиции, лирического героя, вне которых литературоведческая работа теряет глубину.
    До сих пор актуальны труды Б.М. Эйхенбаума, в том числе книга
    Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки» (1924), выводящая исторический метод в изучении творчества поэта на качественно новый уровень. Эйхенбаум раскрыл мировоззренческую связь Лермонтова с натурфилософией Ф. Шеллинга и любомудрами 19 . Исследователь проследил взаимодействие тем любви и смерти в поэзии Лермонтова.
    Крупным достижением советского литературоведения 1930 – 1940-х годов следует считать статью В. Асмуса «Круг идей Лермонтова» (1941).
    Исследователь подчеркивает, что Лермонтова страшила не смерть, а утрата личностной уникальности. Ученый оттеняет жажду объективированной формы бессмертия, проявившуюся в творчестве поэта. Поэтический анамнезис», по мысли Асмуса, есть не что иное, как плод конструктивного воображения, не имеющий самостоятельного онтологического статуса20.
    В 1950 – 1960-е годы в моно,графических исследованиях Д. Максимова,
    A.B. Федорова выявляется творческое самоопределение Лермонтова в контексте русской литературы и западноевропейских традиций, развитие основных тем и мотивов. В книге В.А. Архипова « М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия» признается, что проблема смерти – ключевая в творчестве Лермонтова и развивается в рамках «стройной атеистической 21 философии» .
    В 1970-е – нач. 1980 -х годов в изучении лирики Лермонтова акценты
    19 См.: Эйхенбаум Б.М. Литературная позиция Лермонтова // Эйхенбаум Б.М. Статьи о
    Лермонтове. Л., 1961. С. 46 – 56.
    20
    Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство, т.43-44. М.Ю. Лермонтов. I. М„ 1941. С. 107.
    21 Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. М., 1965. С. 85. ^^ 11 постепенно сменяются. Е.А. Маймин, Ю.М. Лотман, В.И. Коровин, С. Ломинадзе, затрагивая частные вопросы означенной проблемы, выявляют своеобразие авторской позиции поэта в контексте эстетики романтизма. Коровин, в частности, внес большой вклад в постижение «поэтических антитез» Лермонтова. Маймин подчеркнул самобытность позиции Лермонтова в «Ночи. I», «Ночи. II», «Ночи. III» (1830) в сопоставлении с контекстом эпохи23. Ломинадзе раскрывает соотношение временного и вечного в лирических текстах Лермонтова, «антиномию вечности и мига»24. Итогом изучения проблемы смерти на уровне мотива, проявленного в
    25 ряде контрастных образов, стали статьи И.Б. Роднянской «Сон» и К.И.
    Кедрова «Смерть»26 в «Лермонтовской энциклопедии» (1981).
    Паралллельно с этим возникает онтологический подход в изучении лирики Лермонтова, представленный в работах М.А. Козьминой27.
    Исследователь выявляет истоки представлений Лермонтова о бытии, а также этическую содержательность проблемы бессмертия в лирике поэта.
    28
    Г.П. Макогоненко в книге «Лермонтов и Пушкин» намечает еще один подход к данной проблеме – выявление преемственности Лермонтова народнопоэтическому отношению к смерти.
    В современном отечественном литературоведении интерес к данной проблеме предельно высок, что объяснимо, во-первых, недостаточной её изученностью в советскую эпоху, во-вторых, переломным характером культурной ситуации 1990 -х годов. На рубеже XXI в. литературоведение,
    22 См.: Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973. С. 17.
    23 См.: Маймин Е.А. Романтизм Лермонтова // Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. С. 120 – 124.
    4 Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985. С. 34.
    25 См.: Роднянская И.Б. Сон, ст. Мотивы // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 304.
    26 См.: Кедров К.А. Смерть, ст. Мотивы // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 310-311.
    97
    См.: Козьмина М. А. Художественное пространство и время в лирике М.Ю. Лермонтова // Индивидуальность писателя и литературно-общественный процесс. Воронеж, 1978. С. 2736.
    28 См.: Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987. ^^
    12 закономерно обращаясь к национальным духовным истокам, вырабатывает новые мировоззренческие ориентиры.
    Среди значительных современных исследований, посвященных творчеству Лермонтова, отметим монографию Т.Т. Уразаевой «Лермонтов: история души человеческой»29, в которой онтологическая проблематика анализируется с привлечением широкого философского контекста (Платона, Б. Спинозы, И. Гердера, Ф. Шеллинга), поэтических систем (И.В. Гете, Д.Г. Байрона), Библейских текстов («Книга Иова»), Исследователь поднимает вопросы, связанные с отношением Лермонтова к пантеизму и к эстетике западноевропейского романтизма.
    В работах Л.А. Ходанен осмысляются проблемы мифопоэтики лермонтовского творчества: индивидуально-эстетическое отражение архаических мифологем, православно-христианских представлений о душе и сне30 . Автор выявляет мифологические источники лермонтовских образов и различные формы выражения мифопоэтического сознания в лирике поэта.
    С.И. Ермоленко в диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук «Лирика М.Ю. Лермонтова: Жанровые процессы» анализирует истоки, своеобразие «ночной» и «кладбищенской лирики» художника в рамках эстетики романтизма31.
    В.А. Котельников в статье ««Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах»32 указывает на имманентную религиозность русской классики в художественном осмыслении проблемы смерти. Для исследователя первичными являются не романтические образные модели, а «религиозно – метафизические аксиомы» русского миросозерцания. Автор
    29 Уразаева Т.Т. Лермонтов: история души человеческой. Томск, 1995.
    30 См. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики. Учебное пособие. Кемерово, 1995. С. 5-20.
    31 Ермоленко С.И. Лирика М.Ю. Лермонтова: Жанровые процессы. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Екатеринбург, 1996. С. 107.
    32 См.: Котельников В.А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. 1994. № 1. С. 3-41.
    33 Там же. С. 6.
    13 статьи анализирует эстетическое выражение православных представлений об успении, покое в Боге. Подобное выявление сакральных смыслов формирует новые аспекты изучения лирики Лермонтова.
    В публикациях 1990-х годов, посвященных изучению онтологических воззрений Лермонтова можно выделить два направления. Первое традиционно отталкивается от эстетики романтизма, затрагивая мифопоэтические и культурологические аспекты (H. М. Владимирская34). Второе направление стремится выявить национально-православные истоки миросозерцания поэта (Н.И. Милевская35).
    В зарубежном литературоведении затрагиваются частные аспекты данной проблемы, связанные с выявлением эстетических или биографических истоков мотивов и образов .
    В настоящее время в науке сосуществуют исторический, культурологический, онтологический и национально-православный подходы к изучению лирики Лермонтова.
    Предполагаемой целью нашего исследования является осмысление эволюции миросозерцания Лермонтова через призму его отношения к смерти и бессмертию. Мы ставим перед собой следующие задачи:
    1. Охарактеризовать парадигмальные представления о смерти и бессмертии в русской лирике первой трети XIX в.
    2. Выявить диалогическую связь поэзии Лермонтова с философским, эстетическим контекстом эпохи и национально-православными духовными традициями.
    3. Раскрыть источники лермонтовского онтологизма,
    34 См. : Владимирская Н.М. Мотивы земного и небесного в контексте духовных исканий М.Ю. Лермонтова 1829-1832 годов // Художественный текст и культура. Тез. докл. Всероссийской науч. конференции. Владимир, 1993. С.27-29,
    35 См.: Милевская Н.И. Мотив «сна» – «смерти» в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания: Межвуз. сб. науч. тр. Ставрополь, 1996. С. 36-54.
    36 См.: Jessie Davies The fey hussar. The Life of the Rtissian poet, Michael Yur’evich Lermontov, 1814 -41. Liverpool, 1989.
    14 мифопоэтическую, ценностную содержательность ключевых образов и мотивов.
    4 Уяснить значимость софийного и богородичного начал в эволюции лермонтовских представлений о смерти.
    5. Осмыслить формы обращения лирического героя Лермонтова к бессмертному началу бытия.
    Нас интересует эволюция символизма поэтической системы Лермонтова, анализ хронотопов лирических текстов.
    Предметом исследовательской работы является целостный контекст лирики Лермонтова (1828 – 1841) в динамике становления и развития. На наш взгляд, сужение предмета до границ раннего периода творчества поэта (1828 – 1836) либо позднего (1837 – 1841) при поставленных нами целях не оправдано, так как проблемы, связанные с физической смертью и бессмертием души находят свое разрешение и новое образное выражение в поздней лирике поэта. В работе для уяснения эволюции и содержательности ключевых мотивов и образов также привлекаются поэмы Лермонтова («Мцыри», «Демон»), драматургия и письма поэта. Объектом исследования выступает сложный комплекс мировоззренческих проблем, связанных с отношением Лермонтова к жизни, смерти и бессмертию.
    Специфика поставленных целей и объекта исследования определили выбор методов и приемов. Ключевая роль в работе отводится культурно-историческому методу, позволяющему проследить связь поэта с философским и эстетическим контекстом эпохи и развитие миросозерцания Лермонтова. Типологический и историко-генетический методы помогают раскрыть авторскую позицию Лермонтова в обработке мифологем, культурных традиций, связь с православными онтологическими представлениями.
    В силу многотемности, диалектической природы большого числа поэтических текстов Лермонтова (1829 – 1831), при их анализе использованы приемы тематической, жанровой и образной классификации,
    15 не нарушающей хронологического рассмотрения лирики поэта. В ряде случаев мы обращаемся к приемам языковедческого анализа. В работе применяется методология сравнительного, целостного и культурологического анализа.
    В связи с отмеченным комплексом проблем, оговорим исходные установки, имеющие концептуальное значение для настоящей работы. Своеобразие художественного осмысления Лермонтовым проблемы смерти и бессмертия выявляется в диалоге с позициями как русских поэтов (В.А. Жуковского, A.C. Пушкина, Д. Веневитинова, С. Шевырева), так и европейских (Э. Юнга, Д.Г. Байрона, И.В. Гете, Г. Гейне).
    Следует учитывать, как подчеркивает В.Н. Захаров, что <<русская литература была христианской» . Разграничивая имманентную религиозность Лермонтова и канонические формы православия, в плане постижения глубинных представлений о человеке, мире и Боге, где это оправдано, мы обращаемся к трудам Отцов Церкви и русских религиозных мыслителей: С. Булгакова, E.H. Трубецкого, Н.О. Лосского. Нам видятся важными в методологическом плане взгляды М.М. Бахтина на смерть как эстетическую и этическую границу: «Трансгредиентными самосознанию, завершающими его компонентами являются границы внутренней жизни, где она обращена вовне и перестает быть активной из себя.»38. Ценностная граница создает основу не только для целостной оценки, но и для эстетизации человеческой жизни, которая, как и художественное произведение, имеет зачин, концовку и целостность. Проблемы начала, конца и ценностной границы занимают важное положение в теории композиции39. Данные проблемы актуальны и в 37 Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе X VIII - XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. Науч. Тр. Петрозаводск, 1994. С. 5. 38 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 98. лд См.: Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 174. 16 лермонтоведении. В лирике Лермонтова смерть как ценностная граница становится системообразующим фактором в построении хронотопа. Приближение кончины в лирике Лермонтова выявляет доминанты личности. При анализе лирических текстов мы исходим из особенностей их родовой природы, неслиянности авторской позиции поэта и лирического героя. Опираясь на эстетику Бахтина, мы рассматриваем лирический текст в качестве диалогического и полифонического единства. Под авторской позицией мы понимаем творческое начало, создающее эстетическую целостность произведения, наделяющее переживания лирического героя универсальными смыслами. Доминантами внутреннего мира лермонтовского героя в динамике его становления следует считать этический максимализм, напряженность, жажду познания, живой веры и поступка, устремленность к абсолютной полноте бытия, софийному и соборному началу любви. Осмысление означенной проблемы на уровне миросозерцания неразрывно связано с анализом родовой природы лирического слова Лермонтова в диалектике и полифонии его смыслов. В европейской эстетической мысли (Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, Ф. Ницше) музыкальная основа лирики связывалась с интуитивным приобщением лирического субъекта к универсальному началу бытия. Гегель характеризовал специфику лирики следующим образом: «Все созерцания и чувства, как бы ни были они своеобразным достоянием поэта как отдельного индивида и как бы ни описывались в качестве таковых, должны обладать всеобщей значимостью.»40. Ницше полагал, что музыка позволяет ощутить человеку духовное освобождение и полноту единения с «первым и всеобщим началом»41; 40Гегель Г.Ф. Лирическая поэзия // Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т.1. С.493. 41 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С. 156. 17 личностная самообъективация характеризуется немецким философом в качестве одной из образных вариаций дионисийской стихии. В отечественном литературоведении XX в. в трудах Л.Я. Гинзбург, Г. Гачева идея синтеза в лирическом образе индивидуального и всеобщего 42 ^ наполнилась этическои содержательностью , раскрывающей национальные особенности русской культуры, которая стремится к достижению единства между микрокосмом человека и макрокосмом. Лексическая и семантическая обобщенность художественного образа, обусловленная, как подчеркивает А.Э. Еремеев, «синтетическим характером художественной деятельности»43, связуется с обобщенностью иного порядка: поэтическое слово становится выражением особого национально-культурного мировосприятия. Лирический образ-переживание стремится, с одной стороны, выявить вневременное в чувствах лирического субъекта, с другой - заострить непреходящую ценность каждого мгновения духовной жизни, представленной как процесс выявления доминант конкретного мирочувствования, обладающего внутренней историчностью. В заключение отметим текстологическую основу диссертации. Текстуальный анализ произведений Лермонтова был осуществлен на базе академического издания: Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. М.-Л., 1958. Ссылки на тексты, кроме оговоренных особо, приводятся по данному изданию с указанием в скобках тома и номера страницы. В ряде случаев для сохранения авторской орфографии мы обращаемся к дореволюционному академическому собранию сочинений поэта: Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. СПб., 1910. Последовательность расположения глав и разделов обусловлена хронологическим принципом изучения лирики поэта и выделением стержневых образных представлений на каждом этапе. 42 См.: Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981С.61-71 43Еремеев А.Э. Русская философская проза. Томск, 1986. С. 155. 18 Первая глава работы посвящена рассмотрению источников лермонтовского миросозерцания в контексте традиций русской культуры и философских идей эпохи, самоопределению поэта в рамках традиций «ночной» и «кладбищенской» поэзии на материале ранней лирики Лермонтова (1828 -1836). Во второй главе диссертации осмысляются формы приобщения лирического героя Лермонтова к бессмертному началу бытия, осуществление синтеза трансцендентного и имманентного в образной системе поэта, выявляются национально-православные источники мотива «последнего сна» и его эстетическое наполнение в поздней лирике художника (1837 -1841). На защиту выносятся следующие положения: 1. Миросозерцание Лермонтова совершило эволюцию от обостренных форм реакции на смерть (хулы, проникнутой страхом богооставленности, предстояния бездне, готовности к самоубийству), обнажающих трагическую антитезу имманентного и трансцендентного, ветхозаветное отношение к бытию, к принятию кончины в качестве успения, отдохновения и разрешения от земной ограниченности, к осуществлению синтеза имманентного и трансцендентного. 2. Предстояние лирического героя смерти обнажает устремление к богообщению и неприятие акциденций мирового зла. 3. Идеал целостного бытия и абсолютной формы бессмертия -мировоззренческая доминанта лирики поэта. 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *