Сочинение на тему темы образы и мотивы раннего есенина

12 вариантов

  1. Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

    Основные темы

    Темы лирики Есенина:
    Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
    Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще стихи Есенина о любви.
    Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
    Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
    Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
    Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

    Главные мотивы

    Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.
    Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

    Язык и стиль

    Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны матерные стихи Есенина.
    Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

    Образ Есенина в лирике

    Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».
    Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
    Тот поэт, врагов кто губит,
    Чья родная правда мать,
    Кто людей, как братьев, любит
    И готов за них страдать.
    Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито «Письмо к женщине«. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти здесь.
    Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

    Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

    Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.
    Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:
    Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
    Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
    В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.
    Особое внимание следует уделить «есенинским эпитетам: «рыхлые драчёны», «точеные печурки», «смешной дуралей» — все это свидетельствует о том, что у Есенина был особый слог, основой которого была живая народная речь. Также он активно использовал неологизмы, например, «златокарий омут».
    Другие примеры средств выразительности Есенина можно поискать в анализе стихотворений «Собаке Качалова«, «Разбуди меня завтра рано«, «Письмо к матери«, «Заметался пожар голубой«, «Черный человек«, «Анна Снегина«, «Гой ты, Русь моя родная«.

    Особенности поэзии

    Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.
    Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.
    Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.
    Автор: Алина Прошина

  2. Первый сборник стихов Есенина назывался «Радуница», в честь весеннего праздника, дня памяти усопших. В этот день люди ходили на кладбище и поминали усопших. Давая такое название сборнику, Есенин хотел показать, как переплетаются между собой темы жизни и смерти, как тесно связан человек с окружающим миром и природой.
    Стихи, вошедшие в сборник, сильно отличаются от зрелой лирики Есенина. В них отсутствуют философские и социальные мотивы. В ранней лирике преобладают темы Родины, религии, крестьянского быта и пейзажа родной деревни. Одна из основных тем его творчества – деревенские пейзажи. Поэт очень метафорично описывает красоту русской природы: «В том краю, где желтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень». Многие стихотворения проникнуты тоской по родным местам. Хотя жизнь в городе и была по-своему интересной, Есенина никогда не оставляло желание вернуться в родное Константиново. Он с нежностью вспоминает стройные березки, ароматную черемуху, долгие летние вечера. Все краски природы поэт вложил в свои стихотворения: «Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри завила». Читая эти строки, читатель представляет перед собой пышное дерево, расцветающее на весеннем солнышке. В лирике Есенина природа является одушевленной: метели воют, тополя чахнут, леса дремлют. А деревья для поэта – это стройные девушки: «Так и хочется руки сомкнуть над древесными бедрами ив».
    Кроме образов природы в поэзии Сергея Есенина есть тема религии и христианства. Христианство в ранней лирике носит народный характер. Мотивы и образы идут не из Библии, а скорее из фольклора. Темы религии и церковных праздников тесно переплетаются с деревенскими пейзажами. Описывая пасхальный благовест, поэт дает читателю представление и о состоянии природы: «Колокол дремавший разбудил поля, улыбнулась солнцу сонная земля». Родная природа поэта, его деревня тесно связаны с темой семьи. Сборник «Радуница» возвращает нас к культу предков. Во многих стихотворениях Есенина фигурирует образ деда. Он – натура «яркая, широкая». Дед всегда занят работой: он или хлеб убирает или траву рыхлит: «Вышел зараня дед на гумно молотить: «выходи-ка, сосед, старику подсобить».
    Таким образом, мотивы ранней лирики поэта тесно связаны с его детством, происхождением. Есенин – выходец из крестьянской семьи. Так, почти во всех его стихотворения сквозит тема народного быта. Пейзажи природы – это пейзажи родной деревни Константиново. Образы Есенина очень метафоричны. Его стиль сложно спутать с каким-то другим. Разнообразие мотивов и образов ранней лирике поэта делают сборник «Радуница» поистине уникальным.

  3. Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.
    Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина “закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным (“Коровка”,- “Лисица”, “Сукин сын”). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви (“Выткался на озере алый цвет зари…”), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.
    Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:
    Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю!”
    Я скажу: “Не надо рая,
    Дайте родину мою”.
    В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты — в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.):
    И на известку колоколен
    Невольно крестится рука.
    В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку…
    Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: “…Россия! Роса и сила и синее что-то…”).
    Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем-Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика (“Я нарочно иду нечесаный…”), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях “Письмо матери”, “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на Родину”. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь “поют агитки Бедного Демьяна”:
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я словно иностранец.
    Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя “последним поэтом деревни”. Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:
    Воскресные сельчане
    У волости, как в церковь, собрались…
    ( “Русь советская” )
    И вот сестра разводит,
    Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”…
    ( “Возвращение на Родину” )
    Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
    Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В “Персидских мотивах”, в стихотворении “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” Есенин пишет:
    Потому, что я с севера, что ли,
    Что луна там огромней в сто раз,
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий.
    Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. (“Я помню, любимая, помню…”, “Письмо к женщине”.) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.
    (“Заметался пожар голубой…”)
    Я сердцем никогда не лгу,
    И потому на голос чванства
    Бестрепетно сказать могу,
    Что я прощаюсь с хулиганством.
    (“Пускай ты выпита другим…”)
    Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки (“Сукин сын”, “Письмо к женщине”). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, “роком событий”. И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении “Собаке Качалова” поэт пишет (обращаясь к собаке):
    Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
    За все, в чем был и не был виноват.
    Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.
    Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:
    Вот оно, глупое счастье
    С белыми окнами в сад!
    По пруду лебедем красным
    Плавает тихий закат.
    (1918 г.)
    …моя тихая радость —
    Все любя, ничего не желать.
    (Тогда же.)
    Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая…” и “Не жалею, не зову, не плачу…”. Смысл их и основные идеи сходны:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком…
    И:
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: “роща” — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами (“души сиреневая цветь”), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:
    Словно я весенней гулкой ранью
    Проскакал на розовом коне.
    И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.
    (“До свиданья, друг мой, до свиданья”)
    Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, “последнего поэта деревни”, Сергея Александровича Есенина.

  4. Первый сборник стихотворений Сергея Есенина вышел в 1916 году и назывался «Радуницу». Радуница – это православный праздник, во время которого принято поминать усопших родственников, приводить места их упокоения в порядок после зимы. На мой взгляд, таким названием свое сборника поэт хотел подчеркнуть основную тему приведенных стихотворений. Основной темой которых являлись любовь к своей малой Родине, красоте русской природы, крестьянский быт и уклад их жизни, а также тема православие и некоторых языческих пережитков, которые церковь никогда не сможет искоренить из сознания русского человека.
    Сергей Есенин очень любил село Константиново в Рязанской области, в котором он родился, и жили его ближайшие родственники. Несмотря на то, что он покинул родные края ради признания и славы, на протяжении всей своей жизни ему было дорого родное село, и он с большим удовольствием приезжал в него, хотя это и бывало редко. Первый сборник стихотворений соответственно и был полностью посвящен природе родного края, людям которые его населяли и тем уникальным устоям, которые царили в крестьянской среде.
    По сути, Сергей Есенин поначалу писал свои стихи о том, что с детства видел, что было для него дорого и что вызывало в нем наибольшие эмоции. Это после жизни в Москве и Санкт-Петербурге его стихотворения обретут новые мотивы, новых персонажей, новый смысл. Но когда тебе всего 20 с небольшим лет, то стихотворения складывают о том, что окружало тебя в детстве и что ты сам мог наблюдать на протяжении большого количества времени.
    Ранняя лирика Сергея Есенина наполнена восторженным отношением к окружающей природе. Он сумел во многих обыденных и довольно неприглядных вещах увидеть поэтическую красоту и передать ее читателю. Например, в стихотворении «С добрым утром!» поэт смог разглядеть уникальную и непередаваемую красоту куста крапивы, которая росла рядом у плетня. Представляете насколько нужно тонко чувствовать окружающую природу и любить ее, чтобы даже в кусте крапивы увидеть нечто прекрасное, которое мало кто сможет разглядеть. Но помимо природы в стихотворениях просматриваются и религиозные мотивы.
    Крестьянская жизнь была подчинена именно православному календарю, а также различным обрядом, которые выполняли все без исключения, и это считалось нормой. Но данные религиозные мотивы часто воспринимались неразрывными с живой природой. Лес в стихах поэта представляется как храм. Деревья, как кроткие монахини в ризах. Синева неба часто ассоциировалась с Богородицей. Но при этом можно и прослеживать и некоторые языческие неискоренимые мотивы. Потому, что поэт подчеркивает, что ему не имеет разницы кому и где молиться. Он может ощущать счастье при молитве в церкви на иконы, а может и молиться заре и от этого его душа также обреет покой и очищение. При этом небольшая деревенька в Рязанской области воспринимается, как настоящий рай на земле.
    Представляете, сейчас для многих наоборот рай – это города-миллионники, далекие от свое малой Родины. А для Сергея Есенина наоборот раем было его село Константиновка. Поэтому и стихи его о родном краю проникнуты такой любовью и искренностью. В этом раю на земле было переплетено очень многое. И православная вера и языческие обряды, и тяжелый труд крестьян и их шумный и веселый отдых после, и красота природы и красота девушек. При этом происходит серьезное одухотворение природы и людей. Девушка в стихах Есенина может предстать, как стройная березка, так и береза может быть такой же простой девушкой.

  5. Сергей Есенин очень любил село Константиново в Рязанской области, в котором он родился, и жили его ближайшие родственники. Несмотря на то, что он покинул родные края ради признания и славы, на протяжении всей своей жизни ему было дорого родное село, и он с большим удовольствием приезжал в него, хотя это и бывало редко. Первый сборник стихотворений соответственно и был полностью посвящен природе родного края, людям которые его населяли и тем уникальным устоям, которые царили в крестьянской среде.
    По сути, Сергей Есенин поначалу писал свои стихи о том, что с детства видел, что было для него дорого и что вызывало в нем наибольшие эмоции. Это после жизни в Москве и Санкт-Петербурге его стихотворения обретут новые мотивы, новых персонажей, новый смысл. Но когда тебе всего 20 с небольшим лет, то стихотворения складывают о том, что окружало тебя в детстве и что ты сам мог наблюдать на протяжении большого количества времени.
    Ранняя лирика Сергея Есенина наполнена восторженным отношением к окружающей природе. Он сумел во многих обыденных и довольно неприглядных вещах увидеть поэтическую красоту и передать ее читателю. Например, в стихотворении «С добрым утром!» поэт смог разглядеть уникальную и непередаваемую красоту куста крапивы, которая росла рядом у плетня. Представляете насколько нужно тонко чувствовать окружающую природу и любить ее, чтобы даже в кусте крапивы увидеть нечто прекрасное, которое мало кто сможет разглядеть. Но помимо природы в стихотворениях просматриваются и религиозные мотивы.
    Крестьянская жизнь была подчинена именно православному календарю, а также различным обрядом, которые выполняли все без исключения, и это считалось нормой. Но данные религиозные мотивы часто воспринимались неразрывными с живой природой. Лес в стихах поэта представляется как храм. Деревья, как кроткие монахини в ризах. Синева неба часто ассоциировалась с Богородицей. Но при этом можно и прослеживать и некоторые языческие неискоренимые мотивы. Потому, что поэт подчеркивает, что ему не имеет разницы кому и где молиться. Он может ощущать счастье при молитве в церкви на иконы, а может и молиться заре и от этого его душа также обреет покой и очищение. При этом небольшая деревенька в Рязанской области воспринимается, как настоящий рай на земле.
    Представляете, сейчас для многих наоборот рай – это города-миллионники, далекие от свое малой Родины. А для Сергея Есенина наоборот раем было его село Константиновка. Поэтому и стихи его о родном краю проникнуты такой любовью и искренностью. В этом раю на земле было переплетено очень многое. И православная вера и языческие обряды, и тяжелый труд крестьян и их шумный и веселый отдых после, и красота природы и красота девушек. При этом происходит серьезное одухотворение природы и людей. Девушка в стихах Есенина может предстать, как стройная березка, так и береза может быть такой же простой девушкой.

  6. Сергей Есенин родился в крестьянской семье, и главной темой его ранней лирики была русская деревня, ее народ, традиции. В своих стихах он много пишет о природе, используя множество метафор, одушевлений. Поэт глубоко изучает народные традиции, в том числе религиозные. Первый сборник его стихов называется “Радуница” – по названию христианского праздника. В этот день вспоминают предков, ходят на кладбище. Этот праздник запомнился поэту из детства, поскольку именно в деревне этот день чтили и соблюдали традиции.
    В ранний период творчества Есенин еще не вкладывает в свои стихи философские и социальные мотивы. Вся его лирика – это любовь к Родине, любование ею. Многие стихотворения свидетельствуют о том, что поэт тоскует по родной деревне. Он с нежностью вспоминает о ней, о стройных березках, ароматной черемухе, долгих летних вечерах. Мотивы и образы в стихах происходят из детства Есенина.
    Также в ранней лирике Есенина присутствует тема любви к женщине. Он восторгается женской красотой, при этом именно русской, и даже деревенской. Он сравнивает девушек с березками, описывает их стройность, хрупкость, нежность. И в целом, в стихах Сергея Есенина люди легко обретают черты природных явлений, а природа, наоборот, очеловечивается. В его стихах “деревья дремлют, метели воют, тополя чахнут”. В образе колючей крапивы легко узнается сварливая соседка, а в образе ручья – молодой человек. Человек у Есенина растворяется в природе, окружающем мире.
    Большое влияние на первые стихи Есенина произвело народное творчество. Не зря некоторые его стихи напоминают частушки, а другие – звучат мелодично, нараспев. Они просты в понимании, рассказывают о вещах, близких простому человеку.

  7. Молодой С. А. Есенин заявил о себе как поэ? крестьянский, самобы?ный, тонко чувствующий и любящий родную природу. Предметом его поэ?ического изображения станови?ся окружающий мир: родные поля и леса, незатейливый крестьянский бы?, с детства знакомые сельские традиции и обычаи. Ранняя лирика С. А. Есенина бесконфликтна, радостна, автор открыто и восхищенно воспринимает мир, умея даже в обыденности видеть поэзию: У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: С добрым утром! (С добрым утром!) Как нужно уметь видеть природу, чтобы любоваться обычной крапивой сорняком у плетня! Чувство любви к природе родной земли у Есенина органично и естественно это тот мир, в котором он вырос, принимая его таким, какой он есть: Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу выгнуть. (Край любимый! Сердцу снятся… ) Лирический герой пастух в хоромах природы: Я пастух; мои палаты Межи зыбистых полей. (Я пастух; мои палаты…) В его стихах много религиозных образов и мотивов, но они часть того традиционного крестьянского уклада жизни, к которому привык лирический герой. Кроткий смысл (Гой ?ы, Русь моя родная…), Троицыно утро, утренний канон (Троицыно утро, утренний канон) это знакомо и дорого с детства, лирикому естественно и органично религиозные образы становятся метафорами пейзажа: Хоть в ризах образа (Гой ?ы, Русь моя родная…), вызваниваю? в четки ивы, кроткие монашки (Край любимый! Сердцу снятся…). Часто упоминается синий цвет цвет неба, в иконописных традициях ассоциирующийся с Богородицей. Образ деревни у Есенина это рай на земле: Если крикнет рать святая: Кинь ?ы Русь, живи в раю! Я скажу: Не надо рая, Дайте родину мою. (Гой ?ы, Русь моя родная…) Но еще одной особенностью ранней лирики Есенина можно назвать сочетания образов православия и языческой славянской мифологии, а также фольклорного начала. С. А. Есенин знал и высоко ценил труд выдающегося русского мифолога А. Н. Афанасьева Поэ?ические воззрения славян на природу, но и народная лирика обрядовая, частушки^ лирические песни несла на себе отпечаток этой славянской языческой мифологии. О?сюда в его стихах рядом с пасхальным благовестом (Пасхальный благовест), кротким спасом чародейный терем (Матушка в купальницу по лесу ходила…) и венок на волне, пущенный гадающей красавицей (Зашумели над затоном тростники…). Лирический герой не делает различия, пой?и ли* ему в скуфье смиренным иноком либо молиться на копны и стога. Мотив странничества, дороги часто прису?ствует в лирике поэта: Счастлив, кто жизнь свою украсил Бродяжной палкой и сумой. (Пойду в скуфье смиренным иноком…) Это и сам лирический герой в вечном поиске счастья, и калики убогие (Калики), что пою? стих о сладчайшем Исусе. И для этого лирического героя характерно ощущение одухотворенности природы, свойственное язычеству: Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. (Я пастух, мои палаты…) Так легко вписываю?ся в природный мир христианские обряды. Устной поэ?ической куль?уре славян присуще как одухотворение природы, так и уподобление человека природе. Это особенно ясно видно на примере стихотворения Зеленая прическа…. Девушка уподобляется березке красавице русского леса, символу чистоты и стройности, а березка девушке: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Образ’девушки-березки есть и в других стихотворениях Есенина. Это также не случайно. Образ древа, согласно труду А. Н. Афанасьева, является для славян центральным понятием их поэ?ических воззрений. Сам Есенин в статье Ключи Марии писал: Все от древа вот религия мысли нашего народа… Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца… носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Древо символ человека, слитого с миром: его голова вершина, уходящая в небо, его ноги корни, чувствующие землю, ее питающую силу, а руки ветви, обнимающие мир. В образной системе ранней лирики Есенина все это прису?ствует: Я хотел бы стоять, как дерево, При дороге на одной ноге. Я хотел бы под конские храпы Обниматься с соседним кустом… (Ветры, ветры, о снежные ветры…) Хорошо под осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать. .. (Хорошо под осеннюю свежесть.) Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод… ( Закружилась листва золотая… ) Народная основа поэзии Есенина органически вытекает из народной философии жизни, воспевающей гармоническое единство человеческой души и мира, мироздания в космическом масштабе. Выраженная им концепция кр
    естьянской России и крестьянского сознания воплотилась полностью в поэ?ических сборниках Радуница, вышедшем в 1916 году, и Голубень 1918 года, в которых Сергей Есенин полностью раскрыл свое яркое поэ?ическое дарование. – Подробнее на Referatwork.ru:

  8. Основные мотивы поэзии Есенина.

    Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Роди­ны. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину — село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Го­лубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затерять­ся в зеленях твоих стозвонных».
    Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, ка­кой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дым­ку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:
    О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
    Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ран­них стихах («Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В том краю, где желтая крапива…», «Спит ко­выль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть», «деревню, потонувшую в ухабинах». Особенно обостряется чув­ство сыновней любви к Родине в период Первой мировой вой­ны. В стихотворении «Русь» Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, «поджиданье седых матерей». Любовь к природе Рос­сии переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы», старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоп­танный ток», деревенских парней-рекрутов. От идеализации при­родной, патриархальной Руси («Преображение», «Сельский ча­сослов») Есенин переходит к постижению России начала XX в.
    Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» поэт зовет «царевну сонную» Русь, жи­вущую «на туманном берегу», к новой вере.
    После Октябрьской революции творчество Есенина характери­зуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выраже­нию, «с крестьянским уклоном», ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», в поэме «Инония» он говорит о том новом, что несет Родине рево­люция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:
    Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — родина,
    Я — большевик.
    Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:
    В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, —
    Куда несет нас рок событий.

  9. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16
    1. Место поэзии К. Бальмонта в символизме.
    К.Бальмонт и символизм
    (1867 – 1942 г.) Константин Дмитриевич Бальмонт. Книги: «Горящие здания», «Только любовь», «Будем как солнце». Статья «Элементарные слова» о символизме: реалисты – толпа, охваченная как прибоем, реальной жизнью; символисты же – мыслители, стремятся к идеальному.
    Черты символизма у Бальмонта:
    * мелодичность – важна стихия музыки, она дает зыбкость, таинственность. Звучание слова важней его смысла.
    Я вольный ветер, я вечно вею,
    Волную волны, ласкаю ивы,
    В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
    Лелею травы, лелею нивы
    * торжество «Я» – замкнутость на самом себе, часто употребляет в стихах местоимение «Я».
    * музыкопись – Бальмонт не первое лицо в символизме (по сравнению хотя бы с Блоком), но его мелодическая организация стиха очень точно характеризует символизм.
    Особенности стихов Бальмонта: аллитерации, повторы, параллелизмы. Часто упоминаются стихии: ветер, вода, солнце, огонь. Настойчивое повторение звуков: «Челн томления» (Ч), «Камыши» (Ш), и т.п.
    «Будем как солнце» – образ солнца как животворящего мира, будем как солнце – ведь оно – молодое, в этом завет красоты”. Солнце – источник всего, движения, и он сам уподобляет себя солнцу, говорит, что «если солнце погаснет, я буду солнцем для вас».
    «Горящие здания» – крик убогой души, нагнетание безобразного, как некий элемент эстетизации.
    Бальмонт считал себя поэтом мгновения, которое он пытается остановить, поймать, передать от него впечатление (его часто сравнивали с художниками-импрессионистами).
    – повышенное внимание к технике стиха!
    «Я мечтою ловил уходящие тени» – не входит ни в одну книгу, но в нем цель действия символизма, его философия:
    Я мечтою ловил уходящие тени,
    Уходящие тени погасавшего дня,
    Я на башню всходил, и дрожали ступени,
    И дрожали ступени под ногой у меня.
    Ритмический рисунок воспроизводит лестницу, это прием, часто употребляемый у символистов называется – синтаксическим параллелизмом.
    Повторяет о неуловимости – мечта не конкретизирована, это некая грёза, что-то идеальное.
    Тени «погасшего дня» – сумерки, в них загадка мироздания, переход дня в ночь, мистическое явление – любимое время дня символистов.
    Восхождение на башню – прозрение, поэту (эго!) открывается тайна бытия, а все остальные во тьме, внизу. Заканчивается стих:
    Я узнал как ловить уходящие тени
    Уходящие тени потускневшего дня
    Торжество гордыни поэта-символиста, ему открыта тайна, он уподобился Создателю, но затем:
    И все выше я шел, и дрожали ступени
    И дрожали ступени под ногой у меня
    Т.е. процесс познания тайны бесконечен.
    Пик популярности Бальмонта – 1905 год, его читают, издают, он некое солнце поэтов-символистов, шлягер того времени. В нем нет ничего экстраординарного, но он удивительно мелодичен и своей гармонией звуков завоевал себе читателя. В Бальмонте появляется страшное явление – желание нравиться, желание быть кумиром, которое является основанием для рождения массовой культуры – очень опасного феномена 20 века.
    2. Основные тенденции развития современной прозы.
    Постмодернизм—явление первоначально появившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве.Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хасан в 1971.., 1-й манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, а в1979 вышла книга Ж. Лотара «Постмодернистское состояние» , в которой философски осмыслилось сост. Мира в период развития средств массовой коммуникации, способность замене реального мира компьютерной иллюзией. В прозе постмодернистов особый хар-р приобретает повествование. У них сочленяется язык разных эпохи культур , обыгрываются стереотипы восприятия жизни. П. используют приём стилевой неоднородности произведения, и создают текст , основанный на противоречивых диссонансах, внутренней борьбе разнородных форм. В поэме Вен. Ерофеева «Москва—Петушки» образы возникают в процессе диалога между высоким стилем классич. русск. поэзии и площадной бранной лексикой жизненного «дна». В отрывках о глазах и о духовной мощи переплелись и одическая интонация жизнеутверждающей прозы соцреализма и реализация метафоры , создающая пафос ( глаза не продадут (предадут) ничего не продадут и не купят), и цитата стих—ния в прозе Тургенева «Русский язык» , и фольклорн.—усечённая—пословица. Русское постм—ое тв—во –это процесс язык. игр (обыгрывание цитат из классич. и соцреалист. лит—ры) Цитироваться может сюжет, мотив, каноническая эстетическая конструкция, миф. Автор в постмодернистской прозе часто становится и персонажем, одним из главных героев. В «Душе патриота» Е. Попов сообщает , что он лишь публикатор переписки некоего Евг. Анат. Попова –литератора. Вен. Ерофеев сливается со св. Веничкой : «Ваш покорный слуга, экс-бригадир монтажников ПТУСа . автор п. «Москва –Петушки».А в романе Битова «Пушкинский дом» происходит постоянная подмена автора героем и героя автором. При созд. текста автор постоянно перебивает себя, уточняет какие—то детали , объясняет смысл образа, говорит о причине того или иного действия. Наиболее распространённый жанр—дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма. Комментарии . соч. героями романа.Жанр коротких фр—ов—«Линии судьбы или Сундучок Милашевича» М. Харитонова. В эпистолярном жанре . адресат которого мифическое, несущественное лицо, напис. «Душа патриота, или Послание к Ферфичкину» Е. Попова. Типичное явление свойственное только русскому постм—му, можно считать соц.—арт. Он вбирает в себя соц. язык . язык культурного соцреализма. В текст входят идеологические штампы , клише, лозунги, вступающие во взаимодействие.(появился в сер-не 70-х г. )Демонстрирует приёмы и специфику соц.-арта пов. З. Гареева «Парк». Действие происходит в парке культуры и отдыха –своеобразный очаг массовой культуры периода соцреализма. Доска почёта, скульптура «Девушка с веслом»,–символ торжества раскрепощённой женщины.В парке как в жизни всегда есть место подвигу.(Петров останавливает летящий в толпу поезд). Русский постмодернизм неоднороден. Имеет 2 ветви—соц.—арт и коцентуализм.Сквозь постм—ую форму проглядывает связь с классич. реализмом.
    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17
    1. Тема любви в рассказах И. Бунина.
    Бунин создал образец повести – «Деревня» – с глубокой социальной и национальной проблематикой; Роман вымышленной биографии «Жизнь Арсеньева»; создал жанр литературного портрета; Лев Толстой был идеалом Бунина, за «безмерное расширение личности», за способность преодолевать себя.
    Бунин не признавал идею прогресса. Есть только 3 вещи, которые неизменны: болезнь, любовь, смерть.
    Периоды:
    1. 1900-е годы – от книги «Листопад» до повести «Деревня» – тема России.
    2. 1910-е годы. «Господин из Сан-Франциско», сборник «Чаша жизни» – выходит особый вид бунинского психологизированного рассказа, заканчивается «Окаянными днями».
    3. Эмиграция. «Жизнь Арсеньева», «Солнечный удар», цикл «Темные аллеи», много рассказов.
    В этот период (с 1940 по 1948, т.е. уже пожилым человеком) в рассказах Бунина также присутствует тема любви. В них очень силен эротический момент, в цикле «Темные аллеи» его можно назвать даже назойливым. Тем есть самоповторение. Этот период является скорее угасанием творчества Бунина, но самым любимым читательским циклом.
    В фокусе его произведений особые моменты человеческой жизни – вспышки любовного чувства, когда в сознании героя происходит взрыв повседневности, после которого он открывает для себя всю красоту мира и полное свое отсутствие в нем. Например, в повести 1925 года «Митина любовь», герой, обманутый в своих чувствах, в финале стреляется.
    Герой задает себе вопрос, который является главной загадкой рассказа: «Что это значит вообще – любить?».
    Любовь в изображении Бунина – это уникальное состояние человека, ощущение целостности личности, согласие чувственного и духовного, тела и души, красоты и добра. Любовь – это стихийная сила, роднящая человека не только с «вещественной», земной природой, с «плотью» мира, но и с его «душой»: «Теперь же в мире была Катя, была душа, этот мир в себе воплотившая и надо всем над ним торжествующая…»
    Преображающая магия любви равна магии смерти. Настигнутый «солнечным ударом» любви, который срывает с вещей оболочку привычного, герой по-иному начинает воспринимать все вокруг, заново воссоздает, творит мир в его первозданной красоте, открывая в своем сознании истинные ценности.
    Кульминацией драмы становится уход Кати и попытка героя освободиться от любовного «наваждения», попытка «замены» в надежде, что клин выбивается клином (эпизод с Аленкой). Но попытка обречена на неудачу: случайная плотская связь поражает разочарованием. Любовь торжествует свою незаместимость, свою уникальность. Катастрофа героя теперь уже неотвратима: мир в его глазах становится «противоестественным».
    Финальная картина написана автором с поразительной убедительностью воплотившегося парадокса – радостной смерти: «Она, эта боль, была так сильна, так нестерпима, что, не думая. что он делает, не сознавая, что из всего этого выйдет, страстно желая только одного – хоть на минуту избавиться от нее и не попасть опять в тот ужасный мир, где он провел весь день и где он только что был в самом ужасном и отвратном из всех земных снов. Он нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжелый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».
    2. Лирическое и эпическое в творчестве С. Есенина 1924-1925 гг.

  10. Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шер-шеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.
    Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина “закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знако мых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным (“Коровка”,- “Лисица”, “Сукин сын”). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви (“Выткался на озере алый цвет зари…”), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.
    Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:
    Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю!”
    Я скажу: “Не надо рая,
    Дайте родину мою”.
    В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты — в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.):
    И на известку колоколен
    Невольно крестится рука.
    В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку…
    Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: “…Россия! Роса и сила и синее что-то…”).
    Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем-Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика (“Я нарочно иду нечесаный…”), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях “Письмо матери”, “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на Родину”. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь “поют агитки Бедного Демьяна”:
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я словно иностранец.
    Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя “последним поэтом деревни”. Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:
    Воскресные сельчане
    У волости, как в церковь, собрались…

    ( “Русь советская” )

    И вот сестра разводит,
    Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”…

    ( “Возвращение на Родину” )

    Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
    Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В “Персидских мотивах”, в стихотворении “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” Есенин пишет:
    Потому, что я с севера, что ли,
    Что луна там огромней в сто раз,
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий.
    Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. (“Я помню, любимая, помню…”, “Письмо к женщине”.) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.

    (“Заметался пожар голубой…”)

    Я сердцем никогда не лгу,
    И потому на голос чванства
    Бестрепетно сказать могу,
    Что я прощаюсь с хулиганством.

    (“Пускай ты выпита другим…”)

    Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки (“Сукин сын”, “Письмо к женщине”). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, “роком событий”. И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении “Собаке Качалова” поэт пишет (обращаясь к собаке):
    Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
    За все, в чем был и не был виноват.
    Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.
    Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:
    Вот оно, глупое счастье
    С белыми окнами в сад!
    По пруду лебедем красным
    Плавает тихий закат.

    (1918 г.)

    …моя тихая радость —
    Все любя, ничего не желать.

    (Тогда же.)

    Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая…” и “Не жалею, не зову, не плачу…”. Смысл их и основные идеи сходны:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком…
    И:
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: “роща” — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами (“души сиреневая цветь”), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:
    Словно я весенней гулкой ранью
    Проскакал на розовом коне.
    И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.

    (“До свиданья, друг мой, до свиданья”)

    Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, “последнего поэта деревни”, Сергея Александровича Есенина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *