Сочинение на тему тихий дон краткое

7 вариантов

  1. Михаил Шолохов написал замечательное произведение – роман «Тихий Дон». О чем же он? О жизни простого донского казачества, о его быте, нравах и традициях, о любви и о войне. И неотъемлемой, важной частью романа являются женские образы. Необычайно яркие, разнообразные, жизненные и непохожие друг на друга. Они все производят сильное впечатление. Самые выделяющиеся из них – образы простых крестьянок: Натальи и Аксиньи. И, не смотря на их простое происхождение и воспитание, это неповторимые личности. Они противопоставлены между собой из-за полной противоположности. Между ними проходит ясная черта разграниченности, четко отделяя одну женщину от другой. Их можно сравнить с Луной и Солнцем. Одна – яркое пламя, бешеная игра чувств, неподвластный и бушующий огонь. Такова Аксинья с безумной любовью, вечной борьбой за нее и безграничной верой в лучшее будущее.
    Но совсем другая Наталья. Как Луна – прекрасна и холодна, всегда уравновешена и разумна, ясной и чистой мудростью веет от нее. Она не создана для борьбы, лишь для ожидания, для веры в милосердную судьбу, которая возможно даст ей счастье. Я бы сказала, что она даже несколько апатична
    Даже внешность этих двух женщин разительно отличается. Яркая красота Аксиньи: черные волосы, глаза и брови, полное красивое тело. И спокойная, светлая красота Натальи: светлоокая, с русыми волосами, девически стройная.
    Лед и пламя – две совершенно разные женщины связаны любовью к одному человеку – Григорию Мелехову. Слишком прекрасна и тускла для него Наталья в сравнении с Аксиньей. Он навсегда пламенно и горячо полюбил ту, что живет чувствами, по зову сердца. Но может ли быть счастливой их судьба? Счастье, построенное на лишениях и муках, – это только самообман. Нет, их недолгая радость совместной жизни краплена кровью, окрашена черным цветом чужого горя. Потому что есть покинутый дом, семья, очаг, есть брошенный муж и есть Наталья, отброшенная и покинутая, как ненужная вещь, которая обожглась о любовь: безответную и обреченную, навсегда оставившую рубец на ее израненной душе. Наталья выступает в романе в качестве святой мученицы. Как безгранична ее верность и привязанность, е стойкость и терпение. Она хорошая жена и хозяйка: работящая, молчаливая и послушная. Но ее покорность раздражала Григория. Как отличается от нее своенравная и самостоятельная Аксинья. Наталья создана для семьи, Аксинья – для свободы. Одна привязана к дому, другая – к любимому человеку. Я думаю, Аксинью можно оправдать, что она забрала мужа у Натальи – сердцу не прикажешь, это известно каждому. Но как вынести брошенной жене этот позор, осмеяние окружающими и вдруг навалившееся ясное осознание невозвратимой потери? Отсюда неудавшаяся попытка самоубийства, оставившая молодую и полную сил женщину калекой. Мне очень жаль Наталью, она не заслужила такой судьбы. И не мудрено, что она сломала уставшую от мук Наталью, такую жизнь не каждый в силах вынести.
    Но Аксинья поражает своей силой характера и воли. Она ни за что не откажется от борьбы за свое счастье. И мне кажется, что Аксинья не решилась бы на самоубийство. Всегда жизнерадостная, веселая и горячая, она любит и чувствует жизнь такой, какой бы она не была. И мне больше по душе характер Аксиньи, чем Натальи – образ бойца, а не смиренной мученицы.
    Но, как бы не были эти две женщины различны, есть в них несколько одинаковых черт: чувство материнства, образ хозяйки, хранительницы очага и семейного благополучия. И я считаю, что без них женщина неполноценна. Как прекрасны и человечны они в этой сущности! Эти черты роднят всех женщин – матерей. Шолохов не отдает предпочтение кому-либо из них. Они обе по-своему прекрасны и значительны. Писатель хочет показать саму сущность, изначальное предначертание женщины. Все это описано и передано читателю особенно ярко и выразительно.
    Я восхищаюсь Шолоховым как писателем, так как считаю, что не каждый может так глубоко вникнуть в психологию человека и изобразить таких героев, будто написанных с живших людей.
    Мне навсегда запомнился роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» – поистине сокровище нашей русской литературы.

  2. «Крыша дома твоего» – что значат эти слова для героев романа Шолохова «Тихий Дон» и для современного читателя.
    «Тихий Дон» – роман-эпопея
    «Чужой всем» (образ Григория Мелехова)
    Анализ главы 12 части 3 первой книги романа М. Шолохова «Тихий Дон»
    Анализ главы 3 второй части книги первой романа М.Шолохова «Тихий Дон»
    Анализ эпизода (том 3 глава 16)
    Анализ эпизода «Луговой покос» (т.1, гл. 9)
    Анализ эпизода «Свадьба Григория Мелехова и Натальи»
    Анализ эпизода главы XX части 6
    В чем символическое звучание финальной главы второго тома романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»?
    В чем трагедия Григория Мелехова?
    В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи?
    Возвращение Григория Мелехова на хутор (анализ финала романа М.А.Шолохова “Тихий Дон”: том 4, часть 8, глава 18)
    Время природное и время историческое в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
    Главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»
    Горе от ума как вечная тема русской революции
    Гражданская война как трагедия народа
    Григорий в поисках правды
    Григорий и Аксинья
    Григорий Мелехов – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»
    Григорий Мелехов в поисках правды
    Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелехова
    Жанровое своеобразие романа М. Шолохова «Тихий Дон»
    Женские образы в романе «Тихий Дон»
    Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
    Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
    Женские судьбы в русской литературе xx века
    Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века
    Изображение величайшего социального сдвига в судьбе народа
    Изображение войны в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон»
    История создания романа Тихий Дон
    История создания романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон»
    Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова
    Какую роль играет в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» финальный эпизод возвращения Григория Мелехова?
    Кошевой в доме Мелеховых (анализ главы 2, часть 8, книга 4)
    Красноармейцы в доме Мелеховых (анализ 16 главы, часть 6, книга 3)
    Любовь в жизни Григория Мелехова (по роману М.А. Шолохова “Тихий Дон”)
    Любовь в жизни одного из героев М.А.Шолохова (по одному из романов).
    М. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея
    Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века
    Мой любимый отрицательный персонаж
    Муки совести Григория Мелехова
    Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”
    Мысль о родном доме в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
    Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»
    Народ и революция в романе «Тихий Дон»
    Незабываемые страницы романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»
    Образ Аксиньи в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
    Образ Григория Мелехова
    Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

  3. «Тихий Дон» — это роман-эпопея Михаила Шолохова. В ном он раскрывает судьбу народа в период первой мировой и граж­данской войны.
    Замысел «Тихого Дона» возник у Шолохова в 1925 году. Именно тогда писатель задумал показать быт, образ жизни ка­заков, роль исторических событий в судьбе простых людей-тружеников.
    Главные герои романа — это казаки. Казаки — это трудяги. Именно такими их хочет показать Михаил Шолохов в романе. Ярким примером казака-труженика является Мелехов Панте­лей Прокофьевич. В романе он показан как трудолюбивый, хо­зяйственный, привязанный к своей земле казак. Главный герой романа Григорий Мелехов тоже привязан к своей земле. Когда Аксинья просит уйти его , он говорит, что не может жить без земли. Земля в романе занимает особое место. Образ земли — мотив романа. Земля а романе имеет двойной смысл: земля-чернозем и земля-мать, за которую умирают.
    Григорий Мелехов, оказавшись на перепутье истории, му­чительно ищет истину. Не нашел он ее у «белых», не нашел у «красных». Единственная истина — народ. Михаил Шолохов хочет показать в романе, что гражданская война — это тра­гедия народа. В этой войне нет победивших. Есть только про­игравшие.
    «Тихий Дон» — роман о судьбах народа в переломную эпо­ху. Это и принципиальная авторская точка зрения на револю­цию и гражданскую войну. Драматические судьбы основных дей­ствующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, глав­ного героя романа, складываются у Шолохова в единство исто­рической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив непростую судьбу Григория, можно понять, как са­мому Шолохову удалось решить проблему нравственных иска­ний своего главного героя.
    Герои Шолохова — современники и участники важных со­бытий эпохи. Перед каждым из них встает необходимость оп­ределить свое место в борьбе. Так было в ранних рассказах, за­печатлевших острые ключевые конфликты на Дону, которые рас­кололи не только хутора, но и семьи. Так было и в «Тихом Доне».
    «Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону… С юга — меловая гора. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегу­щим к займищу». Перед читателем разворачивается эпическое, насыщенное красками, звуками и запахами родной земли живописное полотно из жизни донского казачества. С сыновней любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показы­вает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.
    Но автор не идеализирует казачество, он ясно видит со­словную ограниченность старого уклада жизни. В этот зам­кнутый мир крутые перемены принесли революция и граж­данская война.
    Ни о чем не умалчивая, Шолохов смело пишет правду о пол­ном драматических противоречий времени. Сложный путь Ка­зачества в революции показан прежде всего на примере главно­го героя романа — Григория Мелехова. Этому чистому и цель­ному человеку суждено было «пройти по мукам». Шолоховский герой совершает тяжкие ошибки, утрачивает многое из того, что нравилось нам в начале романа в веселом, сильном, зверовато- красивом парне. Но Григорий никогда не кривит душой, ни во что не хочет верить слепо. Честно и бескомпромиссно ищет он свою правду, искренне стремится разобраться в происходящих событиях. Куда приклониться, с кем пойти? — вот нелегкий вопрос, который решал в те годы не только Мелехов.

  4. «Тихий Дон» — это роман-эпопея Михаила Шолохова. В нем он раскрывает судьбу народа в период первой мировой и граж­данской войны.
    Замысел «Тихого Дона» возник у Шолохова в 1925 году. Именно тогда писатель задумал показать быт, образ жизни ка­заков, роль исторических событий в судьбе простых людей-тру- жеников.
    Главные герои романа — это казаки. Казаки — это трудяги. Именно такими их хочет показать Михаил Шолохов в романе. Ярким примером казака-труженика является Мелехов Панте­лей Прокофьевич. В романе он показан как трудолюбивый, хо­зяйственный, привязанный к своей земле казак. Главный герой романа Григорий Мелехов тоже привязан к своей земле. Когда Аксинья просит уехать его в Шахты, он говорит, что не может жить без земли. Земля в романе занимает особое место. Обриз земли — мотив романа. Земля в романе имеет двойной смысл и земля-чернозем и земля-мать, за которую умирают.
    Григорий Мелехов, оказавшись на перепутье истории, му чительно ищет истину. Не нашел он ее у «белых», не нашел у «красных». Единственная истина — народ. Михаил Шолохов хочет показать в романе, что гражданская война — это тра­гедия народа. В этой войне нет победивших. Есть только про­игравшие.
    «Тихий Дон» — роман о судьбах народа в переломную эпо­ху. Это и принципиальная авторская точка зрения на револю­цию и гражданскую войну. Драматические судьбы основных дей­ствующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, глав­ного героя романа, складываются у Шолохова в единство исто­рической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив непростую судьбу Григория, можно понять, как са­мому Шолохову удалось решить проблему нравственных иска­ний своего главного героя.
    Герои Шолохова — современники и участники важных со­бытий эпохи. Перед каждым из них встает необходимость оп­ределить свое место в борьбе. Так было в ранних рассказах, за­печатлевших острые ключевые конфликты на Дону, которые рас­кололи не только хутора, но и семьи. Так было и в «Тихом Доне».
    «Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца к» скотиньего база ведут на север, к Дону… С юга — меловая хребет горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегу­щая к займищу». Перед читателем разворачивается эпическое, ипсыщенное красками, звуками и запахами родной земли жи­вописное полотно из жизни донского казачества. С сыновней любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показы­вает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.
    Но автор не идеализирует казачество, он ясно видит со­словную ограниченность старого уклада жизни. В этот зам­кнутый мир крутые перемены принесли революция и граж­данская война.
    Ни о чем не умалчивая, Шолохов смело пишет правду о пол­ном драматических противоречий времени. Сложный путь ка­зачества в революции показан прежде всего на примере главно­го героя романа — Григория Мелехова. Этому чистому и цель­ному человеку суждено было «пройти по мукам». Шолоховский герой совершает тяжкие ошибки, утрачивает многое из того, что привилось нам в начале романа в веселом, сильном, зверовато- красивом парне. Но Григорий никогда не кривит душой, ни во что не хочет верить слепо. Честно и бескомпромиссно ищет он свою правду, искренне стремится разобраться в происходящих событиях. Куда приклониться, с кем пойти? — вот нелегкий вопрос, который решал в те годы не только Мелехов.

  5. Страница: [ 1 ] 2 3 4
    Все произведения в сокращении этого автора Тихий Дон Поднятая целина
    По окончании предпоследней турецкой кампании казак Прокофий Мелехов привел домой, в станицу Вешенская, пленную турчанку. От их брака родился сын, названный Пантелеем, такой же смуглый и черноглазый, как и его мать. Впоследствии Пантелей Прокофьевич занялся обустройством хозяйства и значительно расширил свои угодья. Он женился на казачке по имени Василиса Ильинична, и с тех пор стала турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Так, старший сын Пантелея Прокофьевича, Петро, пошел в мать: он был невысоким, курносым и русоголовым; а младший, Григорий, больше напоминал отца: такой же смуглый, горбоносый, диковато-красивый, такого же бешеного нрава. Кроме них, мелеховская семья состояла из отцовской любимицы Дуняшки и Петровой жены Дарьи.
    …Ранним утром Пантелей Прокофьевич зовет Григория на рыбалку, во время которой требует, чтобы сын оставил в покое Аксинью Астахову, жену мелеховского соседа Степана. Григорий с приятелем Митькой Коршуновым идет продавать пойманного сазана богатому купцу Мохову и знакомится с его дочерью Елизаветой. Петро и Степан уезжают в лагеря на сбор, а Григорий продолжает заигрывания с Аксиньей.
    …Когда Аксинье было шестнадцать лет, ее изнасиловал собствен ный отец, убитый затем матерью и братом девушки. Через год ее выдали замуж за Степана Астахова, который, не простив «обиды», начал избивать Аксинью и ходить по жалмеркам. Поэтому, когда Гришка Мелехов стал проявлять к ней интерес, у не знавшей любви Аксиньи, к ее ужасу, зародилось ответное чувство. Вскоре она сходится с Григорием. Влюбленные не скрывают свою связь, и обо всем становится известно как Пантелею Прокофьевичу, так и Степану. Тот, возвратившись, принимается зверски избивать Аксинью, а отец решает поскорее женить Григория на Наталье, сестре Митьки Коршунова. Степан Астахов, подравшись с братьями Мелеховыми, становится их заклятым врагом. Аксинья пытается, но не может подавить свое чувство к Григорию. Сватовство Пантелея Прокофьевича дает положительные результаты, поскольку Наталья Коршунова влюбляется в Григория. Он, в свою очередь, предлагает Аксинье покончить с их связью. Григорий женится на Наталье, не испытывая к ней никаких чувств.
    Митька Коршунов вывозит Елизавету Мохову на рыбалку и там насилует. По хутору начинают ползти грязные слухи, и Митька идет свататься к Елизавете. Но девушка отказывает ему, а Сергей Платонович Мохов спускает на Коршунова собак. Григорий осознает, что его чувство к Аксинье не умерло. Она же внешне примиряется с мужем, но продолжает любить Григория.
    Федот Бодовсков знакомится со Штокманом. Тому удается остановить драку у мельницы, в ходе которой Митька Коршунов избивает купца Мохова. На допросе у следователя Штокман рассказывает, что в 1907 г. сидел в тюрьме «за беспорядки» и отбывал ссылку. Григорий признается Наталье, что не любит ее. Во время поездки за хворостом братья Мелеховы встречают Аксинью. Возобновляется связь Аксиньи с Григорием. К Штокману на чтения по истории донского казачества приходят Валет, Христоня, Иван Алексеевич Котляров и Мишка Кошевой. Григорий и Митька Коршунов принимают присягу. Наталья решает вернуться жить к родителям. Происходит ссора Григория с Пантелеем Прокофьевичем, после чего Григорий уходит из дома. У купца Мохова он встречает сотника Евгения Листницкого и принимает предложение работать в его имении Ягодное кучером. Аксинью берут кухаркой для дворовых и сезонных рабочих. Аксинья и Григорий покидают хутор, а Наталья возвращается к своим родителям. С первых же дней Листницкий начинает проявлять к Аксинье интерес.
    Валет и Иван Алексеевич продолжают ходить к Штокману, который рассказывает им о борьбе капиталистических государств за рынки и колонии как о главной причине надвигающейся мировой войны. На Пасху Наталья, измученная унизительностью своего положения, предпринимает попытку самоубийства. Аксинья признается Григорию, что ждет от него ребенка. Навестить брата приезжает Петро. Аксинья упрашивает Григория взять ее с собой на покос и по дороге домой рожает девочку. Григория вызывают на воинские сборы; неожиданно к нему приезжает Пантелей Прокофьевич и привозит «справу». Григорий уезжает на четырехгодичную службу; по дороге отец сообщает ему, что Наталья выжила, хотя и осталась калекой, и спрашивает, будет ли Григорий жить с ней, когда вернется. На медицинской комиссии Григория хотят записать в гвардию, но ввиду нестандартных внешних данных («Рожа бандитская… Очень дик»), зачисляют в армейский Двенадцатый казачий полк. В первый же день у Григория начинаются трения с начальством.
    Наталья вновь приходит жить к Мелеховым. Она по-прежнему надеется на возвращение Григория в семью. Дуняшка начинает ходить на игрища и рассказывает Наталье о своих отношениях с Мишкой Кошевым. В станицу приезжает следователь и арестовывает Штокмана; при обыске у него находят нелегальную литературу. На допросе выясняется, что Штокман состоит членом РСДРП. Его увозят из Вешенской.
    Полк Григория стоит в имении Радзивиллово. Наблюдая за офицерами, Григорий чувствует между собой и ними невидимую стену; это ощущение усиливается из-за инцидента с Прохором Зыковым, избитым вахмистром во время учений. Перед началом весны озверевшие от скуки казаки всем взводом насилуют Франю, молоденькую горничную управляющего; бегущего ей на помощь Григория связывают и бросают на конюшне, обещая убить, если проговорится.
    Начинается война, и казаков отвозят к русско-австрийской границе. В своем первом бою Григорий убивает человека, и образ зарубленного австрийца тревожит его совесть. Выведенный с линии боев полк Григория принимает пополнение с Дона. Григорий встречает брата, Мишку Кошевого, Аникушку и Степана Астахова. В разговоре с Петром он признается, что тоскует по дому и мучается из-за вынужденного убийства. Петро советует остерегаться Степана, обещавшего убить Григория в первом же бою. Григорий находит у убитого казака дневник, где описывается роман последнего с опустившейся Елизаветой Моховой. Во взвод Григория попадает казак по прозвищу Чубатый; издеваясь над переживаниями Григория, он говорит, что в бою убить врага — святое дело. Григорий получает тяжелое ранение в голову. Охваченный патриотическим порывом Евгений Листницкий уезжает в действующую армию командовать взводом. Подъесаул Калмыков советует ему свести знакомство с вольноопределяющимся Ильей Бунчуком. Мелеховы получают известие о гибели Григория, а через двенадцать дней из письма Петра выясняется, что Григорий жив, к тому же награжден Георгиевским крестом за спасение раненого офицера и произведен в младшие урядники. Получив письмо Григория, где тот шлет ей «поклон и нижайшее почтение», Наталья решает идти в Ягодное, упрашивать Аксинью вернуть мужа. Накануне очередного наступления в дом, где остановились Прохор Зыков, Чубатый и Григорий, попадает снаряд. Раненного в глаз Григория отправляют в госпиталь в Москву. Таня, дочь Григория и Аксиньи, заболевает скарлатиной и вскоре умирает. Аксинья сходится с приехавшим в отпуск по ранению Листницким. Гаранжа, сосед Григория по больничной палате, в разговорах с казаком пренебрежительно отзывается о самодержавном строе и раскрывает подлинные причины войны. Григорий с ужасом чувствует, что рушатся все его прежние представления о царе, родине и о его казачьем воинском долге. Григория переводят в госпиталь на Тверской, долечивать открывшуюся рану; там его палату посещает особа императорской фамилии. За непочтительное поведение в присутствии высочайшего гостя Григория на трое суток лишают питания, а затем отправляют домой. Григорий едет в Ягодное. От конюха деда Сашки он узнает о связи Аксиньи с Листницким. Григорий избивает сотника кнутом и, бросив Аксинью, возвращается в семью, к Наталье.
    Дослужившийся до офицерского чина Бунчук ведет в войсках большевистскую пропаганду. Листницкий доносит на него, Бунчук дезертирует. На фронте Иван Алексеевич встречает Валета; выясняется, что Штокман — в Сибири. Григорий вспоминает, как спас в бою жизнь Степану Астахову, что, впрочем, не примирило их.
    Страница: [ 1 ] 2 3 4

  6. В романе «Тихий Дон» предстает жестокий и чудовищный мир революции, но герои романа, которые совершают ужасные поступки, остаются людьми, способными совершать бескорыстные, благородные деяния. Главный герой Григорий Мелехов искренен и честен в своих делах, особенно по отношению к Наталье и Аксинье. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утёнок на сенокосе, убийство австрийца, казнь Подтелкова).
    Автор хотел показать, как война развращает людей, провоцирует их на совершение поступков, каких человек в обычной жизни никогда бы не совершил. Григорий никогда не позволял себе сделать подлость, причиной этого была – глубокая привязанность к семье, к земле. Григорий раскрывается во фразе «Моим рукам работать надо, а не воевать». Человек в то страшное время был поставлен в неизбежные стихийные обстоятельства, и уже в этих обстоятельствах делал свой выбор, решал свою судьбу. Григорий постоянно находится в ситуации выбора. Это не политические «метания», а поиски правды. Григорий тоскует по правде, которой с его точки зрения нет ни у белых, ни у красных. Эти поиски, по словам самого Мелехова, оказались «Зряшными и пустяшными». В этом и заключалась его трагедия.

  7. События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед I мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие романа, является станица Вешенская. Шолохов изображает реальных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИК, первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.
    “Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. I мировая война прервала трудовую жизнь казачества. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казаки устали от войны. Они мечтают о ее окончании, но они еще не знают, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.
    Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин мятежа было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял собой христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, отдававшего приказы расстреливать бородатых казаков. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками.
    В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества является Григорий Мелехов. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.
    Важное место в призведении занимают женские образы. Здесь и мать Григория Ильинична, и Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. Писатель показывает их трудолюбие, огромную роль в жизни семьи.
    В действие романа “Тихий Дон” вообще вовлечен очень широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.
    Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, он умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж у Шолохова очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.
    Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в романе глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. При вручении ему Нобелевской премии за роман “Тихий Дон” Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *