Сочинение на тему тихон и борис сравнение

9 вариантов

  1. Тихон не имеет своего мнения и полностью зависит от своей деспотичной матери. Кабаниха контролирует каждый шаг сына и постоянно вмешивается в его семейную жизнь. Он ни смеет перечить матери. Когда Кабаниха доводит Тихона до истерики, он всегда срывает злость на Катерине. А девушка не виновата ни в чем, ей самой очень часто достается от свекрови. Осознавая свою беспомощность и никчёмность, Тихон начинает пить. Он любит Катерину, но не в его силах защитить ее от нападок матери. Он очень слабохарактерный человек. Он не решался высказать Кабанихе, свое недовольство ее поведением по отношению к Катерине. Только после смерти жены он впервые высказал свое мнение матери. Катерина не любила Тихона, ей было его очень жалко.
    Борис приехал в город не по своей воле. У него в Калинове есть дядя, который обещал оставить парню хорошее наследство. Парень был хорошо образован и умел красиво говорить. Борису сразу же не понравился этот город и устои, которые царят в нем. Он хотел уехать из этого мрачного места, но остался из-за сестры.
    Борис не любил Катерину он ей пользовался. Борис был эгоистом. Он, так же как и Тихон не смог защитить Катерину от нападок на нее представителей «темного царства», хотя он, скорее всего не хотел этого делать. Когда Борис собрался уезжать, он отказался взять с собой Катерину, которая его сильно любила. Этим поступком он разбил девушке сердце и толкнул ее на самоубийство.
    Тихон и Борис немного похожи. Они оба не смогли противостоять местным порядкам и не решаются совершать поступки ради других людей. Их бездействие и трусость привели Катерину к смерти. Тихон любил Катерину, но она не любила его. Борис сделал все, что бы влюбить в себя девушку, а затем бросил ее. Ни один из этих мужчин не достоин Катерины. Тихон и Борис одинаково боялись устроить протест против общества и высказать свое мнение. Персонажи хоть и разные, но во многом очень похожие. Тихон боялся своей матери, а Борис постоянно потакал своему дяди.

    2 вариант

    В своих произведениях Островский часто обращался к темам возвышенным, более чем приземлённым. Островский не искал счастья в чём-то материальном, что также видно из его произведений, он был романтиком. Мечтая о том, каким бы мог быть человек, и каким бы могло быть общество, если бы стиль мышления у него был чуть-чуть другой, он создавал прекрасные литературные произведения, которые и до сих пор перечитываются сотни, если не тысячи раз. В них читатель может найти много интересной информации, интересных мыслей, и в том числе, интересных теорий насчёт всего общественного строя. Прекрасным тому примером послужит произведение “Гроза”.
    В нём автор очень чётко и  ясно ограничивает области воздействия добра и зла. Проще говоря, в произведении есть чётко отведённые места под доброе и под плохое, автор намеренно не создаёт золотой середины, дабы два данных понятия отлично контрастировали друг с другом. Как может увидеть читатель, две данные вещи весьма и весьма тесно связанны, так как одно не может существовать без другого. Каждый из нас хоть раз совершал зло, неважно по какой причине, просто совершал, но, конечно же, каждый из нас совершал и добрые поступки, вот о чём говорит автор. Там где есть зло, всегда найдётся и добро. Прекрасным примером данному высказыванию станут два образа персонажей, Бориса и Тихона.
    Борис и Тихон персонажи произведения, которые хоть и не придерживаются злой стороны в произведении, однако всё же очень часто преступают добрую черту и уходят на злую. В данных гонениях проходит всё произведения. Им просто нахватает воли, дабы удержаться на одном месте, и они слишком слабохарактерны, чтобы быть сразу на двух, потому они и метаются туда и обратно в надежде на скорый исход своих мучений. Они хоть и похожи, но всё-таки весьма различаются. Борис озорной, весёлый парень, который не прочь развлечься в случае чего, Тихон же довольно спокойный человек, привыкший мыслить рассудительно и чётко. Два этих персонажа придерживаются примерно одинаковых философий и мировоззрения. Он также сторонники одной философии, однако, они всё же очень разные персонажи. Даже несмотря на все своих сходства, все свои общие интересы, их мысли, и способы достижения цели очень сильно рознятся.
    Таким образом, мы видим, что автор создал два образа, которые хоть и чем-то схожи, но всё-таки абсолютно разные.

  2. Этих героев объединяет подневольность, оба они зависи­мы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей пе­речить. Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.
    Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может за­щитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.
    Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а ме­стные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства – это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.
    За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.
    Борис, к сожалению, тоже оказался не лучшей кандидатурой на роль «принца». Он, как и Тихон, не в состоянии защитить Катю. Борис отказался увезти ее с собой в Сибирь и оставил погибать. Тихон же напротив, оказался человечнее Бориса. Катерина изме­нила ему и опозорила, но он нашел в себе сочув­ствие. Его любовь к жене проявля­ется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.
    Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.

  3. Тихон и Борис, мужчины в жизни главной героини Катерины играют важную роль. Через них мы понимаем, что из себя представляло “темное царство” города Калинова. Калинов, это классический город России середины 19-го века.
    Катерина, Тихон и Борис – представители молодого поколения, страдающие от “темного царства” Калинова.
    Тихон Кабанов – супруг Катерины. Тихон – классический безвольный сын вздорной матери. В общении с матерью он постоянно оправдывается и заискивает. В отсутствии матери, он смелеет, но сущность его остается неизменной. Он слаб и безволен, хотя есть момент в пьесе, где Тихон раскрывается. Он тоже хочет свободы, но вдали от матери. Тихон мучается своей слабостью, но ничего не может сделать. По-своему он любит Катерину, но губит ее. У Тихона подавлена воля, нет собственных мыслей.
    Борис, любовник Катерины. Это образованный человек, но из-за наследства он вернулся в Калинов и живет, терпя самодурство своего дяди. Впрочем Бориса такая жизнь устраивает. Не смотря на образование, сущность Бориса такая же, как и Тихона – домостроевская и купеческая. В отношениях с Катериной, он поверхностный. Его не интересует сущность этой женщины и ему все равно, что с ней будет потом, когда он уедет. Борис просто хорошо проводит время. Но он влюблен пылко и страстно.
    Тихон и Борис не отличаются по сути. Они представители и одновременно жертвы Калиновсккого темного царства. Тихон страдает от тирании своей матери, Борис – от тирании дяди. Оба мужчины любили Катерину, но не спасли ею от гибели.
    Островский показал нам трагедию Калинова. Молодежь не намерена больше терпеть уродливую философию самодуров вроде Дикого и Кабанихи. Катерина восстает против них и это только начало.
    Малый театр “Гроза” 1962 год

  4. Все-таки, Тихон решается высказать все своей матери, правда это происходит уже после смерти Катерины. Он говорит, что Кабаниха довела его супругу до самоубийства, что именно она во всем виновата. Даже не смотря на смерть любимой, Кабанов остается в этом «темном царстве», он не смог избавится от тирании своей матери, и теперь вынужден мучатся всю оставшуюся жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
    Вторым героем, который сыграл в судьбе Катерины фатальную роль, был Борис. Именно любовь к этому молодому человеку заставила главную героиню предать свои внутренние принципы и божьи заповеди.
    О Борисе мы знаем то, что он обучался в Московской коммерческой академии. В Калинов вернулся, чтобы получить часть наследства после смерти бабушки. Жизненные обстоятельства заставили его во всем потакать своему дядюшке Дикому, ведь это было единственным условием для получения наследства. Борис считал себя жертвой обстоятельств, так как его судьба была в руках Дикого. Что удивительно, такое положение полностью устраивало молодого человека.
    Нужно сказать, что отношения с Катериной были для него словно забава. С начала он с любовью относился к ней, но только понял, что чувства девушки настоящие – отвернулся от нее.
    Бориса смело можно назвать эгоистом. Он заботился только о себе, наслаждаясь отъездом Тихона. Ему было все равно на последствия, его не интересовала дальнейшая судьба Катерины.
    Таким образом, можно сказать, что эти два героя имеют множество общего. Они оба были детьми «темного царства». Может быть они и были способны на чистые чувства, но не нашли в себе сил противостоять «системе». Они не способны на самопожертвование ради любимого человека. В конечном итоге, эта боязнь и бессилие привели к драматическому финалу произведения – смерти Катерины.

  5. В данном сочинении я буду сравнивать двух персонажей из комедии А. Н. Островского « Гроза » это произведение одно из самых популярных в творческой жизни писателя. В комедии описана история девушки Катерины, которая не может выбрать себе мужчину, и создает любовный треугольник. Также в произведении идет сравнение поколений старшего более зрелого и нового молодого и их жизненные позиции.
    Познакомимся с персонажами подробно первый Борис, не родом из города Калинова, где происходят события, а приезжий, так как ему досталось наследство. И он вынужден приехать, и остается проживать в Калинове. Он подчиняется Дикому, так как этот человек в данный момент занимается его наследством, которое осталось от бабушки Борису. Другой герой Тихон молодой парень родом из Калинова воспитан в семье Кабановых придерживается традиций, слушается и угождает своей матери.
    Тихон хочет свободы желает проявить себя во все чтобы доказать всем что он настоящий мужчина. Борис хитрый и эгоистичный ради своего наследства готов на все.
    Эти два мужчины одни из числа тех, из-за которых и возникало темное царство, они оба не способны на хорошие и светлые поступки. Что же у них общего этих героев? Два мужчины проживают с сильными характером людьми с тиранами по моему мнению, у них нет своего слова и права выбора, и они вынуждены подчиняться чужой воле. Им обеим не хватает самостоятельности, и любят главную героиню Катерину.
    Различия между персонажами намного больше чем общего. Как они относятся к героине каждый по – разному. Борис влюблен в Катерину и готов на все рискнуть даже своей репутацией. Тихон любит главную героиню, но читая произведение можно и сомневаться, в его чувствах если любит, то почему не защищает от нападок Кабанихи. Как складываются отношения с другими персонажами. У Бориса все его действия происходят под прикрытием Варвары, общительный с положительным настроением к окружающим.
    В принципе люди относятся к нему хорошо, уважают за его хорошее отношение с матерью. Постоянное напряжение и от безысходности Тихон приводит к частому употреблению алкоголя. Бориса напрягает ситуация что новенький в Калинове ему неловко неуютно находиться в этом городе и мериться и жить по порядкам, которые ему чужды. А Катерина обратила на него внимание скорее всего из-за того что приезжий и интересный как человек. Вот описал героев комедии « Гроза » и не сложно догадаться, что эти два мужчины с разными судьбами и увлечениями и отличаются кардинально друг от друга.

  6. В пьесе А. Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей — ее характеру, мировоззрению, судьбе — посвящено данное произведение.
    Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим «царством» раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона — двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
    Итак, Тихон Кабанов — муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи — матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
    Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость. Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: «Слушайся маменьки, Катя!», «Не груби!» и прочее.
    Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон — человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
    В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»
    Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!», «А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Глядя, как Катерина все «плачет да тает», Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
    Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Но, в финале, все опять заканчивается «жертвенничеством» Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения — Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
    Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
    Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но «следы купечества», особенности простонародной речи пробиваются и здесь: «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной». Образованность Бориса — это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
    Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь.
    В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
    Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
    Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии – гибели Катерины Кабановой.

  7. В пьесе А.Н. Островского «Гроза», безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей – ее характеру, мировоззрению, судьбе – посвящено данное произведение.
    Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим «царством» раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона – двух мужчин в жизни Катерины, во многом определивших ее судьбу.
    Итак, Тихон Кабанов – муж Катерины. Первый раз мы встречаем Тихона в сопровождении всей его семьи – матери Кабанихи, сестры Варвары, Катерины. Как же ведет себя Тихон? Он всячески оправдывается, заискивает перед матерью, пытается ей угодить: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».
    Но как резко меняется тон его разговора, когда уходит Кабаниха! Видно, что Тихон испытывает облегчение. Он чувствует себя гораздо свободнее, когда рядом нет его деспотичной маменьки. С Катериной и Варварой Тихон становится смелее и даже развязнее. Однако сцена отъезда Тихона по делам обнажает всю его покорность, страх перед матерью, слабость. Даже смешно читать, как он, слово в слово, повторяет наказы Кабанихи: «Слушайся маменьки, Катя!», «Не груби!» и прочее.
    Но, оставшись один на один с Катериной, этот герой раскрывается. И мы понимаем, что Тихон – человек, а не марионетка, со своими проблемами, желаниями, стремлениями, обидами. Он говорит Кате, что и ему нужна воля, свобода, нужно почувствовать себя человеком, мужчиной. А все это возможно для него лишь вдалеке от матери.
    В предвкушении свободы Тихон забывает обо всем, ему и на Катерину уже некогда обращать внимания. Он невнимателен к ней, даже груб: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Только когда Катерина заговаривает про смерть, Тихон смягчается: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!»
    Кульминационной не только в раскрытии характера Тихона, но и во всей пьесе является сцена грозы и раскаяния Катерины. Здесь мы понимаем, что Тихон любит свою жену, готов ей все простить, но смертельно боится маменьку: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!», «А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Глядя, как Катерина все «плачет да тает», Кабанов изводится сам. Но против Кабанихи пока пойти не может: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
    Но все же, в последней сцене пьесы, Тихон решается на протест против своей матери. Он бросает ей в исступлении: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Но, в финале, все опять заканчивается «жертвенничеством» Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    Борис Григорьевич также занимает важное место в ряду персонажей пьесы. Он способствует развитию сюжета и является целой «вехой» в жизни главной героини произведения – Катерины Кабановой. Ведь именно из-за Бориса Катерина нарушила внутренние и внешние запреты Домостроя и изменила мужу.
    Этот герой получил довольно хорошее образование в Коммерческой академии. Но затем, ожидая наследство, он был вынужден вернуться в Калинов и угождать своему дяде, самодуру Дикому.
    Публичная речь героя, на людях, демонстрирует его довольно хорошее образование. Но «следы купечества», особенности простонародной речи пробиваются и здесь: «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной». Образованность Бориса – это только внешний лоск, наносное. Натура его все же калиновская, купеческая, домостроевская.
    Борис сам себя считает жертвой, ни на что неспособной. Он полностью зависит от Дикого, подчиняется ему. И что самое интересное, его устраивает такое положение, хотя на словах Борис всячески проклинает такую жизнь.
    В отношениях с Катериной Борис сначала любезен и ласков: «Жизнь моя!», «Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…». Но когда он убеждается в том, что Катерина любит его, то становится с ней даже жестоким.
    Борис эгоистичен. Он думает о том, как хорошо будет ему в эти две недели. А что будет потом, каково придется Катерине, Бориса мало интересует. Кроме того, этот герой очень плохо знает объект своих воздыханий, он нисколько не пытается понять героиню.
    Таким образом, Борис и Тихон во многом похожи. Оба они порождение и, в то же время, жертвы темного калиновского царства. Возможно, эти герои способны на теплое чувство (Тихона, в большей степени), однако никто из них не решается на поступок ради другого человека, не решается противостоять системе Домостроя. Эгоизм и безответственность Бориса и Тихона приводят к настоящей трагедии – гибели Катерины Кабановой.

  8. Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен­зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче­скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в обще­ственный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окру­жающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Ди­ким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.
    Два мужских образа помогают нам понять харак­тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.
    Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жа­лели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сест­ру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с се­строй сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием». Бо­рису неуютно в городе, он не может привыкнуть к ме­стным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смот­рят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше рус­ское, родное, а все-таки не привыкну никак.»
    Объединяет обоих героев подневольность, зависи­мость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дико­го. Тихон с малолетства находится во власти деспо­тичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет пе­речить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:
    Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
    Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
    Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства…».
    Тихон не знает, как угодить матери («…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рож­ден, что не могу вам угодить ничем»), и даже срывает­ся на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!»). И прав был Кулигин, когда го­ворил о том, что за запертыми воротами в семьях « раз­врату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысход­ности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поезд­ки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает ис­тинные желания брата:
    Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.
    Катерина: За что же?
    Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сдела­ет, как приказано.
    Катерина: И на воле-то он словно связанный.
    Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырвать­ся-то поскорей.
    Тихон не может, да это просто-напросто и не прихо­дит ему в голову, противоречить матери, не может за­щитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сце­не прощания мы видим, как Тихон мучается, пони­мая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:
    Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не зна­ешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.
    Кабанов: Да она, чай, сама знает.
    Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом прие­дешь, спросишь, так ли все исполнила.
    Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!
    Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.
    Кабанов: Не груби!
    Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!
    Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
    Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!
    Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.
    Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд­цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай…»
    Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства яв­ляется проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль».
    Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приез­жий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных…; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и жен­щины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной сво­боды».
    Катерина утверждает, что любит своего мужа, под­меняя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»
    Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свек­ровь-то больно люта». Но Борис даже не пытается про­тивиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бори­са после того, как Катерина призналась в измене свек­рови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Ка­терину. А ведь она предлагает выход из этой ситуа­ции — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно от­вечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…». Борис не го­тов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил­ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что ос­тавляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, что­бы ей не мучиться долго!»). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не ге­рой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье… Он представляет одно из об­стоятельств, делающих необходимым фатальный ко­нец…» пьесы.
    А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изме­нила и опозорила его, он оказался способен на сочув­ствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ру­гали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».
    Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявля­ется после ее смерти:
    «Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!» И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
    Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес­нениям.

  9. Дмитрий
    Два мужских образа помогают нам понять харак­тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.
    Объединяет обоих героев подневольность, зависимость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дикого. Тихон с малолетства находится во власти деспотичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет перечить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке.
    Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства…» .
    Тихон не знает, как угодить матери («…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем») , и даже срывается на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!») . Тихон пьет от безысходности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поездки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании.
    Тихон предпочитает «непротивление» , по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд­цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай… »
    Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства является проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль» .
    Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова.
    Катерина утверждает, что любит своего мужа, подменяя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать! »
    Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. Но Борис даже не пытается противиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бориса после того, как Катерина призналась в измене свекрови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Катерину. А ведь она предлагает выход из этой ситуации — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…» . Борис не готов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил­ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что оставляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!») . Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье.. . Он представляет одно из обстоятельств, делающих необходимым фатальный конец… » пьесы.
    А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изменила и опозорила его, он оказался способен на сочувствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет» .
    Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявляется после ее смерти:
    «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы… »
    Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес­нениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *