Сочинение на тему типы речи

9 вариантов

  1. Сочинение “типы речи”

    Ответы:

    Примеры описания в научном и художественном стиле.
    1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
    2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину)
    Повествование — Это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
    В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
    Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
    (Б. Житков)
    Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    Повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал),Описание (Перечислены признаки увиденной персонажем картины: “появился гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая”) и Рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту

  2. Рассмотрим особенности каждого типа речи.

    Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
    Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
    Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

    Пример текста повествования:

    «Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
    Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:
    что случилось? – в городе пошел дождь;
    где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
    когда случилось? —  летом пошел дождь.
    Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
    Текст описания состоит из следующих частей:
    общая характеристика предмета, общее впечатление;
    признаки, детали;
    общая оценка предмета.
    Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
    Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

    Пример текста описания:

    «Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
    Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
    какой предмет описывается? – дождь;
    каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.
    Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».
    Рассуждение состоит из следующих частей:
    тезис – мысль, которую нужно доказать;
    обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
    резюме – итоги, выводы.
    Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
    Рассуждения бывают следующими:
    рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
    рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
    рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

    Пример текста рассуждения:

    «Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
    Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
    почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
    зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

    Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

    повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
    описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
    рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.
    И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. ?? Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

  3. За 11 школьных лет учитель неоднократно объясняет, как писать сочинение. Вспомним важные моменты.
    По типу речи выделяют три основных вида школьных сочинений:
    – описание
    – повествование
    – рассуждение
    Сочинение-описание или характеристика
    Неотъемлемой частью большинства художественных произведений является описание. Это способ подчеркивания отдельных композиционных деталей авторской работы. Способ состоит в подробном изображении действительности, явления и раскрытии их признаков.
    Статистическая форма описания выделяет отдельные моменты, как нечто устойчивое и обособленное. Действие (в буквальном значении) в характеристиках отсутствует.
    Распространенными темами для сочинений этого вида являются: состояние героя, портрет, природа (пейзажи), интерьер.
    Выделяют виды описаний портретов человека:
    – внешнее описание (облик)
    — внутреннее описание (чувства)
    Состояние природы может стать не просто фоном, а отражением внутреннего мира героя.
    Чтобы не задаваться вопросом, как правильно писать сочинение, в котором присутствует описание, надо владеть приемами точного словоупотребления. Рассматриваемый вид текста обязательно содержит глаголы и прилагательные в настоящем времени.
    Наиболее яркие, подробные признаки передаются через использование:
    – сравнений
    — метафор
    — эпитетов
    — оценочных суждений
    — символов.
    Правильная формулировка темы обозначит место описания в тексте сочинения. Оно может стать:
    — основой рассуждения, например, «Портретная характеристика Печорина» или
    — небольшой его частью, например, «Мастерство Ю.М.Лермонтова в построении образа Печорина».
    Сочинение-повествование
    В школьной программе к этому виду сочинений относят рассказ. Цель освоения приемов написания рассказа – усвоение таких понятий, как сюжетная линия, композиция.
    Здесь важно умение разбираться в структуре произведения, особенно поэтического, а попытки самостоятельного написания рассказа способствуют развитию эстетического восприятия художественного слова.
    Тренировки по написанию сочинения-повествования формируют у школьника умение динамично, живо, кратко излагать текст по принципу литературного (художественного) рассказывания.
    Этот вид сочинения последовательно описывает действия, раскрывает события, сохраняя временные рамки.
    Компоненты повествовательного сочинения:
    – завязка (начало)
    — кульминация или развитие события
    — развязка (конец).
    Перечисленные особенности повествовательного текста предполагают использование автором глаголов в прошедшем времени и лексических средств, указывающих на смену явлений.
    Примеры тем для сочинения-повествования:
    1) Любовь в жизни Печорина
    2) Пути искания смысла жизни князем Болконским
    Результаты написанной учеником работы будут представлены основными этапами жизненного пути князи Андрея или стадиями развития отношений героя Печорина.
    Сочинение-рассуждение
    Этим видом авторских текстов изобилуют вступительные экзамены. Грамотное написание сочинения может представлять как отзыв о прочитанном произведении, так и краткий литературный обзор.
    Подвиды:
    Тема-понятие (явление). Автор самостоятельно указывает на проблему, указанную в теме, пути ее разрешения. Цель – правильное формулирование основной идеи сочинения. Пример темы, «Вольнолюбивая лирика Пушкина».
    Ученик самостоятельно выбирает произведения, анализирует их, после чего излагает проблему эволюции мировоззрения поэта.
    Тема-вопрос. Формулировка обозначает идею рассуждения, пути следует искать самостоятельно. Мнения разных авторов могут кардинально различаться. Пример, «Был ли выход у Катерины Кабановой?»
    Тема-суждение. Самая легкая, поскольку в формулировке заложена идея и пути рассуждения. Осталось лишь подобрать яркие аргументы для обоснования позиции. Пример, «Н.А. Некрасов – народный поэт».
    Статьи

  4. Д. з.: составить пример (по 5 предложений на каждый тип речи) описания, повествования, рассуждения (тема одна из трёх:”Мой друг”, “Любимый герой”, “Время года”)
    Типы речи: Описание, повествование, рассуждение
    Но прежде чем перейти к теме, мы вспоминали изученное накануне….Определить наклонение глагола: Расступись, расстегнул бы, расстегнёшь, позвоните, позвонишь, позвонить, раззвоните, расскажите, узнайте, узнаешь, расскажешь, рассказал бы, рассказал бы.
    Под диктовку: Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
    Делали тест – на листах (в папку с тестами)
    Итак, типы речи….
    Перескажите, пожалуйста, своими словами содержание четверостишия А. Барто:
    Уронили мишку на пол,
    Оторвали мишке лапу.
    Всё равно его не брошу,
    потому что он хороший.
    Игрушечного медвежонка уронили на пол и оторвали ему лапку. Малыш расстроился: он не бросит его, потому что любит.
    У нас получилось Описание (игрушечного медвежонка уронили на пол и оторвали ему лапку. Малыш расстроился) с элементами Рассуждения (он не бросит его, потому что любит).
    Что же такое: описание? Рассуждение?
    Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
    Примеры описания в научном и художественном стиле.
    1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
    2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину)
    Повествование — Это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
    В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
    Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
    Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
    (Б. Житков)
    Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    Повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал), Описание (Перечислены признаки увиденной персонажем картины: “появился гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая”) и Рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту…).

    Материалы по теме:

    «Мемуари» кардинала де Реца Друга частина (18)
    «Мемуари» кардинала де Реца Друга частина (5)
    «Мемуари» кардинала де Реца Третя частина (5)
    Души «Мертвые и живые» в поэме Н. В. Гоголя
    Владимир Короленко. «Дети подземелья» ( «В дурном обществе»)
    ДУШИ МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ

  5. Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные пла­ны.
    Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло?
    Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:
    Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спяч­ки.
    Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.
    Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

    Композиция повествования

    В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повест­во­ва­ния:
    завяз­ка (нача­ло дей­ствия);
    раз­ви­тие дей­ствия;
    куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
    раз­вяз­ка (конец дей­ствия)

    Средства языкового оформления повествования

    Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые сред­ства:
    пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные фор­мы;
    гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
    про­стые и состав­ные гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
    обсто­я­тель­ства вре­ме­ни.
    Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг в запа­хи трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича. Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашур­шать.
    Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

    Что такое рассуждение?

  6. Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
    Типы речи: описание, повествование, рассуждение
    На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.
    Возможные трудности
    Добрые советы
    Что делать, если тип речи ясно не определяется?
    Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться.
    Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.
    Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.
    Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам
    речи: описанию, повествованию и рассуждению.
    Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого.
    Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания?
    как он выглядит? какие признаки для него характерны? как
    он функционирует и т. д.
    Выделяются несколько основных видов описания: описание
    предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и
    состояния человека.
    Приведем примеры разных видов описания.
    Описание предмета, животного или человека
    1. Окраска
    опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к
    середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к
    основанию серая, иногда коричневая.
    2. На
    левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и
    мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном
    движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла
    (по А. Куприну).
    3. Один
    только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около
    тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед
    нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и
    злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность
    окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он
    служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти
    в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и
    расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал
    открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
    Описание места
    Деревня Маниловка немногих могла
    заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на
    возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость
    горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были
    разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций;
    пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные
    жиденькие вершины (Н. Гоголь).
    Описание состояния (среды или человека)
    1. На
    дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер
    плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
    2. Отчаяние
    овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на
    самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А.
    Гайдар).
    Главная задача автора при повествовании — сообщить о
    последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно
    задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что
    происходило сначала и что происходило потом?
    Приведем примеры повествования.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30 bugaga.net.ru
    1. Карло
    вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено,
    начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы,
    потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище,
    руки… (по А. Толстому).
    2. Стакан
    геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите
    до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при
    помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.
    Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и
    повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей
    действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих
    мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное
    выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления,
    события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие
    вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует?
    каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно
    состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое
    нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части
    дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и
    примеры.
    Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
    (от тезиса к
    аргументам).
    (от аргументов к
    выводу).
    Приведем примеры рассуждения.
    1. Имена
    двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия
    молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства
    Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира,
    говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на
    западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение
    Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
    2. Имя
    Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании
    угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в
    имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы
    обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в
    котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно
    оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
    Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
    Тип речи
    Основная задача автора, использующего этот тип речи
    Основные вопросы, характерные для данного типа речи
    Описание
    Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
    Каков предмет описания?
    Как он выглядит?
    Какие признаки для него характерны?
    Повествование
    Сообщить о последовательности действий или событий.
    Какова последовательность действий (событий)?
    Что происходило сначала и что происходило потом?
    Рассуждение
    Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
    Почему?
    В чем причина данного явления?
    Что из этого следует?
    Каковы следствия данного явления?
    Что оно значит?
    В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с
    другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы
    других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
    < Микротема, основная мысль текста Синонимы к словам >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  7. Среди огромного многообразия тем, предлагаемых абитуриентам, можно выделить наиболее распространенные:
    — сочинение-описание (характеристика);
    — сочинение-повествование;
    — сочинение-рассуждение.
    Сочинение-описание
    Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения.
    Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина чаще всего изображается статичной. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя.
    В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т. п.
    В зависимости от формулировки темы описательные части текста могут составить или основу всего рассуждения, или только его часть.
    Например, в следующих темах описание составит основу всего сочинения:
    1.      Портретная характеристика Печорина.
    2.      Идейно-художественная роль сцены в Отрадном (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).
    А в следующих темах описание является составной частью:
    1.      Мастерство М. Ю. Лермонтова в построении образа Печорина.
    2.      Счастливые минуты в жизни князя Андрея.
    3.      Конфликт в драме Островского А. Н. «Гроза» и его развитие.
    Сочинение-повествование
    Из повествовательных сочинений в школьной практике имеет место рассказ. На вступительных экзаменах  абитуриенты рассказы пишут редко. Как правило, рассказ используется в средней школе для обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет.
    Умение разобраться в структуре рассказа, написанного мастером поэтического слова, попытка самому написать рассказ развивают способность эстетического восприятия художественного произведения, формируют умение кратко, динамично излагать повествовательные тексты по принципу художественного рассказывания или литературного монтажа.
    Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).
    Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени.
    На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое сочинение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этой работы будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.
    Сочинение-рассуждение
    Наиболее распространенный тип сочинения. Как правило, на вступительных экзаменах встречается именно сочинение-рассуждение.
    Рассуждения на литературную тему могут быть в различных  жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.
    Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам:
    1)     Тема-понятие (явление) — это такая формулировка темы, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет ее сам, например, «Образ Евгения Базарова».
    Тема-понятие дает самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, т. е. формулирует основную идею сочинения.
    Примеры таких тем:
    1.      «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина» (экзаменующийся сам подбирает те произведения, о которых он будет рассказывать и которые будет анализировать. Главное в этой теме — показать эволюцию мировоззрения поэта).
    2.      «Лишние люди» в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
    3.      Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    4.      «Мертвые» и «живые» души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
    5.      Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).
    6.      Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова- Щедрина.
    7.      Ранний романтизм А. М. Горького.
    2)     Тема-вопрос. Такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Пишущий сам определяет идею рассуждения. Причем разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос.
    Примеры таких тем:
    1.      Кто прав в споре о гуманизме, Лука или Сатин? (по пьесе А. М. Горького «На дне»)
    2.      Был ли выход у Катерины Кабановой?
    3.      Кто такой Базаров: человек дела или демагог?
    4.      Почему доктор Старцев стал Ионычем?
    3)     Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборке аргументов для обоснования этой идеи в расположении материала.
    Примеры таких тем:
    1.      Иван Северьянович Флягин — самобытный русский характер.
    2.      «Мертвые души» Н. В. Гоголя — гениальная сатира на крепостническую Русь.
    3.      Н. А. Некрасов — народный поэт.
    4.      «Евгений Онегин» — роман, в котором отразился век.
    Назад
    Вперёд

  8. Как писать сочинения различных типов речи
    Сочинение-рассказ
    Тип речи – повествование (что происходит и в какой последовательности?)
    Изложение последовательности определенных действий, поступков, явлений…
    Много глаголов, конкретных имен существительных, фактов…
    Если вы фотограф – получится несколько кадров
    Пример – сказка «Курочка Ряба»
    Общая структура:
    1. Экспозиция – знакомство с местом действия, временем и основными героями
    2. Завязка – обнаружение конфликта (противоречия)
    3. Развитие действия – что происходит
    4. Кульминация – момент наивысшего развития действия (самое главное событие)
    5. Развязка – разрешение конфликта
    6. Эпилог – дальнейшая судьба героев (может отсутствовать)
    План:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским…)
    Однажды…
    Несколько лет назад…
    Эту историю рассказал мне дедушка…
    Вы хотите узнать,  что произошло вчера с моей кошкой? Тогда слушайте…
    Этим летом наконец сбылась моя мечта…
    2. Основная часть (начало действия, развитие действия, кульминация – может быть несколько абзацев)
    3. Заключение (развязка, эпилог – указание на то, чем завершились изложенные события)
    И чем всё закончилось?..
    А завершилось всё очень просто:…
    С тех пор в этот странный дом никто не ходит, потому что…
    Сочинение-описание
    Тип речи – описание (что представляет собой некий предмет или некое явление, какой он?)
    Полная характеристика предмета или явления
    Много имен прилагательных, причастий, наречий, оценочных имен существительных, восклицательных предложений
    Если вы фотограф – получится один кадр
    Пример – любая картина
    Виды описаний:
    1. людей или животных – это портрет
    2. помещения – это интерьер
    3. природы – это пейзаж
    4. овощей и фруктов – это натюрморт
    5. действий – это инструкция
    План характеристики героя:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским; если сочинение по литературе, то можно кратко написать об истории создания произведения, его теме, основной идее)
    2. Основная часть:
    – первое знакомство с героем
    – внешность
    – характер
    – мировоззрение (увлечения, пристрастия, цель жизни…)
    – поступки
    – взаимоотношения с другими героями
    – отношение автора произведения к этому герою
    3. Заключение (итог: особенности героя, его сущность и ваше отношение к герою произведения)
    ! В сочинении по литературе обязательно должны быть цитаты из текста, которые или подтверждают ваши мысли, или ярче всего характеризуют героя!
    Сочинение-рассуждение
    Тип речи – рассуждение (почему это происходит, зачем, с какой целью?)
    Размышление по определенному вопросу, собственная точка зрения и её доказательство
    Цель – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления автора о них, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
    Много отвлеченных имен существительных, вводных слов, вопросительных и восклицательных предложений, используется вопросно-ответная форма изложения мыслей
    Если вы фотограф – кадры не получатся: мысли сфотографировать нельзя
    Пример – ответ на любой вопрос
    Общая структура:
    1. Тезис (некое утверждение, высказывание своей точки зрения)
    2. Доказательство (аргумент, подтверждающий тезис – факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии…)
    3. Второе доказательство (аргумент, подтверждающий тезис)
    4. Вывод
    План:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским… Главное – оно должно быть связано с ключевым понятием темы сочинения, это ключевое (самое значимое) понятие следует пояснить)
    Я считаю …
    Я думаю, что …
    Мне кажется, …
    По моему мнению, …
    2. Основная часть:
    – первый аргумент
    Во-первых, …
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из художественной  литературы. Вспомним произведение …
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из собственной жизни …
    – второй аргумент
    Во-вторых, …
    А …
    3. Заключение (вывод или следствие)
    Итак, …
    Таким образом, …
    Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть: …
    Хочется верить, что …
    Сочинение-рассказ «Мой день в школе»
    Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше, потому что мы с Мариной дежурные. Но она почему-то опаздывает.
    Проходит десять минут, и коридоры наполняются веселым ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам. В кабинет входит наш учитель истории. Он рассказывает нам о героических подвигах древних римлян и греков. Это захватывающе интересно!
    На первой перемене у нас зарядка, которую проводят старшеклассники . Впереди еще четыре урока. Среди них мой самый любимый – география. Сегодня я узнала, как нужно ориентироваться на местности. Теперь можно смело отправляться с друзьями в поход – не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то интересное, узнаем много нового и полезного.
    Окончились уроки. Куда пойти? Как много нужно успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой. Но сейчас я спешу на тренировку, где меня ждут теннисная ракетка и мяч. Тренер снова будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Возможно, скоро я поеду на показательные соревнования. А после тренировки я спешу домой, ведь сколько уроков нужно успеть выучить.
    Свободного времени почти не остается, но я рада, что день был плодотворным и я не потратила время зря.
    Сочинение «Описание характера человека»
    Мой дядя Женя – очень интересный человек. Несмотря на его молодой возраст, дядю уважают и ценят все члены нашей семьи и знакомые. Дело в том, что дядя Женя – спокойный, уравновешенный и в то же время веселый человек. Он умеет найти общий язык со всеми, никогда не повысит голос и не скажет резкого слова. А еще мой дядя обладает потрясающим чувством юмора и умеет так здорово рассказывать смешные истории, что невозможно удержаться от смеха.
    Дядя Женя окончил технический университет. Он хорошо разбирается в технике. К нему часто обращаются за советами в этой области. Обычно дядя Женя охотно консультирует всех подряд, потому что ему самому это очень интересно. О какой-то новой технологии он может рассуждать часами, если вы будете внимательно его слушать. Однако если он заметит, что вам не особо интересно, он никогда не будет перегружать вас информацией.
    Единственное время, когда дядю Женю лучше не беспокоить, это когда он занят делом. Он работает в сервисном центре мастером по ремонту мобильных телефонов, ноутбуков и цифровой техники, а иногда берет работу на дом. Дядя Женя очень ответственно относится к своим обязанностям, поэтому любит полностью сосредоточиться на том, что делает. Если его отвлекать в такой момент, он может немного рассердиться, но никогда не станет кричать.
    Дядя Женя обычно вежлив со всеми. У него много друзей, с некоторыми он сохранил отношения со школы. Со мной он всегда дружелюбен, уделяет мне много времени, все показывает и объясняет. Он говорит, что любит общаться с молодежью, потому что их умы полны свежих идей.
    Мне нравится характер моего дяди. Я рад, что он часто приходит к нам в гости, а мы бываем у него. Общаться с ним очень интересно и познавательно.
    Сочинение-рассуждение «За что я люблю математику?»
    Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.
    Математика – основа точных наук. Без них невозможно построить корабль и самолет, автомобили и метрополитены, даже строительство домов требует точности. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение.
    Я с большим старанием и желанием учу начальный курс математики, потому что ее знание приведет меня к алгебре, геометрии, физике, высшей математике. Это те ступени, которые я должен преодолеть, чтобы стать хорошим программистом.
    Работа на компьютере, создание новых интересных программ – вот моя мечта. И я осуществлю ее. Мое будущее связано с математикой.

  9. Стиль речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
    Характеристика стилей речи
    1. Стиль художественной литературы.
    Это стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес, стихотворений и т.д. В нем можно встретить особенности разных стилей. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чем-то. Через язык художественного произведения передается чувство прекрасного. Стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используются изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.).
    2. Разговорный стиль.
    Основная функция – общение, диалог. Этот стиль используется в неофициальной обстановке (дружеская беседа) в устной и письменной речи. Стиль отличается эмоциональностью. В основном используются общеупотребительные слова, могут быть просторечные выражения (столовка, стока, как в воду канул). Преобладают короткие, простые, неполные предложения: Подай книгу – на столе лежит. Имена часто сокращают: Соня, Маша, Саша, Даша.
    3. Научный стиль.
    Этот стиль применяется для общения в научной сфере в научных статьях, учебниках, энциклопедиях, докладах. Основная функция – точная передача и доказательное изложение научной информации. Для этого стиля характерны логичность и точность. Используются термины (атом, сопротивляемость материалов), глаголы типа предлагаем, отметим, заметьте и т.д., цепочки слов (изучение специфики единиц физически твердого тела). Для связи предложений служат вводные слова: во-первых, таким образом.
    4. Публицистический стиль.
    Назначение этого стиля – воздействовать на людей, сообщать информацию, формировать их общественное мнение. Используется журналистами в газетах, журналах, на телевидении. Особенности: отражает актуальные проблемы и вопросы, есть вопросительные и восклицательные предложения, слова – обращения (уважаемые слушатели), прямая речь, цитаты. Используются изобразительные средства (метафоры, олицетворения и т.д.), речевые штампы (важный шаг, достойный вклад).
    5. Официально – деловой стиль.
    Это стиль, используемый для написания служебных документов, деловых бумаг: заявлений, протоколов, законов, инструкций. Характерны использование штампов (довожу до вашего сведения, согласно приказу), сложных словесных конструкций, отсутствие эмоциональности. В этом стиле не должно быть диалектизмов и просторечий, изобразительных средств. Повторы слов являются нормой. Тексты имеют строгую структуру, поэтому важно знать форму написания заявлений, ходатайств.
    Стилистические нормы
    1. Слова, уместные в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой. Следует избегать неоправданного употребления слов иной стилевой окраски: просторечных выражений и диалектных слов (В своё сочинении мне охота написать о любимом герое), штампов (Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита).
    2. Смешение лексики разных исторических эпох приводит к стилистической ошибке: Печорин получил путёвку на Кавказ. Следует употреблять: Печорин получил назначение на Кавказ.
    3. Не всякий обратный порядок слов украшает письменную речь и может привести к ошибкам: Савельич просил прощения за Гринёва на коленях у Пугачёва. Пугачёв пожаловал Гринёву шубу и лошадь со своего плеча. Следует употреблять: Савельич на коленях просил у Пугачёва прощения за Гринёва. Пугачёв пожаловал Гринёву шубу со своего плеча и лошадь.
    4. Повторы слов в пределах одного предложения и абзаца: На Данко смотрело множество глаз, и Данко поднял над собой сердце. Данко пошёл впереди всех.

    Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.
    Пример:
    Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.
    Оксюморон – это соединение двух противоречащих друг другу понятий.
    Пример:
    пышное увяданье, убогая роскошь наряда, горькая радость, звонкая тишина.
    Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства.
    Примеры:
    запах очага и дыма, звуки прежних клавесинов. В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря.
    Олицетворение – это перенос свойств, качеств человека на явления природы (растений, животных, стихийные явления).
    Пример:
    Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над тихим лесом.
    Эпитет – это яркое, красочное определение, чаще всего выражено прилагательным, причастием.
    Пример:
    красивейшие места, темные тучи, нежный аромат.
    Парафра?з – это выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
    Пример:
    пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).
    Парафра?за – это замена наименования лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
    Пример:
    царь зверей (лев), Туманный Альбион (Англия).
    Сравнение – это уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
    Сравнение может быть выражено:
    – формой сравн. ст. прилагательного или наречия: более красивый, дальше;
    – сравнительным оборотом с союзами как, словно, будто, точно, как будто: Облака плыли по небу, как чудесные корабли; – при помощи слов подобный, похожий: Я не знаю города, подобного нашему по разнообразию архитектурных памятников;
    – фразеологизмом: как в воду канул, как с гуся вода; – СПП с придаточным сравнения (союзы как, как будто, будто, точно, словно): Летний воздух был настолько жарким и душным, как будто он прошел через гигантские трубы отопления.
    Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (одни предметы ассоциируются с другими, похожими на них). Метонимия делает мысль более яркой и выразительной. Примеры:
    Да что на серебре, на золоте едал!
    Ругал Гомера, Феокрита,
    Зато читал Адама Смита
    Янтарь на трубах Цареграда,
    Фарфор и бронза на столе,
    И, чувств изнеженных отрада,
    Духи в граненом хрустале.
    Ирония – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово приобретает противоположный смысл.
    Пример:
    Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
    Аллего?рия — это иносказание, художественное изображение какого-то предмета, черт характера человека через животных, растений, мифологических персонажей. Используется в притчах, баснях, сказках. Примеры:
    правосудие — Фемида, изображение хитрости в образе лисы, силы и власти – в образе льва.
    Инверсия – изменение обычного (прямого) порядка слов в предложении с целью придания особого смысла слову или предложению.
    Риторическое восклицание – это художественный приём, с помощью которого автор текста передаёт различные эмоции: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. При чтении его выделяют восклицательной интонацией.
    Пример: Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
    Риторический вопрос – это вопрос, который ставится автором не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
    Примеры:
    Знаете ли вы украинскую ночь? Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой?
    Риторическое обращение – это обращение автора текста не к конкретному адресату, а для усиления выразительности речи.
    Пример:
    Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!
    Гипербола (от греческого «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — сильное преувеличения с целью усиления выразительности сказанной мысли.
    Пример: я говорил это тысячу раз, нам еды на полгода хватит, тараканище.
    Литота — намеренное преуменьшение автором текста предмета или явления.
    Пример:
    мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
    Автор: Куприенко В.В.
    Книга “Пиши правильно”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *