Сочинение на тему точка с запятой

5 вариантов

  1. К началу XVII века, то есть ко времени, когда жили герои Сервантеса, эпоха Возрождения, с ее верой в человека и в его возможности, завершилась. В великих идеях обнаружились сложные противоречия. Стало ясно, что смелым надеждам и высоким задачам, которые Возрождение ставило перед человеком, не суждено осуществиться в реальной жизни. Проходит наивная убежденность в том, что только от самого человека зависит исполнение его назначения на земле. Люди перестают верить в беспредельные возможности человека.
    В романе Сервантеса “Дон Кихот” и отразилось это крушение идеалов Возрождения, противопоставляются реальность и мечты, идеал и действительность.
    Подробнее…

    Сочинение про Артек

    В октябре этого года мне посчастливилось побывать в лагере “Артек”. Это удивительное место расположено на берегу Черного моря в Крыму. Лагерь, протяженностью семь километров, был основан довольно давно и имеет свои законы, традиции и легенды. Вокруг него возвышаются горы, одна из них медведь-гора Аю-Даг по легенде защищает весь “Артек” и наш лагерь “Янтарный”. Незабываемые эмоции подарили нам не только потрясающие красоты природы лагеря, но и мероприятия, которые в нем проходили.
    Подробнее…

    Сочинение “Масленица”

    Масленица – одно из самых долгожданных и радостных праздников весны. Его очень ждут и любят не только дети, но и взрослые. Во-первых, он символизирует приход весны и отступление зимы, а во-вторых, его праздную целую неделю.
    Почему же он имеет такое название. Есть несколько версий. Некоторые рассказывают, что именно на этот праздник все люди стараются задобрить весну, так сказать, умаслить ее, вот отсюда и пошла Масленица. А некоторые говорят, что после крещения и принятия христианства ее начали праздновать за неделю до Великого поста. Именно тогда нельзя было есть мясо, но молочные продукты можно. И люди начинали печь блины и обильно поливали их маслом. Вот второе происхождение Масленицы.
    Подробнее…

    Сочинение на тему “Письмо президенту”

    Уважаемый президент, Я надеюсь, что мое письмо дойдет до Вас, и Вы узнаете мое мнение о том, как сделать наше будущее лучше.
    В первую очередь, нужно сохранить природу красивой. Природа нашей Родины неповторима. Но сказочность мира природы губит рука человека. А вы загляните в наши леса! Что там твориться. У кого поднялась рука такое разрушить? У человека. Нужно тщательно заняться охраной природы. ” Для защиты и исчезающих видов животных и растений созданы заповедники”, – скажите вы. А какой от этого толк?
    Подробнее…

    Сочинение на тему Способности человека

    В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему значимости и роли способностей в жизни человека. Данная проблема является актуальной в условиях формирования личности, необходимости сохранения собственной идентичности.
    Автор высказывания, американский мотивационный спикер Б. Трейси, полагал, что “У каждого человека есть способности, благодаря которым он может достичь фантастических результатов в определенной сфере деятельности”. Я полностью и согласна с его точкой зрения.
    Подробнее…

    Сочинение “Однажды зимой”

    Каждый год к нам приходит зима. Зимние развлечения отличаются от летних развлечений. Не всегда удается много проводить времени на улице. Нет возможности купаться и загорать. Зато зимой много других развлечений, которых не бывает летом. Каждой зимой мы играем во дворе, катаемся на горках, лепим снеговика и кидаемся снежками. Перед новым годом наряжаем елку дома с родителями, а прошлой зимой меня ждало очень интересное приключение, которое у меня останется в памяти надолго.
    Дедушка с бабушкой возили меня в прошлом году в горы. Там мы провели все зимние каникулы. Ощущения у меня были непередаваемые. Ездили отдыхать мы на Домбай.
    Подробнее…

  2. июня
    24 2011

    Зачем нужна точка с запятой?

    Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием (итал. Aldo Pio Manuzio; 1449/1450—1515), использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений.
    Шекспир уже использовал точку с запятой в своих сонетах.
    В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в.
    В греческом языке, а также (под влиянием греческого) в церковнославянском языке точка с запятой играет роль вопросительного знака.
    2. В русском языке точка с запятой ставится:
    1. в БСП между составляющими его частями (обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые)
    Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.
    2. в ССП между его частями, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые
    Например: Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.
    3. между сильно распространёнными ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые
    Например: Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.
    4. между соподчинёнными придаточными предложениями, если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами
    Например: Путину – становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли.
    Предыдущие Сочинения: Зачем нужны заглавные буквы?
    Следующие Сочинения: Кавычки парный знак препинания
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Зачем нужна точка с запятой? . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Функции знаков препинания. Материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
    Материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему о пунктуации и орфографии
    Постановка запятой перед союзом И
    Куррикулум по русскому языку и литературе для V – IX классов – часть 2
    Очерк «Алмазный язык»
    Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи. Ответ на билет № 20
    Лингвистика как наука о языке. Ответ на билет № 2
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  3. Точка с запятой – это непарный знак препинания, которым отделяют части предложения друг от друга. Сегодня этот знак препинания используется многими для обозначения смайликов. Но у точки с запятой есть и другие полезные функции. Например, без этого знака препинания не обойтись в тех предложениях, где уже есть немало запятых и появляется необходимость разделить предложение на составляющие.
    В бессоюзных предложениях точка с запятой служит для разделения простых предложений в составе сложного, в котором и так уже много запятых. В этом случае точка с запятой помогает избежать путаницы. Например: «С левой стороны виднелось безграничное синее море; справа также темнело море, которое в тени проплывающего судна казалось еще более глубоким и темным; и лишь там, вдалеке, на самой линии горизонта, виднелась долгожданная тоненькая полоска суши».
    Точка с запятой необходима там, где в состав сложносочиненного предложения входят довольно сложные по составу предложения, в которых уже есть большое количество запятых. Например: «На протяжении всей своей сознательной жизни он мечтал стать путешественником, исследовать загадочный мир, побывать в дальних странах; и вот однажды он решился собрать все самое необходимое в маленький чемоданчик, погасил все долги и просто исчез».
    Часто точка с запятой служит для разделения однородных и сильно распространенных членов в простых предложениях, где используется много запятых. Например: «В удивительной лавке чудес были очень необычные вещи: уникальные крохотные птички разных цветов, которые пели настолько завораживающе, что впору было забыть обо всем; стеклянные шары, служившие для предсказания человеческой судьбы; кошельки, вмещающие в себя медные монетки; и еще много всякой всячины, что просто захватывало дух».
    Точку с запятой нередко ставят и в сложноподчиненных предложениях. Например, для разделения распространенных соподчиненных предложений, в составе которых уже встречаются запятые, но сами предложения не связаны союзом. Например: «В этих местах, с тех пор как он уехал, многое сильно изменилось; дома заметно постарели и казались блеклыми, выцветшими от солнечных лучей; на улицах то и дело встречались тихие люди, похожие на мышек, напоминающие призраков».
    Как мы видим, точка с запятой встречается в предложениях, которые состоят из сложных частей, но для разделения которых обычной запятой бывает не достаточно. Именно в таких случаях точка с запятой помогает избежать путаницы.

  4. В Европе точку с запятой впервые в конце XIV века ввел итальянский издатель и типограф Альд Мануций, который жил и работал в Венеции.
    Человек этот занимался изданием трудов древних (преимущественно греческих) ученых и философов. До Мануция Европа писала тексты без какого-либо разбиения на смысловые части (не используя не только привычные нам точки или запятые, но зачастую даже не ставя пробелы между словами). Поэтому в целях удобства восприятия издаваемых им книг, Альд Мануций нуждался в разработке системы пунктуации (которая до сих пор используется в большинстве языков мира).
    В частности, была разработана и точка с запятой. Новый знак предназначался для разделения слов, противоположных по значению.
    Через несколько веков точка с запятой стала использоваться по всей Европе, но уже с привычным нам значением – разделением предложений со сложным составом. Исключением здесь стал греческий (соответственно, и церковнославянский) язык, в котором точка с запятой и поныне используется как вопросительный знак.

    Точка с запятой в России

    В древности в русском языке какие-либо знаки препинания, как и в Европе, не использовались. Буквы писались слитно, однако русичи над буквами или под ними с целью разделения слов иногда использовали различные смысловые символы. Непреодолимая потребность в знаках препинания, исполняющих отдельные функции, возникла с развитием книгопечатания.
    Пунктуация в Древней Руси на начальном этапе своего развития ориентировалась на греческую.
    Первым знаком препинания стала точка. Она появилась в 1480-е годы. Собственно, от нее годами позже произошли и все остальные знаки, что в частности отразилось в их названиях.
    В 1515 году по поручению Великого князя Василия III ради перевода греческих книг в Москву был направлен Максим Грек (в миру его звали Михаил Триволис). Этот человек действительно был греком, он не понимал по-русски, однако с помощью русских переводчиков и писцов сперва удалось перевести на русский язык Псалтырь. Именно тогда и появилась точка с запятой (Максим Грек называл ее «иподиастоли»). Но тогда данный знак Грек рекомендовал использовать для обозначения вопроса (привычного нам вопросительного знака в письменности тогда еще не существовало).
    Чуть позже, после того, как был придуман вопросительный знак, точка с запятой стала использоваться в привычном нам значении, как разделительный символ в больших предложениях со сложным составом, либо как разделитель в предложениях с перечислением, части которого содержат в себе запятые. В XX веке точка с запятой стала использоваться еще и как разделитель между фраз в нумерованных списках.

  5. Тургенев); Я стал кричать, звать на помощь; все в доме всполошились (И. Тургенев).
    При передаче значений уточнительно-разъяснительных также мог стоять знак точка с запятой: …Засуха стояла тогда такая, что никто и не запомнит; в воздухе не то дым, не то туман, пахнет гарью, мгла, солнце, как ядро раскаленное, а что пыли — не прочиха- ешь!(И. Тургенев).
    Особую функцию выполняет точка с запятой перед конструкцией дополнительно-вставочного характера. Я кликнул своего слугу; Филькой он у меня прозывается (И. Тургенев).
    Вот небольшой отрывок, густо оснащенный знаками, среди которых главное место занимает точка с запятой (учитываются только знаки внутренние, отделяющие — в данном случае запятая и точка с запятой).
    Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза… Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением. Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходило в холодный ужас; лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое; она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слышать, припав ухом у замка, ее глухие рыдания (И. Тургенев).
    Итак, на 9 употреблений знаков: 6 — точка с запятой, 3 — запятая.
    Перепишем отрывок, приблизив употребление знаков к современному.
    Она была удивительно сложена. Ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен. Но красавицей ее никто бы не назвал: во всем ее лице только и было хорошего, что глаза… Все ее поведение представляло ряд несообразностей: единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а злюбовь ее отзывалась печалью — она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избрала, и слушала его и глядела на него с недоуме» нем. Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходила в холодный ужас: лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое, + (;) она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слыша~гъ, припав ухом к замку, ее глухие рыдания.
    Мы обошлись без точек с запятыми, примем смысловые взаимоотношения частей высказываний стали для нас более определенными.
    Точка с запятой (в функции современной запятой) могла ставиться даже между частями предложения, связанными сопоставительными союзами: Как в романе или дрэаме невыдержанность характеров, неестественность положений, неправдоподобность событий отличают работу, а не творчество; так в лиризме неправильный язык, яркая фигура, цветистая фраза, неточность выражения, изысканность слога отличают ту же самуо рабопжу (В. Белинский).
    Наблюдения показывают, что основной ‘тенденцией в употреблении точки с запятой является стремление сузить сферу распространения до четко обозначенных позиций: это синтаксическая однородность, перечислительные отношения. Такая тенденция тесно связана с другой — освобождением атака от фиксации иных значений и, следовательно, функциональным сближением с запятой. Вместе с тем и одновременно с этим наблюдается и тенденция разграничения функций точки с запятой и -запятой: пунктуация в целом и ее элементы стремятся к четкости в фиксации смыслов. В связи с этим точка с запятой наращивает качественные отличия от запятой, усиливает свои смыслораэличигельные свойства.
    Точка с запятой, в сравнении запятой, отделяет синтаксически равноправные части, менее тесно связанные по смыслу: Небо тяжело и мрачно, с него неустанно сыпались еле видные глазом капельки дождя; печальную элегию в природе- вокруг меня подчеркивали две обломанные и уродливые ветлы и опрокинутая вверх дном лодка у их корней (М. Горький). Этот пример наглядно показывает функциональное различие между запятой и точкой с запятой на стыке сложного предложения: в первом случае (стоит запятая) части тесно связаны по смыслу, они объединены описанием одного и того же предмета; во втором (точка с запятой) — намечается переход к характеристике новых предметов-
    В особо осложненных предложениях точжи с запятой отделяют части крупные, основные, в то время как запятые сигнализируют о внутреннем членении этих частей. Втаком случае точки с запятой помогают четко определить границы основних частей и тем самым выявить их структурную значимость.
    Точки с запятой чаще всего стоят на стыке частей сложного предложения, но они могут, при известной осложненное™ предложения, употребляться и между однородными членами простого предложения.
    Вот примеры постановки точки с запятой на стыке частей сложного предложения: Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймленный редкими кустами ивняка; из кустов высовывался черный борт парома. Там было скучно и пусто. Серая полоса дороги уходила от реки в глубь степи; она была как-то беспощадно пряма, суха и наводила уныние (М. Горький). При употреблении запятых этот стык не был бы сразу виден, поскольку внутри каждой части уже есть запятые, поставленные на другом основании. Такое употребление точки с запятой в настоящее время наиболее типично.
    Разграничение с помощью этого знака однородных членов предложения, как правило, касается сказуемых, осложненных различными, зависимыми от них членами — дополнениями и обстоятельствами, которые, в свою очередь, поясняются всевозможными обособленными группами слов. Такие предложения структурно очень близки к сложным и подчас представляют собой переходные конструкции от простых к сложным: сказуемые здесь либо однородные при общем подлежащем, либо самостоятельно употребленные при опущенных по условиям контекста подлежащих. Вот пример.
    А перед Челкашом быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца — рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец свои Григорием, усатым здоровым солдатом, ловким красавцем (М. Горький).
    Логико-смысловая канва этого чрезвычайно распространенного и насыщенного содержанием предложения намечена достаточно четко, и большая роль в этом принадлежит точке с запятой; картина первая — Григорий-ребенок и все с этим связанное; картина вторая — Григорий-взрослый (жених и солдат); картина третья — мать и отец, уже постаревшие; картина четвертая — встреча Григория деревней после службы; наконец, картина пятая — гордость отца. Все обозначенные куски описания отграничены друг от друга точкой с запятой. Так знак облегчает восприятие мысли, объединяя логически связанные детали.
    Одиночная запятая, как и точка с запятой, всегда стоит между синтаксически равнозначными частями текста или равнозначными по синтаксической функции словами: она выполняет отделяющую функцию в сложном предложении или в простом с однородными членами: Монахов подтолкнул Светочку к выходу, пришедшие посторонились (А. Битов); Гаврила послушно приостановился, вытер рукавом рубахи пот с лица и снова опустил весла в воду (М. Горький); Наталья была откровенно довольна, смотрела в потолок плавающим взглядам (А Битов). Точка с запятой выручает авторов, когда текст чрезмерно осложнен и однородным перечислением, и внутренними выделениями, уточнениями, вводными сочетаниями. Запятая в таком громоздком тексте оказалась бы бессильной. Вот пример: И все шло Мартыну впрок, — и хрустящее английское печенье, и приключения Артуровых рыцарей, — та сладкая минута, когда юноша, племянник, быть может, сэра Тристрама, в первый раз надевает по частям блестящие выпуклые латы и едет на свой первый поединок; и какие-то далекие, круглые острова, на которые смотрит с берега девушка в развевающихся одеждах, держащая на кисти сокола в клобучке; и Синдбад в красном платке, с золотым кольцом в ухе; и морской змей, зелеными шинами торчащий из воды до самого горизонта; и ребенок, нашедший место, где конец радуги уткнулся в землю (В. Набоков).
    Главное различие между запятой и точкой с запятой в степени длительности паузы, ими фиксируемой. Однако этот вывод правилен лишь в обобщенном смысле. Явное функциональное сходство этих знаков отнюдь не означает их тождества, хотя в отдельных частных проявлениях и оно возможно, например: При виде Андерсена женщины затихли; их смущая этот худой и элегантный господин с тонким носом; они считали его заезжим фокусником. — При виде Андерсена женщины затихли, их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носам, они считали его заезжим фокусником. Ср. у К. Паустовского: При виде Андерсена женщины затихли. Их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом. Они считали его заезжим фокусникам. При таких вариантах прочтения знаки обнаруживают свое функциональное сходство и различия ощущаются лишь, так сказать, в количественном плане — степени отграничения каждой последующей части текста от предыдущей. Однако такой эксперимент с заменой знаков удается далеко не всегда. Надо полагать, что это не случайно. И в каких-то случаях, по условиям контекста, функциональная равнозначность сохраняется лишь в самом общем плане, а конкретно разные знаки сигнализируют об определенных смысловых взаимоотношениях частей.
    Проведем небольшой эксперимент — в следующем предложении заменим запятую точкой с запятой: Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда — старого иссохшего дерева, принесенного и выброшенного сюда, на песок, волнами реки (М. Горький). Нас интересуют в данном случае запятые после маленький и хрупкий. Заменим запятую после хрупкий точкой с запятой: Ленька был маленький, хрупкий; в лохмотьях он казался корявым сучком… Качественных изменений в строении предложения и, следовательно, в его содержании не произошло. Знаки оказались равнозначными, если не принимать во внимание большую степень интонационного разрыва между первой и второй частью бессоюзного сложного предложения. При другом варианте замены знака: Ленька был маленький; хрупкий, в лохмотьях, он казался корявым сучкам… — происходят качественные сдвиги в структуре предложения, знаки оказываются неравнозначными. Точка с запятой после слова маленький резко оторвала следующую часть предложения и тем самым перераспределила синтаксические связи слов. Прилагательное хрупкий, выполнявшее функцию именной части сказуемого (в однородном ряду маленький, хрупкий), оказалось в функции определения, поскольку потеряло связь со связкой был и стало тяготеть к местоимению он, причем такое изменение привело к тому, что предложное сочетание в лохмотьях (в новом однородном ряду хрупкий, в лохмотьях) оказалось в позиции обособленного члена, подчинившись впереди стоящему прилагательному. Его связь с глаголом казался ослабилась за счет усиления связи с местоимением он. Таким образом, взаимозаменяемость запятой и точки с запятой представляется явлением хотя и возможным, но отнюдь не абсолютным, поскольку функции этих знаков при их формальном сходстве заключают в себе и довольно ощутимые различия.
    Еще пример: На столе лежали не карты, а фотографические карточки обыкновенного формата (А. Чехов). Такие однородные члены предложения, связанные противительными отношениями, причем словесно обозначенными (не… а), нельзя разделить точкой с запятой. Последняя более подходит для передачи отношений перечисления, т.е. однородности не только синтаксической, позиционной, но и смысловой.
    Следовательно, точка с запятой — знак более ограниченного употребления, нежели запятая. Можно выявить определенную закономерность: там, ще стоит точка с запятой, всегда можно поставить запятую (безусловно, такой знак может быть менее выразительным, но вполне приемлемым), однако далеко не каждая запятая может быть заменена точной с запятой.
    Наиболее характерна для современного употребления точка с запятой при перечислении после двоеточия, которое отграничивает обобщающую часть текста:
    Он [Бунин] сидит ночью один, весь во власти охватившей его душу любви — единственной, неповторимой любви … сидит, окруженный запахами, звуками, какими-то неопределенными образами, — и его внимание не в силах сосредоточиться на чем-нибудь сщном: то его полностью поглощает блеск замороженной дали; то вдруг он ничего не ощущает вокруг, кроме запаха ночной фиалки; то вдруг он слышит мельницу, заглушающую соловья; то — соловья, заглушающего мельницу; и все это — одна всепоглощающая любовь (В. Катаев).
    В подобных позициях точка с запятой активна в научных и официально-деловых текстах, документальных корреспонденциях, где частые перечисления связаны с особенностями повествования — описание этапов экспериментов; расширенные характеристики явлений, событий; композиционная четкость и стройность, особенно при необходимости абзацного членения текста. Вот типичный пример для характеристики тех условий, при которых точка с запятой прочно заняла свои позиции.
    В научном тексте:              ,
    Однозначное понимание терминов в международных договорах обеспечивается расшифровкой их в самом тексте соглашений. Возникает, таким образом, связанная с синонимией проблема омонимов, тоже имеющая своеобразное юридическое звучание и преломление.
    Наглядным примером может быть слово «имущество», предусмотренное различными отраслями законодательства, скажем, в значении: 1) государственного; 2) профсоюзного и иных общественных организаций; 3) колхозного; 4) движимого и недвижимого; 5) ассоциаций трудящихся, акционерного общества; б) товарищества, кооператива, предприятия, учреждения, организации; и тд. (Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. — М., 1990. С. 81—82).
    В законодательном тексте:
    Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:
    качества высшего и послевузовского профессионального образования;
    единства образовательного пространства Российской Федерации;
    основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений… (Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
    Таким образом, точка с запятой в настоящее время — знак достаточно определенный и ограниченный по условиям своего употребления (ограниченность понимается здесь как небольшой набор синтаксических условий для функционирования знака). Точка с запятой утратила ряд позиций, отмежевавшись от других знаков (двоеточия, запятой). По своему назначению в речи точка с запятой стоит как бы между запятой и точкой, особенно с точки зрения отражения интонации, — знак обозначает паузу средней длительности. Однако такое чисто количественное различие — явление уходящее; тенденции в употреблении точки с запятой показывают усиление в знаке смысловых показателей, т.е. изменений качественных. Знак все более употребляется как фиксатор смысловых разрывов в тексте, он разъединяет тематически отстоящие друг от друга части предложений, помогает перераспределить смысловые и грамматические связи слов. Такая роль знака особенно наглядно постигается при некоторых манипуляциях с текстом, например; Сытые лошади деловито трусили ровной рысцой, казалось не замечая ни сбруи, ни упряжки, бежали себе, привычно пофыркивая и встряхивая челки над глазами (Ч. Айтматов). Ср. варианты с более четкими смысловыми связями: Сытые лошади деловито трусили ровной рысцой, казалось не замечая ни сбруи, ни упряжки; бежали себе, привычно пофыркивая и встряхивая челки над лазами. — Сытые, лошади деловито трусили ровной рысцой; казалось, не замечая ни сбруи, ни упряжки, бежали себе, привычно пофыркивая и встряхивая челки над глазами,
    Точка с запятой, поставленная в том или другом месте, сообщает предложению единственное прочтение, тогда как при запятой допускается разное толкование. В других случаях точка с запятой может помочь избежать логической или смысловой ошибки. Например, в предложении Перед Чеховым пошли мужики, переселенцы, нищета, эпидемии, царская каторга… («Культура и жизнь») запятые уравнивают в однородном ряду слова разного семантического плана, понятийно не соотносимые. Избежать такой ошибки можно с помощью точки с запятой: Перед Чеховым пошли мужики, переселенцы; нищета, эпидемии, царская каторга… В таком случае часть предложения приобретает самостоятельность и может быть воспринята как перечисление номинативных конструкций, обобщенно рисующих картины тяжелой, безрадостной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *