Сочинение на тему точность слова является не только требованием стиля

2 варианта

  1. Попробуем доказать это, обратившись к тексту О. Павло­вой. Монолог Аннушки целиком состоит из восклицательных предложений, свидетельствующих о крайней взволнованности девушки. Повтор слов «никто и никогда не исчезает насов­сем» (предл. 35-36) передает ее уверенность в том, что Гришка будет жить, а глагол повелительного наклонения «послушай» (предл. 35) отражает острое желание героини убедить мальчи­ка в своей правоте.
    Таким образом, точные, продуманные автором языковые средства помогают верно понять смысл текста.
    Текст для работы
    (1)Аннушка работала больничным клоуном; раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу и развле­кала тяжелобольных детей, которые жили там месяцами. (2)Играла с ними, разучивала смешные стихи, и детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ждали свою Нюшу, как она им представилась.
    (3) Родители и врачи не всех детей отпускали играть с клоунами: многим ребятам было запрещено волноваться, испытывать сильные, пусть даже радостные эмоции, потому что болезни могли дать осложнения.
    (4) В    ноябре больных, к счастью, было совсем мало. (5)Вот и в этот раз в игровую комнату пришли всего пятеро.
    (6)Среди них, как всегда, был Гришка — худенький и блед­ный мальчик лет десяти на вид. (7)0н не мог играть в под­вижные игры, потому что вынужден был всегда таскать за собой железную стойку с капельницей, из которой по ка­пельке струилась в его слабенький организм жизнь. (8)Гришка называл стойку «жирафом» и повязывал на нее свой желтый в клетку шарф, наверное, чтобы «жираф» не простудился. (9)Мальчишка всегда держался в стороне и никогда не смеялся. (Ю)Старшая медсестра, горестно вздох­нув, так и сказала Нюше однажды: «Вон тот играть с вами вряд ли будет, и не старайтесь его развеселить: (11)Семи пя­дей во лбу мальчишка, и было бы здорово, если бы он тоже радовался, но Гришенька как-то сам по себе. (12)Будет про- * сто со стороны наблюдать».
    (13) Потому  Нюша и удивилась, когда мальчик в переры­ве между играми подошел к ней и попросил выйти с ним ненадолго в коридор — «что-то важное узнать».
    (14) Они  вышли из игровой, прикрыв за собой дверь, и встали у окна.
    (15)  — Нюша, тебе не страшно?
    (16) — А чего мне бояться?
    (17)   — Что ты однажды придешь, а меня не будет с деть­ми.
    (18) — Значит, я пойду в твою палату искать тебя!
    (19) — И в палате меня тоже не будет.
    (20)  — Тогда я пойду искать тебя к большому окну у сто­ловой, где ты любишь стоять.
    (21) —  И у окна не будет. (22)И в другой игровой комнате не будет. (23)Ты не боишься, что однажды ты придешь, а меня насовсем нет?
    (24) — Значит, я буду знать, что тебя выписали…’
    (25) — С жирафом, — Гришка кивнул на стойку с ка­пельницей, — уже не выпишут.
    (26)  Гришка смотрел на Нюшу не мигая, и она, не в си­лах выдержать взгляда этих ждущих только честного ответа
    глаз, попятилась к окну, села на подоконник и, легонько притянув мальчика к себе, осторожно обняла его.
    (27) — Гриш…
    (28) В   пустом прохладном коридоре они были одни, и свет остывающего, слабеющего ноябрьского солнца проникал в коридор лишь на пару метров. (29)Нюша представила: если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой сере­дине получившегося среза все люди увидели бы их — Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся от длинного коридора тем­ноты в сужающемся солнечном луче. (30)И Нюша вдруг дю- няла: и солнце вот-вот уйдет, и она вот-вот уйдет, и все люди уйдут, а Гришка останется. (31)Один на один с подкрады­вающейся к его худеньким плечикам страшной тьмой.
    (32) И  тогда Нюша начала говорить твердо и громко, что­бы ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора:
    (33) — Такой день, когда я приду, а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! (34)Потому что ты будешь всегда! (Зб)Никто и никогда, послушай! (Зб)Никто и никогда не исче­зает насовсем, пока… пока… пока он смеется в чьем-то сердце!
    (37)Предательский комок в горле заставил Нюшу всхлипнуть неожиданно громко, отчего Гришка вздрогнул и испуганно отпрянул от нее. (38)Девушка отвернулась, по­спешно, по-детски — ладошками — вытерла слезы и по­смотрела на него.
    (39)— Ой-ее-о-ой! (40)Какая ты… — мальчик словно не мог подобрать слова. (41)— Какая ты! (42)Как… енот!
    (43)И тут Гришка засмеялся. (44)3ашелся никем раньше в больнице не слыханным первым звонким хохотом. (45)Рука, которой он держался за жирафа, тряслась, а с ней трясся и жираф, тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика.
    (46)Ничего не понимая, Нюша посмотрела на свое отра­жение в стекле окна. (47)Вытирая слезы, она размазала по­текшую тушь одинаковыми полосками от глаз куда-то к ушам и действительно походила на отчаянного енота, толь­ко что выигравшего схватку с самым хищным зверем.
    (48)Открылась дверь игровой, и в проеме появилась старшая медсестра. (49)Наверное, она хотела что-то спро­сить, но не успела. (50)0на увидела смешную Нюшу-енота, увидела рядом с ней трясущихся от смеха Гришку и жира­фа, и — «Гришка смеется!» — сама залилась счастливым смехом. (51 )В коридор высыпали все, кто был в комнате. (52)И смех светлым вихрем пронесся по всем углам, подхва­тив и ошарашенную Нюшу.
    (53) А   Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать.
    (54) Все, что ему хотелось, — хохотать и хохотать даль­ше, так же легко, так же заразительно и громко, и ему бы­ло радостно, что с ним смеются и другие дети. (55)И ему те­перь было совсем не страшно. (56)Потому что он смеялся в сердце каждого, а они смеялись в его сердце. (57)А это зна­чило, что никто из них отныне никогда уже не исчезнет на­совсем…
    (По О. Павловой )

  2. 7
    Во вступлении можно использовать следующие синонимы и речевые клише: автор высказывания учёный языковед лингвист филолог писатель Художник утверждает считает пишет, рассуждает высказывание афоризм мысль утверждение суждение мнение слова изречение справедливо верно неоспоримо бесспорно понятно
    8
    я (полностью) согласен с … не могу не согласиться с … я разделяю точку зрения автора на то … я поддерживаю мнение автора о том, автор убеждён, что… бесспорно мнение автора о том, что… докажем покажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем разберёмся в смысле данного афоризма я думаю, … я считаю, … по моему мнению, … на мой взгляд, … мне кажется, …
    9
    Вступление К.А. Федин правильно говорит, что точность словоупотребления – это требование и стиля, и вкуса, и смысла. У каждого стиля свои слова, которые используются в нужном значении и употребляются, особенно в художественном тексте, в соответствии с эстетическими задачами.
    10
    Как писать основную часть? Она должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части приводятся примеры, иллюстрирующие тезис. Это могут быть различные лексические и грамматические явления.
    11
    Лексические явления омонимы синонимы антонимы паронимы общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы жаргонизмы арго архаизмы Историзмы неологизмы заимствованные слова старославянизмы Грамматические явления (словообразование, морфология, синтаксис) морфемы части речи способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) типы предложений, члены предложения вставные конструкции прямая речь косвенная речь диалог
    12
    Как оформлять примеры в сочинении? Во-первых, примеров должно быть не менее 2-х; примеры должны быть из приведенного текста; они должны подтверждать разные аргументы; каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; пример без указания на аргумент не учитывается. Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 2-мя способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие; 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение длинное)
    13
    Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названное явление можно на примере …. предложения текста. Пример можно найти в предложении…. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… В подтверждение этой мысли приведу пример, демонстрирующий … Рассмотрим … предложение. В нем использовано … … Это подтверждает наш вывод о том, что …. Предложение … подтверждает мысль о том, что …
    14
    Основная часть Так, в речи няни (2-3 предложения) присутствуют разговорные и просторечные элементы «сердечная», «ирод», типичные для человека из народа. Психологическое состояние мальчика Тёмы достоверно передается в 4 предложении благодаря уточнению «с ужасом вслушивается» и развернутой метафоре «мысли роем теснятся в его голове».
    15
    О чем писать в заключении? Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём шла речь во вступлении, но другими словами. В заключении можно использовать следующие вводные слова: Итак,… Следовательно,.. Значит,… Таким образом,… и т.д.
    16
    Заключение Таким образом, соответствие слова стилю, вкусу и смыслу – это и есть многогранная точность словоупотребления.
    17
    Каким должен быть объем сочинения? Минимальное количество слов в сочинении должно быть не 70. Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1. При подсчёте слов союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
    18
    Грамотность Перед тем как переписать созданный текст в чистовик, нужно проверить его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректировать его. Почерк Сочинение будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому необходимо писать сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.
    19
    К.А.Федин правильно говорит, что точность словоупотребления – это требование и стиля, и вкуса, и смысла. У каждого стиля свои слова, которые используются в нужном значении и употребляются, особенно в художественном тексте, в соответствии с эстетическими задачами. Так, в речи няни (2-3 предложения) присутствуют разговорные и просторечные элементы «сердечная», «ирод», типичные для человека из народа. Психологическое состояние мальчика Тёмы достоверно передается в 4 предложении благодаря уточнению «с ужасом вслушивается» и развернутой метафоре «мысли роем теснятся в его голове». Таким образом, соответствие слова стилю, вкусу и смыслу – это и есть многогранная точность словоупотребления.
    20
    «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Вступление В этом суждении известного журналиста А.В. Мирошниченко представлены два лингвистических понятия: язык и речь. Что такое язык? Это система знаков, которая отражает картину мира в сознании людей. Что такое речь? Это живой поток индивидуальных высказываний в устной и письменной формах. Любой человек знает свой язык и умеет на нем говорить.
    21
    Основная часть Примеры глубокого знания языка и искусства речи можно найти в тексте русского писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. Художник слова умело использует богатый арсенал языка: так, 14 предложение отличается лексическим, стилистическим («план лопнул», «сделала попытку схватиться»), синтаксическим (бессоюзная и подчинительная связи) разнообразием.
    22
    Заключение Н.Г.Гарин-Михайловский мастерски воспроизводит и речь героя: в 26–29 предложениях повтор слова «не бояться» является способом самовнушения, благодаря которому Тема обретает твердость духа, «выбирается сам и вытаскивает Жучку». Таким образом, знание языка и развитая речь необходимы и мастеру слова, и обычному человеку.
    23
    «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». В этом суждении известного журналиста А.В. Мирошниченко представлены два лингвистических понятия: язык и речь. Что такое язык? Это система знаков, которая отражает картину мира в сознании людей. Что такое речь? Это живой поток высказываний в устной и письменной формах. Любой человек знает свой язык и умеет на нем говорить. Примеры глубокого знания языка и искусства речи можно найти в тексте русского писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. Художник слова умело использует богатый арсенал языка: так, 14 предложение отличается лексическим, стилистическим («план лопнул», «сделала попытку схватиться»), синтаксическим (бессоюзная и подчинительная связи) разнообразием. Н.Г. Гарин-Михайловский мастерски воспроизводит и речь героя: в 26 – 29 предложениях повтор слова «не бояться» является способом самовнушения, благодаря которому Тема обретает твердость духа, «выбирается сам и вытаскивает Жучку». Таким образом, знание языка и развитая речь необходимы и мастеру слова, и обычному человеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *