Сочинение на тему толерантность 6 класс

10 вариантов

  1. Главная > Литературное творчество > Фестиваль “Серебряный луч” > Всем миром > Сочинение “Толерантность в моем понимании”
    Сочинение “Толерантность в моем понимании”
    Толерантность – что это значит? Начнём своё рассуждение именно с этого понятия. Толерантность –  синоним слова терпимости, только это понятие представляет собой нечтобольшее, чем обыкновенную «терпимость»; толерантность – это терпимость по отношению к окружающему миру: людям, ситуациям и т.д. Толерантность- основа нашего общества , его единства и понимания. Но есть люди, чьё понятие слова «толерантность» подразумевает уничтожение индивида. Т.е. толерантность- ничто иное как способ искоренения индивидуальных качеств человека.  Не могу с этим согласиться. Толерантность – не только простая терпимость по отношению к другим, но и уважение к их личности и индивидуальности, свобода.
    Понятие «толерантность» очень многообразно, это может быть: толерантность по отношению к людям другой национальности, религии, к людям любых классов и возрастов. Толерантность позволяет объединять людей, создавая между ними взаимопонимание. Мы должны научиться различные точки зрения без взаимных оскорблений и приходить к согласию. Но к сожалению так получается не всегда, ведь сколько людей, столько же и мнений и мировоззрений; некоторые люди воспринимают подобные действия как способ прогибания их под себя. Нужно знать меру, потому что некоторые могут принять чужую толерантность за обычное терпение и воспользоваться этим, в то время как другая сторона, будет считать,что она недостаточно толерантна по отношению к первой.
    Толерантность может быть не только в социологическом и психологическом понятии но и в так же бывает: иммунологическая толерантность,экологическая толерантность, фармакологическая, иммунологическая и наркологическая, математическая и т.д. Толерантность есть практически везде! Но понятия иногда кардинально отличаются, например: если в социологическом плане термин толерантность – это терпение, то в иммунологическом — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам;экологическая — способность организмов переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора окружающей среды; математическая – рефлексивное, симметричное, но не обязательно транзитивное (в отличие от отношения эквивалентности) бинарное отношение. Многообразие толерантности безгранично. Она в точных и гуманитарных науках, в обществе и природе.
    Выводом можно сделать то, что толерантность есть везде. Весь мир это воплощение толерантности. Люди, растения, животные, природа – у каждого есть толерантность, хоть на молекулярном уровне, хоть в поведении.
    Калюжная Ксения Владимировна (ekaterina)
    24.11.2013 г.
    62534
    Смотрите также
    Сказка про обиженный кактус
    Северная сказка
    Эссе “Добро”

  2. Наша страна многонациональна и неоднородна по своему этническому составу. Не осуждать мнение других людей, предоставлять им право на ошибку, а также принимать их такими, какими они есть, – это и есть мое понимание толерантности. Об этом феномене нам твердят из Интернета и средств массовой информации. Толерантность считается высоким моральным качеством и личность должна им обладать.
    К сожалению, каждый понимает это слово по-своему. Для кого-то быть терпимым означает поддерживать нетрадиционные и этнические меньшинства, а для других – просто принимать во внимание противоположное мнение и мириться с ним. Поможет углубиться в понятие «толерантность» русская классическая литература.
    Татьяна Ларина – образ терпимости в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эта девушка – пример верной жены и друга. Она толерантно относится к обществу и выполняет все его моральные устои, хотя и не поддерживает их. Она готова страдать душевно, но подчиниться требованиям социума. Вот именно поэтому эту девушку считают образцом толерантности.
    В произведении «Отцы и дети» терпимым человеком является отнюдь не Базаров-нигилист, отрицающий всех и вся, а его друг Аркадий. Этот человек не поддерживает взгляды Евгения, но, несмотря на это, считается его другом. Мне кажется, что это довольно сложно не разделять взгляды и интересы друга, для этого нужно огромное терпение.
    Еще и Анна Сергеевна Одинцова, к которой испытывал высокие чувства Базаров, тоже пример терпимости. Она, как и Аркадий, враждебно относится к принципам и взглядам главного героя, но старается себя сдерживать. Анна Сергеевна всеми силами старается проявлять эту самую толерантность, потому что она, в первую очередь, так воспитана, а не из-за симпатии к молодому человеку. Я восхищаюсь Одинцовой и Аркадием, потому что не каждый сегодня может поступать точно так же по отношению к своему другу.
    Толерантность – это в некоторой мере хорошее воспитание. Человек старается понять друга, родственника или знакомого перед тем, как осуждать его. Это качество позволяет сделать нашу жизнь многогранной, помогает критически оценивать свои поступки и поступки других людей. Я в то же время считаю, что для нашего менталитета не присуща толерантность. Люди, конечно, стараются быть снисходительнее к тем, кто от них отличается, но все же этого недостаточно, поэтому терпимости нужно учиться и каждый день работать над собой.

  3. В каждом человеке должны присутствовать моральные принципы, без них человек не является человеком. К этим принципам относятся нравственность человека, благородность, честолюбие, великодушие, и, конечно же, человек должен быть толерантным.
    Что же такое толерантность? Толерантность – это терпимость человека к чему – то другому, например, к другой национальности, вере, другому поведению, другим обычаям. Если человек обладает толерантностью, то он является благородным человеком. У этого человека высокая культура, он гуманен. Толерантность проявляется тогда, когда человек готов помочь любому, будь то он оборванец, или обладатель другого цвета кожи, или его вера отличается от вашей веры. Также толерантность проявляется, когда вы видите недостатки людей, но не начинаете их громко критиковать, чтобы это не привело к скандалу. Толерантность проявляется в уважении окружающих вас людей, например, вы видите, пожилого мужчину, который долго стоит у двери магазина и не может ее открыть. Что вы сделаете? Есть два варианта, либо вы откроете ему дверь, либо оттолкнете его, чтобы пройти самому. В первой случае вы проявите толерантность, а во втором – нет. Даже во время войны люди проявляли толерантность друг к другу, многие жители городов и деревень оставались без крыши над головой, но люди других национальностей делились своим кровом с ними.
    Толерантность нужна для того, чтобы в обществе был порядок, с толерантностью не будет насилия. Благодаря толерантности на земле будет мир, а если на земле будет мир, значит, не будет войны, значит, люди будут счастливы. Каждый день перед нами встает выбор, проявить терпимость по отношению к другому человеку или нет. Если хотя бы каждый из нас будет проявлять больше толерантности, тогда жизнь станет лучше. Все зависит от нашего поведения, и его исправить может только сам человек, без помощи других, изменив свои принципы и ценности.

  4. Однажды у нас на классном часе учительница рассказывала о толерантности. Это был целый урок, посвященный этому загадочному, красивому слову. Мы зачарованно слушали рассказ учителя об отношениях между людьми, об уникальности каждого человека и, по моему мнению, этот урок оказал сильное влияние на всех нас, и на меня в том числе.
    Толерантность – это другими словами терпимость. Толерантный человек не осуждает чужие взгляды и убеждения, а с пониманием и уважением относится к каждой точке зрения. Есть хорошая поговорка: «Сколько людей – столько и мнений». Конечно же, встретить человека с похожими взглядами можно, но встретить совершенно идентичного человека невозможно, потому что каждый из нас вырастает в своей, неповторимой среде, имеет свою семью, своих друзей, врожденные и приобретенные знания, навыки, а также свой опыт.
    Нельзя судить человека по стране проживания, цвету кожи или религиозным убеждениям. Это такие вещи, которые не являются определяющими при оценке человеческих качеств личности. Ведь толерантность – это свобода мысли, выбора, а возможно ли вообще ограничивать нашу свободу?
    Но для чего же она нужна? По моему мнению, толерантность способствует уменьшению конфликтов между людьми. Ведь часто люди вступают в споры, не принимая во внимание мнение своего оппонента. Человек, который видит только свое мнение и признает ее единственно правильной – эгоист. Это не совсем правильно, поскольку это только осложняет жизнь, в первую очередь для самого человека. Такой человек везде видит негатив и несогласие, пытается найти единомышленников, закрывает глаза на другие взгляды. В то время как другие люди со своими взглядами и интересами имеют огромную пользу для остальных людей: разные люди обогащают друг друга, делятся друг с другом новым опытом, расширяют кругозор. Не нужно забывать, что общение – это не просто «игра в одни ворота», цель общения не заключается в том, чтобы навязать кому-то собственное мнение. Целью общения является обмен: обмен мнениями, опытом, знаниями.
    Толерантным людям, я думаю, легче воспринимать других людей. Ведь воспринимать чужое мнение куда интереснее, чем спорить с другими убеждая их в собственном мнении. Конечно, есть люди, которые не могут и дня прожить без спора, но ведь и споры бывают разными. Можно просто навязывать свои убеждения, пытаться «переучить» человека, обвинить его в ошибочности взглядов. А можно спокойно и аргументировано ответить на вопрос о том, в чем его ошибка и почему ваши взгляды надо принять на веру как правильные.
    Итак, я думаю, что люди должны больше узнавать о толерантности и учиться этому мастерству. Ведь это действительно творчество – уметь выслушать человека, принять его таки какой он есть и не обидеть, если его убеждения не совпадают с вашими. Такое поведение является залогом эффективного общения и полезного обмена информацией.
    < Предыдущая Следующая >

  5. Мне сложно сказать, что такое толерантность. В классической русской литературе я ни разу не встречалась с этим понятием. Про толерантность много говорят по телевизору и радио, о ней часто пишут в газетах. Обычно рядом со словом “толерантность” ставят такие понятия как “свобода вероисповедания”, “уважение к представителям других национальностей и рас”, “понимание чужих интересов и желаний в плане выражения любви”.
    Я вижу в толерантности попытку людей научиться уважать чужую личную жизнь и мнение, но мне кажется, что в ряде случаев под ней понимают выдачу неограниченной свободы тем, кто не совсем этого заслуживает. К примеру, на Западе сейчас очень много говорят о толерантности по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Я понимаю, что не стоит их ругать или сажать в тюрьму, как это пытались делать когда-то, но почему нельзя быть толерантным к ним тихо, без проявления уличных парадов и акций?
    В русской культуре есть прекрасное понятие – терпение, которое мы должны проявлять по отношению к другим людям, чтобы нам всем жилось друг с другом комфортно. По-моему, оно лучше всего подходит для социального мироустройства, поскольку выражает желание человека мириться с окружающимся ровно до тех пор, пока он может это делать. Толерантность, к сожалению, налагает на человека строгие ограничения: стоит только слегка заикнуться о том, что ты с чем-то не согласен, как тебя уже могут обвинить в отсутствии толерантности.

  6. Классный час на тему:
    «Что такое толерантность?»
    Гребнева Татьяна Федоровна
    воспитатель
    МБОУ школа-интернат №1
    г. Томск
    Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.
    Задачи:
    Образовательная:
    Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
    Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
    Развивающая:
    Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
    Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
    Воспитательная:
    Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
    Оборудование:
    раздаточный материал: карточки;
    магнитная доска, мультимедийное оборудование.
    1.Организационный момент.
    Для проведения занятия дети делятся на 2 группы
    2. Введение в тему.
    1. Учитель: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
    Слушайте внимательно.
    Китайская притча «Ладная семья»
    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
    Любовь;
    Прощение;
    Терпение.
    И в конце листа сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил: «И все?» – «Да, – ответил старик.- Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.»  И, подумав, добавил: «И мира тоже.»
    Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
    Дети: Любовь, терпение, прощение.
    Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
    Дети: Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
    2. Знакомство с понятием «толерантность».
    Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». 16 ноября – Международный день толерантности. Вам понятно значение этого слова? Вот сегодня мы постараемся понять, что оно означает.
    Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
    На разных языках земного шара определение слова «толерантность» звучит по-разному.
    Сообщение учащегося:
    Значение слова «толерантность» в разных языках.
    В испанском языке:
    – способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
    Во французском
    – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
    В английском
    – готовность быть терпимым;
    В китайском
    – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
    В арабском
    – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
    В русском
    – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,  выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)
    Учитель: Что объединяет все эти определения?
    Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром
    Учитель: В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
    Дети: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности (Дети приводят примеры проявления агрессии, нетерпимости).
    3. Работа по группам.
    Задание 1.
    Напишите, что значит быть толерантным.
    Уважать другого.
    Любить ближнего своего.
    Не злиться.
    Быть добрым, терпимым.
    Сострадать.
    Прощать.
    (Дети зачитывают свои ответы)
    На слайде в виде солнышка:
    Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; сострадание; принятие другого таким, какой он есть; прощение; милосердие; уважение прав других; сотрудничество; уважение человеческого достоинства.
    Учитель: «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
    Учитель: Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
    4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»
    Задание 2.
    Определение качеств толерантной личности.
    Учитель: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими – интолерантная.  У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны  качества характера человека. 1 группа выбирает те, которые характеризуют толерантную личность. 2 группа выбирает те, которые характеризуют интолерантную личность.
    Качества:
    Терпимость
    Бессердечность
    Конфликтность
    Сострадание
    Прощение
    Вспыльчивость
    Желание что-либо делать вместе
    Милосердие
    Злорадство
    Ложь
    Сотрудничество
    Уважение прав других
    Раздражение
    Принятие другого таким, какой он есть
    Доброжелательность
    Непонимание
    Эгоизм
    Чуткость
    Нетерпимость
    Выражение пренебрежения
    Раздражительность
    Доверие
    Равнодушие
    Зависть
    Агрессивность
    Проверка результатов работы. Дети зачитывают свои ответы.
    На слайде таблица
    Толерантная личность
    Интолерантная личность
    Терпимость
    Сострадание
    Прощение
    Милосердие
    Уважение прав других
    Желание что-либо делать вместе
    Принятие другого таким, какой он есть
    Доброжелательность
    Чуткость
    Доверие
    Бессердечность
    Конфликтность
    Вспыльчивость
    Злорадство
    Ложь
    Раздражение
    Непонимание
    Эгоизм
    Нетерпимость
    Выражение пренебрежения
    Раздражительность
    Равнодушие
    Зависть
    Агрессивность
    Вывод учителя:
    Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.
    Толерантный человек – хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
    5. Физминутка
    Энергизатор «Здравствуй, друг».
    Дети произвольно делятся на  два круга. Встают друг против друга. Под слова выполняют упражнения:
    «Здравствуй, друг!» (пожимают друг другу руки)
    «Как ты тут!» (хлопают друг друга по плечу)
    «Где ты был?» (разводят руки в стороны)
    «Я скучал!» (прижимают руки к сердцу)
    «Ты пришел!» (показывают большой палец вверх)
    «Хорошо!» (обнимаются)
    Внутренний круг стоит на месте. Внешний круг передвигается на одного по часовой стрелке. Повторяют упражнения.
    6.  Решение проблемных ситуаций.
    Задание 3.
    Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
    Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
    – Как поступите в этой ситуации?
    – Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
    – Как можно избежать драки?
    Дети дают свои варианты ответов: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся и т.д.
    Учитель: А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации (на слайде).
    Памятка.
    Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
    Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
    Имей терпение выслушать собеседника.
    Спокойно объясни свою точку зрения.
    Подумай, из-за чего возник спор.
    Другая ситуация.
    Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
    – Как вы поступите в этой ситуации?
    7. Инсценировка «Сказочка о счастье»
    На свете жил один король,
    богатый и могучий.
    Всегда грустил он.
    И порой бывал мрачнее тучи.
    Гулял он, спал, обедал,
    А счастья он не ведал.
    Но вечно хныкать и тужить
    Бедняге надоело.
    Вскричал король: «Нельзя так жить!»-
    И с трона спрыгнул смело.
    Да вмиг порушить свой удел
    Не в королевской власти.
    И вот король в карету сел-
    И покатил за счастьем.
    Король в окошечко глядит,
    Карета бодро катится.
    Постой-ка, кто там на пути?
    Девчонка в драном платьице.
    – О, всемогущий мой король,
    Подать хоть грошик мне изволь.
    -Эй, попрошайка, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду!
    Сказал король и укатил.
    А в синем небе месяц стыл…
    Карета мчится наугад
    Бог весть в какую сторону.
    Вдруг на пути стоит солдат,
    Израненный, оборванный.
    – О, мой король, – вскричал солдат,
    Тебя я видеть очень рад!
    Прошу покорнейше: Устрой
    Меня ты в услужение,
    Я за тебя стоял горой,
    Я , право, бился, как герой,
    Я выиграл сражение.
    – А, ну служивый, пропусти,
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду!
    Сказал король и укатил,
    А в синем небе месяц стыл…
    Карета мчит во весь опор,
    Конь скачет что есть духу.
    Вдруг на дорогу вышла с гор
    Сутулая старуха.
    – Прости, любезный мой король,
    Старуху одинокую.
    Мой дом – вон видишь, за горой,
    С утра ушла далЕко я .
    Ношу из леса я дрова –
    Тяжелая работа.
    Гляжу вокруг, едва жива:
    А вдруг поможет кто-то…
    -А ну, старуха, пропусти,
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду!-
    Сказал король и укатил,
    А в синем небе месяц стыл…
    Вот лето кончилось. Жара
    Сменяется ненастьем.
    Король торопит:
    -В путь пора, еще немного – и ура!
    Свое настигну счастье!
    И все бы кончилось бедой-
    Сомнений в этом нету.
    Да старец с белой бородой
    Остановил карету.
    Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго,
    Сказал:
    «Заблудшая душа,
    Король, побойся Бога!
    Ты ищешь счастье для себя,
    Ты странствуешь по свету.
    Но, только ближнего любя,
    Найдешь ты счастье это.
    Скорей послушайся меня:
    Обратно разверни коня,
    дитя согрей и накорми,
    Солдата в сторожа найми,
    Все это сделай, но сперва
    Старушке ты поможешь:
    До дома довезешь дрова.
    Распилишь и уложишь…»
    Тут вышла полная луна.
    И осветила путь она.
    Нелегкий путь, обратный путь.
    Путь к счастью, не куда-нибудь.
    Король поныне во дворце
    Всем людям помогает.
    И счастье на его лице,
    Как ясный день сияет!
    8. Беседа:
    -Как вы назвали поведение короля в начале истории?
    – Как вы думаете, почему изменился король?(Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.У него хорошо на душе, он чувствует себя счастливее.)
    – Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
    – Чему нас учит эта сказка?
    Вывод: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
    8. Игра «Волшебная рука»
    Обведите на листе свою руку, напишите на пальчиках хорошие качества, а на ладошке  – то, что хотелось бы изменить в себе. Вырежьте ладошку.
    9. Учитель:
    Мы с вами говорили о толерантности, толерантной личности.
    Задание 4 группам:
    – Составьте правила толерантного общения и запишите их.
    (После того, как дети зачитают правила, можно показать на слайде)
    1. Уважай собеседника.
    2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
    3. Отстаивай свое мнение тактично.
    4. Ищи свои аргументы.
    5. Будь справедливым, готовым признавать правоту другого.
    6. Стремись учитывать интересы других.
    Итог занятия:
    В конце занятия мне хотелось бы сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, чтобы вы научились быть терпимыми друг к другу.

  7. Что такое толерантность, наверное, знает не каждый. Вообще это слово толкуется в русском словаре – как умение быть терпимым, снисходительным к поступкам других людей, готовность к примирению. Любой человек должен быть толерантным по отношению к другому. Он должен всегда оценивать свои поступки и отвечать за них. Чтобы стать толерантным человеком нужно прежде всего развивать свой духовный мир, оценивать его. С нами, с учащимися 10 «В» класса, психолог школы Кумпан Людмила Ивановна, провела тренинг по толерантности. В самом начале нам объяснили значение данного термина. Далее нам предложили представить ситуацию, что к нам прилетели существа из космоса и разделили наш класс на два слоя людей: «кареглазые» и «голубоглазые» При условии, что «кареглазые» умны и занимают высшие должности в государстве, а «голубоглазые» с низким интеллектом не имеют ничего и должны подчиняться «кареглазым». Половине класса, которая представляла «кареглазых», предложили выработать законы, по которым бы жило данное государство. В этой игре «кареглазые» забыли о теме тренинга и представили такие законы, которые лишали «голубоглазых» самых элементарных прав и свобод. Даже в игре «голубоглазые» испытали чувство унижения, обиды и злости к «кареглазым», и к предоставленным ролям, а «кареглазые» чувства гордости, радости и превосходства. В конце тренинга, когда психолог напомнила о толерантности, было ясно, что провокационная ситуация заставила нас забыть об этом. «Какие-то там» инопланетяне навязали нам свою волю, манипулировали нами и заставили принять достаточно жестокие законы. После тренинга нам захотелось быть лучше: уважать другого, проявлять великодушие, быть снисходительными, мягкими, терпимыми.

  8. Что такое толерантность, наверное, знает не каждый. Вообще это слово толкуется в русском словаре – как умение быть терпимым, снисходительным к поступкам других людей, готовность к примирению. Любой человек должен быть толерантным по отношению к другому. Он должен всегда оценивать свои поступки и отвечать за них. Чтобы стать толерантным человеком нужно прежде всего развивать свой духовный мир, оценивать его. С нами, с учащимися 10 “В” класса, психолог школы Кумпан Людмила Ивановна, провела тренинг по толерантности. В самом начале нам объяснили значение данного термина. Далее нам предложили представить ситуацию, что к нам прилетели существа из космоса и разделили наш класс на два слоя людей: “кареглазые” и “голубоглазые” При условии, что “кареглазые” умны и занимают высшие должности в государстве, а “голубоглазые” с низким интеллектом не имеют ничего и должны подчиняться “кареглазым”. Половине класса, которая представляла “кареглазых”, предложили выработать законы, по которым бы жило данное государство. В этой игре “кареглазые” забыли о теме тренинга и представили такие законы, которые лишали “голубоглазых” самых элементарных прав и свобод. Даже в игре “голубоглазые” испытали чувство унижения, обиды и злости к “кареглазым”, и к предоставленным ролям, а “кареглазые” чувства гордости, радости и превосходства. В конце тренинга, когда психолог напомнила о толерантности, было ясно, что провокационная ситуация заставила нас забыть об этом. “Какие-то там” инопланетяне навязали нам свою волю, манипулировали нами и заставили принять достаточно жестокие законы. После тренинга нам захотелось быть лучше: уважать другого, проявлять великодушие, быть снисходительными, мягкими, терпимыми.

  9. Урок толерантности
    Тема: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»
    Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.
    Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
    Актуальность проблемы: сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
    Оформление доски: плакат «Это интересно или ещё раз о толерантности» (см. приложение 1), выражения великих людей о толерантности (см приложение 2)
    План
    Вводная беседа
    Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек» Анализ высказываний и ситуаций.
    Игры.
    Итоги.
    Домашнее задание
    Ход урока
    Вводная беседа (выявление опыта у детей)
    Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.
    Уч-ль: Как вы поступите в такой ситуации?
    Уч-ся: Будем успокаивать.
    Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему? Уч-ся: Друзья
    Уч-ль: Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы кому-либо.
    Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.
    Уч-ль: Молодцы, ребята! Тема нашего урока  «Урок толерантности или учимся сочувствовать». Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.
    Основная часть
    Введение понятия толерантности
    Уч-ль: У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово –  «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужими мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
    Итак, сочувствие=толерантность.
    А как вы понимаете «умение терпеть, мириться с чужими мнением»?
    Уч-ся: Выслушивать других людей.
    Уч-ль: Правильно. Другими словами, это значит, уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у  каждого человека есть право на собственное мнение.
    В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
    Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.
    Толерантность (от латинского “толеран”) – терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
    Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
    Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
    Понимание – это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
    Давайте рассмотрим ещё одну очень простую ситуацию. «Два друга поссорились разговаривая о своих домашних животных. Одному нравятся кошки, а другому собаки. После ссоры они  друг с другом не разговаривают».  Из-за чего?
    Уч-ся: не поняли друг друга, не захотели принять мнение собеседника.
    Уч-ль: Кто по вашему мнению прав?
    Уч-ся: Никто.
    Уч-ль: Как бы вы поступили на их месте?
    Уч-ся: Принять мнение друг друга и понять, что у всех людей разные вкусы.
    Уч-ль: Ребята все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Никто не хуже и не лучше, он просто другой –  уникальная индивидуальность. Поэтому, мы должны ценить и любить друг друга такими, какие они есть, то есть быть толерантным по отношению друг к другу.
    Итак толерантность подразумевает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть,  дружиться и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.
    Какими качествами должен обладать толерантный человек?
    Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Сегодня начало нового учебного года. А скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (учителями)? Какие школьные предметы по вашему мнению наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?
    Посмотрите на определение толерантности:
    Готовность мириться с чужим мнением;
    Уважение человеческого достоинства;
    Принятие другого таким какой он есть;
    Способность поставить себя на место другого;
    Уважение права быть другим;
    Терпимость к чужим мнениям, поведению;
    Отказ от причинения вреда и насилия.
    Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть эти правила?
    Посмотрите , пожалуйста на доску и выберите те черты, которые по вашему мнению подходят толерантному человеку:
    терпение
    чувство юмора
    расположенность к другим
    доверие
    умение владеть собой
    доброжелательность умение не осуждать других
    умение слущать
    любознательность способность к сопереживанию
    Должны ли мы развивать в себе эти качества?
    Предложите свои черты толерантного человека.
    Л.Н. Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место срадающего, испытываешь действительно сострадание.» Как вы понимаете данное высказывание?
    Игры
    Я думаю, что вы немного устали и предлагаю немного поиграть.
    1. Игра называется «Это здорово!»
    Цель: повышать самооценку получать поддержку у одноклассников
    Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать, что он любит или умеет делать. Например, «Я умею танцевать!» А все остальные должны поднять вверх большие пальцы обеих рук и сказать: «Это здорово!» Затем мяч передаётся другому.
    2. Игра называется «Вспомнить всё!»
    Цель: проверить усвоение и понимание изложенного материала.
    Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется мяч, должен назвать одну черту, которая есть у толерантного человека и передать мяч следующему.
    Итоги
    Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям.
    Домашнее задание
    Ещё я хочу вам предложить творческое задание, которое нужно выполнить дома. Напишите небольшое сочинение на тему «Если мы будем толерантными, то …» и нарисуйте иллюстрацию к вашей работе. Таким образом мы сможем посмотреть кто из вас как понял, что же такое «толерантность», «толерантный человек». Ваши работы мы обсудим за круглым столом на следующем классном часе.
    Приложение 1 плакат «Это интересно или ещё раз о толерантности»
    Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
    Была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности.
    31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе.
    Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
    По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”, 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности».
    Толерантность, терпимое отношение к дру гим в шкале ценностей народов Кавказа было актуально всегда. Об этом ярко свидетельствует проанализированный лингвистами языко вой материал. Приведем примеры: “терпение — чистое золото”, “терпе ние – залог успеха” (дословно: “терпеливому грудинка достается”), “терпеливый достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится”, “быть терпеливым – счастье”.
    Понятие толерантности в системе этнокультурных ценностей тесно связано с понятием “добра”, которое трактуется как проявление сдер жанности, терпимого отношения к другим: “сделаешь добро — полу чишь добро”, “сделав другому зло не жди от него добра”, “сделанное добро не пропадает”. Таким образом, толерантность можно квалифи цировать и как умение делать добро, которое присуще не каждому: “добром на добро может ответить каждый, добром на зло – только ис тинный мужчина”, “ударившего тебя камнем одари угощением”, “по моги даже врагу, если ему нужна помощь”.
    Толерантность – это не простое чувство,
    Его не в раз приобретешь:
    Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
    Только тогда сам все это поймешь.
    Толерантным быть – это искусство,
    Твердо в этом мы убеждены:
    В дружбе и согласии жить должны.
    Русские и украинцы, башкиры и татары
    Мир становится таким жестоким,
    Что по одиночке невозможно жить…
    Ответим друг другу чувством высоким –
    И хрупкий мир мы сможем сохранить.
    Приложение 2 Великие люди о толерантности
    «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом»
    Б Франклин
    «Самый счастливый человек то, кто дарит счастье наибольшему числу людей»
    Д. Дидро
    «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё»
    Жан Поль
    «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание.»
    Л.Н. Толстой
    «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».
    отечественный философ Ю.А. Шрейдер
    “Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное – постигать ее суть умом и сердцем”, – призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

  10. В каждом человеке должны присутствовать моральные принципы, без них человек не является человеком. К этим принципам относятся нравственность человека, благородность, честолюбие, великодушие, и, конечно же, человек должен быть толерантным.
    Что же такое толерантность? Толерантность – это терпимость человека к чему – то другому, например, к другой национальности, вере, другому поведению, другим обычаям. Если человек обладает толерантностью, то он является благородным человеком. У этого человека высокая культура, он гуманен. Толерантность проявляется тогда, когда человек готов помочь любому, будь то он оборванец, или обладатель другого цвета кожи, или его вера отличается от вашей веры. Также толерантность проявляется, когда вы видите недостатки людей, но не начинаете их громко критиковать, чтобы это не привело к скандалу. Толерантность проявляется в уважении окружающих вас людей, например, вы видите, пожилого мужчину, который долго стоит у двери магазина и не может ее открыть. Что вы сделаете? Есть два варианта, либо вы откроете ему дверь, либо оттолкнете его, чтобы пройти самому. В первой случае вы проявите толерантность, а во втором – нет. Даже во время войны люди проявляли толерантность друг к другу, многие жители городов и деревень оставались без крыши над головой, но люди других национальностей делились своим кровом с ними.
    Толерантность нужна для того, чтобы в обществе был порядок, с толерантностью не будет насилия. Благодаря толерантности на земле будет мир, а если на земле будет мир, значит, не будет войны, значит, люди будут счастливы. Каждый день перед нами встает выбор, проявить терпимость по отношению к другому человеку или нет. Если хотя бы каждый из нас будет проявлять больше толерантности, тогда жизнь станет лучше. Все зависит от нашего поведения, и его исправить может только сам человек, без помощи других, изменив свои принципы и ценности.
    Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *