Сочинение на тему традиции чехова и самобытность драмы горького на дне

15 вариантов

  1. Помощь и опора Костылевым в их грязных делиш­ках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупот­ребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.
    Кому же еще так яростно противостоят Костылевы, кого они пытаются унизить и задавить своей властью? Живет у Костылевых Анна, большая «терпеливица9raquo;. Она смертельно больна. Это добрый и несчастный человек. Ее муж, Клещ — слесарь с малых лет — толь­ко и мечтает о смерти жены, чтобы побыстрее поки­нуть ночлежку. Он всю жизнь Анну бил, нет у него к ней сочувствия и теперь. Босяки удивляются Анне: «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?». Нече­го ей на это сказать, кроме горьких слов признания: «Побои. обиды. ничего кроме — не видела я. ниче­го не видела!». «Жена твоя зачахла от твоего злодей­ства9raquo;,9mdash; упрекают Клеща ночлежники, но едва ли до него уже можно достучаться. Думая о прежней жиз­ни, Анна не находит в ней ничего утешительного. Она не помнит, когда сыта была, когда надевала на себя что-либо, кроме отрепьев. Суровой жизнью раздавле­на судьба этой обездоленной женщины.
    Слесарь Клещ почитал ночлежку лишь временным своим пристанищем. Он надеялся, что упорный чест­ный труд спасет его, выведет на честную, прямую, счастливую дорогу. Сначала он даже презрительно от­носился к ночлежникам, считая себя выше их, дос­тойнее, противопоставляя им себя во всем. Но планы Клеща неосуществимы. У него нет работы, продан весь инструмент, его одолевает бессилие. Вопреки своим устремлениям, Клещ вынужден стать обычным обитателем трущобы.
    Опустился на самое дно жизни и Сатин, который, еще когда был мальчишкой, служил на телеграфе, в детстве он много читал, а вот теперь прозябает в пол­ной нищете, не сумев применить во взрослой жизни приобретенные умения. Они еще как-то напоминают о себе, хвалебным словцом появляясь в речи героя. Желая и в чужих, и в своих собственных глазах ка­заться выше, Сатин употребляет то замысловатые, то иностранные слова.
    Проститутка Настя мучается от насмешек ночлеж­ников. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — иронич­но кричат они ей вслед. Вынужденная ради куска хле­ба продавать свое тело, эта молодая девушка верит в существование роковой любви, читает любовные ро­маны и воображает себя их героиней. Это единствен­ное, что согревает ее изнутри, что придает ее жалкому существованию хоть какой-то смысл. У Насти нико­гда не было ни родителей, ни семьи, не знала и не зна­ет она ни настоящего тепла, ни ласки, ни заботы.
    Обитает у Костылевых и Бубнов, бывший скорняк. «Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я. » — говорит он, вспоминая прошлую жизнь. Узнав об измене жены, Бубнов хотел убить ее, но вовремя спохватился и, не предприняв ничего, по­шел в ночлежку.
    Пожалуй, самым страшным и резким было паде­ние на дно Барона, опустившегося дворянина и быв­шего чиновника в казенной палате. Ночлежники го­ворят Барону: «. было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал». Да, наверное, было, а те­перь он лежит с ними на соседних нарах. Безутешно вспоминает Барон свое прошлое: «при Николае Пер­вом дед мой, Густав Дебиль. занимал высокий пост-Богатство. сотни крепостных., лошади. повара. ». Сытая жизнь и сейчас в Бароне дает о себе знать: он высокомерно разговаривает с Лукой, резко высказы­вается о других ночлежниках.
    Актер, некогда ведавший звук аплодисментов и имевший, наверное, поклонников, спился и тоже по­пал к Костылевым. Он опустился до того, что забыл свое любимое стихотворение. А ведь когда-то он отли­чался великолепной памятью, в чем он сам признается ночлежникам. Причину своего беспамятства Ак­тер не скрывает. «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня. была хорошая па­мять9raquo;,9mdash; говорит он.
    Попавшие к Костылевым принадлежат к разным слоям общества, но их сближает общая судьба, участь отщепенцев общества. Все они равны в своей нищете и полном бесправии. Самое страшное, что никому не удается выбраться из ночлежки, потому что так уст­роена окружающая босяков жизнь и потому что сами ночлежники лишены чувства социального бунтарст­ва. Настоящее ночлежников беспросветно, пусто, ужасно, а будущего у них нет. Все лучшее, если оно, конечно, было у обитателей «дна9raquo;, в прошлом, а «в ка­рете прошлого — никуда не уедешь». Живя в ночлеж­ке, бывшие работяги, дворяне, артисты меняются. В их речи уже по-хозяйски себя чувствуют бранные и жаргонные выражения. И удел ночлежников — ка­титься все дальше и дальше вниз. Унизительно низ­кий уровень жизни разрушает человеческую лич­ность, раздавливая ее своим прессом и порождая не только социальные, но и нравственные проблемы.
    На миг освещает светом надежды жизнь Костылевской ночлежки внезапно появившийся и так же вне­запно ушедший странник Лука. Но ни у кого из бося­ков не находится сил, чтобы, воспрянув, начать борьбу за свое «я9raquo;, за возвращение к нормальному человече­скому существованию. Актер, трезво посмотрев на жизнь, кончает ее самоубийством, Пепел попадает в тюрьму и остальных нищих ждет не лучшая участь.
    Горький, создавая пьесу, стремился обратить вни­мание современного ему общества на то, как остро сто­ят в нем социальные проблемы, как в нем унижен и бесправен порой человек. Драматург подчеркивал, что жизнь требует коренных изменений, что только после них слово «человек9raquo; зазвучит действительно гордо.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  2. М. Горький — это замечательный писатель начала XX века, который в своих драматических произведениях стал продолжателем традиций А.П. Чехова.
    Новаторство Антона Павловича заключалось в том, что главное для него было создать театр настроений, переживаний, эмоций. Именно эту особенность и перенял Максим Горький у своего предшественника, только трактовал её, безусловно, в ином контексте. Для писателя было важно показать читателю неторопливый темп повседневной жизни, обратную сторону бытия, столкновение противоположных мироощущений и мировоззрений. Примером этому может послужить драма «На дне», созданная в 1902 году.
    Данное художественное произведение имеет свою самобытность, иначе говоря, своеобразие. Во-первых, М. Горький изобразил в драме жителей так называемого «дна». Герои опустились на низшую ступень иерархии, не веря в спасение души. В это время и появляется центральный персонаж пьесы — странник Лука, который с помощью слова находит ключик к сердцу каждого обитателя ночлежки. Он вселяет надежду в лучшее будущее. Конечно, мечты, навеянные странником, несбыточны. Нужны ли героям вообще эти иллюзии? Что лучше для них: истина или сострадание, правда или утешительная ложь? Ответить на данные вопросы автор предлагает непосредственно читателю. Это и есть основная особенность его драматургии: вовлечение читателя в проблему для её дальнейшего разрешения.
    Из всего вышеперечисленного выливается и наше отношение к Луке. Нельзя однозначно отнести его к положительным или отрицательным героям. Это просто невозможно. Если взглянуть с одной стороны, становится ясно, что подарив человеку мечту, странник обрекает его на неизбежные страдания. Но с другой стороны, старик тем самым помогает героям, облегчает ненадолго их беспросветную жизнь.
    Таким образом, в заключение следует сказать, что, будучи последователем традиций А.П. Чехова, М. Горький внес в жанр драматургии нечто новое и своеобразное. Отражая «брожение» мысли в современном писателю мире, он предоставляет право читателю самостоятельно разобраться в проблеме текста.

  3. Максим Горький — писатель многосторонний, пробовавший работать в разных жанрах, искавший новые формы. Он пытливо вглядывался в окружающий мир, стараясь понять причины происходящего хаоса, объяснить себе и другим пути выхода из создавшейся ситуации. На рубеже веков писатель обращается к драматургии — одной из самых действенных литературных форм, при которой происходит непосредственное общение со зрителями, видна реакция на произведение. В пьесе «На дне», написанной в 1902 году, Горький поднимает одну из острейших
    проблем современной ему действительности — жизнь изгоев, «бывших людей», выброшенных из активной жизни общества, не замеченных им. Писателя волнует быт этих людей, их страдания и радости, мысли, переживания.
    Казалось бы, пьесу надо отнести к трагедии — гибнут действующие лица Анна, Актер, пропадает Наташа и Пепел. Однако до высокой трагедии здесь далеко. Горький показывает этих несчастных и беззащитных людей не столь невинными жертвами. Каждый из обитателей этого страшного места пришел «на дно» своим путем, в силу жизненных обстоятельств. Многие несчастные еще не осознали, что выхода отсюда им нет — это последнее их пристанище. Клещ страстно ненавидит тунеядцев и шулеров, живущих рядом с ним, мечтает обрести прежнюю жизнь. Он рабочий человек, ему даже представить невозможно, что здесь существуют не работая, что это станет вскоре и его образом жизни.
    Настя с горечью и слезами рассказывает окружающим о своей неземной любви. Она верит собственным фантазиям, уходя в иллюзии, спасаясь от страшной и неотвратимой действительности.
    С появлением в ночлежке странника Луки обитатели подвала получают надежду на избавление. Актер страстно мечтает об исцелении от пьянства и возвращении на сцену. Пепел уговаривает Наташу уехать в Сибирь, начать честную и счастливую жизнь. Но автор, в отличие от своих героев, твердо знает: выхода отсюда нет. «Дно» крепко держит своих обитателей, они лишь в мечтах на время освободились от этой страшной реальности, пофантазировали о лучшей доле, и тем страшнее оказалась реальность, открывшаяся Актеру, Наташе, Пеплу. «На дне» — это социально-философская драма, в ней автор рассуждает о причинах и условиях, приведших этих людей к краху, и объясняет суть русского национального характера, не способного что-либо изменить в окружающем мире. Герои лишь недовольны существующей реальностью, но рано или поздно смиряются с ней. Анна и Актер гибнут не в столкновении с миром зла, а из-за собственной слабости, осознав безысходность своего положения. Пепел попадает в тюрьму, так и не успев встать на путь честной трудовой жизни. Настя почти смирилась с окружающим злом. Она только бессильно проклинает всех и вся. Клещ потерял последнюю надежду выбраться из подвала.
    Горький показывает и других обитателей ночлежки: Сатина, Бубнова, Барона. Они с самого начала знали, что выбраться отсюда невозможно, потому и живут сиюминутными проблемами, прожигают остаток жизни в пьянстве и карточной игре. По мысли Горького, это еще хуже — понимать реальность и не делать ничего, чтобы изменить жизнь к лучшему. Но в этом автор видит русский менталитет.
    В основной массе герои пьесы еще не видят пути выхода из своего страшного положения, как не видел его и сам Горький. Автор как бы стоит над своими героями, не разделяя их идеалы и помыслы, предлагая самим искать выход из сложившейся ситуации.

  4. Жанровое
    своеобразие драмы М. Горького «На дне»

    Человек — вот
    правда!
    М. Горький
    Многогранный
    талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей
    Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни:
    чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор
    сделал это достаточно сурово и правдиво.
    Драма «На дне»
    ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно
    ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни,
    обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских
    вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они
    примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый
    из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».
    Герои полны
    иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что
    выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман.
    Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами
    общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник,
    неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает
    небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она
    обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука
    уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных
    людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру
    обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое
    поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей,
    старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к
    противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму
    Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает
    соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь
    примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна…
    одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин…
    кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и
    хозяев… Правда — бог свободного человека!»
    Но Горький не
    так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить:
    нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с
    годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания
    пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной
    жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.
    В наше жестокое
    время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука
    получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих
    рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит
    время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.
    Пьеса «На дне»
    относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а
    каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам,
    жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение
    заглянуть в будущее.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  5. Экспозиция – до появления Луки в середине 1 акта. Здесь намечаются все ведущие темы: прошлое героев, талант, труд, честь и совесть, мечты и грёзы, любовь и смерть, болезни и страдания, попытки вырваться со «дна» (в низменной обстановке говорят и спорят о высоком и вечном). У каждого своя философия, она выражается не только через диалоги, но и через афоризмы. БУБНОВ: 1) Шум смерти не помеха, 2) На что совесть? Я не богатый…, 3) Кто пьян да умён – два угодья в нём. САТИН: 1) Дважды убить нельзя, 2) Надоели… все человеческие слова…, 3) Нет на свете людей лучше воров, 4) Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются, 5) Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.
    Каждый из героев постепенно раскрывается, говоря на излюбленную тему. Костылёв всё время говорит либо о жене, которую ревнует, либо о деньгах. Клещ – о своих планах переступить через умирающую жену и «вылезти». Пепел – о совести и снах. Наташа – об умирающей Анне. Сатин – о «новых словах», о труде (говорит больше всех, и в его циничной иронии чувствуется наибольшая безысходность, т.к. он кажется самым умным).
    Завязка и начало развития действия – с появления Луки, который говорит прибаутками, присказками, поговорками. Тут же проясняется будущий конфликт между Пеплом и Василисой. Сочувствие Луки, его слова о любви к людям почти сразу разбередили даже таких скептиков, как Бубнов и Барон, успокаивают Настю и Анну. Не случайно 1 акт заканчивается репликой именно Луки: дальнейшее развитие действия во многом будет связано с ним.
    Лука и Сатин
    Героям «дна» одинаково нужны в качестве поддержки и высокие слова Сатина о вере в Человека, и конкретные утешения Луки, сеющие успокоение Анне, надежду Клещу, Пеплу и Актёру, понимание Насте. Поначалу кажется, что Лука и Сатин резко противопоставлены: они проповедуют разные взгляды на правду и ложь, на гуманизм, на веру и обречённость. На самом деле они словно дополняют друг друга как любовь к дальнему (человеку вообще) и любовь к ближнему (конкретному).
    Суть своего мировоззрения Лука раскрывает в двух притчах. Первая – рассказ о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль в том, что спасти человека и научить добру может не тюрьма, не насилие, а только добро: «Пока верил человек – жил, а потерял веру – удавился». Вторая притча – о праведной земле – фактически предсказывает трагедию Актёра. Суть его философии в том, что вера может изменить правду, т.к. она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий: «Во что веришь – то и есть». Сатин же отстаивает пусть горькую, но правду, верит в человечество, предлагает вместо любви к ближнему любовь к абстрактному человеку, человеку мечты.

  6. Человек — вот правда! М.Горький Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чу-ясими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, дру-гйе __ прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему. В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

  7. Человек — вот правда!
    М. Горький
    Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.
    Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».
    Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
    Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.
    В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.
    Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  8. Человек — вот правда!
    М. Горький
    Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.
    Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».
    Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
    Возможно вы искали – Сочинение: Евангельские эпизоды “Плаха”
    Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.
    В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.
    Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

  9. Рубеж XIX—XX веков в развитии русской литературы ознаменован появлением новых веяний, течений, нестандартным подходом к решению поставленных в произведении проблем, оригиналь ностью художественных форм. И если в драматургии признанным новатором стал А. П. Чехов, то развил и усовершенствовал его новаторские принципы, как-то: подтекст, завуалированность основ ного конфликта, обилие сюжетных линий, организация сцениче
    ского действия по принципу «разобщенности» персонажей, — другой отечественный писатель и драматург Максим Горький. Он создал ряд ярких и серьезных пьес, среди которых особое место занимает пьеса «На дне», богатая и разнообразная не только по идейному содержанию, но и по художественному воплощению, ставшая литературным памятником драматургическому мастерству автора.
    Пьеса стала своеобразным завершением цикла произведений Горького о босяках и представляет со^ой отрывок из жизни обитателей ночлежки. Сам автор определил жанр пьесы как «картины», то есть зарисовки, сцены; однако условность, обобщенность образов, аллегоричность, подтекст говорят о более глубоком, философском содержании пьесы, являющей собой сложное сочетание элементов драматического, трагического и даже комического. Драматична судьба почти всех героев, опустившихся на «дно» жизни; трагичен неразрешимый конфликт в душе некоторых из них (Актер), а также смерть (Анна, Актер). Есть и комические эпизоды, например сцена совместной жизни Квашни и Медведева. Жанровое своеобразие заключается также в том, что в ткань пьесы введены отрывки различных жанров: притчи (монологи Луки о «праведной земле» и задержанных ворах), любовный роман, пересказанный Настей как часть ее биографии; стихи Беранже, народные песни, реминисценции из Данте, Шекспира. Тем не менее все эти, такие разные, отрывки мастерски, органично соединены М. Горьким и составляют единое художественное целое.
    Продолжая традиции Чехова, Горький построил пьесу не на одном, а на нескольких конфликтах: любовном, социальном, философском. Любовный треугольник (Пепел, Василиса, Наташа) и развитие отношений в нем являются основной интригой; социальный конфликт — между хозяевами и обитателями ночлежки. Однако, как говорил Горький, «основной вопрос, который я хотел поставить, — это — что лучше, истина или сострадание?», то есть главным в пьесе конфликтом является философский: противопоставлены гуманизм Луки и гуманизм Сатина, две точки зрения на сущность правды, веры, на человека и отношение к нему, на будущее. В этом конфликте наиболее выражена авторская позиция: Горький явно мыслит, как Сатин, другими словами. Сатин — авторский резонер. Вообще драма — род литературы, в котором высказать свою точку зрения автору очень сложно; Горький использует для этого монологи Сатина и сам ход событий, развитие действия; не случайно в финале все те, кто верил Луке, умирают или трагически сходят со сцены (Наташа исчезает, Пепла ссылают на каторгу), а сторонники теории Сатина, приспособившись к ужасным условиям жизни, продолжают плыть по течению. Собственно сюжет поражает обилием различных линий; каждый герой рассказывает свою предысторию, есть много комментариев одновременного со сценическим действия (рассказы о Пепле и Наташе в финале, до этого — о связи Василисы и Пепла). Внесценическое действие и герои значительно расширяют рамки изображаемого времени, а также имеют еще одно немаловажное значение: вся пьеса предстает как отрывок, вырванный из однообразной жизни ночлежников. На это играет и особенность композиции: все акты начинаются с бытовых за-
    рисовок повседневной жизни, это придает пьесе настроение безысходности, безвыходности ситуации, невозможности для босяков вырваться из этого мира. Три из четырех актов (II, III, IV) кончаются смертью (Анны, Костылева и Актера соответственно); трагичность этих сцен производит тяжелое и подавляющее впечатление на зрителя.
    Горький действительно тонко продумывал сценическую организацию, постановку пьесы, об этом свидетельствуют развернутые ремарки, подробные описания места действия и вида действующих лиц. В афише указан точный возраст персонажей, в среднем — 30 лет; в этом возрасте люди обычно находятся на пике карьеры, а герои пьесы «На дне», напротив, оказываются на «дне» общества, жизни; символика названия тонко продумана автором. Символич- ны также и сценические детали, как-то: окошко в первом и четвертом акте, исчезающее, как надежда героев на лучшую жизнь; перегородка, в начале отделявшая комнату Пепла, исчезающая в финале. В отличие от Чехова, Горький приводит в конце героев к духовному единению: разобщенность сменяется взаимопониманием. Вообще принципы построения системы персонажей тоже являются чеховской традицией: герои делятся на группы, во-первых — на хозяев и обитателей ночлежки; обитатели ночлежки, в свою очередь, на сторонников Луки и сторонников Сатина.
    Образы, созданные Горьким, рельефны и многоплановы; именно поэтому, из-за разницы в трактовках, до сих пор существует несколько точек зрения на возможное прочтение пьесы. Характеры создаются в пьесе, в первую очередь, через афишу, сообщающую имя и возраст; во-вторых, образы неразрывно связаны с интерьером: в «подвале, похожем на пещеру», люди рычат, хрюкают, шипят и издают прочие животные звуки. Далее, каждый рассказывает свою биографию. Также впечатление о герое складывается благодаря стилевой окраске его речи: у Луки много пословиц, у Бубнова — «воровских» афоризмов (например, народ «был честной, да позапрошлой весной…»). Действующие лица нередко дают друг другу характеристику, дополняя образы; так, Луку после его исчезновения описывают почти все. Образы раскрываются, например, и через параллелизм притчи о «праведной земле» и трагедии Актера; вообще Горький наделяет своих героев даром предвидения, предсказания: Наташа возле постели мертвой Анны пророчит себе такой же конец («в подвале, забитая…»), Пеплу предсказывают, что Наташа «через него» пропадет. С помощью этих художественных средств Горький нагнетает тягостную атмосферу, усиливает ощущение беспросветности, создает более четкие и сценичные образы, интригует зрителя.
    Как свидетельствуют документы, зрители, пришедшие на премьеру пьесы «На дне» во МХАТ в 1903 году, рыдали. Реакция на пьесу разных литературных школ была разнообразной, дискутировали о проблематике и авторской позиции, но никто не мог опровергнуть совершенства выбранной Горьким художественной формы, наиболее полно отразившей его замысел, сделавшей пьесу яркой, многоплановой, глубокой, захватывающей.

  10. Я связь миров, повсюду сущих,
    Я крайня степень вещества;
    Я средоточие живущих,
    Черта начальна божества;
    Я телом в прахе истлеваю,
    Умом громам повелеваю.
    Я царь — я раб — я червь — я бог!
    Г. Р.Державин
    По жанру пьеса «На дне» (1902) — драма, при этом её жанровое своеобразие проявилось в тесном переплетении социального и философского содержания.
    В пьесе изображается жизнь «бывших людей» (босяков, воров, бродяг и т.п.), и это является темой социального содержания данного произведения. Горький начинает пьесу с того, что в первой ремарке даёт описание ночлежки: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Одно окно под потолком» (I). И в этих условиях живут люди! Драматург подробно показывает разных ночлежников из заведения Костылёва. Основные герои в пьесе имеют короткую биографию, по которой можно судить, что за люди попали на «дно» жизни. Это бывшие уголовники, отсидевшие разные сроки в тюрьме (Сатин, Барон), запойные пьяницы (Актёр, Бубнов), мелкий вор (Пепел), разорившийся ремесленник (Клещ), девица лёгкого поведения (Настя) и т.п. Стало быть, все ночлежники — люди определённого сорта, их принято называть «отбросы общества».
    Описывая «бывших людей», Горький показывает, что у них нет никакой возможности подняться со «дна». Особенно ярко эта идея раскрывается в образе Клеща. Он — мастеровой, хороший слесарь, однако вместе с больной женой оказался в ночлежке. Клеш объясняет катастрофический поворот в своей судьбе тем, что он разорился из-за болезни Анны, которую, между прочим, сам довёл побоями до болезни. Он гордо и решительно заявляет ночлежникам, что они ему не товарищи: они бездельники и пьяницы, а он честный труженик. Обращаясь к Пеплу, Клещ говорит: «Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу…» (I). Клещу так и не удаётся исполнить свою заветную мечту: формально потому, что для похорон Анны нужны деньги, и он продаёт свои слесарные инструменты; по сути потому, что Клещ хочет благополучия только для себя. В последнем действии пьесы он обитает всё в той же ночлежке. Он уже не думает о достойной жизни и вместе с другими босяками бездельничает, пьёт, играет в карты, совершенно смирившись со своей участью. Так Горький показывает безысходность жизни, отчаянное положение людей на «дне».
    Социальная идея пьесы заключается в том, что люди на «дне» живут в нечеловеческих условиях, а общество, которое допускает существование таких ночлежек, несправедливо и негуманно. Таким образом, в пьесе Горького выражен упрёк современному государственному устройству России. Драматург, понимая, что в своём бедственном положении ночлежники во многом виноваты сами, всё-таки сочувствует им и не делает из «бывших людей» отрицательных героев.
    Однозначно отрицательными персонажами у Горького являются только хозяева ночлежки. Костылёву, конечно, далеко до настоящих «хозяев жизни», но и этот «хозяйчик» — беспощадный кровосос, который не стесняется «накинуть денежку» (I), то есть повысить плату за проживание в ночлежке. Денежка, как он сам объясняет, нужна ему, чтобы купить лампадного маслица, и тогда перед его иконами лампада будет неугасимой. При своей набожности Костылёв не стесняется обижать Наташу, попрекая её куском хлеба. Под стать хозяину ночлежки его жена Василиса, порочная и злобная женщина. Чувствуя, что любовник Васька Пепел охладел к её прелестям и влюбился в Наташу, она решает разом отомстить и ненавистному мужу, и изменнику Ваське, и счастливой сопернице-сестре. Василиса подговаривает любовника убить мужа, обещая за это и деньги, и согласие на брак с Натальей, но Пепел быстро понимает хитрость надоедливой любовницы. И Костылёв, и Василиса, как их изображает Горький, — лицемеры, готовые ради выгоды переступить любые нравственные и юридические законы. Социальный конфликт в пьесе завязывается как раз между постояльцами и хозяевами ночлежки. Правда, Горький не заостряет этот конфликт, так как ночлежники совершенно смирились со своей участью.
    В пьесе представлены герои отчаявшиеся, раздавленные жизненными обстоятельствами. Можно ли им помочь? Как их поддержать? Что им нужно — сочувствие-утешение или правда? И какая правда? Так в пьесе «На дне» в связи с социальным содержанием возникает философская тема о правде и лжи-утешении, которая начинает активно разворачиваться во втором действии, после появления в ночлежке странника Луки. Этот старик совершенно бескорыстно помогает советами ночлежникам, но не всем подряд. Он, например, не стремится утешать Сатина, потому что понимает: этот человек не нуждается ни в чьём сочувствии. Нет душеспасительных разговоров у Луки с Бароном, так как Барон — глупый и пустой человек, тратить на него душевные силы бесполезно. Давая советы, старик не смущается, когда одни герои принимают его сочувствие с благодарностью (Анна, Актёр), а другие — со снисходительной иронией (Пепел, Бубнов, Клещ).
    Однако реально получается, что Лука своими утешениями помогает только умирающей Анне, успокаивая её перед смертью. Остальным героям его бесхитростная доброта и утешение помочь не могут. Лука рассказывает Актёру о больнице для алкоголиков, в которой бесплатно лечат всех. Он поманил безвольного пьяницу красивой мечтой о быстром излечении, только это он и мог сделать, а Актёр повесился. Подслушав разговор Пепла с Василисой, старик пытается отговорить парня от покушения на жизнь Костылёва. Василий, по мнению Луки, должен вырвать Наташу из семьи Костылёвых и уехать с ней в Сибирь, а там начать новую, честную жизнь, о которой мечтает. Но добрые советы Луки не могут остановить трагических событий: Василий случайно, но всё-таки убивает Костылёва, после того как Василиса из ревности жестоко калечит Наталью.
    В пьесе практически каждый герой высказывает своё мнение по поводу философской проблемы о правде и лжи-утешении. Приведя Актёра к самоубийству, а историю любви Васьки Пепла к трагическому финалу, Горький видимо выражает своё отрицательное отношение к утешительству Луки. Однако в пьесе философская позиция старика подкрепляется серьёзными аргументами: Лука, видя во время странствий только нищету и горе простого народа, вообще разуверился в правде. Он рассказывает жизненный случай, когда правда доводит человека, верившего в праведную землю, до самоубийства (III). Правда, как считает Лука, — это то, что тебе нравится, что ты считаешь правильным и справедливым. Например, на каверзный вопрос Пепла, есть ли Бог, старик отвечает: «Если веришь — есть, не веришь — нет… Во что веришь, то и есть…» (II). Когда Настя рассказывает в очередной раз о своей прекрасной любви и никто из ночлежников ей не верит, она со слезами в голосе кричит: «Не хочу больше! Не буду говорить… Коли они не верят… коли смеются…». Но Лука успокаивает её: «…ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю. Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» (III).
    Бубнов тоже рассуждает о правде: «А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» (III). Такая правда не помогает человеку жить, а только давит и унижает его. Убедительной иллюстрацией подобной правды является маленький эпизод, который выясняется из разговора Квашни и сапожника Алёшки в конце четвёртого действия. Квашня под горячую руку бьёт своего сожителя — бывшего полицейского будочника Медведева. Делает она это легко, особенно потому что никогда, наверное, не получает сдачи: ведь Медведев любит её и, кроме того, боится, что она прогонит его, если он будет вести себя, как её первый муж. Алёшка «для смеху» сообщил всей округе правду о том, как Квашня «за волосы таскала» своего сожителя. Теперь над солидным Медведевым, бывшим городовым, потешаются все знакомые, а ему такая «слава» обидна, он от стыда «пить начал» (IV). Вот результат правды, которую проповедует Бубнов.
    Поднимая проблему правды и лжи-утешения, Горький, конечно, хотел высказать и собственное мнение по этому философскому вопросу. Принято считать, что авторскую точку зрения озвучивает Сатин, как самый подходящий для этой роли герой пьесы. Здесь имеется в виду знаменитый монолог о Человеке из последнего действия: «Что такое правда? Человек — вот правда! (…) Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо! (…) Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» (IV). Это высокая правда, которая поддерживает человека, воодушевляет его в борьбе с жизненными препятствиями. Именно такая правда, по Горькому, нужна людям. Иными словами, в монологе Сатина о Человеке выражена идея философского содержания пьесы.
    Сам драматург не определил жанр своего произведения, а просто назвал «На дне» пьесой. Куда же следует отнести эту пьесу — к комедии, драме или трагедии? Драма, как и комедия, показывает частную жизнь героев, но, в отличие от комедии, не высмеивает нравы героев, а ставит их в конфликтные отношения с окружающей жизнью. Драма, как и трагедия, изображает острые социальные или нравственные противоречия, но, в отличие от трагедии, избегает показывать исключительных героев. В пьесе «На дне» Горький ничего не высмеивает; наоборот, в финале погибает Актёр. Однако Актёр совсем не похож на трагического героя, который готов утверждать свои идейные убеждения и нравственные принципы даже ценой собственной жизни (как Катерина Кабанова из пьесы А.Н.Островского «Гроза»): причина смерти горьковского персонажа — слабость характера и неспособность противостоять жизненным трудностям. Следовательно, по жанровым признакам пьеса «На дне» — драма.
    Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что драма «На дне» является замечательным художественным произведением, где ставятся-переплетаются две проблемы — проблема социальной справедливости в современном автору российском обществе и «вечная» философская проблема о правде и лжи-утешении. Убедительность горьковского решения этих проблем можно объяснить тем, что драматург не даёт однозначного ответа на поставленные вопросы.
    С одной стороны, автор показывает, как трудно подняться со «дна» общества. История Клеща подтверждает, что надо менять социальные условия, которые породили ночлежку; только все вместе, а не в одиночку бедняки могут добиться достойной жизни. Но, с другой стороны, ночлежники, развращённые безделием и попрошайничеством, сами не желают трудиться, чтобы выбраться из ночлежки. Мало того, Сатин и Барон даже прославляют безделие и анархизм.
    Горький, по его собственному признанию, задумал разоблачить в драме «На дне» идею прекраснодушной, убаюкивающей лжи-утешения и Луку, главного пропагандиста идеи утешения. Но образ необыкновенного странника в пьесе вышел очень сложным и, вопреки замыслу автора, очень привлекательным. Словом, однозначного разоблачения Луки не получилось, о чём писал сам Горький в статье «О пьесах» (1933). Ещё совсем недавно фраза Сатина (надо не жалеть человека, а уважать) понималась буквально: жалость унижает человека. Но современное общество, кажется, отходит от подобных прямолинейных суждений и признаёт не только правду Сатина, но и правду Луки: слабых, беззащитных людей можно и даже нужно жалеть, то есть сочувствовать и помогать им. В таком отношении для человека нет ничего позорного и оскорбительного.

  11. Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне»
    Человек вот правда!
    М. Горький
    Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.
    Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».
    Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого зачем тому ложь? Ложь религия рабов и хозяев… Правда бог свободного человека!»
    Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.
    В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.
    Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

    Похожие работы

  12. 12
    Текст добавил: МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА

    Человек — вот правда! М.Горький Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чу-ясими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, дру-гйе __ прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему. В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

  13. Рубеж XIX-XX веков в развитии русской литературы ознаменован появлением новых веяний, течений, нестандартным подходом к решению поставленных в произведении проблем, оригинальностью художественных форм. И если в драматургии признанным новатором стал А. П. Чехов, то развил и усовершенствовал его новаторские принципы, как-то: подтекст, завуалированность основного конфликта, обилие сюжетных линий, организация сценического действия по принципу «разобщенности» персонажей, – другой отечественный писатель и драматург Максим Горький. Он создал ряд ярких и серьезных пьес, среди которых особое место занимает пьеса «На дне», богатая и разнообразная не только по идейному содержанию, но и по художественному воплощению, ставшая литературным памятником драматургическому мастерству автора.
    Пьеса стала своеобразным завершением цикла произведений Горького о босяках и представляет собой отрывок из жизни обитателей ночлежки. Сам автор определил жанр пьесы как «картины», то есть зарисовки, сцены; однако условность, обобщенность образов, аллегоричность, подтекст говорят о более глубоком, философском содержании пьесы, являющей собой сложное сочетание элементов драматического, трагического и даже комического. Драматична судьба почти всех героев, опустившихся на «дно» жизни; трагичен неразрешимый конфликт в душе некоторых из них (Актер), а также смерть (Анна, Актер). Есть и комические эпизоды, например сцена совместной жизни Квашни и Медведева. Жанровое своеобразие заключается также в том, что в ткань пьесы введены отрывки различных жанров: притчи (монологи Луки о «праведной земле» и задержанных ворах), любовный роман, пересказанный Настей как часть ее биографии; стихи Беранже, народные песни, реминисценции из Данте, Шекспира. Тем не менее все эти, такие разные, отрывкимастерски, органично соединены М. Горьким и составляют единое художественное целое.
    Продолжая традиции Чехова, Горький построил пьесу не на одном, а на нескольких конфликтах: любовном, социальном, философском. Любовный треугольник (Пепел, Василиса, Наташа) и развитие отношений в нем являются основной интригой; социальный конфликт – между хозяевами и обитателями ночлежки. Однако, как говорил Горький, «основной вопрос, который я хотел поставить, – это – что лучше, истина или сострадание?», то есть главным в пьесе конфликтом является философский: противопоставлены гуманизм Луки и гуманизм Сатина, две точки зрения на сущность правды, веры, на человека и отношение к нему, на будущее. В этом конфликте наиболее выражена авторская позиция: Горький явно мыслит, как Сатин, другими словами. Сатин – авторский резонер. Вообще драма – род литературы, в котором высказать свою точку зрения автору очень сложно; Горький использует для этого монологи Сатина и сам ход событий, развитие действия; не случайно в финале все те, ктоверил Луке, умирают или трагически сходят со сцены (Наташа исчезает, Пепла ссылают на каторгу), а сторонники теории Сатина, приспособившись к ужасным условиям жизни, продолжают плыть по течению. Собственно сюжет поражает обилием различных линий; каждый герой рассказывает свою предысторию, есть много комментариев одновременного со сценическим действия (рассказы о Пепле и Наташе в финале, до этого – о связи Василисы и Пепла). Внесценическое действие и герои значительно расширяют, рамки изображаемого времени, а также имеют еще одно немаловажное значение: вся пьеса предстает как отрывок, вырванный из однообразной жизни ночлежников. На это играет и особенность композиции: все акты начинаются с бытовых зарисовок повседневной жизни, это придает пьесе настроение безысходности, безвыходности ситуации, невозможности для босяков вырваться из этого мира. Три из четырех актов (II, III, IV) кончаются смертью (Анны, Костылева и Актера соответственно); трагичность этих сцен производит тяжелое и подавляющее впечатление на зрителя.
    Горький действительно тонко продумывал сценическую организацию, постановку пьесы, об этом свидетельствуют развернутые ремарки, подробные описания места действия и вида действующих лиц. В афише указан точный возраст персонажей, в среднем – 30 лет; в этом возрасте люди обычно находятся на пике карьеры, а герои пьесы «На дне», напротив, оказываются на «дне» общества, жизни; символика названия тонко продумана автором. Символичны также и сценические детали, как-то: окошко в первом и четвертом акте, исчезающее, как надежда героев на лучшую жизнь; перегородка, в начале отделявшая комнату Пепла, исчезающая в финале. В отличие от Чехова, Горький приводит в конце героев к духовному единению: разобщенность сменяется взаимопониманием. Вообще принципы построения системы персонажей тоже являются чеховской традицией: герои делятся на группы, во-первых – на хозяев и обитателей ночлежки; обитатели ночлежки, в свою очередь, на сторонников Луки и сторонников Сатина.
    Образы, созданные Горьким, рельефны и многоплановы; именно поэтому, из-за разницы в трактовках, до сих пор существует несколько точек зрения на возможное прочтение пьесы. Характеры создаются в пьесе, в первую очередь, через афишу, сообщающую имя и возраст; во-вторых, образы неразрывно связаны с интерьером: в «подвале, похожем на пещеру», люди рычат, хрюкают, шипят и издают прочие животные звуки. Далее, каждый рассказывает свою биографию. Также впечатление о герое складывается благодаря стилевой окраске его речи: у Луки много пословиц, у Бубнова – «воровских» афоризмов (например, народ «был честной, да позапрошлой весной…»). Действующие лица нередко дают друг другу характеристику, дополняя образы; так, Луку после его исчезновения описывают почти все. Образы раскрываются, например, и через параллелизм притчи о «праведной земле» и трагедии Актера; вообще Горький наделяет своих героев даром предвидения, предсказания: Наташа возле постели мертвой Анны пророчит себе такой же конец («в подвале, забитая…»), Пеплу предсказывают, что Наташа «через него» пропадет. С помощью этих художественных средств Горький нагнетает тягостную атмосферу, усиливает ощущение беспросветности, создает более четкие и сценичные образы, интригует зрителя.
    Как свидетельствуют документы, зрители, пришедшие на премьеру пьесы «На дне» во МХАТ в 1903 году, рыдали. Реакция на пьесу разных литературных школ была разнообразной, дискутировали о проблематике и авторской позиции, но никто не мог опровергнуть совершенства выбранной Горьким художественной формы, наиболее полно отразившей его замысел, сделавшей пьесу яркой, многоплановой, глубокой, захватывающей.

  14. Горький, Алексей Максимович –
    На дне
    Человек — вот правда!
    М. Горький
    Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.
    Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».
    Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
    Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.
    В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.
    Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

    Список литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *