Сочинение на тему трагедия печорина

10 вариантов

  1. «Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.
    Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.
    Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера. Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это. Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.
    Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.
    Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше. Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки. Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.

  2. Лермонтова давно волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи «мрачного десятилетия», когда преследовалась любая безобидная  мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей после декабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:

    Печально я гляжу на наше поколенье,
    Его грядущее иль пусто, иль темно…
    В конце 30-х годов Лермонтов создает роман «Герой нашего времени», в котором воспроизводит, по его  словам, «портрет, но не одного лица: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их  развитии». Читатели России узнали из романа горькую  правду о своих современниках, об обществе, которое де­лает лучших людей своего времени «нравственными калеками».
    Таков Григорий Печорин – главный герой романа, трагический герой 30-х годов XX века. Печорин – чело­век большой силы воли, умный, талантливый, энергич­ный. Он молод, красив, богат. Все в нем говорит о том, что это незаурядная натура. Но его ум, способности, энер­гия не находят себе применения, растрачиваются попу­сту. Сердце его пусто и холодно ко всему. Герой живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя. «Авось, где-нибудь умру на дороге! Что ж? умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядоч­но уже скучно», – говорит Печорин.
    Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни. И далее Печорин говорит совершенно определенно: «Про­бегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно; зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначе­ние высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекался приманками страстей пустых и неблагодарных, из гор­нила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утра­тил навеки пыл благородных стремлений, лучший свет жизни».
    В первые годы молодости были пылкие надежды, увлечения. Жила вера в возможность совершения жизненного подвига. Мысль рисовала высокие идеалы, необъятные силы побуждали к действию для достижения этих идеалов. И Печорин выступил на борьбу. Выступил, но боя не выдержал. Очень скоро осталась «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и  смутное воспоминание, исполненное сожалений…»
    В условиях окружающей его жизни Печорин не увидел цели, не нашел себе применения. Старое ему было  чуждо, а новое неведомо. Такой разлад с действительностью приводит героя к апатии, и он с юных лет старится, в бездействии увядает. Утратив смысл в жизни, Печорин ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Людям,  с которыми приходится ему сталкиваться, он приносит  только несчастья. По словам Белинского, «бешено гоняется он за жизнью», но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мэри и Бэлу полюбить себя, победить   Грушницкого.
    Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла; контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь  преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич;  гибнет Грушницкий; «разбито» сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч.
    Несмотря на то, что Печорин – сильная, волевая,  одаренная натура, он, по его собственному справедливому определению, – «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера». С    одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», а с дру­гой – «нервическая слабость». Печорину около 30 лет, а     «в его улыбке что-то детское».
    Максим Максимыч тоже поражался странностям  Печорина, противоречиям в его характере: «В дождик, в  холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, – а  ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер  пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он  вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на
    Кабана один на один…»
    Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени. «Целая моя жизнь, указывает сам Печорин, – была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чем же они проявляются?
    Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин – скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой – в нем огромная жажда жизни, деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: «Я давно уж живу не сердцем, а  головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные  страсти и поступки с строгим любопытством но без участия».
    Противоречия в натуре Печорина сказываются и в  его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам,   желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению,   «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, – говорит он далее подчинять моей воле   все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и     величайшее торжество власти?»  Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он  способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо,   Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… «При возможности потерять ее навеки, – пишет он, Вера стала для меня дороже всего на свете,- дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Эта противоречивость и не дает Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя  как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Самое страшное противоречие: «необъятные силы  души» и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, осознание своей обреченности.
    Страдания Печорина усиливаются тем, что, по его признанию, в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Травматизм страдающего эгоиста в том, что его ум, его  силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем, к «радостям и бедствиям человеческим» не столько его вина, сколько тяжелый  крест. Он иногда сам себя презирает за свои «мелкие слабости, дурные страсти», зато зло, которое он невольно причиняет всем, кто встречается на его пути. Но «ненасытная жадность», заставляющая смотреть «на страдания и радости других только в отношении к себе, как  на пищу, поддерживающую душевные силы», стала уже  сущностью его натуры. Печорин ощущает в себе эту жадность независимо от собственной воли. Успевший ко  всему привыкнуть, разучившийся по-настоящему чувствовать, герой лермонтовского времени вызывает острое сожаление тем, что жизнь его «становится пустее  день ото дня».
    Кто же виноват в том, что Печорин превратился в  «умную ненужность», в «лишнего человека»? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, по чьим  законам он жил и от которого уйти не смог.
    «Трагедия Печорина, – писал Белинский, – прежде  всего в противоречии между высокости» натуры и жалкостию действий».

  3. Сам автор не просто так назвал Печорина героем нашего времени. Казалось бы, всеми любимое светское общество только угробило все таланты мальчика. Он старался все делать по совести и чести, но другие только смеялись над жалкими попытками Печорина. Поэтому после всех этих унижений, вся искренность и честность мальчика просто испарилась. Он идет против морали, начинает обманывать, обворовывать людей вокруг себя, зарабатывая этим титул и неких друзей. Причем из-за этого всего Печорин стал настоящим эгоистом, который пойдет по головам, только ради своих целей.
    Мальчик видит настоящий характер всех этих светских людей, он видит, как все они стараются выглядеть прекрасными и добрыми, но на самом деле настоящие глупцы и обманщики. И из-за этого мужчине очень скучно и одиноко. Только переезд на Кавказ, хоть как-то веселит героя, и заставляет его снова почувствовать все краски жизни. Но после короткого промежутка времени Печорин привыкает к постоянной опасности и риску, и эта местность становиться вновь скучной для героя.
    Мужчине просто необходимы постоянно новые эмоции и чувства. Поэтому в его жизни бывало уже три женщины, с которыми у него были довольно длительные отношения. Всеми этими женщинами он просто пользовался и не считал что их чувства, имеют какую-то важность. И как считал сам Печорин, если любовь прошла, или вообще не наступила, то он не виноват в этом, а виновны окружающие его люди, которые не смогли привить ему приятных эмоций.
    Но, несмотря на все минусы, он честный и умный человек. Печорина испортила светская жизнь, которая из милого и доброго мальчика, готового всем помогать, превратили в обманщика и эгоиста. Он старается скрыть все свои недостатки, претворяясь гнусным человеком, но честность не дает ему на это право.
    Как говорилось благодаря не испорченности и честности главного героя, и стремлению всем помогать Печорин мог стать выдающимся человеком. Но из-за своего детства, он стал бездушным существом, как и все другие, ему подобные. Михаил Юрьевич Лермонтов смог прекрасно описать все пороки светского общества, и как оно портит окружающих людей.

  4. В чем
    трагедия Печорина?

    Примерный
    текст сочинения

    Роман М. Ю.
    Лермонтова “Герой нашего времени” был создан в эпоху
    правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое
    чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей — разочарованных
    скептиков, “страдающих эгоистов”, опустошенных бесцельностью жизни.
    Таков и лермонтовский герой.
    Он наделен
    острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе
    таятся “силы необъятные”. Но на совести его много зла. С завидным
    постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания.
    Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и
    истоки трагизма печоринской судьбы. Он сталкивает своего героя с разными
    людьми: горцами, контрабандистами, “водяным обществом”. И везде
    выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения
    своим незаурядным способностям, “необъятным душевным силам”, но историческая
    действительность и психологические особенности его характера обрекают его на
    трагическое одиночество. Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и
    решительность толкают его в “Тамани” на поиски опасных приключений,
    которые заканчиваются разрушением налаженного мирка “мирных
    контрабандистов”. Неудачей оканчивается и попытка героя обрести
    естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно
    признается Максиму Максимычу в том, что “любовь дикарки немногим лучше
    любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и
    кокетство другой”.
    Такого
    человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он
    стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в
    состоянии постичь ни прекрасная “дикарка” Бэла, ни добродушный Максим
    Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим
    загадочным героем. При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел
    заметить лишь некоторые странности “тоненького прапорщика”. Его
    возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по
    вскользь оброненному замечанию, что “Печорин был долго нездоров,
    исхудал”, можно догадаться о подлинной силе его переживаний.
    В повести
    “Максим Максимыч” автор дает возможность пристально вглядеться в
    оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и
    противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое
    сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев.
    Но особенно поражает его взгляд: глаза его “не смеялись, когда он
    смеялся”. Автор делает вывод: “Это признак или злого нрава, или
    глубокой постоянной грусти”. Загадку печоринской натуры помогает понять
    дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь. Повести
    “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист” показывают,
    что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения.
    Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего
    круга, с “водяным обществом” Пятигорска. Печорин на голову выше пустых
    адъютантиков и напыщенных франтов, которые “пьют — однако не воду, гуляют
    мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку”.
    Григорий
    Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи
    солдатской шинели “сделаться героем романа”. В поступках Печорина
    чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери
    основан на знании “живых струн сердца человеческого”. Значит, Печорин
    прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с
    Вернером он признается: “Из жизненной бури я вынес только несколько идей —
    и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою”. Все же,
    вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому
    чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой
    пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту
    единственную женщину, которая понимала его. Любовь Печорина высока, но трагична
    для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает
    Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким — иллюстрация того, что необъятные
    силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим
    в повестях “Бэла” и “Тамань”. Вмешательство Печорина в жизнь
    горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича
    любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок
    контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь
    Вулича.
    Что же сделало
    Печорина топором в руках судьбы”? Сам герой пытается найти ответ на этот
    вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина
    трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы
    знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что “из двух друзей
    всегда один раб другого”. По его определению, счастье — это
    “насыщенная гордость”. Это изначально неверное утверждение толкает
    его к бешеной погоне за “приманками страстей”, которая, по сути, и
    составляет смысл его жизни.
    Григорий
    Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей,
    как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный
    эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом
    огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед
    самим собой за бездарно прожитую жизнь.
    Но попытаемся
    разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь. Безусловно, это
    связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на
    коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не
    видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую.
    Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми,
    приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний,
    разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм
    его судьбы.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

  5. “Герой нашего времени” — одно из самых значимых произведений русской классической литературы, а Печорин —один из самых ярких и запоминающихся образов. Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа.
    Печорин — человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, непонятый окружающими и не понимающий их. В чем-то он сродни Евгению Онегину. Тот тоже не видел никакого смысла в своем существовании и ставил себя отдельно от общества.
    Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. Облик главного героя написан очень любовно, с большой тщательностью. Это позволяет увидеть Печорина как наяву. Внешность его сразу производит впечатление. Даже такие, казалось бы незначительные, черты, как темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности, противоречивости и в то же время — аристократичности. Глаза у Печорина никогда не смеются и блестят холодным стальным блеском. Всего несколько фраз, но как много этим сказано!
    Внешность главного героя описывается только во второй главе и дополняет то, что мы уже знаем о нем. Первая глава посвящена истории мимолетного увлечения Печорина и трагической гибели молодой женщины, похищенной им. Все заканчивается печально, но надо признать, что Печорин не стремился к этому и не знал, что так будет. Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако его постигло очередное разочарование. Он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука — его извечный враг. Что бы ни делал Печорин — это делается от желания чем-то занять себя. Но уже ничто не приносит удовлетворения.
    Читатель начинает понимать, что за человек перед ним. Печорину скучно жить, он постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого. Он готов рискнуть всем ради исполнения собственной прихоти. При этом он походя губит всех, кто встречается ему на пути. Здесь опять уместно провести параллель с Онегиным, который также хотел от жизни удовольствий, а получал лишь скуку. Оба героя не считались с людскими чувствами, поскольку воспринимали окружающих не как живых существ со своими мыслями и эмоциями, а, скорее, как интересные объекты для наблюдения.
    Раздвоенность личности Печорина в том, что первоначально он обуреваем самыми благими намерениями и начинаниями, но, в конце концов, разочаровывается и отворачивается от людей. Так случилось с Бэлой, которой он увлекся, похитил, а затем стал тяготиться ею. С Максимом Максимычем, с которым он поддерживал теплые отношения, пока это было нужно, а затем холодно отвернулся от старого друга. С Мери, которую он заставил влюбиться в себя из чистого эгоизма. С Грушницким, молодым и восторженным, которого он убил так, как будто совершил нечто обыденное.
    Беда в том, что Печорин прекрасно понимает, как заставляет страдать окружающих. Он холодно, рассудительно анализирует свое поведение. Зачем он добивается любви труднодоступной женщины? Да просто потому, что его прельщает тяжесть задачи. Ему совершенно неинтересна женщина, которая уже любит его и на все готова.
    Почему-то в своих недостатках Печорин склонен обвинять общество. Он говорит, что окружающие читали на его лице признаки “дурных свойств”. Именно поэтому, считает Печорин, он и стал обладать ими. Ему и в голову не приходит винить себя. Интересно то, что Печорин действительно может довольно объективно оценить себя. Он постоянно подвергает анализу свои собственные мысли и переживания. И делает это с каким-то научным интересом, как будто проводит над самим собой эксперимент.
    Печорин, вращаясь в обществе, стоит вне его. Он наблюдает за людьми со стороны, как и за собой. Он лишь свидетель жизни, но не ее участник. Он пытается найти хоть какой-то смысл в своем существовании. Но смысла нет, нет Цели, к которой следовало бы стремиться. И Печорин приходит к горькому выводу, что единственное его назначение на земле — разрушение чужих надежд. Все эти печальные раздумья приводят Печорина к тому, что он становится равнодушен даже к собственной смерти. Мир, в котором он живет, опостылел. Нет ничего, что привязывало бы к земле, нет человека, который понял бы метания этой странной души. Да, были люди, которые любили Печорина. Он умел производить впечатление, был интересен, язвителен, изыскан. Кроме того, он обладал эффектной внешностью, что не могло остаться незаметным для женщин. Но, несмотря на всеобщее внимание, не было никого, кто понимал бы его. И это сознание было тяжело для Печорина.
    Ни мечты, ни желаний, ни чувств, ни планов на будущее — ничего не было у Печорина, ни одной нити из тех, что привязывают людей к этому миру. Зато было полное и ясное осознание своей никчемности.
    Печорина остается только жалеть. Ведь срок человека на земле короток и любому хочется познать как можно больше радостей. Но Печорину это не удавалось. Он искал этих радостей, но не мог найти, потому что не умел их чувствовать. В этом не только его трагедия. Это беда всей эпохи. Ведь Лермонтов сам говорил, что Печорин — лишь портрет, “составленный из пороков всего нашего поколения”.
    Остается лишь надеяться, что на свете очень мало людей, для которых жизнь так же пуста и бессмысленна. А Печорин — лишь яркий литературный образ.

  6. На протяжении всей жизни Печорина разрывают противоречия. Он постоянно предается самоанализу, стараясь разобраться в себе. Это отдаляет его от окружающих. Можно провести параллель между Печориным и Евгением Онегиным, который тоже считал бессмысленным свое существование и отгораживался от общества.
    Разочарования преследуют Печорина, в этом, на мой взгляд, его главная трагедия. Этот герой просто не способен испытывать какие-либо чувства достаточно долго. Им на смену неизбежно приходит скука — извечный спутник Печорина. Что бы он ни делал — это результат стремления чем-нибудь себя занять, однако ничто уже не может доставить ему удовольствие и тем более удовлетворение. Однажды он сказал: «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства».
    В этом герое мы наблюдаем определенную раздвоенность. Первоначально его обуревают благие намерения, но в итоге Печорин разочаровывается и теряет интерес. Так было и с Бэлой, которую он, увлекшись, похитил, а после стал ею тяготиться, и с Максимом Максимычем, который считал его своим другом, и с влюбленной в Печорина Мери, тешащей его эгоизм.
    Вращаясь в обществе, этот молодой человек ставит себя отдельно от него. Он превратился в стороннего наблюдателя, свидетеля жизни, а не участника. Не имея цели в жизни, герой продолжает копаться в себе. Печальные раздумья делают Печорина безразличным даже к собственной смерти.
    Отчасти мне жаль этого человека, потому что душа его пуста, ее невозможно наполнить теплом и радостью, заставить наслаждаться простыми моментами жизни. Еще печальней от того, что автор преподносит Печорина как портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения».

  7. В чем состоит трагедия Печорина?

    Подготовил Сергей Голубев
    Печально я гляжу на наше
    поколение!
    Его грядущее – иль пусто, иль
    темно,
    Меж тем, под бременем познанья
    иль сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    М. Ю. Лермонтов.
    Роман М.Ю. Лермонтова “Герой
    нашего времени” создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала
    к жизни целую галерею “лишних людей”. Печорин – это “Онегин
    своего времени” (Белинский). Лермонтовский герой – человек трагической
    судьбы. Он заключает в своей душе “силы необъятные”, но на совести
    его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет
    “роль топора в руках судьбы”, “необходимого действующего лица
    всякого пятого акта”. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель
    пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. “Будет и того,
    что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!”
    Печорин жадно ищет приложения
    своим незаурядным способностям, “необъятным душевным силам”, но
    обречен исторической действительностью и особенностями своего психологического
    склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он сам говорит:
    “Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности
    характера; напротивЕ я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня
    ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!”
    Печорин трагически одинок.
    Неудачей кончается попытка героя обрести единственное, простое счастье в любви
    горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: “Е Любовь
    дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной
    так же надоедают, как и кокетство другой”. Герой обречен на непонимание
    окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в
    состоянии постигнуть ни прекрасная “дикарка” Бэла, ни добросердечный
    Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием
    Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика
    Печорина, и то, что “тоненький” прапорщик недавно находился на
    Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина после гибели
    Бэлы: “Е Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы
    на его месте умер с горяЕ” И только по вскользь оброненному замечанию, что
    “Печорин был долго нездоров, исхудал”, мы догадываемся о подлинной
    силе переживаний Григория Александровича.
    Последняя встреча Печорина с
    Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль о том, что “зло порождает
    зло”. Безразличие героя к старому “приятелю” приводит к тому,
    что “добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым
    штабс-капитаном”. Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина
    не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают
    глаза Григория, которые “не смеялись, когда он смеялсяЕ Это признак или
    злого права, или глубокой постоянной грусти”. В чем же причина такой
    грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в “Журнале Печорина”.
    Запискам героя предшествует
    сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести “Тамань”,
    “Княжна Мэри”, “Фаталист” показывают, что Григорий
    Александрович не находит достойного применения своим незаурядным способностям.
    Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и насыщенных франтов, которые
    “пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходомЕ играют и
    жалуются на скуку”.
    Печорин отлично видит и
    ничтожество Грушницкого, мечтающего “сделаться героем романа”. В
    поступках Григория чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь
    план обольщения Мэри основан на знании “живых струн сердца
    человеческого”. Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к
    себе, Печорин заставляет княжну Мэри первой признаться в любви. Может быть,
    перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает
    последнее свидание героя с княжной Мэри. Поведение героя благородно. Он
    пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
    Григорий, вопреки собственным
    убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя очень
    сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает
    опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Печорина
    совершенно. “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже
    всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!” – признается он. Загнав
    коня на пути в Пятигорск, герой “упал на траву и, как ребенок,
    заплакал”. Вот она – сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для
    него самого и гибельна для тех, кто его любит. Судьба Бэлы, княжны Мэри и Веры
    доказывает это.
    История с Грушницким – это
    иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на
    цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Григорий
    по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы
    вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно!
    Грушницкий стреляет первым. “Пуля оцарапала мне колено”, –
    комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя – большое художественное
    открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает
    своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с
    беспощадностью: “Я решился предоставить все выходы Грушницкому; я хотел
    испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушияЕ Я хотел дать себе
    полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала “. И Печорин не
    щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропастьЕ Победа
    не доставляет лермонтовскому герою радости, свет меркнет в его глазах:
    “Солнц казалось мне тускло, лучи его меня не грели”.
    Подведем итоги “практической
    деятельности” Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь опасности
    Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается
    своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок “честных
    контрабандистов”; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и
    княжна Мэри; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина
    “топором в руках судьбы”?
    Лермонтов не знакомит нас с
    хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены
    одной цели – углубить социально-психологический и философский анализ образа
    Печорина. Григорий предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не
    меняется, не эволюционирует. В этом – признак ранней “омертвелости”,
    того, что перед нами действительно полутруп, у которого “царствует в душе
    какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови”. Многие современники
    Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством – эгоизмом.
    Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких
    идеалов: “Вы говорите, что он – эгоист? Но разве он не презирает и
    ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?
    Нет, это не эгоизмЕ ” Но что же это? Ответ на это вопрос дает нам сам
    герой: “Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом;
    лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и
    умерлиЕ ” Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле
    окружающих овладевают душой Печорина, который “из жизненной буриЕ вынес
    только несколько идей – и ни одного чувства”. Вопрос о смысле жизни
    остается в романе открытым: “Е Зачем я жил? Для какой цели я родился? А,
    верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я
    чувствую в душе моей силы необъятныеЕ Но я не угадал этого назначенья, я
    увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел
    тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений,
    лучший цвет жизни”.
    Мне кажется, что трагизм судьбы
    лермонтовского героя связан не только с социальными условиями его жизни
    (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после
    разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к
    самоанализу и блестящее аналитическое мышление, “бремя познанья и
    сомненья” приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже
    врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
    Образ Печорина вечен именно
    потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом
    с нами. А закончить сочинение мне хочется строками из стихотворения Я.П.
    Полонского “На пути из-за Кавказа”:
    И душа на простор вырывается
    Из-под власти кавказских громад –
    Колокольчик звенит-заливается.
    Кони юношу к северу мчат
    В стороне слышу карканье ворона –
    Различаю впотьмах труп коня –
    Погоняй, погоняй! Тень Печорина
    По следам догоняет меня.

  8. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов знакомит читателя с образом человека, вобравшего в себя самые характерные качества поколения 30-х годов XIX столетия. В романе рассматривается проблема «лишнего человека» на примере главного действующего лица, Печорина.
    Печорин – очень непростая и противоречивая личность. Его жизнь носит отпечаток трагедии. Это и трагедия, человека, отторгнутого обществом, и трагедия покалеченной души. В чем же заключается эта трагедия и каковы ее истоки и причины?
    Печорин поставлен в условия, в которых его незаурядная личность не может полностью раскрыться и проявить себя, а поэтому вынуждена растрачивать свои силы на ненужные мелкие интриги., приносящие людям лишь несчастья. Печорин вынужден играть роль эгоиста, то есть быть «эгоистом поневоле», и самому мучиться из-за этого.
    В этом и заключается трагедия героя.
    Печорин выделяется из общей массы окружающих его людей. Он умен, прямодушен и проницателен. Ему чужды ложь и притворство, лицемерие и трусость. Его не устраивает пустое и однообразное существование в погоне за мелкими, ничтожными интересами. Печорин не желает плыть вместе со всеми по течению. Со своими умом и силой характера он способен на самые решительные и смелые действия. Если бы он направил свою деятельность на добрые, высокие цели, то смог бы многого добиться. Но судьба и жизнь распорядились по-другому. В результате Печорин предстает перед нами как эгоист, живущий на свете, чтобы развеять свою скуку за счет несчастий других. Он живет не сердцем, а умом. Душа его наполовину мертва. «Я сделался нравственным калекой» – признается Печорин княжне Мери. Печорин полон презрения и ненависти к людям. Он любит изучать психологию людей в различных ситуациях, не сопереживая и не сочувствуя, а совершенно равнодушно. Окружающим Печорин не приносит ничего, кроме несчастий. По его вине страдают контрабандисты, гибнет Бэла, разрушается жизнь Веры и княжны Мери, умирает Грушницкий. «Я играл роль топора в руках судьбы», – пишет Печорин в своем дневнике. Что побуждало героя к жестоким, эгоистичным поступкам? Скорее всего желание развеять скуку. Печорин не думал о том, что за каждым его необузданным поступком стоит живой человек, имеющий душу и сердце, со своими чувствами и желаниями. Печорин все делал для себя и ничего для других. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе», – сознается Печорин. Вот как он объясняет свои поступки в отношении к княжне Мери: «… Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой… Я чувствую в себе эту ненасытную жадность». Недаром княжна Мери считает Печорина хуже убийцы.
    Что сделало героя таким? Обладая незаурядными качествами, Печорин с детства выделялся из толпы сверстников, друзей и прочих людей. Он ставил себя выше других, а общество ставило его ниже. Общество не терпит тех, кто не как все, оно не может смириться с существованием неординарной, чем-то выделяющейся личности. И все же людям не удалось подвести Печорина под свой средний уровень, но удалось искалечить его душу. Печорин стал скрытен, завистлив, злопамятен. «И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
    На примере Печорина Лермонтов показывает неизбежный конфликт между мыслящим человеком и обществом, противостояние сильной личности и серой, безликой толпы, проблему «лишнего человека».
    Но можно ли однозначно назвать героя жестоким эгоистом.
    «… Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив!.. Я… очень достоин сожаления», – считает Печорин. Действительно, мучая других, Печорин сам мучается не меньше. Если он эгоист, то страдающий эгоист. Подлинные человеческие чувства не до конца умерли в нем. Примером может служить отношение к Вере. Действительно, его чувства к этой женщине неподдельны. Печорин по своей сути – глубоко несчастный человек. Он одинок и непонятен.
    Люди сторонятся его, чувствуя в нем какую-то недобрую силу. Печорин живет без цели, без стремлений, растрачиваясь на пустые интриги, ненужные страсти. Но несмотря на это, его сердце еще способно любить, душа – чувствовать, а глаза – плакать. В конце главы «Княжна Мери» мы видим Печорина, который плачет как ребенок. Мы видим несчастного, одинокого человека, так и не нашедшего своего места в жизни, раскаивающегося в своих поступках, человека, вызывающего жалость и сострадание.
    Образ Печорина – трагический образ думающего, сильного человека. Печорин – дитя своего времени, в нем Лермонтов сосредоточил основные типичные пороки своего поколения, а именно: скуку, индивидуализм, презрительность. Лермонтов изобразил человека, находящегося в борьбе с обществом и с самим собой и трагедию этого человека.

  9. 9
    Текст добавил: Полина Кулыгина

    Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” был создан в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей &#151 разочарованных скептиков, “страдающих эгоистов”, опустошенных бесцельностью жизни. Таков и лермонтовский герой.
    Он наделен острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе таятся “силы необъятные”. Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, “водяным обществом”. И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, “необъятным душевным силам”, но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество. Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в “Тамани” на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка “мирных контрабандистов”. Неудачей оканчивается и попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу в том, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”.
    Такого человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в состоянии постичь ни прекрасная “дикарка” Бэла, ни добродушный Максим Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим загадочным героем. При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел заметить лишь некоторые странности “тоненького прапорщика”. Его возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по вскользь оброненному замечанию, что “Печорин был долго нездоров, исхудал”, можно догадаться о подлинной силе его переживаний.
    В повести “Максим Максимыч” автор дает возможность пристально вглядеться в оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев. Но особенно поражает его взгляд: глаза его “не смеялись, когда он смеялся”. Автор делает вывод: “Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. Загадку печоринской натуры помогает понять дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь. Повести “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист” показывают, что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения. Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего круга, с “водяным обществом” Пятигорска. Печорин на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые “пьют &#151 однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку”.
    Григорий Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи солдатской шинели “сделаться героем романа”. В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании “живых струн сердца человеческого”. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с Вернером он признается: “Из жизненной бури я вынес только несколько идей &#151 и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою”. Все же, вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая понимала его. Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким &#151 иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях “Бэла” и “Тамань”. Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.
    Что же сделало Печорина топором в руках судьбы”? Сам герой пытается найти ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что “из двух друзей всегда один раб другого”. По его определению, счастье &#151 это “насыщенная гордость”. Это изначально неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за “приманками страстей”, которая, по сути, и составляет смысл его жизни.
    Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед самим собой за бездарно прожитую жизнь.
    Но попытаемся разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь. Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую. Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм его судьбы.

    М. Ю. Лермонтов

    Стихи
    Биография М. Ю. Лермонтова
    Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким…
    Образ Лермонтова. Реферат

    Сочинения

    М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    М. Ю. Лермонтов о своем поколении. Сочинение
    Жизнь и подвиг Мцыри. Сочинение
    “Мцыри” М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Сочинение
    Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    Тема родины в творчестве Лермонтова. Сочинение
    В чем трагедия Печорина? Сочинение
    “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова &#151 социально-психологический роман. Сочинение
    По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Материалы к сочинению
    Тексты произведений:
    М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (278 k)

  10. В истории жизни Печорина — главного героя романа М. Ю. Лермонтова — отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его «понимает и… часто встречал». Это «портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии».
    Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки.
    Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, «водяное общество»).
    И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся «силы необъятные». Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ.
    Однако где бы Печорин ни появился, он становится «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести «Княжна Мери». В «Фаталисте» сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести «Максим Максимыч» он подрывает веру старика в молодое поколение.
    На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». В разговоре с Вернером он говорит, что «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства». «Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», признается герой. Если Печорин «без участия» относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям?
    Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: «…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…»
    Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: «Герой нашего времени». С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой — указывает на то, что Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *