Сочинение на тему трагическая смерть базарова

10 вариантов

  1. Базаров в произведении – это самолюбивый и противоречивый герой, чья смерть занимает в сюжете особое место. Герой, не лишённых душевных метаний и переживаний пытается вступить в конфликт с обществом, однако, фатальность его судьбы говорит о бессмысленности этих порывов. Не стоит однако полагать, что его смерть – это лишь последствия внутреннего конфликта. Вполне вероятно, что для Базарова смерть – избавление, ведь в жизни он обречён быть идейным отшельником.
    Герой умер по причине заражения крови во время своей медицинской работы. Его смерть, казалось бы, случайная, стала концом переосмысления жизни героем. При жизни тот стал наконец замечать, что родители его – хорошие и любящие люди, к которым герой и сам испытывает чувства. Понял он и опрометчивость своего поступка – отвержения Одинцовой, любовь с которой могла бы принести ему счастье. Вероятно даже, что он осознал важность Кирсановых в его жизни. Такие выводы можно сделать и из оставленного Базаровым предсмертного письма, в котором он просил Одинцову попрощаться с ним и присматривать за Базаровыми после смерти их сына.
    Занимателен факт, что у Базарова с родителями не было конфликтов. Они всегда признавали превосходство сына и любили его лишь за то, что он есть, не обращая внимания на недомолвки и разные взгляды на жизнь. Для них потерять сына было чудовищным событием. Для других героев смерть Базарова вряд ли имела большое значение.
    Автор заметил, что на могилу Базарова в основном приходили только родители.
    Подводя итог, стоит сказать, что Евгения Базарова свела в могилу не инфекция, а желание быть против всего людского. От ценностей, годами культивирующихся в культуре и жизни человека. Лишь они позволяют людям жить и справляться с трудностями и невзгодами.

    Вариант 2

    Тургенев написал прекрасное произведение «Отцы и дети», которое изучается в школе. Одним из главных героев является мужчина по имени Евгений Базаров.
    Его отец был доктором и Евгений решил идти этой же дорогой. Кроме этого ему нравилось не только изучать нигилизм, но и продвигать его. И к этому он подключил молодых людей. Больше всего на свете он пытался доказать людям, что они должны изучать только те науки, которые смогут пригодиться им в жизни, а про остальные можно просто забыть и не стараться и не мучатся с их изучением. Кроме этого частенько он пытался доказать, что человек, который изучает математику намного полезнее миру, чем тот человек, который пишет различные произведения. А вот произведениями или стихами занимаются лишь богатые люди, которым больше нечем заняться или развлечь себя.
    Когда он занимается работой, то забывает про все остальное и отдает себя полностью. Он старается вылечить или понять диагноз каждого пациента и вылечить его. И от этого он получает большое удовольствие. Все его коллеги стараются побывать у него на приеме для того чтобы поучиться и набраться опыта, который имеется у нашего главного героя. И при любом удобном случае они стараются как можно больше узнать той или иной информации для того чтобы потом применить в будущем. В коллективе его уважают и постоянно советуются, как правильно поступить.
    И вот однажды наступает конец всей этой истории, а все потому что неожиданно он умирает. И здесь имеется огромный смысл. Это получилось потому что кровь его стала инфицированной. Частенько бывало и такое, что когда он остается совсем один, то начинает очень сильно переживать за всех своих пациентов, а вдруг он им поставил неправильный диагноз и они совсем скоро умрут. И больше всего он переживал за маленьких детей. Теперь он понимает, что значат родители в жизни каждого ребенка и что они могут сделать для того чтобы помочь своему ребенку не только выжить, но и справиться с болезнью. А ведь родители со временем становятся старыми, и уже теперь им требуется помощь детей, которые должны им помогать и поддерживать в трудной ситуации.
    Кроме этого теперь он может прямо и без страха посмотреть в глаза самой смерти, а ведь раньше он этого очень сильно боялся. Теперь ему хочется как можно больше общаться с другими людьми, и эта нехватка общения сильно отражается на нем. Он все чаще задумывается о смерти.
    Перед смертью он пересматривает свое отношение к себе, но и ко всему миру. Теперь он жалеет, что не женился в свое время, а ведь у него была такая возможность.

    Сочинение на тему Смерть Базарова (по роману Отцы и дети)

    Евгений Базаров, достаточно необычная личность, редко можно встретить подобного человека. Это человек – нигилист. Он абсолютно отрицает уже устоявшиеся взгляды большинства общества, мнения,  казалось бы, устои, для него это все ничего более чем вымыслы, он считает, что все это в первую очередь взаимосвязано с физиологией самого человека. Однако он даже не подозревает, что вскоре сам начнет сомневаться в своих рассуждениях, своих мыслях, в словах которые произносил, казалось бы совсем недавно.
    Стоит также отменить большие труды и заслуга самого автора, Тургенева. Ведь именно благодаря его описанию, можно понять каким на самом деле был молодой человек, что он испытывал, почему он пришел к такому мнению, что случилось в его разуме когда он начать осознавать всю бессмысленность того в чем до недавнего времени он был совершенно уверен. Его убеждения касаемо самого нигилизма, теперь были лишь словами, он понимал, что существует, что-то большее, чем заявленная им физиология, существуют более сильные чувства, которые не каждый способен утаить в своем сердце.
    С описания самого автора мы понимаем, что он далеко не глупый молодой человек, он весьма образован, однако не всегда его знания способны ему помочь. Начиная с середины рассказа можно все же понять, что он сам начинает осознавать, как многого он не понимал и не видел, он более не верит в свои рассуждения. Но самым сложный испытанием в его жизни, для него стала любовь. Это то чего ранее он не испытывал, но самое важное было то что его взгляды были полностью разрушены.
    Главное место во всем рассказе занимает ничем неутешительная смерть Евгения Базарова. Именно в момент своей кончины читатель может в полной мере увидеть настоящую натуру  главного героя, он осознает, что прожитая им жизнь была проведена зря, он осознает её несостоятельность, понимает, что ничего не может исправить, что его жизнь оканчивается, но сделать ничего невозможно. К нему на ум приходят моменты, о которых он сожалеет, например одним из них был момент, когда у Евгения Базарова и Павла Кирсанова состоялась дуэль.
    Именно в его последние минуты он понимает, что совершенно ничего не сделал для России, он совсем ничего не значит для нее. Он понимает, что сделал для своей родины гораздо меньше, чем ему хотелось бы, однако он ничего не мог поделать, ведь смерть у него на пороге, а он просто не в состоянии изменить свою судьбу, переписать ее заново.

  2. (326 слов) И.С. Тургенев — русский писатель, чье литературное творчество наполнено особым психологизмом и трагизмом. «Тургеневские персонажи» по-настоящему открываются читателям лишь в самом конце истории. Одним из самых ярких примеров такого литературного приема является смерть главного героя романа «Отцы и дети» — Евгения Васильевича Базарова.
    Базаров — нигилист, подвергающий отрицанию даже любовь, которую он считает всего лишь «физиологией», но именной ей суждено было направить его на путь признания истинных человеческих ценностей. В начале повествования герой — стойкий, сильный и непроницаемый для влияния молодой человек, чьи взгляды на жизнь в корне не совпадают с давно установившимися социальными нормами. Но, повстречав Анну Сергеевну Одинцову, он уже не в силах сдержать пылкость своих чувств. Он понял, что давно нуждается в пересмотре своей общественной позиции. Поправ свою гордость признанием, он получает отказ. И тут, казалось бы, Евгений приобретает шанс на исцеление от цинизма. Но нет. Он случайно заразил себя тифом и умер. Почему же Тургенев не дал читателям проследить конечный итог его изменений? Базаров – личность специфическая, и для него естественной реакцией на отказ Анны стало бы затворничество, полное погружение в себя. Духовно он уже погиб, лишившись надежды. В этом мы убеждаемся тогда, когда талантливый медик допускает оплошность, заразившись: прежний Евгений такого не допустил бы. То есть автор убил его задолго до финала. А вот смерть физическая доказывает герою, что он — не железный «титан», каким он себя видел, а человек с внутренними слабостями и хрупкой душевной привязанностью. Именно это обстоятельство и пробудило в нем «спящую» доброту, нежность и мягкость в отношении, как к родителям, так и к самому себе. Ему уже нечего терять, нечего и стесняться себя настоящего. Если бы не кончина Базарова, мы бы не увидели прощального монолога, где он признает себя лишним человеком, говоря, что не нужен России.

  3. 3
    Текст добавил: НевиДимая_ВидиМость

    В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос… обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа.
    Д. И. Писарев, Реалисты
    Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище… на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой резкой, цельной, вызывающей споры и отторжение у многих и сейчас так же, как это было и в первые дни и месяцы после выхода романа в свет.
    «Фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, безусловно, удалась Тургеневу. Воплотив в разночинце Базарове образ «новых людей», его воплощением нигилизма, писатель приводит его к краху. Родившееся в герое чувство к Анне евне Одинцовой — насмешка над его идеями, а неумелое вскрытие трупа умершего от тифа крестьянина, приведшее и самого героя к смерти,— насмешка над научными изысканиями Базарова.Как же можно объяснить такое противоречие: Базаров — «любимое детище», но почему Тургенев так жесток к нему?
    Как писатель-реалист, Тургенев просто следует за действительностью. «Я чувствовал тогда, народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из выйдет, — я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я в последнее».
    Итак, что же мы видим? Базаров столь отличен от других, его высказывания столь резки и ны, что он вызывает массу подражателей: весьма карикатурных, как Ситников, Кукшина, или заблуждающихся на свой счет, как Аркадий Кирсанов. Вызывает он и недоумение, и гнев, и раздражение, и интерес — как всегда вызывает эти чувства что-то новое и сильное. Но в романе, как и в современной Тургеневу жизни, Базаров одинок. Противостояние с Павлом Петровичем, дошедшее до не столь серьезно для самого Базарова, ему, пожалуй, даже скучно. Мимолетная игра с Фенеч тоже от скуки. Отрицая все и вся, Базаров выдает свою неприспособленность к жизни. Желание двинуться вперед, изменить ее, эту спокойную, размеренную, бесполезную жизнь «ОТЦОВ» только желанием. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу, но в романе Базаров один, и в этом его драма. Те же, чью жизнь он так хочет улучшить (мужики, например), считают его «чем-то вроде шута горохового», а «отцы» предпочитают покой.
    Смерть Базарова явилась трагедией только для тех, кому он был по-настоящему дорог, дорог независимо от своих суждений, — для его родителей. Они были искренне привязаны к нему, любили той любовью, которая не зависит от внешних причин и внутренних разногласий. В этой семье не было – споров между «отцами» и «детьми»: и отец, и мать признали превосходство сына над собой, это толь- ко укрепляло их гордость за него, их родительскую любовь. Для остальных героев романа смерть Базарова не прошла незамеченной, но вряд ли. серьезно повлияла на их жизни. Они нашли то, что искали: кто-то — супружеское счастье, кто-то — забвение вдали от родины, кто-то — покой. Явилась ли смерть Базарова трагедией для науки, для передового общества? Вряд ли мы можем это утверждать. Да и для самого Базарова был ли такой конец трагедией? С одной стороны, он был молод, перед ним была целая жизнь. Но, с другой стороны, писатель не видел, какое место мог бы занять Базаров в этой жизни, и потому привел его к такому концу. Внешняя причина смерти героя, как уже упоминалось, вскрытие трупа, вероятно, «для пользы науки». Никаким другим способом Тургенев убить Базарова не мог, иначе образ был бы разрушен.
    Каковы же внутренние причины гибели «нового человека»? Любовная неудача? Для отрицающего «пустяки» — чувства — вряд ли это веская причина. Но надлом произошел. Стать Жертвой того, что ты отрицаешь, — суровая игра судьбы… Базаров не бесчувствен, но женщина, которую он счел равной себе, умная, серьезная, сильная, не захотела разделить с ним его жизнь. То презрение, с которым Базаров отнесся и к своему чувству, и в конечном итоге к самому себе, подорвало его веру в себя. Он ронял, что не так уж отличен от других…
    .. Могло ли фактическое идейное одиночество стать причиной гибели Базарова? Но он уверен, что таких, как он, много. Вывод может быть один: Базаров— провозвестник будущего, а в настоящем он уже сделал все, что мог. Д. И. Писарев утверждал, что Тургенев не хотел «унизить молодое поколение и доказать, что дети хуже родителей», и был «уверен в том, что непосредственное чувство читателей, не скованных обязательными отношениями к теории, оправдает Тургенева и увидит в его произведении не диссертацию на заданную тему, а верную, глубоко прочувствованную и без малейшей утайки нарисованную картину современной жизни».
    Несомненно, фигура Базарова — героическая. Его основная идея, так упорно проводимая им в жизнь, — отрицание «как самое полезное в теперешнее время» занятие, к сожалению, особых плодов не принесла. П. А. Кропоткин писал: «…Базаров не удовлетворял нас. Мы в то время нашли его слишком грубым, например, в отношениях к старикам-родителям, а в особенности, мы думали, что он слишком пренебрегал своими обязанностями, как гражданин. Молодежь не могла быть удовлетворена исключительно отрицательным ко всему отношением тургеневского героя». Тургенев писал, что «хотел сделать из него (Базарова) лицо трагическое — тут было не до нежностей», а по законам истории, литературы и жизни трагический герой обязан умереть.

  4. «Отцы и дети» это роман, который вышел в свет в 1861 году. Это было довольно не легкое время для России. В стране происходили перемены, и народ разделился на две половины. По одну сторону были демократы, а с другой либералы. Но, не зависимо от идеи каждой сторон они понимали, что Россия требует в любом случае перемен.
    Данное произведение Тургенева имеет печальное окончание, умирает главный герой. В этой работе автор прочувствовал новые черты в людях, но он не мог понять одного, как эти персонажи будут действовать. Главный герой Базаров встречает смерть еще совсем в молодом возрасте. Базаров человек прямой и всегда умеющий поместить в речь некую долю сарказма. Но, когда герой почувствовал, что умирает, он изменился. Он обрел доброту, стал вежлив, он совершенно стал противоречить своим убеждениям.
    Заметно становится то, что Базаров очень симпатизирует автору произведения. Это становится особенно явно, когда Базарову приходит время умирать. Во время смерти героя становится видна его сущность, его истинный характер. Базаров влюблен в Одинцову, но это никак не влияет на него перед смертью. Он все так же смел, самоотвержен, герой не боится смерти.  Базаров знает, что скоро уйдет в мир иной и совсем не имеет беспокойства о людях, которые останутся. Он не переживает о незаконченных делах или вопросах. Для чего же автор показывает читателю смерть героя? Главное для Тургенева было показать, что Базаров человек нестандартный.
    Основная идея автора в любви и бесстрашия перед моментом смерти. Также не упустил Тургенев и тему уважения сыновей к родителям. Главное то, что Базаров находится на грани слома, но он не побежден. Интересно то, что даже после своей смерти, главной герой не изменен некоторым своим принципам. Он мертв и все равно никак не может воспринимать религию, она ему не приемлема.
    Очень четко и на контрасте построен момент прощания Базарова с Одинцовой. Автор подчеркивает, живая женщина и мужчина, который умирает. Тургенев подчеркивает остроту сцены. Анна она молодая, красивая, светлая, а Базаров как червяк полу раздавленный.
    Концовка произведения действительно трагическая. Ведь по-другому не назвать, умирает совсем молодой человек, к тому же он влюблен. Печально конечно, что смерть нельзя обмануть или уйти от нее, от самого человека вообще ничего не зависит. Довольно тяжело на душе, когда читаешь финальную сцену произведения Тургенева.

    Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс

    Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы и настоящий мастер пера. По красоте и живописности описаний с ним может сравниться разве что Набоков и Толстой. Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является отражением нового, только зарождающегося типа людей в Российской Империи. Главный герой романа в конце произведения умирает. Почему? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.
    Итак, Базаров – это нигилист (человек, не признающий авторитетов и отрицающий все старое, традиционное). Он учится в университете на естественнонаучном факультете, заниматься исследованием окружающего мира. Базаров отрицает все: искусство, любовь, Бога, аристократизм семьи Кирсановых и устои, сложившиеся в обществе.
    Сюжетная линия произведения сталкивает Базарова с Павлом Петровичем Кирсановых – человек истинно либеральных взглядов, это сделано не случайно: так Тургенев показывает политическую борьбу революционной-демократии (в лице Базарова) и либерального лагеря (в лице семьи Кирсановых).
    Дальше Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, девушку весьма начитанную и сведущую в вопросах не только моды, но и науки, а также с твердым характером. Это поражает Базарова, он влюбляется. А после того, как она ему отказывается, он уезжает к родителям в имении и умирает там от заражения крови. Казалось бы, обыкновенная история, но это все-таки классическая русская литература, и смерть Базарова вполне объяснима. Базаров, человек, который все отрицал, в том числе и любовь, оказывается в таком положении, что сам любит другого человека: ему мучают противоречия, он начинается видеть действительность такой, какой она является на самом деле.
    Именно разрушение главного принципа Базарова – отрицания любви умертвило Базарова. Человек, который буквально дышал нигилизмом не может больше жить в своей иллюзии, встретив столь сильно чувство. Разрушение принципов Базарова и его скоропостижная смерть нужны Тургеневу для того, чтобы показать ненужность Базарова в этом обществе.
    В заключении хотелось бы сказать, что разрушение принципов Базарова со стороны Тургенева можно воспринимать двояко: с одной стороны, это отражение действительности как ее видел Тургенев, с другой стороны это политической натуры Тургенева, ведь сам Тургенев был либералом и проведя такую черту, что либерал Аркадий живет счастливо , а революционер-демократ Базаров умер, это говорит о том, что Тургенев путем противопоставления выразил свою политическую позицию, назвав себя правым. С какой целью было умертвлять Базарова, на этот вопрос знает ответ только история…
    10 класс

  5. В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос… обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа.
    Д. И. Писарев, Реалисты
    Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище… на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой резкой, цельной, вызывающей споры и отторжение у многих и сейчас так же, как это было и в первые дни и месяцы после выхода романа в свет.
    «Фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, безусловно, удалась Тургеневу. Воплотив в разночинце Базарове образ «новых людей», его воплощением нигилизма, писатель приводит его к краху. Родившееся в герое чувство к Анне евне Одинцовой — насмешка над его идеями, а неумелое вскрытие трупа умершего от тифа крестьянина, приведшее и самого героя к смерти,— насмешка над научными изысканиями Базарова.Как же можно объяснить такое противоречие: Базаров — «любимое детище», но почему Тургенев так жесток к нему?
    Как писатель-реалист, Тургенев просто следует за действительностью. «Я чувствовал тогда, народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из выйдет, — я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я в последнее».
    Итак, что же мы видим? Базаров столь отличен от других, его высказывания столь резки и ны, что он вызывает массу подражателей: весьма карикатурных, как Ситников, Кукшина, или заблуждающихся на свой счет, как Аркадий Кирсанов. Вызывает он и недоумение, и гнев, и раздражение, и интерес — как всегда вызывает эти чувства что-то новое и сильное. Но в романе, как и в современной Тургеневу жизни, Базаров одинок. Противостояние с Павлом Петровичем, дошедшее до не столь серьезно для самого Базарова, ему, пожалуй, даже скучно. Мимолетная игра с Фенеч тоже от скуки. Отрицая все и вся, Базаров выдает свою неприспособленность к жизни. Желание двинуться вперед, изменить ее, эту спокойную, размеренную, бесполезную жизнь «ОТЦОВ» только желанием. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу, но в романе Базаров один, и в этом его драма. Те же, чью жизнь он так хочет улучшить (мужики, например), считают его «чем-то вроде шута горохового», а «отцы» предпочитают покой.
    Смерть Базарова явилась трагедией только для тех, кому он был по-настоящему дорог, дорог независимо от своих суждений, — для его родителей. Они были искренне привязаны к нему, любили той любовью, которая не зависит от внешних причин и внутренних разногласий. В этой семье не было – споров между «отцами» и «детьми»: и отец, и мать признали превосходство сына над собой, это толь- ко укрепляло их гордость за него, их родительскую любовь. Для остальных героев романа смерть Базарова не прошла незамеченной, но вряд ли. серьезно повлияла на их жизни. Они нашли то, что искали: кто-то — супружеское счастье, кто-то — забвение вдали от родины, кто-то — покой. Явилась ли смерть Базарова трагедией для науки, для передового общества? Вряд ли мы можем это утверждать. Да и для самого Базарова был ли такой конец трагедией? С одной стороны, он был молод, перед ним была целая жизнь. Но, с другой стороны, писатель не видел, какое место мог бы занять Базаров в этой жизни, и потому привел его к такому концу. Внешняя причина смерти героя, как уже упоминалось, вскрытие трупа, вероятно, «для пользы науки». Никаким другим способом Тургенев убить Базарова не мог, иначе образ был бы разрушен.
    Каковы же внутренние причины гибели «нового человека»? Любовная неудача? Для отрицающего «пустяки» — чувства — вряд ли это веская причина. Но надлом произошел. Стать Жертвой того, что ты отрицаешь, — суровая игра судьбы… Базаров не бесчувствен, но женщина, которую он счел равной себе, умная, серьезная, сильная, не захотела разделить с ним его жизнь. То презрение, с которым Базаров отнесся и к своему чувству, и в конечном итоге к самому себе, подорвало его веру в себя. Он ронял, что не так уж отличен от других…
    .. Могло ли фактическое идейное одиночество стать причиной гибели Базарова? Но он уверен, что таких, как он, много. Вывод может быть один: Базаров— провозвестник будущего, а в настоящем он уже сделал все, что мог. Д. И. Писарев утверждал, что Тургенев не хотел «унизить молодое поколение и доказать, что дети хуже родителей», и был «уверен в том, что непосредственное чувство читателей, не скованных обязательными отношениями к теории, оправдает Тургенева и увидит в его произведении не диссертацию на заданную тему, а верную, глубоко прочувствованную и без малейшей утайки нарисованную картину современной жизни».
    Несомненно, фигура Базарова — героическая. Его основная идея, так упорно проводимая им в жизнь, — отрицание «как самое полезное в теперешнее время» занятие, к сожалению, особых плодов не принесла. П. А. Кропоткин писал: «…Базаров не удовлетворял нас. Мы в то время нашли его слишком грубым, например, в отношениях к старикам-родителям, а в особенности, мы думали, что он слишком пренебрегал своими обязанностями, как гражданин. Молодежь не могла быть удовлетворена исключительно отрицательным ко всему отношением тургеневского героя». Тургенев писал, что «хотел сделать из него (Базарова) лицо трагическое — тут было не до нежностей», а по законам истории, литературы и жизни трагический герой обязан умереть.

  6. На протяжении всего романа «Отцы и дети» автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале произведения – это убежденный нигилист, полностью отрицающий все жизненные принципы и устои, то к заключению мы видим человека, который начинается сомневаться в своих взглядах.
    Великая заслуга Тургенева в том, что он сумел показать образ Базарова так, что читатель убежден в его уме и большом внутреннем потенциале, который герой использует неправильно. Уже с середины романа Базаров начинает понимать бессмысленность своих убеждений. Серьезнм испытанием для него стало чувство любви, которое он отрицал, но внезапно почувствовал сам. Он растерялся, видя постепенное разрушение своей теории нигилизма.
    Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.
    Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут. Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.
    В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России. Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день.
    Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход. У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.
    Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.
    Информация, представленная в этой статье, поможет учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Смерть Базарова» и «Базаров перед лицом смерти».
    Cмерть Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» – информация для сочинения | источник

  7. Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
    Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Но главным своим предназначением он считает «нигилизм».
    Базаров убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость – это и руководит поведением людей.
    Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям – нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
    Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».
    Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
    По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И – самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
    Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
    Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
    Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию.
    Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Перед ее лицом он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой…начинает задумываться о настоящем Боге, о его помощи (!). Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
    Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
    Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..» А также – его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»
    Он просит Одинцову приехать к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями.
    Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
    Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. А на смену им ничего не пришло. Кажется, и сам герой понимает это. И решает принять свою участь достойно: «Все равно: вилять хвостом не стану».
    Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма».
    Мы видим, что Евгений Васильевич – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле.

  8. План
    1. Отцы и дети
    2. Описание взгляда Базарова на жизнь
    3. Смерть Базарова — отрицание его идеалов
    4. Смерть — логическое завершение пути Базарова
    Иван Сергеевич Тургенев написал много произведений. Его творческий путь начался с небольших стихотворных произведений, а закончился крупными романами и повестями. Значительное место в его работах занимает «Отцы и дети». Это произведение актуально и по сей день. Одним из главных героев является Базаров.
    Тургенев рассматривает его как героя отрицательного, однако по многим признакам автор любит Базарова. Герой романа — нигилист. Он привык сомневаться во всём. Однако Базаров часто оказывается в ситуациях, когда его субъективный взгляд на мир отрицает сама судьба. Например, персонаж не верит в любовь. Он считает, что это чувство — лишь инстинкт. Но когда Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову и испытывает страстные чувства, он понимает бесполезность своих прошлых домыслов. Точно также происходит и с мнением Базарова о смерти. Персонаж часто высказывает своё мнение о жизни и о времени. Можно вспомнить его слова: «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».
    Герой уверен, что жизнь будет длинной и времени на всё достаточно. Однако когда Базаров находится при смерти, он открывает в себе невероятное желание жить. Персонаж меняет свои мысли на абсолютно противоположные и понимает, что его убеждения неверны. Он замечает, что отрицать смерть невозможно: она сама отрицает каждого. На протяжении всего произведения проходит линия поездки домой. Однако Базаров постоянно оттягивает момент встречи с родителями. В конце концов герой приезжает в отчий дом, но остаётся там лишь на три дня.
    Второе прибытие Базарова в родные места оканчивается трагически. Создаётся впечатление, что весь путь, который проходит Базаров, изначально стремиться к смерти. Отправление Базарова на вечный покой — это не только завершение жизни персонажа, но и развязка произведения. После этого события всё становится на свои места. В семействе Керсановых происходит две свадьбы, Анна Сергеевна вновь выходит замуж, а Павел Петрович переезжает заграницу.

  9. Сам И.С.Тургенев утверждал, что его Базаров — “лицо трагическое”. В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает — умирая, он произносит горькие слова: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. Эта точка зрения автора на Базарова, навязанная и самому герою, противоречила взглядам революционных демократов.
    Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с “отцами”, с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом. Взаимоотношения эти сложны, в них нелегко разобраться.
    Споря с Павлом Петровичем и с Аркадием, Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он восстает не против народа, а против темных сторон его жизни: суеверия, пьянства, невежества. Базаров убежден в том, что взгляды таких людей, как он, вызваны именно потребностями народной жизни. Однако в глазах крепостных он — барин. Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременность его появления в России, его обреченность, Тургенев пытается показать, что глубокая пропасть отделяет Базарова от народа.
    С особенной силой Базаров как “лицо трагическое” раскрывается в главе, рисующей его смерть. Эти страницы романа написаны проникновенно, тепло, сердечно. Перед лицом смерти проявляется в Базарове то героическое начало, о котором раньше мы могли лишь догадываться, проявляется все лучшее, человеческое: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтичность любви к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела на благо родной страны; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти… Мы слышим столь необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…” Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…” Мы слышим откровенные его признания: “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!”
    Базаров умер совсем молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой он готовился. Он умер “накануне”, так же как Инсаров. И в этом сказалась слабость писателя, который создал образ революционера, но сам был далек от революционной борьбы, не знал и не понимал многого в деятельности революционных демократов. Но смерть Базарова изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. “Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг…” – справедливо заметил Д.И.Писарев.
    Смерть Базарова делает его образ глубоко трагическим. Трагизм усиливается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей и продолжателей. Аркадий стал заправским помещиком.
    Создается впечатление, что вместе с героем романа умерли и те идеи, которым он хотел посвятить свою жизнь. Это впечатление поддерживается и картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронили Базарова. Здесь царят вечный покой и тишина. Концовка романа исполнена лиризма, мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении говорит здесь писатель; не о “равнодушной природе”, не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни, о бессмертии. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о замечательном человеке, тут и мысль о бесцельности его борьбы, его стремлений.
    Бесспорно, Тургенев создал незабываемый трагический образ революционера-демократа 60-х годов XIX века.

  10. Главный герой необычайно умен и остроумен. Он независим и самостоятелен. Однако, такая жизненная позиция достаточно опасная, ведь она в корень противоречит нормальным законам человеческого существования.
    Глубокие изменения происходят в душе героя после того, как он влюбляется в Анну Одинцову. Теперь Евгений понимает, что такое чувства, что такое романтика. И самое главное, появившиеся эмоции абсолютно не подвластны разуму, ними трудно управлять. Все, чем жил Евгений ранее, разрушено. Все жизненные теории нигилистов развеяны. Базаров не знает, как ему жить дальше.
    Чтобы навести порядок в мыслях, герой уезжает в родительский дом. И там с ним случается несчастье. При вскрытии тифозно больного, Евгений заражается вирусом. Теперь, он умрет! Но, желание жить в нем разгоралось все сильнее и сильнее. Он понимал, что ни химия, ни медицина не спасут его от смерти. И в такую минуту, Базаров задумывается над существованием настоящего Бога, который мог бы чудом исправить всю ситуацию.
    Он просит родителей помолиться за него. Именно теперь, перед самой смертью, Евгений понимает ценность жизни. Он по-другому смотрит на своих родителей, которые безумно любили сына. Он переосмысляет свою любовь к Анне. Он зовет Одинцову к себе, на прощание и женщина выполняет просьбу Евгения. Именно в минуты общения с любимой, Базаров раскрывает истинную сущность своей души. Только вот теперь он понимает, что совершенно бессмысленно прожил свою жизнь, что не оставил после себя ничего.
    Тургеневский герой был наделен и умом, и силой, и трудолюбием. Он был хорошим человеком, который попал под влияние нигилизма. И что произошло в конечном итоге? Именно нигилизм убил все человеческие порывы в его душе, разрушил все светлые мечты, к которым может стремиться человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *