Сочинение на тему трагической любви в творчестве куприна

14 вариантов

  1. Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
    Повесть «Олеся» – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
    Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
    Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
    Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
    В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
    Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
    Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
    Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
    Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
    От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
    Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн

    В своем творчестве А.И.Куприн часто обращается к теме любви. Однако, это возвышенное чувство зачастую приводит к трагическим последствиям.
    В повести Олеся молодой человек случайно знакомится с красавицей-колдуньей, которая живет в избушке в глухом лесу. Красота, добрый характер, природная непосредственность девушки привлекают его, и он влюбляется. Не обращая внимания ни на осуждение окружающих, ни на предупреждения своей избранницы, он весь отдается этому захватившему чувству. Героя не смущают различия, даже противоположности в образе жизни со своей возлюбленной. Он даже поверил, что у этого чувства есть будущее, что они будут счастливы.
    Но вместо того, чтобы принять возлюбленную такой, как она есть, герой начинает переделывать, перекраивать колдунью на свой лад. В результате это и приводит к трагическому концу. Действительность разрушает его планы. Слишком велика пропасть, разделяющая их.
    Гранатовый браслет так же описывает нам историю взаимоотношений людей из разных слоев общества. И так же, как и в повести Олеся, эта любовная история заранее обречена на трагедию. И дело не только в различии общественного положения действующих лиц. Больше всего смущает нерешительность, какая-то половинчатость в поступках Желткова. Сам вроде-бы понимает невозможность взаимных чувств. К чему тогда эта его навязчивость? Он как бы передает инициативу в руки женщины. Которая, конечно, не видит смысла в этих его ухаживаниях. На что он надеется? Он и сам понимает, что шансов у него нет, и решает добровольно уйти из жизни. Этот поступок как бы возвышает его в глазах читателей. А подумал ли он о том, что эти воспоминания будут лежать тяжких грузом на душе его возлюбленной? Что он как бы делает её соучастницей своего убийства?
    Обе эти повести, и «Олеся», и «Гранатовый браслет», несомненно, трагичны. Но есть в этой трагичности и красота, и радость. Иначе бы и не сделал писатель эти истории сюжетами своих произведений. Ведь героям довелось испытать истинную любовь. А разве не для этого живет человек на свете?
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн» / Январь 2016
    источник

  3. Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
    Повесть «Олеся» – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
    Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
    Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
    Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
    В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
    Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
    Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
    Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
    Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
    От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
    Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

  4. Тема любви – одна из главных в русской литературе. Сюжетообразующую роль она играет и в произведениях А.И. Куприна, обретая в них свой неповторимый облик. Трагизм и горечь этого чувства, порождаемые неправильностью устройства земной жизни, одухотворены необыкновенной красотой и возвышенностью.
    Рассказ «Гранатовый браслет» повествует нам о подлинной, сильной, беззаветной и безответной любви. В основу сюжета положены реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских.
    Перед нами типичная аристократическая семья – Шеины. Вера Николаевна – красивая дама, в браке в меру счастлива, ее жизнь спокойна, размеренна. Муж, князь Шеин, вполне приятен, уважаем женой, ей с ним комфортно. Но впечатление такое, что, при всех положительных сторонах этих отношений, в них нет главного – любви.
    Спокойствие и благополучие нарушают только письма анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презирает и ценность брака, и саму любовь и поэтому открыто высмеивает этого незадачливого инкогнито. Но автор убеждает нас в том, что именно этот неизвестный человек и есть подлинное сокровище в обществе пошлых, утративших всякую чувствительность души людишек:
    Поклонником оказывается мелкий чиновник Желтков. Случайная встреча с Верой Николаевной стала для него роковой. Герой даже не разговаривал с княгиней, тогда еще незамужней барышней. Да и как бы он посмел – слишком разительной была социальная разница между ними. Но чувство неукротимо, Желтков не в состоянии усмирить свое сердце. Любовь захватила полностью, стала смыслом жизни. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Но главное в том, что в ответ герою не нужно ничего. В конце концов, чтобы не смущать покой своей возлюбленной, Желтков жертвует собой в абсолютном смысле – добровольно уходит из жизни. И, видимо, своей смертью он и пробуждает в княгине смутное понимание истинности бытия, его главных ценностей.
    Недаром в финале произведения, слушая сонату Бетховена, Вера Николаевна плачет. Наверное, эти слезы – тоска по настоящей любви, которая так часто обменивается на ощущение комфорта, материальный достаток.
    Любовь в художественном мире Куприна в основном трагична. Но только она придает смысл жизни, наделяет ее божественным началом.

  5. Тема любви часто затрагивается в творчестве А. И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
    Повесть «Олеся» — раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
    Олеся — человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
    Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич — начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся — девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
    Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
    В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
    Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
    Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина — красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
    Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г. С. Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г. С. Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «.любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», — такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
    Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча — Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел — слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство — это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
    От самого героя мы узнаем, что чувство это — не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы — тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
    Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

  6. Тема любви. А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и «любви, верной до смерти». Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и вьмвления личностного начала в человеке.
    Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написана по мотивам библейской «Песни песней» царя Соломона. Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к слад-кому источнику… Никогда не былой не будет женщины счастливее меня». Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество. В повести «Суламифь» писатель показал чистое и нежное чувство: «Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!»
    Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Герой этого повествования, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью». Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «…должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.
    «Молчать и гибнуть…» Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милей жизни. «Маленький» человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.
    В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» человеческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не поддавшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.
    «Олеся» — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».
    Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества — в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы человечества — проблемы любви.

  7. Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна — любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.
    Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.
    Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.
    В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.
    Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.
    Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.
    В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.
    Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к “маленькому” человеку. Так возникает повесть “Гранатовый браслет”, в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
    В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.
    У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (“Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.
    Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.
    Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

  8. Тема любви – наверное наиболее часто затрагиваемая в литературе, да и в искусстве вообще. Именно любовь вдохновляла величайших творцов всех времен на создание бессмертных произведений. В творчестве многих писателей эта тема является ключевой, к их числу принадлежит и А. И. Куприн, чьи три основных произведения – «Олеся», «Суламифь» и «Гранатовый браслет» – посвящены любви, представленной однако автором в разных проявлениях.
    Наверное нет более загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она неодинакова, уникальна. В этих трех произведениях автор изобразил это чувство с позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом суть ее остается неизменной – она не знает границ.
    В рассказе «Олеся», написанной в 1898 году, Куприн описывает глухую деревушку Волынской губернии , на окраину Полесья, куда судьба забросила Ивана Тимофеевича, “барина”, городской интеллигента. Судьба сводит его с внучкой местной колдуньи Мануйлихи, Олесей, которая завораживает его своей необычайной красотой. Это красота не светской дамы, а дикой лани, живущей на лоне природы. Однако не только внешность привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе: Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью и дерзостью девушки. Выросшая в глубине лесов и почти не общаясь с людьми, она привыкла относиться к незнакомым людям с большой осторожностью, однако встретившись с Иваном Тимофеевичем, она постепенно влюбляется в него. Тот подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью, ведь для Олеси все это необычно, ново. Девушка очень рада , когда молодой гость часто навещает её. В один из таких визитов она, гадая по его руке, характеризует читателю главного героя как человека «хотя и доброго , но только слабого», признаётся, что доброта его «не сердечная». Что сердце у него «холодное , ленивое», и той, которую он “будет его любить” , принесёт он, хотя и невольно, “много зла”. Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям . Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга, полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству. Влюбляясь, Олеся проявляет свои чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого, самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими, даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной гибели. По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение. Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации, оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.
    Он смиряется с положением, даже не делая попыток изменить что-либо, бросив вызов сложившимся обстоятельствам. Наверное, будь то настоящая любовь, Иван Тимофеевич разыскал бы возлюбленную, сделав для этого все возможное, но, к сожалению, он так и не понял, что упустил.
    Тему взаимной и счастливой любви А . И . Куприн раскрыл и в рассказе «Суламифь», повествующем о безграничной любви богатейшего царя Соломона и бедной рабыни Суламифь, работающей на виноградниках. Непоколебимо крепкое и страстное чувство поднимает их выше материальных различий, стирая границы, разделяющие влюбленных, еще раз доказывая силу и мощь любви. Однако, в финале произведения автор разрушает благополучие своих героев, убивая Суламифь и оставляя Соломона в одиночестве. По мнению Куприна, любовь – это светлая вспышка, открывающая духовную ценность человеческой личности, пробуждающая в ней всё лучшее, что скрыто до поры в глубине души.
    Совсем иную любовь изображает Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». Глубокое чувство главного героя Желткова, мелкого служащего, «маленького человечка» к светской даме княгине Вере Николаевне Шеиной приносит ему столько страданий и мук, так как любовь его безответна и безнадежна, сколько и наслаждения, поскольку она возвышает его, волнуя душу и даря радость. Скорее даже не любовь, а обожание, оно столь сильно и безотчетно, что даже насмешки не умаляют ее. В конце концов, осознав несбыточность своей прекрасной мечты и потеряв надежду на взаимность в своей любви, а также во многом под давлением окружающих Желтков решает покончить жизнь самоубийством, но даже в последний миг все его мысли лишь о возлюбленной, и, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить Веру Николаевну, обращаясь к ней словно к божеству: “Да святится имя Твое”. Лишь после смерти героя та, в которую он был так безнадежно влюблен осознает, “что та любовь , о которой мечтает каждая женщина , прошла мимо неё”, жаль что слишком поздно. Произведение глубоко трагично, автор показывает, как важно вовремя не только понять другого, но и, взглянув в свою душу, быть может найти там ответные чувства. В “Гранатовом браслете” есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией”; мне кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.
    Любовь в произведениях Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такая Любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Любовь, во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, а, самое главное, сделает людей счастливыми.

  9. 9
    Текст добавил: целуй экран пока я online

    Тема любви в творчестве Куприна. Открываешь собрание сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.
    Несмотря на множество драматических ситуаций, в произведе-ниях Куприна жизнь бьет ключом Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.
    Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет»,
    «Поединок», «Суламифь» он поднимает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения имеют общие черты, самая главная из которых — трагичность судеб главных героев. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.
    Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведо¬мо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такая развязка обусловлена многими причинами, зависящими как от самих героев, так и от обстоятельств.
    Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации. Куприн рисует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богат¬ством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй натуры. Куприн открывает нам истинную красоту невинной, почти дет¬ской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и растений. Наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь. Нитка красных бус — последний подарок сердца Олеси, память «об ее нежной, великодушной любви».
    Протестуя против продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написала по мотивам библейской «Песни песней» царя Соломона. Царь полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы воз-любленная погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему воз-любленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Писатель показал чистое и нежное чувство: любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть.
    А как захватил меня сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне! Любовь чистая, безответная, бескорыстная Никакие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Устами генерала Амосова автор говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не иметь выгоды и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Но! Грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.
    Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Эмоциональной кульминацией становится не траги-ческая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с пленительной Шурочкой. И счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.
    Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки всему, мне хочется, чтобы так было.
    Теперь, прочитав Куприна, я уверена, что эти книги никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, а самое главное — ценить любовь.

  10. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных
    человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – это темы вечны в творчестве писателей, поэтов,
    художников, композиторов.Тема любви занимает одно из главных мест и в произведениях Александра Ивановича
    Куприна. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии свих
    героев он пишет о любви. Писатель обращается к разным эпохам, изображает непохожих героев, принадлежащих к
    различным слоям общества, но всех их объединяет любовь, благородная, самоотверженная, преданная, готовая к
    самопожертвованию. Именно такая любовь показана в лучших, на мой взгляд, произведениях Куприна: «Олеся» и
    «Гранатовый браслет».Любовь позволяет героям проявлять лучшие человеческие качества: душевную чистоту,
    доброту, способность пожертвовать собой ради любимого человека, но у Куприна она часто имеет трагический
    оттенок, потому что его герои, как правило, находятся на разных ступенях социальной лестницы. Любить сильно,
    страстно способны скорее люди не испорченные цивилизацией, близкие к природе, такие, как Олеся.Моим любимым
    произведением Куприна является повесть «Олеся» – печальная поэтическая история любви «полесской колдуньи»
    Олеси и «доброго, но только слабого» городского интеллигента Ивана Тимофеевича. Олеся живет вдали от людей в
    лесной избушке. Душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение соединяются в ней с детской наивностью и
    непрактичностью. Иван Тимофеевич случайно встречает Олесю в лесной глуши. Его поражает необычная красота
    девушки. Она не похожа на других, в ней есть что-то колдовское, Олеся как бы является частичкой дикой и
    прекрасной природы Полесья. Образованный барин и лесная колдунью полюбили друг друга, но в их любви с самого
    начала чувствуется обреченность, она не может иметь счастливого конца: слишком большая пропасть разделяет их.
    Для Ивана Тимофеевича предрассудки оказались сильнее любви. По его настоянию
    Олеся идет в церковь, хотя понимает, что это может стоить ей жизни. Пройдя через унижение и издевательства,
    избитая до полусмерти жителями деревни, девушка решает навсегда покинуть свой дом. Она сделала это не потому,
    что испугалась мести крестьян. Олеся поняла несбыточность своей мечты, поняла, что ее любовь не принесет
    счастья любимому человеку.Любовь до самопожертвования, готовность погибнуть во имя любимой женщины – тема эта
    расцветает в волнующем, мастерски написанном «Гранатовом браслете». Стремясь воспеть красоту высокого, но
    заведомо безответного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи». Куприн наделяет им бедного
    мелкого чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Николаевне, замужней женщине, занимающей высокое
    положение в обществе, безответна, но она способна возвысить и окрылить маленького человека. Его наивные и
    трогательные письма, полные обожания, становятся предметом насмешек мужа Веры Николаевны и его брата. Княгиня
    Вера чувствует, что встретилась с истинной (святой) любовью, которая бывает очень редко. Дед ее говорит
    пророческие слова: «… может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой
    грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Желтков дарит Вере ко дню именин самую дорогую для
    него вещь – гранатовый браслет. Его носила «покойная матушка» Желткова, и по старинному преданию браслет
    охраняет женщину от смерти. Этот подарок становится причиной трагической развязки – самоубийства Желткова. Но
    ничто, даже смерть, не может победить его любовь.
    Эти слова Желтков
    пишет в своем предсмертном письме. Он уходит из жизни с великой любовью в сердце, говоря любимой: «Да святится
    имя Твое».Куприн написал свои замечательные произведения в начале века. Романтическое поклонение женщине,
    рыцарское служение ей противостояло в них циничному глумлению над чувствами, живописанию разврата, который
    под видом освобождения от мещанских условностей проповедовался в те годы. Наш мир так не похож на тот, в
    котором жил писатель. Прекрасные чувства, на которые были способны герои Куприна, стали большой редкостью. Но,
    может быть, кому-нибудь из нас выпадет великое счастье встретиться с такой же любовью, как в прекрасных,
    трогательных историях, рассказанных талантливым русским писателем Александром Ивановичем Куприным, с любовью,
    «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

  11. Александр Куприн
    Александр Иванович Куприн — русский писатель.
    Родился: 07.09.1870, Наровчатский район
    Умер: 25.08.1938 (67 лет)
    Популярные произведения А.И. Куприна
    Молох
    Олеся
    Поединок
    Гранатовый браслет
    Другие сочинения по произведению Куприна
    ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА
    СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. А. БУНИНА И А. И. КУПРИНА
    Поэзия любви – по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина
    Основные темы и идеи произведений А. И. Куприна
    Тема любви в творчестве Куприна
    Тема любви в творчестве А.И. Куприна
    Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения).
    Мой А. И. Куприн
    О любви в произведениях Куприна и Бунина
    Любовь в творчестве Куприна
    Почему я люблю А. И. Куприна
    Рассказ «Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова
    События и люди в рассказах Куприна
    Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви и богатства духовного мира героев
    Тема любви в прозе Куприна
    Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн
    ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ (Куприн А.И.)
    Любовь как трагедия незаурядной личности
    Анализ творчества А. Куприна на примерах его рассказов
    “Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна).”
    Сочинение «Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна)»
    Куприн – все сочинения
    Любовь – одно из самых светлых и прекрасных
    человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – это темы вечны в творчестве писателей, поэтов,
    художников, композиторов.Тема любви занимает одно из главных мест и в произведениях Александра Ивановича
    Куприна. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии свих
    героев он пишет о любви. Писатель обращается к разным эпохам, изображает непохожих героев, принадлежащих к
    различным слоям общества, но всех их объединяет любовь, благородная, самоотверженная, преданная, готовая к
    самопожертвованию. Именно такая любовь показана в лучших, на мой взгляд, произведениях Куприна: «Олеся» и
    «Гранатовый браслет».Любовь позволяет героям проявлять лучшие человеческие качества: душевную чистоту,
    доброту, способность пожертвовать собой ради любимого человека, но у Куприна она часто имеет трагический
    оттенок, потому что его герои, как правило, находятся на разных ступенях социальной лестницы. Любить сильно,
    страстно способны скорее люди не испорченные цивилизацией, близкие к природе, такие, как Олеся.Моим любимым
    произведением Куприна является повесть «Олеся» – печальная поэтическая история любви «полесской колдуньи»
    Олеси и «доброго, но только слабого» городского интеллигента Ивана Тимофеевича. Олеся живет вдали от людей в
    лесной избушке. Душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение соединяются в ней с детской наивностью и
    непрактичностью. Иван Тимофеевич случайно встречает Олесю в лесной глуши. Его поражает необычная красота
    девушки. Она не похожа на других, в ней есть что-то колдовское, Олеся как бы является частичкой дикой и
    прекрасной природы Полесья. Образованный барин и лесная колдунью полюбили друг друга, но в их любви с самого
    начала чувствуется обреченность, она не может иметь счастливого конца: слишком большая пропасть разделяет их.
    Для Ивана Тимофеевича предрассудки оказались сильнее любви. По его настоянию
    Олеся идет в церковь, хотя понимает, что это может стоить ей жизни. Пройдя через унижение и издевательства,
    избитая до полусмерти жителями деревни, девушка решает навсегда покинуть свой дом. Она сделала это не потому,
    что испугалась мести крестьян. Олеся поняла несбыточность своей мечты, поняла, что ее любовь не принесет
    счастья любимому человеку.Любовь до самопожертвования, готовность погибнуть во имя любимой женщины – тема эта
    расцветает в волнующем, мастерски написанном «Гранатовом браслете». Стремясь воспеть красоту высокого, но
    заведомо безответного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи». Куприн наделяет им бедного
    мелкого чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Николаевне, замужней женщине, занимающей высокое
    положение в обществе, безответна, но она способна возвысить и окрылить маленького человека. Его наивные и
    трогательные письма, полные обожания, становятся предметом насмешек мужа Веры Николаевны и его брата. Княгиня
    Вера чувствует, что встретилась с истинной (святой) любовью, которая бывает очень редко. Дед ее говорит
    пророческие слова: «… может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой
    грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Желтков дарит Вере ко дню именин самую дорогую для
    него вещь – гранатовый браслет. Его носила «покойная матушка» Желткова, и по старинному преданию браслет
    охраняет женщину от смерти. Этот подарок становится причиной трагической развязки – самоубийства Желткова. Но
    ничто, даже смерть, не может победить его любовь.
    Эти слова Желтков
    пишет в своем предсмертном письме. Он уходит из жизни с великой любовью в сердце, говоря любимой: «Да святится
    имя Твое».Куприн написал свои замечательные произведения в начале века. Романтическое поклонение женщине,
    рыцарское служение ей противостояло в них циничному глумлению над чувствами, живописанию разврата, который
    под видом освобождения от мещанских условностей проповедовался в те годы. Наш мир так не похож на тот, в
    котором жил писатель. Прекрасные чувства, на которые были способны герои Куприна, стали большой редкостью. Но,
    может быть, кому-нибудь из нас выпадет великое счастье встретиться с такой же любовью, как в прекрасных,
    трогательных историях, рассказанных талантливым русским писателем Александром Ивановичем Куприным, с любовью,
    «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

  12. Настоящая любовь — любовь чистая, возвышенная, всепоглощающая.
    Такая любовь изображена во многих произведениях А. И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Все три повести заканчиваются трагически: «Гранатовый браслет» и «Суламифь» разрешаются гибелью главных героев, в « Олесе» сюжетное действие заканчивается расставанием Олеси и рассказчика. По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в этом мире, — она всегда будет осуждаться в порочной общественной среде.
    В «Олесе» препятствием для любви героев явились их социальные различия и предрассудки общества. Олеся — девушка, родившаяся и всю юность проведшая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Местные жители считали её ведьмой, презирали, ненавидели (показателен оказанный ей жестокий приём у церковной ограды). Олеся не отвечала им взаимной ненавистью, она просто опасалась их и предпочитала уединение. Однако к рассказчику она прониклась доверием с первой встречи; их обоюдное влечение стремительно возрастало и постепенно переросло в настоящее чувство.
    Рассказчика (Ивана) поразило в ней сочетание естественности, «лесной души», и благородства, «конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова». Олеся никогда не училась, не умела даже читать, однако говорила красноречиво и складно, «не хуже настоящей барышни». И главное, что привлекало его в полесской колдунье, это её тяготение к народным традициям, её сильный, волевой характер и свободолюбивая, чуткая и способная искренне любить душа. Олеся не умела притворствовать, поэтому её любовь не могла быть низменным порывом или маской. И герой питал к ней, такой искренней, подлинные чувства: он обрёл в девушке родственную душу, они без слов понимали друг друга. А настоящая любовь, как известно, строится на взаимопонимании.
    Олеся любила Ивана самозабвенно, жертвенно. Боясь, что его осудит общество, девушка оставила его, отказалась от своего счастья, предпочтя его счастье. Каждый из героев выбрал благополучие другого. Но их личное счастье оказалось невозможным без взаимной любви. Это подтверждает финал повести: «Господи! Что же такое случилось?» — прошептал Иван, «входя с замиранием сердца в сени». Это был апогей несчастья героя.
    Любовь соединила их навеки и навеки разлучила: только сильные чувства побудили Олесю покинуть Ивана, а Ивана — позволить ей это. Они не боялись за самих себя, но опасались друг за друга. Олеся ради Ивана отправилась в церковь, осознавая, что её ожидает там опасность. Но она не выдала своих опасений Ивану, чтобы не огорчить его. В сцене их последнего свидания она также не хотела огорчать возлюбленного, разочаровывать его, потому не поворачивалась к нему лицом до тех пор, пока он «с нежным умилением отнял её голову от подушки». Онавзывала: «Не смотри на меня… Прошу тебя… Гадкая я теперь…» Но Ивана не смутили длинные красные ссадины, избороздившие её лоб, щёки и шею, — он принимал её такой, какая она есть, он не отвернулся от неё, израненной, для него она и тогда являлась самой красивой. Он любил её безоговорочно и не отказывался от намерения жениться на ней. Но в жестоком обществе, закостенелом в предрассудках, это было невозможно.
    Олеся была изгоем общества. Люди считали, что Олеся накликивает беду, ворожит, презирали и боялись её, а Иван верил ей. Даже когда она сама принялась уверять его, что обладает колдовской силой, он не сомневался, что она добрая и никому не способна причинить зло, что сила, заключенная в ней, — светлая, а сплетни о ней — суеверный вымысел. Он не мог подозревать Олесю в чём-либо дурном, он доверял ей, а значит, испытывал настоящую любовь, любовь, основанную на вере, надежде и всепрощении.
    Олеся тоже готова была простить Ивана в любой ситуации, обвинить себя, но выгородить его (хотя именно из-за Ивана пошла в церковь, в произошедшем с ней несчастье она винила только себя). Слёзы и неумолимую дрожь в сердце у читателя вызывает ответ Олеси на просьбу героя простить его: «Да что ты!.. Что ты, милый?.. Как тебе не стыдно и думать об этом? Чем же ты виноват здесь? Всё я одна, глупая… Ну, чего я полезла в самом деле? Нет, солнышко, ты себя не вйновать…» Всю вину и всю ответственность за свершившееся девушка возлагала на себя. И за последующие действия —- тоже. Никогда ничего не боявшаяся Олеся вдруг испугалась… за Ивана. Иван неоднократно предлагал Олесе выйти за него замуж, высказывал ей заверения в их дальнейшем, счастливом и совместном, будущем, но девушка боялась подставить его под удар закона и молвы, бросить тень на его репутацию. А Иван в свою очередь пренебрегал репутацией во имя любви.
    Их чувство не принесло им счастья, жертвы во имя друг друга — тоже. Слишком сильно довлело над ними общество. Но побороть их любовь никакие предрассудки не могли. Рассказчик после исчезновения Олеси говорит: «Сстеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием “кораллов”, — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и её нежной, великодушной любви ». Эта незабвенная вещица символизировала для Ивана любовь Олеси, которую та даже после расставания стремилась передать ему.
    Понятия «душа» и «любовь» для обоих героев были неразделимы, поэтому их любовь — чиста и непорочна, возвышенна и искренна, как и души — чистые, светлые. Любовь для них — творение души. Чувство, лишённое недоверия и ревности: «Ревновал ли ты меня?» — «Никогда, Олеся! Никогда!» Как можно было ревновать её, чистую и светлую Олесю?! Слишком возвышенной, сильной и крепкой была их взаимная любовь, чтобы допускать эгоистического инстинкта — ревности. Сама по себе их любовь исключала всё приземлённое, пошлое, банальное; герои любили не для себе, не свою любовь лелеяли, а отдавали души друг другу.
    Такая любовь — вечная, но непонятая обществом, жертвенная, но не приносящая счастье, может быть дарована не многим и лишь раз в жизни. Потому что такая любовь — высшее проявление Человека. А человек рождается лишь однажды.

  13. 13
    Текст добавил: милашка с карими гласками

    Тема трагической
    любви в творчестве Куприна
    А.И. Куприн писал на различные темы, и
    одна из них – тема любви. Слыша слово «любовь»,
    мы представляем себе нечто прекрасное,
    возвышенное, чистое. Но в своих произведениях
    автор показывает её с другой стороны:
    неразделенные чувства, непостижимость
    счастья. Куприн пишет о разных персонажах,
    разных эпохах, но каждый конец рассказа
    сводится к трагичной истории любви.
    В повести «Олеся» перед нами предстают
    два антипода, два влюбленных человека
    с неодинаковыми характерами, представлениями
    о жизни. Юная девушка Олеся, выросшая
    со своей бабушкой-ведьмой в дремучем
    лесу, обладает уникальными качествами.
    Ей присущи искренность, доброта, верность.
    Олеся не просто влюбляется в Ивана Тимофеевича,
    а посвящает всю себя этому чувству, зная,
    что им не суждено быть вместе. Главный
    герой тоже чувствует любовь, но, несмотря
    на свои положительные качества, не может
    отдать своё сердце в руки девушки. Его
    душа полна эгоизма, нерешительности,
    он зависит от законов общества. Иван Тимофеевич
    любит Олесю исключительно на фоне природы,
    любит таинственность и репутацию ведьмы,
    и не в состоянии представить её в своем
    мире: «Одно лишь обстоятельство пугало
    и останавливало меня: я не смел даже воображать
    себе, какова будет Олеся, одетая в модное
    платье, разговаривающая в гостиной с
    женами моих сослуживцев, исторгнутая
    из этой очаровательной рамки старого
    леса, полного легенд и таинственных сил».
    В конце концов, он предлагает девушке
    уехать с ним, ставит непростой выбор перед
    Олесей между ним и её бабушкой, что становится
    причиной настоящей трагедии. Жизнь героев
    разрушена, а сердце девушки разбито.
    Бескорыстное, преданное, но безответное
    чувство любви мы видим в другом рассказе
    Куприна «Гранатовый браслет». Вера Шеина
    – красивая дама, в меру счастлива в браке,
    живет достойной жизнью. Но её спокойствие
    нарушается анонимными письмами, признаниями
    в любви от некого Г.С.Ж. Тайный поклонник
    увидел Веру еще незамужней девушкой и
    сразу влюбился. Однако герой понимает,
    что они никогда не будут вместе, ведь
    он лишь чиновник контрольной палаты.
    Любовь стала для него чем-то большим,
    смыслом жизни: «Случилось так, что меня
    не интересует в жизни ничто: не политика,
    ни наука, ни философия, ни забота о будущем
    счастье людей – для меня вся жизнь заключается
    только в Вас». Вера поражается тому, насколько
    сильной может быть любовь. Генерал Аносов
    дает ей повод задуматься: «…может быть,
    твой жизненный путь, Верочка, пересекла
    именно такая любовь, о которой грезят
    женщины и на которую больше не способны
    мужчины». Поклонник, узнав, что мешает
    любимой женщине, добровольно уходит из
    жизни, и только после этого Вера осознает
    ничтожность собственного существования
    и ошибочность своего выбора. Автор показывает
    нам настоящую, безусловную любовь, которая
    редко встречается в современном мире.
    Подлинная любовь, по мнению писателя,
    заключается в стремлении полностью отдать
    себя этому чувству,  на которое способен
    лишь любящий человек. Произведения «Олеся»,
    «Гранатовый браслет» заканчиваются трагично,
    но именно это привлекает и удивляет нас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *