Сочинение на тему три главных слова в моей жизни хлеб труд народ

3 варианта

  1. Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом. Сначала нужно вырастить зерно, собрать его, смолотить и с получившейся муки выпечь хлеб. Тысячи людей различных профессий заняты в этих сложных процессах. Множество дней и ночей проходит прежде, чем испекут этот вкусный и душистый хлебушек.
    «Хлеб – всему голова» эта мудрая пословица известна, пожалуй, всем еще с детства. Много мудрости и уважения заложено в ней, которая веками передавалась с поколения в поколение. Беречь и свято относиться к хлебу учат нас с малых лет наши любимые мамы. Со свежим хлебом и насыпанной наверх него солью встречали наши предки всех дорогих гостей, которые пришли с чистыми помыслами либо с хорошими новостями. Караваем благословляли родители молодых на хорошую и счастливую жизненную дорогу. Когда рождался ребенок в семье, шли в гости обязательно с хлебом.
    Наши далекие предки глубоко чтили и возвышали хлеб, потому что они знали цену тяжелому труду людей, которые выращивали его на полях. Ведь раньше не было современных новейших технологий, а все делалось вручную и требовалось вложить много сил и умения. Они посвящали ему многие хвалебные песни, слаживали разные пословицы. Раньше считалось, если в доме имелся хлеб, то семья жила счастливо и благополучно.
    Хлеб незаменим, ведь нет такого продукта, который может превосходить его. «Хлеб – это святое» любят поговаривать наши бабушки и дедушки. Потому, как помнят они те времена, когда его не было. Те далекие военные годы, когда только могли они, что мечтать о кусочке хотя бы черствого черного хлеба. И еще, наверное, этими словами они хотят показать нам, что бы мы с трепетом относились не только к самому хлебу, и к мозолистым рукам, вырастившим его. Ведь сегодня не все аккуратно относятся к нему, выбрасывают его в мусор, когда он зачерствеет.

  2. 2
    Текст добавил: тётя ВКонтакте

    Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлеб выполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем.
    Антуан де Сент-Экзюпери
    Как только человек впервые осознал, что он отличается от животного, он начал размышлять об устройстве этого чудесного мира и своем предназначении. Или наоборот, сначала наблюдал за происходящим вокруг и понял,  что он – человек! По сей день каждый из нас старается  найти свой собственный ответ на «вечные» вопросы: «Что такое жизнь? Насколько ужасна смерть? Что такое любовь, дружба, счастье, горе, милосердие, труд?»   И хотя человечество накопило много мудрых мыслей, свой опыт кажется самым ценным. Удивительно, но почти все эти «вечные» темы связаны именно с Хлебом.   Ведь то, с чем мы встречаемся ежедневно, кажется нам хорошо знакомым и объяснимым. Например, легко сказать, что такое хлеб и почему он жизненно необходим людям! Почему «хлеб – всему голова», у хлеба нет негативных значений,  и как может быть «хлеб краше солнца»? Оказывается, ответ сразу найти нелегко, но искать очень увлекательно! О хлебе можно думать и как о целом  культурном, историческом и нравственном понятии.
    Хлеб входит в рацион, наверное, каждой семьи,  и все знают о его полезных и питательных свойствах. Мы с детства учимся бережно и уважительно относиться к хлебу, потому что в хлебе заключён нелёгкий труд людей многих профессий. Но труд вложен в любой качественный продукт. Бесспорно, ржаной или пшеничный хлеб – это не просто хлебобулочное изделие. Во многих языках хлеб обозначает пищу как таковую и напоминает о многих житейских потребностях. Об этом говорят такие устойчивые выражения, как «заработать на хлеб», «свой кусок хлеба», «отнять хлеб», «хлебное место», «хлебом не корми».
    С упоминанием о  хлебе  часто имеется в виду человеческое счастье, например в пожелании «Мира на земле и хлеба на столе!». С самых первых этапов развития человечества хлеб был самым главным богатством: хорошо жил тот, у кого был хлеб. История учит нас, что все войны начинались не из-за золота, а именно из-за земли. У захватчиков, конечно же, ценилось золото и драгоценные камни, но в первую очередь, все же земля, рождающая хлеб. Металл может дешеветь, особенно во времена войн и голода, а эталоном цены всегда был и остается хлеб. Золото ведь не накормит. А ценность хлеба подчеркивается в выражениях «золотая нива», «золотая рожь» и в загадках : «Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены» или «Ходит дом ходуном на столбе золотом». Я думаю, что дело не только в красивом золотом цвете. На память приходит много примеров, связанных с золотом и хлебом. Когда боги удовлетворили страсть к золоту царя Мидаса, он чуть не погиб от голодной смерти. А в похожей притче о жадном богаче, который продал душу дьяволу с одним условием, что все, к чему он будет прикасаться, станет золотым, конец был предсказуемый – алчный человек умер от голода.
    Когда встаёт вопрос жизни и смерти, человек меньше всего думает о золоте или деньгах. Совершенно бессмысленными были деньги для Робинзона Крузо, который в какой-то момент совсем отчаялся в своем одиночестве и потерял надежду на спасение. Но именно тогда спасение и пришло! Он случайно нашел в старом мешке несколько проросших зёрен, и можно сказать, что его исправление и преображение началось в эту минуту. Робинзон в слезах и в полноте души возблагодарил Бога и стал учиться выращивать хлеб. Прошло немало времени, пока он собрал свой первый урожай, а ведь его ещё нужно было сберечь от животных и птиц, собрать, не имея специальных орудий, сохранить, не имея корзин и горшков и, главное – преумножить. Герой Даниеля Дефо своим умом должен был понять, как молоть зёрна, из чего сделать сито, как испечь хлеб без печи, и рассчитать, когда и сколько сеять снова! Он начинает творить и без устали трудиться: строить ограду, плести корзину, лепить глиняные горшки, придумывать «хлебопечку». Это увлекательная и поучительная история человека, который начинает меняться благодаря своему хлебу. Господь послал Робинзону несколько семян, из которых тот сумел вырастить достойный урожай, как оказалось и в прямом, и в духовном смысле!
    Наверное, так было и с первыми людьми, когда они обнаружили, что злаки можно использовать в пищу. Судя по данным археологов, это было около 15 000 лет назад. Сначала зёрна растирали, затем смешивали с водой, получали крупу, варили её. А запеченная на горячих камнях «каша» стала прообразом настоящего хлеба. Итак, человек испёк хлеб и, можно смело утверждать, приобрёл родину! Человеку нужна стабильность – хлеб даёт её. Земледелие стабильнее охоты и собирательства. Теперь люди строят свои жилища рядом с полями. Они умеют пахать землю, сеять семена, собирать урожай и могут строить планы на будущее.
    В такой обстановке человек и начал, наверное, размышлять о смысле своей жизни, о природных явлениях, о земле и небе. И совершенно неважно, где этот человек проживал: в Египте, Вавилонии, Греции или на Руси.
    Хлеб во всех культурах являлся символом достатка и благополучия. Ничто так не беспокоило людей, как его отсутствие из-за неурожая или засухи. Хлеб часто упоминается в сочетании с землёй, солнцем и, конечно же, с Богом. Хлеб – это дар Божий, это образ самого божества. Поэтому хлеб требует к себе почтительного, даже религиозного отношения. Хлеб символизирует отношения между Богом и людьми, это знак божественного покровительства и оберег от враждебных сил. Хлеб присутствует во всех важнейших обрядах, он связан со всеми важными событиями в жизни людей: рождение, свадьба, строительство дома, посевная, сбор урожая. Хлеб кладут в колыбель, берут с собой в дорогу, чтобы оберегал, встречают гостей хлебом-солью, благословляют жениха и невесту. Преломив на общей трапезе хлеб, становятся друзьями. На хлебе договаривались и даже «клялись своим хлебом». Интересно, что заквашивание теста и выпечка хлеба – это строго женское занятие, а разрезание хлеба и его распределение было мужской обязанностью. При этом для всех действий существовало множество правил и запретов. Невозможно представить, чтобы на Руси выбросили хотя бы крошку хлеба, при этом совершенно ясно, что не из-за скупости, а только из почтенного отношения к бесценному дару.
    Хлеб – это символ жизни, сама жизнь.   О хлебе часто говорят метафорами и, порой кажется, что хлеб  одушевлён: тесто ноздревато, оно дышит,  зерно умирает, пшеница волнуется,  хлеб родится, хлеб-батюшка. Без хлеба человек не может существовать. Как метко выразился старик Капля из повести М.Алексеева «Хлеб – имя существительное»: «… все мы существуем, поскольку едим хлеб насущный! Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное!». Вряд ли дедушка был силён в тонкостях морфологии русского языка, но значение слова выразил очень точно. Хлеб для человека – источник сил, настолько необходимое средство к существованию, что недостаток хлеба значит недостаток всего!
    Именно «хлеб насущный» мы ежедневно просим у Бога в Молитве Господней. В поэтическом переложении «Отче Наш» А.С.Пушкина эта часть звучит так: «Твоя да будет Воля с нами, Как в небесах, так на земли! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою». Это прошение относится к самому хлебу. Но не только. После падения и изгнания из Рая человек должен кормиться плодом своего тяжкого труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». До падения он мог жить Словом Божьим, но потеряв полноту общения с Богом, человек получает долю своего существования от той земли, из которой он был когда-то взят. Это было бы очень грустно для людей, но любовь и милосердие Господа безграничны. Он даёт тело, даёт и душу, даёт и хлеб. Но для души также необходим «хлеб насущный». Как бы могли мы радоваться и благодарить, если были бы духом голодны? Господь даёт хлеб, как величайший из даров, необходимый нам. Хлеб жизни – это Слово Божие. Спаситель сам открывает смысл этого чуда : «Я Хлеб сшедший с небес». Иисус Христос воплотившееся Слово, олицетворение Премудрости Божией. Хлеб является символом Слова Божия, которым нужно питаться ежедневно, и одновременно символом Его Тела, отданного в жертву. Как удивительно всё связано и премудро устроено! Хлеб – насущная пища и дар Божий и одновременно символ Слова Бога и Самой Личности Христа. То есть Хлеб небесный, Хлеб жизни, Хлеб живой.
    Многие эпизоды из Библии связаны с хлебом. Можно увидеть, что хлеб – это не только средство к существованию. Хлеб предназначен для разделения, ведь каждая трапеза означает, что есть свой хлеб с кем-нибудь, значит быть его другом.  Долг гостеприимства всегда был священен, «Гость в дом – Бог в дом», поэтому с гостем тоже делили хлеб. На Тайной Вечери хлеб, данный Христом Своим ученикам, стал Его Телом, истинным даром Божиим. И сегодня «преломление хлеба» означает, что Тело Христово становится источником единства церкви. Я думаю, что многим известно чудо Спасителя, когда пятью хлебами и двумя рыбами он насыщает пять тысяч человек. Взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Чудесное умножение хлебов имеет для нас глубокий смысл. В этом хлебе – Сам Христос. Бог вселенной дает нам этот хлеб, плод земли и человеческого труда. Мы, в свою очередь, приносим этот дар Ему, чтобы он стал Хлебом Жизни. «Отче наш, иже еси на небесех! Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И этот, и иной хлеб.
    Действительно, хлеб вызывает особое, святое чувство. Сейчас уже можно сделать вывод, что хлеб для человека всегда был не просто едой, не просто показателем благосостояния. Отношение человека к хлебу  многое говорит о нём самом, о его совести или равнодушии, о душевной щедрости или скупости.
    В этой связи мне вспомнился рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки». В послереволюционной России в одном небольшом посёлке сосланные, раскулаченные крестьяне были брошены умирать голодной смертью в маленьком березняке на глазах у местных жителей. При виде подобной сцены можно сойти с ума. И 10-летний мальчик не мог оставаться равнодушным к погибающим людям, будучи сытым. Он выносил остатки еды, но когда просящих становилось всё больше, а еды у него не хватало, у него случился срыв. Он, дико рыдая, прогнал их. И ему с этого дня не даёт покоя совесть. Он и не должен вроде бы жалеть врагов, но, с другой стороны, он с ужасом сознаёт, что ежедневно «съедает жизни нескольких людей». Он начинает кормить ничью несчастную собаку: «не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Нормальный человек не может быть лишён сострадания. И такого напряжения не выдержал начальник станции, покончив жизнь самоубийством. Он «не нашел несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».
    Другим произведением, которое меня поразило ещё в детстве, стала сказка одного из моих любимых писателей Г.-Х.Андерсена. «Девочка, которая наступила на хлеб». Спесивая, жестокая девочка Инге бросила хлеб в грязную лужу, чтобы наступить на него и перейти, не испачкав башмачков. Провалившись под землю, она попала прямиком, конечно же, в ад. Девочка терпела страшные муки, но душа её всё больше грубела, а прощения просить Инге не собиралась, только злилась на других. Много лет прошло, пока окаменелая оболочка не растаяла от проникшего в пропасть луча света. Ангел плакал о ней! Вскоре в окрестностях появилась необычная птичка, которая находя, съедала только одно зёрнышко, а остальные раздавала другим. Несмотря на лютые морозы, птичка собрала  крошки, которые все вместе весили ровно столько, сколько весил хлеб, на который когда-то наступила Инге. Автор с самого начала описал Инге, как спесивую и жестокую девочку. Она отрывает крылышки мухам, стесняется бедности своей мамы, не уважает старших. Равнодушная, чёрствая девочка. Но оскорбив хлеб, она в одну минуту решила свою судьбу. И получила всё то, чем она так щедро одаривала других – мучения, равнодушие и никакого сопереживания! Вот что значит попирать ногами священный дар. Хотя, к сожалению, такое отношение к хлебу можно встретить и сегодня.
    Я часто задумываюсь, как человек узнаёт цену хлеба. Мы ведь с детства знаем, что относиться к нему нужно бережно. Неужели, чтобы понять истинный смысл такого привычного и насущного хлеба, нужно вырастить его самому, как Робинзон Крузо, или испытать голод, как многие люди в нищете или в неурожайные годы. Разве нужно пройти войну, чтобы осознать, что дороже самого некачественного хлеба нет ничего, а золото не имеет никакого значения. Война отвратительна и ужасна, на полях, где должен родиться хлеб, льётся кровь. Мирное население голодает. И неизвестно, когда же снова будет посевная. Мне очень запомнился подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, они спасали коллекционное зерно для будущих поколений. Спасали семена, расплачиваясь собственной жизнью. Ведь война кончится и на месте побоищ должен расти хлеб. В 1942 году поэт Д.Кедрин написал такие строки, которые, как мне кажется, очень точно передают боль тех лет:
    «Благословляем хлеб! Он наша жизнь и пища.
    Но как не проклинать ту сталь, что наповал
    Укладывает нас в подземные жилища?
    Пшеницу сеял Бог. Железо черт ковал».
    Итак, насущный хлеб необходим людям. И ведь только люди умеют выращивать хлеб. А быть человеком – это не только очень интересно и почётно, но очень ответственно. Хлеб нелегко вырастить, и важно всегда помнить о том, что это Божий дар.
    Вся жизнь человека связана с хлебом. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что жизнь и физическая, и духовная. Хлеб – это очень полезный продукт, жизненно необходимый человеческому организму. Хлеб требует к себе уважения, ведь в него вложен труд людей многих профессий. Это труд очень тяжелый, поэтому вдвойне почётный. Хлеб сегодня стоит недорого. Истинная его цена намного выше. Для всех нас должны поработать селекционеры, агрономы, инженеры, трактористы, комбайнеры, мукомолы, водители, пекари. Люди, умеющие делать хлеб, всегда пользовались уважением и почётом. Ведь печь хлеб может далеко не каждый. Интересный факт, что еще в древности, раб-пекарь стоил в 10   раз дороже раба-гладиатора, а византийские пекари освобождались от налогов. Вспомним библейского Иосифа, проданного братьями в рабство, который спас Египет от голода и в знак благодарности был сделан вторым человеком в государстве. Многие войны начинались из-за земель, на которых родится хлеб. И хлеб бывает дороже золота.
    Но хлеб не только продукт, необходимый человеку в его рационе. Хлеб всегда имел сакральное значение. Это не только символ благополучия, но и символ отношений Бога и человека. Это образ Самого Господа – Хлеб Жизни, Слово Божие. Хлеб объединяет людей за трапезой, учит уважению, щедрости, состраданию, гостеприимству, нерассточительности, рассудительности. У А.М.Жемчужникова есть такие строки:
    Всем хлеба! Хлеба — беднякам
    В лихие дни нужды народной;
    И хлеба умственного — нам,
    Стоящим вне толпы голодной!
    С помощью образа хлеба можно объяснить многие сложные понятия и детям, и взрослым. Хлеб упоминается в огромном количестве пословиц, поговорок, загадок. Хлебу посвящаются песни, стихи, рассказы и повести. Хлеб воспитывает. М.Алексеев говорил, что «он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье».
    Одно маленькое зёрнышко отправляется в землю умирать, чтобы  родиться вновь, но уже наливным золотым колосом с сотнями других зёрен. Этот хлеб питателен для человека.  Человеку также дано посеять у себя в душе семена добра и любви и бережно вырастить  их, чтобы получить бесценный урожай другого, не менее важного хлеба.
    Гришина Елизавета (6 класс)

  3. Главная
    Сочинения по литературе
    Сочинения о Хлебе – сочинение
    Хлеб на столе
    С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие способствовало появлению песен и дум, продолжала родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда.
    Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормильице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба. А в том, и мы сами, каждый из нас — ребенок своих родителей, своего народа и хлеба.
    С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых.
    Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.
    Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.
    Ты и твой хлеб
    «Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.
    Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба. И еще, по-видимому для того, чтобы мы, выходя в свет, раз и навсегда прониклись трепетом к тем рукам, которые вырастили и выпекли этот высокий и мягкий хлеб. Он может научить всех нас уважать работу и мирное безоблачное небо над головой.
    Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.
    Хлеб
    Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.
    Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.
    Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.
    И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.
    Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.
    Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекарем и будет даровать людям хлеб: Как едите вы караваи, Калачи вкусные едите, – Не забудьте уклониться Хлебоделу за это!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *