Сочинение на тему творческий путь есенина

6 вариантов

  1. Основные мотивы поэзии Есенина.

    Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Роди­ны. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину — село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Го­лубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затерять­ся в зеленях твоих стозвонных».
    Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, ка­кой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дым­ку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:
    О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
    Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ран­них стихах («Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В том краю, где желтая крапива…», «Спит ко­выль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть», «деревню, потонувшую в ухабинах». Особенно обостряется чув­ство сыновней любви к Родине в период Первой мировой вой­ны. В стихотворении «Русь» Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, «поджиданье седых матерей». Любовь к природе Рос­сии переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы», старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоп­танный ток», деревенских парней-рекрутов. От идеализации при­родной, патриархальной Руси («Преображение», «Сельский ча­сослов») Есенин переходит к постижению России начала XX в.
    Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» поэт зовет «царевну сонную» Русь, жи­вущую «на туманном берегу», к новой вере.
    После Октябрьской революции творчество Есенина характери­зуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выраже­нию, «с крестьянским уклоном», ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», в поэме «Инония» он говорит о том новом, что несет Родине рево­люция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:
    Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — родина,
    Я — большевик.
    Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:
    В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, —
    Куда несет нас рок событий.

  2. Сочинение.
    Биография и творчество Сергея Есенина.
    Может, и нас отметит
    Рок, что течет лавиной,
    И на любовь ответит
    Песней соловьиной.
    Сергей Есенин
    Секрет притяжения личности и поэзии Есенина- по сей день загадка для отечественных и зарубежных исследователей. О жизни Есенина очень часто слагали легенды. Эти легенды начали рождаться еще при жизни поэта. Легендами наполнена вся жизнь, Есенин зачастую сам слагал легенды и мифы про самого себя. Он сам творил свою биографию.  Например, В. Маяковский «делал стихи», Сергей Есенин делал свою биографию. Еще пи жизни поэта окрестили «хулиганом» и он с этим был полностью согласен. Легенды о Сергее Есенине – это своеобразный диалог стихов и жизни:
    Засосал меня песенный плен
    Осужден я на каторге чувств
    Вертеть жернова поэм.
    В начале 30- х годов, лучшим поэтом России был объявлен В.В. Маяковский, С. Есенина практически забыли, даже запретили. Возвращаясь к началу карьеры С. Есенина, следует отметить, что еще в 1905 году А.А. Блок писал: « Должен появиться поэт, который принесет в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мифическими, а изумительными по своей красоте». В 1915 году состоялось знакомство А. Блока с С. Есениным. Как и предполагал поэт Есенину был обеспечен быстрый успех и огромная слава. В лице Есенина «черная, мужицкая Русь» обрела свой голос.
    Как у любого поэта мы подразделяем творческий путь на определенные этапы. Творчество Сергея Есенина тоже можно было бы разделить, но Есенин сделал это сам. Поэзия Есенина отличается целостностью, потому что в ней все о России: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве». Однако можно сказать, что Россия Есенина родная сестра блоковской России.
    В душе Сергея Есенина уживаются две России – «земная» и «небесная». Стихотворения о России проходят через все творчество поэта. Даже после октябрьского переворота поэт остается верен теме «родина», хотя исследователи творчества Есенина отмечают, что стиль поэта время от времени меняется. В годы революции поэт всецело был на стороне Октября. Он ждал чего-то нового, ждал превращения России в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. В 1917 – 1919 годах Есенин, почти перестал писать лирику, но зато создает цикл революционных поэм. Но вскоре поэт понимает, что его ожидания не оправдались.
    В 1920 году Есенин пишет стихотворение – «Я последний деревенский поэт»:
    Я последний поэт деревни,
    Скромен в песнях дощатых мост.
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвою берез.
    По мнению самого Есенина и многих критиков, он действительно стал последним поэтом деревни, можно сказать также «поэтом уходящей Руси».
    20-е годы в поэзии Сергея Есенина переломные. Ранее Есенин редко обращался к теме любви. В конце 20-х годов он начинает работать над циклом стихов « Любовь хулигана». В эти годы тема любви становится центральной. Одним из ярких примеров в творчестве Есенина принято считать произведения из цикла «Персидские мотивы».
    Есенинские строки музыкальны, например, «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».
    В основном лирика поэта отличается песенно-фольклорным началом, образностью, цветовой палитрой.
    До последних дней Сергей Есенин влюбляется, в его жизни было много любви, но настоящей, наверное, так он и не встретил. Свои переживания он отобразил в последнем крупном и как сказал сам Есенин: «лучшее, что я написал», в поэме «Анна Снегина». Жанр произведения Есенин определил как лироэпическое. В поэме отмечается «многоголосие», как и во всем творчестве поэта. Композиция поэмы построена по кольцевому признаку. В этой поэме чувствуется присутствие самого Есенина, главный герой, он же лирический герой по имени Сергей. Поэт как бы пишет про самого себя. Здесь он рассказывает как бы о своей любви:
    Далекие, милые были
    Тот образ во мне не угас.
    Мы все эти годы любили
    Но мало любили нас.
    Этими словами поэт подвел как бы итог своей жизни. Поэтому, мне кажется, его жизнь и закончилась столь трагично.  Это был поэт исключительной лирической силы. Я люблю лирику Есенина. Его стихи – простые и ясные по своей форме – всегда насыщены глубоким внутренним волнением и с предельной искренностью выражают правду его жизни, в которой он предстал существом с другой планеты.
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района
    “Михайловская средняя общеобразовательная школа”
    “Великий язык великой наций”
    номинация
    “Биография и творчество Сергея Есенина”
    Фищер Кристина Олеговна,
    обучающаяся 11 класса
    МБОУ”Михайловская СОШ”
    Пшеничная Ольга Борисовна

  3. 3
    Текст добавил: Голосуй_За_Меня

    Основные мотивы поэзии Есенина.

    Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Роди]ны. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину — село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Го]лубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затерять]ся в зеленях твоих стозвонных».
    Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, ка]кой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дым]ку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:
    О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
    Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ран]них стихах («Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В том краю, где желтая крапива…», «Спит ко]выль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть», «деревню, потонувшую в ухабинах». Особенно обостряется чув]ство сыновней любви к Родине в период Первой мировой вой]ны. В стихотворении «Русь» Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, «поджиданье седых матерей». Любовь к природе Рос]сии переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы», старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоп]танный ток», деревенских парней-рекрутов. От идеализации при]родной, патриархальной Руси («Преображение», «Сельский ча]сослов») Есенин переходит к постижению России начала XX в.
    Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» поэт зовет «царевну сонную» Русь, жи]вущую «на туманном берегу», к новой вере.
    После Октябрьской революции творчество Есенина характери]зуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выраже]нию, «с крестьянским уклоном», ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», в поэме «Инония» он говорит о том новом, что несет Родине рево]люция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:
    Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — родина,
    Я — большевик.
    Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:
    В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, –
    Куда несет нас рок событий.
    В поэзии Есенина появляется тема противопоставления горо]да деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению «железного гостя», представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обу]словили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов. Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей — жеребенок, несущийся за паро]возом. Поэт с грустью называет себя «последним поэтом дерев]ни». Он стремится преодолеть отъединненость от революцион]ных преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Русь советская»). В послереволюци]онной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии «железного Миргорода», обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с приро]дой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории невозможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем кресть]янской Руси, противоречивые, мучительные:
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальную Видеть беднуй, нищую Русь.
    Тема Родины соединяется с темой революции, наполняется драматизмом. Русская революция была грандиозным взрывом невиданных сил, прорвавшихся и разбивших устои, прежде ка]завшиеся незыблемыми. В глазах Есенина она предстала как раз]гул могучей стихии, в которой трагически обнажались потаен]ные глубины человеческой натуры — и светлые, гуманистические идеалы, и темные, звериные начала. Чтобы лучше понять на]стоящее, Есенин обращается к прошлому — к истории мужиц]ких бунтов. Так родилась поэма «Пугачев».
    Вся поэзия Есенина, по его словам, «жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Все годы Есенин оставался верен чувству, пропето]му им в юношестве:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».
    Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к «братьям нашим меньшим». Животные — не]отъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы. Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи «Коро]ва», «Лисица», «Песнь о собаке», «Собаке Качалова».
    Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина — тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.

    На этой странице искали :

    сочинение на тему творчество есенина
    темы образы и мотивы раннего есенина
    темы образы и мотивы раннего есенина сочинение
    сочинение на тему поэзия Есенина
    Анализ стихотворения Русь Есенин

  4. Биография Есенина достаточно противоречива. Из многих произведений мы узнаем о его разгульной жизни, знаем, что автор пользовался популярностью у женщин, да и сам был очень влюбчивым. Но в тоже время мы видим прекрасного человека, лирика, мужчину, сердце которого переполнено любовью к Родине и уважением к женщине.
    Практически в каждом стихотворении поэт описывает красоту Родины, ее безграничные просторы, приятный шум зелени, стройные березы и синие озера. В любое время года, переживая трудные времена, выходя на путь революции, для автора Россия всегда была прекрасна. Он любовался ею, но в тоже время его не покидала мысль о трудной и суровой судьбе родной страны. Поэзия Есенина глубоко патриотична, но в ней сохраняется особенный стиль, который присущ поэту-лирику.
    Говоря о поэзии Есенина, невозможно не упомянуть его стихотворения о любви. Любовная лирика поэта – это моя любимая часть произведений, которые всегда читаются на одном дыхании. Особое понимание отношений между мужчиной и женщиной пришло к поэту в последние годы жизни. Именно зрелый взгляд на любовь показан в сборнике стихотворений «Персидские мотивы». В последние годы жизни было написано стихотворение «Письмо к женщине», в котором, как мне кажется, автор просит прощение у всех дам, которых когда-то любил, но не смог сберечь любовь.
    Каждое стихотворение уникально, все работы автора разные, как и сам поэт. Он постает перед читателем в разных образах: романтик, влюбленный, озорной гуляка, скиталец, странник, но всегда невероятно искренний и глубокий.

  5. 5
    Текст добавил: Люблю только себя

    Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью – любовью ко всему живому : зверям, птицам, домашним животным. С необычайной личностью и жалостью он пишет стихи : «Корова» , «Песнь о собаке» (прочитав это стихотворение Горький писал : «Я сказал ему, что на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных).
    Вспоминая свои юные годы, Есенин писал в автобиографии : «Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов». И он пишет стихи по структуре напоминающие стихи Кольцова, у которого лапти и рванные кафтаны прочно вошли в поэзию : «Думы мои, думы», «В хате», «Молотьба».
    Стихотворение «О Русь, взмахни крылами», было написано вскоре после Февральской революции, иллюзия надежды на перемены отразилась в творчестве Есенина.
    Я согласна с положительными отзывами на «Радуницу» известного литературоведа П. Саккулина, «Народный златоцвет», в которой он одним из первых указывал на то, что творчество Есенина находится в « струе художественного фольклоризма», что в его поэзии «говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками». «Для Есенина нет ничего дороже Родины», – делал верное заключение Саккулин ( «Вестник Европы», 1916, № 5, стр. 205, 208).
    «Поэтическое творчество русского народа не замерло: оно приняло лишь новые формы» – утверждал он. Так творчество Есенина уже служило веским аргументом в серьезном литературном споре.
    В откликах на Февральскую революцию поэт совершенно не касается каких-либо конкретных исторических фактов или жизненных обстоятельств.
    Можно утверждать, что Есенин в своем отношении к революции разделял настроение патриархальной части русского крестьянства, пассивных его слоев, далеких от идеи сознательной революционной борьбы, верных строзаветным законам деревни и иллюзорной мечте о том, чтобы жизнь протекала в прежнем русле, но без помещичьего гнета и насилия царских чиновников.
    Октябрьская революция усилила политическую борьбу в стране.
    Ярким свидетельством тогдашней позиции Есенина служат его наброски к поэме «Анна Снегина», в которой он пытался изобразить острую литературную борьбу, вызванную революцией:
    «Возмездие достигло рока,
    Рассыпались звенья кольца.»
    О позиции Есенина в период революции можно судить по некоторым фактам его биографии. Поэт Д.Семеновский вспоминал: «Известно, что в ответ на обращение Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности» , написанное В.И. Лениным в связи с немецким наступлением в 1918 году, Есенин записался в боевую дружину. То время диктовало свой подход к литературе, и Есенин совместно с М.Герасимовым и С.Клычковым написал текст «Кантаты», которая исполнялась при открытии мемориальной доски – памятник передовым борцам Октябрьской революции. Так же поэт написал стихотворение «Небесный барабанщик» – это пафосное стихотворение, веры в победу революции. В его стихах начинает звучать тема братства и единения, появляется публицистичность, лозунговость – «Кто хочет свободы и братства, Тому умирать нипочем!», «Да здравствует революция На земле и небесах!» Так революционная эпоха врывалась в стихи проникновенного лирика, вносила в его творчество пафос и высокое воодушевление.
    Он написал даже киносценарий «Зовущие зори», в соавторстве с Герасимовым, Клычковым и писательницей Павлович и принимал самое горячее участие. Н.Павлович вспоминает: «Есенин не мог не видеть недостатков нашего незрелого детища, но он своей рукой переписывает большую часть чистового экземпляра сценария, не отрекаясь от него желая довести до печати» (Альманах «Литературная Рязань», книга вторая,1957 г.Здесь впервые опубликован сценарий «Зовущие зори»)
    Есенин принимал участие в занятиях Пролеткульта, живо интересовался творчеством пролетарских поэтов. И в этом не было ничего неожиданного, так как поэты были выходцами из крестьян, не порвавших связей с деревней. Но в Пролеткульте не было единого мнения о нем и в рецензии на сборники Есенина, опубликованной в одном из пролеткультовских журналов, говорилось: «Идеология Есенина очень определенна: это левое народничество…. Пролетарским поэтом Есенина назвать никак нельзя. Тем не менее, он настолько крупен и своеобразен, что не присматриваться к нему внимательно не может и пролетариат».
    Но пролеткультовские журналы публиковали и противоположные оценки творчества поэта : «совершенно ненужный пролетариату», «уходит прямо в лагерь реакции». Подобное отношение к Есенину заведомо обрекало его на неудачу сблизится с Пролеткультом. И он вместе с Коненковым и Клычковым поддат заявление в Московский Политкульт с просьбой организовать при нем секцию крестьянских писателей. Но это стремление стать ближе к революционному искусству, потерпело неудачу. Слово «большевик» не было для Есенина только средством поэтического языка и он делает попытку вступить в члены Коммунистической партии. Но его не приняли. Есенин, как и все остальные поэты, был захвачен в духе времени пафосом революции. есенин поэт дункан иманжист
    Теперь разберемся, какие же изменения в творчестве Есенина произошли в связи с Октябрьской революцией?
    Поэт стремился коснуться жизненно важных для русской деревни вопросов, пытается осознать значение великого исторического поворота в судьбах русского крестьянства. Однако его попытки осложняются недостаточной четкостью политических взглядов, беспомощностью перед трудными политическими вопросами, и прежде всего перед одним из важнейших – о русском крестьянстве и пролетарской революции. Мучительные поиски привели его к сближению с эсеровскими кругами. Он искал политического самоопределения. И труднее, чем многим, было найти верную позицию Есенину, связанному с патриархальной деревней. Он вступает в «скифство» и печатается в газете «Знамя труда» – произведения «Октоих», «Пришествие», «Инония», «Сельский часослов». Все они были отмечены религиозной символикой. Использование библейской символики – весьма характерная примета литературы первых лет революции. Библейские образы, мифы и притчи были емки по смыслу и вполне понятны представителям самых разных слоев.
    Но не религиозные проблемы волнуют поэта, а все же судьба крестьянства.
    Постепенно, он отошел от партии эсеров и покинул «скифов», поняв, что пошел не по истинному пути, замечая, что он расходился в вопросе о национальных особенностях русского народа.
    Поэт искал новую точку опоры, новую жизненную позицию, иные средства художественного выражения.

  6. С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с 8 лет. В 1912-1915 гг. учился в Москве в Народном университете Шанявского и работал корректором. С 1914 г. Есенин начал печататься в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Весной 1915 г. он отправился в Петроград и встречался там с А.А.Блоком, С.М.Городецким и другими столичными поэтами, познакомился с издателями. С этого времени Есенин становится профессиональным поэтом.
    В начале 1916 г. вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», высоко оцененный критиками, обратившими внимание на самобытный талант молодого поэта. Вскоре его призывают в армию, вплоть до Февральской революции 1917 г. он служит санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — объяснял он впоследствии свое отношение к происходившему в стране.
    В 1919 г. Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу поэтов-имажинистов. Первая половина 1920-х гг. — наиболее продуктивный период творчества Есенина. Выходят в свет лирические сборники «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Стихи» (1924), «Персидские мотивы» (1925), «О России и Революции» (1925) и поэмы «Кобыльи корабли» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Песнь о великом походе» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), «Русь уходящая» (1924), «Ленин» (1924-25), «Поэма о 36» (1925), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (опубл. в 1926); драматические поэмы «Пугачев» (1922), «Страна негодяев» (1924-1926). В 1922-1923 гг. Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.
    Поэт ушел из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. в ленинградской гостинице «Англетер».
    Ранняя лирика
    Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все — о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками — «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика — магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных,
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Гой ты, Русь моя родная,
    Хаты — в ризах образа…
    Не видать конца и края
    Только синь сосет глаза.
    Крестьянская Русь — центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница — день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя — постоянные эпитеты есенинской России:
    Опять передо мною голубое поле.
    Качают лужи солнца рдяный лик.
    Водою зыбкой стынет синь во взорах…
    Специфическое, «индивидуальное» использование цвета — характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» — цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина — молодость, полнота светлых чувств, нежность.
    «Обаяние и тайна есенинской Руси — в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов « на туманном берегу»:
    Молочный дым качает ветром села,
    Но ветра нет, есть только легкий звон.
    И дремлет Русь в тоске своей веселой,
    Вцепивши руки в желтый крутосклон.
    («Голубень»).
    И хоть сгоняет твой туман
    Поток ветров, крылато дующих,
    Но вся ты — смирна и ливан
    Волхвов, таинственно волхвующих.
    («Тебе одной плету венок… »).
    Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она — воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:
    Сторона ль моя, сторонка,
    Горевая полоса…
    Только лес, да посолонка,
    Да заречная коса…
    Оловом светится лужная голь.
    Грустная песня, ты — русская боль.
    Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок,/Цветами сыплю стежку серую» и «…не любить тебя, не верить — / Я научиться не могу».
    В стихотворении «За темной прядью перелесиц…» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:
    И ты, как я, в печальной требе,
    Забыв, кто друг тебе и враг,
    О розовом тоскуешь небе
    И голубиных облаках.
    Это очень показательные строки. Две России — «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска — о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина — «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она — оставленная. Мотив покинутого отчего дома — один из ведущих в лирике Есенина.
    В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:
    — максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы — в основе большинства стихов Есенина);
    — естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи — письмо от Есенина», — определял эту особенность Ю. Тынянов);
    — ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);
    — открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом — тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».
    Послеоктябрьская лирика
    «Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», -— писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику — благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. — «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение — «Я последний поэт деревни…»:
    Я последний поэт деревни,
    Скромен в песнях дощатый мост.
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвой берез.
    Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, — его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей — деревянной — деревней, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:
    Не живые, чужие ладони,
    Этим песням при вас не жить!
    Только будут колосья-кони
    О хозяине старом тужить.
    Будет ветер сосать их ржанье,
    Панихидный справляя пляс.
    Скоро, скоро часы деревянные
    Прохрипят мой последний час!
    Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте — в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева — вот религия мысли нашего народа», — считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное — от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, — это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма — деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, — свеча живая, из телесного воска сотворенная:
    Догорит золотистым пламенем
    Из телесного воска свеча,
    И луны часы деревянные
    Прохрипят мой двенадцатый час.
    Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).
    Милый, милый, смешной дуралей,
    Ну куда он, куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница?
    Только мне, как псаломщику, петь
    Над родимой страной аллилуйя.
    («Сорокоуст», 1920 г.)
    Год 1920-й — переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» — «Русь уходящая». Сам поэт — в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».
    Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям — матери, деду, сестрам, землякам:
    Я слушаю. Я в памяти смотрю,
    О чем крестьянская судачит голь.
    «С Советской властью жить нам по нутрю…
    Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»
    Как мало надо этим брадачам,
    Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
    (« Русь уходящая »).
    Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных » и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно — она растворилась в окружающем мире:
    Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
    Имя тонкое растаяло, как звук,
    Но остался в складках смятой шали
    Запах меда от невинных рук.
    В тихий час, когда заря на крыше,
    Как котенок, моет лапкой рот,
    Говор кроткий о тебе я слышу
    Водяных поющих с ветром сот.
    Далеко не все стихи цикла «Любовь хулигана» относятся к лучшим творениям Есенина. Скорее — отдельные образы, строфы, строчки:
    Пусть я буду любить другую,
    Но и с нею, с любимой, с другой,
    Расскажу про тебя, дорогую,
    Что когда-то я звал дорогой.
    Расскажу, как текла былая
    Наша жизнь, что былой не была…
    Голова ль ты моя удалая,
    До чего ж ты меня довела?
    («Вечер черные брови насопил…»).
    Любовь — центральная тема «Персидских мотивов» и так называемого «зимнего цикла» (конец 1925 г.). Высокий эмоциональный накал, душевная обнаженность, безоглядная удаль — отличительные черты есенинской любовной лирики. В передаче стихии любовного чувства поэт глубоко индивидуален:
    Милая, ты ли? та ли?
    Эти уста не устали.
    Эти уста, как в струях,
    Жизнь утолят в поцелуях.
    Милая, ты ли, та ли?
    Розы ль мне то нашептали?
    (« Море голосов воробьиных…»)
    Есенинские стихи о любви подчеркнуто музыкальны. Кажется, что и все очарование знаменитого «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» из «Персидских мотивов» именно в удачно найденной повторяющейся строчке — музыкальной теме всего стихотворения.
    В одном из ранних стихотворений Есенин изобразил расставание с любимой как прощание с собственной тенью:
    Где-то в поле чистом, у межи,
    Оторвал я тень свою от тела.
    Неодетая она ушла,
    Взяв мои изогнутые плечи.
    Где-нибудь она теперь далече
    И другого нежно обняла.
    Но живет по звуку прежних лет,
    Что, как эхо, бродит за горами…
    («День ушел, убавилась черта…»)
    Обычно редко обращают внимание на то, что в стихах Есенина любимая, как и образ России, — лишь эхо, отзвук, тень, мечта:
    Светит месяц. Синь и сонь.
    Хорошо копытит конь.
    Свет такой таинственный,
    Словно для единственной —
    Той, в которой тот же свет
    И которой в мире нет.
    (« Вижу сон. Дорога черная…» )
    Благодарное приятие — основной тон в отношении лирического героя к жизни — проявляется и в отношении к женщине — подруге, любимой. Он умеет проститься и расстаться с любимой светло, с благодарностью, без истерической натуги:
    Любимая с другим любимым,
    Быть может, вспомнит обо мне
    Как о цветке неповторимом…
    («Цветы мне говорят — прощай…»)
    Любимая!
    Я мучал вас,
    У вас была тоска
    В глазах усталых…
    («Письмо к женщине»)
    Даже в одном из самых «кабацких», насыщенных вульгаризмами стихотворений («Излюбили тебя, измызгали — / Невтерпеж. / Что ж ты смотришь так синими брызгами? / Иль в морду хошь?») все написано, кажется, ради двух финальных строк:
    К вашей своре собачьей
    Пора простыть.
    Дорогая, я плачу,
    Прости… прости…
    («Сыпь, гармоника. Скука…»)
    Особенности поэтического стиля. Литературоведы обычно отмечают следующие черты поэтики Есенина:
    1) Песенно-фольклорное начало. На фольклорные источники своей поэзии не раз указывал сам Есенин. Это прежде всего песенная мелодичность. Не случайно до сих пор Есенин остается поэтом, которого поют больше, чем кого-либо другого. Ритмический рисунок есенинского стиха сходен с ритмикой народных песен и частушек:
    Эх, береза русская!
    Путь-дорога узкая.
    Эту милую, как сон,
    Лишь для той, в кого влюблен,
    Удержи ты ветками,
    Как руками меткими.
    От народной же песни в поэзии Есенина — обилие повторов и кольцевые обрамления:
    Свет вечерний шафранного края,
    Тихо розы бегут по полям.
    Спой мне песню, моя дорогая,
    Ту, которую пел Хайям.
    Тихо розы бегут по полям…
    — а также постоянные эпитеты и система сквозных лирических образов (клен, черемуха, яблоня, сад, осень), переходящих из стихотворения в стихотворение.
    2) Специфическая образность. «Не я выдумал этот образ, он… основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ («сказочный оборотень», по словам поэта) заключает в себе определение какой-то, не всегда легко, с ходу понятной поэтической мысли. В большинстве случаев «фигуральности Есенина», как правило, практически непереводимы на язык понятий. Для того чтобы глубже понять мысль поэта, необходимо учитывать весь контекст его творчества. Так, строка «все пройдет, как с белых яблонь дым» из знаменитого «Не жалею, не зову, не плачу…» скажет гораздо больше, если знаешь, что яблоня у Есенина — это и реальное дерево, и образ души поэта:
    Хорошо под осеннюю свежесть
    Душу – яблоню ветром стряхать…
    Не каждый умеет петь,
    Не каждому дано яблоком
    Падать к чужим ногам.
    Словесный образ Есенина отражает «узловую завязь природы и человека». Отсюда — два любимых художественных приема поэта — олицетворение и метафора, которые нередко совмещаются в одном образе:
    Изба-старуха челюстью порога
    Жует пахучий мякиш тишины.
    («О красном вечере задумалась дорога…»)
    Вижу сад в голубых накрапах,
    Тихо август прилег ко плетню.
    Держат липы в зеленых лапах
    Птичий гомон и щебетню.
    (« Эта улица мне знакома…»)
    Своеобразное открытие Есенина — «олицетворение наоборот», когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека. Целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая…» «Роща золотая» —это и сам поэт, и его поэзия. Для Есенина поэзия — прекрасный сад (роща), где слова — листья, а образы — яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком. Для поэта человек, поэзия и природа — одно нерасчленимое целое. Лирический герой Есенина часто наделяет себя «портретными» признаками деревьев (чаще всего — клена), цветка, листа: «Сам себе казался я таким же кленом, / Только не опавшим, а вовсю зеленым…»; «Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую…»
    3) Особенности цветовой и световой палитры. Преобладающие цвета в лирике Есенина — синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:
    Несказанное, синее, нежное,
    Тих мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя — поле безбрежное —
    Дышит запахом меда и роз.
    Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний — пейзаж души лирического героя. Интересно, что сторонник изобразительной точности в поэзии Иван Бунин бранил Есенина за пейзажные «неточности» и даже упрекал его в «незнании природы».
    Любимые есенинские эпитеты — «синий» и «голубой» — постоянные характеристики матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую Русь /Старый клен на одной ноге…»; «Май мой синий, июнь голубой!»
    Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем — «зимнем» — цикле стихов преобладают в основном два цвета — черный и белый:
    Снежная равнина, белая луна,
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам.
    Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *