Сочинение на тему творчество александра блока

9 вариантов

  1. Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.
    Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.
    Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.
    В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.
    Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.
    Автор: Вероника Пакшина

  2. О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны  Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая – Ты.
    В творчестве А. Блока также фигурирует революционная тема. Поэт поднимает тему «зверского» отношения к рабочему классу, создает мистический образ завода-монстра, поглощающего человеческие жизни. В стихотворениях чувствуется неприятие «хозяев жизни» («Фабрика»), «быта страшного мира», нищеты  и тяжести подневольного труда: «Как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине».
    Также любопытен образ «тысячеокой  России». Поэт восхищается «весной без конца и без краю», прозрачностью осени, русскими лесами, кружевами тонких берез. Тема родины раскрывается в образах-символах пути, дороги, дали, ветра, вечного движения, вечного стремления к будущему. А. Блок  с особой интонацией писал о «нищей и родной Руси» в одноименном стихотворении. Образ России достигает кульминации  в цикле «Родина» (стихотворения «Россия», «Коршун» и т.д.) В цикле «На поле Куликовом» Родина представлена как верховная, высшая ценность, которой посвящена вся жизнь лирического героя. Куликовская битва – это символическое событие, которому суждено возвращение. Образ Родины  показывает глубокую связь поэта с Россией, народом и отечественной природой.

  3. Сочинения
    “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А.А.Блока “Двенадцать”.)
    “Без конца и без краю мечта!” (По лирике А.А.Блока.)
    “Борьба есть условие жизни…” В.Г.Белинский. (По творчеству А.Блока)
    “Душа парила ввысь и там звезду нашла” (По лирике А. А. Блока)
    “Женские лики” в творчестве А. А. Блока
    “Мелодией одной звучат печаль и радость…” (Тема любви в лирике А. Блока)
    “Мелодией одной звучат печаль и радость…” (Тема любви в лирике А.А. Блока.)
    “Мелодией одной звучат печаль и радость…” (тема любви в лирике А. Блока).
    “Мировой пожар” в творчестве А. Блока
    “Он весь — дитя добра и света…” (Образ художника в лирике А.А.Блока).
    “Предчувствую Тебя…” (Любовная лирика А. А. Блока)
    “Раздается мерный шаг…” (По поэме А. Блока “Двенадцать”)
    “Раздается мерный шаг…” (По поэме А.А.Блока “Двенадцать”.)
    “Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге”.
    “Стихи о Прекрасной Даме” в лирике А.А. Блока
    “Страшный мир! Он для сердца тесен!” (По лирике А.А.Блока.)
    “Страшный мир” в лирике А.А.Блока
    «Всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку революции!» А.А. Блок
    «Земное» и «неземное» в книге стихов А.А. Блока «Стихи о прекрасной даме»
    «И вечный бой! Покой нам только снится»
    (по лирике А.А. Блока)
    «Моя тема – тема о России» А. Блок
    «О Русь моя! Жена моя!». Образ России в поэзии А.А. Блока
    «Путь среди революций» А.А. Блока
    «Русь моя, жизнь моя…»
    (по творчеству А.А. Блока)
    «Страшный мир» в лирике А.А. Блока
    «Трилогия вочеловечения» как отражение этапов творческого пути А.А. Блока
    «Это все о России»
    (по творчеству А.А. Блока)
    «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…» А.А. Блок
    «Я — ГАМЛЕТ»
    (по творчеству А.А. Блока)
    А.А. Блок – советский поэт
    А.А. Блок — символист
    Александр Блок и Революция (на примере поэмы “Двенадцать” и статьи “Интеллигенция и Революция”)
    Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)
    Анализ поэмы А.А. Блока “Двенадцать”
    Анализ поэмы А.Блока “Соловьиный сад”
    Анализ стихотворений “Как тяжко мертвецу среди людей”, “Ночь, улица, фонарь аптека”, “Поэты”, “Друзьям” Блока
    Анализ стихотворения “Незнакомка” А.А. Блока
    Анализ стихотворения “Россия” А. Блока.
    Анализ стихотворения А. Блока “Мне страшно с тобою встречаться”
    Анализ стихотворения А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…” (адресовано жене)
    Анализ стихотворения А.Блока “Незнакомка”.
    Анализ цикла А.А. Блока «На поле Куликовом»
    Бессонница… А.А. Блок, О.Э. Мандельштам, И.А. Бродский: возможность разговора
    Борьба двух “миров” в поэме А. Блока “Двенадцать”
    Братство по крови, братство на крови
    (сочинение-исследование: революция в творчестве А.А. Блока и И.Э. Бабеля)
    Город в творчестве А.А. Блока
    Гражданственность поэзии А.Л.Блока
    Духовный путь А.А. Блока
    Дыхание революции и «страшный мир» А.А. Блока
    Изображение революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
    Историческое прошлое России в цикле стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом»
    История любви, рассказанная А. Блоком
    Италия в стихах А.А. Блока и Н.С. Гумилева
    Как в поэме А. А. Блока “Двенадцать” обнаруживается сломленность старого мира?
    Каков смысл названия поэмы А. А. Блока “Двенадцать”?
    Лермонтовские мотивы в творчестве А.А. Блока
    Лики страшного мира в поэзии А. А.Блока
    Лирика А.А. Блока
    Лирический герой А. А. Блока
    Лирический герой А.А. Блока
    Вариант 1
    Лирический герой А.А. Блока
    Вариант 2
    Лирический герой А.А. Блока
    Вариант 3
    Лирический герой А.А. Блока
    Лирический герой в поэзии А. Блока
    Лирический герой поэзии А.А. Блока, его эволюция
    Вариант 1
    Лирический герой поэзии А.А. Блока, его эволюция
    Вариант 2
    Лирический герой поэзии А.А. Блока, его эволюция
    Любовь в творчестве А.А. Блока
    Мечта в поэзии А.А. Блока
    Мечты и действительность в лирике А. А. Блока
    Мечты и реальность в поэзии А.А. Блока
    Моё любимое стихотворение А.А. Блока
    Вариант 1
    Моё любимое стихотворение А.А. Блока
    (по циклу стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом»)
    Вариант 2
    Моё любимое стихотворение А.А. Блока
    Мой А.А. Блок
    Вариант 1
    Мой А.А. Блок
    Вариант 2
    Мой А.А. Блок
    Мотивы и образы первого тома лирики Блока
    Мотивы лирики А.А. Блока
    Моя любимая книга стихов А.А. Блока
    Начало духовного пути Александра Блока
    О цикле стихов Блока “На Куликовом поле”
    Образ Прекрасной Дамы в романтическом мире раннего А.А. Блока
    Образ России в лирике А.А. Блока
    Вариант 1
    Образ России в лирике А.А. Блока
    Вариант 2
    Образ России в лирике А.А. Блока
    Вариант 3
    Образ России в лирике А.А. Блока
    Образ России в творчестве А.А. Блока
    Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока
    Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А.Блок. Стихи.)
    Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока
    Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока
    Образ прекрасной дамы в лирике А.А. Блока
    Образ родины в лирике А.А. Блока
    Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике А.А. Блока
    Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать”
    Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать”
    Образы русской природы в стихах А. Блока.
    Образы русской природы в стихах А.А. Блока о России
    Основные вехи творческого пути и мироощущение А.А. Блока в предреволюционную эпоху
    Поэмы Александра Блока
    Поэт мечты
    (любовная лирика А.А. Блока)
    Поэтический образ России в лирике А. А. Блока
    Прекрасная Дама в лирике А А Блока
    Прекрасная дама в лирике А.А. Блока
    Призрачность мечты (А. Блок)
    Пророчество поэта А.А. Блока
    Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока
    Прошлое, настоящее и будущее в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»
    Вариант 1
    Прошлое, настоящее и будущее в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»
    Вариант 2
    Прошлое, настоящее и будущее в цикле А.А. Блока «На поле Куликовом»
    Ранняя лирика А.А. Блока
    Родина в творчестве Есенина и Блока
    Романтический мир раннего А.А. Блока
    Россия А.А. Блока
    Россия Александра Блока
    Россия в изображении А.А. Блока
    Россия в лирике А. Блока и С. Есенина
    Россия в лирике А.А. Блока
    Россия в лирике А.А. Блока и С.А. Есенина
    Россия в творчестве А.А. Блока
    Вариант 1
    Россия в творчестве А.А. Блока
    Вариант 2
    Россия в творчестве А.А. Блока
    Вариант 3
    Россия в творчестве А.А. Блока
    Россия в творчестве А.А.Блока
    Своеобразие любовной лирики А. А. Блока
    Символизм А. Блока
    Социальные мотивы в лирике А.А. Блока
    Сравнительный анализ стихотворений А. Блока “В неуверенном, зыбком полете…” и Б. Пастернака “Ночь”
    Стихотворение А. А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”
    Стихотворение А. А. Блока “Русь”. (Восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение А.А.Блока “Вхожу я в темные храмы…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение А.А.Блока “О, я хочу безумно жить…” (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение Блока “На железной дороге”
    Счастливое дитя поэзии двух веков
    (по раннему творчеству А.А. Блока)
    Творчество А.А. Блока
    Тема Родины в лирике А. Блока
    Тема Родины в поэзии Блока
    Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений в творчестве А.А. Блока
    Тема России в лирике А.А. Блока
    Вариант 1
    Тема России в лирике А.А. Блока
    Вариант 2
    Тема России в лирике А.А. Блока
    Тема России в творчестве А.А. Блока
    Вариант 1
    Тема России в творчестве А.А. Блока
    Вариант 2
    Тема России в творчестве А.А. Блока
    Тема города в поэзии А.А. Блока
    Тема города в творчестве А.А. Блока
    Тема любви в лирике А.А. Блока
    Вариант 1
    Тема любви в лирике А.А. Блока
    Вариант 2
    Тема любви в лирике А.А. Блока
    Тема любви в поэзии А. Блока и С. Есенина
    Тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина
    Вариант 1
    Тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина
    Вариант 2
    Тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина
    Тема любви в творчестве А. Блока
    Тема любви в творчестве А.А. Блока
    Вариант 1
    Тема любви в творчестве А.А. Блока
    Вариант 2
    Тема любви в творчестве А.А. Блока
    Вариант 3
    Тема любви в творчестве А.А. Блока
    Вариант 4
    Тема любви в творчестве А.А. Блока
    Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Блока
    Тема поэта и поэзии в творчестве А.А. Блока
    Тема пути в лирике А.А. Блока
    Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”
    Тема родины в лирике А.А. Блока
    Тема родины в поэзии А.А. Блока
    Тема родины в поэзии А.А. Блока, С.А. Есенина и В.В. Маяковского
    Тема родины в произведениях А.А. Блока и В.В. Маяковского
    Тема родины в творчестве А.А. Блока
    Вариант 1
    Тема родины в творчестве А.А. Блока
    Вариант 2
    Тема родины в творчестве А.А. Блока
    Вариант 3
    Тема родины в творчестве А.А. Блока
    Трагедия любви в лирике А.А. Блока
    Трансформация образа прекрасной дамы в творчестве А.А. Блока
    Футурологический прогноз поэта
    (по творчеству А.А. Блока)
    Христианская символика поэмы А.А. Блока “Двенадцать”
    Художественные особенности лирики А.А. Блока
    Художественные особенности лирики Блока
    Чем мне близка поэзия А.А. Блока
    Вариант 1
    Чем мне близка поэзия А.А. Блока
    Вариант 2
    Чем мне близка поэзия А.А. Блока
    Что привлекло меня в поэзии Серебряного века?
    Эволюция лирического героя А.А. Блока
    Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А.А Блока
    Эволюция темы любви в творчестве А.А. Блока
    Эволюция темы родины у А.А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихотворениям «Россия» и «Новая Америка»
    Эстетические и поэтические идеалы А.А. Блока и С.А. Есенина

  4. Александр Блок
    Александр Александрович Блок – русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов Р оссии.
    Родился: 28.11.1880, Санкт-Петербург
    Умер: 07.08.1921 (40 лет)
    Популярные произведения А.А. Блока
    В неуверенном, зыбком полете…
    В ресторане
    Вхожу я в темные храмы…
    Мне страшно с тобою встречаться
    На поле Куликовом
    О, весна без конца и без краю…
    О, я хочу безумно жить…
    Русь
    Синий крест
    Ты в комнате один сидишь
    Осенняя воля
    Другие сочинения по произведению Блока
    Тема любви в лирике А.А. Блока
    Тема России в творчестве А. Блока
    Лики “страшного мира” в поэзии А.Блока
    Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах
    Чем мне близка поэзия Блока
    Лирический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
    Тема родины в творчестве А. А. Блока
    ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА
    Тема любви в поэзии – Блок
    Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.
    Стихи А. А. Блока о Родине.
    Образ Руси в поэзии Блока
    Современники о поэзии А. Блока
    Мое любимое стихотворение – Блок
    Тема Родины – Блок
    Тема России в лирике А.А.Блока.
    Тема любви в лирике А. Блока (1)
    Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
    А. Блок — символист
    Лирический герой А. Блока
    Сочинение «Лирика Александра Блока»
    Блок – все сочинения
    Он весь — дитя добра и света,
    Он весь — свободы торжество!
    К. Чуковский
    Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.
    Первая книга стихотворений Александра Блока создана под впечатлением и влиянием идей Владимира Соловьева. В идеях философа его привлекают представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия.
    Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно так озаглавлен новый цикл. Это природа с добродушными и бессловесными тварями. Названия стихов говорят сами за себя: “Болотные черте-нятки”, “Болотный попик”, “Старушка и чертенята”. Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями:
    Вот — сидим с тобой на мху
    Посреди болот.
    Третий — месяц наверху —
    Искривил свой рот.
    Я, как ты, дитя дубрав
    Лик мой также стерт.
    Тише вод и ниже трав —
    Захудалый черт.
    Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее:
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?).
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:
    Нет! Счастье — праздная забота,
    Ведь молодость давно прошла.
    Нам скоротает век работа,
    Мне — молоток, тебе — игла.
    Сиди да шей, гляди в окошко,
    Людей повсюду гонит труд,
    А те, кому трудней немножко,
    Те песни длинные поют.
    Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.
    В соседнем доме окна желты.
    По вечерам — по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене — а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    Я слышу все с моей вершины:
    Он медный голосом зовет.
    Согнуть измученные спины
    Внизу собравшийся народ.
    Они войдут и разбредутся,
    Навалят на спину кули.
    И в желтых окнах засмеются,
    Что этих нищих провели.
    Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений:
    // вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет. Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам сегодня Блок? Из своего “далека” он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем. Стихи этого замечательного поэта пробуждают самые лучшие, самые сокровенные чувства. Не остается сердце равнодушно к его потрясающим стихам о природе, дружбе, любви и России.

  5. О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    Александр Блок
    Александр Блок — великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: “Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха”. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
    Испепеляющие годы!
    Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
    Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая “тревоги своего времени”.
    На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
    И черная земная кровь
    Сулит нам, раздувая вены,
    Все разрушая рубежи,
    Неслыханные перемены,
    Невиданные мятежи.
    В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два “магических” слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях “Прекрасная Дама”, “Незнакомка”, “Нечаянная радость”. Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
    Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в “Незнакомке” перед нами один символический ряд: “шляпа с траурными перьями”, “перья страуса склоненные”, скрывающаяся “в туманном… окне”, за “темной вуалью”, “незнакомка”. В позднем стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…” образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
    Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: “твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: “и бросил в ночь заветное кольцо”, “синий плащ”, “летели дни, крутясь проклятым роем”. В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — “синий плащ”. Его не просто надевает любимая — в него “она печалью завернулась”. Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. “… В сырую ночь ты из дому ушла”, — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
    Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
    Закат в крови!
    Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь.
    (“На поле Куликовом”)
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто “цыганщины”, а большого литературного стиля:
    Вешний трепет, и лепет, и шелест,
    Непробудные, дикие сны,
    И твоя одичалая прелесть
    Как гитара, как бубен весны!
    (“Ты — как отзвук забытого гимна…”)
    Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
    Отложила молодица
    Зимнюю кудель…
    Поглядеть, как веселится
    В улице апрель!
    Раскрутился над рекою
    Красный сарафан,
    Счастьем, удалью, тоскою
    Задышал туман.
    (Из цикла “Ненужная весна”)
    Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме “Возмездие” целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай…” Или: “Он, утверждая, отрицал, И утверждал он, отрицая…”
    В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
    Вагоны шли привычной линией,
    Подрагивали и скрипели;
    Молчали желтые и синие;
    В зеленых плакали и пели.
    (“На железной дороге”)
    Мастерски поэт использует цветовые метафоры: “желтые и синие” (вагоны I и II классов), “зеленые” (вагоны III класса). Здесь “желтые и синие” олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
    Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: “Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир”.
    Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
    Быть может, юноша веселый
    В грядущем скажет обо мне:
    Простим угрюмство — разве это
    Сокрытый двигатель его?
    Он весь — дитя добра и света,
    Он весь — свободы торжество!
    Тема Родины в поэзии Блока
    Хорошо известна поэтическая метафора: “Родина-мать”. Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется “олицетворением”. Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости — в виде женщины с весами в руках и завязанными глазами, чтобы подчеркнуть ее беспристрастие.
    Образ Родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
    Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”: “А ты все та же — лес да поле,/Да плат узорный до бровей…” Сначала это как будто земля, страна, пространство — лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению — “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина — и в то же время страна, это земля — и возлюбленная, это мать — и жена.
    Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная — и всегда узнаваемая: светлая жена — и чаровница, ожидающая — и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
    В густой траве пропадешь с головой.
    В тихий дом войдешь не стучась…
    Обнимет рукой, оплетет косой
    И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.
    Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”:
    О Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    Она — соратница и заступница:
    И с туманом над Непрядвой спящей,
    Прямо на меня
    Ты сошла, в одежде, свет струящей,
    Не спугнув коня.
    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моем плече.
    Она — нищая царевна, зачарованная и вольная, она — “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя…”. “Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни…” Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” тоже включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
    Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странною любовью…”. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него — единственная.
    И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
    Явись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи!
    Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.
    Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.

  6. Есть много разных поэтов, но один из моих самых любимых — Александр Блок. В своем творчестве поэт, как и любой писатель, касался множества тем. Это темы любви природы родного края, Родины. Творчество Александра Блока, пронизанное любовью к Родине, своему народу и любовью к женщине, близко мне больше всего. Именно в стихотворениях моего любимого поэта я нахожу ответы на все мои вопросы, мне понятны переживания поэта, я вместе с ним задумываюсь о жизни и смерти, о добре и зле, о любви и ненависти. Этих вопросов касались поэты всех времен, но у Блока, как мне кажется, они раскрыты наиболее полно.
    Тема природы родного края занимает значительное место в творчестве поэта. С особым волнением и восторгом я читаю стихи Блока о природе. От них веет какой-то таинственностью, непостижимостью бесчисленных тайн природы. Гуляя в лесу, я с волнением прислушиваюсь к щебету птиц, стрекоту кузнечиков, с восхищением наблюдаю за жизнью природы, и на ум приходят строки из стихотворения «Летний вечер»:
    Последние лучи заката
    Лежат на поле сжатой ржи.
    Дремотой розовой объята
    Трава некошеной межи.
    Сколько музыкальности, глубины чувства и красоты таят в себе строки поэта о природе! Красота природы воспевается в лирике Блока. С волнением и замиранием сердца, ощущением чего-то возвышенного и непостижимого я читаю строки:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Блок писал: «Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…» И я согласна с ним. Его восприятие природы и Родины близко мне, и порой мне кажется, что я смогла бы также поэтично воспеть в стихах красоту природы, если бы была наделена таким великим талантом, каким наделен Александр Блок.
    Также близки мне стихотворения Блока о любви. Любовь — это возвышенное чувство, переданное поэтом в своих произведениях с огромной силой, чувством восхищения. О своей возлюбленной он говорит с особой нежностью, восхищением и преданностью. Мне близки его переживания. Без любви невозможна жизнь, а жизнь без любви пуста. Мне кажется, именно это поэт утверждает в своей любовной лирике, и я согласна с ним. Любовь должна быть чиста, и Блок презирает пошлость в любви:
    Твой образ чудится невольно
    Среди знакомых пошлых лиц.
    Порой легко, порою больно
    Перед Тобой не падать ниц.
    Как и всех людей, которым была дана любовь в жизни, Блока увлекал вихрь любви:
    Натянулись гитарные струны,
    Сердце ждет.
    Только тронь его голосом юным —
    Запоет!
    Бред безумья и страсти,
    Бред любви…
    Невозможное счастье!
    На! Лови!
    А иногда именно любовь вдохновляла поэта, и он создавал те бессмертные строки, в которых поэт пишет о своих любовных переживаниях:
    Эта юность, эта нежность —
    Что для нас она была?
    Всех стихов моих мятежность
    Не она ли создала?
    Как и любой человек, Александр Блок знал и радость встреч, и горечь расставаний. Все это глубоко затронуло мою душу. Меня поразило то, что поэт как будто читал мои мысли, воплощал в стихотворные строчки именно мои мечты. Настолько талантлив Блок! Переживая горечь расставания, поэт пишет:
    Как прощались, страстно клялись
    В верности любви…

    Вспоминай же, ради бога,
    Вспоминай меня,
    Как седой туман из лога
    Встанет до плетня…
    Переживая радость любви, Блок пишет:
    Сердце занято мечтами,
    Сердце помнит долгий срок,
    Поздний вечер над прудами,
    Раздушенный ваш платок.
    Как и у меня, как и у любого человека, у Александра Блока были в жизни подъемы и падения, радости и огорчения, встречи и разлуки. И всю свою жизнь, все, что волновало его, поэт воплотил в поэтических строках своих поэм и стихотворений. Читая стихотворения, я очень глубоко воспринимаю все, о чем пишет поэт. В тРУДную минуту я обращаюсь к его стихам и всегда нахожу ответ. Меня поражают глубокие философские рассуждения поэта. В одном из стихотворений я читаю:
    Все на земле умрет — и мать, и младость,
    Жена изменит, и покинет друг,
    Но ты учись вкушать иную сладость,
    Глядясь в холодный и полярный круг.
    И к вздрагиваньям медленного хлада
    Усталую ты душу приучи,
    Чтоб было здесь ей ничего не надо,
    Когда оттуда ринутся лучи.
    Ранняя лирика Блока полна загадок и таинственных символов. Позже Блок начинает писать произведения, в которых действительность предстает более реальной. Поэт пытается приблизиться к народу, понять его нужды. И в своем стихотворении «Русь» Блок пишет о своем так называемом «прозрении»:
    Так — я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    В стихотворении «Россия» поэт выражает сочувствие народу и возмущение тем, что мешает ему жить и обрекает на тяжелый труд и страдание. Но и такой он любит Россию. Поэт пишет:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви.
    Блок очень тяжело переживал поражение революции, но предрекал наступление величайших событий в истории страны.
    Блок считал, что именно народ является единственной вдохновляющей силой. И поэт с любовью пишет о Родине и русском народе. Таким образом, творчество поэта разнообразно, разнообразны темы его произведений.
    Поэт умер. Но стихотворения и поэмы восхищают людей и сейчас. Мне близко все в творчестве Блока. Я люблю его стихи, так как я восхищаюсь глубиной чувств, искренностью и огромной силой таланта великого поэта.
    Александр Блок — великий художник слова, замечательный поэт, бессмертным творчеством которого я не перестаю восхищаться:
    Сама судьба мне завещала
    С благоговением святым
    Светить в преддверии Идеала
    Туманным факелом моим.

  7. Блок, Александр Александрович –
    Биография и творчество
    Александр Блок – крупнейший русский поэт, формирование которого, как поэтической личности проходило в непростых условиях исторической жизни России на рубеже XIX-XX веков. Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления величайшего в истории человечества социального перелома – революционного изменения общества. Он оказался последним великим поэтом старой. Дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая страница истории русской советской поэзии.
    Писать стихи Блок начала в конце девяностых годов и окончательно сложился как поэт на кануне первой русской революции 1905 года. Полного расцвета творчество его достигло в период 1907-1916 годов, то есть во время реакции, нового подъема освободительной борьбы и первой мировой войны. И последние всемирно известные произведения Блока, увенчавшие его творчество, – “Двенадцать” и “Скифы” были созданы после октябрьской революции в январе 1918 года, в самом начале советской эпохи.
    Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге в бывшем ректорском доме, стоящем во дворе Университета и выходящем окнами на Неву.
    Его отец – Александр Львович Блок (1852-1909), известный юрист, специалист по международному праву и государствовед, был профессором Варшавского университета. Он был личностью незаурядной хотя очень противоречивой. Болезненно самолюбивый, вспыльчивый, замкнутый, он представлял собой по тем временам новый психологический тип личности, созданный специфическими условиями развития России 1870-1880 годы XIX века.
    Его мать – Александра Андреевна, урожденная Бекетова (1860-1923), дочь известного ученого-ботаника, занимавшего в те годы должность ректора Петербургского университета. Ее характер был нервным, двойственным; в нем сочетались черты прямо противоположные. Родная ее сестра писала: “Александра Андреевна была далеко не уравновешенной и выдержкой не отличалась…характер ее был не ровен”. И еще “смены светлых и мрачных настроений вообще были ей свойственны”. Все эти черты вызывались такими свойствами натуры (в последствии появившимися и у Блока) как повышенная впечатлительность, нежность, страстность, крайняя нервность, склонность к мистицизму. Это все черты характеризующие человека переходного времени, когда старое отходило в прошлое и смутно намечалось новое.
    Суровый по своей натуре, педантичный ученый, Александр Львович сурово обращался со своей женой, история их отношений закончилась тем, что приехав в Петербург вместе с мужем, Александра Андреевна осталась в доме своего отца. Здесь же родился бедующий поэт.
    Две непростые наследственные линии – А.Л. Блока и А.А. Бекетовой – сложно переплелись в натуре и характере поэта, определив многое и в характере его творчества.
    В семье Бекетовых Блоку суждено было провести и детство, и отрочество. Бабушка, мать, тетка, обожали его. В семье был настоящий культ маленького Саши: им восхищались, его баловали. Но он и в правду был очень способным и рано, еще гимназистом, начал сочинять талантливые стихи. В них часто отражаются образы стихий – пожар, буря, ветер; и образы движения – корабли, поезда. Во многих детских “произведениях” Блока ощущается неосознанное стремление к преобразованию действительности, как оснащению своей выдумки такими деталями, которые не приближали бы ее к миру реальных вещей, а наоборот отдаляли от него.
    Поэтика Блока складывается в этих ранних вещах как поэтика романтическая и отчасти символическая, хотя следует учитывать, что упоминать о поэтике здесь можно лишь условно.
    Ему не было еще и семнадцати лет, когда он встретился с Садовской, дамой 37 лет, женой статского советника и матерью троих детей. Блок ухаживал за Садовской. Он пишет ей восторженные письма, добиваясь ответного чувства, назначает свидания, увозит ее в закрытой карете. По свидетельству ее тетки, он ведет себя как “северный Дон-Жуан”. Он посвящает Садовской стихи пишет “Ты”, называет ее “Мое Божество”, “Моя лучезарная звезда”, “Мой бог, мое счастье и надежда”, признается ей: “Моя душа жаждет только тебя”; Подписывает письма к ней “Твой навсегда”. Ну вот возникает связь – и Блок охладевает. Поэзия и “проза жизни” оказались для поэта-романтика несовместимы. В романе с Садовской Блок впервые в жизни почувствовал себя художником, почувствовал необходимость выработать свою “точку зрения”, занять в происходящем какую-то позицию. Уже через год после встречи Блок посвящает ей стихотворение, в котором называет путь по которому они шли, ложным:
    Помнишь ли город тревожный,
    Синюю дымку вдали?
    Этой дорогою ложной
    Молча с тобою мы шли…

    Наша любовь обманулась
    Или стезя увлекла –
    Только во мне шевельнулось
    Синяя города мгла…
    Помнишь ли город тревожный,
    Синюю дымку вдали?
    Этой дорогою ложной
    Мы безрассудно пошли.
    (1898 г.)
    Здесь чувствуется уже твердая рука, виден поэт со своим особым отношением к происходящему. Здесь есть своя художественная позиция.
    Встреча с Садовской дала возможность Блоку самому осознать свою позицию в этом любовном “поединке”. Также роман с ней помог выявить еще одну сторону лирического мировоззрения Блока и пояснил ему многое о нем самом.
    Весной 1898 года Блок окончил гимназию и осенью поступил на юридический факультет Петербургского университета, ректором которого был когда-то его дед. Он выбрал юридический факультет, как самый легкий, хотя возможно здесь не обошлось без влияния его отца, но очень скоро понял, “что совершенно чужд юридической науки”. В сентябре 1901 года, проучившись на юридическом факультете три года, он переводится на филологический факультет, который же конечно был гораздо ближе к его наклонностям, и его интересам и тем семейным традициям, в которых он воспитывался. Он часто и подолгу жил тогда в имении Бекетовых Шахматово, неподалеку от которого располагалось Боблово – усадьба знаменитого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Став студентом Блок познакомился с соседями, начал часто бывать у них и вскоре увлекся Любовью Дмитриевной Менделеевой, одной из дочерей профессора. В 1903 году они поженились. А в 1906 году окончил университет, где проучился в общей сложности восемь лет, известным поэтом.
    Летом 1901 года Блок написал свои первые самостоятельные стихи. Они были напечатаны в 1903 году в журнале известного русского символиста Мережковского “Новый путь”. В этом же году в альманахе символистов “Северные цветы”, появился еще один цикл Блока “Стихи о Прекрасной Даме”. Это одновременно и молитвенник, обращенный к той, кого поэт сделал своим Божеством, и мистический роман Поэта и Девы (Рыцаря и Дамы), богатый душевными переживаниями и конфликтами. Здесь есть все: ожидание и надежды, тревога и отчаяние, суровость и благосклонность. “Стихи о Прекрасной Даме” – это подлинный лирический дневник Блока, описывающий его реальную любовь к Менделеевой. В стихах множество отсылок и упоминаний, в которых можно видеть обстановку Боблово и Шахматово, а также намеков на события 1901-1903 годов, когда разворачивался их любовный роман. Эти чувства способствовали тому, что Блок обрел себя в лирическом творчестве.
    10 января 1904 года Блок с молодой женой приехал в Москву знакомиться с московскими поэтами. Уже год Блок переписывался с А.Белым, который увидел в нем поэта мистика, певца неземной Дамы, и который восторженно приветствовал его. Ждали Блока и другие поэты, главным образом из символического кружка “Аргонавты”. В тот же день Блоки явились с визитом к Белому. В своих мемуарах Белый передает то разочарование, которое его охватило при виде молодой четы. Тот образ Блока, который представлял себе Белый, очень отличался от оригинала. Но Блок не только разочаровал, но и очаровал, хотя совсем не тем, что от него ожидали, и под властью его чар Белый находился потом долгое время. Очаровала и Любовь Дмитриевна, своей земной очень женской красотой, золотыми прядями волос, непосредственностью и звонким смехом. Аналогичное впечатление производил Блок и на других современников.
    Первые стихи Блока были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке символистов, куда входили Мережковский, Гиппиус, Брюсов и Белый, талант Блока был сразу оценен и его приняли в поэтических салонах. Но талант Блока быстро перерос рамки символической школы, и он постепенно разошелся с прежними друзьями. В январе 1906 года он написал пьесу “Балаганчик”, в которой высмеял образы поэзии символистов. Мистические мотивы были представлены здесь в виде пародии и каламбура. Действие открывается заседанием кружка “мистиков обоего пола в сюртуках и модных платьях”, нетерпеливо ожидающих прихода таинственной “Девы из дальней страны”. Но по ходу действия мистический туман рассеивается: “Дева” оказывается кукольной Коломбиной, “Коса смерти” – женской косой, кровь – клюквенным соком, возвышенные страсти – шутовством, мистерия оборачивается маскарадом, “балаганчиком”. Ирония Блока низвела модный тогда мистицизм до уровня ярмарочного представления . Но пьеса имела и второй план – где разыгрывалась нешуточная трагедия ее героев. И эта двойственность – пребывание действия на грани трагического и комического, реального и потустороннего придавали пьесе особое очарование. “Балаганчик” сделался заметным событием тогдашней культурной жизни. Пьеса была поставлена Мейерхольдом в театре Комиссаржевской в декабре 1906 года.
    Начавшийся в России в первые годы нового века подъем революционной борьбы захватил и юного Блока. Жизнь реальная, раскаленная, кипучая русская жизнь нахлынула на поэта и подняла его на свой гребень. Он воочию увидел кричащие противоречия действительности – голод голодных и сытость сытых, и в нем громко заговорила совесть.
    В ноябре 1903 года было написано стихотворение “Фабрика”, прозвучавшее неожиданно остро для самого поэта. Это стихотворение можно рассматривать как точку поворота на пути Блока. Здесь он впервые заговорил о беспощадной власти капиталистов. В стихотворении поэт четко разделил тех, кто работает, и тех кто присваивает себе их труд. Запрещенное цензурой в 1903 году, оно смогло появиться в печати лишь 1905 году.
    Поэт, когда писал стихотворение “Фабрика”, еще не знал, что из фабричных ворот скоро выйдет на улицы первая русская Революция.
    После революции 1905 года в сознании Блока происходит переворот, сущность которого он объясняет в предисловии ко второму сборнику своих стихов “Нечаянная радость” (1907 г.): “Молчаливая, ушедшая в себя душа” поэта, для которого весь мир – “балаган, позорище”, так и осталось бы погруженной в туманные грезы, “если бы не тревожили людские обители города. Там в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни”. Все чаще в поэзии Блока звучит тема города, который одновременно притягивает его и отталкивает. Город – это символ бездушного “страшного мира”, обреченного на неизбежную гибель.
    Место Прекрасной Дамы занимает в его поэзии “Незнакомка” – “влекущая” и “пугающая”, в жертву которой – дерзкой, порывистой и порочной – поэт временами готов отдать свою душу. В поэзии Блока все явственней стали звучать скорбные мотивы, навеянные суровой реальностью.
    Сборник “Нечаянная радость” не был принят его друзьями символистами. Они хотели видеть в нем писателя “Прекрасной Дамы”, “Царевны Златокудрой”, а его новизну они приняли как измену его прошлого. А. Белый заявил: “Блок – поэт “Златокудрой царевны” был дорог не многим, а Блок “Незнакомки” стал любимцем толпы”.
    Бурные события начала века “окунули Блока в быт, раскрыли перед ним новый мир во всей своей неприглядности, но и во всей его художественной значимости. Сборник “Нечаянная Радость” – это “радость” внезапной встречи с новым миром, отталкивающим и одновременно глубоко притягивающим.
    Все поэтические циклы Блока, появившиеся между 1907 и 1917 годами полны тревожных предчувствий надвигающейся на Россию катастрофы. Поэзия Блока стала настоящей летописью той духовной драмы, которую пережило в эти десять лет русское общество. Обстоятельства семейной жизни, конфликты с женой, еще более усугубляли трагизм его мироощущения.
    Порой Блоки подолгу жили врозь, но все же их тянуло друг к другу – расстаться навсегда они были не в состоянии. Блок искал душевного равновесия в случайных скоротечных связях и вине. В эти годы начинаются его долгие гуляния по Петербургу. Излюбленные места – бедные переулки Петербургской стороны, бедные грязные ресторанчики, кружки из биллиардной. Здесь к нему приходило вдохновение.
    За поэтическими образами созданными в это время лежат глубокие размышления Блока о современной цивилизации и культуре. С особенной силой это выразилось в цикле из пяти стихотворений “На поле Куликовом”, над которым он работал в 1908 году. Здесь Блок обращаясь к исторической теме говорит о нынешнем, о своем.
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь – стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    …………………………….
    И вечный бой! Покой нам только сниться
    Сквозь кровь и пыль.
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    В этой поэме о России Блок впервые поднялся над всеми школами и направлениями и стал наравне с великими русскими национальными поэтами: Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым. Сразу выросла известность Блока. У него появилось много новых, “своих” читателей.
    Слава росла, но тягостное ощущение одиночества и безысходности не покидали его. В связи с этим Блок пишет в 1909 году ряд стихотворений, которые позже объединены в цикл “Страшный мир”. В конце 1913 года начале 1914 были созданы многие стихи, включенные потом в циклы “Черная кровь”, “Седое утро”, “Жизнь моего приятия”, и “Ямбы”. В стихах это поры облик страшного мира был дан без всякого мистического тумана. “Ужасы реальности” – так определял Блок существо своей темы. В его сознании возникает образ бездны, куда вот-вот провалится старая Россия.
    В летние и осенние месяцы 1910 года, вечерами, после работы, Блок составляет сборник “Ночные часы”, переписывает стихи, формирует циклы. “Ночные часы” в отличии от предыдущих сборников Блока не имеет предисловия. Он здесь пишет о любви, о России и стремительном ее полете в неведомое будущее, о пустоте жизни, о своем поколении, не способном к действию. Он казнит себя за слишком светлую веру в любовь и в жизнь, которая сопровождала его выход на поэтическую арену.
    В предреволюционные годы напряжение душевной жизни Блока достигла своего предела. В это время, то есть в 1910 году написано одно из самых ёмких и самых зашифрованных из стихотворений – “Шаги Командора”, которое было в последствии переделано в 1912 году. “Шаги Командора” традиционная средневековая легенда перестроенная в совершенно иной, современный и злободневный по содержанию символики план. Дон Жуан в стихотворении Блока не герой средневековой легенды. Это лишь маска, условное обличие, за которым скрыт лирический герой Блока – его современник, человек его эпохи, в широком смысле он сам. Дон Жуан Блока – “изменник блаженства”. Его столкновение со статуей Командора рассматривается как столкновение героя с историей с роком.
    В этом стихотворении царит ночь, символ враждебной человеку действительности, зло господствующее над миром. Мир стихотворения строится на противопоставлении ночи и света, Дон Жуана и Донны Анны. Хоть Донна Анна “в могиле”, но она жива и видит неземные сны, в отличии от Дон Жуана, который не слышит “блаженства звуки”, доносящиеся “из страны желанной, незнакомой, дальней”, ибо для него “миги жизни сочтены”. Дон Жуан представляет старую Россию, а Донна Анна светлое будующее, и в стихотворении видна та надежда на то, что сразу же после “смерти” старой России настанет светлое будущее:
    Донна Анна в смертный час твой встанет,
    Анна встанет в смертный час.
    О наступлении нового дня в стихотворении возвещает “пение петуха”, доносится из страны “блаженной, незнакомой, дальней”. Звук у Блока несет всегда определенный символ, знак, высшее предначертание.
    Жизнь пуста, бездумна и бездонна,
    Выходи на битву, старый рок!
    И в ответ – победно и влюблено –
    В снежной мгле поет рожок…
    В символике стихотворения Блок и его герой то меняются местами, то сливаются в один образ – образ человека, утратившего связь со временем, с эпохой и заплатившего за это утратой будущего. Стихотворение “Шаги Командора” – это рассказ о человеке двадцатого столетия, это стихотворение трагическое, но не безысходное.
    Первая Мировая война началась летом 1914 года. Она с самого начала вселяла в Блока зловещие предчувствия. Как в это время общество признало Блока первым поэтом России. Все его издания стихов становились литературным событием и мгновенно расходились. Стихи, которые он писал о России в 1915 году, имели неизменный успех.
    В апреле 1916 года Блок призван в армию. Но на фронт он не попал. Блок все время находился при штабе. В Петербург он вернулся в марте 1917 года, уже после Февральской Революции.
    Тетка Блока Бекетова пишет: “Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции…”.
    “Крушение старого мира” – это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества, он был охвачен предчувствием конца света, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности.
    В Октябрьской Революции Блок увидел последнее победное восстание “стихии”, “окончательное разрушение”, “мировой пожар”. В слове “революция” он ощущал, по его словам, нечто “страшное”: беспощадность народной расправы, большую кровь, невинные жертвы. Все мысли, ощущения, наблюдения и предчувствия, воплотились в последнем великом творении Блока – поэме “Двенадцать”.
    Здесь Блок воспел русский бунт, “бессмысленный и беспощадный”. Центральной темой поэмы он сделал историю уголовного преступления – ненужное и случайное убийство проститутки Катьки.
    Работу над “Двенадцатью” Блок начал в январе 1918 года. Поэма была закончена 29 января. На другой день 30 января – Блок написал “Скифов”. Оба сочинения были напечатаны в левоэсеровской газете “Знамя труда”. Ни одно литературное произведение того времени не вызывало такого бурного резонанса в обществе – такой хвалы и хулы, таких восторгов и проклятий, как “Двенадцать”. Поэма мгновенно разошлась на лозунги, цитаты, поговорки, вышла на улицу Вскоре Блок мог видеть свои стихи на плакатах расклеенных на стенах или вставленных в магазинных витринах, на знаменах армейцев и моряков. Однако, всех и тех кто восхищался поэмой и тех, кто обрушился на нее с гневными нападками, одинаково смущал Христос, появившийся с красным флагом перед красногвардейцами в последней главе “Двенадцати”. Образ этот, увенчавший поэму, явился в ней не как плод рассудочных рассуждений – Блок “увидел” его в “музыке” произведения, но по собственному его признанию, Христос был неожиданностью даже для него самого. 20 февраля Блок записал у себя в дневнике: “страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы “не достойны” Иисуса, который идет с ними сейчас, а надо, чтобы шел Другой”. “Другой” с прописной буквы. Это несомненно Антихрист. Но Блок преодолел это сомнение.
    “Двенадцатью” и “Скифами” по праву открывается первая заглавная страница русской советской поэзии. Неоценимая историческая заслуга Александра Блока состоит в том, что он не только выразил дух своего переломного времени, но и связал прошлое с настоящим. Последний из величайших поэтов России старой, он стал первым великим русским поэтом новой Октябрьской эры.
    После “Двенадцати” и “Скифов” Блок написал еще несколько слабых стихотворений. Поэтическое вдохновение покинуло его навсегда, словно этими произведениями он привел свое творчество к логическому концу. На вопрос, почему он больше ничего не пишет Блок отвечал: “Все звуки прекратились. Разве Вы не слышите, никаких звуков нет?”. Самую, казалось бы, шумную, крикливую и громкую эпоху, он вдруг ощутил как безмолвие. Его жизнь между тем продолжалась. Некоторое время Блок работал в Театральном отделе, где возглавлял Репертуарную секцию. Потом он сотрудничал с Горьким в его издательстве “Всемирная литература”. В апреле 1919 года Блоку предложили стать председателем художественного совета не давно основанного Большого драмтеатра. Но все эти занятия вскоре перестали его удовлетворять. Возвратилось прежнее ощущение бессмысленности существования. В начале 1921 года Блоком овладело чувство бесконечной усталости. Возникли и стали быстро развиваться симптомы серьезной болезни, появились отдышка и сильная боль в руках и ногах. Скоре Блок потерял всякий интерес к жизни и однажды он признавался, что “осенью хочет умереть”. Врачи, в конце концов, к которым ему пришлось обращаться, определили у него запущенную болезнь сердца и острую психастению. Состояние вскоре стало безнадежным. Последние недели жизни Блок мучительно задыхался и невыносимо страдал. Умер он в августе 1921 года неожиданно для многих и еще сравнительно молодым человеком.
    Литература:
    1. С.Кошечкин “Блок А.А.: …И с миром утвердилась связь: лирика, поэмы”. – Москва, “Воениздат”, 1978 г.
    2. В.Орлова “Блок А.А.: стихотворения и поэмы”. – Москва: “Художественная литература”, 1980 г.
    3. И.Исакович “Блок А.А.: стихотворения. Поэмы. Театр.” I том. – Ленинград: “Художественная литература”, 1972 г.
    4. К.Рыжов “Сто великих россиян”. – Москва: “Вече”, 2000 г.

  8. 8
    Текст добавил: ^твоЯ самая кайФовая дурЬ^

    К вопросу о родной земле, так или иначе, подходило большинство поэтов, и всякий по-своему постигал известную для старого и малого Родину — Россию. Среди них и Александр Александрович Блок.
    Одной из центральных тем в его поэзии является тема родины. Блок не тотчас отыскал для себя эту тему, предшествовали продолжительные годы этического становления. Поэт пережил многое и испытал, \”напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну\”, прежде, чем начать писать о России. Обращение к теме родины явилось неповторимым результатом творчества Александра Блока.
    Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении \”Русь\” перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.
    Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта.
    Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России.
    Сам поэт писал: \”Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель\”.
    Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его \”Русь\”, \”Россию\” или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой — историей.
    В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл \”На поле Куликовом\”. Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться \”тьмы — ночной и зарубежной\”, скрывающей ее путь.
    Пять стихотворений из цикла \”На поле Куликовом\”, созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:
    Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России.
    Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: \”Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством\”. Нервным расстройством… И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе.
    Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась \”путеводительным маяком\”, освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении \”Последнее напутствие\” поэт говорит о том единственном, что выводит из \”постылого \”круга бытия\”. Это \”единственное\” — Россия.
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.
    Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не \”как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с чувством жгучей, интимной любви\”. Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. \”В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим\”, — писал он.
    Блок, рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что \”душа хочет любить только прекрасное\”, поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а \”сострадание есть уже начало любви\”.
    Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: \”Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…\”
    Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены \”отчетливой исторической памятью\”. Написаны они от лица сына \”страшных лет России\”. В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: \”Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее…\” Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.
    Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию \”прекрасными чертами\”, он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой.
    Необъятность далей, песни ветровые, дороги далекие, тройки разудалые, расхлябанные колеи, дали туманные, \”неба осветленный край средь дымных пятен\” — это прекрасная, неповторимая и самобытная блоковская Русь, горячо и беззаветно любимая им. Именно ее он всю свою жизнь любил, именно для нее ждал перемен, верил, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года \”свет одолеет тьму\”.
    Лирическая поэзия Александра Александровича Блока — стихотворный дневник жизни русского человека на грани двух эпох.

  9. Главная
    Рефераты по рекламе
    Рефераты по физике
    Рефераты по философии
    Рефераты по финансам
    Рефераты по химии
    Рефераты по цифровым устройствам
    Рефераты по экологическому праву
    Рефераты по экономико-математическому моделированию
    Рефераты по экономической географии
    Рефераты по экономической теории
    Рефераты по этике
    Рефераты по юриспруденции
    Рефераты по языковедению
    Рефераты по юридическим наукам
    Рефераты по истории
    Рефераты по компьютерным наукам
    Рефераты по медицинским наукам
    Рефераты по финансовым наукам
    Психология и педагогика
    Промышленность производство
    Биология и химия
    Языкознание филология
    Издательское дело и полиграфия
    Рефераты по краеведению и этнографии
    Рефераты по религии и мифологии
    Рефераты по медицине
    Рефераты по сексологии
    Рефераты по информатике программированию
    Рефераты по биологии
    Рефераты по экономике
    Рефераты по москвоведению
    Рефераты по экологии
    Рефераты по физкультуре и спорту
    Топики по английскому языку
    Рефераты по математике
    Рефераты по музыке
    Остальные рефераты
    Рефераты по авиации и космонавтике
    Рефераты по административному праву
    Рефераты по безопасности жизнедеятельности
    Рефераты по арбитражному процессу
    Рефераты по архитектуре
    Рефераты по астрономии
    Рефераты по банковскому делу
    Рефераты по биржевому делу
    Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству
    Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
    Рефераты по валютным отношениям
    Рефераты по ветеринарии
    Рефераты для военной кафедры
    Рефераты по географии
    Рефераты по геодезии
    Рефераты по геологии
    Рефераты по геополитике
    Рефераты по государству и праву
    Рефераты по гражданскому праву и процессу
    Рефераты по делопроизводству
    Рефераты по кредитованию
    Рефераты по естествознанию
    Рефераты по истории техники
    Рефераты по журналистике
    Рефераты по зоологии
    Рефераты по инвестициям
    Рефераты по информатике
    Исторические личности
    Рефераты по кибернетике
    Рефераты по коммуникации и связи
    Рефераты по косметологии
    Рефераты по криминалистике
    Рефераты по криминологии
    Рефераты по науке и технике
    Рефераты по кулинарии
    Рефераты по культурологии
    Рефераты по зарубежной литературе
    Рефераты по логике
    Рефераты по логистике
    Рефераты по маркетингу
    Рефераты по международному публичному праву
    Рефераты по международному частному праву
    Рефераты по международным отношениям
    Рефераты по культуре и искусству
    Рефераты по менеджменту
    Рефераты по металлургии
    Рефераты по налогообложению
    Рефераты по педагогике
    Рефераты по политологии
    Рефераты по праву
    Биографии
    Рефераты по предпринимательству
    Рефераты по психологии
    Рефераты по радиоэлектронике
    Рефераты по риторике
    Рефераты по социологии
    Рефераты по статистике
    Рефераты по страхованию
    Рефераты по строительству
    Рефераты по схемотехнике
    Рефераты по таможенной системе
    Сочинения по литературе и русскому языку
    Рефераты по теории государства и права
    Рефераты по теории организации
    Рефераты по теплотехнике
    Рефераты по технологии
    Рефераты по товароведению
    Рефераты по транспорту
    Рефераты по трудовому праву
    Рефераты по туризму
    Рефераты по уголовному праву и процессу
    Рефераты по управлению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *